Мбоу «Первомайская сош» Приемы развития творческих способностей на уроках немецкого языка
МБОУ «Первомайская СОШ»
Приемы развития творческих способностей на уроках немецкого языка
Автор: Полухина Наталья Степановна
учитель немецкого языка
Мамонтовского района Алтайского края
пос.Первомайский 2013год
Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности - первостепенная задача современной школы. Задатки творческих способностей присущи многим детям. Нужно суметь их раскрыть и развить. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творчества. «Приемы развития творческих способностей учащихся на уроках немецкого языка» - моя тема по самообразованию. Обращение к данной теме было вызвано необходимостью.
На начальном этапе иностранный язык хотят изучать все и берутся за это с большим энтузиазмом. Затем интерес к предмету пропадает, результаты обучения ухудшаются. Даже самые заинтересованные в знании немецкого языка учащиеся не стремятся максимально приложить усилия для овладения им. Многие школьники не имеют желания что-то узнать, поэтому они начинают «застывать» в своем развитии. Трудно бывает не только ученику, но и учителю, а от этого снижается эффективность любого самого умного и полезного урока. Значит, урок должен содержать приемы, развивающие творческую активность школьников, побуждающие к выполнению творческих заданий. Творческая работа – это изложенный устно или написанный на немецком языке материал по определенной теме, красочно оформленный учеником в соответствии с его способностями и представленный для оценивания. Творческая работа - это и процесс, и продукт деятельности, и личностное качество, и среда, создающая условия для самореализации. Это также способность построения своего мироощущения в слове, изображении, действии посредством иностранного языка.
Стараюсь давать задания творческого характера во всех по возможности классах, затрагивая подходящие темы. При этом учитываю:
общий уровень развития ученического коллектива;
возрастные особенности класса;
личностные особенности школьников.
Исходя из собственного практического опыта, выделяю два типа творческих работ: обязательные и по желанию. К ним разработано несколько видов творческих заданий, которые с желанием выполняются учениками и служат успешной основой реализации коммуникативного подхода в обучении немецкому языку.
Думаю, что в арсенале каждого учителя есть подобные приемы.
Одним из любимых видов творческих приемов считаю работу над стихотворением. Здесь открываются большие возможности для каждого ученика, даже для того, кто не дружит с немецким языком. После многократного чтения стихотворения и выполнения заданий к нему учащиеся под руководством учителя делают перевод стихотворения на русский язык. Результатом перевода является нерифмованный текст. В качестве домашнего задания школьники получают сделать эквивалент данного стихотворения на русском языке. Это задание выполняется по желанию учеников. На следующем уроке они читают свои варианты перевода и знакомятся с работами школьников предыдущих классов. Оставляю и храню лучшие работы.
5 класс, стихотворение «Мой дом».
Ich wohne Schiller Strаβe
Geht hier geradeaus
Die Nummer 25
Da seht ihr schon mein Haus.
Es ist bequem und sauber.
Es ist nicht groß, nicht klein.
Ich sorge hier für Ordnung
Und freu mich
Es ist mein.
1.На улице Шиллера я живу.
Прямо, прямо я иду.
Смотрю налево, вот мой дом.
Под 25 номером он.
На него ты посмотри - возле дома есть цветы.
И красив он, и опрятен.
Очень дом мой аккуратен.
(Бондаренко Наталья)
2.Вот улица Шиллера.
Здесь я живу.
Хотите, мой адрес
Я вам назову?
Идите здесь прямо.
Мой дом 25 .
Кто раз побывал в нем,
Придет и опять.
Мой дом небольшой и немаленький он.
Удобств в нем полно.
Плюс радушный прием.
Забочусь о нем и радуюсь я:
Ведь в домике этом живет моя семья.
(Дедов Борис)
3.На улице Шиллера я живу.
Прямо здесь идите!
Номер дома 25 ,
Вот мой дом, смотрите!
Удобный он и чистый,
Не мал и не большой.
Я забочусь о порядке
И радуюсь, что он мой.
(Кобзарь Евгений)
4.Я проживаю на улице Шиллера.
Прямо идите, мой дом 25.
Поздно ложусь и рано встаю
Свой домик я очень, очень люблю.
Люблю я цветы и люблю убирать,
Увижу пылинку, спешу подметать.
Всегда у меня порядок, уют.
И в каждом горшочке цветочки цветут.
(Капустин Вячеслав)
5.На улице Шиллера я живу.
Хотите в гости позову?
Идите прямо номер 25 .
Как хорошо в нем отдыхать!
Вот видите мой дом?
Небольшой и немаленький,
А среднего размера он.
Я слежу здесь за порядком,
Он удобный и опрятный.
И я радуюсь тому, что живу в таком дому.
(Деменко Екатерина)
6.На Шиллерштрассе 25
Давно я проживаю.
В уютном домике своем
Живу, забот не знаю.
Он небольшой, скажу я вам,
Да и не мал к тому же.
Уютный, чистый он внутри
Не хуже и снаружи.
Люблю я домик всей душой
И радуюсь: а он ведь мой!
(Полухина Н. С.)
В 11 классе при изучении темы « Любовь» учащиеся знакомятся с поэзией немецких классиков и современников. Самостоятельно они делают подборки понравившихся им стихотворений из любовной лирики русских поэтов, так как тема «Любовь» всегда вызывает живой интерес старшеклассников. Обращение к родному языку в данном случае оправдано.
Непростым делом в изучении языка, а иностранного тем более, является грамматика. Любая грамматическая тема не вызывает у школьников восторга. Трудности грамматики можно преодолеть и вызвать к ней интерес, используя творческие задания.
Например, при изучении темы «Склонение прилагательных» в 8 классе ученики получают на выбор такие виды заданий:
написать объявление в газету;
сочинить сказку;
сделать литературный перевод стихотворения ( оно содержит большое количество прилагательных).
Стихотворение взято из дополнительной литературы.
Es war ein krummer Mann,
der ging den krummen Weg,
da fand er krumme Groschen
bei einem krummen Steg.
Er traf die krumme Katze,
die fing die krumme Maus.
dann lebten siе zusammen
in einem kleinen Haus!
1.Кривой человек по тропинке пошел,
Кривой человек кривой грошик нашел.
А дальше пошел по кривой он дорожке
И встретил дорогой кривую он кошку.
У кошки в зубах мышонок кривой.
И вместе по тропке пошли все домой.
(Селютина Анастасия)
2.По тропинке крутой
Мужичок шел хромой.
Он грошик нашел, взял его
И дальше пошел.
На кривой дорожке
Встретил он кривую кошку.
Побежала она вперед,
Завернула за поворот,
Видит, а там мышонок сидит
И навстречу им как побежит!
Теперь они живут в своем кривом домишке.
Заглядывайте к ним ребятишки!
(Ушко Любовь)
3.Один мужичок кривой
Пошел по кривой дорожке,
Нашел он кривой грошик
И встретил кривую кошку.
А та поймала мышку.
Кривая была мышка.
И стали жить все вместе
Они в кривом домишке.
(Генералюк Дмитрий)
4.По дорожке по кривой
Как-то шел мужик хромой.
На пути нашел монету около тропы косой.
Видит на краю пути кот и мышь:
Им некуда идти.
Он с собой их жить позвал.
Веселее и смешнее его кривой домишко стал.
(Бигеева Марина)
5.Один кривой мужчина
Дорогой шел кривой.
Нашел кривой он грошик
И взял его с собой.
Кривую встретил кошку,
А в лапах у нее
Была кривая мышка.
То дело не мое.
Все вместе они стали
В домишке жить кривом.
А что кривые были,
Так разве дело в том?
(Полухина Н.С.)
Для лучшего запоминания грамматического материала во 2, 5 классе предлагаю учащимся рифмовки.
1.Мы ich говорим про себя самого.
Du про тебя, а er про него.
Мы это wir, а вы это ihr.
2.Если есть в вопросе du,
То в ответе будет ich.
Если есть в вопросе ihr,
То в ответе будет wir.
У учащихся возникает желание самим рифмовать слова.
В средних и старших классах при обучении чтению и выполнению послетекстовых заданий школьники делают рисунки к тексту. На следующем уроке к выполненным рисункам подбираются подходящие предложения из текста. Слабоуспевающие учащиеся с удовольствием делают задание такого типа и справляются с ним успешно.
При пересказе текста предлагаю учащимся добавить новую информацию. Это они делают по желанию.
Удачным считаю такой вид творческого задания как завершение текста или сказки. Такие задания представляют собой синтез грамматических, лексических знаний и детской фантазии. Данный прием можно считать универсальным и использовать его также на этапе закрепления или контроля при изучении любой грамматической темы.
Развитие интереса к изучению иностранного языка является одной из главных составляющих эффективного обучения. Цель обучения данному предмету в начальной школе заключается не только в формировании практических умений и навыков, но и в пробуждении и развитии у школьников интереса к изучаемому предмету, родному языку и гуманитарным дисциплинам в целом. Поэтому задача учителя - организовать общение и взаимодействие детей, создать условия для общения: благоприятную атмосферу в классе и чувство комфорта у каждого ребенка.
Учитель должен создать такую ситуацию на уроке, которая бы способствовала включению в деятельность всех психических процессов и видов чувств, проявлению способностей детей. Не стоит забывать, что одной из основных потребностей каждого человека является потребность в творческом самовыражении. Формой работы, учитывающей все эти требования, можно с уверенностью назвать игру. Игра-мотив, повышающий качество обучения, так как она вызывает интерес у детей.
В жизненном опыте младших школьников игровая деятельность занимает значительное место, поэтому она является для них естественной формой обучения. Игра дает учащимся возможность проявить себя в увлекательной деятельности, развивает память, сообразительность, воображение, творчество, способствует быстрому запоминанию иноязычных слов и предложений. Дети вступают в общение друг с другом, учителем, игрушками. Для младшеклассников очень важно присутствие на уроке элемента неожиданности, сюрпризов. Игра является также одной из важнейших форм релаксации, которая вызывает легкие и положительные эмоции, помогает снять напряжение, монотонность.
Элементы игры использую с первых уроков. Нашими постоянными гостями во 2 классе являются обезьяна Кеша, Чебурашка, кукла Вероника и другие. Они помогают учащимся в изучении букв немецкого алфавита, усвоении новых речевых образцов.
Второклассникам стоит только задать тон игры, как они его тут же подхватывают. Например, в начале урока говорю, что в гостях у них Кеша, показываю его, обращаю внимание детей на то, что лапы Кеши почему-то белые. Ребята предполагают, что это может быть. Дальше урок идет в своем русле. На этапе тренировки изученных букв второклассники должны назвать написанные на доске буквы. Замечаем, что часть букв отсутствует. Спрашиваю недоуменно в классе, кто мог это сделать. И тут восклицание, что это работа Кеши: лапы у него выпачканы, оказывается в мел. Решают, что безобразника нужно простить. И ребята восстанавливают стертые на доске буквы. Это не единственный пример использования элементов игры.
По программе 3 класса учащиеся должны знать много грамматических конструкций, которые вызывают у них затруднения. Для облегчения запоминания рифмую материал и предлагаю спеть на мотив знакомой песни.
Ich habe einen Bleistift, ich habe einen Kuli.
Ich habe eine Puppe. Und was, was, was hast du?
(на мотив песни «В траве сидел кузнечик»)
Игра предлагается на уроке не ради самой игры, а как прием для лучшего усвоения материала. Многие учителя из своей практики знают, что очень тяжело работать в последний учебный день перед каникулами. Нелегко учиться и ученикам в такие дни. Можно сделать уроки необычными, запоминающимися, полезными. Такие уроки я называю игровыми. Моя задача на уроке – научить и увлечь, а не развлечь. Школьники получают игровые задания с учетом их уровня знаний, возрастных особенностей, изучаемой темы.
Одним из эффективных средств развития познавательного интереса учащихся к изучению иностранного языка является использование ролевой игры на уроках. Она позволяет решать задачи в комплексе: практического, воспитательного, развивающего, образовательного характера. Участвуя в ролевой игре, ученик может занять активную личностную позицию. Он видит возможность применения своих знаний в реальной жизни. На уроке можно использовать лишь элементы ролевой игры. Удачными темами для включения в них ролевую игру считаю следующие:
тема «Школа», 6 класс, экскурсия по школе, где учащиеся исполняют роль гидов;
тема «Подготовка к поездке», 9 класс урок с элементами ролевой игры, посвященный Дню Святого Валентина, на котором школьники играют самих себя, но в новых для них обстоятельствах. Главное для учителя - учесть увлечения учащихся, принимать во внимание события, происходящие с ними в школе. Изучение языка (а иностранного тем более) не всегда продвигается так, как мы этого хотим. Может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для его изучения. Таким стимулом вполне можно считать проектную деятельность. Метод проектов не является принципиально новым в педагогике. Он позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
Цель проектной деятельности:
способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
развивать у учащихся коммуникабельность, умение сотрудничать;
обеспечить механизм развития практического мышления ребенка.
Мой опыт по использованию проектной методики на уроках немецкого языка небольшой. В совместной с учащимися деятельности нам удалось добиться некоторых результатов. Анализируем, сравниваем начальный этап нашей работы и настоящий, приходим к выводу, что последние проекты более удачные, нежели первые.
Работу над проектом начинаю с восьмого класса, когда учащиеся в процессе обучения уже приобрели необходимые умения и навыки, обладают достаточным лексическим запасом, имеют хорошее знание компьютера. Кроме этого они должны владеть определенными умениями самостоятельной работы, помогающими им организовать свою деятельность (умение читать и перерабатывать текст, работать со справочными материалами, планировать свою деятельность, принимать решение).
Предлагаю учащимся такие задания, с которыми они справятся. Задания, на мой взгляд, должны соответствовать уровню, на котором находятся обучаемые. Проектную работу можно использовать на любом уровне, в любом возрасте.
А выбор темы для проекта зависит от следующих факторов: (возраста, уровня знаний, интересов учеников, материалов, доступных для обучаемых, временных рамок).
Для организации проектной деятельности отбираем материал, имеющий практическую, теоретическую и познавательную значимость.
Например:
«Взаимоотношения подростков и их родителей»
(Проблема: могут ли отношения детей и взрослых быть бесконфликтными?)
«Иностранцы в Германии»
(Проблема: все ли они чувствуют себя в ФРГ комфортно?)
Основной формой обучения в проектной деятельности является групповое взаимодействие. На протяжении всего периода подготовки проекта класс представляет собой обычно три (исходя из наполняемости классов) творческих группы, которые создаются по таким принципам как: уровень обученности, коммуникабельность, инициативность, работоспособность, интересы психологической совместимости. Группа выполняет одно задание, которое выбирается по желанию, но при его выполнении происходит распределение ролей.
Каждый ученик получает самостоятельный участок в работе. Задание для групп дается (в основном) одно, за исключением незначительных отличий. В процессе выполнения работы учащиеся понимают, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый включается в поиск новой информации. Именно это я считаю огромным стимулом к активному усвоению знаний. Позитивные изменения вижу в работе и в отношении к работе у своих учеников.
В поисках самой «свежей» социокультурной информации обращаемся к ресурсам сети Интернет, это приводит участников проекта в виртуальные библиотеки, на различные информационные и образовательные серверы. Несомненно, потенциал всемирной сети дает прекрасную возможность не только найти необходимые материалы, но и повысить эффективность самообразования учителя. Кроме того пользуемся прессой для молодежи страны изучаемого языка, «Современной российской универсальной энциклопедией Кирилла и Мефодия 2007».
До того как инициировать идею проекта учащимся, считаю своей задачей провести с ними подготовительную работу, на которую требуется достаточное количество времени. Самому учителю также необходимо быть подготовленным:
все тщательно продумать (до мелочей), разработать, просчитать, представить готовый результат;
четко определить учебные задачи;
подумать, какую помощь можно оказать школьникам, не предлагая готовых решений.
Использование мультимедийных технологий в проектной деятельности позволяет учащимся не только изучать иностранный язык, но и сделать процесс обучения более разнообразным, интересным. Это помогает создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету.
Каждая группа готовит свою презентацию. По окончании работы анализируем работу каждой группы и проект в целом, комментируем, вносим предложения. Оценка проектной работы - дело нелегкое. Способы ее оценки вступают в противоречие с официальной процедурой оценивания работы ученика.
При оценивании стараюсь принять во внимание следующие моменты:
1.Язык - это только составная часть всего проекта. Не следует оценивать проект лишь на основе языковой грамотности. Оценку необходимо выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации, эстетику.
2.На защите проекта не исправлять ошибок. Школьники вкладывают в него много труда и стараются сделать все как можно лучше. Любой проект – это только часть общего объема работы, которую учащиеся выполняют в течение всего языкового курса, и оценить грамотность можно в других видах деятельности.
Материалы проекта «Города России и Германии» (8 класс), представленные в качестве приложения, могут быть использованы при изучении тем «Путешествие по Германии» (9 класс), «Искусство» (11 класс). Проект может быть использован во внеклассной работе по предмету, для индивидуальных занятий; может использоваться целиком или отдельными частями. Данный коллективный творческий труд учителя и учащихся имеет большое познавательное значение, содержит многообразную и интересную информацию, эстетично и оригинально оформлен. Презентация может быть, безусловно, полезна также учителям немецкого языка в их преподавательской деятельности в страноведческом аспекте.
В процессе подготовки к данному проекту были необходимы различные формы взаимодействия: учебное сотрудничество учащихся между собой, сотрудничество детей с учителем, сотрудничество школьника с самим собой, изменяющимся в процессе учения. Весь процесс подготовки проекта и его защиты построен на коллективном труде, самореализации личности, на организации успеха, создать ситуацию для которого - моя задача.
Над созданием проекта работали три группы. Одна группа выбрала задание подготовить презентацию для организации повторения изученного в течение трех уроков материала по теме «Москва», добавив в презентацию новые знания. Города Санкт Петербург и Берлин были выбраны самими учащимися по желанию.
.Данная презентация использовалась на этапе подготовки к основной части урока.
Вторая группа организовала заочное путешествие по северной столице России Санкт Петербургу с элементами ролевой игры. Два участника группы сыграли роль гидов, приветствуя остальных учащихся класса как туристов. Экскурсоводам задавались вопросы, на которые были даны достаточно правильные ответы.
Благодаря сообщению третьей группы все присутствующие мысленно перенеслись из Санкт Петербурга в столицу страны изучаемого языка Берлин и прошлись по его главной улице Унтер - ден-Линден, постояли у Бранденбургских ворот, полюбовались парками и музеями На следующем уроке учитель предлагает итоговое задание, которое поможет выяснить, насколько учащиеся усвоили материал, предложенный в презентациях проекта.
Не утверждаю, что проектная работа решит все проблемы в обучении иностранного языка, но это эффективное средство, которое способствует развитию учащихся, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект- это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка. Он представляет собой синтез знаний по иностранному языку, информатике, другим школьным дисциплинам и включением во все это детской фантазии.
Работая над проектами, пришла к выводу, что целенаправленное и систематическое использование их в работе при обучении иностранному языку повышает эффективность урока, способствует расширению кругозора учащихся, развитию их коммуникативных навыков.
Организация внеклассной работы по предмету дает большие возможности для развития творческих способностей учащихся. Одной из удачных форм внеклассной работы считаю предметные недели. Они позволяют включить в творческий процесс большое число школьников.
Так, неделя немецкого языка прошла под названием «Wir sprechen Deutsch». В ней приняли участие школьники с 2- 11 класс. Презентация программы была разнообразна по содержанию: песни на немецком языке, стихи, сценки.
Вышеназванные формы работы способствуют развитию творческих наклонностей учащихся в учебной и внеурочной деятельности в рамках изучения немецкого языка.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: