Урок Введение в историю Древнего мира
Урок 12. Военные походы фараонов
Цели: подвести учащихся к пониманию причин последствий характера военных походов фараонов Древнего Египта; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, распознавать интересы различных общественных групп, использовать документы как источник знаний.
Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Жизнь
египетского вельможи»
1. Подготовка устного ответа по карточке №11.
КАРТОЧКА № 11 Сравни условия жизни землевладельцев, ремесленников и вельмож. Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Примерный ответ учащегося
В Древнем Египте существовало очень много разных ремесел: горшечники, строители, ткачи, медники. Люди, которые занимались изготовлением чего-либо, назывались ремесленниками. Все они жили в простых жилищах. Вельможа помогал фараону. Носил его сандалии, мог судить людей, подавлять восстания. Он был богатым человеком.
Таким образом, вельможи и простые ремесленники жили в разных условиях. Одни (ремесленники и земледельцы) содержали других - вельмож и фараонов.
Индивидуальная работа по карточкам.
Задача № 1 (письменно; 3 человека). В поучении отец наставляет сына: «Обрати свое сердце к книгам. Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будет там нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей. Смотри: нет должности, где нет начальника. Только у писца нет начальника, он сам начальник над другими людьми».
Чему учит отец сына? Как, по его мнению, можно стать писцом? Почему должность писца в Египте считалась очень почетной? (Должность писца была очень популярна в Древнем Египте, так как писец вел учет налогов, которые должны были сдавать в казну простые египтяне. Он был помощником вельмож и фараонов.)
Задача № 2 (письменно; 3 человека). Прочитайте отрывок из стихотворения В. Брюсова «Египетский раб» и ответьте на вопросы.
Я - раб царя. С восхода до заката Среди других свершаю тяжкий труд. И кус гнилой - единственная плата За стон, за пот, за тысячи минут. Я - раб царя, и жребий мой безвестен; Как тень зари исчезну без следа. Меня с земли судьба сотрет, как плесень; Но след не минет скорбного труда, И простоит близ озера Мерида Века веков святая пирамида.
О чем идет речь в этом стихотворении? Что прославлял его автор? Какие мысли и чувства вызывают у вас эти строки? (Автор прославляет труд простого человека, который строит такие памятники, которые будут стоять века.)
Дискуссия с классом.
Вот какие советы давали в Египте начинающим чиновникам: «Если ты сидишь за столом у того, кто выше тебя по должности, то бери, когда тебе дают то, что лежит перед тобой. Не смотри на то, что лежит перед ним, как он не смотрит на то, что лежит перед тобой. Опускай лицо вниз, когда он тебя приветствует. Смейся, когда он смеется. Это приятно его сердцу. Гни свою спину перед начальником. .. И тогда в твоем доме будет богатство... Не сиди, если перед тобой стоит тот, кто старше тебя или выше по должности».
- Подумайте, какими качествами должен обладать чиновник в Египте? Каково твое мнение о подобных советах? Могут ли они быть актуальными сегодня? (Человек должен уметь выслуживаться, угождать своему господину, быть терпеливым и тогда его заметят, повысят в должности, а это - обогащение...)
Информация для учителя
Сегодня мы должны учить детей высказывать свою точку зрения на какие-то факты, события, поступки, уметь ее аргументированно защищать. Для этого целесообразно создавать на уроке «провокационные» ситуации. Например, решать задачу по истории Древнего мира, а перевести постепенно ее в плоскость сегодняшнего дня. «Сегодняшним днем» дети мыслят прекрасно. Причем, как правило, у каждого есть свое мнение. Мнения детей зачастую не совпадают, и тогда может развернуться дискуссия. И вот здесь нужно научить их грамотно спорить или вести дискуссию. Для этого нужно помнить некоторые правила.
Умейте спорить
При ведении полемики прежде всего определитесь, что является предметом спора или о чем идет спор?
Подберите аргументы (доказательства) своей точки зрения.
Умейте слушать оппонента, даже если не согласны с его точкой зрения!
Сформулируйте его точку зрения и изложите ему. («Если я вас правильно понял, то вы считаете...»). Это позволит вам удостоверится в том, что вы правильно поняли, а он поверит, таким образом, насколько правильно изложил свою позицию, даст возможность в ходе спора обойтись без искажений - при столкновении противоположных точек зрения обеспечит определенность исходных позиций спорящих.
Вдумываясь в положения, которые высказывает ваш оппонент, старайтесь его понять (это еще не значит принять данную точку зрения), выявить не только расхождения ваших позиций, но и их тождество.
Выяснив позицию вашего противника в споре, определив, с чем вы конкретно не согласны, начните опровержение этих положений.
Попытайтесь определить, нет ли противоречивости в положениях вашего оппонента. Это может стать сильной стороной вашей позиции.
Подбирая аргументы, следите за их стройностью, логичностью. Нельзя путать опровержение способа доказательства, которое применил оппонент, и сути самого тезиса (ведь можно неверно доказывать и правильные положения).
Критиковать надо неверную точку зрения, а не самого оппонента, то есть в споре не стоит переходить на личности.
В любом диспуте важен вывод.
Очень часто с первой попытки вам не удается убедить оппонента в правильности своей точки зрения. В таком случае спор можно возобновить, но лучше к нему подготовиться.
4. Заслушивается устный ответ по карточке № 11, дается отзыв на ответ по плану-памятке (см. образец, урок № 10). Собираются на проверку индивидуальные задания.
Переход к изучению новой темы
Итак, мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, вельможи— все подчинялись фараону. Самому могущественному человеку Древнего Египта. Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах.
Для чего совершали военные походы фараоны?
Изучение новой темы
План
Вооружение египетского войска.
Походы египетских фараонов.
Цели и последствия походов Тутмоса III.
На доске: тема урока.
Сообщение о вооружении египетского войска (можно в объеме материала учебника). Класс, слушая, рассматривает иллюстрации на с. 45 Вигасина или с. 76 Михайловского.
Воины фараона были вооружены луками, другие - длинными копьями, боевыми топориками и кинжалами. Наконечники копий делались из бронзы (9/10 меди + 1/10 олова). Этот сплав был прочнее, чем медь. Пехотинцы имели легкий щит. Настоящую угрозу для противника представляла египетская конница...
Работа с картой (с. 44 Вигасина или с. 79 Михайловского).
Внимательно посмотрите на легенду карты.
Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (Стрелочками).
На какие территории были совершены походы фараонов Египта? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину, Сирию, Финикию.)
Где находится город Мегиддо? (На территории Палестины.)
Рассказ учителя и работа по историческому документу.
Самые крупные завоевания совершил около 1500 г. до н. э. фараон Тутмос III, мы прочитаем документ о том, как проходила битва у города Мегиддо.
Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Аммона-Ра в Фивах
Его величество отправился на золотой колеснице, украшенной своим боевым оружием «...» И враги увидели, что его величество одолеет их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами, полными страха. Они бросали своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их с помощью одежд втаскивали в этот город «...» И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг «...»
Тогда были захвачены их лошади и золотые и серебряные колесницы «...» Их ратники лежали, простершись на спине, как рыбы, а победоносное войско его величества считало свое достояние «...» И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы. И они доставили добычу, взятую ими: 340 пленных, 83 руки (египтяне убитым врагам отрубали руки в знак доблести), 2041 лошадь, 191 жеребенок, 6 жеребцов... молодых коней, 1 колесница, отделанная золотом, 897 колесниц его жалкого войска, 200 броней его жалкого войска, 502 лука, а также 387 голов (какого-то скота), 1929 быков, 2000 коз и 20 500 овец, 1796 рабов и рабынь, чаши из ценного камня и золота...
Крушол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.
М., 1987. С. 44-45.
4. Беседа по прочитанному тексту документа.
С какой целью фараоны совершали свои военные походы в другие страны? Ответ подтвердите цитатой из документа. («.. .Ивот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов...»)
Что захватывали в качестве добычи в таких походах египетские воины? (Оружие, коней, скот, рабов м, конечно, золотые, и серебряные вещи.)
Кому воздавали хвалу воины Египта? (Своему фараону.)
Кому они приносили награбленное? (Своему фараону.)
Как распределял награбленное имущество фараон? (Ему и вельможам доставалось практически все, а простые воины ничего не получали.)
Какой характер носили войны? (Грабительский, несправедливый.) %
V. Закрепление изученного материала
По пыльным дорогам Азии гонят в Египет огромные стада овец, коров, быков, коней, везут награбленное золото, бронзу, ткани, дорогое черное дерево. Но главная добыча - множество пленников. Почему пленники считались главной добычей на войне? (Пленники становились рабами, то есть полностью принадлежали хозяину. Они могли трудиться, что-то
создавать, обогащать хозяина, при этом платить им было не нужно.)
Урок 13. Религия древних египтян
Цели: ознакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян; продолжить формирование умений анализировать исторические факты на элементарном уровне, формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника.
Оборудование: карты Средиземноморья и мира, карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия».
Ход урока
ВАРИАНТ 1
I. Организационный момент
LI. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Военные походы фараонов»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 12.
КАРТОЧКА № 12 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?» Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Примерный ответ учащегося
Фараоны организовывали военные походы для того, чтобы расширить территорию своего государства, обогатиться. Войско фараона имело на вооружении копья, топорики, луки, дротики. Наконечники этого оружия были сделаны из бронзы. Угрозой для врага была египетская конница, которой управлял колесничий, а другой воин отстреливался. Из походов привозили все ценное, а главное - рабов. Таким образом,
фараоны, вельможи в походах обогащались, а рядовые воины ничего не получали.
2. Индивидуальная письменная работа (на листочках). Два уровня - на выбор учителя. Первый уровень
- Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом и левом столбиках пропущенные строки.
1. Дельта | 1. ... |
2. ... | 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма. |
3. Фараон | 3. ... |
4. ... | 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство. |
5. ... | 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла. |
6. ... | 6. Специалист по строительству зданий. |
7. Религия | 7. ... |
8. ... | 8. Сбор в пользу государства. |
Ответы: 1 - место, где река делилась на несколько рукавов; 2 - папирус; 3 - повелитель всего Египта; 4 - крестьянин; 5 -ремесленник; 6 - архитектор; 7 - вера в сверхъестественные существа; 8 - налог.
Второй уровень
Дается детям, наиболее подготовленным ученикам, или работа над этим заданием выносится на факультативное занятие.
- Найдите ошибки в тексте.
Молодой фараон Тутмос III, вскочив на коня, поскакал осматривать строительство своей пирамиды. Его приближенные ехали на верблюдах. Владыку Египта сопровождали послы от вавилонского царя Хаммурапи, а также из стран Урарту и из государства хеттов. Ярко блестели стальные мечи греков - наемных телохранителей фараона.
Руководитель строительства Птахотеп, верховный жрец бога Антона, рассказал царю о ходе работ и пожаловался, что не хватает рабов для обжига кирпичей, - иначе стройка шла бы гораздо быстрее. Фараон сказал, что скоро он отправится воевать с ассирийцами и приведет много новых рабов. Тогда стройка быстро закончится и гробница Тутмоса превзойдет высотой гробницы его великих предков - Джосера и Хеопса. Фундамент пирамиды в этот раз сделали достаточно глубоким, так что она не утонет в песке, как случилось с гробницей невезучего фараона Эхнатона.
Ответы:
При Тутмосе III в XV в. до н. э. египтяне еще не ездили верхом, а запрягали лошадей в колесницы.
У Тутмоса III не было пирамиды, а только подземная гробница.
Верблюдов тогда в Египте еще не было, они появились около 1000 г. до н.э.
Хаммурапи правил в Вавилоне еще раньше, т. е. до Тутмоса III.
Страна Урарту во времена Тутмоса III еще не существовала. Она возникла в IX в. до н. э.
Государство хеттов в Малой Азии уже существовало при Тутмосе III, но египтяне с ним не сталкивались.
Стальные мечи в XV в. до н. э. еще нигде не умели делать.
Египтяне почти не применяли кирпич в строительстве, у них было много дешевого камня-известняка.
Работа с классом по карте.
Где находится Египет? (Северо-восточная часть Африки.)
В какие страны совершали походы фараон Тутмос III со своим войском? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину Сирию, Финикию.)
Беседа по вопросу.
Почему говорят, что военные походы фараонов постепенно приводили к ослаблению царства. (1. Погибало много простых жителей Египта, участки земли не кому было обрабатывать, рабов они себе приобрести не могли. 2. Огромное количество рабов в стране - это источник недовольства властью, своим положением. В любой момент они могут поднять восстание.)
Заслушивается устный ответ по карточке № 12, дается отзыв на ответ по плану-памятке (см. образец, урок № 10). Собираются на проверку индивидуальные задания.
Переход к изучению новой темы
Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг и т. д. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных?
Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования.
Какие религиозные верования существовали у древних египтян?
Изучение новой темы
План
Боги древних египтян.
Религиозные верования древних египтян.
Религия и власть фараона.
На доске: тема урока.
Информация для учителя
Данный урок можно построить на изучении фрагментов исторических документов: «Книга мертвых», «История в девяти книгах» древнегреческого историка Геродота или текста учебника. Поскольку материал урока содержит большое количество названий египетских богов, то не следует просить детей запоминать их. Целесообразно подвести их к пониманию религиозных верований древних египтян: веру в загробную жизнь и культурных животных, показать связь власти фараонов с религией.
1. Работа с текстом учебника.
Прочитайте п. 2 § 10 Вигасина, п. 2 § 14 Михайловского.
Выясните, какие боги существовали у древних египтян.
Заполните таблицу в тетрадях.
Боги | Какие силы природы и занятия они отражали |
| |
2. Работа с историческими документами. «Книга мертвых» (вера в загробную жизнь)
«Слава тебе, бог великий, владыка обогодной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобою в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчета перед лицом Благого. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил неправедного относительно людей, я не убивал... Я не делал зла. Не делал я того, что для богов мерзость... Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей... Я чист, я чист, я чист, я чист...»
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.
М., 1987. С. 47.
Кого в Древнем Египте считали добрым и хорошим человеком?
Где человек произносил подобную клятву? (На суде Осириса.)
Для чего нужна была эта клятва? (Для того чтобы попасть на чудесные поля царства мертвых.)
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: