Учебно-методическое пособие для студентов 1 и 2 курсов исторических факультетов педагогических вузов Под редакцией И. М. Самсонова

Саратовского государственного университета
им. Н.Г. Чернышевского
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
ЧАСТЬ II
Учебно-методическое пособие
для студентов 1 и 2 курсов исторических факультетов педагогических вузов
Под редакцией И. М. Самсонова
Балашов-2010 1
931/939
ББК 63.3(0)ЗЯ73 И90
Автор-составитель: А.Б. Кисельников
Оглавление
Рецензенты:
Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета им.
Н.Г. Чернышевского. С. В. Левин;
Кандидат исторических наук, доцент кафедры общих гуманитарных и
социально-экономических дисциплин Балашовского филиала Саратовского
государственного социально-экономического университета
Г. М. Платонов
5
. семинарских занятий 13
Темы докладов 56
Источник по истории Древнего мира
в русских переводах 57
| к изданию Научно-методическим советом Балашовского института (филиала) Саратовского : венного университета им. Н. Г. Чернышевского
И90 История Древнего мира. Учеб.-методич. пособие / авт.-сост. А. Б. Кисельников; под ред. И. М. Самсонова. КВЫ 978-5-94035-336-2
Пособие содержит методические указания к курсу «История мира», советы по изучению тем по истории Древнего Востока,
Рима. Приведены рекомендации, темы и планы семинарских занятий, необходимый понятийный и хронологический минимум. Издание предназначено для студентов исторических факультетов.
УДК 931/939
ББК 63.3(0)ЗЯ73
I8ВN 9 78-5-94035-336-2 © Кисельников А. Б. 2010

Практические (семинарские) занятия проводятся с целью форми-я у студентов навыков самостоятельной исследовательской работы. На семинарских занятиях по истории Древнего мира главное сосредоточено на изучении текстов источников и их критическом ан На первых семинарских занятиях студенты получают темы дов, контрольных работ, методические рекомендации по их список рекомендованной литературы. Под руководством преподавателя первокурсники читают и комментируют тексты источников, учатся осмысливать и извлекать содержащуюся в них историческую информацию. В ходе совместной работы очерчивается круг вопросов требующих изучения. После знакомства с текстом источника рассматриваются и обсужда-ся концепции ведущих отечественных и западных исследователей по ой проблематике. В подобной форме проводятся семинары по исто-I древнего Востока и первые занятия по истории древней Греции.
В дальнейшем форма практических занятий изменяется. Семинар может быть организован как по вопросам, так и в форме заслушивания и обсуждения докладов. Докладчика и оппонента назначает руководитель семинара. Обсуждение доклада происходит следующим образом. В течение 15 минут докладчик сообщает о теме и целях доклада, дает краткую характеристику использованных источников и литературы, формулирует задачу работы и излагает основные выводы. Затем 10 минут предоставля-[ для выступления оппонента. Оппонент должен начать свой анализ с оклада, дать общую характеристику работы и далее присту-. к разбору ее частей. Каждое замечание оппонента должно быть обос-л. В первую очередь внимание обращается на глубину изученности источников и как полно они использованы в докладе. После выступления оппонента, получают возможность высказаться остальные участники обсуждения. Семинарское занятие требует активного участия всей группы. Далее слово вновь предоставляется докладчику. Он выступает с заключительным словом, в котором имеет возможность ответить на возражения участников обсуждения. В конце занятия руководитель семинара ■ итоги.
ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА
работы), является важным этапом самостоятельной работы студентов. Выполнение задания способствует более глубокому знакомству с материалами курса и овладению целым рядом полезных навыков, таких, как умение работать с книгой (нарративным источником, научной литературой), критически осмысливать информацию, правильно излагать свои мысли. В течение учебного года каждый студент должен подготовить письменный доклад (контрольную работу) по избранной теме. Основное требование, предъявляемое к докладу (контрольной), - самостоятельный анализ источников. Здесь студент должен применить знания и навыки, полученные на практических занятиях.
Работу над докладом следует начинать с прочтения литературы, в которой содержится общая характеристика проблемы («История Европы». М., 1988. Т.1.; «История Древней Греции» М. 1986. и т.п.). Затем можно переходить к исследованиям, касающимся непосредственно выбранной темы. Здесь необходимо обратить внимание на возможные расхождения историков по ряду ключевых вопросов. Следует четко уяснить суть этих расхождений и определить для себя круг задач, которые нужно решить в рамках данной темы. Очень важно определить свое отношение к прочитанному и показать, какая точка зрения вам кажется наиболее убедительной. Сегодня многие научные работы отечественных и зарубежных исследователей, а также нарративные источники стали доступны благодаря глобальной информационной сети Интернет. Но как показывает практика, студенты зачастую ограничиваются простым переписыванием текстов рефератов, контрольных и курсовых работ помещенных на его страницах. Следует помнить, что подобные компиляции категори-
Следующий этап один из самых важных. Это изучение и крити-анализ источников. Доклад (контрольная работа) должен основы-на данных источника. «Свободные» рассуждения или необоснованные заявления неприемлемы. Если материалы источника отсутствуют или недостаточно использованы, доклад возвращается на доработку. При работе с источниками по древней Греции и Риму нужно иметь в виду, что большинства античных авторов было характерно понимание истории «наставницы жизни». От историка требовалось не беспристрастное и исследование, а интерпретация исторических событий в оп-целях, прославление того или иного героического прошлого, пробуждение у читателя благородных и возвышенных стремлений. Поэтому перед учащимися стоит непростая задача - попытаться
подлинный исторический факт, от вымысла. Для этого необходимо проанализировать и сопоставить данные различных источников.
Одновременно с изучением литературы делаются выписки. Составление пространных конспектов осложняет выполнение задачи. Во-первых, лишнее время уходит на повторное прочтение и поиск необходимых фактов с целью извлечения. Во-вторых, такой метод уводит от научного исследования к обычному пересказу. Выписки удобнее делать на отдельных карточках (формат на усмотрение автора). На одной из сторон вверху пишется заголовок, далее приводится текст, выписанный из источника (литературы), внизу ссылка на источник, откуда он взят. Лучше всего располагать текст на одной стороне карточки и оставлять поля для заметок, выводов, вопросов.
После того, как источники и литература проработаны, следует со-. план доклада. План должен состоять из трех основных разделов:
I. Введение.
II. Основная часть (слова «Основная часть» не пишутся, а ука-
азвания глав и параграфов).
III. Заключение
Как правило, наибольшие затруднения у студентов возникают при работе над I частью доклада. Введение лучше писать после того, как будет полностью написана основная часть. В противном случае оно может быть составлено либо непропорционально (слишком длинное введение и очень короткая основная часть), либо иметь расхождения с основной частью в материалах использованных источников, литературе, сформулированные в нем задачи могут оказаться нерешенными. Объем введения не должен превышать пятой части всей работы.
Прежде всего, во введении необходимо обосновать научную значимость темы, и если необходимо, ее хронологические рамки. Затем дать характеристику источников и литературы по избранной теме. В частности, когда речь идет об источниках (как правило, нарративных, то есть )
1) указать какие именно сведения по теме исследования можно
> в работе (или работах) того или иного автора;
2) охарактеризовать его мировоззрение, политические симпатии и
и, показав, как они влияют на изложение автором важнейших
й, цель написания труда;
3) сопоставить данные источников, найти сходство и различия в
исторических событий, охарактеризовать степей ности сообщаемых автором сведений;
4) определить, какие источники можно считать главными,
второстепенными.
Анализ источников нужно давать в хронологическом порядке, на-I с более ранних.
После характеристики источников следует перейти к историографии вопроса. Переход должен быть логически обоснованным. Анализировать литературу нужно также в хронологическом порядке. Характеристика литературы предполагает выяснение эволюции взглядов исследователей на проблемы, имеющие отношение к теме доклада (контрольной работы). Нельзя ограничиваться простым перечислением имен ученых и названий их работ. Необходимо показать, как исследователи решают весь комплекс вопросов, связанных с темой, учитывая, что в отечественной и западной науке идет полемика представителей различных школ и направлений. В соблюдения логического перехода к основной части работы нужно ь, все ли проблемы, затронутые предшественниками, были разрешены, исследование каких вопросов вызывает сомнение.
В конце введения необходимо сформулировать цель доклада. Цель доклада дается развернуто и проблемно, простое повторение названия темы с перечислением разделов недопустимо.
Основная часть, как правило, состоит из двух - трех глав. Главы, в зависимости от объема, разделяются на два - три параграфа. Название доклада и его составных частей должны быть краткими и не повторять друг друга. Каждый раздел следует завершать кратким выводом. Важно ть, что при составлении каждого параграфа требуется новое обра-к выпискам, причем иногда возникает необходимость в дополни-: изучении, какого либо документа, книги, статьи. Поэтому лучше .олнять работу постепенно, что бы иметь необходимый запас времени доработки текста. Изложение должно все время опираться на факти-материал источников и научной литературы. Если вместо само-•ятельного анализа научных работ, студент ограничится переписывани-имеющихся по данной теме книг, брошюр или популярных статей, доклад (контрольная работа) не получит положительной оценки. Объем основной части составляет 20-25 страниц печатного текста.
Заключение должно содержать выводы по основным аспектам рассмотренной темы. По объему это наименьшая часть работы (1-2 стр.).
Текст доклад (контрольной работы) может быть выполнен от руки или набран на компьютере, - аккуратно, грамотно, разборчиво. На левой стороне оставляются поля, страницы нумеруются (внизу по центру), текст пишется на одной стороне листа. Наименования глав и параграфов выполняются в виде заголовков над основным текстом. Перенос слов здесь не допускается. Точка в конце заголовка не ставится. Наименования глав не номеруются и выполняются прописными буквами (для компьютерного набора шрифт Тшез №\у Котап, размер шрифта 16). Наименование параграфов выполняется строчными буквами (для компьютерного набора, размер шрифта 14). Расстояние между заголовком и текстом - 3^ строки (интервала), между заголовков глав и параграфов - 2 строки (интервала). Основной текст, набранный на компьютере, должен иметь полу-
6

Цитаты из источников и научной литературы выделяются в тексте и. Как при цитировании, так и пересказе их содержания своими I делаются ссылки. Ссылки оформляются в соответствии с сущест-ш правилами.
При цитировании сочинений античных авторов необходимо указать имя автора, название его произведения, номер книги римской цифрой (если это произведение делится на книги), номер главы или параграфа -арабской цифрой, например: Геродот. История. IV. 42. В ссылке, которая приводится впервые, необходимо указать, чей перевод используется и где опубликован. Если работа (книга или статья) цитируется неоднократно, то в последующих ссылках на данную работу достаточно указать только фамилию и инициалы автора, добавляя: Указ. соч. (указанное сочинение) и номер страницы. Однако если ссылки на одну и туже работу прерываются ссылкой на другое произведение, а потом вновь повторяются, то следует опять указывать автора и работу. При оформлении ссылок на источник, монографию или статью, размещенную на страницах Интернет, указывается имя сайта, например:
1 Исаева В. Античные мистерии. пКр:/Лш. 1 аерГешЬег.ги/агп'сМрпр 2Ро1ет1з 8. М. Тпе НлзЮгу ог" Сгеек 8Ыррш§. Ьпр: // \у\у\у.етеесе. оге/роаеНоп/.
Ссылки обозначаются в тексте и подстрочнике арабскими цифрами, приподнятыми над строкой. Помещаются под текстом на той же странице и отделяются от текста небольшой чертой. Нумерация ссылок на быть сквозной (сплошной).
На источники:
Если ссылка дается впервые по отдельному изданию:
1 Геродот. История. VI. 44. / Пер. и примеч. Г. А. Стратановского.
Л., 1972.
Если ссылка дается впервые по хрестоматии:
2 Геродот. История. VI. 44. / Пер. С. И. Радцига // Хрестоматия по
истории древнего мира. Саратов. 1989. В последующих ссылках: Геродот.
История. VI. 44.
Ссылка на надписи делается следующим образом:
3 Хрестоматия по истории древнего мира. Декрет в честь Диофан-
т,| (1РЕ I2. № 352) // Хрестоматия по истории древнего мира. Эллинизм.
Рим. М., 1998. С. 457-459.
На монографии
1 Голубцова Е.С. Античная Греция. Т. 1. М., 1983. С. 102. (если упоминается впервые).
Ваз$ О. А. Шзгогу 01"8еаГапп§. Ь., 1974. Р. 68.- (для иностранного
1 Голубцова Е.С. Указ. соч. С. 117. (при повторной ссылке). Вавз С. А. Ор. сИ. Р. 118.
Если ссылки на одну и туже работу следуют одни за другой, они оформляются следующим образом:
3 Там же. С. 126.
/Ш. Р. 48.
Если в работе использовано несколько трудов одного и того же автора, то при повторных ссылках указывается полное или сокращенное название работы без выходных данных и страница, например:
4 Массой В. М. Развитие обмена и торговли в древних обществах.
С. 4.
Вазз С. А. Н.151:огу О1"8еа&пп§. Р. 68
На статьи:
1 Массон В. М. Развитие обмена и торговли в древних обществах // КСИА. 1973. Вып. 138. С. 4.
3 Латышев В.В., Известия древних писателей о Скифии и Кавказе //ВДИ. 1948. №1. С. 56
Ка1геу М. Ь. КезиггесИп§ (Ье ОЫез! Кпо\уп Сгеек 8Ыр // Ыа1:юпа1 Сео§гарЫс Ма§агте. 1970. № 6. Р. 841-857.
К тексту работы может быть приложен вспомогательный материал (карты, иллюстрации, схемы и т.п.). Подобно остальным разделам работы «Приложение» (без кавычек) вносится в план доклада с указанием страниц. В конце доклада (контрольной работы) необходимо составить список использованных источников и литературы по следующим раз-
I. Источники
П.
Оформление библиографических данных в текстовых ссылках и в списке использованной литературы различается (см. образец).
СХЕМА ПОЛНОГО ОПИСАНИЯ КНИГИ

Примеры описания книги
Геродот. История / Пер. Г.А. Стратановского /Геродот. - М.: Ла-р, ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 752 с.
Голубцова Е.С. Античная Греция / Е.С. Голубцова. Т. 1. - М.: Наука, 1983.-423 с.
СХЕМА АНАЛИТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ СТАТЬИ ИЗ СБОРНИКА
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
Федеральное агентство по образованию
Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного I им. Н. Г. Чернышевского
Кафедра истории
Автор статьи. Заглавие статьи // Заглавие сборника: сведения, от-к заглавию / первые сведения об ответственности; последую-; сведения об ответственности. - Сведения об издании. Место издания, год. - Страницы, на которых напечатана статья.
Примеры аналитического описания статьи из сборника:
МОРСКАЯ ДЕРЖАВА
; Н.И. Деревообрабатывающее ремесло в античных государствах Северного Причерноморья / Н. И. Сокольский IIМИА. - 1971. -Вып. 178.-192 с.
Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе / В.В. Латышев. IIВДИ. - 1948. - № 1. - С. 221.
ПРИМЕРЫ СОКРАЩЕНИЙ ИМЕН АНТИЧНЫХ АВТОРОВ (на латинском языке)
[ работа)
I (тки) I курса 214 группы Филологического I (для заочников — заочнс
Иванова О.И.
Проверил:
![]() | Агг. |
Аристотель | АгЫ. |
Геродот | НА. |
Гесиод | Незюа1. |
Гомер | Нот. |
Диоген Лаэртский Ою%. Ьаег1.
Демосфен Бет.
Диодор Сицилийский Бюй.
Ксенофонт ХепорИ.
Лукиан Ьис.
Плиний Плутарх Полибий Псевдо-Арриан Псевдо-Скилак Страбон. Тацит Фукидид.
Юстиниан
РНп. РШ. РоНЬ. Рз. Агг. Ра. 8ку1. 81гаЪ. Таек. Ткис.
Саез. 1т1
Балашов 2010
10
11
ОБРАЗЕЦ ПЛАНА
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Образование Афинского морского союза 8
§ 1. .Морской флот Афин и его роль
в Греко-персидских войнах 8
Структура 1-го Афинского морского союза 17
ГЛАВА II.Афинская архэ 18
§ 1. Внешняя политика Афин. Пелопонесская война 24
§ 2. Распад Афинского морского союза 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
3.
рабов
ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Тема1. Положение авилумов и мушкенумов по ЗХ
Вопросы для обсуждения
Структура восточного общества
Правовой статус авилумов и мушкенумов
Имущественное положение авилумов и мушкенумов.
Тема 2. Рабство по ЗХ
Вопросы для обсуждения
1. Категории рабов и источники рабства.
2. Правовое и имущественное положение различных категорий
: «древние подневольные работники рабского типа» Тема 3 Семейные отношения по ЗХ
Вопросы для обсуждения
Имущественные права главы
Положение женщины в семье
Наследование имущества.
12
I. Источники
Законы Хаммурапи. I Пер. Л. А.Липина // Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1963; или Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1980. Т. 1; или Хрестоматия по истории древнего мира, Саратов, 1989
II. Основная литература ко всем занятиям
Васильев Л. С. История Востока. М., 1993. Ч. I С. 94 - 97. Дьяконов И. М. Комментарий к Законам Хаммурапи // ВДИ. 1952.
№3.
История Древнего Востока. М., 1987.
13
История Древнего мира. М., 1989. Т. I. С. 9 - 16, 36 - 41, 126 -
132.
История древнего Востока. Материалы по историографии. М.,
1991. С. 51-101.
III. Дополнительная литература
Дьяконов И. М., Якобсон В. А. Гражданское общество в древности I
//ВДИ. 1998. № 1. *
Редер Д. Г. К вопросу о юридическом положении рабов по Закону Хаммурапи // Древний Восток. М., 1975. Вып. 1. С. 230 - 245.
Законы Вавилонии, Ассисрии и Хеттского царства. / Пер. и ком-1
мент. И. М. Дьяконова // ВДИ. 1952, №3,4. '!
Методические рекомендации
Занятие 1. При рассмотрении структуры вавилонского общества по текстам (ЗХ ст. 8, 15-16, 175 - 176, 196 - 222) необходимо показать, что свободное население было представлено двумя сословиями - авилу-мами и мушкенумами, выяснить различия в их правовом статусе и имущественном положении. Почему, например, мушкенумы, занимая приниженное правовое положение, не упоминаются в ЗХ среди рабов-должников, между тем как полноправные «сыновья человека» иногда оказывались долговыми рабами? Следует сопоставить точки зрения В. В. Струве и И. М. Дьяконова с детальным анализом их аргументации и системы доказательств.
Занятие 2. Приступая к изучению рабства (ЗХ ст. 7, 15-20, 113 — 119, 170 - 171, 175 - 176, 195 - 199, 215 - 227, 278 - 282), следует выделить рзличные категории рабов: по их принадлежности (авилуму, храму или дворцу, мушкенуму), по способу, каким попали в рабство (пленный, купленный, раб-должник и т.д.). Далее следует разобраться в правовом и имущественном положении различных категорий рабов. При этом обнаружится, что далеко не всегда оно укладывается в традиционные представления о классическом рабе как работнике, лишенном какой бы то ни было собственности и прав личности. Следует объяснить, кого И. М. Дьяконов предлагает считать «древними подневольными работниками рабского типа» и чем вызвана необходимость введения такого понятия в новейшей исторической литературе.
Занятие 3. В данном исследовании следует проанализировать характер семьи в Древневавилонском царстве. Определите имущественные права главы семьи и проанализируйте отношения между ее членами. Рассмотрите статьи, где идет речь о порядке заключения браков и порядке
14
> с ас-
разводов, наказании за неверность, праве наследов^ Обратите внимание на положение в семье рабыни и ее детей от го подда на П0ЛОжение детей от брака раба и свободной женщины. Объясн^е по и в ^ ^ в другом случае дети становятся свободными. При ^еристике порядка наследо— имущества укажите, кто имел право н^падования, какими долями распределялось наследство, какие ограничения. существовали в отношении унаследованного имущества и почему.В*мнении работы по данным судебников желательно сопоставить ва^онскую семью с сирийской и хеттской.
Трмя 4. Сословия юевней ДндиНДО.
~ хашастре»
Вопросы для обсуждения.
Происхождение Варн. ктш,™,
Варны «дваждырожденных» (брахманы, кшатрии, ваишии)
Варна шудр
т.и, * Тщание о потоДе в литерату^ШЩнегоВостока
В

1. Сказание о Гильгамеше и текст ветхозаветного предания
2 Идейное содержание мифа
3. Отражение сюжета о Гил&гамеше в легендах народов мира
т. Источники
Законы Ману. Артхашастра. 111.13 / Пер- С* Эльмановича // Те
матическая хрестоматия по истории древнего мйР* 1Зып.1. Древний Вос
ток М 1963 или Просина Н.Л. Практикум по ис™Рии древнего мира. М.,
965 или Хрестоматия по истории древнего мир^ратов. 1989.
' г XI Основная литера-ГУРч
ВДИ. 1950.,--. Поэзия и проза Древнего востока. М.,
; с. 551-554.
Эпос о Гильгамеше. М.-Л-, Изд-во АН
Косидовский 3. Библейские сказания. 1
1 вост. Лит., 1973,
1961, табл. XI. гл. 1.
Бангард-Левш Г. М. Инди* эпохи Маурьвв. М.,1973, С. 120 - 149.
Ильин Г. Ф. Шудры и рабы в древнеийДИИских сборниках зако-
/ ВДИ. 1950. № 2. л
III. Дополнительная л0тература 15
Поэзия V
Бонгард-Левш Г. М.,Ильин Г. Ф. Древняя Индия. М.,1969. С. 162-167,334-381.
Бонгард-Левин Г. М., Вигасин Г. М. общество и государство древней Индии (по материалам «Артхашастры») // ВДИ. 1981 .№1
Ильин Г.Ф. Проблема рабства в древней Индии. М.,1981.
История древнего Востока. М.,1987.
История древнего Востока. Материалы по историографии. М.Д991.С.148-199.
История древнего мира. М.,1989.Кн. 1-2.
КосамбиД. Культура и цивилизация древней Индии. М.,1968.
Чанана Д.Р. Рабство в древней Индии. М.,1964. С.127-148,159-
163.
Методические рекомендации
ным образом для наиболее развитых областей: Магадхи и прилегающих к
ней территорий.
Исследуя сказание о потопе, содержащееся в шумеро-вавилонском эпосе о Гильгамеше («О все виденном») и Ветхом Завете, следует проанализировать и сопоставить тексты, выявить роль, которую играло это сказание в мифотворчестве народов Ближнего Востока. В начале работы следует дать общую характеристику эпоса о Гильгамеше (время возникновения, идейное содержание и художественные особенности), затем разобрать текст сказания о потопе, раскрыть причины его создания. При сравнивании с ветхозаветным мифом нужно рассмотреть вопрос о заимствовании мифологического сюжета, при этом не только указать на его наличие, но и доказать это на конкретных примерах. Постарайтесь определить разницу в трактовке и идеологическом осмыслении мифа. Желательно привести примеры рассказов о потопе в мифах других народов.

Работая с текстом источников, необходимо учитывать их своеобразие: «Законы Ману» (в отличии, например, от Законов Хаммурапи) представляют собой не юридический документ, а сборник предписаний морально-этического характера. Они определяют благочестивому индийцу его общественный, моральный и религиозный долг. «Законы Ману» и «Архашастра» оформлялись в течение долгого времени и законченный вид преобрели около начала нашей эры. Однако в них могли сохраниться сведения, относящиеся к более ранним эпохам (особенно «Законах Ману»). Это до некоторой степени позволяет показать, что в системе варн происходили изменения и она не представляла собой замкнутую и абсолютно застойную систему. Следует иметь в виду, что жесткая иерархичность была характерной чертой для большинства древневосточных обществ, а не являлась исключительной особенностью Индии, однако именно там она приобрела законченное выражение. Кроме того, нужно показать, что в Индии положение рабов не было абсолютно одинаковым. Раб мог находиться на положении младшего члена патриархальной семьи; иные могли иметь семью и хозяйственную самостоятельность. Однако во всех случаях — раб оставался собственностью хозяина.
Рассматривая положение шудр, полезно подумать над тем, почему при всей приниженности их общественного положения их все таки нельзя отождествлять с рабами. Наконец, следует учитывать, что картина социальных отношений, которую нам рисуют источники, не может быть механически распространена на всю территорию Индии, но характерна глав-
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: