NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Учебно-методический комплекс по Географии (далее умк) предназначен для студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы фгос спо по специальностям

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ




Формы отчетности, обязательные для сдачи

Количество

Практические занятия

3

Самостоятельные работы

19

Точки рубежного контроля

2

Итоговая аттестация

Д/З


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



ВВЕДЕНИЕ. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Тема : Введение. Источники географической информации
Основные понятия и термины по теме: экономическая и социальная география мира, географическая информационная система, географическая карта картографическая генерализация, статистика, GPS (Global Positional System).
План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. География как наука.

2. Традиционные и новые методы географических исследований.

3. Географическая карта – особый источник географической

информации.

4. Статистические материалы, как источник географической

информации.

5. Другие способы и формы получения географической информации.

Геоинформационные системы.
Краткое изложение теоретических вопросов:

1. География – пространственная дисциплина. Это означает, что географы интересуются не только самими объектами, но также и тем, как, где, и почему эти объекты размещены в пространстве. Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука, которая изучает территориальную организацию человеческого общества.

2. Получение географической информации имеет реальное практическое значение. Окружающий мир сегодня пронизан огромным количеством информационных, транспортных, социальных и экономических связей, незнание которых неизбежно приводит к вашей собственной изоляции. Современные молодые специалисты, попадая в глобальную политическую или экономическую среду, должны обладать значительным набором знаний о странах мира, их культуре и образе жизни. География использует разные методы исследования: традиционные – картографический, социологический, статистический, математический исторический, сравнительный, современные − аэрокосмические, геоинформационные, географический прогноз и т.п.

3. Карты – это основной инструментарий географа. Карты существуют фактически для каждого типа информации, касающейся нашей планеты ( и не только). Географическая карта (первая г.к. была создана в Древней Греции примерно 2500 лет назад ученым Анаксимандром) - уменьшенное математически определенное, обобщенное, образно-знаковое изображение поверхности Земли на плоскости, показывающее размещение, состояние и взаимосвязи природных и общественных явлений. При уменьшении масштаба происходит обобщение наносимых на карту объектов, их качественных и количественных характеристик. Тут помогает картографическая генерализация – отбор и обобщение изображаемых на карте объектов и явлений соответственно назначению и масштабу карты. Для изображения различных объектов на карте применяются самые разнообразные способы картографического изображения: способы качественного фона, ареалов, знаков движения, изолиний, локализованных диаграмм, значков, точечный. По содержанию карты делятся на: общегеографические и тематические. К первым относятся топографические карты (М 1:200 000 и крупнее), обзорно-топографические (М от 1:200000 до 1:1 000 000), обзорные (М мельче 1:1 000 000). На общегеографических картах показываются все элементы топографического содержания (населенные пункты, отдельные строения, дороги, промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты, гидрография, рельеф, растительность, и т.п.), т.е. все то, что «лежит» на местности и может служить ориентиром. В отличие от общегеографических карт на тематических картах обычно раскрывается один сюжет (почва, геологическое строение население, растительность и т.п.). Все тематические карты подразделяются на два раздела – карты природы ( физико-географические, геологические, климатические и т.п.) и карты общественных явлений (политические, населения, исторические, экономические ит.п.).

4. Статистические материалы – один из основных источников географической информации. Статистика – это наука, изучающая разнообразные явления и процессы с целью учета и выявления закономерностей их развития при помощи статистических показателей. В ходе географических исследований статистика решает следующие научные задачи: сбор статистических данных, обработка собранной информации, анализ и интерпретация данных, представление статистической информации в текстовой, табличной, графической или картографической форме. К статистической информации относятся абсолютные и относительные величины, а также различные коэффициенты.

5. К современным источникам географической информации относятся также аэрокосмические и геоинформационные источники: аэрофотосъемка, космическая съемка, дистанционное зондирование, спутниковый мониторинг. Cовременная спутниковая система для высокоточного определения координат статичных и движущихся объектов носит название GPS ( Global Positional System). Она разработана Министерством обороны США. Проект запущен в 1978 году, а окончательный ввод GPS в эксплуатацию состоялся в 1995 году. Принципиально новый подход в работе с пространственными данными связан с возникновением Географических Информационных Систем (ГИС) – это система аппаратных средств сбора, хранения и обработки пространственных данных. Можно сказать, что ГИС – это сложная компьютерная программа. Возможности ГИС: быстрый поиск необходимых сведений, картографическая способность ГИС, способность моделирования явлений на земной поверхности.

Практическое занятие не предусмотрено.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Какие вопросы изучает экономическая и социальная география мира?

2. Какие из перечисленных ниже методов являются новыми:

социологический, картографический, статистический, экономический геоинформационный.

3. Установите соответствие:

Способы изображения Объекты и явления

1. Значки а) Виды растений и животных

2. Локализованные диаграммы б) границы, берега, дороги

3. Изолинии в) морские течения перевозка грузов

4. Линейные знаки г) рельеф, климатические явления

5. Ареалы д) города, месторождения, буквы

6. Знаки движений е) роза ветров, годовое изменение

выпадения осадков.

4. Тип карт, к которым относится политическая карта мира.

а) общегеографические;

б) карты природных явлений;

в) карты общественных явлений.

5. Выберите верное определение:

Статистика - это наука

а) наука, изучающая разнообразные явления и процессы;

б) наука, изучающая разнообразные явления и процессы с целью учета;

в) наука, изучающая разнообразные явления и процессы с целью учета и выявления закономерностей их развития при помощи статистических показателей.

Умения, сформированные у студентов после изучения темы:

1. Находят с помощью ГИС различные объекты и статистическую информацию.

2. Сопоставляют карты различных типов и определяют способы изображений.

3. Анализируют статистические таблицы, делают выводы.
Раздел 1. Общая характеристика мира

Тема 1.1 Современная политическая карта мира
Основные понятия и термины по теме: политическая карта мира, страна, государство, суверенное государство, валовый внутренний продукт, сепаратизм, республика , монархия ( абсолютная, конституционная, теократическая , унитарное и федеративное государство, развитые и развивающиеся страны, страны с переходной экономикой, «горячие» точки, политико-географическое положение страны, геополитика.
План изучения темы (перечень вопросов обязательных к изучению)

1. Страны на современной политической карте мира. Принцип группировки.

2. Типология стран мира.

3.Влияние международных отношений на политическую карту мира. Политическая география. Геополитика.
Краткое изложение теоретических вопросов

1. Политическая карта мира – карта земного шара, на которой показаны государства, столицы, крупные города и т.д. (т.е. это свод сведений о государственной принадлежности территории). Страна, государство – главный объект политической карты мира. Страна− географическая территория, имеющая определенные границы, пользующаяся суверенитетом или находящаяся под властью другого государства. Государство – особая организация общества, объединенная общими социокультурными интересами, занимающая определенную территорию, обладающая внутренним и внешним суверенитетом. Политическая карта постоянно изменяется во времени. Недаром ее считают своеобразным зеркалом эпохи. На современной политической карте мира насчитывается более 250 стран и территорий, из которых около 193 - суверенные (политически независимые государства). При таком большом числе стран возникает необходимость в их группировке, в основе которой лежат различные признаки (величина территории, численность населения, географическое положение, государственный строй и т.д.)

2. В основу типологии положены качественные признаки - уровень экономического развития: ВВП на душу населения, структура хозяйства, объемы производства, ИЧР. До 90-х гг. все страны мира подразделялись на социалистические, развитые капиталистические и развивающиеся. После распада мировой социалистической системы на смену этой типологии пришли другие, одна из которых тоже 3-х членная: экономически высокоразвитые: страны «большой семерки», где ВВП на душу населения составляет от 20 до 40 тыс. долларов ( США, Япония, Канада, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия), менее крупные страны Западной Европы (Швеция Испания, Финляндия и т.д.), страны «переселенческого капитализма» ( Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль); развивающиеся страны: ключевые (Индия, Бразилия, Мексика, Китай), динамично развивающиеся ( Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла…), НИС (Р.Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины), нефтеэкспортирующие ( страны Персидского залива, Ливия, Бруней …), отстающие в своем развитии (Марокко, Египет, Куба, КНДР, Вьетнам, Либерия…), наименее развитые страны (Афганистан, Непал, Бангладеш, Нигер, Чад, Йемен….): страны с переходной экономикой – все постсоциалистические страны , т.е. 15 стран, ранее входившие в состав Советского Союза, 12 бывших социалистических стран Центрально-Восточной Европы и Монголия.

3. После Второй мировой войны на политической карте мира нашли отражение такие важные процессы, как образование ряда социалистических государств, крушение колониальной системы. Но основное содержание всего послевоенного периода составляло глобальное противостояние Востока и Запада, «холодная война» между ними. Возникли различные военно-политические союзы: НАТО, ОВД и другие. В разных частях земного шара были созданы сотни военных баз, то и дело вспыхивали локальные войны.

Во второй половине 80-х гг., в результате кризиса авторитарно-бюрократического социализма в странах Восточной Европы произошли качественные изменения, оказавшие влияние на жизнь, как этих стран, так и всего мирового сообщества. На политической карте в этот период отразились такие процессы, как объединение Германии (1990); распад СССР (1991).; распад Чехословакии (1993) прекращение работы ОВД и превращение НАТО преимущественно в политический союз. Т.О. в международных отношениях обозначился переход от конфронтации к взаимопониманию и сотрудничеству. В разрядке напряженности велика роль Организации Объединенных Наций (ООН). Несмотря на все достижения, многие вопросы международных отношений еще ждут своего разрешения. Во–первых, это борьба с международным терроризмом; во-вторых – развязывание региональных и локальных конфликтов; в-третьих – борьба за нераспространение ядерного оружия. Серьезно сказывается на международные политические отношения расширение НАТО на Восток.

Наука о территориальной дифференциации политических явлений и процессов – политическая география. Она изучает: а) формирование политической карты мира и отдельных его регионов; б) изменение в политических границах; особенности государственного строя; в) политические партии, группировки и блоки; д) территориальные аспекты массовых избирательных компаний (так называемая «электронная география»). Составной частью политической географии является геополитика, выражающая государственную политику в первую очередь по отношению к границам страны и ее взаимодействию с другими, прежде всего соседними странами. Немалый интерес представляет оценка политико-географического положения стран и регионов, т.е. их положение по отношении. К политическим союзникам и противникам, очагам разного рода политических конфликтов и др. Политико-географическое положение изменяется во времени и, следовательно, является исторической категорией.
Практическое занятие № 1 «Анализ политико-географического положения страны»

План

1. Общие сведения о стране (площадь, социально-экономический тип, столица)

2. Положение страны на материке

3. Тип страны по географическому положению

4. Участие страны в международных военных экономических и политических организациях

5. С какими странами и где граничит страна

6. Участие стран–соседей в международных организациях

7. Выделение среди соседних стран союзных, враждебных и нейтральных государств

8. Какими морями (океанами) и где омывается страна

9. Выход страны к важнейшим линиям международных коммуникаций

10. «Горячие точки», угрожающие безопасности страны

11. Вывод о политико-географическом положении страны.
Задания для самостоятельного выполнения.
Самостоятельная работа № 1

«Систематизация стран мира по государственному строю»
Методические рекомендации по выполнению работы:

1.На основе «визитной карточки» стран на форзаце учебника составьте систематизирующую таблицу «Государственный строй стран мира», используя следующую форму:


Форма правления

Форма административно-территориального устройства

Республики

Монархии

Унитарные

государства

Федеративные

государства

Конституционные

Абсолютные

2. Используя текст учебника §1 – 4, составьте глоссарий таких понятий, как «политическая карта мира», «страна», «государство», «суверенное государство», «валовый внутренний продукт», «сепаратизм», «республика , «монархия «( абсолютная, конституционная, теократическая ), «унитарное» и «федеративное государство», «горячие точки», «политико-географическое положение страны», «геополитика».
Самостоятельная работа №2

«Обозначение на контурной карте мира стран различных типов»

Методические рекомендации на выполнение работы:

1. Используя знания, полученные на уроке, данные форзаца учебника, на контурной карте мира желтым цветом обозначьте монархии, красным крестиком – страны «Большой семерки», синим – Новые индустриальные страны, черным – нефтедобывающие страны, штриховкой – федеративные государства.

2. Подпишите названия обозначенных стран и их столиц.

Форма контроля самостоятельной работы:

  • Проверка глоссария.

  • Проверка таблицы.

  • Проверка контурных карт.

  • Проверка отчета по практической работе № 1

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Определите, какие из перечисленных государств «лишние» в списке пяти самых больших по площади в мире: Австралия, Бразилия, Канада, Россия, Монголия, Индия, США, Китай;

2. Выберите микрогосударства: Кипр, Сингапур, Ямайка, Монако Андорра, Гаити;

3. Какие из перечисленных ниже стран, входят в число «гигантов» по численности населения: Япония, ФРГ, Индонезия, Мексика, Аргентина, Нигерия, Россия, Бангладеш;

4. Выберите страны, являющиеся федерациями: Италия, США, Мексика, Китай, ЮАР;

5. Выберите страны, являющиеся монархиями: Франция, Швеция, Непал, Марокко, Япония, Малайзия, Алжир, Монако, Кувейт;

6. Какие из перечисленных ниже стран добились политической независимости после Второй мировой войны: Иран, Индия Сирия, Таиланд, Индонезия, Мексика, Ливия;

7. Какие из перечисленных стран – островные: Мозамбик, Ирландия, Сенегал, Шри-Ланка.

8. Установите соответствие:

Страны Уровень экономического развития

1. Кувейт а) «Большая семерка»

2. Россия б) НИС

3. Япония в) нефтеэкспортирующие

4. Бразилия г) страны с переходной экономикой

5. Сингапур д) ключевые страны

6. Куба е) наименее развитые страны

7. Чад ж) отстающие

9. В какой международной организации больше всего стран-членов?

МБРР, МВФ, ООН, ФАО, ЮНЕСКО;
Умения, cформированные у студента после изучения темы 1.1:
1.Приводит примеры стран разных групп и типов.

2. Дает определение новых терминов.

3.Характеризует политико-географическое положение страны, делает выводы.

4. Показывает на политической карте мира «горячие точки» планеты и называет стороны конфликта.

5. Составляет систематизирующую картосхему стран разных типов по уровню экономического развития и формам государственного строя..
Тема 1.2. География мировых природных ресурсов
Основные понятия и термины по теме: географическая среда, окружающая среда , географический детерминизм, географический нигилизм, мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы, лесистость, рекреационные ресурсы, ресурсообеспеченность, природопользование ,мониторинг окружающей среды, Гринпис.

План изучения темы:

1. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Природные ресурсы Земли. Ресурсообеспеченность. Природопользование.

2. География мировых природных ресурсов Земли. Загрязнение и охрана окружающей среды.

Краткое изложение

«окружающей природной среды». Под окружающей природной средой понимают всю среду обитания и производственной деятельности человеческого общества, весь окружающий человека материальный мир, включая и природную, и антропогенную среду. Вся история человечества – это история взаимодействия человека с окружающей средой. В процессе этого взаимодействия между человеком и географической средой происходит постоянный обмен веществ. В ХХI в. Общество стало изымать из природы все больше ее ресурсов и одновременно возвращать в природу многочисленные отходы своей деятельности, поэтому возникло две проблемы - рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Географическая оболочка – целостная и непрерывная оболочка земли или сфера взаимодействия литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы. Географическая оболочка обладает огромными и разнообразными природными ресурсами (компоненты природы, используемые человеком в хозяйственной деятельности). Они делятся на: исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые) и неисчерпаемые (энергия солнца, воды, ветра, геотермальная и т.д.). Запасы разных видов природных ресурсов далеко теоретических вопросов:

1. Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки под влиянием антропогенного воздействия, создания так называемой «вторичной природы», т.е. городов, заводов, полей, каналов и др. Под географической средой понимают часть земной природы, с которой человеческое общество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития. Однако при оценке роли географической среды в жизни общества допускают ошибки двух видов: преувеличение этой роли (географический детерминизм) или недооценка (географический нигилизм). Географическая оболочка Земли обладает огромными и разнообразными природными ресурсами. Однако запасы их неодинаковы и распределены они неравномерно. В результате, отдельные страны, регионы, районы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность. Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной запасов природных ресурсов и размерами их использования.

Природопользование - это совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, освоения, преобразования и охраны окружающее среды. Масштабы природопользования зависят от уровня экономического развития страны. Виды природопользования: рациональное и нерациональное. Рациональное природопользование – это гармоничное сочетание экономического и социального развития с изучением, охраной и преобразованием природных условий и ресурсов (заказники, заповедники, очистные сооружения, утилизация отходов и т.д.). Нерациональное природопользование – это одностороннее потребительское отношение к природе, что приводит к ее деградации (овраги, воронки, болота, подсечно-огневое земледелие, перевыпас скота, вырубка леса и т.д.). У человечества два пути освоения планеты: экстенсивный (вовлечение в производство новых территорий и дешевых природных ресурсов) и интенсивный (комплексное использование природных ресурсов и концентрации производства, проведение экологической политики). Во многих странах мира появились различные общественные организации, например Гринпис, целью которых является борьба за предотвращение деградации окружающей среды.
2.Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределены крайне неравномерно. В разных странах и регионах мира степень ресурсообеспеченности неодинакова. Минеральные ресурсы – это природные вещества минерального происхождения находящиеся в земной коре и используемые человеком в качестве сырья в различных отраслях мирового хозяйства. Распространение минеральных ресурсов в земной коре подчиняется геологическим закономерностям. Минеральные ресурсы по своему происхождению делятся на рудные, топливные и нерудные. Первые залегают в складчатых областях, щитах, в разломах платформ; вторые – в осадочном чехле платформ и в краевых прогибах; третьи встречаются как в платформах, так и в складчатых областях. Минеральные ресурсы относятся к исчерпаемым и невозобновимым. Самыми обеспеченными разнообразными видами минеральных ресурсов считаются Россия, США, Китай, Индия, Австралия, Бразилия.

Вывод. Увеличение добычи минеральных ресурсов и нерациональное их использование приводит к их истощению. Пути решения данной проблемы: комплексное использование минеральных ресурсов, оборотное производство, внедрение новых искусственных материалов, применение альтернативных источников энергии.

Земля – источник жизни. Недаром говорят: «Труд – отец богатства, а Земля – мать его». Обеспеченность человечества земельными ресурсами определяется мировым земельным фондом, составляющим 13,4 млрд. га. Большую ценность в структуре мирового земельного фонда представляют обрабатываемые земли, которые дают 88% необходимых для человека продуктов питания, а леса и пастбища – 10 % . Структура земельного фонда не остается неизменной. Постоянное воздействие на нее оказывают два процесса, имеющие противоположный характер. С одной стороны – расширение земель; с другой стороны – ухудшение, истощение, глобальное изменение земельных ресурсов.

Вывод. Таким образом, «нагрузка» на землю больше, а обеспеченность земельными ресурсами меньше.

Ресурсы пресной воды, составляющие только 2,5% (35 млн. км3 от общего объема гидросферы), также отличаются неравномерным географическим распределением по поверхности земной суши. Подавляющая часть пресных вод как бы законсервирована в ледниках Антарктиды, Гренландии, во льдах Арктики, в горных ледниках и образует своего рода «неприкосновенный запас». Речные воды составляют 48 тыс. км3 . Реально же можно использовать ½ этого количества. Потребление пресной воды все время растет и в 2005 г. достигло 6 тыс.км.3 в год. Главные потребители пресной воды: сельское хозяйство, промышленность электроэнергетика, коммунально-бытовые службы. Распределение пресной воды по регионам: Азия, Ю.Америка, С.Америка Европа, Африка Австралия. Страны-лидеры по объемам пресной воды: Бразилия, Россия, Канада, Китай, Индонезия, США, Бангладеш, Индия, Венесуэла, Мьянма. Рост потребления при неизменных ресурсах речного стока создает угрозу возникновения дефицита пресной воды. При этом нужно учитывать и понижение качества питьевой воды (¾ всех болезней и 1/3 всех смертных случаев - результат потребления загрязненной воды). Мировой гидроэнергетический потенциал оценивается в 10 трлн. квт. ч выработки электроэнергии, ½ этого потенциала приходится на страны: Китай Россию, США, ДРК, Канаду, Бразилию.

Вывод. Глобальные изменения водных ресурсов: рост потребления, загрязнение, нерациональное использование, обмеление.

Биомасса Земли создается растительными и животными организмами. Растительные ресурсы представлены как культурными, так и дикорастущими растениями. Среди дикорастущих преобладает лесная растительность, формирующая лесные ресурсы. Леса мира образуют два огромных по протяженности лесных пояса – северный и южный, отличающиеся местоположением, составом древесных пород, темпами прироста и различным природопользованием. Мировые лесные ресурсы характеризуются главными показателями: размерами лесной площади (4,1 млрд. га), запасами древесины на корню (330 млрд. м3), лесистостью (отношение лесопокрытой площади к общей площади). Обеспеченность лесными ресурсами по странам и регионам мира крайне неравномерное.

Вывод. Глобальные изменения лесных ресурсов: процесс обезлесения, вырубка леса; деградация лесных массивов, прежде всего тропических лесов; истончение озонового слоя, запыленность; гибель лесов от пожаров. Ресурсы растительного и животного мира - часть биосферы и относятся к категории возобновимых. Они образуют генетический фонд (генофонд), сохранение которого – очень важная задача.

Мировой океан представляет собой огромную кладовую природных ресурсов, которые по своему потенциалу вполне сравнимы с ресурсами земной суши. Это, прежде всего морская вода, минеральные ресурсы, энергетические ресурсы, биологические.

Рекреационные ресурсы выделяются не по особенностям происхождения, а по характеру использования. К ним относятся как природные, так и антропогенные объекты и явления, которые можно использовать в целях отдыха, туризма и лечения. Они подразделяются на четыре типа: рекреационно-лечебный, рекреационно-оздоровительный, рекреационно-спортивный, рекреационно-познавательный. Лидерами по туризму являются такие государства, как Италия, Испания, Франция, Египет, Греция, Турция и др.

Задания для самостоятельного выполнения.

Самостоятельная работа № 3

« Анализ обеспеченности стран мира некоторыми видами природных

ресурсов»

Методические рекомендации по выполнению работы:

1. По рис.6 темы 2 §2 учебника В.П.Максаковского, определите структуру

мирового земельного фонда:

1 3 5

2 4

2. По таблице 6 в «Приложениях» распределите регионы мира по степени

обеспеченности пахотными землями.

.

3. По рис 7 темы 2 § 2 учебника заполните таблицу:



Страны, обеспеченные пашней на душу населения

Страны, с низкой обеспеченностью пашнями на душу населения







4. Проанализируйте данные таблицы 7 в «Приложениях» и дайте

сравнительную характеристику гидроэнергетического потенциала

регионов мира.
5. Используя рис.8 темы 2 §2 учебника, заполните таблицу:



Страны, наиболее обеспеченные ресурсами пресной воды на душу населения

Страны, наименее обеспеченные ресурсами пресной воды на душу населения







6. Используя таблицу 8 в «Приложениях», выпишите примеры стран:



Наиболее лесистые страны

Наименее лесистые страны








7. Проанализируйте рисунок 9. С помощью этого рисунка, а также основного

текста охарактеризуйте два главных лесных пояса планеты.


Северный лесной пояс

Южный лесной пояс








8. Используя рис.9 темы 2 §2 , заполните таблицу:


Страны, наиболее обеспеченные лесными ресурсами на душу населения

Страны, наименее обеспеченные лесными ресурсами на душу населения






9. Используя текст §1 – 4 темы 2 учебника, а также ресурсы Интернета, составьте глоссарий: географическая среда, окружающая среда, географический детерминизм, географический нигилизм, мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы, лесистость, рекреационные ресурсы, ресурсообеспеченность, природопользование мониторинг окружающей среды, Гринпис.
Самостоятельная работа № 4

« Обозначение на контурной карте важнейших видов природных ресурсов мира»

Методические рекомендации по выполнению работы:

1) Используя атлас (стр.4), на контурную карту мира условными знаками нанесите крупнейшие нефтегазоносные и угольные бассейны, подпишите их названия.

2.Нанесите условные знаки на страны, обладающие наибольшими запасами каменного угля, нефти, газа, железной руды. Используйте данные таблиц 3-5 в Приложениях.

3. Нанесите условные знаки на страны, являющиеся лидерами по площади территории, леса, объему пресной воды

4. Подпишите названия обозначенных стран.

Форма контроля самостоятельной работы:

  • Проверка глоссария.

  • Проверка таблицы.

  • Проверка рабочих тетрадей

  • Проверка контурных карт.

Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Определите, к какому виду относятся перечисленные природные ресурсы?

1. Лесные а) неисчерпаемые

2. Минеральные б) возобновимые

3. Земельные в) невозобновимые

4. Водные

5. Энергия ветра

6. Энергия прилива

2. Выберите страны, имеющие практически все виды ресурсов:

а) Австралия д) Россия

б) Индия е) США

в) Канада ж) Франция

г) Китай з) ЮАР

3. Странами-лидерами по мировым запасам:

1. Угля являются:

а) Австралия б) Китай в) Россия г) США

2. Нефти:

а) Ирак б) Иран в) Кувейт г) Саудовская Аравия

3. Газа:

а) Иран б) Катар в) Россия г) ОАЭ

4. Выберите группу стран, обладающих особенно крупными запасами железной руды:

1. Канада, Мексика, США;

2/ Индия, Франция, Швеция;

3. Австралия, Бразилия, Россия;

4. Китай, Малайзия, Япония. 5. Водными ресурсами особенно хорошо обеспечены страны:

а) Западной Европы в) Юго-Западной Азии;

б) Северной Африки; г) Южной Америки.

6. Распределите страны мира на группы по уровню обеспеченности лесными ресурсами:

1. Гвиана а) обеспечены хорошо;

2. Испания б) обеспечены недостаточно

3. Индия

4. Конго

5. Ливан

6. Финляндия

7. Франция

7. Страны, наименее обеспеченные пашней в расчете на одного человека:

а) Китай, Канада; в) Япония, Австралия;

б) Россия, Франция; г) Египет, ФРГ.

8. В настоящее время из ресурсов Мирового Океана наиболее интенсивно используются:

а) водные в) биологические

б) минеральные г) энергетические

Умения, сформированные у студентов после изучения темы 1.2.

1. Дает краткую характеристику размещения основных видов природных ресурсов с выделением главных стран и районов.

2. Производит расчеты ресурсообеспеченности стран и регионов мира различными видами природных ресурсов.

3. Показывает на политической карте экологически неблагоприятные районы и называет причины возникших проблем.

4. Оценивает ресурсообеспеченность разных регионов и стран основными видами

природных ресурсов по тематическим картам атласа. .

5. Называет и показывает на карте минеральных ресурсов крупные нефтегазо-носные и угольные бассейны; определяет их государственную принадлежность.

6. Сравнивает обеспеченность природными ресурсами отдельных стран и регионов.

7. Составляет карту размещения важнейших видов природных ресурсов.

страница 1страница 2страница 3 ... страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы:



Налог на прибыль

Задача: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.