NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Учебный курс «Физика элементарных частиц»




Учебный курс «Физика элементарных частиц» является частью специализированной подготовки бакалавра физики по профилю «физика ядра и элементарных частиц». Дисциплина изучается студентами четвертого курса физического факультета кафедры физики элементарных частиц. Программа курса подготовлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта третьего поколения.

Цель курса – познакомить студентов-физиков, специализирующихся по профилю «физика ядра и элементарных частиц», с основными понятиями и концепциями квантовой теории поля и Стандартной модели, в частности. Другая цель – подготовить студентов к изучению специализированных разделов физики частиц: квантовой электродинамики, квантовой хромодинамики, теории слабых взаимодействий. И наконец, мы ставим перед собой цель сформировать базовые профессиональные, а также общекультурные навыки исследователя в области физики высоких энергий. Односеместровый курс «Введение в физику твердого тела» состоит из лекционных и практических занятий, сопровождаемых регулярной индивидуальной работой преподавателя со студентами в процессе сдачи семестровых домашних заданий, а также самостоятельных занятий.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 академических часов (из них 72 аудиторных). Программой дисциплины предусмотрены 36 часов лекционных и 36 часов практических занятий, а также 36 часов самостоятельной работы.

Автор

докт. физ.-мат. наук, проф. В. Г. Сербо
Программа учебного курса подготовлена в рамках реализации Программы развития НИУ-НГУ на 2009–2018 г. г.

 Новосибирский государственный

университет, 2010

Приложение № 2.
Примерная программа учебного курса (учебной дисциплины)
Программа курса (дисциплины) «Физика элементарных частиц » составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного бакалавра физики по профилю «физика ядра и элементарных частиц», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным университетом по реализации Программы развития НГУ.
Автор (авторы) Сербо Валерий Георгиевич, доктор физико-математических наук, профессор Факультет: физический

Кафедра: теоретической физики


  1. Цели освоения дисциплины (курса)


Курс «Физика элементарных частиц» предназначен для обучения студентов-физиков основам современных представлений об элементарных частицах и их взаимодействиях.

Основной целью освоения курса является ознакомление с классификацией частиц, с теоретическими основами описания электромагнитных, слабых и сильных взаимодействий, получение практических навыков в расчете простых процессов с участием элементарных частиц.

Для достижения поставленной цели выделяются задачи курса:

    • Изучение основных типов элементарных частиц.

    • Изучение инвариантной теории возмущений.

    • Освоение приемов вычисления простых диаграмм Фейнмана.




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Курс «Физика элементарных частиц» читается в осеннем семестре 4 курса бакалавриата и является вводным курсом для бакалавров по специальности «Физика элементарных частиц».
Необходимыми предпосылками для успешного освоения курса являются следующее.
В цикле математических дисциплин: знание основ линейной алгебры, математического анализа, функционального анализа, методов математической физики и умение применять эти знания при решении задач.
В цикле общефизических дисциплин необходимыми предпосылками являются знание и умение применять основные принципы классической механики и электродинамики. Предполагается, что помимо обычного курса общей физики студенты прошли солидный курс квантовой механики, включая релятивистские уравнения Клейна-Фока-Гордона и Дирака, курс статистической физики и курс «Введение в физику высоких энергий». Более детальные сведения о физике элементарных частиц студенты данной специальности получат в дальнейшем, изучая такие курсы как «Квантовая электродинамика», «Теория сильного взаимодействия» и «Теория слабого взаимодействия».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


  • общекультурные компетенции: ОК-1, ОК-5, ОК-17, ОК-18, ОК-20, ОК-21;

  • профессиональные компетенции: ПК-1 –ПК-4 , ПК-5, ПК-10.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: основные элементы Стандартной Модели

  • Уметь: производить простые оценки сечений и числа событий основных процессов на установках со встречными электрон-позитронными пучками; выполнять простые расчеты в рамках теории возмущений

  • Владеть: техникой расчетов простых диаграмм Фейнмана


4. Структура и содержание дисциплины курс «Физика элементарных частиц»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.






п/п


Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

1

Понятие об элементарных частицах (лептоны, кварки и калибровочные бозоны) и их взаимодействиях (электромагнитном, описываемом квантовой электродинамикой, слабом, описываемом электрослабой теорией, и сильном, описываемом квантовой хромодинамикой).


7-й

1-я

2 часа лекций

2 часа семинаров

Самостоятельная работа студентов по решению семестровых домашних заданий, 1час в неделю.

Разбор решений у доски на каждом семинаре.

В начале каждого очередного занятия проверка задач, заданных на дом.

2

Квантование электромагнитного поля (электромагнитное поле как набор осцилляторов; энергия и импульс поля; операторы рождения и уничтожения квантов поля; оператор числа квантов поля).




2-я

2 часа лекций

2 часа семинаров

1час







3

Лагранжев подход в теории поля. Симметрия и законы сохранения (однородность пространства-времени и сохранение импульса-энергии; калибровочные преобразования первого рода и сохранение заряда).





3-я

2 часа лекций

2 часа семинаров

1час







4

. Действительное скалярное поле (уравнения движения; разложение по плоским волнам; квантование).




4-я

2 часа лекций

2 часа семинаров.

1час







5

. Комплексное скалярное поле. Частицы и античастицы. C, P, T – преобра­зо­вания.





5-я

2 часа лекций

2 часа семинаров

2час







6

. Спинорное поле Дирака (уравнение Дирака; плоские волны; гамильтонова форма уравнения Дирака; спиральность; квантование поля Дирака). C, P, T - преобразование; внутренняя чётность частиц и античастиц.




6-я и 7-я

4 часа лекций

4 часа семинаров

2час







7

Амплитуды и вероятности переходов. Вероятность распада в единицу времени. Сечение рассеяния. Переменные Мандельстама для реакции a + b  c + d.





8-я

1 часа лекций

1 часа семинаров

1час




.

8

Представление взаимодействия.

Инвариантная теория возмущений.





8-я

1 часа лекций

1 часа семинаров










9

. Первый порядок теории возмущений для взаимодействия V вида V = , V =, V = . Диаграммы Фейнмана. Распад хиггсовского бозона  l+l, , образование хиггсовского бозона в e+e  и µ+µ- соударениях.




9-я и 10-я

4 часа лекций

4 часа семинаров

2 часа







10

. Второй порядок теории возмущений для взаимодействия V = . Пропагатор скалярной частицы




11-я

2 часа лекций

2 часа семинаров

1час







11

Второй порядок теории возмущений в КЭД. Рассеяние электронов. Фотонный пропагатор. Диаграммы Фейнмана и закон Кулона.





12-я и 13-я

4 часа лекций

4 часа семинаров

2 часа







12

. Расчет сечения процесса e+eµ+µ. Процессы e+e  и e+e   hadrons при высоких энергиях. Реакция    и перекрёстная симметрия.





14-я и 15-я

4 часа лекций

4 часа семинаров

5 часа







13

. Эффект Комптона. Электронный пропагатор. Основные характеристики процессов e+e  и   e+eпри высоких энергиях.




16-я

2 часов лекций

2 часа семинаров

2 час







14

Семейство адронов. Изоспин и странность. Аддитивная кварковая модель адронов. Глубоконеупругое ep рассеяние.






17-я

2 часа лекций, 2 консультация перед экзаменом

2 часа семинаров, 2 часа разбор семестрового домашнего задания

5 часа




Экзамен

Итого










36

часов

36

часов

36

часов








Методические указания к программе курса.
Теперь мы остановимся подробнее на начальных лекциях курса, которые представляют для студентов наибольшую трудность из-за непривычности вводимых новых представлений квантовой теории поля. При этом важно указать, что эти новые понятия имеют прямые аналогии в уже хорошо известных примерах из нерелятивистской квантовой механики.
Введение: элементарные частицы и их взаимодействия
Чтобы за деревьями не потерять леса, перечислим в телеграфном стиле основные типы частиц и их взаимодействий. Содержание понятия ``элементарная частица'' изменялось во времени. Сейчас это условно мельчайшая частица, но не атом и не ядра (исключение составляет протон p – ядро атома водорода). Элементарных частиц больше, чем атомов в таблице Менделеева –

см. Review of Particle Physics. Их наиболее характерная черта – способность рождаться и взаимно превращаться в реакциях.

Если потребовать неразложимости на составляющие, то останется

немного ``фундаментальных частиц'':

  • лептоны и кварки (l и q), спин J=1/2;

  • калибровочные векторные бозоны (γ, , Z0, g), J=1;

  • скалярный бозон Хиггса (H), J=0.


Основные типы взаимодействия частиц таковы:

  • Электромагнитное (ЭМ): характерный радиус взаимодействия , так как , сила взаимодействия характеризуется безразмерной константой , поэтому здесь возможно применять теорию возмущений – квантовую электродинамику (КЭД);

  • Гравитационное}: , очень слабое, в атомных масштабах пренебрежимо мало, для двух протонов в ядре



  • Сильное: ответственно за связь нуклонов в ядре, за быстрые распады резонансных состояний, характерное время с, см, сила взаимодействия характеризуется безразмерной константой на расстояниях ;

  • Слабое: отвечает за распад многих долгоживущих частиц: n, , K, и др., характерное время с, см. Пример – нейтрино ν, при малых (реакторных) энергиях ν проходит сквозь Землю, при сечения взаимодействия сравниваются с электромагнитными.


Взаимодействия элементарных частиц осуществляется через обмен:

  • γ – для ЭМ взаимодействия;

  • и Z0 – для слабого взаимодействия;

  • Глюоны g – для сильного взаимодействия.

Все элементарные частицы – кванты соответствующих полей, основные взаимодействия элементарных частиц описываются как взаимодействия квантовых полей:

ЭМ- взаимодействие. Заряженные частицы, например e, взаимодействуют через ЭМ-поле. Но ЭМ-поле (после квантования) – набор частиц-фотонов. Сами электроны – частицы-кванты электронно-позитронного поля. ЭМ- взаимодействию соответствует потенциальная энергия , где q –заряд частицы, а φ – скалярный потенциал ЭМ поля. Плотность этой энергии – величина

в елятивистском случае переходит в произведение 4-вектора плотности

тока , 4-потенциала :

где x=(ct, ) – 4-радиус-вектор.
Квантование электромагнитного поля
Теорию квантовых полей мы начинаем с подробного изложения процедуры квантования электромагнитного поля. Конечно, это не самый простой, но зато наиболее привычный объект, поскольку классическое электромагнитное поле достаточно подробно изучалось в курсе электродинамики, а квантование электромагнитного поля уже частично излагалось в курсе квантовой механики. Гамильтониан обычного линейного осциллятора имеет вид:

Введём линейные комбинации x и p вида

и напомним, что величины a и также являются каноническими переменными. В этих переменных гамильтониан имеет особенно простой вид:

Мы показываем, что электромагнитное поле в пустоте может быть сведено к набору осцилляторов, описываемых переменными a и a*.

Затем напомним, что при квантовании обычного осциллятора зависящие от времени классические величины a(t) и a*(t) становятся операторами уничтожения и рождения кванта с

Энергией , для которых справедливы перестановочные соотношения:

При использовании этих перестановочных соотношений оператор приводится к виду

где – оператор числа квантов, собственные значения которого суть целые числа n=0, 1, 2,…

Аналогично, при квантовании электромагнитного поля величины

и становятся операторами рождения и уничтожения кванта, соответствующего фотону с энергией импульсом k и поляризацией , а векторный потенциал становится не зависящим от времени оператором:

Выражения для энергии и импульса электромагнитного поля становятся суммами операторов Шрёдингера и операторов импульса для отдельных фотонов:


При использовании перестановочных соотношений

оператор приводится к виду

где –­ оператор числа квантов, собственные значения которого суть целые числа = 0, 1, 2,... Можно показать, что правая (левая) циркулярная поляризация фотона соответствует его спиральности.
Лагранжев подход в теории поля
В классической механике функция Лагранжа зависит от обобщённых координат qi и обобщённых скоростей , а действие

Из принципа Гамильтона: при условии получаются уравнения движения

В классическая теория поля вводится плотность функции Лагранжа

роль обобщённых координат qi играют поля:

  • в электродинамике,

  • – для действительного скалярного поля,

  • и – для комплексного скалярного поля,

  • и – для спинорного поля Дирака и т.д.

Здесь и ниже полагаем , c=1, x=(t, ). Действие

где – кусок 4-пространства между двумя пространственно-подобными 4-поверхностями, например, между t=t1 и t=t2. Принцип Гамильтона формулируется в виде: при условии, что а границе области .

Требования к плотности функции Лагранжа:

  • локальность, т.е. зависит от q и конечного числа производных от q;

  • – действительная функция, чтобы энергия и импульс были действительными, а S-матрица унитарной;

  • – лоренц-инвариантная функция.

Выбор неоднозначен, поскольку замена



дает ту же вариацию действия:

Потребуем , это дает

Последнее слагаемое преобразуем по теореме Стокса, и оно исчезает, т. к. . В итоге получаем уравнения движения для полей:


Симметрия и законы сохранения
В классической механике известна теорема Нётер: если вид действия не изменяется при преобразованиях [Подчеркнём, что в левой и правой сторонах приведенного ниже равенства стоит одна и та же функция L, но от разных аргументов.]

то есть, если

с точностью до , включительно, то сохраняется величина

где

Иначе, величина

удовлетворяет уравнению

Теорема Нётер для классических полей: пусть при непрерывном преобразовании 4-координат

и полей

вариация


(то есть сохраняется вид действия), тогда величина


удовлетворяет уравнению непрерывности

из которого следует закон сохранения

Далее рассматриваются два важных примера:

1) Из однородности пространства-времени следует сохранение импульса-энергии;

2) Из симметрии относительно калибровочного преобразования первого рода следует сохранение заряда.
Действительное скалярное поле
Этот раздел является простым примером тех вычислений, необходимых для квантования поля, которые будут применяться и при квантовании остальных полей, поэтому он рассмотрен весьма подробно.
Плотность функции Лагранжа действительного скалярного поля выбираем так

чтобы уравнение Лагранжа

совпадало с уравнением Клейна-Фока-Гордона:

(напомним, что ).

Проведём разложение в ряд Фурье аналогично тому, как это было сделано для электромагнитного поля,

Из уравнений движения

получим соотношение и зависимость амплитуд от времени

Нормировочный коэффициент выбираем из условия нормировки на одну частицу в объёме :

Мы показываем, что при таком выборе

Правила квантования для осцилляторов поля, соответствующие статистике Бозе-Эйнштейна:

приводят к разумному результату:


где оператор числа квантов

имеет собственные значения 0,1,2,3... Отсчитывая энергию от бесконечной суммы , получим

Аналогично,

Отсюда видно, что имеет смысл оператора числа квантов с энергией и импульсом p.

Если бы мы выбрали правила квантования, соответствующие статистики Ферми, т.е.

то оператор вообще не зависел бы от .

В гайзенберговском представлении


причем, волновая функция

соответствует одной частице во всём объёме .
Следующие два раздела представляют особую трудность для студентов и потому нуждаются в детальных указаниях.
Представление взаимодействия
Напомним, что в шрёдингеровском представлении операторы физических величин не зависят от времени, а зависящий от времени вектор состояния удовлетворяет уравнению Шрёдингера:

Разложим по стационарным состояниям таким, что

тогда

Так как

то предпоследнее уравнение можно представить в компактном виде:

где унитарный оператор

полностью определяет зависимость вектора состояния от времени.

Используя соотношение на , среднее значение оператора

можно переписать в таком виде

в котором от времени зависит оператор , а вектор состояния не зависит от времени. Такая картина развития системы во времени называется гайзенберговским представлением.

Пусть

где – взаимодействие. Если взаимодействие можно рассматривать как малое возмущение, то строительство теории возмущений удобно производить в представлении взаимодействия, которое определяется так. Введем новый унитарный оператор развития

и новый вектор состояния

Этот вектор состояния подчиняется уравнению

при

или

Представление взаимодействия очень удобно по следующим соображениям:

  • при оно переходит в гайзенберговское представление, которое мы использовали до сих пор для ковариантного описания операторов полей;

  • вектор состояния удовлетворяет последнему уравнению, в котором правая часть содержит малый параметр, что очень удобно для построения теории возмущений.


Инвариантная теория возмущений
В предыдущем параграфе формальное решение уравнения Шрёдингера было получено в компактном виде

используя разложение по стационарным состояниям. Этот же ответ можно получить иначе. Временной интервал от 0 до t разобьём на маленькие участки . На участке от до () можно записать

Повторяя эту процедуру, получим

Пользуясь тем, что операторы и коммутируют, перепишем

Так же можно действовать и при решении уравнения для вектора состояния в представлении взаимодействия , для которого

Именно, интервал от начального времени ti до конечного tf разобьем на малые участки , при этом как и выше


Повторяя эту процедуру, получим

Существенная разница с предыдущим заключается в следующем: операторы и , вообще говоря, не коммутируют друг с другом. Введем формально оператор упорядочивания по времени , под знаком этого оператора можно переписать


Конструктивный смысл этому формальному выражению можно придать, разложив экспоненту в ряд и проведя в полученных многократных интегралах упорядочивание по ,

Если теперь устремить , , то

Элементы S-матрицы, соответствующие переходу из начального состояния в конечное состояние , суть матричные элементы


Пример 1 КЭД

так что плотность функции Лагранжа, соответствующая взаимодействию электронов и фотонов, имеет вид:

(если частица --- электрон, то e<0). В итоге в КЭД


и

– унитарный, релятивистски инвариантный оператор. Так как константа электромагнитного взаимодействия мала, теория возмущений оказывается очень эффективным способом расчетов в КЭД.

Пример 2 Взаимодействие комплексного скалярного поля и действительного скалярного поля :

где g – константа взаимодействия.

Пример 3 Взаимодействие спинорного поля и поля :

Технические навыки вычисления следов от γ-матриц (на примере e– рассеяния)
Имея в виду дальнейшее изучение студентами теории поля, одной из целей курса является наработка технических вычислительных навыков. На примере электрон-мюонного рассеяния демонстрируется техника усреднения по поляризациям и вычисление следов от γ-матриц. Данный пример следует разбирать максимально подробно.

Борновская амплитуда данного рассеяния имеет следующий вид (с точностью до фотонного пропагатора, который пока нам неинтересен):

Тогда усредненный по поляризациям начальных и просуммированный по поляризациям конечных частиц квадрат амплитуды имеет следующий вид:

Поскольку сопряженный множитель – число, можно его еще транспонировать:

При эрмитовом сопряжении порядок меняется на противоположный, то есть

Следовательно, мы можем написать для нашего квадрата амплитуды

Теперь используем, что

Поэтому можно переписать

Далее используем простейшее свойство γ- матриц (его можно проверить непосредственно в стандартном базисе):

После чего можем написать следующую цепочку простейших равенств:

где – токовый тензор. Указываем явно γ-матричные индексы:

Наконец, записываем результат в матричных обозначениях и пользуемся выражением для матрицы плотности фермионного поля:

Теперь проводим вычисление следов, используя соотношения

Попутно замечаем, что эти формулы, которые легко получить из базового соотношения для γ-матриц:

а также рекуррентного соотношения, из него вытекающего,

оказываются очень похожими на теорему Вика.

Итак, завершая наше вычисление для квадрата матричного элемента, получаем

Технические навыки нахождения правил Фейнмана для заданной теории поля
В результате прохождения курса «Физика элементарных частиц » студенты должны хорошо ориентироваться в различных теориях поля, в частности, они должны приобрести технические навыки нахождения правил Фейнмана для вычисления различных процессов с помощью инвариантной теории возмущений. Студенты должны запомнить следующий простой алгоритм.

Если известен лагранжиан, то правила Фейнмана можно вывести следующим образом:

  • Первым шагом представим лагранжиан в виде:



где первое слагаемое – квадратичная по полям часть исходного лагранжиана (т.е. свободный лагранжиан), а второе слагаемое содержит члены более высоких порядков (это лагранжиан взаимодействия).

Теперь для каждого (многокомпонентного) нейтрального поля с целым спином необходимо привести соответствующую часть свободного лагранжиана к виду:

где – некоторый полином от оператора , а обозначает полную производную. Заметим, что нейтральное поле может иметь только целый спин, поэтому полином всегда четный (обычно второй степени).

Если мы имеем дело с заряженным полем с целым спином, то приводим соответствующую часть лагранжиана к виду (обратите внимание на отсутствие множителя ):

Для поля с полуцелым спином бывает удобнее привести лагранжиан к виду:

где отличается от некоторым линейным преобразованием (для частиц со спином используем )

  • Вторым шагом найдем волновые функции. Ищем свободные волновые функции в виде плоских волн из уравнений:



Подставляя , получаем алгебраическое уравнение

Нормировка выбирается так, чтобы плотность частиц была 1 частица на нормировочный объем V.

  • Третьим шагом находим пропагаторы полей. Для каждой линии поля сопоставляется пропагатор



Эта функция ищется из уравнения

В импульсном представлении последнее уравнения принимает более простой (алгебраический) вид:

Благодаря существованию нулевых мод у уравнения

Необходимо задать направление обхода полюсов в импульсном представлении. В большинстве случаев можно пользоваться фейнмановским рецептом:

.

После чего решаем неоднородное уравнение для . Для фермионов удобнее пользоваться немного другим определение пропагатора:

Соответственно, нужно привести лагранжиан к виду

и далее пользовать тем же алгоритмом.

  • Четвертым шагом находим вершины: Каждое , действующее на поле или , заменяется в импульсном представлении на , где p – импульс, втекающий в вершину. В случае, если в вершину входят одинаковые поля, нужно учесть возможность различного спаривания. После этого, результат умножаем на i.

  • Каждой фермионной петле сопоставляется множитель –1, а диаграммы, отличающиесянечетной перестановкой фермионных концов дают вклад разного знака. По всем петлевым импульсам проводится интегрирование (в координатном пространстве проводится интегрирование по координатам вершин и отбрасывается множитель , соответствующий закону сохранения 4-импульса).



Экзамен проводится только после полной сдачи задания. Перед ответом на вопросы программы студент обязан представить выполненный самостоятельно небольшой проект. Возможные темы проектов:



  1. Процесс e+e   hadrons при высоких энергиях (Указать диаграммы Фейнмана процесса на кварковом уровне, выписать амплитуду процесса, найти дифференциальное и полное сечение процесса, оценить число событий для этого процесса на ускорителе ВЭПП-4М при суммарной энергии электрона и позитрона 8 ГэВ).



  1. Процесс e+e  при высоких энергиях (Указать диаграммы Фейнмана процесса, выписать амплитуду процесса, найти дифференциальное и полное сечение процесса, оценить число событий для этого процесса на ускорителе ВЭПП-2000 при суммарной энергии электрона и позитрона 2 ГэВ).



  1. Процесс e+e  при высоких энергиях (Указать диаграммы Фейнмана процесса, выписать амплитуду процесса, найти дифференциальное и полное сечение процесса, оценить число событий для этого процесса на планируемой в ИЯФ им. Будкера фабрике при суммарной энергии электрона и позитрона 5 ГэВ).




  1. Процесс (Указать диаграммы Фейнмана процесса, выписать амплитуду процесса, найти дифференциальное и полное сечение процесса, оценить число событий для этого процесса на установке РОКК-М при энергии фотона 1 эВ и энергии электрона 5 ГэВ).



Примерный план семинарских занятий (7-й семестр).
1. Классические поля. Переход от дискретной к непрерывной системе. Лагранжиан. Гамильтониан. Скобки Пуассона.

2. Группа Лоренца. Преобразование классических спинорных и векторных полей.

3. Внутренние симметрии. Сохраняющиеся токи и заряды.

4. Линейный осциллятор в квантовой механике. Операторы рождения и уничтожения квантов, оператор числа квантов. Квантование электромагнитного поля.

5. Квантование скалярного и спинорного полей. Оператор заряда.

6. C, P, T - четности. Внутренние четности частиц. Несохранение C и P в слабых взаимодействиях. Несохранение CP четности. Преобразование полей. Преобразование билинейных комбинаций ( = 1, 5, , 5,  ).

7. Ширины распадов (  , +). Сечение реакций (, , e+e+, ee ee, ee ).

8. Изотопическая инвариантность. Изотопические мультиплеты. Группа SU(2).

9. SU(3) симметрия. Мультиплеты. SU(3) инвариантность сильных взаимодействий.

10. Кварки. Волновые функции адронов.


  1. Образовательные технологии


Всюду, где это допускается уровнем знаний и подготовки студентов, материал лекционного курса увязывается с современными исследованиями в передовых отечественных и в мировых ускорительных центрах. Специально указываются темы, активно обсуждающиеся в текущей профессиональной научной литературе и планах дальнейших работ в институте, в котором студенты проходят научную практику. Все семинарские занятия проводятся в интерактивной форме.

Для допуска к экзамену студентам необходимо решить и сдать преподавателю в индивидуальной беседе семестровое домашнее задание.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Домашние задания по курсу «Физика элементарных частиц» (7-й семестр).
1. . Вычислить ūλ’puλp и ūλ’pγ5 uλp . Найти нерелятивистский и ультрарелятивистский пределы.

2. Найти среднее значение оператора для частицы со спином ½, имеющей определенный импульс направленный по оси z.

3. Построить калибровочно-инвариантный лагранжиан, описывающий распад массивной скалярной частицы на два фотона и вычислить вероятность этого распада.

4.В борновском приближении вычислить дифференициальное сечение d/d кулоновского рассеяния ++ в системе центра масс.

5. Вычислить в борновском приближении сечение реакции e+e, используя лагранжиан:

, где   поле массивного скалярного бозона.

6. Построить лагранжиан, описывающий распад (JPC = 1 ) 0 и вычислить вероятность этого распада.
7. Вычислить в борновском приближении дифференциальное сечение d/d для реакции +- в системе центра масс сталкивающихся фотонов.

8. Используя гамильтониан , вычислить вероятность распада . Показать, что этот гамильтониан является CP - инвариантным.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:


  1. В.Б. Берестецкий, Е.М. Лифшиц, Л.П. Питаевский Квантовая электродинамика (Наука. 1989).

  2. Н.Н. Боголюбов, Д.В. Ширков Квантовые поля (Физматлит, 2005).



б) дополнительная литература:

  1. Н.Н. Боголюбов, Д.В. Ширков Введение в теорию квантованных полей (Наука,

1984).

  1. В.Г. Сербо, И.Б. Хриплович. Квантовая механика ( Изд. НГУ, 2010).

  2. М. Пескин, Д. Шрёдер “Введение в квантовую теорию поля” (РХД, 2001)

  3. Ф. Хезлен, А. Мартин Кварки и лептоны (Мир, 1987).

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:


  1. Веб-страница Particle Data Group http://pdg.lbl.gov/ где можно узнать новейшие значения фундаментальных физических постоянных и набор основных формул Стандартной модели.

  2. Веб-страница корнеллского архива препринтов по физике элементарных частиц http://arxiv.org/list/hep-ph/new, http://arxiv.org/list/hep-th/new, где содержатся новые экспериментальные и теоретические работы по физике элементарных частиц.

  3. Веб-страница корнеллского архива препринтов по квантовой физике http://arxiv.org/list/physics.acc-ph/new, содержащая работы по физике ускорителей.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Требуется возможность демонстрировать графики и рисунки, взятые из переносного компьютера, на экран с помощью мультимедийного проектора.
Рецензент (ы) _________________________
Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года.


страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Учебный курс «Атомное ядро»

Учебный курс: 4 стр.