Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе тема :,, иррациональные уравнения,, Цели урока
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА В 11 КЛАССЕ
Цели урока :
обучающая - ввести понятие иррационального уравнения;
- показать способы решения;
развивающая - создание проблемной ситуации при решении иррациональных уравнений
при наличии посторонних корней и выработка умения у учащихся
самостоятельно определять способы решения уравнений;
- развитие алгебраической ,,зоркости,, ;
воспитательная - развитие у учащихся грамотной устной и письменной
математической речи;
- добиться осознанного восприятия темы, заинтересовать поиском
нестандартных решений ( метод ,,пристального взгляда,, )
Дидактическое оснащение урока : кодоскоп, кодопозитивы, учебник ,,Алгебра и
начала анализа 10-11,, под ред А.Н.Колмогорова, переносные
доски, карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Французский писатель Анатоль Франс заметил, что ,,учиться надо весело. Чтобы переваривать знания , надо поглощать их с аппетитом,, Последуем совету писателя : будем на уроке активны, внимательны, будем ,,поглощать,, знания с большим желанием, ведь все новые знания, полученные сегодня, пригодятся нам завтра.
Тема урока : ,,Иррациональные уравнения,, Перед вами стоит задача : научиться решать новый для вас вид уравнений, научиться самостоятельно определять метод их решений.
2. Устный опрос.
Проводится в форме фронтальной работы с классом.
1) Устные упражнения по пройденному материалу – повторение свойств корней п-ой степени
| Кодопозитив 1 Найти значение выражения: |
| Кодопозитив 2 Вынесите множители за знак корня ( х |
| Кодопозитив 3 Внесите множитель под знак корня ( х 3 |
| Кодопозитив 4 Как избавиться от иррациональности в знаменателе ? |
2) Арифметическая разминка .
Задания выполняются учащимися на переносной доске и в тетрадях.( Задание б) - проблемная ситуация : учащиеся должны догадаться и увидеть ,,спрятавшиеся формулы сокращенного умножения под знаками радикалов)
Упростить : а)
3. Изучение нового материала.
3*Фронтальный опрос - переходный мостик от ранее изученного к новому:
* Что такое уравнение ?
* Что называется корнем уравнения ?
* Какие уравнения называются равносильными ?
* Что значит решить уравнение ?
* Какие виды уравнений вы знаете ?
( на переносной доске написан ряд уравнений – определить их вид )
3х – 2(5х + 4 ) = 17 ; 2
3** Определение: Уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня, называются иррациональными.
Решение иррационального уравнения п-ой степени сводится к переходу от иррационального уравнения к рациональному путем возведения в п –ую степень обеих частей уравнения.
Схема перехода :
3***Решение иррациональных уравнений. Учитель дает образец оформления решения на доске, учащиеся делают записи в тетрадях. (опорные вопросы , комментарии учителя этапов решения)
1.
2.
3.
4.
Иногда рациональнее решать иррациональное уравнение, определив ОДЗ, используя равносильные переходы.
5.
6.
7.
4.Закрепление изученного материала
4* Решение уравнений из учебника №№ 418б, 419а, 420а.( трое учащихся решают на переносных досках, остальные решают самостоятельно в тетрадях. Проверка решений.
4**Итоги урока (фронтальный опрос)
- Какие уравнения называются иррациональными ? ( уравнения, содержащие неизвестное под знаком корня )
| Кодопозитив 5 Какие из уравнений являются иррациональными ? 1) |
| Кодопозитив 6 Является ли число |
- Основной способ решения иррациональных уравнений ( возведение в степень )
- О чем надо помнить при решении иррациональных уравнений данным способом ? ( о необходимости сделать проверку корней , т.к. появляются посторонние корни)
- Каким еще можно решить способом ? ( найти ОДЗ и осуществить равносильные переходы )
5. Рубрика - это интересно. А ряд иррациональных уравнений можно решить методом ,,пристального взгляда,, суть которого заключается в очевидности корней или их явного отсутствия по причине разногласия с ОДЗ. Например :
| Кодопозитив 7* 1. 2. 3. 4. 5. | Кодопозитив 7 6. 7. 8. 9. 10. |
5* Развиваем алгебраическую зоркость. На переносной доске записаны решения иррациональных уравнений, в которых допущены ,,стандартные,, ошибки. Найти их.
| 1. Решить уравнение : Решение : Ответ : 1 | Ошибка. Ученик возвел в квадрат формально. На области Ответ : нет решений. |
| 2. Решить уравнение : Решение : | Ошибка. -5 - посторонний корень Ответ : 3 |
| 3. Решить уравнение : Решение : х Т.к. | Ошибка. Ученик не оценил Ответ : 0,5 |
6. Домашнее задание : №№ 418-420 (в.г) ( учитель комментирует каждое задание )
страница 1
скачать
Другие похожие работы: