NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Ермохина Ольга Георгиевна, преподаватель бу спо хмао-югры «Югорский художественный техникум»


Активизация процесса освоения методических принципов работы над академическими рисунками на начальных этапах обучения студентов
Ермохина Ольга Георгиевна,

преподаватель БУ СПО ХМАО-Югры

«Югорский художественный техникум»,

г. Югорск
В современном обществе существует потребность в людях с глубоко развитым чувством прекрасного, умением образно мыслить, с творческим отношением к делу. Ответственность за решение этих задач во многом лежит на преподавателях изобразительного искусства.

В связи с этим особое значение приобретает их профессиональная подготовка. К числу профилирующих учебных дисциплин в художественном образовании относится академический рисунок.

Рассматривая рисунок как основу изобразительного искусства, курс академического рисования ставит своей задачей научить правильно наблюдать, познавать и изображать предметы окружающей действительности. Данная задача решается через усвоение основных методов и принципов изображения трехмерной объемной формы на плоскости является главным требованием на начальных этапах обучения рисунку.

Основой мышления в рисунке является не простое перенесение увиденного на лист бумаги, а исследование. Знания об объекте изображения позволяют наиболее точно и выразительно изобразить его. Например, Валентин Серов, создавая иллюстрации к басням Крылова, знал не только анатомическое строение животных, но и изучал их поведение, кроме того наиболее типичные позы и ракурсы, характерные для того или иного вида животного, зарисовывая их с натуры и по памяти.

Получение знаний об объекте в искусстве рисунка возможно, не только теоретически исследуя проблему, но и практикуясь в рисовании с натуры, по представлению и по памяти.

Короткие зарисовки и наброски, штудирование, а также наблюдений из жизни позволяют овладеть языком изобразительного искусства, развивают воображение и внутреннюю речь.

За многие годы в отечественной художественной школе сложилось мнение о профессиональных основах подготовки студентов по рисунку. Были выработаны определенные задачи и методы обучения, накопился значительный опыт в освоении методических принципов учебного рисования.

Однако наблюдение за процессом выполнения учебных рисунков студентами, анализ готовых показывает, что основополагающие методические принципы такие как принцип последовательности работы над рисунком, выполнение рисунка от общего к частному, от главного к второстепенному, принцип конструктивного анализа формы в рисунке, принцип рисования симметричными парными формами и т.п. значительной частью студентов не соблюдаются. Имеет место вялотекущий процесс восприятия и осмысления натуры, практической работы над рисунком. В результате снижается роль важных методических принципов учебного рисования, снижается качество работ студентов, качество и основательность обучения. 
Говоря об активизации процесса обучения, которая может заметно содействовать прочному освоению принципиальных методических подходов по рисунку, следует отметить, что средством такой активизации могут служить методы проведения занятий, способствующие целенаправленной эффективной работе студентов, их заинтересованного отношения к ней.


В этой связи большее значение приобретают такие методы активного обучения, когда особое внимание уделяется активной самостоятельной деятельности студентов. В этом случае способы и приемы педагогического воздействия должны побуждать к усиленной мыслительной активности, к проявлению творческого подхода в учебной деятельности.

Для активизации учебного процесса на занятиях рисунком включаю рисование по памяти, по представлению. Применяю методический принцип углубленного изучения изображаемой натуры с помощью рисования с различных точек зрения и выполнения дополнительных зарисовок. Что позволяет мне нацелить студентов на целостное изучение натуры, как объект исследования.

Одним из способов  активизации учебного процесса является повышение роли самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее прежде всего индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя, программы обучения.

Исходя из этого, моими студентами самостоятельно выполняются практические задания по копированию. Темы подбираются с точки зрения взаимосвязи учебного и творческого аспектов в каждом конкретном случае. На 2 курсе это копия рисунка гипсовой головы. Даются упражнения на ведение планомерного развития навыков овладения академическим рисунком: на 2 курсе – рисование частей лица живого человека (ухо, нос, глаза); зарисовки головы живого человека различными материалами.

В связи с чем, применение методов активизации процесса обучения на занятиях по рисунку позволяет выявить взаимосвязь учебного и творческого аспектов в академическом рисунке, и повысить уровень академического рисунка у студентов 2 курса.

Список литературы

  1. Авсиян, О.А. Натура и рисование по представлению: Учеб. пособие / О.А. Авсиян. - М.: Изобразительное искусство, 1985. -152 с.

  2. Анисимов, Н.Н. Основы рисования: Учебное пособие. 2-е изд. / Н.Н. Анисимов. - М.: Стройиздат, 1977. -168 с.

  3. Волков, Н,Н. Восприятие предмета и рисунка. //В сб.: Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия: Учебное пособие / Н.Н. Волков. - М.: Просвещение, 1989. – с.57-64.

  4. Ростовцев, Н.Н. История методов обучения рисованию: Учебное пособие /Н.Н. Ростовцев. - М.: Просвещение, 1982. - 240 с.

  5. Ростовцев, Н.Н. Учебный рисунок / Н.Н. Ростовцев. - М.: Просвещение, 1985. - 256 с.

  6. Ростовцев, Н.Н. Рисование головы человека: Учебное пособие / Н.Н. Ростовцев. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - 304 с.

  7. Могилевцев, В.А. Наброски и учебный рисунок: Учебное пособие /В.А. Могилевцев.- СПб: АРТИНДЕКС, 2009. - 160с.












страница 1


скачать

Другие похожие работы: