Урок на тему "В. Гаршин. Лягушка-путешественница"






Божьева Наталья Григорьевна, учитель начальных классов
Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Гаршиным.
2. Развивать навыки чтения, развивать речь и умение работать с текстом;
способствовать формированию нравственных качеств; формировать систему читательских умений.
3. Развивать речь и умение работать с текстом.
4. Способствовать формированию нравственных качеств; формировать систему читательских умений.
Оборудование:
плакаты с выражением из начала и конца сказки, чертами характера лягушки,
памятка выразительного чтения,
таблицы с речевой разминкой,
карточки с заданиями для групповой работы и индивидуальные карточки для теста.
Ход работы
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка.
- Урок начинаем с речевой разминки, для чёткого и правильного произношения звуков.
- Читайте, выделяя голосом тот слог, на который я указываю.
| А | О | У | Я |
ЛА | ЛО | ЛУ | ЛЯ | |
АМ | ОМ | УМ | ИМ | ЯМ |
III. Актуализация знаний.
- Какие сказки называются литературными? Приведите пример.
- Какие сказки называются народными? Приведите пример.
- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
- Она литературная или народная? Докажите.
- Давайте вспомним, о чём эта сказка.
Краткий пересказ.
IV. Объявление темы урока. Постановка цели.
- Мы продолжим работу со сказкой Гаршина “Лягушка-путешественница”.
- Наша главная задача - определить основную мысль сказки. Для этого проанализируем текст.
V. Основной этап урока.
Работа по учебнику.
1. Правила выразительного чтения.
- Прежде чем мы начнём работать по учебнику, давайте вспомним правила выразительного чтения.
2. Беседа по произведению.
- Как автор относился к героине? Для ответа на этот вопрос, прочтите начало сказки до слов: “…продолжала нежиться”.
(Он её любит, она ему нравится, он ею восхищается).
- Посмотрите на выражения, которые использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке.
НАСЛАЖДАЛАСЬ
КАКАЯ ПРЕКРАСНАЯ
ВОСХИТИТЕЛЬНО
ПРИЯТНО
НЕЖИЛАСЬ
ПРИШЛА В ВОСТОРГ
- Согласны ли с тем, что именно эти выражения характеризуют его хорошее отношение к героине?
3. Знакомство с новыми выражениями.
- Итак, лягушке всё нравилось, она любовалась и восхищалась окружающим миром.
- Сегодня мы познакомимся с новым выражением, которое подходит нашей героине. А находится оно в нашей коробочке- копилке новых слов.
ВОЗВЫШЕННАЯ НАТУРА.
- Как вы понимаете это выражение?
- Так говорят о тех, кто как бы возвышается над другими в своих мыслях, чувствах. Они не похожи на окружающих и только чувствуют окружающий мир.
4.Словарная работа.
На доске записаны слова: осторожный ,любознательный, изобретательный , смелый, честолюбивый, хвастливый.
4. Анализ прочитанного.
- Докажите, глядя на записанные черты характера лягушки, что именно она была именно такой.
Вывод.
Итак, необыкновенная, замечательная лягушка стала путешественницей. Она поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга.
- Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).
- Так ли это? А вы уверены?
- Давайте обратимся к тексту.
Выборочное чтение.
“Хотела послушать, что о ней говорят…”, “…от высоты кружится голова, и я боюсь, вдруг мне сделается дурно…”.
- Так значит, ей вовсе не хотелось хвалиться, она просто боялась, что ей станет плохо. Согласны?
- Докажите, что это не так словами текста.
- Итак, Гаршин даёт нам новую характеристику лягушки:
ХИТРАЯ, ТЩЕСЛАВНАЯ. Главным качеством её было ХВАСТОВСТВО, которое её погубило. Ведь именно оно помешало ей довести до конца хорошо начатое дело. Проблема хвастовства лежит в основе произведения В.М.Гаршина “Лягушка- путешественница.
- Давайте, обратим внимание, как автор изобразил Лягушку в конце сказки.
Чтение от слов: “Это я! Это я! И с эти криком…” до слов: “…на краю деревни”.
- Посмотрите на доску и прочитайте ещё раз. Какими пользовался словами Гаршин в начале сказки.
- А теперь, какими он пользовался в конце.
ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ
БЕДНАЯ СПУТНИЦА
ДРЫГАЛА ВСЕМИ ЛАПАМИ
БУЛТЫХНУЛАСЬ В ВОДУ
- Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине, судя по тому, как он описывает падение?
VI. Проверка понимания прочитанного.
1.Тестирование
- Возьмите карточки для тестирования. Выберите, правильный ответ на вопрос.
- Почему не состоялось путешествие Лягушки?
а) лягушки не умеют летать;
б) прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным;
в) из-за хвастовства, зазнайства лягушки.
2. Работа в группах.
Задания для групп.
Подготовиться к чтению по ролям диалога. От слов “И добрые утки…” до слов: “…Это я!”
Придумайте другой конец сказки, в котором Лягушка не была хвастливой.
Иллюстрирование словами. Представьте, что вы художник. Опишите словами любой эпизод из сказки.
Ответьте на вопрос.
Можно ли считать Лягушку смелой, находчивой, изобретательной, хвастливой?
Можно ли поговорку “Хвастовство наказывает” соотнести со сказкой “Лягушка- путешественница”? Докажите.
VII. Итог урока
- Чему научила вас эта сказка?
(Нельзя хвастаться, т. к. хвастовство мешает совершать хорошие поступки).
Домаш. задание: нарисовать рисунок, подготовиться выразительно читать сказку.
Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме "Правописание безударной гласной в словах"
Божьева Наталья Григорьевна, учитель начальных классов
Цели.
1. Закрепить знания, умения, навыки учащихся по данной теме.
2. Активизировать познавательную деятельность через работу в парах.
3. Пробуждать интерес к русскому языку, используя занимательные задания и игровые моменты.
4. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
5. Воспитывать любовь к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Запишите дату.
- Улыбнитесь солнышку!
II. Чистописание.
- Какие звуки обозначают буквы Ф, м.
- Напишите эти буквы.
- Запишите пословицу: “Февраль с метелью, март с капелью”.
- Почему так говорят?
III. Закрепление пройденного.
- Послушайте музыку Чайковского и настройтесь на дальнейшую работу.
(Дети закрывают глаза и слушают музыку).
- Какое настроение вызвала музыка Чайковского?
- Послушайте стихотворение А. С. Пушкина:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- О чём это стихотворение?
(Это стихотворение о природе.)
- Скажите, любите ли вы природу и охраняете ли её? – Расскажите, как?
- Прочитайте, что пишет поэт о снеге?
(Снег лежит блестя, на солнце, великолепными коврами.)
- Каким словом можно заменить слово “великолепными”?
(Замечательными, сказочными…)
IV. Изучение новой темы.
Сегодня мы будем работать под девизом: “Люби и охраняй природу”.
- Ведь на уроках русского языка мы очень часто работаем со словами, связанными с предметами живой и неживой природы.
- Сейчас давайте совершим путешествие на вертолёте, но, чтобы мы услышали, что наш вертолёт готов к взлёту, запишите слово вертолёт в звуковой домик.
(Дети пишут в тетради транскрипцию к слову вертолёт):
[в' э, р, т, о, л', о, т].
(Один ученик пишет на доске).
- Скажите, ребята, в каких словах безударная гласная не проверяется? (В словах из словаря)
Вертолёт доставит нас до цветочной поляны, но только тот сможет поиграть на ней, кто справится с заданием, ведь на поляне нет посадочной площадки.
Но у нас есть парашюты. (На парашютах написаны гласные). Нужный парашют приземляется в словарном слове).
V. Картинный диктант.
- Запишите слова в тетрадь.
(Лопата, девочка, корова, пальто, заяц, медведь, ученица, посуда, учитель, ребята.).
- Какие из этих слов можно объединить в одну группу?
- Проверьте друг у друга, правильно ли написали?
(Учитель открывает словарные слова, которые записаны на доске. Дети меняются тетрадями и проверяют работы друг у друга).
- В каких словах пишутся безударные гласные? (- В словах из словаря.)
- Приземлились удачно. Мы с вами на цветочной поляне.
На поляне цветиков – семицветиков, но цветы ещё не все распустились.
Лепестки быстрее распустятся, если вы правильно сделаете задание.
VI. Продолжение изучения новой темы.
(Ученики берут лепестки от цветика – семицветика и работают за партой, помогая слабым учащимся).
I группа. | Ц.на, м.сты, ск.ла. |
II группа. | В.сна, с.ва, стр.ла. |
III группа. | Н.ра, кр.я, д.жди. |
IV группа. | В.дро, м.ря, тр.ва. |
(Проверка с сигнальными индивидуальными карточками безударных гласных).
- С одним из слов составьте предложение про лес.
- Посмотрите, как красиво на нашей поляне!
- Около поляны растёт лес, а знаете, что растёт в лесу?
- Послушайте загадку Старичка-Лесовичка: “Стоит Антошка на одной ножке”.
VII. Закрепление нового материала.
- Для вас Старичок-Лесовичок приготовил лесные подарки, каждому по грибочку.
- Нужно взять только тот гриб, который ты видел у нас в лесу летом.
(Учитель открывает “лес” с грибочками. Дети подходят и выбирают съедобные грибы).
- На грибке написано задание, которое вы должны сделать побыстрее. Ведь у Старичка-Лесовичка ещё много дел в лесу.
(Задание на грибке: - Зачеркни ненужные буквы).
Слова: гр.за (а, о), пч.ла (е, и), с.сна (а, о), ст.ляр (о, а),
скв.рец (а, о), д.ла (и, е), п.руса (о,а), д.ма (а,о), дл.на (и,е).
VIII. Итог урока.
- Чему научились на уроке хорошо?
- Какие этапы урока больше понравились?
- Хотели бы вы ещё встретиться со Старичком-Лесовичком?
- Какие задания вы бы хотели, чтобы он вам приготовил?
IX. Домашнее задание.
- Попробуйте записать пять слов с безударной гласной и подобрать к ним проверочные слова.
(В класс заходит ученик в костюме Старичка-Лесовичка и дарит ребятам цветочки с призывом: “Береги природу – она твой друг!”)
Наглядность к уроку:
Вертолёт.
Парашюты.
Цветик-семицветик.
Старичок-Лесовичок.
Грибочки.
Сигнальные карточки с безударными гласными.
Цветочки.
Урок русского языка, 2-й класс, по теме "Непроизносимые согласные в корне"
Божьева Наталья Григорьевна, учитель начальных классов
Цели:
- знакомство с новой корневой орфограммой «непроизносимые согласные»;
- дальнейшее развитие умения детей сравнивать, наблюдать, делать выводы, обобщать;
- формирование интереса к родному языку;
- побуждение детей к чтению коми литературы;
- воспитание умения сотрудничать на уроке.
Оборудование:
изображение «горы знаний»;
карточки со звуками, словами, словосочетаниями;
наборное поле с ответами;
разрезные карточки-пазлы для каждого ученика
1. Актуализация знаний учащихся.
Я предлагаю вам пойти
Со мною в путь дорогу,
А до вершин горы дойти
Осталось нам немного.
Сегодня снова на пути
Открытия нас ждут,
А знанья, дружба, память, ум
К победе приведут.
(изображена гора знаний, по которой будем подниматься в течение урока)
2. Постановка проблемной ситуации и ее разрешение.
- Дети, вы сегодня готовы совершить открытия? Приступим к работе.
На доске слова:
река, наездник, мосты;
солнце, корабль, дорога;
плот, круг, радостный.
- Какое задание вы хотели бы выполнить с этими словами? (мнения учащихся)
- Прочитайте слова. В каждой строчке найдите «третье лишнее» слово. Почему?
- Что общего в способе проверки безударного гласного и парного согласного? (звук ставим в сильную позицию). Какие знания вам помогли? Слова постепенно вывешиваются на доску (наездник, солнце, радостный).
Продолжаем уверенно подниматься по « горе знаний».
- Давайте вернемся к нашим «лишним» словам. Прочитайте слова так, как они написаны.
наездник
солнце
радостный
- Откройте тетради. Запишите число. Правильно спишите эти слова.
3. Физминутка.
- Произнесите эти слова (хором).
- Вы произнесли эти слова так, как они пишутся. Но по нормам литературного произношения эти слова звучат немного иначе. Попробуйте произнести ( по одному). Произнесите теперь друг другу. Что заметили? (звук не произносится).
Интересно получается, звуки не произносятся, а буквы пишутся. Какой вывод можно сделать о количестве звуков и букв? Вы в этом убедились на примерах.
- Дайте общее название буквам, которые не произносятся. (непроизносимые)
Давайте определимся с темой урока.
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ (открываем запись)
- Какая задача стоит перед нами? (научимся находить слова с непроизносимой согласной, писать эти слова, развивать речь…)
- Докажите, что слова записаны правильно?
- Какой звук не произносится в этом слове (наездник)? ([д]). Проверим.
- Что можно сказать? Поставим звук в сильную позицию. Какое условие соблюдаем при подборе слова?
- Четко произносим этот согласный звук. Он в сильной позиции.
Аналогично, с другими словами.
- В слове солнце я считаю, что количество букв больше , чем звуков. Вы согласны с моим утверждением? ( запись на доске: б.> зв., б=зв., б.<зв.)
Как приветствуют военных? Какой там непроизносимый согласный?
Постепенно на доске появляется запись:
[ д ]
[ в ]
[ т ]
[ л ]
- Вот эти звуки бывают непроизносимыми согласными.
- Молодцы. Опять поднимаемся к горе знаний.
- Итак, вы смогли доказать правильность написания непроизносимых согласных ?
- Давайте посмотрим, что нам говорит об этом учебник с.86.
- Да, иногда согласные играют с нами в прятки.
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
- А что для этого надо сделать?
- Что еще нового узнали из правила?
4. Домашнее задание.
- А дома вы поразмышляйте, что общего в звуко-буквенном составе данных групп слов в упражнении 194.
5. Физминутка.
6. Первичное закрепление. Словарно-орфографическая работа.
- Но в русском языке есть небольшая группа слов с непроизносимыми согласными, которые не проверяются. Эти слова нужно запомнить. Найдите в учебнике и прочитайте их как пишутся.
Закройте глазки, представьте, как пишутся эти слова. Я записываю…(в уме)
Какое слово я не написала? Молодцы. Вы каждый определите глазками, на каком уровне вы находитесь на «горе знаний».
- Вы хотите поиграть?
Перед вами наборное поле с ответами. У вас должна получиться иллюстрация. Но она получится в том случае, если вы правильно определите на карточках в словах пропущенные буквы и положите на нужный прямоугольник.
хвас.ливая л.са | доброе сер.це | почу.ствовал плутовку |
яркое со.нце | с.астливый заяц | Здра.ствуйте, л.сята |
поез.ка на пл.ту | хлес.нул веткой | грус.ное настроение |
|
|
т и | д | в |
л | ч | в и |
д о | т | т о |

7. Творческая работа.
- Иллюстрацию какой сказки вы видите? (Коми народная сказка «Лиса и заяц». Приложение 1) .
- Если у вас получилось, значит, все правильно определили букву непроизносимого согласного. - Вспомним содержание сказки.
- Что дает нам чтение сказок? (удовольствие, доносит опыт тех, кто до нас жил, фантазировал, учит различать, что такое хорошо, что такое плохо…)
- Я желаю вам еще открыть для себя коми сказки.
- Перед вами некоторые словосочетания, с которыми вы работали. Внимательно посмотрите на слова с непроизносимыми согласными и разделите их на две группы. По какому признаку?
ХВАСТЛИВАЯ ЛИСА
СЧАСТЛИВЫЙ ЗАЯЦ
УБЕЖАТЬ В ЛЕС
ПОПЛЫТЬ НА ПЛОТ ПО ВЫЧЕГДА
- Итак, главные герои этой сказки…(лиса и заяц).
- Предложите задание со словосочетаниями.
- Измените формы слов так, чтобы получились предложения. Запишите, отметьте орфограммы.
8. Итог. Рефлексия.
- Итак, какое открытие мы сделали?
- Оказывается, есть слова, в которых согласные не произносятся, но пишутся. И мы учились проверять такие слова.
- Открытие совершили. Но это только начало. Как вы думаете, все получилось? (мнения учеников).
- Давайте посмотрим, насколько близко каждый из вас подобрался к вершине горы. Оцените сами себя.
Спасибо за урок.
Конспект урока математики во 2 классе
Тема урока: Сложение и вычитание в пределах 100.
Форма урока: Игра-путешествие.
Цели урока | 1.Закрепление вычислительных умений и навыков сложения и вычитания в пределах 100 |
| 2.Развитие внимания, мышления, памяти |
| 3.Воспитывать интерес к математике, чувство ответственности, самостоятельность |
Оборудование: «старинная» карта, АРМ учителя, фонограмма с записью шума моря и крика чаек.
Ход урока:
Учитель: Сегодня на уроке математики вы закрепите материал, изученный ранее.
(Вбегает ученик старшего класса, одетый в пирата)
Пират: Помогите! Помогите! За мной охотится сам капитан Флинт! И всё из-за этой старинной карты. Заберите её. Не нужны мне эти сокровища! (бросает карту, убегает).
Учитель: Ребята, вы хотите отправиться в путешествие за сокровищами? Путешествие далёкое, интересное, но опасное, поэтому с собой берём самых смелых, находчивых, сообразительных математиков. А есть ли среди вас такие? Это мы проверим, когда вы выполните три задания.
1.Слушайте внимательно! Я называю числа:
15, 18, 20, 3, 45, 37.
Вопросы учителя | Ответы учеников |
Определите лишнее число | 3 |
Почему число 3 лишнее? | Число 3-однозначное. Остальные -двузначные. |
Увеличьте однозначное число на 10. Сколько стало? | 13 |
Какое это число? | Двузначное. |
Так как получить из однозначного числа двузначное? | Прибавить десяток. |
Далее урок проходит с использованием презентации.
2.Игра «Найди слагаемое» (на слайдах)
16
8
?
6
?
9
?
14
18
3.Круговые примеры. ( на слайде)
Учитель: Молодцы! Вы все хорошо справились с заданиями и можете отправляться в путешествие. Вот наш корабль. (слайд с изображением корабля). Смело поднимайтесь на него! Итак, в путь!
Наш корабль подходит к острову попугаев!
Вас встречает говорящий попугай Гоша. (на слайде большой красивый попугай). Он интересуется, сможете ли вы расставить в примерах нужные знаки. ( примеры на слайде)
36*4*8=32
72*6*40=38
63*7*23=93
Гоша хвалит детей за успехи и прощается с ними.
А мы с вами продолжаем наше путешествие. Смотрим на карту, куда теперь держать путь? Правильно, на остров Обезьян. А вот и сама хозяйка этого острова. (слайд с крупной обезьяной)
Эта умная обезьяна приготовила вам хитрые примеры (примеры на слайде):
74-50=16 70-50=24
70-54=24 74-54=2
Вопросы учителя | Ответы учеников |
В чём хитрость этих примеров? | В первых примерах столбиков вычитаем 5 десятков, а во вторых примерах 5 десятков и 4 единицы. |
Правильно ли обезьяна их решила? | Нет. |
Какую ошибку в вычислении она допустила? | Дети подробно объясняют решение каждого примера. |
Учитель: Вы хорошо справились с заданием, но главная обезьяна не хочет вас отпускать. Она требует проведения физминутки. ( на слайде)
Руки вверх подняли:
В воздухе лианы.
Высоко подпрыгнем,
Будто обезьяны.
Вместе покривляемся
И опять поскачем.
За уши ухватимся,
Прыгаем, как мячик.
Учитель: Обезьяна довольна, она отпускает нас с острова.
Смотрим на карту - впереди остров Добрых Слонов. (слайд с изображением семьи слонов)
Маленький слонёнок давно ждёт гостей.
Он учится в школе зверей и никак не может справиться с домашним заданием. Вот его примеры (на слайде):
80-?=37 96-?=46
60-?=45 73-?=33
Вопросы учителя | Ответы детей |
Кто готов решить за слонёнка примеры? | Все дети проявляют желание. |
А вы правильно поступаете? Значит, за вас тоже кто-то выполняет домашнюю работу? | Нет. Нет. |
Что надо сделать? | Объяснить, но не решать. |
А теперь объясните слонёнку, как надо решать примеры. | Объяснение детей. |
Учитель: Попрощаемся со слонёнком и снова в путь!
Наконец, мы доплыли до необитаемого острова Сокровищ!
Но что мы слышим? Стрельба, крики. Наш корабль захватили кровожадные пираты! (слайд с изображением пиратского корабля и пиратов)
Ой, что это? На палубе вода! Кто-то из пиратов всё-таки успел пробить наш корабль. Ищите пробоины! Быстро решайте примеры.
(примеры на слайде)
64+3-30=37
7+53-9=41
86-60+4=18
58+7-20=45
Учитель: Пробоины найдены. Ответы верны.
А вот и сундук с сокровищами .
Что же в нём? (слайд с пословицей) Прочитайте хором!
Знание - вот лучшее богатство.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные, знающие.
Уроки 22, 23. Закрепление пройденного материала. Проверка знаний. |
Уроки строятся по усмотрению учителя. Первый из них например можно начать с краткой беседы: 12 декабря — День Конституции России. Конституция России — Основной Закон, по которому живет наша страна. Подбирая материал по закреплению знаний таблицы сложения и умений решать задачи изученных видов, учитель может использовать все (или некоторые) упражнения со сстраниц 24 — 25. Упражнение 1 дети выполняют самостоятельно с последующим объяснением выбора действия. Упражнение 2 дается по частям. Сначала составляют примеры с одним ответом, затем с другим и т. д. Можно провести соревнование, кто больше составит примеров. В упражнении 3 сначала разбирают образец, выясняют, как получены второй и третий примеры из первого, затем дети работают самостоятельно. Упражнение 4 выполняют по частям. Сначала выписывают примеры с одним ответом,' затем с другим и т. д. Для того чтобы легче было выбирать примеры, они разбиты на 2 группы: 1) и 2). Сначала выполняются задания с одной группой примеров, а затем с другой. К этому упражнению можно давать и другие задания (смотри задания к упражнению 1 на странице 10 учебника). Упражнение 5 дети выполняют самостоятельно в тетради. Предварительно учитель объясняет, что около каждого ответа нужно записать соответствующую этому числу букву из таблицы. Если все примеры будут решены правильно, то выписанные буквы составят определенную фразу. Затем учитель говорит, как составить примеры, чтобы по ответам можно было прочитать указанные слова. К каждой букве слова нужно составить такой пример на сложение или вычитание, в ответе которого получается число, соответствующее по таблице этой букве. Например, для буквы «с» нужно составить пример с ответом 17 (смотри таблицу): 8 + 9 или 18 — 1 и т. п. Упражнение 6 выполняют устно. Дети называют все случаи состава данных чисел. На уроке 22 нужно провести самостоятельную проверочную работу. Дети списывают примеры с доски и решают их. Это лучше сделать в начале урока. I вариант II вариант 8 + 3 6 + 6 9 + 3 2 + 9 7 + 8 5 + 9 6 + 9 7 + 7 4 + 9 3 + 8 5 + 8 4 + 8 9 + 5 2 + 9 8 + 7 3 + 9 На уроке 23 ученикам, сделавшим ошибки в проверочной работе, нужно уделить особое внимание. |
Урок математики во 2-м классе "Таблица умножения и деления на 4"
Божьева Наталья Григорьевна, учитель начальных классов
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цель: знакомство учащихся с таблицей умножения и деления на 4.
Задачи:
Познакомить с таблицей умножения и деления на 4.
Закрепить навыки решения уравнений вида: а : х = в, ах в = с, х :а =в.
Повторить и закрепить взаимосвязь между умножением и делением.
Способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, развивать логическое мышление.
Воспитывать умение работать в коллективе, дружбу и взаимопомощь.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, наблюдательность.
Оборудование:
девиз урока, карта этапов урока, флажки;
карточки с названием (гора Успеха, гора Рассуждений, гора Объяснений, гора Играй-ка);
карточки с вопросительным / восклицательным знаком;
карточки эмоций.
учебник “Математика” И.И. Аргинская
Ход урока
Организационный момент:
Ну-ка, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка...
Проверили? Вот здорово!
К уроку все готово!
Девиз урока: “В математику тропинки одолеем без запинки”
Актуализация знаний:
Сегодня урок у нас будет необычный. Мы отправимся в путешествие.
Ребята, а как называют людей, которые путешествуют по горам? Поднимаются на горные вершины? (Альпинисты или скалолазы). Альпинисты поднимаются на самые высокие вершины. Сегодня мы с вами побываем в роли альпинистов, которые покоряют вершины гор. А что нам нужно взять в путешествие? (Компас, рюкзак ,веревку, а самое главное –карту, по которой мы будем ориентироваться). Поможет нам в этом Карта. Все мы дружно должны одолеть весь путь и добраться до вершины горы. А название этой горы вы узнаете, если решите примеры на умножение и деление, а ответы расставьте в таблицу в порядке возрастания. Работать будете в паре. (Карточки)
0х4=0-г | 4х3=12-а | 10х2=20-с |
2х8=16-у | 8х3=24-п | 36х1=36-а |
2х2=4-о 4х2=8-р | 32: 1=32-х | 28х1=28-е |
| | | | | | | | | |
0 | 4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | 36 |
- Что у вас получилось? (Гора Успеха). Молодцы! Я желаю вам взобраться вам на эту гору Успеха, для этого нужно быть внимательными и дружными, быстро и правильно выполнять задания.
- Вы быстро разгадали секрет 1 горы, поэтому я прикреплю флажок! Идем дальше.
Постановка проблемы:
Откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишите тот ряд чисел, который у вас получился.
- Что интересного вы заметили? (0,4,8,12,16,20,24,28,32,36)
-Увеличивается каждое следующее число на 4.
- Как записать это в виде буквенного выражения? (а+4)
-Молодцы!
Чтобы подняться на гору Рассуждений, надо выполнить следующее задание. Приготовьте веера. Я буду быстро диктовать примеры, а вы должны быстро показывать мне ответ.
5х2=10 18:3=6 3х7=21 | 2х8=16 10:2=5 18:2=9 | 2х6 =12 4х4=16 28:4=7 |
- Какие примеры вызвали у вас затруднения? Почему? (Мы еще не знаем таблицу умножения и деления на 4)
- Какая тема сегодняшнего урока?
- Сегодня мы составим таблицу умножения и деления на 4, чтобы научиться быстро решать примеры. Вы покорили и эту гору, поэтому прикрепим флажок. Идем дальше.
Открытие нового знания и первичное закрепление.
Мы подошли к горе Объяснений.
Откройте учебник на странице 12. Заполним 1 столбик. Почему таблица умножения начинается не с умножения на 1, а с умножения на 4? (Т.т предыдущие случаи мы уже изучили)
Какая закономерность? (Числа 16,20,24,28,32,36 - кратны 4 и увеличиваются на 4) 4х4=16, 4х5=20 и т.д.
А теперь по строчкам заполним, проговаривая:
4х4=24, поэтому 6х4=24 – от перестановки множителей произведение не меняется.
26:6=4 и 26:4=6 – если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.
Как изменится произведение с увеличением одного из множителя? (На 4)
Что происходит с частным, если делимое увеличивается? Последние 2 строчки самостоятельно.
Молодцы! Вы преодолели и гору Объяснений. Я думаю, что можно прикрепить флажок.
Физминутка.
Повторение изученного или работа над пройденным материалом.
Теперь мы подошли к горе Играй-ка. Поиграем в игру “Мозговой тренажер”. Кто больше решит уравнений за 3 минуты.
4хХ=16 | 5хХ=20 | 28:Х=7 | 24:Х=6 |
- Итак, время пошло.
- Молодцы! Кто решил 4 уравнения? 3? 2?
- Вы быстро одолели и эту гору, поэтому прикреплю флажок. Продолжим путешествие и подходим к горе Задачкино - № 4. (1в.-А 2в.- Б)
Обсудите в парах, что интересного вы заметили?
Сделайте вывод: Числа одинаковые и решение тоже.
Ответ тоже А) 50-8х4=18(стр.); Б) 50-8х4=18 (стр.)
Выполнив задание на правило о порядке действий, вы узнаете слово, которое здесь зашифровано. Не меняйте последовательность записи выражений.
100 – (60 + 24) = 16 (70 + 25) – 90 = 5 60 -( 80 – 37) = 17 | 70 – (50 – 6) = 26 9 + 7 – 8 = 8 9 – 4 + 7 = 12 |
Код для расшифровки
17 – н 8 – ц 16 – у | 5 – м 26 – и 12 – ы |
- Умницы! Гору Задачкино вы тоже преодолели дружно и вот наконец, мы пришли к горе Успеха. А наградой смельчакам будет такое стихотворение :
Итог урока:
Дважды два всегда четыре!
Самые умные дети вы в мире!
А одиножды один
Это сколько?
-Единица?
Вот что значит не лениться
Вот каких успехов можно
В математике добиться
Ну …с, пора оценку дать
Раз, два, три, четыре…
Пять!
-На уроке вы дружно работали. Что было главным? Интересным? Следовали мы девизу урока?
Если вы довольны своей деятельностью, то нарисуйте улыбку.
Если вы трудились, но не очень довольны своей работой, то нарисуйте грусть.
Домашнее задание: составить задачу, которая решается также как № 4.
Урок окончен. Спасибо за урок.
Урок развития речи. Обучающее сочинение-описание на тему: "Весна! Весна! И все ей рады…"
Божьева Наталья Григорьевна, учитель начальных классов
Цели:
1. учить составлять текст художественного стиля;
2. закреплять на практике умение использовать литературный прием
“олицетворение” при написании сочинения;
3. развивать эмоциональную сторону речи учащихся;
4. развивать интерес к родному языку.
Оборудование: репродукции с картин А.К. Саврасова “Грачи прилетели” и
В.К. Бялыницкого-Бирдли “Калужница зацвела”, плакат “Схема
построения описания”, изображение героев из книги Н.Носова
“Незнайка и его друзья”: Цветик, Знайка.
I. Организационный момент.
Солнце красное пригрело.
Отзвенели капели.
Май листочками шепчет.
Ну, а мы тихо сели.
II. Активизация познавательной деятельности учащихся.
а) Вступительное слово учителя.
- Весна давно вступила в свои права. И как она хороша!
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет.
Тёплый дождь, сверканье вод -
Вас назвавши, что прибавить?
Жизнь души, весны приход!
- Так писал об этом времени года поэт Жуковский. “Жизнью души” называет он весну. Действительно, когда всё пробуждается, покрываются зеленью нивы, то есть поля с озимой пшеницы, когда всё согрето ласковыми лучами солнца, во многих сердцах просыпаются светлые чувства. Недаром о весне создано много стихов, написано немало рассказов и картин.
б) Работа по картинам.
- Взгляните на картину Саврасова “Грачи прилетели”.
- Ранняя или поздняя весна изображена на ней? Обратите внимание, ещё не весь снег стаял, но как насыщена картина ярким светом. От неё так и веет талым снегом. Кажется, вот-вот услышишь деловитые крики грачей, обустраивающих свои гнёзда.
А вот картина художника Бялыницкого-Бирдли. Сколько света! Робкая зелень проглядывает на солнцепёке. Ещё чуть–чуть и зеленая дымка дальнего леса превратится в чудесный изумрудный наряд. Уж не этот ли уголок природы наблюдал великий писатель Н. Гоголь, когда создавал этюд “Картина весны”.
Зачитывается отрывок из кн. “Цветы лета”. Изд. “Детская литература”. М., 1975 г., стр. 4-5.
- Как точно и ярко нарисовал писатель эту картину весны, но в его руках ожили не краски. С помощью чего же изобразил Гоголь весну? (С помощью великого русского слова).
в) Упражнения в сравнении и анализе стилей текстов.
Наступила весна. Солнце прогрело почву. Распустились цветы на лугах. Появились листья на деревьях. | Ах! Весна! Глаза фиалок Из травы глядят давно. Старый клён зеленой лапкой Постучал в моё окно. |
- Эти тексты написали два друга, герои книги Носова “Незнайка и его друзья”: ученый–исследователь Знайка и поэт Цветик. Сравните эти тексты, пользуясь памяткой.
1. Тема текста. 2. Вид текста. 3. Цель текста. 4. Стиль текста |
- Какова же цель первого текста? (Перечислить точные, научные приметы весны).
- В каких случаях пишут такие тексты? (На уроках природоведения пишут отчеты о погоде, о весенних изменениях в природе.)
- Дети зачитывают образцы делового текста из тетради по природоведению.
- Какова цель второго текста? (Красочно, словами нарисовать картину весны).
Вывод: первый текст называется деловым, второй художественным.
г) Ознакомление с новым термином.
В дальнейшей беседе выясняем, кто из героев какой текст мог написать, и как ребята об этом догадались. Уточняем, какой приём использовал поэт Цветик для более выразительного описания растений. (Олицетворение).
По книге “Практическое пособие по развитию речи” Нефёдовой и Узоровой даю определение олицетворения.
Олицетворение – наделение явлений или предметов неживой природы качествами человека (речью, смехом, мыслями, переживаниями).
Затем предлагаю ребятам прочесть известные им стихи о весне и коллективно отыскать места, где использован приём олицетворение.
III. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем учиться создавать художественный текст – описание о весне. Попробуем сделать это так, чтобы читатель был вместе с нами рад приходу весны.
IV. Подготовительная работа к написанию сочинения.
а) Коллективно уточняем, что такое текст-описание.
Знакомимся со схемой построения описания.
Схема построения описания. 1. Представление объекта речи. 2. Наиболее характерные признаки объекта речи. 3. Оценка объекта речи. |
- Что же будет сегодня нашим объектом речи? (Весна) Запишем это слово с комментированием.
б) Упражнение в выборе признаков объекта речи.
- Выберите из данных признаков весны наиболее характерные для мая. Запишите эти слова в столбик.
Весна, лужи, сосульки, солнце, цветы, проталины, листья.
Прошу зачитать подобранные дома прилагательные, характеризующие некоторые весенние признаки. Отбираем лучшие.
Например:
Весна – ликующая, весёлая.
Солнце – доброе, ласковое.
Цветы – робкие, первые, нежные, душистые, чудесные.
Листья – изумрудные, молодые.
Прилагательные записываем с комментированием.
в) Упражнение в применении приёма олицетворение.
- Попробуем “оживить” приметы весны, придать им свойства, присущие человеку. В этом нам помогут глаголы. Выберете из написанных на доске глаголов те, которые “оживят” наш текст.
Весна – пришла, наступила, началась.
Солнце – согрело, приласкало, осветило, разбудило.
Цветы – распустились, разбежались (по лугу), улыбнулись.
Листья – шумят, шепчутся, шелестят, машут (ладошками).
- Есть ли свои идеи?
Запись глаголов с комментированием.
г) Упражнение в корректировке текста.
- Есть такая пословица “Поспешишь – людей насмешишь”. Так случилось и с Незнайкой. Он тоже написал текст о весне и поспешил.
Горячо припекает горячее солнце.
Зазеленела зеленая зелень.
Поражает наш взгляд нежная нежность цветов.
Кругом красивая красота!
Коллективно редактируем текст.
V. Физминутка.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
VI. Работа по составлению текста.
а) Называем тему будущего текста и подбираем к нему название.
б) Представляем объект описания, используя олицетворение. Выбираем наиболее удачный вариант, редактируем.
Аналогичная работа проводится с описанием каждого выбранного признака весны.
в) Работа над концовкой текста.
Напоминаю этюд Николая Гоголя “Картина весны”. (Отрывок из второго тома поэмы “Мёртвые души”) Выясняем, почему так много восклицательных предложений в конце текста (Автор выражает своё душевное состояние) Прошу попробовать выразить своё душевное состояние, своё восхищение весной с помощью восклицательного предложения. Редактируем.
VII. Работа над корректировкой готового текста.
а) Первое прочтение текста в полголоса с заданием: проверьте, нет ли лишнего в тексте.
б) Второе чтение с заданием: определите, нет ли повторов, если есть, замените неудачное слово синонимом.
в) Третье чтение с заданием: проверьте написание орфограмм.
VIII. Оценка составленного текста и подведение итогов.
- Есть ли желающие поделиться с нами своим творческим трудом? (Заслушиваем 3-4 работы. Коллективно оцениваем.)
- Сегодня на уроке мы сумели красочно, эмоционально изобразить весну, используя великий, могучий, родной русский язык.
IX.. Выставление и комментирование отметок.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: