Технология оригами как средство развития творческих способностей младших школьников в условиях фгос
ТЕХНОЛОГИЯ ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ФГОС
Попова О.С.
учитель-логопед
МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа
имени М.И. Светличной»
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения.
Реализация этих требований предполагает человек с творческими способностями. С целью творческого развития своих воспитанников в течение учебного 2012-2013 года веду кружок внеурочной деятельности «Оригами», на котором дети занимаются продуктивной творческой деятельностью.
Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне.
В младшем школьном возрасте происходит становление личности, самоопределения, осознания своего собственного «Я». Не упустить эту возможность, помочь ребёнку самоутвердиться и, одновременно, обрести душевное благополучие от ощущения того, что ты значим в социуме – это основная совместная задача всех педагогов, а не каждого в отдельности.
Большие возможности по всестороннему развитию личности таят в себе занятия по складыванию бумаги. Оригами развивает познавательные способности детей, умения и навыки ручного труда, культуру труда. Но оригами также воспитывает и корректирует характер, развивает творческие способности, укрепляет волевые качества. Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Ведь еще Сухомлинский В. А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Занятия внеурочной деятельности в кружке «Оригами» дает ребёнку возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращать его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постигать структуру, свойства, наслаждаться палитрой цветовой гаммы, сочетанием различных комбинаций, таким образом, активизируя воображение, фантазию и развивая художественный вкус.
Дети в любом возрасте любят работать с бумагой, творить из нее свои маленькие шедевры и одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия оригами. Оригами тесно связано с творчеством детей.
Творческая активность ребенка – это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.
В ходе работы в технике оригами ребенок учится воспринимать устные инструкции учителя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тачные движения рук. Оригами улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объёмными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку.
Эти занятия интересны детям и доставляют им огромные наслаждения.
Для выполнения своих работ мы используем бумагу разного вида, но существует определенный стандарт бумаги для складывания. Бумага для оригами должна быть тонкой, прочной и должна хорошо держать складки.
Аргументом в пользу и значимость занятий оригами служит тот факт, что единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. Ребята приучаются работать играючи, бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. Такая игрушка мила сердцу, сней разговаривают, играют, ее бережно хранят.
Большую роль в развитии творческих способностей детей играет использование нами технологии мини - проектов. Ее мы применяем при выполнении композиций, коллективных работ, та нами были выполнены следующие работы: «После дождя», «Тюльпановое поле», «Аквариум» и др. Объявляя детям тему предстоящей работы, предлагаю обсудить, что мы можем сделать в известной нам технике оригами, какую композицию мы можем составить.
Так же на данных занятиях мы работаем с модульным оригами. На первый взгляд техника модульного оригами не оставляет пространства для фантазии и творчества. В самом деле - есть модуль, есть схема, остается только собрать поделку. Однако, занимаясь с детьми в данной технике, можно и нужно работать над развитием творческого воображения. А для поддержания интереса детей можно предложить им составить свою схему поделок из треугольных модулей.
Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания младших школьников. Занятия оригами в начальной школе формируют такие нравственные качества учащихся как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь одноклассникам, желание радовать окружающих результатами своего труда.
Таким образом, работа в технике оригами является эффективным средством развития творческих способностей младших школьников, а оригами, как средство обучения и воспитания может использоваться в процессе обучения в не только во внеурочной деятельности, но и на уроках труда или дома.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: