NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Т е с т «самоопределение уровня готовности педагога к воспитательной работе»





Т Е С Т

«САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА

К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ»
Просим вас сосредоточиться и ответить «Да», «Иногда», «Нет» на каждый предлагаемый вопрос. Вопросы составлены на основе научных данных, но не волнуйтесь, это не экзамен. Важно, чтобы вы, отвечая, не старались лукавить перед собой. Не чувствуйте себя разочарованными, если результаты тестирования не соответствуют вашим ожиданиям: вы получите возможность остановиться и оглядеться, оглянуться на себя. У вас возникли вопросы, сомнения? Постарайтесь самостоятельно или с помощью коллег разрешить их. Пусть критическое осмысление своей деятельности поможет вам в работе с уч-ся.
1. МОЯ ПРОФЕССИЯ

  1. Вы всегда мечтали о профессии учителя?

  2. Вы случайно стали учителем?

  3. При возможности вы поменяли бы свою профессию?

  4. Вы считаете, что профессия учителя одна из главных?

  5. Вы с радостью идете на работу в школу?

  6. На процесс воспитания вы смотрите с «оптимистической гипотезой»?

  7. Дети вас часто раздражают?

  8. Вы устаете от общения с людьми?

  9. Даже в свободное время вы думаете о своей работе?

  10. Вы регулярно читаете «Учительскую газету»?

  11. У вас неплохая библиотека педагогической литературы?

  12. Вы отдаете предпочтение той художественной литературе, где показаны отношения между людьми, их переживания, судьбы?

  13. В отпуске вы скучаете без своих учеников?

  14. Вы самокритичны?

  15. Вы увлечены своим предметом?



Подсчитайте очки


Ответ «Да» - 2 очка; «Иногда» - 1 очко; «Нет» - 0 очков. При завышенной самооценке отнимите от общей суммы 2 очка, при заниженной - прибавьте 2 очка.

Если вы набрали 22 и более - нет повода для беспокойства и сомнений. Ваша профессия - единственная для вас. Выбор сделан правильно. Ваши личностные качества (ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, добросовестность) - залог успеха. Да, и на вашем пути встречаются трудности, но в вас есть силы преодолевать их.

Если вы набрали от 18 до 21 очков - не отчаивайтесь. Вас посещают сомнения в выборе профессии. Иногда ситуация так сложна, что вы в отчаянии, но проходят трудные моменты в работе и вам вновь кажется, что лучше ваших учеников нет на свете, вы опять с радостью идете в школу и в который раз убеждаетесь, что быть учителем не так уж плохо.

Если вы набрали от 14 до 17 очков - есть над чем подумать, поразмыслить. Ваш выбор стать учителем был случайным? А может быть вас удерживает в школе тот факт, что вы не знаете, где было бы вам более интересно? А если вы не любите детей? Они раздражают вас - тогда подумайте, может быть пока не поздно, (или уже поздно) надо поменять профессию? Если вы просто устали, раздражены - успокойтесь, обдумайте ситуацию, поищите в себе силы, чтобы новый день начать по-новому.

Если вы набрали 13 или менее очков - все равно не все потеряно. Вы на старте. Впереди сложная, интересная дорога, а «дорогу осилит идущий». Постарайтесь найти привлекательные черты в вашей профессии.
II. МОИ ЗНАНИЯ

  1. В Вашем дипломе по педагогике «хорошо» или «отлично»?

  2. В институте Вы считали педагогику не главным предметом?

  3. Вы постоянно ощущаете дефицит в психолого-педагогических знаниях?

  4. При решении педагогических проблем Вы обращаетесь к психолого- педагогической литературе?

  5. Вы участвовали в научно-практических конференциях?

  6. Вы принимали участие в педагогических чтениях?

  7. Вы покупаете психолого-педагогическую литературу?

  8. Считаете ли Вы, что Вы все знаете?

  9. Вы назовете хотя бы 5 современных ведущих ученых, занимающихся проблемами воспитания? (назовите)

  10. Вы можете назвать статью, книгу по теории воспитания, которую прочитали недавно?

  11. Вы можете назвать хотя бы нескольких ученых-классиков и их основные психолого-педагогические произведения?

  12. У вас есть время для чтения другой литературы, кроме методической?

  13. Вы считаете, что чтение психолого-педагогической литературы - пустая трата времени?

Подсчитайте очки


Если вы набрали 22 и более очков - у вас выражен интерес к психолого-педагогической науке. Вы считаете, что для успешного решения сложных педагогических ситуаций нужна теоретическая база.

Поэтому у вас неплохая библиотека дома, вы часто обращаетесь к периодическим изданиям, принимали участие в пед. чтениях, или научно-практических конференциях. Но все-таки, вам кажется, что знания в области теории педагогики недостаточны и вы стараетесь быть в курсе современных педагогических исследований, все чаще обращаетесь к классической педагогической литературе, посещаете лекции ученых, спецсеминары в ПАПО.

Если вы набрали от 18 до 21 очков - наверное вы порой сожалеете, что без должного интереса относились к педагогике, обучаясь в институте? Практика ставит перед вами такие проблемы, что без теоретических знаний обойтись трудно. Вас следует похвалить за то, что вы стремитесь восполнить упущенное. Правда, вы отдаете предпочтение методической литературе, но по возможности не пропускаете научные публикации в периодических журналах.

Если вы набрали от 14 до 17 очков - приходится сожалеть, поскольку ваша теоретическая база остается на институтском уровне. Более того, вы считаете, что знакомство с психолого-педагогической литературой мало что дает для практической деятельности учителя. Ссылаясь на занятость, вы довольно редко обращаетесь к такой литературе, а сложные публикации, касающиеся теоретических вопросов педагогики, стараетесь пропускать. Порой вам кажется, что знаний, полученных в институте - достаточно, успех придет с опытом. Но появится ли опыт при таком рассуждении? Измените отношение к науке, иначе - попадете в тупиковую ситуацию.

Если вы набрали 13 очков и менее - Не успокаивайте себя, что все еще впереди. Да, базовые знания, если они есть, - основание для работы. А если их недостаточно? Хорошо, если вы не самоуспокаиваетесь и трудовые будни обращают к поиску путей пополнения знаний, повышения своей компетенции. Тогда ситуация не столь тревожна. А если же у вас постоянно нет времени, чтобы сесть за книгу, сходить на лекцию, съездить в ПАПО - проблемы в учебно-воспитательном процессе, как снежный ком будут расти.
III. МОИ ОРИЕНТАЦИИ В МЕТОДИКЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. В центре внимания Вашей воспитательной работы личность ученика.

  2. Вы считаете, что к положительному результату можно прийти, освоив опыт других учителей.

  3. Вы можете реализовать педагогическую идею в практике?

  4. Вы знаете, в чем заключаются новые технологии воспитания?

  5. Вы хорошо ориентируетесь в современных методах воспитательной работы?

  6. Вы считаете, что явка на все мероприятия, проводимые в классе, обязательна для всех учащихся?

  7. Вы предпочитаете пользоваться готовыми методическими разработками?

  8. Вы хорошо знаете своих учеников?

  9. При затруднениях в воспитательной работе Вы предпочитаете обратиться к методической литературе?

  10. У Вас часто возникают оригинальные идеи в воспитательной деятельности?

  11. Вы проявляете интерес к воспитательной деятельности своих коллег?

  12. Вы с радостью делитесь своими методическими находками в воспитании?

  13. Вас раздражают успехи коллег в воспитании?

  14. Вы испытываете затруднения в выборе форм и методов воспитательной работы?

Посчитайте очки


Если вы набрали 22 очка и более - Вы свободно ориентируетесь в выборе методов воспитательной работы. Для достижения положительного воспитательного результата, выбирая методы, вы учитываете условия, в которых протекает деятельность, особенности классного коллектива, индивидуальные особенности учащихся. Вы решаете главную проблему - развитие личности. Предпочитаете творчески подходить к организации воспитательной деятельности, критически относитесь к опыту коллег.

Если вы набрали от 18 до 21 очка - Вы отдаете предпочтение готовым методическим рекомендациям и разработкам, но похвально, что стремитесь трансформировать их, учитывая особенности детского коллектива, свои возможности, условия жизнедеятельности детей. Вы стараетесь быть в курсе педагогических новаций, но не всегда стремитесь их реализовать в своей практике. Признайтесь, что проявляя интерес к воспитательной деятельности своих коллег, у вас, порой, возникают эгоистические настроения. В то же время, не считаете, что обратиться к коллегам - унизительно для вас. Присмотритесь к себе, у вас есть потенциальные возможности для более эффективной, творческой работы.

Если вы набрали от 14 до 17 очков - не увлекаетесь ли вы мероприятиями? Не остаются ли без внимания при таком подходе отдельные ученики? У вас нет желания или знаний, умений, чтобы подойти к организации воспитательной деятельности творчески. Вас удовлетворяют готовые методические разработки. Вы мало интересуетесь новыми технологиями воспитания. Вы считаете, что хорошо знаете своих учеников, достаточно уделяете им внимания, явка на мероприятия 100%, но все чаще и чаще возникают конфликтные ситуации. По-прежнему много в классе учеников, занимающих пассивную позицию. Вам кажется, что администрация школы излишне придирчива к вам.

Если вы набрали 13 очков и менее - у вас недостаточно опыта, но есть стремление к самостоятельному конструированию воспитательной деятельности. Вы стараетесь изучить учеников, пытаетесь организовать их жизнедеятельность с учетом новых технологий в воспитании. Часто обращаетесь за советом в выборе форм и методов к своим коллегам. Тогда все трудности преодолимы. Иное дело, если вы довольствуетесь институтским багажом, забывая, что школьная жизнь динамична.

Не думаем, что вы равнодушны к своим проблемам и безразличны к опыту коллег. Не бойтесь просить методических советов, учитесь у других, заставляйте себя чаще обращаться к методической литературе. Критически взгляните на свое отношение к работе.
IY. МОГУ ЛИ Я ОРГАНИЗОВАТЬ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

  1. Вы можете назвать 3 воспитательных проблемы? (назовите)

  2. В своей деятельности Вы строго следуете логике воспитательного процесса?

  3. Для Вас привлекателен творческий союз учителей, классных руководителей?

  4. Вы считаете, что у Вас нет проблем, а проблемы есть у ваших учеников?

  5. Вы человек организованный?

  6. Вы помогаете ученикам принимать решения?

  7. Вы отвечаете на вопросы учеников насколько возможно терпеливо и четко.

  8. Вы никогда не говорите ученику, что он хуже других.

  9. Вы никогда не наказываете ученика унижением?

  10. Вы никогда не хвалите учеников беспредметно и неискренне?

  11. Поощряете ли Вы в учениках стремление к самостоятельности?

  12. Вы доверяете своим ученикам?

  13. Считаете ли Вы, что учитель всегда прав?

  14. Умеете ли Вы с юмором выходить из неприятных ситуаций?

  15. Вы нетерпеливы с теми, кто не сразу понимает, чего от него хотят?

  16. Организуя воспитательную деятельность, Вы ориентируетесь на интересы ученика?

  17. Вы всегда анализируете свою воспитательную деятельность?

Подсчитайте очки


Если вы набрали 22 очка и более - у вас большой опыт организации воспитательной деятельности, которой вы щедро делитесь с коллегами. Вы - источник идей, заражаете своей энергией других. Успехи коллег вас радуют так же, как свои. Если случается конфликт, то размышляя, кто в нем виноват, обычно начинаете с себя. Вы умеете критически осмыслить и проанализировать свою деятельность. Вы пользуетесь авторитетом у своих учеников и коллег, родителей.

Если вы набрали от 18 до 21 очка - ошибка в том, что вы не всегда последовательны в организации воспитательной деятельности. Следовало бы четко продумывать цели и задачи, которые вы хотите реализовать. Признайтесь, что вы не всегда анализируете свою воспитательную деятельность. При выборе форм работы отдаете предпочтение традиционным, проверенным. Вы интересуетесь опытом других, но не всегда стремитесь реализовать интересные идеи в своей практике. Часто принимаете решения сами, а надо поощрять у учеников стремление к самостоятельному принятию решений. Больше доверяйте и советуйтесь с родителями учеников. Главное - вы видите, над чем надо работать, в этом залог успеха.

Если вы набрали от 14 до 17 очков - пора быть тревогу. Вы не справляетесь с организацией воспитательной работы. Затрудняетесь организовать себя и учеников. Идеи, которые возникают у вас и у ваших учеников, так и не находят воплощения. В классе часто возникают конфликтные ситуации по разному поводу, которых можно избежать, будь вы более внимательны к ученикам и терпимы. Обратиться за помощью, советом к коллегам, родителям вам не позволяет ваша гордость и, может быть, «выносить сор из избы», но о ваших неудачах знают в коллективе. Постарайтесь идти от интересов учащихся. Найдите «болевые» точки, планируйте каждый свой день. Многое зависит только от вас самих.

Если вы набрали 13 очков и менее - Ваши затруднения естественны. Не отчаивайтесь. Главное - вы хотите работать творчески, вам нравится быть вместе с детьми. Вы критически относитесь к себе, к своей деятельности, вам интересен опыт других. Другое дело, если вы опустили руки из-за неудач, потеряли веру в свои силы, разочаровываетесь в своих учениках. Соберитесь, взгляните на себя и свою воспитательную деятельность критически. При желании вы можете изменить ситуацию.

СУММИРУЙТЕ ОЧКИ ПО ВСЕМ ЧЕТЫРЕМ ГРУППАМ


Если вы набрали 80 очков и более - ваш уровень готовности к воспитательной деятельности ВЫСОКИЙ.

Если вы набрали от 64 до 79 очков - уровень готовности СРЕДНИЙ

Если вы набрали от 48 до 63 - уровень готовности НИЗКИЙ

Если вы набрали меньше 47 очков - уровень готовности БАЗОВЫЙ.
Определите уровень своей готовности к воспитательной деятельности, еще раз проанализируйте таблицу диагностики уровней, вопросы теста и вы легко можете ориентироваться в выборе путей повышения уровня своей готовности. Естественно, у каждого будут свои пути и свои способы перехода с одного уровня на другой (от низкого к более высокому). Попытаемся выделить основные:

1. Развивайте в себе профессиональные качества (общительность, доброжелательность, тактичность, любовь к детям, ответственность, увлеченность самокритичность и др.). Ответ на вопрос «как»? вы найдете в психолого-педаго-гической литературе. Советуем обратиться к следующим книгам:

  1. Леви В. Искусство быть другим. - М.,1981

  2. Везет же людям. - М.: Физкультура и спорт, 1988

  3. Куликова Л.Н. Воспитай себя. - М.: Просвещение, 1991

  4. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М.: Просвещение, 1991

  5. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. - М., 1967

  6. Профессия - учитель. - М.: Педагогика, 1987 и др.


2. Повышайте свой теоретический уровень. Для этого приведите в порядок свою домашнюю библиотеку. Регулярно просматривайте периодическую печать. Найдите время, чтобы обратиться к трудам замечательных педагогов: Ушинского, Каптерева, Блонского, Шацкого, Макаренко, Сухомлинского. Постарайтесь осмыслить их воспитательные идеи. Выступая на педсоветах, методических объединениях используйте свои знания в области теории вопроса. Узнайте, какие проблемные курсы, семинары проводятся в ПАПО, на каких кафедрах, у каких ученых вы можете получить квалифицированную консультацию.

(таблица)

=============================================

1. ОЦЕНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, УМЕНИЯ

по 4–балльной системе


  1. Осознаю цель воспитательной деятельности в виде программы личностных качеств.

  2. Умею проектировать и планировать развитие личных качеств ученика.

  3. Умею отбирать в соответствии с условиями деятельности наиболее важный материал.

  4. Умею подбирать материал соответственно интересу и возрасту учащихся.

  5. Умею планировать деятельность учащихся.

  6. Умею организовывать собственную деятельность по выполнению намеченного.

  7. Умею находить себе помощников и направлять их усилия на достижение поставленной цели.

  8. Умею развивать активность учащихся.

  9. Умею формировать коллектив и организовывать его деятельность.

  10. Могу установить правильные отношения с учащимися.

  11. Умею подходить к учащемуся с верой в его лучшие качества.

  12. Умею сочетать требования к учащимся с уважением к ним.

  13. Умею анализировать свою работу.

  14. Умею постоянно анализировать деятельность воспитанников, процесс формирования их личности.

  15. Умею анализировать процесс формирования коллектива воспитанников.

  16. Умею перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми условиями и задачами.

2. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА:

  1. Какими представляются вам ваши ученики?

  2. Что бы вам хотелось воспитать в них в первую очередь?

  3. В чем вы видите свои основные воспитательные задачи?

  4. Как вы оцениваете себя, как воспитателя?

  5. Какие качества вам хотелось бы видеть в себе в большей и в меньшей степени?

  6. Что мешает работать над собой?

  7. Что помогает работать над собой?

  8. С чьей стороны вы ощущаете помощь как учитель?

  9. С чьей стороны вы ощущаете помощь как воспитатель?

  10. Вычлените хотя бы одну проблему в воспитательной деятельности, обозначьте причины, ее породившие.


Таблица 2.

УРОВНИ ГОТОВНОСТИ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предпос.

Уровни

Соц.–психол. предпосылки

Теоретические

предпосылки

Методические

предпосылки

Практические

предпосылки

Прочие признаки


ВЫСО-

КИЙ

Ярко выраженная направленность на педагогическую профессию. Высоко оценивают себя как воспитателя.

Основательная теоретическая база. Интерес к психолого– педагогической науке.

Повышают свою квалификацию, занимаются самообразованием. Принимают участие в конференциях.

Свободно ориентируются в методах воспитательной деятель-ности. Проявляют нестандартность в их выборе и применении.

В конструировании воспитательной деятельности проявляют творчество. Умеют критически осмыслить и проанализировать свою деятельность. Стремятся передать свой опыт другим. Руководят методическим объединением.

Активны, неравнодушны к делам коллектива, обладают хорошо развитыми организаторскими способностями. Используют воспитательные возможности семьи.




















СРЕД-

НИЙ

Стабилизирующая направленность на педагогическую профессию

Стремление к самообразованию, повышению своей квалификации.

Отдают предпочтение готовым методическим разработкам, но трансформируют их, учитывая особенности детского коллектива, свои возможности., условия школы, в которых проистекает деятельность.

Попытка самостоятельно моделировать воспитательную деятельность. Ярко выражен интерес к опыту других.

Переживают за коллег, активны, выступают в роли хороших исполнителей, неравнодушны к делам педагогического коллектива.





















НИЗ-

КИЙ

Неустойчивая направленность на педагогическую профессию.

Теоретическая база остается на базовом уровне. Слабо выражено стремление к самообразованию, повышению квалификации

Отдают предпочтение репродуктивной деятельности.

Затрудняются организовать себя и ученический коллектив.

Занимают позицию невмешательства в дела педколлектива. Отношения с семьями учеников сильно напряжены.

БАЗОВЫЙ















А

Ярко выражена направленность на педагогическую профессию.

Прочные, глубокие психолого– педагогические и специальные знания.

Направленность на овладение методами и приемами воспитательной деятельности. Стремление к самостоятельному конструированию воспитательной деятельности.

В практической деятельности используют готовые методические рекомендации. Изучают и используют опыт других.

Легко адаптируются в школьном коллективе. Стремятся к общению с родителями.



Б

Направленность на педагогическую профессию менее выражена. Сомневаются в правильности выбора профессии.

Знания по специальности менее глубоки. Дефицит психолого– педагогических знаний.

Испытывают затруднения в выборе методов, приемов.

Трудности в ориентации и конструировании воспитательной деятельности.

Отдают предпочтение готовым методическим рекомендациям.

Труднее адаптируются в коллективе.

В воспитательной деятельности чувствуют себя неуверенно.



3. ДОПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

«Когда я иду на работу в школу, я думаю....» «Классный воспитатель – это.....»

______________________________________________________________________________________________________

«Воспитать – значит......» «Классный руководитель – это....»

______________________________________________________________________________________________________

Заполните, пожалуйста, таблицу. Поставьте «+» в той графе, которая соответствует вашему ответу.



В КАКОЙ МЕРЕ ВЫ УДОВЛЕТВОРЕНЫ...

В очень незначительной степени

В незначительной степени

Не в большей – не в меньшей степени

В большей

степени

В очень большой степени

1.

сложившимися отношениями с учащимися
















2.

отношениями с коллегами
















3.

отношениями с администрацией
















4.

отношениями с родителями
















5.

своей подготовленностью к учебной работе
















6.

своей подготовленностью в воспитательной работе
















7.

своей подготовленностью к общественной работе
















8.

возможностями для собственного развития
















9.

работой с родителями
















10.

соответствием профессии личным способностям
















11.

возможностью для творчества
















12.

организацией труда
















13.

условиями для полноценного проведения свободного времени

















  1. ОЦЕНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА

по 4–балльной системе:


1.

Изучение учащихся




2.

Планирование воспитательной работы




3.

Организацию классного коллектива




4.

Поддержание дисциплины




5.

Проведение воспитательных мероприятий в классе




6.

Организацию детского труда




7.

Работу с «трудными» детьми




8.

Работу с девочками (девушками)




9.

Работу (взаимодействие) с мальчиками (юношами)




10.

Сотрудничество с коллегами




11.

Взаимодействие с родителями




12.

Организацию педагогического просвещения среди родителей




13.

Организацию самообразования




14.

Анализ собственной деятельности




15.

Обобщение своего опыта




16.

Удовлетворенность своими результатами в воспитательной деятельности





  1. ОЦЕНИТЕ ВАШИ ЗНАНИЯ

по 4–балльной системе


1.

В теории обучения




2.

В теории воспитания




3.

В теории общей психологии




4.

В методике преподавания




5.

В методике воспитания






(Т.Т. Соколова)

страница 1


скачать

Другие похожие работы: