Урок музыки. Инновационные формы работы на уроках музыки
Современный урок музыки.
Инновационные формы работы
на уроках музыки.
Урок-это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального
богатства, показатель его
кругозора и эрудиции.
.В.А.Сухомлинский.
Многие проблемы, решаемые современной российской школой, связаны со значительным обновлением содержания образования, с качественной реализацией государственного стандарта общего образования, с созданием условий для самореализации и самоопределения личности обучающегося.
Тенденции обновления отразились и на музыкальном образовании детей.
Основной целью современного музыкального образования является «становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры» (Стандарт основного общего образования).
Актуальными задачами современного школьного музыкального образования являются:
развитие сознания, музыкального мышления детей;
развитие эмоциональной сферы обучающихся;
развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различных видов деятельности.
Актуальными проблемами современного музыкального образования являются:
использование комплексного подхода в преподавании на основе взаимодействия различных видов искусства;
внедрение новых образовательных технологий;
использование инновационных форм работы;
использование современных методов музыкального воспитания;
использование принципов художественной дидактики.
Урок музыки – это, прежде всего, урок творчества, на котором должны быть решены следующие триединые задачи:
образовательная: вооружить обучающихся системой знаний, умений и навыков.
воспитательная: формировать у обучающихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
развивающая: при обучении развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности: речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Урок не должен стать только фактом встречи ребенка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребенке.
Современный школьный урок музыки
Какой урок имеет право называться современным?
В общепринятом понимании современный урок музыки - это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг РЕБЕНКА, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.
Существует три постулата, лежащие в основе современного урока:
Урок есть открытие истины, поиск истины в совместной деятельности детей и учителя.
Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
Ученик в качестве субьекта осмысления истины и субьекта жизни на уроке остаётся всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Цель учителя в современном школьном уроке музыки ориентирована на изменения, происходящие в обучающихся. Это означает, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.
Изменения, происходящие в ребенке, проявляются во всех компонентах его музыкальной культуры: его музыкальном опыте, музыкальной грамотности, музыкальном творчестве. Формирование каждого из компонентов музыкальной культуры ребенка является предметом педагогической деятельности учителя музыки.
Конструкцию конкретного школьного урока можно представить тремя его составляющими:
организационной, которая состоит из внешних элементов: структура, тип, вид урока;
содержательной, комплекс информационного материала, на котором строится урок: музыкальные произведения, литературные источники, живописные полотна, нотные тексты;
методической, содержит цель, задачи, методы, приемы.
Основные компоненты современного урока:
1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность обучающихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой – постановка целей учения перед обучающимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и во всем курсе.
4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности обучающихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Как же построить такой урок?
I. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
четко определить и сформулировать для себя его тему;
определить место урока в теме, а темы - в годовом учебном курсе;
выделить общую задачу урока;
конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу, сформулировать и записать ее таким образом, чтобы она была понята обучающимися и осознана ими;
определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем;
определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока;
определить, какой учебный материал сообщать обучающимся. В каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи сообщить школьникам. Для этого необходимо знать:
1) особенности обучающихся класса:
уровень класса;
отношение к предмету;
темп работы класса;
сформированность ЗУН;
отношение к разным видам учебной деятельности;
отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным формам;
общая дисциплина обучающихся.
2) учет индивидуальных особенностей:
тип нервной системы;
коммуникативность;
эмоциональность;
управление восприятием нового материала обучающихся;
умение преодолеть плохое настроение;
уверенность в своих знаниях, умениях;
умение импровизировать;
умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
II. Определить и сформулировать для себя и отдельно для обучающихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
III. Планирование учебного материала урока и подготовка к нему учителя.
Для этого надо:
1) Подобрать литературу по теме. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно – популярные, методические. При этом если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Для этого необходимо:
просмотреть учебную программу;
перечитать объяснительную записку;
прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.
2) Подобрать учебные задания, целью которых является:
знакомство с новым материалом;
воспроизведение;
применение знаний в знакомой ситуации;
применение знаний в незнакомой ситуации;
творческий подход к знаниям.
3) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:
задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
задания, способствующие осмыслению материала учеником;
задания, способствующие закреплению материала учеником.
IV. Продумать «изюминку» урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.
V. Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность обучающихся, а не пассивное восприятие нового.
VI. Спланировать контроль за деятельностью обучающихся на уроке, для чего продумать:
что контролировать;
как контролировать;
как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что, чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать обучающимся подлинный интерес учителя к их работе.
VII. Подготовить оборудование для урока.
Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, все ли работает.
Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
VIII. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.
IX. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.
Конспект должен содержать три основные части:
формальную;
содержательную;
аналитическую.
Обязательно следует указать необходимую Литературу.
Примерное содержание разделов поурочного плана
1. Тема урока:
дидактическая цель и задачи урока;
тип, структура урока;
общие методы, приемы работы учеников;
средства наглядности, источники информации, ТСО, ЭВТ.
2. Повторение опорных знаний:
определение понятий, которые надо активизировать в сознании обучающихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;
самостоятельная работа школьников (ее объем, формы);
способы развития интереса учеников к предмету, к теме;
формы контроля за работой класса, отдельных обучающихся.
3. Усвоение новых знаний:
новые понятия и способы их усвоения;
определение познавательных учебных задач урока (что должны узнать и усвоить ученики);
самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение);
проблемные и информационные вопросы;
варианты решения проблемы;
варианты закрепления изученного материала.
4. Формирование умений и навыков:
конкретные умения и навыки для отработки;
виды устных и письменных самостоятельных работ;
способы «обратной» связи с обучающимися;
фамилии обучающихся, которые будут опрошены.
5. Домашнее задание:
что повторить и приготовить к уроку;
творческая самостоятельная работа;
объем и время выполнения домашнего задания.
6. Подготовка к уроку непосредственно перед звонком:
мысленное воспроизведение основных этапов урока;
воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников;
стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.
7. Способствуют успеху урока:
хорошее знание материала;
бодрое самочувствие;
продуманный план урока;
чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;
правильный выбор методов обучения;
разнообразие методов обучения;
занимательность изложения;
ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу;
богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;
выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.
8. Затрудняют проведение урока:
неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;
безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;
рыхлая композиция урока;
скованность движений;
неумение обучающихся работать предложенными методами обучения;
однообразие методов обучения;
бесстрастный рассказ учителя;
монотонность и сухость при изложении нового материала;
отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.
9. Что всегда необходимо помнить:
1) Быть собранным, четко и ясно ставить перед обучающимися задачи, соблюдать логику изложения материала.
2) Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство обучающихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
3) Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного опроса.
4) Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.
5) Пристально следить за тем, как обучающиеся слушают учителя. Потеря внимания - сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
7) Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.
8) Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!
9) Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
10). Стимулировать вопросы обучающихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность.
При организации учебного процесса необходимо опираться
на принципы дидактики
Принципы дидактики - это руководящие идеи, на основе которых строится (организуется) образовательный процесс на уроке. «Принцип – это инструментальное, методическое выражение познанных законов и закономерностей обучения, это знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики» - В.И. Загвязинский.
Принципы дидактики – часть теории обучения. Вот некоторые их них:
принцип оптимального сочетания и соотношения природо- и культуросообразности;
принцип воспитывающего и развивающего обучения (соотношение овладения знаниями и развития);
научности и связи с практикой;
научности и доступности (популярности и трудности);
наглядности (конкретности и абстрактности);
систематичности (единичного и общего);
системности (развитие личности на основе воспитания, овладения знаниями и способами деятельности);
прочности (понимания и запоминания) и др.
Все принципы взаимодополняют друг друга: доступность, не легкость, а мера трудности; наглядность – не самоцель, а средство развития доступности, активизации и формирования абстрактного мышления (графическая, схематическая, символическая наглядность); научность предполагает доступность, системность, связь с практикой, определенную степень абстрактности.
Актуальным является использование как общедидактических принципов обучения, так и принципов художественной дидактики:
увеличение объема репертуара;
увеличение теоретической емкости урока;
насыщенность урока музыкальным звучанием;
отход от репродуктивного уровня к творческому;
принцип эмоционально-ценностного развития.
Учебная деятельность на уроке носит двусторонний характер и включает деятельность учителя (преподавание) и деятельность ученика (учение). Из всего этого вытекают 3 большие группы методов обучения:
Методы организации и осуществления (самоорганизации) учебной деятельности;
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности.
Методы организации и осуществления (самоорганизации) учебной деятельности:
Перцептивный аспект - методы, обеспечивающие передачу учебной информации учителем и восприятие ее учащимися посредством слушания, наблюдения или практических действий:
словесные (рассказ, беседа, чтение учебника, звуковоспроизведение и др.);
наглядные (демонстрации, иллюстрации, показ плакатов, картин и др.);
практические (упражнения, исследования и др).
Гностический аспект – методы, позволяющие ученикам освоить новый учебный материал: путем самостоятельных размышлений над проблемными ситуациями или же путем активного запоминания готовой учебной информации:
иллюстративно-объяснительные;
репродуктивные;
проблемные (проблемного изложения);
эвристические (частично поисковые);
исследовательские и др.
Логический аспект – методы, характеризующие мыслительные операции при подаче или усвоении учебного материала:
индуктивные, дедуктивные, традуктивные.
Индуктивные - методы обучения, когда материал преподносится в логике от частного – к общему, т.е. от факта – к явлению, от явления – к закону, от примера – к формуле.
Дедуктивные методы – материал преподносится в логике от общего – к частному, т.е. от формулы – к примеру, от закона – к явлению, от явления – к факту.
Традуктивные методы – методы обучения, когда учитель не меняет уровень обобщения, переходя от факта к факту, от примера к примеру, от формулы к формуле, от закона к закону и т.д.
конкретные и абстрактные; синтез и анализ; сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация и др.
Управленческий аспект – методы, характеризующие степень самостоятельности ученика в учебно-воспитательной деятельности:
методы учебной работы под руководством учителя;
методы самостоятельной учебной деятельности учащихся.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
Методы стимулирования мотивов интереса к учению:
познавательные игры, учебные дискуссии, неожиданность, занимательность, создание ситуаций новизны, успеха и др.
Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, поощрение, наказание и др.
Использование современных методов музыкального воспитания отвечает требованиям современной школы:
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод сравнительного анализа;
метод эмоциональной драматургии;
метод перспективы и ретроспективы;
проблемно-поисковый метод.
Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
устные или письменные;
фронтальные, групповые или индивидуальные;
итоговые или текущие;
с применением компьютеров и других ТСО или без них;
программированные или непрограммированные.
Характеристика видов контроля качества знаний по музыке
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нём педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов музыкального образования являются знания; результатов обучения – умения, навыки; результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного.
К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля.
Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и обучающихся.
Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: викторины, конкурсы, фестивали, уроки-концерты и др.
Алгоритм анализа учителем проведенного урока
1.Какими требованиями руководствовался?
2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме?
3.Как учитывались особенности обучающихся, в том числе сильных, слабых?
4. Как определил триединую задачу урока?
5. Как спланирована деятельность учащихся?
6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку?
7. Оправдали ли себя приемы и методы учителя и учащиеся, если нет, то почему?
8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему?
9. Что способствовало развитию познавательных способностей обучающихся?
10. Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учеников?
11.Что дал урок для формирования мировоззрения обучающихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения?
12. Как был предвиден и как оправдан ход урока?
13. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учеников? Как они были преодолены? Причины затруднений и пути их устранения.
14. Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критериям это определено, если нет, то почему?
15. Оценка результативности урока.
16. Самооценка урока учителем.
17. Пути совершенствования урока.
II. Инновационные формы работы на уроках музыки.
Качественной реализации государственного стандарта общего образования способствует внедрение новых образовательных технологий
Понятие «педагогическая технология» может рассматриваться в трех аспектах:
научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Ее можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.
Внедрение новых образовательных технологий направлено на совершенствование образовательного процесса, формирование художественно-практической компетентности обучающихся.
Но любая педагогическая технология должна соответствовать требованиям - критериям:
концептуальность;
системность;
управляемость;
эффективность;
воспроизводимость.
Наиболее показательным является использование инновационных технологий:
Технология развивающего обучения (проблемное изложение учебного материала, частичнопоисковая деятельность, самостоятельная проектная исследовательская деятельность);
Способы создания проблемных ситуаций на уроке
1 способ. Преднамеренное столкновение учителем жизненных представлений обучающихся (или достигнутого ими уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Такое столкновение можно обеспечить с помощью:
исследования, эксперимента;
рассказа об исследовании, эксперименте;
различных наглядных средств, ТСО;
практических заданий, в которых обучающиеся обязательно допускают ошибки, или невыполнимых заданий.
2 способ. Обнаружение несоответствия известного и требуемого способа действия, когда обучающиеся пытаются выполнять новые задания старыми способами.
3 способ. Сравнение, сопоставление и противопоставление противоречивых:
фактов, явлений, данных;
суждений, мнений великих ученых, писателей, критиков, политиков и т.д.;
мнений самих обучающихся;
различных вариантов текстов художественных произведений, документов, различных видов искусств.
4 способ. Использование типичных ошибок учеников или одностороннего подхода к явлениям.
5 способ. Побуждение обучающихся к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает:
в результате столкновения различных мнений учеников;
между выдвинутым предположением и результатом его проверки;
между гипотезой и новыми фактами;
между следствиями из гипотезы и проверочными экспериментами.
Проектная исследовательская деятельность
Одним из методов технологии развивающего обучения (Гальперин, Давыдов, Выготский) является проектов.
Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированных знаний, исследовательского поиска для ее решения.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, групповая, коллективная) деятельность обучающихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
выдвижение гипотез их решения;
обсуждение методов исследования (экспериментальный, наблюдения, статистический и т.д.);
обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и пр.);
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследований.
Типология проектов
Для типологии проектов предполагаются следующие типологические признаки:
доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, ролевая, творческая, прикладная (практико-ориентированная);
предметно-содержательная область: монопроект – межпредметный проект;
характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный);
характер контактов (среди участников одной школы, всего города, республики, страны, разных стран мира);
количество участников проекта;
продолжительность проекта.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою работу и работу учеников на разнообразные виды самостоятельной деятельности обучающихся, на приоритет деятельности поискового, исследовательского, творческого характера.
Следует остановиться на структурировании проекта:
Начинать следует с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
Необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учениками с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Самостоятельная работа участников проекта по индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
Защита проектов, оппонирование.
Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Критерии внешней оценки
Актуальность проблемы.
Корректность методов исследования.
Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Характер общения участников проекта.
Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей.
Умение аргументировать свои заключения, выводы.
Эстетика оформления проекта.
Умение отвечать на вопросы.
Личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированное образование предполагает обязательную опору на знание того, как обучающиеся выполняют творческие работы, умеют ли они проверять правильность собственной работы, корректировать её, какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д.
Обучение | |
Традиционное обучение | Личностно-ориентированный подход в современной системе обучения |
Ориентир на коллективную и фронтальную работу учеников. | Ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия учащегося. |
Работа с группами различной успеваемости. | Работа с каждым учеником, выявление и учёт его склонностей и предпочтений. |
Используется материал, рассчитанный на определённый объём знаний «среднего ученика». | Используется материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика. |
Устанавливается одинаковый для всех учащихся объём знаний и подбирается связанный с ним учебный материал. | Устанавливается объём знаний для каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и подбирается соответствующий учебный материал. |
Учебные задания следуют от простого к сложному и делятся на определённые группы сложности. | Сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем. |
Стимулируется активность класса (как группы). | Стимулируется активность каждого ученика с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей. |
Учитель планирует индивидуальную или групповую работу учеников. | Учитель предоставляет возможность выбора групповой или только собственной работы. |
Педагог задаёт для изучения общие для всех темы. | Темы согласуются с познавательными особенностями учащегося. |
Сообщение новых знаний только преподавателем. | Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и учащихся. |
Оценка ответа учащегося только учителем. | Сначала оценка ответа самим учащимся, потом учителем. |
Использование только количественных способов оценки знаний (баллы, %). | Использование количественных и качественных способов оценки и результатов познания. |
Определение объёма, сложности и формы домашнего задания учителем. | Возможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего задания. |
Здоровьесберегающие технологии.
Типы здоровьесберагающих технологий:
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности обучающихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).
ИКТ-технологии:
использование в работе ЭОР и ЦОР;
использование интерактивной доски;
работа с Интернет-ресурсами;
создание собственного цифрового образовательного пространства;
создание собственной мультимедийной библиотеки;
проведение, организация конференций;
создание интерактивных залов для проведения дистанционных диспутов, конференций и т.д.
Современному учителю музыки информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень.
Механизмы использования ИТК на уроках музыки.
Готовые программные продукты.
После поступления в школу компьютеров вместе с электронными изданиями на CD-ROM, среди которых были диски и по искусству, началось активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. В своей работе я также использую следующие готовые программные продукты:
«Энциклопедия классической музыки»
На CD-ROM представлены биографии почти 300 композиторов. Здесь же содержится информация о знаменитых исполнителях XIX-XX веков, жанрах классической музыки и наиболее популярных произведениях, а также сведения об устройстве музыкальных инструментов. Слайды и репродукции, видео - и аудиофрагменты, экскурсы в историю музыкальной культуры различных стран раскрывают огромный мир музыкальной классики. Диск содержит викторину с быстрой, удобной и беспристрастной обработкой полученных результатов.

«Соната не только классика»
Данный диск является путеводителем по коллекции современных записей европейской и русской классики, джазовой и популярной музыки, выполненных ведущими мировыми студиями, в исполнении лучших музыкантов планеты.


Коллекция избранных музыкальных произведений представляет материалы для работы на уроках музыки, а также интерактивную среду для развивающей и проектной деятельности учащихся. Программа содержит информацию более чем о ста композиторах, 300 музыкальных фрагментов, викторину, картинную галерею, рекомендации по оснащению кабинета искусства.

«История искусства»
Представляет собой набор информационных объектов, отражающих произведения, объекты, персоналии, процессы, явления истории искусства, содержит 844 звуковых фрагмента. Синтез мультимедиа-компонентов (текста, звука, видео, анимации и др.), интерактивных форм взаимодействия и компьютерного моделирования обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне, что позволяет достичь наилучшего усвоения материала учеником.

Для подготовки докладов, рефератов и творческих работ по музыкальному искусству обучающиеся пользуются энциклопедиями на CD-ROM, такими как «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» на 10 CD и «Большая Советская Энциклопедия» на 3 CD, «Энциклопедия современной музыки» на 2 CD. Они представляют собой электронные аналоги обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников – объединяющие в себе функции демонстрационных и справочных материалов, которые:
поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок;
поддерживают функцию печати, копирования и вставки в другие документы энциклопедических статей и иллюстраций;
включают в себя аудио- и видеофрагменты;
включают викторины с быстрой, удобной и беспристрастной обработкой полученных результатов.
Так, например, в начальной школе я использую интерактивные обучающе-развивающие программы с игровым сценарием. Такими являются «Чайковский. Щелкунчик», «Мусоргский. Картинки с выставки». На работу можно затратить несколько уроков. На одном занятии мы знакомимся с основным содержанием программы, куда входят сведения о композиторе, музыкальные темы из балета и задания, которые предлагается выполнить после просмотра и прослушивания музыкальных тем. Всё это сопровождается словами диктора и красочными, яркими рисунками. На следующем уроке по выбору детей мы вспоминаем наиболее понравившиеся и запомнившиеся им номера, некоторые из них прослушиваем, а затем я предлагаю ребятам раскрасить картинки к понравившимся им номерам, которые предлагаются в раскраске этой программы. В данном случае происходит интеграция уроков музыки и изобразительного искусства с применением компьютерных технологий. Выполняя задания, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки (работа с компьютером – ключ к компьютерной грамотности).
К сожалению, нет готовых «обучающих» программ связанных со школьной программой, с последовательностью изложения материала, терминологией, предметным наполнением, предписываемых логикой курса и образовательным стандартом. Большинство CD представляют собой электронные книги, т.е. содержат текст и иллюстрации, которые очень трудно включить непосредственно в ткань урока, требуют специальной адаптации, большой творческой работы учителя. В этом случае их можно использовать для самостоятельного прочтения или в качестве иллюстраций к рассказу учителя.
Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Power Point, она также способствует повышению интереса к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
Презентация позволяет учителю сопровождать свой рассказ красочными картинами, иллюстрациями, фотографиями, диаграммами, видеофрагментами и, конечно же, звуковыми фрагментами. Возможно добавление записи дикторского текста учителя. Чаще всего это уроки, посвящённые творчеству того или иного композитора или слайд-шоу к произведениям музыкально-сценического жанра.
При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание обучающихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.
Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте, и, кроме того, используя гиперссылку, вернуться к любому моменту урока, затратив при этом минимальное количество времени.
Ещё одной интересной формой работы является использование на уроках музыкальных дисков с программой «Караоке».



Единая помощь ЦОР в Интернете: http://school-collection.edu.ru//
Структура музыкальной деятельности ребенка содержит элементы: цель - средства - процесс - результат. Это условие является для учителя ориентиром, позволяющим организовать продуктивную музыкальную деятельность школьников. Продуктивность при этом выступает не только как результат творческого акта, представленный в создании чего-то нового и оригинального, а, прежде всего, как качество активности обучающихся.
Процесс модернизации музыкального образования направлен на внедрение в практику новых форм работы, которые не только расширяют границы предмета, но и являются эффективным средством в формировании духовно-нравственного потенциала личности обучающегося. Это:
изучение музыкального фольклора с использованием художественно-образных элементов;
духовная музыка;
музыка современных стилей;
пластическое интонирование;
графическая звукозапись;
цветовое моделирование;
импровизация;
моделирование художественно-творческого процесса;
демонстрация и анализ видеофрагментов;
пение в сопровождении караоке.
Русский фольклор позволяет ввести детей в мир традиционной русской культуры. Целесообразно использование таких форм работы, как беседы, сопровождаемые показом картин известных художников, демонстрацией народных костюмов, использование поэтических текстов, просмотр презентаций, видеофрагментов, прослушивание образцов народной музыки, исполнение и разыгрывание русских народных песен. Для активизации детей в получении знаний о народной музыке возможно использование формы работы, обеспечивающие интерес детей к различным видам поисково-собирательной деятельности, связанной с собиранием и записыванием частушек, песен, прибауток на определенную тему, а также сочинение школьниками собственных вариантов частушек.
Духовная музыка рассматривается на уроках на основе культурологического подхода как часть «храмового синтеза искусств». Изучение музыкальной культуры русской православной церкви основывается на доступных детям сочинениях, их воплощении в классической музыке и церковных праздниках. Например, «Перезвоны колоколов», «Рождественские песни», «Пасхальные песни» и т.д.
Обновление содержания музыкального образования направлено на знакомство обучающихся со стилями и жанрами современной музыки. Это связано с потребностью и интересами школьников, для которых современная популярная музыка является важным компонентом в досуговой деятельности. Основными задачами этой формы работы являются:
помочь школьникам сориентироваться в многообразии стилей и жанров современной музыки;
научить понимать и оценивать современную музыку с духовно-нравственных позиций;
приобщить детей к лучшим образцам современной музыки;
развивать умение воспринимать образцы современной музыки в их взаимосвязи с музыкальным классическим наследием.
Пластическое интонирование - метод, позволяющий ввести ребенка в мир инструментальной музыки. При обычном слушании инструментальной музыки восприятие ребенка остается пассивным. Он схватывает эмоциональный образ целого, но не способен развернуть логику музыкальной мысли во времени. Поэтому, когда ребенок начинает «исполнять» симфоническую музыку с помощью пластического интонирования, он поднимается на ступеньку выше в понимании художественного образа произведения. Ребенок становится одновременно и слушателем и исполнителем.
Графическая звукозапись помогает слушателю-школьнику удерживать в памяти крупные музыкальные произведения, углублять восприятие музыки, более детально вникать в музыкальное произведение.
Цветовое моделирование можно использовать для постижения формы произведения, его характера или образа. Например, некоторые произведения сложны и объемны для восприятия школьников. В таких случаях можно поставить перед детьми задачу: определить, всегда ли музыка одинаковая по настроению и с помощью цвета нарисовать форму произведения. Дети определяют, что 1 и 3 части одинаковые, а 2 часть распевная, протяжная («Ноябрь» «На тройке» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского). Соответственно, из цветного картона дети строят 3-хчастную форму.
Дети с удовольствием используют цветовое моделирование при знакомстве с ладами: мажор-минор.
Развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки является одной из актуальных задач современного музыкального воспитания. Проявлением творческого начала являются импровизации в музыкально-ритмическом движении, в использовании выразительных движений, характерных для определенного персонажа, подборе ритмического сопровождения к песне, в выборе инструментов детского оркестра. Ведущим направлением развития творческих навыков являются певческие импровизации. Это могут быть досочинение фразы, сочинение ответа, сочинение мелодии на заданный текст, разыгрывание музыкальных диалогов и т.д.
Моделирование художественно-творческого процесса должно быть направлено на то, чтобы ученик ощутил себя не потребителем музыки, а ее творцом. Здесь речь идет о включении инсценирования в образовательный процесс. Например, разыгрывание фрагментов детских опер, мюзиклов, рок-опер. Атмосфера творчества на уроках музыки – условие формирования духовной культуры школьников.
«Если в раннем детстве, - писал В.А. Сухомлинский – донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство».
Методы активизации обучающихся на уроках музыки:
пение;
импровизация;
голосовые игры, речевые упражнения;
словесное высказывание о музыке;
интересный подбор репертуара;
задания на активизацию слухового внимания: поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступления инструментов и т.д.;
создание рисунков и раскрашивание;
движение: ходьба, марширование, подскоки, наклоны, хлопки и т.д.;
инсценирование;
пластическое интонирование;
учебно-игровая деятельность;
игра на музыкальных инструментах;
использование дискуссионного метода ведения урока;
сочинения, рассказы, сказки, как преподавателя, так и обучающихся.
Современные требования к уроку
| |
1.Урок должен быть эффективным, а не эффектным. 2. Материал должен излагаться на научной основе, но в доступной форме. 3. Построение урока должно строго соответствовать теме. 4. Поставленные задачи урока - развивающие, образовательные, воспитывающие должны иметь конечный результат. 5.Ученики должны четко представлять себе, для чего и с какой целью изучают данный материал, где он пригодится им в жизни. 6.На уроке должна создаваться атмосфера сопричастности и интереса учащихся к изучаемому материалу. 7.Добиваться того, чтобы учащиеся сами выдвигали программу поиска знаний, что является высшим уровнем проблемности. 8.В процессе урока необходимо:
9.Логичность, последовательность, умение выделить главное в изученном материале, умение грамотно поставить вопрос, нацелив на вдумчивый ответ. 10. Последовательная постановка целей урока и его этапов. 11. Проверка домашнего задания с установкой на усвоение нового материала (актуализация знаний). 12. Изучение нового материала, начиная с простого, и постепенное его усложнение. 13. Подготовка учащихся к восприятию домашнего задания и готовности его выполнить. 14. Комментирование домашнего задания. 15. Методически правильно использовать наглядность, ТСО и др. 16.Использовать активные формы опроса, позволяющие вовлечь всех учащихся в работу при проверке домашнего задания. 17. Закрепление знаний. 18. Организационный момент. 19. Знание типов, форм, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке. Список научно-методической литературы
23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
|
MULTIMEDIA – поддержка предмета Музыка»
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»;
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО); «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК);
3. Музыкальный класс. ООО «Нью Медиа Дженерейшн»;
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»;
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»;
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП);
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»;
8.Мультимедийная программа «Музыка в цифровом пространстве»;
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»;
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»;
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164;
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/;
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/;
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки»; Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: