Сведения о мбук «Централизованная библиотечная система»
Таблица № 5
Отказы по причинам по ЦБС в 2013 г.
| | ||||||||
ЦБС | Общее кол-во отказов | нет в фонде | % | Выда-на | % | Спи-сано | % | Другие причины (ветхость, устар.инф-ция, в ремонте, старое издание) | % |
Взрослые библиотеки | 1228 | 754 | 61,4 | 424 | 34,5 | 39 | 3,2 | 11 | 0,9 |
Детские библиотеки | 357 | 145 | 40,6 | 188 | 52,7 | 10 | 2,8 | 14 | 3,9 |
Всего | 1585 | 899 | 56,7 | 612 | 38,6 | 49 | 3,1 | 25 | 1,6 |
Как видно из таблицы, более половины отказов в библиотеках системы из-за отсутствия книг в фондах. Во взрослых библиотеках этот показатель вырос с 54,4% до 61,4%. В детских библиотеках - с 38,0% до 40,6%. В основном показатель «нет в фонде» вырос из-за резкого увеличения отказов на естественнонаучную, техническую и художественную литературу. И львиная доля в этих отказах – недостаточное количество новых книг на абонементах системы. В последнее время библиотекари отвечают отказом на, казалось бы, не очень сложные запросы младших школьников: стихи о маме, войне, армии, книги А. Барто, Н. Сладкова, Н. Носова, В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина и т.д. На абонементе они, вроде бы, есть. Но книги старые, в лучшем случае 80-х годов, много раз клееные, страницы желтые. Новые книжки мы покупаем, но издательства предпочитают выпускать произведения программных авторов в богато иллюстрированном, подарочном издании, т.е. дорого. В детской библиотеке-филиале № 6 школьники отказываются брать книги 80-х годов. Даже при условии, что они в хорошем состоянии. Поэтому в число отказов библиотекари этого филиала ввели причину «старые книги».
Книг по отраслям знаний для детей не только младшего школьного возраста, но и среднего, старшего издается явно недостаточно. Например, литература о животном и растительном мире.
В показателе «выдана» картина другая: детские библиотеки – 52,7%, взрослые – 34,5 %. Показатель отказов по этой причине стабильно высок: 2012 г. – 36,2%, 2013 г. – 38,6%. Особенно у детских библиотек. В детские библиотеки учащиеся младшего и среднего возраста идут классами, поэтому книг не хватает. Во взрослых библиотеках нет такого массового спроса.
Показатель причины «списано» невелик – 3,1%, библиотекари пока возможно держат часто спрашиваемую литературу в фонде, ремонтируют, подклеивают. Кроме того, в нашей системе списание литературы практически на нуле, кроме замены. В конце мая были сданы в бухгалтерию акты на списание по ветхости, уменьшению спроса и устаревшей литературы в количестве 5933 экз. Но до конца года литература так и была не списана. В своих отчетах некоторые филиалы (детские) указали как причину отказов «ветхость» книги (10 отк. – 0,6%).
В этом году мы убрали причину отказов «только в читальном зале». Фактически две причины: «выдана» и «только в читальном зале» можно объединить в одну – «мало экземпляров» или «выдано».
В показатель «другие причины» входят несколько причин: устаревшая информация, ветхие книги, недостаточно информации, книги находятся у задолжника, в ремонте и т.п. Причину «недостаточно информации» ввела библиотекарь читального зала детской библиотеки-филиала № 7 в 2011 г. Теперь практически все библиотеки системы имеют возможность выполнять наиболее сложные запросы при помощи ресурсов Интернета. В детских библиотеках этот показатель несколько вырос: с 2,1% до 3,9%, в основном за счет того, что в фондах много ветхой литературы.
Краеведение.
В последние годы в ЦБС поступает новая литература, но, как правило, экземплярность невелика, не хватает даже по 1 экз. всем библиотекам. 2013 год не стал исключением. Например, Красная книга Кузбасса поступила в 2 экз., Шахтерские бригады – 1 экз. Почему на город со стотысячным населением было выделено всего 2 экз. Красной книги, а по экземпляру получили сельские библиотеки, в которых 200-300 читателей? Ведь можно было попробовать решить вопрос, хотя бы о частичном совместном финансировании. Еще 1-2 экз. мы бы приобрели, несмотря на то, что цена издания неоправданно высокая.
Основные причины отказов в выполнении краеведческих запросов – отсутствие книг по нужной теме в фонде, недостаток информации в имеющихся изданиях или устаревшая информация. Всего было 252 отказа по краеведению, в детских библиотеках – 72. Количество отказов на краеведческую литературу практически не снижается в связи с большим спросом к юбилею области.
В анализе мы представляем список тем и книг по краеведению, на которые было наибольшее количество отказов. Темы в нем повторяются практически неизменно последние три года. В список входят почти все разделы краеведения. Краеведческой литературы для младшего школьного возраста крайне мало. Все детские библиотеки системы хотели бы, чтобы было переиздано пособие для детей младшего школьного возраста «Наш край родной» (Кемерово, 1977) с новыми уточненными данными. Даже с устаревшими сведениями эта книга пользуется большим спросом из-за правильной подачи материала. Не хватает литературы по экологии Кузбасса, нет современной литературы по экономике Кузбасса, всего 4 экземпляра на все библиотеки ЦБС «Красной книги Кемеровской области. Растения» и «Животные». Это лидер по отказам. В фондах нет современной литературы по городам Кузбасса, мало литературы по фольклору проживающих в области народов и т.д. Необходимо в системе иметь продолжение Исторической энциклопедии Кузбасса, так как есть только первый том этого издания.
К юбилею области в школах города проводились различные конкурсы, викторины. Ребята спрашивали информацию по экологии края, об обычаях и обрядах Сибири, истории предприятий Кузбасса, творчестве поэтов и прозаиков, о животном и растительном мире области. Новой литературы о природе Кузбасса, экономическом развитии области мало. Приходится использовать старую. На абонементах книг немного и те устарели, поэтому большинство запросов выполнялось в читальных залах и, в основном, за счет активной работы с периодикой, а также благодаря Интернету. Библиотекари системы постоянно обращаются за помощью к гл. библиографу ЦБС Гавриловой Л.В. и зав. Сектором краеведческой информации Турбаба Е.В. Они выполняют практически все запросы.
Темы по краеведению для издания новой литературы:
география Кемеровской области (реки, леса Кузбасса, животный и растительный мир Кузбасса);
экономическая география области;
экология Кузбасса (состояние окружающей среды, заповедники, заказники, природоохранные мероприятия и т. д.);
города и населенные пункты Кузбасса (история, современное состояние), особенно о Киселевске;
история Кузбасса (по отдельным периодам), история предприятий Кузбасса;
современное экономическое состояние области (в целом и по отраслям);
фольклор Кузбасса (обычаи, обряды, традиции), особенно спрашивалась литература о шорцах;
литература о писателях и поэтах Кузбасса;
статистические сборники;
сборники стихов и прозаических произведений писателей Кузбасса;
литература для младшего школьного возраста о Кузбассе, произведения детских писателей.
(Этот список является одновременно и перечнем основных отказов на краеведческую литературу).
Список краеведческой литературы на переиздание:
Гнатишин, В.Н. Кемеровская область: атлас для школьников. – Кемерово, 2002. (ни одного экз. нет, на втором месте по отказам).
Города Кузбасса / авт.-сост. Н.П. Шуранов, В.В. Савинцев. – Новосибирск: АНО «МАСС – Медиа – Центр», 2002. – 224 с. – (Города Сибири; т. 1).
Историческая энциклопедия Кузбасса: в 3 т. Т. 1. А – К. – Познань: ИК «Штама», 1996. – 380 с.: фотоил. (необходимо переиздание, исправленное и дополненное, и издание оставшихся 2 томов).
Красная книга Кемеровской области. Животные / под ред. Т.Н. Гагина, Н.В. Скалона. – Кемерово: Кн. изд-во, 2000. – 276 с.: ил. (лидер по отказам)
Красная книга Кемеровской области. Растения и грибы / под ред. И.М. Краснобаева. – Кемерово: Кн. изд-во, 2000. – 245 с.: ил. (лидер по отказам).
Наш край родной. – Кемерово: Кн. изд-во, 1977. – 63 с.: ил. (переиздание исправленное и дополненное). (лидер по отказам в детских библиотеках).
Соловьев, Л.И. Краеведческие игры.
Соловьев Л.И. Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей (на третьем месте по отказам, нет ни одного экземпляра).
Шабалин, В.М. Тайны имен земли Кузнецкой: краткий топонимич. словарь Кемер. обл. 3000 назв. / Кемеров. обл. ИУУ, 1994. – 222 с.
Шипулин, А.Я. Леса Кузбасса / А.Я. Шипулин, А.М. Калинин, Г.В. Никифоров. – 2-е изд., доп. – Кемерово: Кн. изд-во, 1976. – 236 с.
Статистические сборники.
Список наиболее часто отказываемой литературы.
Программные произведения, внеклассное чтение:
Алексиевич С.А. Цинковые мальчики.
Алексин А.Г. Звонят, откройте дверь.
Астафьев В.П. Рассказы (Белогрудка, Дядя Кузя – «куриный» начальник).
Вампилов А. Цветы и годы. Свидание.
Голицын С. Сорок изыскателей.
Голявкин В. Тетрадки под дождем. Мой добрый папа.
Грибоедов А.С. Горе от ума.
Достоевский Ф.М. Мальчик у Христа на елке.
Ибрагимбеков М. За все хорошее смерть.
Казаков Ю. По дороге: рассказ.
Куликов Г. Как я влиял на Севку.
Куприн А. Портрет.
Лесков Н.С. Человек на часах.
Лиханов А. Сломанная кукла.
Метерлинк М. Синяя птица.
Минаев Д. Стихи.
Носов Е. Кукла. Как ворона на крыше заблудилась.
Одоевский В. Необойденный дом. Импровизатор.
Островский А.Н. Пьесы. Бедность не порок.
Паустовский К. Бакенщик.
Пермяк Е. Бумажный змей.
По Э. Жук. Овальный портрет.
Пришвин М. Глоток молока.
Сервантес М. Дон Кихот (адаптированное издание).
Сладков Н. Клест и дятел.
Солженицын А.И. Утенок. Шарик. Костер и муравьи.
Сэлинджер Д.Д. Над пропастью во ржи.
Толстой Л.Н. Война и мир (особенно т. 1).
Тристан и Изольда.
Улицкая Л. Капустное чудо.
Ушинский К. Пчелки на разведках.
Чарская Л. Записки маленькой гимназистки.
Черный Саша Домик в саду. Серебряная елка. Кавказский пленник.
Чехов А.П. Рассказы. Пересолил. Студент. Тоска.
Шварц Е. Обыкновенное чудо.
Шукшин В.М. Волки. Критики.
Яснов М. Детское время.
(Этот список можно еще расширить)
Детская литература
(младший, средний и старший возраст):
Вильмонт Е. Детективные повести.
Иванов А., Устинова А. Детективные повести.
Крюкова Т. Телепат.
Липатов Е. Девочки.
Майер С. Все книги саги о вампирах.
Майрон В. Дьюи. Кот, который потряс весь мир.
Мурашова Е. Одно чудо на всю жизнь.
Остер Г. Произведения.
Твен М. История с привидением. Дик Бейкер и его кот.
Успенский Э. Большинство произведений.
Хантер Э. Цикл «Коты – воители».
Хрестоматии для дошкольников.
Стихи о школе, маме, о праздниках, временах года, о войне, защитниках Отечества и т.д.
и многие другие произведения.
Часты отказы из-за недостаточного количества экз. книг серий «Романы для девочек», «Только для девчонок», «Ужастики», «Страшилки», «Детский детектив», «Черный котенок» «Детектив + Live» и т.д.
Отраслевая детская литература:
Борисов Н.С. Стражи русских рубежей.
Великие мысли великих людей: в 3-х томах.
Волков А. Земля и небо.
Воскобойников Г.М. Завет Кирилла и Мефодия.
Гагарин Ю. Вижу землю.
Герасимов В. Животный мир нашей Родины.
Горбачевский Б. Первопечатник Иван Федоров.
Граубин Г. Незнакомые друзья.
Карасева В. Маленькие ленинградцы.
Коняев Н.М. От Ермака до Беринга.
Осетров Е.И. Сказ о Друкаре Иване и его книгах. Золотой ключ.
Петров В. Растительный мир нашей Родины.
Яковлева И. Путь к динозавру.
и другие произведения.
Темы отказов в детских библиотеках:
- книги по естествознанию (о животном и растительном мире, о горах, реках России, по географии России, о динозаврах, о временах года, явлениях природы и т.д.);
- экология (особенно Кузбасса), заповедники;
- краеведение (практически по всем разделам);
- литература о здоровом образе жизни, о вредных привычках, режим дня школьника;
- техническая литература (особенно для младшего школьного возраста): о космосе и космонавтах, правилах дорожного движения, современных прическах, рукоделии (поделки, вязание, вышивка, фелтинг, квиллинг и т.п.);
- история России и зарубежных стран, история Древнего мира, средних веков, традиции, обычаи и обряды народов России, биографии исторических деятелей, Золотое кольцо России;
- археология;
- история вещей;
- история праздников;
- экономика (литература об экономике зарубежных стран, России);
- литература о современных профессиях;
- политика (биографии политических деятелей, политическое положение зарубежных стран);
- литература по праву для всех возрастов;
- современная армия России, военная техника;
- литература по ОБЖ: безопасное поведение на дороге, дома и т.п.;
- игры для детей младшего школьного и дошкольного возраста;
- о книге и первопечатниках;
- о спорте (виды спорта, биографии спортсменов, о туризме);
- искусство (современная музыка, биографии звезд, анализ картин, дизайн);
- языкознание (словари иностранных слов, школьные словари, книги для чтения на английском языке, грамматика английского языка);
- фольклор (пословицы, поговорки, загадки, мифы древних славян);
- литературоведение (анализы программных произведений, биографии писателей);
- универсальная литература (словари, справочники – толковые, по отраслям знаний).
В 2013 г. произошло сокращение количества подписных изданий в ЦБС, т.к. средства были выделены в том же объеме, а цены на подписку увеличились. Кроме того, уменьшилась скидка на услуги доставки газет и журналов: 1-е пол. 2013 г. – 99%, 2-е пол. 2013 г. – 75%, 1 – пол. 2014 г. – 70%. Поэтому была сокращена экземплярность отдельных журналов. Практически все библиотеки системы отметили в своих отчетах, что необходимо увеличить количество журналов, выписать новые названия. Читатели детских библиотек хотели бы читать журналы: «Компьютерные игры», «Свирель», «За рулём», «Братишка», «Капитан Шарки», «Смешарики», «Страна игр», «Чудеса и приключения для детей» и др. На абонементах хотелось бы видеть по нескольку экземпляров журналов: «Весёлые картинки», «Дисней», «Друг», «Маруся», «Мурзилка», «Том и Джерри» «Тошка», «Юный эрудит», журналы о спорте и т.д. Но пока не ясен вопрос об оплате подписки на 1-е пол. 2014 г., а что будет дальше – неизвестно.
В 2014 г. работа по изучению неудовлетворенного читательского спроса в системе будет продолжена. Особое внимание будет обращено на отказы на художественную и дошкольную литературу.
5.7. Новаторские решения проблемы комплектования библиотечного фонда; расширение его видового состава.
В 2013 г. продолжалась работа по комплектованию детских библиотек системы методической и справочной литературой. Из местного бюджета были выделены средства по программе «Дети Киселевска, на них было приобретено более 200 экз. книг этой тематики. Также справочная и методическая литература приобреталась на средства из областного и федерального бюджетов. Всего было приобретено 406 экз. книг.
5.8. Мероприятия по сохранности библиотечного фонда, их эффективность.
В декабре 2009 г. в системе была принята «Программа по сохранности библиотечных фондов МУК «ЦБС» г. Киселевска». В 2014 году она завершается. Поэтому мы не стали ее пересматривать в связи с последними событиями – переездом Центральной библиотеки и ее затянувшимся ремонтом. В 2014 г. будет принята новая Программа.
Фактически средства из местного бюджета выделяются только по крайней необходимости: ремонт Центральной библиотеки, монтаж электрических сетей в библиотеке-филиале № 4 в связи с открытием там Виртуального читального зала. Контрольно-климатические приборы пока не приобретены.
Из внебюджетных средств приобретено бибтехники (формуляры, вкладыши, каталожные и регистрационные карточки, дневники) на общую сумму 6,5 тыс. рублей.
За счет спонсорской помощи ИП «Перепечина О.Н.» детская библиотека-филиал № 8 отремонтировала 2 небольших хранилища (приобретен линолеум, побелка), кроме того закуплены хозяйственные и канцелярские товары на общую сумму 6,0 тыс. рублей.
На косметический ремонт в детской библиотеке-филиале № 7 ИП Лата В.Ф. выделил 6,0 тыс. рублей.
В обеспечении сохранности фондов большую роль играет систематическая комплексная работа по ликвидации читательской задолженности. На начало года в системе было 1081 читатель-должник, из них в детских библиотеках – 577 должников (53,4% от общего числа), во взрослых библиотеках – 504 должника (46,6%). На 1.01. 2014 г. осталось 196 должников (18,1% от общего числа). За год «ликвидировано» 885 должников (81,2%). Практически и детские, и взрослые библиотеки системы весь год работали по ликвидации читательской задолженности на одинаковом уровне. На начало года у детских библиотек было 577 читателей – должников. На 1.01.2014 г. осталось 106 должников, т.е. ликвидировано 81,6% от общего числа. Во взрослых библиотеках ликвидировано 82,1% от общего числа должников, осталось 90 читателей-должников. За кажущейся легкостью достигнутого результата стоит упорный, ежедневный, систематический труд работников структурных подразделений системы. Работа библиотекарями проведена огромная. В библиотеках системы остались должники 2012 г. – 177 и немного 2011 г. – 19.
В системе редко проводятся дни, недели и месяцы всепрощения читательской задолженности. Библиотекарями системы они признаны, пожалуй, самой неэффективной формой борьбы с должниками. Всего была проведена 1 Неделя (детская библиотека-филиал № 7, с 12 по 18 января). В школах № 11 и 33 заранее были размещены красочные объявления. Пришло 32 должника, возвращено 86 книг и журналов. Центральная детская библиотека провела Месячник всепрощения читательской задолженности с 1 по 31 марта. Всего пришел 41 должник. Библиотекари уверены, что наиболее эффективна работа с классными руководителями в школах. Поэтому так велико количество списков должников, отданных в школы – 418. Детские библиотеки – 335, взрослые – 83.
Показатели | Телефон-ные звонки | Извещения | Списки | Sms - сообщения | Посещения на дому | Ремонт книг | |
Библиотекари | читатели | ||||||
Детские библиотеки | 1421 | | 335 | 24 | 122 | 1560 | 114 |
Взрослые библиотеки | 1305 | 95 | 83 | 39 | 141 | 1015 | 112 |
Всего: | 2726 | 95 | 418 | 63 | 263 | 2575 | 226 |
Сотрудники детских библиотек посещают родительские собрания, на которых проводят подробный анализ чтения ребят, напоминают родителям правила пользования библиотекой (библиотека-филиал № 6, Центральная детская библиотека).
Библиотекари школ города обращаются к нам за помощью в проведении массовых мероприятий, подборе литературы для использования в работе, оказывают помощь при работе с задолжниками, обсуждают с библиотекарями школ вопросы комплектования. В каждой школьной библиотеке есть списки читателей – должников детской библиотеки, и коллеги с удовольствием помогают нам, собирая книги у тех читателей, которые «не могут», «не хотят» и т.п. прийти в библиотеку и сдать книги.
Активно ведется работа по ликвидации читательской задолженности в детской библиотеке-филиале № 8. В 2009 г. в библиотеке открылся Электронный читальный зал. Ребята с удовольствием его посещают. Поскольку время пребывания у компьютера ограничено (30 минут), у дверей зала почти всегда очередь. Сотрудники библиотеки придумали очень действенную форму работы с должниками: пользователь, являющийся должником на абонементе, лишается права посещать электронный читальный зал. И вот уже три года практикуют эту форму работы с читательской задолженностью. Записки о задолженности вкладываются в формуляр читателя. Практически сразу, в этот же день, ребята приносят книги в библиотеку. Всего было написано 46 записок-напоминаний.
Практически каждое мероприятие в детских библиотеках системы заканчивается анализом чтения присутствующих на нем учеников.
Телефонные звонки-напоминания о возврате книг довольно-таки эффективная мера борьбы с читательской задолженностью. Всего библиотекарями был сделан 1421 звонок. Все звонки должникам, как и извещения, и посещения на дому, обязательно отмечаются в формулярах читателей-должников.
Большинство библиотекарей системы считают, что посещение должников на дому, как мера борьбы с должниками, не действенна. На большинстве подъездных дверей замки, домофоны установлены не везде, некоторые из должников сменили адрес. Всего в 2013 г. посетили должников 122 раза.
Работая с должниками, библиотекари системы не забывали поощрить и отметить лучших читателей. В каждой детской библиотеке-филиале проводилось открытие Недели детской книги, в программе праздника обязательно было поощрение лучших читателей. Ребятишки получили подарки и грамоты за звание «Лучший читатель».
В детской библиотеке-филиале № 6 Неделя детской книги «Мы ищем в книгах друзей» открылась 25 марта утренником «Книг волшебные страницы». Воспитанники д/с № 7 и № 28 (60 чел.) узнали, как была создана книга, кто и когда придумал проводить «Неделю детской книги», познакомились с правилами пользования книгой, прослушали «Песенку юных читателей», которая впервые прозвучала 29 марта 1952 года и стала своеобразным гимном «книжкиных именин». Викторины и конкурсы утренника, в которых приняли участие дети, помогли им лучше усвоить новые знания.
Начиная с 2008 года, детская библиотека-филиал № 6 ежегодно проводит конкурс на лучший читающий класс и лучшего читателя. 30 и 31 мая 2013 года состоялось подведение итогов ежегодного конкурса «Большой читательский марафон». Конкурс проводился среди учащихся 1-9 классов. В школах были помещены объявления, в библиотеке оформлен плакат, приглашающий принять участие в конкурсе.
На подготовительном этапе проводилась следующая работа:
Работа с формуляром “лучшего” читателя, беседа с ним о прочитанных книгах.
Путем обобщения данных анализа читательских формуляров определялся лучший читатель в параллели, в классе.
Беседа библиотекаря с учителями, родителями об успеваемости, общем развитии, интересах данного ребенка.
В начале мая в библиотеке был проведен анализ формуляров, который помог определить лучших читателей по номинациям:
«Лучший читатель»;
«Самый читающий класс».
Лучшими читателями стали: Бабушкина Яна (шк. № 16, 7 «А» класс) и Родькина Наташа (шк. № 35, 8 «А» класс). Их наградили Почетными грамотами, книгами и сладкими призами. Награждение победителей прошло на торжественных линейках, посвященных окончанию учебного года. Почетными грамотами были также отмечены 3 «А» класс МБОУ «ООШ № 35» и 7 «А» МБОУ «ООШ № 16». Практически так же поощряют лучших читателей во всех детских библиотеках системы.
В 2013 г. было отремонтировано 1560 экз. книг и журналов. Чаще всего книги ремонтируют сами библиотекари и технический персонал, но в некоторых филиалах активно помогают ребята. Всего читатели отремонтировали 184 книги.
В Программу летнего чтения в детской библиотеке-филиале № 7 обязательным пунктом включено условие о ремонте потрепанных и испорченных книг. В рамках Недели добра в этой же библиотеке ребята из социального приюта отремонтировали 90 книг.
Традицией в библиотеках системы стали выставки, на которых представлены книги, пострадавшие от варварского обращения с ними читателей. Это выставки-предупреждения, выставки-обращения: «Почему вы нас обидели?», «Помоги книге выжить», «Будь здорова, Книга».
Большую роль в работе по сохранности фондов играет наглядное оформление в библиотеках, особенно в детских. Во всех библиотеках системы есть «Уголки читателей», в каждой детской библиотеке есть красочно оформленные правила пользования библиотекой. Библиотекари ежегодно оформляют и вывешивают в Уголке списки лучших читателей. В Центральной детской библиотеке в Уголке читателя «Знакомься – это твоя библиотека» оформлена новая красочная афиша «Заповеди читателю».
1. Оберни книгу – не будет пачкаться обложка,
2. Не клади в книгу толстый предмет – порвётся переплёт,
3. Не загибай ни углов, ни страниц книги – пользуйся закладкой,
4. Не рви страницы, не рисуй и не пиши ничего в книге,
5. Не перегибай книгу – от этого вырываются страницы,
6. Не бери книгу грязными руками,
7. Своевременно возвращай книгу в библиотеку.
Основной упор в ликвидации читательской задолженности библиотекари системы делают на профилактику, т.е. на воспитание культуры читателя. Самое большое влияние на читателя оказывает старый, испытанный способ – индивидуальные беседы. Несколько лет в Центральной детской библиотеке ведется работа по Программе «Светофор». Она рассчитана на поэтапную индивидуальную работу с читателями первых-четвертых классов. Цель данной программы: вызвать у читателей младшего школьного возраста устойчивый интерес к книге, привить первоначальные навыки работы с книгой, газетой, журналом, научить ориентироваться в библиотечном пространстве. Работа по программе проводится в несколько этапов. Для учеников 1-х классов проводятся индивидуальные беседы: «Будем знакомы: «Книжкин Дом», «Как сберечь книгу». Для учеников 2-4-х классов проводятся более полные, подробные беседы о бережном обращении с книгой, рассказывается о структуре книги, ребята знакомятся с журналами, словарями, научно-популярной литературой. На формуляре каждого читателя делаются соответствующие пометки. Всего по программе «Светофор» в 2012 году обучено 456 школьников.
Большая роль в приобщении юного человека к книге, библиотеке, принадлежит взрослым – педагогам, воспитателям, родителям. Научить детей и подростков работать с книгой, пользоваться всей имеющейся информацией о литературе, помочь полюбить книгу еще в детстве, вот задача, которую ставят перед собой детские библиотеки ЦБС, работая с руководителями детским чтением. Работа в библиотеках проводится систематически, носит комплексный характер.
Педагогов и воспитателей детских садов библиотекари информируют о новых поступлениях литературы, дают возможность участвовать в комплектовании фонда, предоставляют готовые сценарии, а также материал для их составления.
Большое внимание сотрудники детских библиотек системы уделяют работе с родителями. Во всех детских библиотеках на абонементе для них выделен фонд. Мы активно приобретаем литературу по воспитанию и уходу за детьми, начиная с первого дня жизни, детской психологии.
Библиотека должна стать для маленького пользователя пространством его полноценного духовно-нравственного развития. Очень большое значение имеет первое знакомство малыша с библиотекой. От того, как его здесь встретят и сумеют заинтересовать, зависит будущая частота его визитов. Поэтому, для воспитанников детских садов ежегодно детские библиотеки системы проводят увлекательные экскурсии по библиотеке в занятной игровой форме. Библиотекари знакомят детей со всеми подразделениями библиотек, рассказывают ребятам о правилах пользования библиотекой и о библиотечных терминах в стихотворной форме, легкой для детского восприятия. Беседуют с маленькими книгочеями и о значении книг: как было бы грустно, если бы на свете не было сказок, песенок, рассказов! Ребята соглашаются с нами, что без книг не было бы ни самолетов, ни автомобилей, ни многого из того, что нас окружает: ведь именно из них мы черпаем знания. С самого раннего возраста нужно учить детей просматривать книги, они это любят. Ребенок должен иметь возможность взять понравившуюся ему книгу в руки, полистать ее, посмотреть картинки. Именно так, с банального любопытства, и начинается дружба маленького человека с литературой. Поэтому, большая часть экскурсионного времени отводится для самостоятельного знакомства малышей с книгой. Яркие детские издания с красочными иллюстрациями производят на детей неизгладимое впечатление. Пока ребята листают и просматривают книги, библиотекари стараются каждому объяснить, что бережное отношение к книгам – это часть общей культуры человека, как и с всякими живыми существами, с книгами надо обращаться аккуратно и с любовью. В годовом отчете детской библиотеки-филиала № 8 отмечено: «В процессе знакомства маленького человека с библиотечным пространством, мы стараемся показать все возможности библиотеки, как чудного места, где можно не только взять понравившуюся книгу, окунуться в мир доброй сказки и фантазии, но и посмотреть любимые мультики, поиграть в развивающие компьютерные игры, пообщаться со сверстниками. Малыши в восторге от таких экскурсий. И, как правило, в последующие после экскурсии дни, приходят к нам с мамами и папами».
Всего за 2013 г. было проведено 50 экскурсий, библиотеки посетили 1356 ребят. Разнообразны тематика и названия экскурсий: «Здравствуй, Книжкин дом!», «По дорогам волшебного Книгограда», «Как войти в страну Библиотека» и др.
На проведенных в библиотеках-филиалах библиотечных уроках «Книга начинается с обложки», «Разноцветные страницы», «Откуда есть, пошла книга», «Учись быть читателем» было уделено много внимания теме сохранности, бережного отношения к книгам. Всего было проведено 152 урока, их посетило - 2433 человека.
«Книга – помощник наш и друг» - под таким названием 18 марта с учениками 4 «Б» класса школы № 24 (25 человек) в детской библиотеке-филиале № 5 прошёл библиотечный урок. Ведущая рассказала детям о том, как нужно обращаться с книгами, чтобы они долго жили, как создаются книги, и кто помогает им выйти в свет. Узнали школьники и об устройстве книги, ее составных частях. А ещё ребята получили информацию о «книжкиной больнице». Библиотекарь познакомила учеников с некоторыми приёмами лечения больных книжек.
Во всех хранилищах структурных подразделений библиотек системы вывешены «Правила обращения с документами для персонала».
В ЦБС введена залоговая система на особо спрашиваемую литературу, принято «Положение о залоговой системе в ЦБС». В каждой библиотеке ведется «Тетрадь учета залоговых сумм». Денежная стоимость залога – 1,5 коммерческой стоимости взятой книги или журнала, плата за ночной абонемент – 6 руб. «Положение о залоговой системе» находится на кафедре библиотекаря или в Уголке читателя. В детской библиотеке-филиале № 7 залоговая система ведется только для студентов Педагогического колледжа, так как среди них много иногородних и жителей других районов города. В основном залоговая система введена во взрослых библиотеках ЦБС.
Согласно собранным данным, в большинстве детских библиотек системы соблюдение нормативных параметров оставляет желать лучшего. В отчете только одной детской библиотеки указано, что в ней соблюдаются все нормативы – библиотека-филиал № 8.
Контрольно-климатических приборов в системе нет, их приобретение планируется.
Температурный режим не соблюдается в зимний период в библиотеке-филиале № 6, Центральной детской библиотеке.
Детская библиотека-филиал № 6 находится в помещении клуба «Шахтер», в пристройке, что создает определенные неудобства. В библиотеке отсутствуют водопровод, канализация. На протяжении многих лет библиотека зависела от отопления электрической котельной, находящейся в помещении клуба. Оборудование котельной было старым, постоянно выходило из строя. В связи с экономией электроэнергии весной отопление отключали в марте, а осенью запускали уже по холодам, библиотека не прогревалась. Так как здание библиотеки было пристроено позже, то система отопления работала по остаточному принципу, т. е. горячая вода на выходе из котельной до библиотеки доходила уже чуть теплой, соответственно и батареи были чуть теплые. Температура в залах составляла, да и сейчас не превышает зимой 14-16 градусов, а вхранилищах 8-10°.
В 2011 году осенью клуб подключили к модульной котельной, но для сотрудников библиотеки ничего не изменилось. Они продолжают замерзать и в 2012-2013 гг. Кроме того, если раньше они могли пользоваться водой из батарей для того, чтобы произвести влажную уборку помещения, протереть фонд и помыть хотя бы руки теплой водой и согреть их, то теперь полностью отрезаны от воды, даже технической, приходится носить ее из клуба.
А в Центральной детской библиотеке зимой пониженная температура на абонементе из-за огромных окон.
Параметры освещенности не соблюдаются в большинстве детских библиотек системы. Это отмечают библиотекари библиотек-филиалов № 5, № 6, № 7. В детской библиотеке-филиале № 6 по нормам освещение не дотягивает и до половины, а энергосберегающее лампы и трети освещенности. В детской библиотеке-филиале № 5 освещение также явно недостаточное, не смотря на то, что были заменены 8 светильников на абонементе на современные лампы дневного света. В конце года было заменено освещение в одном книгохранилище детской библиотеки-филиала № 7.
На протяжении 1 и 2 кварталов в книгохранилище детской библиотеки-филиала № 5 мокла стена, к которой прилегают стеллажи с книгами. После неоднократных обращений в жилищную компанию «Аргиллит» в начале сентября аварийная ситуация была устранена. Стена в книгохранилище до сих пор окончательно не просохла, осыпается штукатурка. Стена поражена грибком. В октябре специалисты из ООО «Аргиллит» произвели ремонтные работы по ликвидации аварийной ситуации, заштукатурили и забелили стену. Грызунов в библиотеке нет (компания «Аргиллит» регулярно проводит обработку подвала дома от грызунов). Это, практически, единственная библиотека в системе, где проводится обработка от грызунов.
Поэтому можно сказать, что почти 70 % фондов системы находятся в помещениях с ненормативным температурно-влажностным и световым режимом.
Повышенная запыленность фондов отмечается в Центральной детской библиотеке. Окна абонемента и читального зала библиотеки выходят на центральную улицу, по которой идет большое движение транспорта. В библиотеке не проводился ремонт с момента постройки (с 1956 г.), окна большие, витринные, через них проникают пыль и газ, особенно в ветреную погоду.
В 2013 г. в системе в основном не было аварийных ситуаций. Небольшие протечки труб были, но их быстро ликвидировали. 9 апреля 2013 г. жильцы второго этажа затопили горячей водой часть помещения читального зала детской библиотеки-филиала № 5. Прорвало трубу в ванной. Ущерб незначителен, т.к. в последние годы стеллажи в читальном зале постоянно накрыты пленкой. Промокло около 20 книг, библиотекари их просушили. Жильцы сделали ремонт в читальном зале: оштукатурили потолки и побелили.
Во всех без исключения библиотеках ЦБС регулярно проводятся санитарные дни, фонд протирается, обеспыливается.
страница 1 ... страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10страница 11страница 12
скачать
Другие похожие работы: