Тренинг «Повышение толерантности в молодежной среде» Общие рекомендации по проведению тренинга
Приложение 5.1.
Карточки с описанием приветственных
жестов в разных культурах
ВЫ ИЗ ТИБЕТА Снимите головной убор правой рукой, а левую заложите за ухо и высуньте язык | ВЫ ИЗ ЭФИОПИИ Положите ладонь на ладонь собеседника, затем ударьте себя ею по груди. Можно обнять собеседника, но только нельзя дотрагиваться до его затылка |
ВЫ ИЗ ФРАНЦИИ Дважды поцелуйте друг друга в обе щеки | ВЫ ИЗ ПЛЕМЕНИ ТУАРЕГ Подайте руку собеседнику ладонью вверх; следом за тем резко отдерните руку назад, проведя кончиками пальцев по ладони собеседника |
ВЫ ИЗ ЯПОНИИ На расстоянии трех шагов от собеседника поклонитесь, опустив глаза (руки опущены вдоль туловища) | ВЫ ИЗ ИНДИИ Слегка поклонитесь, ладони сложены перед лбом |
ВЫ ИЗ ИСПАНИИ Поцелуйте собеседника в щеку, ладони положите ему на предплечья | ВЫ ИЗ ПЛЕМЕНИ МАОРИ Согнув указательный палец правой руки, поднесите его к кончику своего носа и потрите его костяшкой второй фаланги |
ВЫ ИЗ САМОА Обнюхайте друг друга | ВЫ - ЭСКИМОС Потритесь друг о друга носами |
_________________________________________________
Приложение 5.2
Классические японские хокку (перевод В.Н. Марковой)
Бабочки полёт Будит тихую поляну В солнечном свету. Мацуо Басё (1644-1694) | И осенью хочется жить Этой бабочке: пьёт торопливо С хризантемы росу. Мацуо Басё (1644-1694) |
Цветы увяли. Сыплются, падают семена, Как будто слёзы… Мацуо Басё (1644-1694) | Старый пруд. Прыгнула в воду лягушка. Всплеск в тишине. Мацуо Басё (1644-1694) |
Мошек легкий рой Вверх летит - плавучий мост Для моей мечты. Такараи Кикаку (1661-1707) | Нищий на пути! Летом вся его одежда Небо и земля. Такараи Кикаку (1661-1707) |
Ко мне на заре в сновиденье Пришла моя мать... Не гони ее криком своим, кукушка! Такараи Кикаку (1661-1707) | Вот глупый соловей! Он принял за тенистый лес Бамбуковый плетень. Такараи Кикаку (1661-1707) |
Поет соловей! Как он раскрыл широко Маленький клюв! Еса Бусон (1716-1783) | От этой ивы Начинается сумрак вечерний. Дорога в поле. Еса Бусон (1716-1783) |
Луна сквозь дымку – Лягушки пруд замутили. Где вода? Где небо? Еса Бусон (1716-1783) | Долгие дни весны Идут чередой... Я снова В давно минувшем живу. Еса Бусон (1716-1783) |
Комья свежей земли. Льется на полевых улиток Безучастный дождь. Еса Бусон (1716-1783) | Стаяли снега, - И полна вдруг вся деревня Шумной детворой! Кобаяси Исса (1763-1827) |
Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету. Кобаяси Исса (1763-1827) | Смотри-ка, соловей Поет все ту же песню И пред лицом господ! Кобаяси Исса (1763-1827) |
Как вишни расцвели! Они с коня согнали И князя-гордеца. Кобаяси Исса (1763-1827) | Пролетный дикий гусь! Скажи мне, странствия свои С каких ты начал лет? Кобаяси Исса (1763-1827) |
Вновь прилети весной! Дом родной не забудь, Ласточка, в дальнем пути! Кобаяси Исса (1763-1827) | Нынче - как вчера... Над убогой хижиной Стелется туман. Кобаяси Исса (1763-1827) |
О цикада, не плачь! Нет любви без разлуки Даже для звезд в небесах. Кобаяси Исса (1763-1827) | |
________________________________________
Приложение 5.3.
Примеры пословиц разных стран мира
(Карточка 1 - японские пословицы, карточка 2 - арабские пословицы, карточка 3 - немецкие пословицы, карточка 4 – американские пословицы, карточка 5 - английские пословицы)
КАРТОЧКА 1
Не бойся немного согнуться, прямее выпрямишься.
Кто чувствует стыд, тот чувствует и долг.
За излишней скромностью скрывается гордость.
Прямой человек, что прямой бамбук, встречается редко.
У человека внешность обманчива.
Тигр бережёт свою шкуру, человек – имя.
Тщеславию, как сыпи, любой подвержен.
В дружбе тоже знай границу.
Кто терпелив, тот бедности не поддаётся.
Всё, что цветёт, неизбежно увянет.
Тот, кто много говорит, ничего не знает, тот, кто много знает, молчит.
Утку, которая крякает, застрелят первой.
Проанализируйте пословицы, опираясь на следующие вопросы:
Определите, какие ценности превалируют в данной культуре.
Сгруппируйте пословицы и афоризмы в зависимости от тех ценностей и установок, которые в них отражены.
Выделите характерные метафоры, образы, выражения, средства, использованные в пословицах и афоризмах.
Попытайтесь найти аналоги этим пословицам в русском языке.
Сравните ценности, установки данного народа, а также образы и метафоры, использованные в данных пословицах, с теми, которые характерны для русского народа и русского языка.
Определите, какой культуре и какому народу принадлежат эти пословицы и афоризмы.
_______________________________________
КАРТОЧКА 2
У кого язык длинный, мысли короткие.
Ростом с пальму, а умом с ягненка.
Один финики ест, а другой косточки убирает.
Лучше спокойно есть луковицу, чем с оглядкой курицу.
Прожорлива, как червь, а работает, как калека.
Подкрашенные глаза не выносят дыма.
У плотника дверь всегда сломана.
Укушенный змеей боится веревки.
С минарета да на дно колодца.
Одной голове две руки служат.
Дружба после вражды слаще халвы.
Проанализируйте пословицы, опираясь на следующие вопросы:
Определите, какие ценности превалируют в данной культуре.
Сгруппируйте пословицы и афоризмы в зависимости от тех ценностей и установок, которые в них отражены.
Выделите характерные метафоры, образы, выражения, средства, использованные в пословицах и афоризмах.
Попытайтесь найти аналоги этим пословицам в русском языке.
Сравните ценности, установки данного народа, а также образы и метафоры, использованные в данных пословицах, с теми, которые характерны для русского народа и русского языка.
Определите, какой культуре и какому народу принадлежат эти пословицы и афоризмы.
________________________________________
КАРТОЧКА 3
Люби порядок, он сбережёт твоё время и силы.
У работы горькие корни.
Золотой ключик открывает все двери.
Глупость и гордость растут на одном дереве.
Против глупости даже боги бессильны.
С ссорами и спорами далеко не уйдешь.
Нечестно нажитое добро редко идет на пользу.
Умение быть довольным самое большое богатство.
Одно слово для умного значит больше, чем целая проповедь для дурака.
Проанализируйте пословицы, опираясь на следующие вопросы:
Определите, какие ценности превалируют в данной культуре.
Сгруппируйте пословицы и афоризмы в зависимости от тех ценностей и установок, которые в них отражены.
Выделите характерные метафоры, образы, выражения, средства, использованные в пословицах и афоризмах.
Попытайтесь найти аналоги этим пословицам в русском языке.
Сравните ценности, установки данного народа, а также образы и метафоры, использованные в данных пословицах, с теми, которые характерны для русского народа и русского языка.
Определите, какой культуре и какому народу принадлежат эти пословицы и афоризмы.
________________________________________________
КАРТОЧКА 4
Бог помогает тому, кто сам о себе заботится.
Чистота и набожность стоят рядом.
Если не выносишь жара, уйди из кухни.
Привычка рано ложиться и рано вставать приносит человеку здоровье, богатство и мудрость.
Счастлива та страна, у которой нет истории.
Проанализируйте пословицы, опираясь на следующие вопросы:
Определите, какие ценности превалируют в данной культуре.
Сгруппируйте пословицы и афоризмы в зависимости от тех ценностей и установок, которые в них отражены.
Выделите характерные метафоры, образы, выражения, средства, использованные в пословицах и афоризмах.
Попытайтесь найти аналоги этим пословицам в русском языке.
Сравните ценности, установки данного народа, а также образы и метафоры, использованные в данных пословицах, с теми, которые характерны для русского народа и русского языка.
Определите, какой культуре и какому народу принадлежат эти пословицы и афоризмы.
__________________________________________
КАРТОЧКА 5
Плохой компромисс лучше, чем хорошая тяжба.
Треснувшую дружбу можно склеить, но она никогда уже не будет прочной.
Кот в перчатках мышей не поймает.
В закрытый рот муха не влетит.
Друга не узнаешь, пока не понадобится его помощь.
Хорошую репутацию легче утратить, чем приобрести.
Болезни к нам являются верхом, а от нас уходят пешком.
Все девушки хороши, но откуда же тогда берутся плохие жены?
Желанный, как вода в туфлях.
Берегись молчащей собаки и тихой воды.
Привычка — вторая натура.
Проанализируйте пословицы, опираясь на следующие вопросы:
Определите, какие ценности превалируют в данной культуре.
Сгруппируйте пословицы и афоризмы в зависимости от тех ценностей и установок, которые в них отражены.
Выделите характерные метафоры, образы, выражения, средства, использованные в пословицах и афоризмах.
Попытайтесь найти аналоги этим пословицам в русском языке.
Сравните ценности, установки данного народа, а также образы и метафоры, использованные в данных пословицах, с теми, которые характерны для русского народа и русского языка.
Определите, какой культуре и какому народу принадлежат эти пословицы и афоризмы.
________________________________________________
Приложение 5.4.
Письменные инструкции для посланников
Ваша страна планирует установить дипломатические связи со страной Карамбия. Для этого нужно узнать, что это за страна и каковы особенности ее культуры. Правительство Вашей страны наделило Вас почетной миссией: Вам предстоит отправиться в качестве посланника в Карамбию. Этот визит будет первым контактом представителя Вашей страны с этой культурой. Ваша задача заключается в том, чтобы узнать как можно больше о культуре этой страны, ее жителях, и написать отчет своему правительству. Ваша деятельность, к сожалению, имеет одно ограничение: жителям Карамбии нужно задавать только такие вопросы, на которые можно ответить либо "Да", либо "Нет". Вы можете закончить визит, как только почувствуете, что собрали достаточно информации для отчета.
Если у Вас есть вопросы по правилам игры, задавайте их до того, как игра началась. Подготовьте вопросы к жителям Карамбии. Не возвращайтесь в комнату, пока Вас не пригласят.
* В упражнении используется Шкала социальной дистанции Эмори Богардуса (Bogardus, 1958) и методический прием Е.Хартли (Hartley, 1946).
Воннегут К. Гаррисон Бержерон // Фантастика века / Составитель Вл. Гаков - М.-Мн.: Полифакт, 1999.
страница 1 ... страница 5страница 6страница 7страница 8
скачать
Другие похожие работы: