Уроков по теме «Неравенства. Решение неравенств»
Урок алгебры в 8 классе по теме
Числовые неравенства и их свойства.
Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, который является первым в системе уроков по теме «Неравенства. Решение неравенств».
Цель урока. Ознакомить учащихся с понятием числовые неравенства, рассмотреть свойства числовых неравенств, научить применять их при вычислениях и преобразованиях.
Задачи урока:
1. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков:
умение рассуждать, обобщать, делать выводы;
умение работать по образцу и в сходной ситуации при первичном закреплении.
2. Продолжить формирование специальных умений и навыков:
умение проводить решения, пользуясь теоретическими сведениями.
3. Продолжить развитие умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать изученные факты, выбирать рациональный способ решения.
I. Объяснение нового материала (теория).
Мы можем сравнивать разные числа a и b, в каком бы виде они не были даны. При сравнении натуральных чисел мы сравниваем их разряды, при сравнении дробей – приводим их к общему знаменателю. Но есть способ, при помощи которого можно сравнивать любые числа. Он заключается в следующем.
1) Определение: Чтобы сравнить a и b, нужно найти их разность и сравнить ее с нулем. Если a b > 0, то a > b. Если a b < 0, то a < b.
Данное определение применяется при доказательстве неравенств.
Пример 1: Доказать, что при любом значении a верно неравенство:
(а – 3)(а – 5) < (а – 4)².
Найдем разность правой и левой частей, и сравним ее с нулем.
а² - 3а – 5а +15 – (а² - 8а + 16) = а² - 8а +15 - а² +8а -16 = -1 <0, значит исходное неравенство верно.
Пример 2: Верно ли при всех значениях x выражение: 4х (х+0,25)>(2х+3)(2х-3)?
4х² + х – (4х² - 9) = 4х² + х - 4х² + 9 = х + 9 может быть > 0, < 0 или = 0, значит исходное выражение неверно при всех значениях х.
2) Свойства числовых неравенств.
Теперь рассмотрим свойства числовых неравенств и их использование при выполнении различных заданий.
1º | Если a > b, то b < a. | 6>4, а 4<6 |
2º | Если a < b, b < c, то a < c. | 3 < 6, 6 < 9, то 3 < 9 |
3º | Если a>b, c – любое число, то a +c>b +c. | 6 > 4, 6+5 > 4+5 |
4º | Если a > b, c > 0, то ac > bc; если a > b, c < 0, то ac < bc. | 6 > 4, 6·5 > 4·5, т.е. 30 > 20 6>4, но 6·(-5) < 4·(-5), т.е. -30 < -20 |
| a, b > 0, a > b, то ![]() ![]() | 6 > 4, но ![]() ![]() |
5º | . Е Если a < b (a,b,c,d – любые числа) c < d то a +c < b +d | 3 < 4 - 6 > -8 7 < 8 - 5 > -7 3+7 < 4+8 -11 > -15 |
6º | . Е Если a < b (a,b,c,d > 0) c < d то a c < b d. | 3 < 4 - 4 > - 21 7 < 8 - 2 > - 6 21 < 32 8 ? 126 |
| a,b a,b > 0, a > b, то a ![]() ![]() | 6 > 4, 6³ > 4³, т.е. 216 > 64 |
II. Объяснение нового материала (практика).
1) Расположить числа на координатной прямой, если a < b, c > b, c < d, a > e.








2) 3 < x < 4. Оценить: х +7, х -7, 7х, - 7х,

а) 10 < x + 7 < 11, - 4< x - 7 < - 3 (по 3º)
б) 21 < 7x < 28, - 21 > - 7x > - 28 (по 4º)
-28 < - 7x < - 28
в)






3) Известно, что 3 < x < 4, 7< y < 8. Оценить: х + у, х – у, ху,

а) 3 < x < 4 б) 3 < x < 4
7< y < 8 -8 < - y < -7
10 < х + у< 12 -5 < x - y < - 3
в) 3 < x < 4 г) 3 < x < 4
7 < y < 8



21 < xy < 32



Дома: Выучить теорию.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: