Сведения о мбук «Централизованная библиотечная система»
6.5. Формирование основ информационной культуры
Показатели работы по формированию информационной культуры личности
Наименование библиотеки | Уроки по формированию основ ИКЛ | Экскурсии (познавательные) | Массовые мероприятия по формированию основ ИКЛ | ||||
кол-во уроков | кол-во человек | кол-во экскурсий | кол-во человек | Дни библиог- рафии (кол-во) | Информины, конкурсы, игры и др. (кол-во) | Кол-во посети телей | |
Центральная детская библиотека | 8 | 164 | 9 | 308 | - | - | - |
Библиотека №5 | 2 | 55 | 2 | 46 | - | - | - |
Библиотека №6 | 16 | 405 | 9 | 251 | - | - | - |
Библиотека №7 | 15 | 322 | 8 | 193 | - | - | - |
Библиотека №8 | 111 | 1487 | 22 | 558 | - | - | - |
Всего | 152 | 2433 | 50 | 1356 | - | - | - |
В библиотеках ЦБС, работающих с детьми за 2013 год было проведено 50 экскурсий, в общей сложности 1356 детей впервые перешагнули пороги этих библиотек.
39 экскурсий было организовано для 1028 учащихся начальных классов и 11 экскурсий для 328 чел. малышей детских садиков.
Экскурсии – активная, живая форма библиотечного обслуживания, зачастую это первое посещение становится началом долгой дружбы с библиотекой и многие библиотеки к организации экскурсий относятся не формально, стараясь разнообразить их по форме и содержанию.
В библиотеке № 6 читальный зал украшается воздушными шарами, звучат песенки из мультфильмов, оформляются выставки с «чудо-книжками» (книжки-панорамы, книжки-игрушки, книжки-великаны, книжки-малютки). Дети участвуют в викторине «Угадай сказочного героя», отгадывают загадки про библиотеку, книгу и получают на память красивые, разноцветные визитки библиотеки с адресом и режимом работы.
Для своих маленьких читателей в первое их посещение библиотекари филиала №5 демонстрируют мультфильмы и с удовольствием вместе разгадывают загадки о книге и чтении.
Увлекательные экскурсии по библиотеке №8 проходят в занятной игровой форме, малыши смотрят любимые мультики, играют в развивающие компьютерные игры и в восторге от таких мероприятий.
Уроки информационной культуры
В отчетном году библиотечными специалистами детских библиотек ЦБС было подготовлено и проведено 152 библиотечных урока для 2433 слушателя дошкольного, младшего и среднего школьного возраста во взаимодействии и тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями. Формы проведения уроков самые разнообразные – это и урок-практикум, урок-игра, урок-обзор, урок-путешествие и др.
Все занятия по формированию информационной культуры были направлены на обучение:
компьютерной грамотности - 112 уроков (74%) / 1484 чел.
Ф.№7 Уроки компьютерной грамотности в рамках программы «Островок радости» для детей из социального приюта 4 урока / 49 чел.
«Основы пользования компьютером», «Значение клавиш на клавиатуре», «Первое знакомство с Word», «Поиск в Интернете».
Ф.№8 Школа компьютерной грамотности «Веселая школа компьютерных штучек» 108 уроков шк.№28 1-4 классы 1435 чел.
«Мой проводник в Интернет»; «В стране алгоритмов»; «Создание электронного документа»; «Управление компьютером»; «Поиск информации»; «Дети в сети Интернете»; «Безопасность при работе на ПК»; «Компьюша и его друзья»; «Носители информации»; «Что могут компьютеры»; «Учимся играть на компьютере»; «Компьютер обретает разум»; «Путешествие в мир красок»; «Виртуальный мир»; «Путешествие по клавишам»; «Первые уроки рисования»; «Компьютерные головоломки»; «Информация вокруг нас»; «Хранение информации» - и многие другие, более 50 тем.
поиску информации с помощью каталогов и картотек - 6 уроков (4%) / 133 чел.
ЦДБ «Что такое каталог и картотеки» 4 урока шк. №14 4-е кл. 82 чел.
Ф.№7 «Ваши помощники при выборе книг»» библиолицей
шк. №33 3 кл. 25 чел.
Ф.№8 «Учимся пользоваться каталогом» шк. №28 5 кл. 26 чел.
рациональной работе с книгой, ориентации в структуре учебных, научных, справочных изданий, рациональному чтению - 14 уроков (9%) / 334 чел.
ЦДБ «Что? Где? Когда?» 4 урока шк. №14 4-е кл 82 чел.
Ф.№5 «Книга – помощник наш и друг» шк. №24 4 кл. 25 чел.
Ф.№6 «Чтобы книга помогала» 3 урока шк. №16 2-е кл. 85 чел.
Ф.№7 Библиолицей: «Справочное бюро читателя», «Книга начинается с обложки», «Кто рисует наши книги», «Познание продолжается» и др.
5 уроков шк.№33 1-4 кл. 123 чел.
«Как делают книгу» (программа «Островок радости») соц. приют 19 чел.
работе с периодикой (СКС) - 18 уроков (12%) / 428 чел.
Ф.№5 «Вчера, сегодня, завтра журналов и газет» шк. № 31 2кл. 30 чел.
Ф.№7 «Каждодневное чудо: газеты и журналы для детей» 2 урока
шк. №11, 33 2-е кл. 52 чел.
Ф.№6 «Пестрые страницы» 13 уроков шк.№16, 35 л/лагерь 320 чел.
Ф.№8 «Планета периодика» 2 урока шк. №28 4 кл. 26 чел.
о библиотеке, информационной культуре - 2 урока (1%) / 54 чел.
Ф.№7 «Город твоих друзей» шк. №11 4кл. 30 чел.
«Путешествие в Читай-город» шк. №33 1 кл. 24 чел.
Компьютеризация детских библиотек сегодня выполняет особую миссию - обеспечивает юным читателям оперативный доступ к информационным ресурсам и одновременно библиотека становится центром обучения компьютерной грамотности подрастающего поколения.
С февраля 2012 года в электронном читальном зале детской библиотеки №8 работает школа компьютерной грамотности «Веселая школа компьютерных штучек» в рамках программы формирования информационной культуры «Компьютер: шаг за шагом». Обучение организовано для детей младшего школьного возраста и проходит на платной основе.
В отчетном году школа компьютерной грамотности пополнилась новыми слушателями. В сентябре в ее ряды влились самые юные пользователи, первоклассники школы № 28 (1 класс «Г»). Также, занятия посещали учащиеся 3 «Г» и 4 «А» этой же школы. Всего 1461 человек.
В течение года библиотечные специалисты Войткевич М. Н., Скуратов И. И., Хомматова А. В. и Ивлева О. Е. подготовили и провели для ребят 110 самых различных информационных уроков. В основном, это уроки-практикумы, на которых давались конкретные практические задания и прививались навыки работы с компьютером, например: «Создание электронного документа» или «Поиск информации в Интернете». На информационном уроке-практикуме «Виртуальный мир» самые старшие слушатели школы (4 класс) узнали, что существуют два взаимосвязанных мира: мир объектов реальной действительности и мир понятий об объектах. Мир понятий - это виртуальный мир и в ходе выполнения заданий на компьютере четвероклассники попытались разобраться в разнице между реальным и виртуальным миром, а также в том, как они взаимодействуют.
Но, поскольку это «Веселая школа компьютерных штучек», то широко использовались уроки–игры, в ходе которых, играя, юные пользователи постигали компьютерные азы. На увлекательных уроках для самых юных пользователей «Учимся играть на компьютере», «Компьютерные головоломки», «Первые уроки рисования» ребята узнали структуру компьютера, в игровой форме выполняли интересные и полезные задания, используя одинарный и двойной щелчок мыши, перетаскивание предметов на рисунке, конструирование. Эти практические занятия ориентировали на развитие логического мышления у детей и навыков работы с компьютером. А так же на восприятие информации с экрана, ее анализа, управления мышью и клавиатурой.
Применялись и уроки-знакомства: так на уроке «Взгляд изнутри» ребята познакомились с устройством компьютера, а с различными браузерами на уроке «Мой проводник в Интернет».
Проводились для слушателей школы и информационно-познавательные часы на самые различные темы, такие как «Здравствуйте, я ваш одноклассник» о сайте «Одноклассники» или «Флешка в разрезе», о популярном запоминающем устройстве.
Обучая юных пользователей компьютерной грамотности, ведущие школы привили им и навыки безопасности. На информационных уроках безопасности «Дети в сети Интернет» и «Обходи опасные пути» ребята узнали, какие опасности их могут подстерегать в безбрежном море Интернета.
Так, шаг за шагом, в форме игры или путешествия, на практических занятиях «Веселой школы компьютерных штучек» юные пользователи приобрели основные навыки работы с компьютером, такие необходимые в сегодняшнем информационном веке.
В детской библиотеке №7 были проведены 4 занятия из цикла уроков «Компьютер для начинающих» в рамках программы «Островок радости». По принципу от простого к сложному 49 ребят из социального приюта получили навыки самостоятельной работы на компьютере по темам: «Основы пользования компьютером», «Значение клавиш на клавиатуре», «Первое знакомство с Word», «Поиск в Интернете».
Обучение рассчитано на весь срок реализации программы с 2012-2014 гг. Возраст детей от 7 до 15 лет.
В этой же библиотеке продолжилось обучение основам информационной культуры учащихся 1-4 классов школы №33 в «Библиолицее». Лицеисты посещали занятия в 2013 году по темам: «Справочное бюро читателя», «Познание продолжается», «Откуда есть пошла книга. Книжкина больница», «Каждодневное чудо», «Ваши помощники при выборе книг», «Книга начинается с обложки: структура книги», «Путешествие в Читай-город», «Кто рисует наши книги». Всего 198 детей.
В общей сложности 456 учащихся с 1 по 4 класс школ №14, 21 и 27 приняли участие в программе «Светофор» на младшем абонементе Центральной детской библиотеки в отчетном году. Всего же были обучены первичным навыкам информационной культуры за все время ее существования 6063 учащихся младших классов.
6.6. Сервисные библиографические услуги
С апреля 2012 года на сайте МБУК «ЦБС» действует новая услуга «Задать вопрос библиографу», предоставляющая возможность удаленным пользователям обратиться к библиографу с вопросом, не требующего сложного и длительного библиографического разыскания. Полные тексты не предоставляются.
В новом формате обслуживания поступило 11 запросов, выполнено 10 - из них 5 фактографических, 3 тематических и 2 адресных. В ответах даны ссылки на 44 источника информации, а также на городские сайты. На один фактографический запрос был дан отказ, в виду отсутствия документов в фонде.
Продолжаем виртуальное обслуживание своих пользователей, в основном студентов, через Службу сервиса ЭБК. На сегодняшний день отправлено 83 запроса, выполнено 78 и пользователи ЭБК в ответ на свои запросы получили 477 копий электронных документов. Из отправленных запросов: 72 (87%) – это тематические запросы, 11 (13%) – на копии страниц конкретных изданий. 74% запросов выполняется в помощь учебной деятельности, 26% - для производственных и самообразовательных целей.
В том числе, в 2013 году в Службу сервиса было отправлено 58 запросов пользователей (из них 51 – это тематический запрос и 7 - на копии страниц конкретных изданий), выполнено 55 и получено 316 копий документов.
6.7. Формы и методы работы в области рекомендательной библиографии
Красочные, оформленные живо и занимательно, малые формы рекомендательной библиографии, преобладают в детских библиотеках нашей ЦБС. Они пользуются популярностью за оперативность и актуальность, помогают своевременно донести информацию о новой литературе, о писателях, обо всем, что интересно. Серьезная самообразовательная работа, формирование читательских интересов начинается именно с рекомендательных пособий малой формы.
Памятка для учащихся младших классов «Научись беречь лес» была сделана в детской библиотеке-филиале Ф.№5.
По наиболее важным или актуальным темам были оформлены 9 рекомендательных списков литературы: «Вместе с детьми» - список новой литературы для воспитателей детского сада (Ф.№5); «Моя Родина - Россия», «В мире техники», «Криминалистика», «Рыболовство», «Мой преданный друг» - для абонентов индивидуального информирования (Ф.№8); «Большие и малые земли Владимира Афанасьевича Обручева» аннотированный список литературы, «Украшение природы», «Всё о футболе» (ЦДБ).
С целью самообразования, расширения кругозора и организации рационального чтения читателей Центральной детской библиотеки, для них в отчетном году были составлены 5 планов чтения – «Закаляйтесь на здоровье» - для учащихся 6-7 классов, «Кладовая природы Михаила Пришвина», «Сказка с лесной опушки», «Незнайка и его друзья» и «Соседи по планете» - для учащихся 1-4 классов.
7. Организационно-методическая работа.
В конце 2012 года по традиции ведущими специалистами ЦБС была спланирована вся работа по методическому обеспечению деятельности библиотек ЦБС на 2013 год, составлен Сводный план по примеру областных библиотек. В течение года вся методическая работа строилась согласно этому плану.
Успех деятельности любой организации во многом определяется уровнем профессиональной подготовки кадров. В современных условиях дополнительное профессиональное образование становится действенным инструментом адаптации библиотекарей к выполнению новых функциональных обязанностей, связанных с информатизацией библиотечных процессов и повышением социальной роли библиотек как информационных, культурных и образовательных учреждений.
Для поддержки профессионального уровня библиотечных работников сложилась система повышения квалификации, охватывающая всех сотрудников библиотек. Формы повышения квалификации библиотекарей, практикуемые в ЦБС, можно разделить на две группы: коллективные и индивидуальные.
Чаще всего используются такие коллективные формы, как совещания, семинары, практикумы, курсы, тренинги, конкурсы профессионального мастерства.
Семинары - одна из наиболее распространенных и наиболее разработанных форм повышения квалификации. Цель их проведения - информирование специалистов о новых формах работы, анализ практики, пропаганда и содействие внедрению новых технологий, приёмов и методов работы.
В 2013 году были проведены следующие мероприятия по повышению квалификации сотрудников:
1. «Учиться никогда не поздно!»: творческий семинар из опыта работы библиотек ЦБС за 2012 год (февраль).
2. Отчетное собрание по итогам работы МБУК «ЦБС» за 2012 год (март). Коллегам представлено самое интересное и актуальное, что было сделано за отчетный год, проанализированы основные цифровые показатели работы, кадровый потенциал, результаты исследования качества оказания муниципальных услуг и т.д.
3. «Библиографическое описание печатных изданий библиотеки»: практическое занятие в Школе библиографического описания (март).
4. «Библиотечное сотрудничество в рамках проекта «Электронная библиотека Кузбасса»: семинар для работников читальных залов (апрель).
5. «Современные направления фондоохранной работы: из опыта работы библиотек системы»: семинар по сохранности документных фондов (сентябрь).
6. «Информационная грамотность в библиотеке: современные технологии и инновации»: лаборатория опыта (октябрь).
7. «Интернет-ресурсы в библиографической работе»: обучающий семинар (ноябрь).
8. «Современные тенденции и подходы в краеведении»: семинар (ноябрь).
На этих мероприятиях освещались вопросы библиотечного краеведения, продвижения книги и чтения, организации библиотечного пространства, информатизации библиотек, их роли в воспитании подрастающего поколения и др. В работе каждого приняли участие библиотекари детских библиотек ЦБС.
Наиболее интересен сотрудникам муниципальных библиотек стал обучающий семинар «Информационная грамотность в библиотеке: современные технологии и инновации».
На семинаре состоялся обмен опытом по развитию информационно-библиотечной деятельности на базе компьютерных и Интернет-технологий, демонстрация новых технологических решений для информационного обеспечения библиотечных процессов, обсуждение вопросов взаимодействия по организации и поддержке веб-сайта ЦБС и Библиотечного портала Кемеровской области, конструктивный диалог по продвижению электронных ресурсов в читательской среде, организации курсов повышения компьютерной грамотности на базе электронных залов в библиотеках ЦБС.
Большой интерес участников семинарского занятия вызвала лаборатория опыта «Работа с рисунками и фотографиями средствами Microsoft Office», а также консультация по работе в программе «1С: Библиотека».
В целом деятельность библиотек по повышению квалификации специалистов была направлена на решение следующих задач:
- поддержка творческого потенциала библиотекарей;
- углубление и обновление профессиональных знаний библиотечных
работников;
- адаптация специалистов к выполнению новых видов профессиональной деятельности и новых функциональных задач, связанных с внедрением и использованием информационных технологий в библиотечном деле.
На Советах при директоре, которые проводятся ежемесячно в первую среду, поднимаются вопросы, касающиеся библиотечного обслуживания населения в городе, организации массовой работы, методики проведения конкретных мероприятий, проводятся обзоры профессиональных периодических изданий.
Кроме коллективных форм широко используются и индивидуальные, проводится постоянная разовая консультационная помощь, которую оказывают все ведущие специалисты ЦБС.
Система повышения профессиональной подготовки строится так, чтобы стимулировать инициативу библиотекарей, разбудить их творческие силы, формировать их личностные и профессиональные качества.
В ходе отчетной кампании проведен опрос сотрудников филиалов по повышению квалификации и обмену опытом работы. Приоритетными темами для будущего планирования названы: «Библиотека – территория творчества», «Информационные технологии в продвижении чтения», «Развитие детских библиотек в эпоху цифровых технологий», «Подготовка библиографической продукции», «Как привлечь подростка в библиотеку и сделать из него читателя», «Электронные ресурсы детской библиотеки: создание и использование».
Методическая служба ЦБС активно использует посещения (выезды) в библиотеки-филиалы с целью оказания практической и методической помощи. Основные темы выездов: ведение библиотечной документации, организация клубов по интересам, проведение городских мероприятий, подведение итогов конкурсов и т.п.
Методические выезды в библиотеки ЦБС:
№ п/п | Дата | Причина методических выездов в библиотеки ЦБС |
1. | 21.01.2013 | Ф.10. Подведение итогов городского конкурса «Лучшая библиотека 2012 года» |
2. | 21.01. 2013 | Ф.6. Подведение итогов городского конкурса «Лучшая библиотека 2012 года» |
3. | 22.01.2013 | Ф.2. Подведение итогов городского конкурса «Лучшая библиотека 2012 года» |
4. | 22.01.2013 | Ф.5. Подведение итогов городского конкурса «Лучшая библиотека 2012 года» |
5. | 23.01.2013 | Ф.1. Подведение итогов городского конкурса «Лучшая библиотека 2012 года» |
6. | 23.01.2013 | Ф.7. Подведение итогов городского конкурса «Лучшая библиотека 2012 года» |
7. | 28.01.2013 | Ф.8. Подведение итогов городского конкурса «Лучшая библиотека 2012 года» |
8. | 28.01.2013 | ЦБ. Подведение итогов городского конкурса «Лучшая библиотека 2012 года» |
9. | 29.01.2013 | ЦДБ. Подведение итогов городского конкурса «Лучшая библиотека 2011 года» |
10. | 29.01.2013 | Ф.4. Подведение итогов городского конкурса «Лучшая библиотека 2012 года» |
11. | 6.03. 2013 | ЦДБ. Посещение презентации краеведческих сборников, изданных студентами КГТ, Совет при директоре |
12. | 8.04.2013 | ЦДБ. Подготовка к отчетному собранию за 2012 год. Проверка документации на пункты выдачи литературы |
13. | 9.04.2013 | ЦДБ. Отчетное годовое собрание по итогам работы МБУК «ЦБС» за 2012 год |
14. | 10.04.2013 | Ф.1. По вопросу размещения в библиотеке виртуального читального зала |
15. | 10.04.2013 | Ф.7. По вопросу размещения в библиотеке виртуального читального зала |
16. | 17.04.2013 | Ф.7. Посещение массового мероприятия «В гостях у времен года»: экологический конкурс (Неделя экологии «Моя земля – мой чистый дом») |
17. | 3.05.2013 | ЦДБ. Репетиция семьи Красильниковых на областной конкурс «Самая читающая семья» |
18. | 25.05.2013 | Ф.8. День открытых дверей «За семейным столом» |
19. | 28.05.2013 | Ф.5. «С любовью к книге»: вечер-встреча к Общероссийскому дню библиотек |
20. | 7.07.2013 | ЦДБ. По вопросу размещения в библиотеке виртуального читального зала. Совместно с сотрудниками КемОНБ. |
21. | 7.07.2013 | Ф.7. По вопросу размещения в библиотеке виртуального читального зала. Совместно с сотрудниками КемОНБ. |
22. | 7.07.2013 | Ф.8. Работа электронного читального зала библиотеки. Совместно с сотрудниками КемОНБ. |
23. | 27.08.2013 | Ф.4. Открытие виртуального читального зала |
24. | 18.09.2013 | Ф.7. Встреча с победителями областного интернет-конкурса «Достоинство таланта читателя»; общение с прессой и телевидением |
25. | 24.09.2013 | ЦДБ. Подведение итогов городского конкурса на лучшую поделку из овощей и фруктов |
26. | 25.09.2013 | ЦДБ. «Купчиха Осень»: праздничное мероприятие |
27. | 24.10.2013 | Ф.1. «Афганистан – память и боль»: урок мужества по итогам городского конкурса сочинений, рисунков, посвященного 25-летию вывода советских войск из Афганистана |
28. | 7.11.2013 | Ф.7. «Умелых рук прекрасные творения»: презентация выставки декоративно-прикладного творчества членов клуба «Добродея» |
Важным направлением работы методической службы остаётся практическая помощь филиалам в составлении годовых планов и отчетов, планировании работы по различным направлениям библиотечной деятельности, разработке целевых программ, освоении компьютерной грамотности и др.
Так, в 2013 году была оказана методическая помощь библиотечным специалистам:
- при разработке социального проекта «Детская медиатека «Островок радости» (ф.7) для участия в конкурсе на присуждение 100 грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Проект предусматривает создание детской медиатеки, предоставляющей возможность свободного доступа к информации и организация полезного досуга для детей инвалидов, сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей из неполных семей, способствующей созданию благоприятной среды для развития личности ребенка.
- при подготовке работы Чугулевой Галины Георгиевны, ведущего библиотекаря детской библиотеки-филиала № 7, на всероссийский конкурс «Библиотекарь-2013» (выдвижение от коллектива, консультации, оформление конкурсной работы и др.).
- при написании программы по работе с дошкольниками «Родничок знаний» (ф.7); историко-краеведческой программы «Переселенцы» (ф.8).
Углублению и обновлению профессиональных знаний способствовали
значимые мероприятия, которые состоялись на базе областных библиотек:
- совещание заведующих детскими библиотеками и специалистов по работе с юношеством (март). Вся программа была выстроена интересно, доступно, дружественно. Особенно интересным стало выступление В.П.Чудиновой. Как всегда неожиданные, неординарные формы общения предложили сотрудники КОБДЮ.
- заседание секции детских библиотек «Особый ребенок и библиотека» в рамках конференции некоммерческого библиотечного партнерства «Кузбасские библиотеки» (декабрь).
Выявлению, накоплению и изучению инновационного опыта работы библиотек, формированию устойчивого стремления к самосовершенствованию, творческой самореализации, профессиональному росту библиотекарей способствуют конкурсы профессионального мастерства.
Ежегодно в ЦБС проходит конкурс «Лучшая библиотека года». Ведущие специалисты в январе-феврале объезжают библиотеки системы, анализируют их работу за год. Методистами ЦБС разработаны определенные критерии оценки по основным направлениям работы. Каждый специалист проверяет свой участок работы, отмечает объем проделанного за год, изменения, улучшения, произошедшие в библиотеке. При подведении итогов особое внимание уделяется выполнению муниципального задания, участию библиотеки в областных и городских конкурсах, разработке и реализации библиотечных программ, организации клубов по интересам, выступлениям на семинарах и т.д. Так, «Лучшей библиотекой 2012 года» была признана детская библиотека-филиал № 7.
В 2013 году работники ЦБС активно принимали участие в различных конкурсах, привлекали к участию в конкурсах своих читателей.
Наши успехи в 2013 году:
Победа семьи Красильниковых (ЦДБ) на V областном конкурсе «Самая читающая семья», посвященном 70-летнему юбилею области. Семья получила Гран-при и целевую денежную премию Администрации Кемеровской области.
Коллективу МБУК «ЦБС» вручено Благодарственное письмо Кемеровской областной библиотеки для детей и юношества за организацию и проведение муниципальных этапов областного конкурса «Самая читающая семья».
Участие и победы в областном конкурсе «Важная работа моих родителей» для детей работников сферы культуры.
В областном интернет-конкурсе «Достоинство таланта читателя» победили 4 читателя библиотек ЦБС (всего 9 участников), еще 2 ребенка получили поощрительные призы.
Проведен городской конкурс на лучшую постановку экологической сказки «Чудесница природа», посвященный Году охраны окружающей среды (см. 2.4.3 Экологическое просвещение).
Продолжилась реализация программы развития детских библиотек «Откроем книгу детям» на 2011 – 2016 гг. Программа разработана главным библиотекарем Центра методического обеспечения и обучения персонала Туровой И.В. Программа предусматривает техническое переоснащение детских библиотек, приобретение новой учебной, справочной, научно-популярной и художественной литературы. В 2013 году выделено 150 тысяч рублей, приобретено 1397 экз. книг.
Успешно реализуется целевая программа «К здоровью – сознательно!» по формированию здорового образа жизни (2011-2015 гг.), разработанная главным библиотекарем Центра методического обеспечения и обучения персонала Тимофеевой С.В., которая вошла в городскую программу «Киселевск – будущее без наркотиков». Программа предусматривает мероприятия, которые активно пропагандируют здоровый образ жизни, содействуют организации досуга молодежи, привлекают к чтению, знакомят с интересными людьми нашего города и их увлечениями. В 2013 году из городского бюджета выделено 30 тысяч рублей на пополнение фонда библиотек ЦБС новой литературой по пропаганде здорового образа жизни (приобретено 199 книг).
Не менее успешно идет реализация стратегического Проекта развития МБУК «ЦБС» г. Киселевска «Библиотека – центр общественной жизни» (2011-2015 гг.). Все 10 библиотек системы подключены к сети Интернет. Ведущие специалисты ЦБС оснащены новой техникой. Все библиотеки системы имеют компьютеры. В 2013 году приобретено 6 компьютеров, два ксерокса (Ф.2, Ф.10) на сумму 221 тысяча рублей. В Электронном читальном зале детской библиотеки-филиала № 8 были заменены 3 компьютера на более мощные.
Разработана новая целевая программа ЦБС «Библиотека: новый этап развития» на 2014-2015 гг., которая вошла в ведомственную целевую программу «Развитие культуры Киселевска» на 2014-2015 гг.
Центром методического обеспечения систематически ведется работа по информационному наполнению собственного сайта ЦБС www.biblio-ksl.ru и мини-сайта на Библиотечном портале Кемеровской области. Продолжается подбор и подготовка нового контента группой специалистов ЦБС, в том числе оперативно размещаются новости о событиях ЦБС; обновляется афиша мероприятий, проходящих в библиотеках системы; вносятся изменения и дополнения в раздел книжных новинок и другое.
В Центре методического обеспечения ведутся картотеки:
- «Организация работы библиотеки»: публикации из профессиональных изданий;
- картотека сценарного материала;
- картотека интересных заглавий;
- картотека «Библиотеки города Киселевска»
В 2013 году были разработаны: Положение о городском конкурсе на лучшую постановку экологической сказки «Чудесница природа»; Положение о городском конкурсе профессионального мастерства библиотекарей «Хранители культуры и добра».
Библиотечные кадры.
Характеризуя кадровую ситуацию в детских библиотеках, следует отметить, что продолжается тенденция старения кадров, сокращается число профессионалов, библиотеки испытывают острую потребность в молодых специалистах, имеющих специальное библиотечное образование.
Вакансии в библиотеках зачастую заполняются людьми, не имеющими
специального образования, которые нуждаются в переобучении.
Для того, чтобы более полно реализовать себя в работе,
современный библиотекарь должен постоянно совершенствоваться и
расширять и пополнять знания, полученные в учебном заведении.
Новые должности введены в детской библиотеке-филиале № 8. По решению аттестационной комиссии (аттестация прошла в конце 2012 г.), программист электронного читального зала И.И.Скуратов с 01.01.2013 г. получил должность инженер-электроник; ведущий библиотекарь М.Н.Васильева назначена заведующей отделом «Электронный читальный зал».
Число молодых специалистов | 0 |
Число сотрудников, обучающихся в учебных заведениях | 0 |
Число работающих пенсионеров | 9 |
Число ветеранов в библиотеке | 4 |
Персонал, занятый обслуживанием читателей (для расчета нагрузки) | 23 |
Число вакансий | 0 |
В штатном расписании ставки методиста по работе с детьми нет. Эту работу ведет главный библиотекарь Центра методического обеспечения и обучения персонала при Центральной городской библиотеке.
Показатели нагрузки на одного библиотечного работника в детских библиотеках города Киселевска в 2013 году.
Библиотека | Количество читателей | Количество посещений | Количество книговыдачи | Нагрузка на одного работника | количество работников | ||
читатели | посещения | книговыдача | |||||
ЦДБ | 4012 | 27800 | 62510 | 802 | 5560 | 16502 | 5 |
Ф. № 5 | 3200 | 22005 | 66006 | 800 | 5501 | 16502 | 4 |
Ф. № 6 | 2405 | 16522 | 49512 | 802 | 5507 | 16504 | 3 |
Ф. № 7 | 3202 | 22000 | 66000 | 801 | 5500 | 16500 | 4 |
Ф. № 8 | 5602 | 38502 | 115506 | 800 | 5500 | 16501 | 7 |
Всего: | 18421 | 126829 | 379534 | 801 | 5514 | 16501 | 23 |
Возрастной состав библиотечных работников
| До 25 лет | 25-35 лет | 35-45 лет | 45-55 лет | Свыше 55 |
Кол-во сотрудников | 0 | 3 | 3 | 8 | 9 |
страница 1 ... страница 8страница 9страница 10страница 11страница 12
скачать
Другие похожие работы: