NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Учебно-методическое пособие для студентов 1 и 2 курсов исторических факультетов педагогических вузов Под редакцией И. М. Самсонова


Балашовский институт (филиал)

Саратовского государственного университета

им. Н.Г. Чернышевского

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

ЧАСТЬ II

Учебно-методическое пособие

для студентов 1 и 2 курсов исторических факультетов педагогических вузов

Под редакцией И. М. Самсонова

Балашов-2010 1

931/939

ББК 63.3(0)ЗЯ73 И90

Автор-составитель: А.Б. Кисельников

Оглавление


Рецензенты:

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета им.

Н.Г. Чернышевского. С. В. Левин;

Кандидат исторических наук, доцент кафедры общих гуманитарных и

социально-экономических дисциплин Балашовского филиала Саратовского

государственного социально-экономического университета

Г. М. Платонов

5

. семинарских занятий 13

Темы докладов 56

Источник по истории Древнего мира

в русских переводах 57

| к изданию Научно-методическим советом Балашовского института (филиала) Саратовского : венного университета им. Н. Г. Чернышевского

И90 История Древнего мира. Учеб.-методич. пособие / авт.-сост. А. Б. Кисельников; под ред. И. М. Самсонова. КВЫ 978-5-94035-336-2

Пособие содержит методические указания к курсу «История мира», советы по изучению тем по истории Древнего Востока,

Рима. Приведены рекомендации, темы и планы семинарских за­нятий, необходимый понятийный и хронологический минимум. Издание предназначено для студентов исторических факультетов.

УДК 931/939

ББК 63.3(0)ЗЯ73
I8ВN 9 78-5-94035-336-2 © Кисельников А. Б. 2010

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ, ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА (КОНТРОЛЬНОЙ РАБО­ТЫ), ОППОНЕНТСКОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ. ТЕМАТИКА СЕМИ­НАРСКИХ ДОКЛАДОВ

Практические (семинарские) занятия проводятся с целью форми-я у студентов навыков самостоятельной исследовательской работы. На семинарских занятиях по истории Древнего мира главное сосредоточено на изучении текстов источников и их критическом ан На первых семинарских занятиях студенты получают темы дов, контрольных работ, методические рекомендации по их список рекомендованной литературы. Под руководством преподавателя первокурсники читают и комментируют тексты источников, учатся ос­мысливать и извлекать содержащуюся в них историческую информацию. В ходе совместной работы очерчивается круг вопросов требующих изуче­ния. После знакомства с текстом источника рассматриваются и обсужда-ся концепции ведущих отечественных и западных исследователей по ой проблематике. В подобной форме проводятся семинары по исто-I древнего Востока и первые занятия по истории древней Греции.

В дальнейшем форма практических занятий изменяется. Семинар может быть организован как по вопросам, так и в форме заслушивания и обсуждения докладов. Докладчика и оппонента назначает руководитель семинара. Обсуждение доклада происходит следующим образом. В тече­ние 15 минут докладчик сообщает о теме и целях доклада, дает краткую характеристику использованных источников и литературы, формулирует задачу работы и излагает основные выводы. Затем 10 минут предоставля-[ для выступления оппонента. Оппонент должен начать свой анализ с оклада, дать общую характеристику работы и далее присту-. к разбору ее частей. Каждое замечание оппонента должно быть обос-л. В первую очередь внимание обращается на глубину изученно­сти источников и как полно они использованы в докладе. После выступ­ления оппонента, получают возможность высказаться остальные участни­ки обсуждения. Семинарское занятие требует активного участия всей группы. Далее слово вновь предоставляется докладчику. Он выступает с заключительным словом, в котором имеет возможность ответить на воз­ражения участников обсуждения. В конце занятия руководитель семинара ■ итоги.

ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА

работы), является важным эта­пом самостоятельной работы студентов. Выполнение задания способству­ет более глубокому знакомству с материалами курса и овладению целым рядом полезных навыков, таких, как умение работать с книгой (нарратив­ным источником, научной литературой), критически осмысливать инфор­мацию, правильно излагать свои мысли. В течение учебного года каждый студент должен подготовить письменный доклад (контрольную работу) по избранной теме. Основное требование, предъявляемое к докладу (кон­трольной), - самостоятельный анализ источников. Здесь студент должен применить знания и навыки, полученные на практических занятиях.

Работу над докладом следует начинать с прочтения литерату­ры, в которой содержится общая характеристика проблемы («История Европы». М., 1988. Т.1.; «История Древней Греции» М. 1986. и т.п.). Затем можно переходить к исследованиям, касающимся непосредственно вы­бранной темы. Здесь необходимо обратить внимание на возможные рас­хождения историков по ряду ключевых вопросов. Следует четко уяснить суть этих расхождений и определить для себя круг задач, которые нужно решить в рамках данной темы. Очень важно определить свое отноше­ние к прочитанному и показать, какая точка зрения вам кажется наиболее убедительной. Сегодня многие научные работы отечественных и зарубежных исследователей, а также нарративные источники стали дос­тупны благодаря глобальной информационной сети Интернет. Но как по­казывает практика, студенты зачастую ограничиваются простым перепи­сыванием текстов рефератов, контрольных и курсовых работ помещенных на его страницах. Следует помнить, что подобные компиляции категори-

Следующий этап один из самых важных. Это изучение и крити-анализ источников. Доклад (контрольная работа) должен основы-на данных источника. «Свободные» рассуждения или необоснован­ные заявления неприемлемы. Если материалы источника отсутствуют или недостаточно использованы, доклад возвращается на доработку. При ра­боте с источниками по древней Греции и Риму нужно иметь в виду, что большинства античных авторов было характерно понимание истории «наставницы жизни». От историка требовалось не беспристрастное и исследование, а интерпретация исторических событий в оп-целях, прославление того или иного героического прошлого, пробуждение у читателя благородных и возвышенных стремлений. По­этому перед учащимися стоит непростая задача - попытаться

подлинный исторический факт, от вымысла. Для этого необходимо про­анализировать и сопоставить данные различных источников.

Одновременно с изучением литературы делаются выписки. Со­ставление пространных конспектов осложняет выполнение задачи. Во-первых, лишнее время уходит на повторное прочтение и поиск необходи­мых фактов с целью извлечения. Во-вторых, такой метод уводит от науч­ного исследования к обычному пересказу. Выписки удобнее делать на отдельных карточках (формат на усмотрение автора). На одной из сторон вверху пишется заголовок, далее приводится текст, выписанный из источ­ника (литературы), внизу ссылка на источник, откуда он взят. Лучше всего располагать текст на одной стороне карточки и оставлять поля для заме­ток, выводов, вопросов.

После того, как источники и литература проработаны, следует со-. план доклада. План должен состоять из трех основных разделов:

I. Введение.

II. Основная часть (слова «Основная часть» не пишутся, а ука-
азвания глав и параграфов).

III. Заключение

Как правило, наибольшие затруднения у студентов возникают при работе над I частью доклада. Введение лучше писать после того, как будет полностью написана основная часть. В противном случае оно может быть составлено либо непропорционально (слишком длинное введение и очень короткая основная часть), либо иметь расхождения с основной частью в материалах использованных источников, литературе, сформулированные в нем задачи могут оказаться нерешенными. Объем введения не должен превышать пятой части всей работы.

Прежде всего, во введении необходимо обосновать научную зна­чимость темы, и если необходимо, ее хронологические рамки. Затем дать характеристику источников и литературы по избранной теме. В частно­сти, когда речь идет об источниках (как правило, нарративных, то есть )

1) указать какие именно сведения по теме исследования можно
> в работе (или работах) того или иного автора;

2) охарактеризовать его мировоззрение, политические симпатии и
и, показав, как они влияют на изложение автором важнейших

й, цель написания труда;

3) сопоставить данные источников, найти сходство и различия в

исторических событий, охарактеризовать степей ности сообщаемых автором сведений;

4) определить, какие источники можно считать главными,
второстепенными.

Анализ источников нужно давать в хронологическом порядке, на-I с более ранних.

После характеристики источников следует перейти к историогра­фии вопроса. Переход должен быть логически обоснованным. Анализиро­вать литературу нужно также в хронологическом порядке. Характеристика литературы предполагает выяснение эволюции взглядов исследователей на проблемы, имеющие отношение к теме доклада (контрольной работы). Нельзя ограничиваться простым перечислением имен ученых и названий их работ. Необходимо показать, как исследователи решают весь комплекс вопросов, связанных с темой, учитывая, что в отечественной и западной науке идет полемика представителей различных школ и направлений. В соблюдения логического перехода к основной части работы нужно ь, все ли проблемы, затронутые предшественниками, были разре­шены, исследование каких вопросов вызывает сомнение.

В конце введения необходимо сформулировать цель доклада. Цель доклада дается развернуто и проблемно, простое повторение назва­ния темы с перечислением разделов недопустимо.

Основная часть, как правило, состоит из двух - трех глав. Главы, в зависимости от объема, разделяются на два - три параграфа. Название доклада и его составных частей должны быть краткими и не повторять друг друга. Каждый раздел следует завершать кратким выводом. Важно ть, что при составлении каждого параграфа требуется новое обра-к выпискам, причем иногда возникает необходимость в дополни-: изучении, какого либо документа, книги, статьи. Поэтому лучше .олнять работу постепенно, что бы иметь необходимый запас времени доработки текста. Изложение должно все время опираться на факти-материал источников и научной литературы. Если вместо само-•ятельного анализа научных работ, студент ограничится переписывани-имеющихся по данной теме книг, брошюр или популярных статей, доклад (контрольная работа) не получит положительной оценки. Объем основной части составляет 20-25 страниц печатного текста.

Заключение должно содержать выводы по основным аспектам рассмотренной темы. По объему это наименьшая часть работы (1-2 стр.).

Текст доклад (контрольной работы) может быть выполнен от ру­ки или набран на компьютере, - аккуратно, грамотно, разборчиво. На ле­вой стороне оставляются поля, страницы нумеруются (внизу по центру), текст пишется на одной стороне листа. Наименования глав и параграфов выполняются в виде заголовков над основным текстом. Перенос слов здесь не допускается. Точка в конце заголовка не ставится. Наименования глав не номеруются и выполняются прописными буквами (для компью­терного набора шрифт Тшез №\у Котап, размер шрифта 16). Наименова­ние параграфов выполняется строчными буквами (для компьютерного набора, размер шрифта 14). Расстояние между заголовком и текстом - 3^ строки (интервала), между заголовков глав и параграфов - 2 строки (ин­тервала). Основной текст, набранный на компьютере, должен иметь полу-

6

рныи междустрочный интервал и отступ 1,25 см. Каждая новая глава (за исключением параграфов) начинается с новой страницы.

Цитаты из источников и научной литературы выделяются в тексте и. Как при цитировании, так и пересказе их содержания своими I делаются ссылки. Ссылки оформляются в соответствии с сущест-ш правилами.

При цитировании сочинений античных авторов необходимо ука­зать имя автора, название его произведения, номер книги римской цифрой (если это произведение делится на книги), номер главы или параграфа -арабской цифрой, например: Геродот. История. IV. 42. В ссылке, которая приводится впервые, необходимо указать, чей перевод используется и где опубликован. Если работа (книга или статья) цитируется неоднократно, то в последующих ссылках на данную работу достаточно указать только фа­милию и инициалы автора, добавляя: Указ. соч. (указанное сочинение) и номер страницы. Однако если ссылки на одну и туже работу прерываются ссылкой на другое произведение, а потом вновь повторяются, то следует опять указывать автора и работу. При оформлении ссылок на источник, монографию или статью, размещенную на страницах Интернет, указыва­ется имя сайта, например:

1 Исаева В. Античные мистерии. пКр:/Лш. 1 аерГешЬег.ги/агп'сМрпр 2Ро1ет1з 8. М. Тпе НлзЮгу ог" Сгеек 8Ыррш§. Ьпр: // \у\у\у.етеесе. оге/роаеНоп/.

Ссылки обозначаются в тексте и подстрочнике арабскими цифра­ми, приподнятыми над строкой. Помещаются под текстом на той же стра­нице и отделяются от текста небольшой чертой. Нумерация ссылок на быть сквозной (сплошной).

На источники:

Если ссылка дается впервые по отдельному изданию:

1 Геродот. История. VI. 44. / Пер. и примеч. Г. А. Стратановского.
Л., 1972.

Если ссылка дается впервые по хрестоматии:

2 Геродот. История. VI. 44. / Пер. С. И. Радцига // Хрестоматия по
истории древнего мира. Саратов. 1989. В последующих ссылках: Геродот.
История. VI. 44.

Ссылка на надписи делается следующим образом:

3 Хрестоматия по истории древнего мира. Декрет в честь Диофан-
т,| (1РЕ I2. № 352) // Хрестоматия по истории древнего мира. Эллинизм.
Рим. М., 1998. С. 457-459.

На монографии

1 Голубцова Е.С. Античная Греция. Т. 1. М., 1983. С. 102. (если упоминается впервые).

Ваз$ О. А. Шзгогу 01"8еаГапп§. Ь., 1974. Р. 68.- (для иностранного

1 Голубцова Е.С. Указ. соч. С. 117. (при повторной ссылке). Вавз С. А. Ор. сИ. Р. 118.

Если ссылки на одну и туже работу следуют одни за другой, они оформляются следующим образом:

3 Там же. С. 126.
/Ш. Р. 48.

Если в работе использовано несколько трудов одного и того же автора, то при повторных ссылках указывается полное или сокращенное название работы без выходных данных и страница, например:

4 Массой В. М. Развитие обмена и торговли в древних обществах.
С. 4.

Вазз С. А. Н.151:огу О1"8еа&пп§. Р. 68

На статьи:

1 Массон В. М. Развитие обмена и торговли в древних обществах // КСИА. 1973. Вып. 138. С. 4.

3 Латышев В.В., Известия древних писателей о Скифии и Кавказе //ВДИ. 1948. №1. С. 56

Ка1геу М. Ь. КезиггесИп§ (Ье ОЫез! Кпо\уп Сгеек 8Ыр // Ыа1:юпа1 Сео§гарЫс Ма§агте. 1970. № 6. Р. 841-857.

К тексту работы может быть приложен вспомогательный матери­ал (карты, иллюстрации, схемы и т.п.). Подобно остальным разделам ра­боты «Приложение» (без кавычек) вносится в план доклада с указанием страниц. В конце доклада (контрольной работы) необходимо составить список использованных источников и литературы по следующим раз-

I. Источники

П.

Оформление библиографических данных в текстовых ссылках и в списке использованной литературы различается (см. образец).

СХЕМА ПОЛНОГО ОПИСАНИЯ КНИГИ

Заголовок. Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию / первые сведения об ответственности; последующие сведения об отв< венности. — Сведения об издании. — Место издания: Издательство,

Примеры описания книги

Геродот. История / Пер. Г.А. Стратановского /Геродот. - М.: Ла-р, ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 752 с.

Голубцова Е.С. Античная Греция / Е.С. Голубцова. Т. 1. - М.: Нау­ка, 1983.-423 с.

СХЕМА АНАЛИТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ СТАТЬИ ИЗ СБОРНИКА

ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Федеральное агентство по образованию

Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного I им. Н. Г. Чернышевского

Кафедра истории


Автор статьи. Заглавие статьи // Заглавие сборника: сведения, от-к заглавию / первые сведения об ответственности; последую-; сведения об ответственности. - Сведения об издании. Место издания, год. - Страницы, на которых напечатана статья.

Примеры аналитического описания статьи из сборника:

МОРСКАЯ ДЕРЖАВА


; Н.И. Деревообрабатывающее ремесло в античных го­сударствах Северного Причерноморья / Н. И. Сокольский IIМИА. - 1971. -Вып. 178.-192 с.

Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе / В.В. Латышев. IIВДИ. - 1948. - № 1. - С. 221.

ПРИМЕРЫ СОКРАЩЕНИЙ ИМЕН АНТИЧНЫХ АВТОРОВ (на латинском языке)

[ работа)

I (тки) I курса 214 группы Филологического I (для заочников — заочнс

Иванова О.И.
Проверил:


Арриан

Агг.

Аристотель

АгЫ.

Геродот

НА.

Гесиод

Незюа1.

Гомер

Нот.

Диоген Лаэртский Ою%. Ьаег1.
Демосфен Бет.
Диодор Сицилийский Бюй.
Ксенофонт ХепорИ.
Лукиан Ьис.


Плиний Плутарх Полибий Псевдо-Арриан Псевдо-Скилак Страбон. Тацит Фукидид.

Юстиниан

РНп. РШ. РоНЬ. Рз. Агг. Ра. 8ку1. 81гаЪ. Таек. Ткис.

Саез. 1т1

Балашов 2010


10

11

ОБРАЗЕЦ ПЛАНА

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I Образование Афинского морского союза 8

§ 1. .Морской флот Афин и его роль

в Греко-персидских войнах 8

Структура 1-го Афинского морского союза 17

ГЛАВА II.Афинская архэ 18

§ 1. Внешняя политика Афин. Пелопонесская война 24

§ 2. Распад Афинского морского союза 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

3.
рабов

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Тема1. Положение авилумов и мушкенумов по ЗХ

Вопросы для обсуждения

  1. Структура восточного общества

  2. Правовой статус авилумов и мушкенумов

  3. Имущественное положение авилумов и мушкенумов.

Тема 2. Рабство по ЗХ

Вопросы для обсуждения

1. Категории рабов и источники рабства.

2. Правовое и имущественное положение различных категорий

: «древние подневольные работники рабского типа» Тема 3 Семейные отношения по ЗХ

Вопросы для обсуждения

  1. Имущественные права главы

  2. Положение женщины в семье

  3. Наследование имущества.

12

I. Источники

Законы Хаммурапи. I Пер. Л. А.Липина // Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1963; или Хрестоматия по истории древнего Восто­ка. М., 1980. Т. 1; или Хрестоматия по истории древнего мира, Саратов, 1989

II. Основная литература ко всем занятиям

Васильев Л. С. История Востока. М., 1993. Ч. I С. 94 - 97. Дьяконов И. М. Комментарий к Законам Хаммурапи // ВДИ. 1952.

№3.

История Древнего Востока. М., 1987.

13

История Древнего мира. М., 1989. Т. I. С. 9 - 16, 36 - 41, 126 -

132.

История древнего Востока. Материалы по историографии. М.,

1991. С. 51-101.

III. Дополнительная литература

Дьяконов И. М., Якобсон В. А. Гражданское общество в древности I
//ВДИ. 1998. № 1. *

Редер Д. Г. К вопросу о юридическом положении рабов по Закону Хаммурапи // Древний Восток. М., 1975. Вып. 1. С. 230 - 245.

Законы Вавилонии, Ассисрии и Хеттского царства. / Пер. и ком-1
мент. И. М. Дьяконова // ВДИ. 1952, №3,4. '!

Методические рекомендации

Занятие 1. При рассмотрении структуры вавилонского общества по текстам (ЗХ ст. 8, 15-16, 175 - 176, 196 - 222) необходимо показать, что свободное население было представлено двумя сословиями - авилу-мами и мушкенумами, выяснить различия в их правовом статусе и имуще­ственном положении. Почему, например, мушкенумы, занимая прини­женное правовое положение, не упоминаются в ЗХ среди рабов-должников, между тем как полноправные «сыновья человека» иногда ока­зывались долговыми рабами? Следует сопоставить точки зрения В. В. Струве и И. М. Дьяконова с детальным анализом их аргументации и сис­темы доказательств.

Занятие 2. Приступая к изучению рабства (ЗХ ст. 7, 15-20, 113 — 119, 170 - 171, 175 - 176, 195 - 199, 215 - 227, 278 - 282), следует выде­лить рзличные категории рабов: по их принадлежности (авилуму, храму или дворцу, мушкенуму), по способу, каким попали в рабство (пленный, купленный, раб-должник и т.д.). Далее следует разобраться в правовом и имущественном положении различных категорий рабов. При этом обна­ружится, что далеко не всегда оно укладывается в традиционные пред­ставления о классическом рабе как работнике, лишенном какой бы то ни было собственности и прав личности. Следует объяснить, кого И. М. Дья­конов предлагает считать «древними подневольными работниками раб­ского типа» и чем вызвана необходимость введения такого понятия в но­вейшей исторической литературе.

Занятие 3. В данном исследовании следует проанализировать ха­рактер семьи в Древневавилонском царстве. Определите имущественные права главы семьи и проанализируйте отношения между ее членами. Рас­смотрите статьи, где идет речь о порядке заключения браков и порядке

14


> с ас-

разводов, наказании за неверность, праве наследов^ Обратите внима­ние на положение в семье рабыни и ее детей от го подда на П0ЛОжение детей от брака раба и свободной женщины. Объясн^е по и в ^ ^ в другом случае дети становятся свободными. При ^еристике порядка наследо— имущества укажите, кто имел право н^падования, какими долями распределялось наследство, какие ограничения. существовали в отношении унаследованного имущества и почему.В*мнении работы по данным судебников желательно сопоставить ва^онскую семью с сирийской и хеттской.

Трмя 4. Сословия юевней ДндиНДО.
~ хашастре»

Вопросы для обсуждения.

  1. Происхождение Варн. ктш,™,

  2. Варны «дваждырожденных» (брахманы, кшатрии, ваишии)

  3. Варна шудр

т.и, * Тщание о потоДе в литерату^ШЩнегоВостока

Вопросы для обсуждения. йетт^,^

1. Сказание о Гильгамеше и текст ветхозаветного предания

2 Идейное содержание мифа

3. Отражение сюжета о Гил&гамеше в легендах народов мира

т. Источники

Законы Ману. Артхашастра. 111.13 / Пер- С* Эльмановича // Те­
матическая хрестоматия по истории древнего мйР* 1Зып.1. Древний Вос­
ток М 1963 или Просина Н.Л. Практикум по ис™Рии древнего мира. М.,
965 или Хрестоматия по истории древнего мир^ратов. 1989.
' г XI Основная литера-ГУРч

ВДИ. 1950.,--. Поэзия и проза Древнего востока. М.,

; с. 551-554.

Эпос о Гильгамеше. М.-Л-, Изд-во АН

Косидовский 3. Библейские сказания. 1

1 вост. Лит., 1973,

1961, табл. XI. гл. 1.

Бангард-Левш Г. М. Инди* эпохи Маурьвв. М.,1973, С. 120 - 149.
Ильин Г. Ф. Шудры и рабы в древнеийДИИских сборниках зако-
/ ВДИ. 1950. № 2. л

III. Дополнительная л0тература 15


Поэзия V

Бонгард-Левш Г. М.,Ильин Г. Ф. Древняя Индия. М.,1969. С. 162-167,334-381.

Бонгард-Левин Г. М., Вигасин Г. М. общество и государство древ­ней Индии (по материалам «Артхашастры») // ВДИ. 1981 .№1

Ильин Г.Ф. Проблема рабства в древней Индии. М.,1981.

История древнего Востока. М.,1987.

История древнего Востока. Материалы по историографии. М.Д991.С.148-199.

История древнего мира. М.,1989.Кн. 1-2.

КосамбиД. Культура и цивилизация древней Индии. М.,1968.

Чанана Д.Р. Рабство в древней Индии. М.,1964. С.127-148,159-

163.

Методические рекомендации

ным образом для наиболее развитых областей: Магадхи и прилегающих к

ней территорий.

Исследуя сказание о потопе, содержащееся в шумеро-вавилонском эпосе о Гильгамеше («О все виденном») и Ветхом Завете, следует проанализировать и сопоставить тексты, выявить роль, которую играло это сказание в мифотворчестве народов Ближнего Востока. В нача­ле работы следует дать общую характеристику эпоса о Гильгамеше (время возникновения, идейное содержание и художественные особенности), за­тем разобрать текст сказания о потопе, раскрыть причины его создания. При сравнивании с ветхозаветным мифом нужно рассмотреть вопрос о заимствовании мифологического сюжета, при этом не только указать на его наличие, но и доказать это на конкретных примерах. Постарайтесь определить разницу в трактовке и идеологическом осмыслении мифа. Же­лательно привести примеры рассказов о потопе в мифах других народов.


Прежде чем приступить к изучению источников, необходимо уяс­нить, что особенностью общественных отношений в Индии было сложное переплетение классового и сословного деления. Становление древнеин­дийской цивилизации после арийского завоевания привело возникнове­нию жесткой системы варн - сословий, носящих замкнутый характер.

Работая с текстом источников, необходимо учитывать их своеоб­разие: «Законы Ману» (в отличии, например, от Законов Хаммурапи) представляют собой не юридический документ, а сборник предписаний морально-этического характера. Они определяют благочестивому индий­цу его общественный, моральный и религиозный долг. «Законы Ману» и «Архашастра» оформлялись в течение долгого времени и законченный вид преобрели около начала нашей эры. Однако в них могли сохраниться сведения, относящиеся к более ранним эпохам (особенно «Законах Ма­ну»). Это до некоторой степени позволяет показать, что в системе варн происходили изменения и она не представляла собой замкнутую и абсо­лютно застойную систему. Следует иметь в виду, что жесткая иерархич­ность была характерной чертой для большинства древневосточных об­ществ, а не являлась исключительной особенностью Индии, однако имен­но там она приобрела законченное выражение. Кроме того, нужно пока­зать, что в Индии положение рабов не было абсолютно одинаковым. Раб мог находиться на положении младшего члена патриархальной семьи; иные могли иметь семью и хозяйственную самостоятельность. Однако во всех случаях — раб оставался собственностью хозяина.

Рассматривая положение шудр, полезно подумать над тем, почему при всей приниженности их общественного положения их все таки нельзя отождествлять с рабами. Наконец, следует учитывать, что картина соци­альных отношений, которую нам рисуют источники, не может быть меха­нически распространена на всю территорию Индии, но характерна глав-

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ


страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: