Учебное пособие для курсантов и студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения
Федеральное агентство по рыболовству
Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
А.П. Семенова
Использование средств языка Visual Basic
для разработки приложений
при программировании основных типов
вычислительных процессов
Учебное пособие
для курсантов и студентов всех специальностей
очной и заочной форм обучения
Калининград
2008
УДК 004.3 (075)
Семенова А.П. Использование средств языка Visual Basic для разработки приложений при программировании основных типов вычислительных процессов. Учебное пособие для
курсантов и студентов всех специальностей. – Калининград: БГАРФ, 2008. - 50 с.
В учебном пособии рассматриваются основные возможности языка программирования Visual Basic, позволяющие создавать собственные Windows-приложения.
Пособие разработано в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины «Информатика», предназначено для
курсантов и студентов всех специальностей.
Печатается по решению учебно-методического совета
Балтийской государственной академии рыбопромыслового
флота.
Рецензенты: | Карлов А.М., д-р техн.наук, профессор, проректор по научной работе Балтийского института экономики и финансов, завкафедрой высшей математики; |
| Чикунова Н.Ф., канд.пед.наук, доцент кафедры автоматизированных систем обработки информации и управления Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота |
© Балтийская государственная академия
рыбопромыслового флота (БГАРФ), 2008.
Оглавление
Введение | 3 |
Программирование на языке Visual Basic | 4 |
Создание Windows-приложения | 7 |
Переменные и константы | 9 |
Объявление типа переменной | 11 |
Комментарии в программных кодах | 12 |
Выражения | 12 |
Оператор присваивания | 13 |
Функции | 13 |
Системные функции InputВox и MsgBox | 14 |
Строковые выражения и функции | 18 |
Использование текстовых полей для ввода и вывода | 20 |
Вывод на экранную форму с помощью оператора Print | 23 |
Оператор If…Then для программирования ветвлений | 24 |
Оператор Select Case | 26 |
Программирование циклов с использованием операторов For…Next и Do…Loop | 29 |
Оператор Exit | 31 |
Циклы с незаданным числом повторений | 32 |
Массивы | 33 |
Работа с одномерным массивом | 34 |
Двухмерные массивы | 37 |
Сортировка элементов массива | 40 |
Работа с файлами последовательного доступа | 41 |
Контрольные вопросы | 47 |
Список литература | 49 |
Введение
Учебное пособие предназначено для курсантов и студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения и может быть использовано при изучении программирования на языке Visual Basic в среде проектирования Visual Basic 6.0. Предметом исследования при изучении средств языка программирования является исследование работы управляющих конструкций и циклов Visual Basic, стандартных элементов управления Visual Basic, исследование пользовательского интерфейса и его элементов.
Цель учебного пособия – показать основные функции языка программирования как средства записи, обдумывания и понимания основных типов алгоритмов, как объекта изучения, расширяющего знания в области инструментария информатики, а также развитие понимания логики программ, усвоение основных команд и конструкций языка. Учебное пособие не содержит систематического изложения теоретического материала и предполагает использование специальной литературы по программированию.
В учебном пособии рассмотрены основные операторы для программирования трех видов алгоритмов: линейного, разветвляющегося и циклического. Наряду со структурой основных операторов языка в учебном пособии приводятся программные коды с использованием этих операторов. Выполнение приведенных в пособии программных кодов позволит закрепить на практике теоретическую базу по типовым приемам программирования основных алгоритмических структур.
Программирование на языке Visual Basic
В настоящее время версия Visual Basic дает возможность решать любые современные задачи разработки приложений. При этом Visual Basic достаточно прост в освоении, являясь в тоже время одним из мощных современных языков программирования. Visual Basic представляет собой интегрированную среду разработки. В нем интегрирован набор инструментов, облегчающий и значительно ускоряющий процесс разработки готового приложения. С помощью Visual Basic можно создавать приложения практически для любой области современных компьютерных технологий: бизнес-приложения, игры, мультимедиа, базы данных. Простота и мощность языка Visual Basic позволила сделать его встроенным языком для приложений Microsoft Office.
Система программирования, называемая системой проектирования Windows-приложений Visual Basic, позволяет легко создавать полноценные Windows-приложения со всеми присущими им свойствами. Программирование в этой системе осуществляется на современном диалекте языка Бейсик – Visual Basic, который является простым и доступным для широкого круга пользователей.
Программой в общем случае можно назвать последовательность операций, которую выполняет компьютер для достижения определенной цели. Программирование – это составление программы на языке программирования, ввод этой программы в компьютер, а также ее отладка, то есть доведение программы до выдачи ожидаемых результатов.
При работе с Visual Basic многое из того, с чем придется работать (меню, панели инструментов, диалоговые окна), знакомо, так как характерно для среды Windows.
После запуска Visual Basic (Пуск – Все программы - Microsoft Visual Basic 6.0) на экране появляется диалоговое окно New Project (Новый проект), используя которое можно выбрать шаблон для создания нового проекта, запустить мастера создания проекта или открыть ранее созданный проект. Для создания нового проекта используется вкладка New (Новый) и тип шаблона Standart EXE для создания стандартного выполняемого приложения. После выбора типа проекта пользователь переходит непосредственно в инструментальную среду проектирования Visual Basic, называемую интегрированной средой разработки.
Интегрированная среда разработки после запуска Visual Basic имеет вид, представленный ниже.


Окно экранной формы (окно конструктора форм) Form является основным рабочим окном, в котором выполняется визуальное проектирование приложения с использованием инструментария среды разработки. Вызывается окно командой View (Вид) – Object (Объект). Для точного позиционирования объектов в форме в окне имеется сетка.
Окно (или панель) элементов управления - основной рабочий инструмент при разработке форм приложения. Вызывается окно командой View (Вид) – Toolbox (Панель элементов управления). В составе панели элементов содержатся основные элементы управления форм – метки (Label), текстовые поля (TextBox), кнопки (CommandButton), рамки (Frame), переключатели (OptionButton), флажки (CheckBox), списки (ListBox), поля со списком (ComboBox), изображения (Image), графические окна (PictureBox) и другие. Для размещения элементов управления в форме необходимо выделить элемент, затем в окне формы при помощи указателя мыши (при зажатой левой кнопке мыши) задать местоположение и размеры объекта.
Окно свойств Properties предназначено для отображения и настройки свойств формы и размещенных на ней объектов. В нем, например, содержатся такие свойства выбранного объекта, как имя, высота, ширина, цвет, надпись, шрифт и другие. Вызывается окно командой View (Вид) – Properties Window (Окно свойств). Форма и элементы управления каждый сами по себе являются объектами. Набор свойств в этом окне может меняться в зависимости от выбранного объекта. Свойства можно просмотреть как в алфавитном порядке, так и по категориям, выбрав соответствующие вкладки. Используя окно свойств, можно изменить свойства, установленные по умолчанию. Часть свойств объекта, например, размеры и расположение объектов, можно задать графически, например, перемещением объекта и изменением его размеров с помощью мыши. К основным группам свойств относят:
свойства, определяющие внешний вид объекта - Appearance (Оформление), например, Caption - заголовок или надпись объекта;
свойства, определяющие поведение объекта – Behavior (Поведение), например, Visible – устанавливает видимость объекта;
свойства, определяющие шрифт Font (Шрифт), например, Font – задание шрифта текста объекта, начертание, размер;
общие свойства - Misc, например, Name – задание имени объекта;
свойства позиционирования – Position (Расположение), например, Width – задание ширины объекта;
свойства шкалы размеров объекта – Scale (Масштаб), например, ScaleLeft – максимальное положение объекта по горизонтальной оси.
Окно расположения формы (окно макета формы) Form Layout показывает уменьшенное изображение проектируемой формы в том виде, как эта форма будет выглядеть на экране монитора при выполнении приложения. Размеры формы в окне расположения формы пропорциональны размерам изображения монитора в этом же окне. Для проверки формы в работающем приложении запустить форму командой Run (Запуск) - Start (Старт), форма будет выглядеть точно в таком же виде и в работающем приложении. Вызывается окно командой View (Вид) – Form Layout Window (Макет или окно формы).
Окно проводника проектов Project очень похоже на аналогичное окно проводника Windows и позволяет быстро и легко просматривать состав и свойства выбранного проекта, перемещаться между проектами, если открыто несколько проектов, копировать необходимые объекты из окна одного проекта в другой. Проводник проекта можно вызвать командой View (Вид) - Project Explorer (Проводник проекта). В окне проводника проектов имеется собственная панель управления с тремя кнопками. Эти кнопки имеют следующее назначение: открывается окно редактора с кодом программы, открывается окно конструктора форм, включается или выключается отображение папок.
Для ввода исходного кода программы (текста программы) используется окно редактора кода, являющегося мощным встроенным редактором с удобными средствами ввода. Перейти в редактор кода можно командой View (Вид) – Code (Код). Для быстрого открытия окна редактора кода достаточно дважды щелкнуть левой кнопкой мыши на форме приложения.
Создание Windows-приложения
В большинстве случаев создание даже самого простого приложения требует написания программного кода (программы).
В процессе создания Windows-приложения можно выделить следующие этапы:
Постановка задачи – точное словесное описание работы будущего приложения, что должен делать пользователь в процессе его работы. Разрабатывается эскиз экранной формы (окна) этого приложения, вид представления информации, которая будет преобразована с помощью этого приложения, например, ввод исходных данных, вывод результатов.
Разработка интерфейса – создание экранной формы (окна приложения) со всеми находящимися на этой форме объектами, задание свойств этих объектов.
Программирование – определение того, какие события будут происходить в процессе работы приложения, составление алгоритмов процедур для этих событий и написание программы (программных кодов этих процедур).
Отладка программы – устранение синтаксических и логических ошибок в процедурах для достижения удовлетворительной работы приложения в среде проектирования.
Сохранение проекта для дальнейшей его доработки или использования при решении однотипных задач. Сохранение осуществляется в два этапа: сначала сохраняется экранная форма (в файле с расширением .frm ), затем сохраняется сам проект (в файле с расширением .vbp ).
Компиляция – превращение проекта в исполняемое приложение (ехе файл), способное работать самостоятельно – за пределами среды проектирования. Компиляция программы осуществляется при необходимости.
Visual Basic является объектно-ориентированным языком программирования. Помимо свойств, объект имеет методы, определяющие выполняемые им действия. Помимо свойств и методов, для объектов можно задать программные коды, написанные на языке Visual Basic и выполняемые при наступлении связанных с ними событий. Например, при нажатии кнопки происходит событие Click (Нажатие кнопки мыши). Для обработки данного события при создании формы должна быть написана требуемая процедура. Концепция программирования в системе Visual Basic может быть сформулирована так: «Программы управляются событиями». В Visual Basic программный код почти всегда привязывается к какому-нибудь событию, которое является сигналом к началу работы алгоритма решения задачи. Событием может быть, например, щелчок кнопки мыши, нажатие клавиши на клавиатуре, загрузка формы и т.д.
Во всех рассмотренных в данных методических указаниях примерах предполагается, что экранная форма будет содержать командную кнопку – объект класса со свойством Caption (Надпись), например, ОК. В рассматриваемых примерах программный код будет выполняться при наступлении события - щелчка мышью на этой командной кнопке.
Для открытия окна, предназначенного для ввода программного кода, необходимо сделать двойной щелчок на объекте CommandButton (Командная кнопка), так как именно для него создается программный код. Процедура – это фрагмент программного кода, с помощью которого решается какая-то локальная задача.
«Заготовка» для будущего программного кода (первая и последняя строки процедуры для самого распространенного события Click, относящегося к объекту CommandButton) будет иметь вид:
Private Sub Command1_ Click()
< текст программы >
End Sub
Слова Private Sub (частная процедура) и End Sub являются служебными (ключевыми словами) языка Visual Basic.
Переменные и константы
Программа состоит из операторов. При записи операторов используются переменные и константы.
Переменная представляет собой зарезервированное место в оперативной памяти для временного хранения данных. Переменная используется для обозначения величин, часто меняющих свое значение, она характеризуется именем (или идентификатором) и значением. Например, запись z = а + b означает, что переменной z присваивается сумма значений переменных а и b.
Константой называется элемент выражения, значение которого не изменяется в процессе выполнения программы. Константа имеет неизменное значение и может быть числовой (5 –4 2.8 1E-08), символьной – записывается в кавычках ("Информатика"), типа дата - #19/09/1978# и логической (True, False).
Имя переменной не должно содержат точку, не должно начинаться с цифры, не должно содержать пробелов, не должно быть ключевым словом Visual Basic, длина имени должна быть не более 255 символов. Например, форма записи имени переменой 1P не является правильной, правильная форма – P1.
Значение переменной – это данные, которые хранятся и обрабатываются персональным компьютером, что зависит от типа переменных. Типом данных называется способ хранения и представления данных в персональном компьютере.
В Visual Basic более 10 типов переменных: числовой, строковый, типа дата, логический произвольный и т.д. Некоторые часто используемые типы переменных приведены ниже:
Тип переменной | Что означает | Занимает место | Значение может быть в пределах |
Byte | Короткое неотрицательное целое число | 1 байт | 0–255 |
Integer | Целое число | 2 байта | От –32768 до 32767 |
Long | Длинное целое число | 4 байта | От –2147483648 до 2147483648 |
Single | Десятичное число обычной точности | 4 байта | От 1,4…Е–45 до 3,4…Е+38 для положительных чисел, от-3,4 Е+38 до –1,4 Е–45 для отрицательных чисел |
Double | Десятичное число двойной точности | 8 байт | От 4,9…Е–324 до 1,7…Е+308 для положительных чисел, от -1,7…Е+308 до - 4,9…Е–324 для отрицательных |
String | Строка (текстовая переменная) | Память зависит от числа символов в строке | Строки фиксированной (до 216 символов) и переменной (до 231 символов) длины |
Variant | Универсальный тип данных | Не меньше 16 байт | |
Boolean | Логический тип данных | 2 байта | True, False |
Date | Хранение даты и времени | 8 байт | |
Объявление типа переменной
Объявление типа переменной используется для установления границ значений переменной. Если тип переменной не объявлен, он будет установлен по умолчанию как Variant.
В Visual Basic используется явное (с помощью операторов Dim, Private, Static, Public) и неявное объявление переменной.
Тип переменной можно объявить:
1) С помощью оператора объявления переменной DIM.
Структура оператора имеет вид:
Dim имя переменной [As тип переменной]
Например, Dim k As Integer, А As String
Dim Name As String * 15
Запись " * 15" означает ограничение по длине до 15 символов.
В квадратных скобках указаны параметры, которые могут как присутствовать, так и отсутствовать при записи оператора в тексте программы.
2) С помощью оператора объявления переменой DEF (от define).
Структура оператора имеет вид:
Dеfтип переменой список переменных
где тип переменной указывается следующим образом:
byt – Byte
int – Integer
lng - Long
str – String
dbl - Double
sng - Single
bln – Boolean
dtm – Date
Например, Defint k
Defstr А – С, P
3) С помощью суффикса (например, % ! # $) в конце имени переменной:
% – Integer
! – Single
# – Double
$ – String
Например, А %
А!
4) С помощью префикса, записываемого перед именем переменной.
Например, intk
strt
Комментарии в программных кодах
В тексте программы может быть произвольный текст или комментарии. Комментарии служат для внесения пояснений по тексту программы и к отдельным операторам, делают программу более читабельной, помогают лучше ориентироваться в программе. Символ ‘ (апостроф) начинает комментарий, он может быть первым символом в строке комментария или находиться в конце оператора текста программы.
Структура комментария имеет вид:
‘ [текст комментария]
Например,
‘ Массив вводится с клавиатуры
Dim Х(1 То 10) As Integer ‘ Объявление массива
Выражения
При записи операторов языка можно выделить три типа выражений:
Арифметические (например, а*b в операторе присваивания).
Логические (например, а < b в операторе условного перехода).
Строковые (например, с = а + b , если переменные объявлены как строковые).
При записи арифметических выражений используются знаки арифметических операций: + – / * ^. Для указания приоритета выполнения действий в выражении могут быть использованы круглые скобки. Порядок выполнения действий – сначала вычисляется функция, затем выполняются операции: возведение в степень, слева направо умножение, деление и сложение и вычитание.
Примеры записи выражений:
выражение вида

выражение вида Sin x2 в виде Sin(x)^2
выражение вида

Оператор присваивания
В Visual Basic различают две категории операторов:
Алгоритмические – организуют последовательность выполняемых действий (например, оператор присваивания, перехода, цикла и т.д.).
Функциональные – это встроенные в язык функции и процедуры для ввода и вывода данных, распространенные математические действия над числами.
Оператор присваивания используется для присвоения переменной значения выражения, константы, другой переменной.
Структура оператора имеет вид:
имя переменной = выражение
Например, z=a+b
x=y
S=0
Функции
Функция, используемая в программе, имеет вид:
имя функции (аргумент 1 [,аргумент2,…] )
Функция может быть встроенной в язык или определяемой программистом. Различают математические, строковые, финансовые, системные функции.
Математические функции
К ним, например, относят: sin(x), cos(x), tan(x), atn(x), sqr(x) – квадратный корень из Х, ехр(х), log(x) – натуральный логарифм, exp(x) – значение показательной функции ex, int(x) – функция дает целое значение, но не больше чем Х, функция rnd – дает случайное число в интервале от 0 до 1 , abs(x) – абсолютная величина (модуль Х), функция mod – определяет остаток от целочисленного деления, round(x,2) – функция округления переменной Х до двух знаков после запятой.
Математические функции могут использоваться при записи арифметических выражений.
Финансовые функции
Например, функция Pmt – определяет размер ежегодного платежа и имеет вид: Pmt(процентная ставка, число платежей, сумма кредита)
Системные функции InputВox и MsgBox
Эти функции являются простейшими из диалоговых окон Visual Basic для ввода или вывода информации. Они не требуют проектирования и вызываются из программы командой InputВox или MsgBox.
а) Функция InputВox (окно ввода).
Используется для ввода данных пользователем через системное окно. Работа функции сопровождается появлением на экране окна ввода. Функция может иметь следующий синтаксис:
InрutВох(Приглашение[,Заголовок][,Значение] )
где приглашение – это текст сообщения, играющий роль подсказки; заголовок – текст надписи в заголовке диалогового окна ввода; начальное значение – значение текстового поля ввода по умолчанию. В окне InрutВох всегда имеются только две кнопки управления ОК (подтверждает ввод данных) и Cancel (закрывает диалоговое окно без ввода данных).
Ниже, согласно форме записи этой функции приведены разные формы записи функции InрutВох для ввода текста – понедельник и появляющиеся на экране окна ввода:
а) a=InputBox(“”)
б) a=InputBox(“Укажите день недели”)
в) a=InputBox(“Укажите день недели”, “Ввод дня недели”)
г) a=InputBox(“Укажите день недели”, “Ввод дня недели”, “понедельник”)
а) ![]() | б) ![]() |
в) ![]() | г) ![]() |
При вводе числового значения переменной для преобразования текста в число следует использовать строковую функцию Val, рассмотренную ниже:
a=Val(InputBox(“Введите значение а”, “Ввод исходных данных”))
б) Функция MsgBox (MessageBox) – окно сообщений
Обеспечивает вывод сообщений через системное окно. Работа сопровождается появлением окна сообщений.
Функция может иметь следующий синтаксис:
MsgBox текст[,Опция][,Заголовок]
где текст – текст сообщения в диалоговом окне (для объединения нескольких переменных или констант в нем используется знак слияния - &); заголовок – текст, выводимый в заголовке окна сообщения. Опция (О) – либо целое число, равное сумме двух целых чисел (О1 и О2) или сумма констант Visual Basic. Опция задает дополнительную информацию в окне сообщения в виде специальных символов (значков) и позволяет управлять отображаемыми в окне сообщения кнопками. Для одновременного задания значка и отображаемых кнопок следует просто сложить соответствующие константы. Константы Visual Basic при работе с функцией MsgBox можно получить из автоматически раскрывающегося списка констант.

Значения чисел и констант Visual Basic для значков диалогового окна сообщений:

О1 =
32 или vbQuestion – знак вопроса (запроса)
48 или vbExclamation – знак предупреждение
64 или vbInformation – знак информация
Некоторые значения чисел и констант Visual Basic для кнопок диалогового окна сообщений:
0

О2 =
или vbOkonly – кнопка ОК
1 или vbOkCancel – кнопки ОК, Отмена
2 или vbAbortRetryIgnore – Стоп, Повтор, Пропустить
3 или vbYesNoCancel – кнопки Да, Нет, Отмена
Для рассмотрения работы функции MsgBox ввести в окне редактора программного кода следующие команды программного кода и ознакомиться с видом выводимых окон сообщений:
Private Sub Command1_Click()
z = 10
y = 5
MsgBox z

Вывод только значения переменной z
MsgBox "z =" & z

Вывод значения переменной z с поясняющим
текстом
MsgBox "z =" & z, , "Результаты вычислений"

Вывод с текстом в заголовке окна
MsgBox "z =" & z & " у =" & y, , "Результаты вычислений"

Вывод двух переменных z и у
MsgBox "z =" & z, 64, "Результаты вычислений"

Вывод переменной z и знака информация
MsgBox "z =" & z, 65, "Результаты вычислений"

Вывод z, знака и кнопок Ok и Отмена
MsgBox "Повторите ввод данных!", vbCritical, "Ошибка"

Вывод текста сообщения и знака
ошибки
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: