NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



В. А. Закруткина Работа выполнена


МБОУ Екатериновская сош

«Региональный компонент как важнейшая составляющая образовательного процесса»

Литературная неделя,

посвященная творчеству

В.А. Закруткина

Работа выполнена

Алексеевой С.В., учителем

русского языка и литературы

МБОУ Екатериновской сош

Матвеево -Курганского района

2012г.

Литературная неделя, посвященная творчеству В. А. Закруткина.

Пояснительная записка.

Литературная неделя посвящена творчеству замечательного донского писателя В.А. Закруткина. «Писатель «шолоховского притяжения», автор многих произведений о мире и войне, о красоте родного края, о людях, живущих рядом с ним, по определению М.Шолохова, «талантливый писатель, замечательный парень, человек крепкий и живет в нашей литературе по-настоящему».

По словам С. Сергеева-Ценского, «талант большой, самобытный и, понимаете, глубокий. Он жизнь знает и язык народа чувствует. Это художник».

Важнейшей задачей недели В. А. Закруткина является усиление интереса к жизни и творчеству писателя. При этом имеется в виду не простая пытливость, а гораздо большее – воспитание глубокой заинтересованности в жизни и судьбе нашего замечательного земляка, осознание его роли в литературе.

Цели недели:

  1. Пробудить интерес к личности и творчеству В. А. Закруткина, более глубоко познакомиться с произведениями писателя и публицистикой о нем.

  2. Раскрыть нравственно-эстетические ценности произведений В. А. Закруткина.

  3. Показать связь творчества В. Закруткина с творчеством М. А. Шолохова и других писателей Дона.

  4. Развивать творческие способности учащихся, монологическую речь, умение работать с дополнительной литературой.

  5. Воспитывать любовь к родному краю и его историко-литературным ценностям.

Успех недели во многом определяется ее подготовкой. Эта подготовка имеет две взаимосвязанные и неотделимые стороны:

  1. Определение целей, задач мероприятий, их содержания.

  2. Определение деятельности учащихся и руководящего этой работой учителя.

Составляется план, в котором указываются формы занятий, время их проведения, ответственные.

Высокая эффективность недели зависит в первую очередь от мастерства и опыта учителя, его умения руководить деятельностью учащихся. Важна помощь библиотекаря. Их совместная деятельность осуществляется по следующим направлениям:

  • определение содержания работы;

  • определение круга заданий для учащихся (с учётом возрастных особенностей);

  • указание основных источников получения знаний;

  • помощь в выборе форм работы;

  • консультирование учащихся в процессе выполнения заданий;

  • участие в оформлении собранного материала (планшеты, стенды, газеты, презентации).

Цели для учащихся:

    • Иметь представление о героях произведений и мотивах их поступков.

    • Уметь определять взаимосвязь творчества В. Закруткина с творчеством М. Шолохова и других писателей.

    • Собирать информационный материал об авторе (газетный, журнальный и т. д.).

    • Работать с критической литературой.

    • Анализировать и комментировать эпизоды из текстов художественных произведений.

    • Определять и выражать свою собственную позицию в устной и письменной форме: составлять отзыв, рецензию, небольшие рассказы на основе жизненных впечатлений, защищать проекты.

План недели

1-й день.

Общешкольная линейка.

Торжественное открытие недели.

Выставка рисунков и поделок «Мир Закруткина нашими глазами».

Конкурс газет, отражающих различные этапы жизни писателя. Знакомство с вопросами викторины. Участники: 5-11 классы.

2-й день.

Устный журнал «Слово о писателе». (Использование электронного приложения к мероприятию). Выступление учащихся 10-11 классов.

Участники: 4-6 классы, 7-11 классы.

3-й день.

Конференция по книге В. Закруткина «Матерь человеческая». Участники: 8-11 классы.

Литературные чтения «Край родной в произведениях Закруткина».

Участники: 4-7 классы.

4-й день.

1. Выступление лекторской группы с презентацией для 1-3 классов.

2. Инсценированный праздник «На привале» (Майор Закруткин. Летопись одного фронта. Стихи поэтов – фронтовиков, в том числе А.Софронова.)

Участники: 8-11 класса

5-й день.

Научно – практическая конференция« Писатель и время».

Участники: 9-11 классы.

Поход в библиотеку. Знакомство с обзорной выставкой по творчеству В. А. Закруткина.

Участники: 1-5 классы.

«Хочу поделиться…». Беседа по рассказу «Подсолнух», художественное чтение, инсценирование фрагментов рассказа.

Участники 6-8 классы.

6-й день.

1. Подведение итогов викторины.

2. Подведение итогов недели. Награждение наиболее активных участников. (Если есть возможность, организовать кинопросмотр по повести «Матерь человеческая»).

Обязательно должно быть выпущено объявление.

Внимание!

« С … по … марта 20 года будет проводиться литературная неделя, посвященная творчеству В. А. Закруткина. Всех, кто любит литературу, ценит историю и культуру своего края, знает или хочет узнать что-то новое о писателе и его творчестве, приглашаем принять активное участие.

Внимательно изучите план мероприятий».

Необходимо за неделю до начала литературного праздника познакомить учащихся с планом мероприятий. Определить темы стенных газет с учетом возрастных особенностей классов и во избежание повторения материала.

Оформляется выставка, посвященная юбилею писателя (книги, рисунки учащихся, фотографии, высказывания о Закруткине и т.д.), плакат с вопросами викторины. Отбирается необходимый иллюстративный материал, готовится презентация, которая используется в ходе проведения устного журнала и для работы с учащимися 1-5 классов. Успешность недели зависит от подготовительной работы: определения круга чтения художественных произведений, отбора фрагментов для выразительного чтения и инсценирования, чтения статей о В. А. Закруткине, работы с дополнительными материалами.

Виды деятельности:

Разнообразные виды чтения: выразительное, выборочное, обзорное, самостоятельное, составление плана ответа, выступления, работа с дополнительной литературой, ответы на вопросы, связанные с анализом текста, работа над устной речью (сообщения) и письменной (отзыв, рецензия).

Материал к устному журналу

«Слово о писателе»

Цели:

  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.А. Закруткина.

  2. Развивать умение выразительного, эмоционального чтения текста, монологическую речь.

  3. Воспитывать чувство уважения к личности В.А. Закруткина, интерес к его жизни и творчеству.

1. Ведущий.

«Люблю мудрый добрый народ наш, его чаровной, несравенный по красоте и силе язык…» Эти слова замечательного писателя земли российской, певца Донского края, лауреата Государственных премий Виталия Александровича Закруткина могут служить эпиграфом ко всей его жизни.

Книги писателя, ценность которых давно постигнута современниками, вновь и вновь будут постигаться последующими поколениями.

Прекрасные стихи посвятил В. А. Закруткину Д. Долинский.

Памяти В. А. Закруткина

Где отныне искать?

Среди груш,

Среди слив,

Среди вишен

В плодоносном саду.

Будто из дому

Только что вышел

На подворье свое,

На любимое место

Над Доном.

Слушать шорох корней,

крон шептанье

под небом бездонным,

отвергал

понятие рая,

понятие ада,

вот и садом он стал,

подтверждая понятие лада

человека с землей…

Вот начал он новую тему

новой жизни своей,

уходя в корневую систему

белоснежных дерев

по весне,

по зиме –

белоснежных

на виду

у придонских

прозрачных

просторов безбрежных.

Постелились пред ним,

расступились

крепкие корни…

Будут книги его шелестеть

его вечной кроной!

2. Родился В.А. Закруткин в 1908 году в Феодосии в глухой украинской деревеньке Екатериновке, где отец и мать учительствовали, а также вели свое хозяйство, ничем особенно не отличаясь от прочих крестьян. Шесть человек семьи, девять десятин земельного надела да выбракованная лошаденка – вот все, чем располагали Закруткины.

С десяти лет Виталий, подобно своим сверстникам, начал работать в поле: пахал, бороновал, сеял…

Запахи степных трав, конского пота, картина людских бед и страданий… не оттуда ли, не из далеких ли годов детства вынес их писатель?

В деревне Екатериновке в какой-то заброшенной хатенке Виталий подобрал с пола тоненькую книжечку без обложки и титульного листа. Это оказались стихи. Кто их автор Виталий не знал. Но стихи его просто ошеломили: будто неизвестный автор подсмотрел его жизнь. Это была искра, воспламенившая в душе подростка давно томившуюся жажду творчества. Начал с самого неприкрытого и добросовестного подражания Есенину (это ему принадлежал томик стихов).

До слез радовался, когда выходило похоже. Написал более ста стихотворений и даже какие-то поэмы.

Глубоко в сердце своем Виталий прятал заветную думу увидеть себя напечатанным. Этой мечте суждено было сбыться лишь в 1926 году: одесская газета «Известия» опубликовала его фельетон «Комбогомольцы», который он подписал псевдонимом «В. Тамарин» (по имени возлюбленной, конечно).

В 1930 году вся семья Закруткиных уехала на Дальний Восток, где отец, мать и сам Виталий учительствовали.

3. В 1932 году Виталий Закруткин экстерном окончил Благовещенский педагогический институт.

В архиве Новгородского учительского института в деле Виталия Закруткина сохранилось письмо, датированное первым июня 1933 года «Директору Новгородского учительского института имени Покровского». И далее: «Если в институте с осени 1933-1934 учебного года будет иметься вакантное место ассистента при кафедре литературы, прошу известить меня, не сможет ли Дирекция принять меня на работу. Часть моей семьи живет в Новгороде. В настоящий момент работаю преподавателем литературы рабфака Тихоокеанского института Дальневосточного края и курсов по подготовке в ВУЗ».

Отца будущего писателя к тому времени перевели в Новгород, завучем средней школы.

Новгородский учительский институт, в лице его директора П. М. Кимена, сообщил Закруткину, что может предоставить ему ассистентскую работу на кафедре литературы. 15 июня 1933 года будущий ассистент уведомил дирекцию о своем согласии, выслал все полагающиеся документы. В конце этого же месяца

В. Закруткин с женой и сыном приехали в Новгород. Институт предоставил им для жилья одну из келий бывшего Антониева монастыря. В. Закруткин был принят совместителем на кафедру литературы, в это же время он сдал экзамены в аспирантуру при педагогическом институте имени А. И. Герцена в Ленинграде. Было трудно, но аспирант умудрился успешно сочетать учебу и работу. В Новгородском институте он одно время был заведующим культурно- массового сектора местного комитета.

Последний документ «Личного дела» писателя свидетельствует о том, что Преподаватель Новгородского учительского института имени

М. Н. Покровского Закруткин Виталий Александрович со снабжения при институте снят с 1 сентября 1934 года.

4. В 1935 году молодой аспирант читал в Усть-Медведицкой лекцию о Пушкине, без конспектов, цитируя наизусть любимого поэта. По окончанию к нему подошел старый писатель А.С.Серафимович, обнял лектора и пригласил его к себе. Когда В. Закруткин красочно описал свою жизнь, Серафимович заметил: « Вам, батенька, писать надо. Не только статейки. Рассказы писать. Повести, а то и романы. Вы жизнь знаете, вы землю любите, людей любите…», он же познакомил

В. Закруткина со своим «молодым другом» Шолоховым. Будущему ученому, всемирно известному писателю полюбились степные просторы, величаво текущий Дон. Потому в 1936 году после защиты кандидатской диссертации о романтических поэмах А.С.Пушкина, (ему была присвоена ученая степень кандидата филологических наук) В. Закруткин с удовольствием принимает назначение доцентом на кафедру литературы Ростовского пединститута.

«Знал ли я, в те 30-е годы еще молодой, неустоявщийся поэт, выросший на Дону и получивший образование на вечернем отделении Ростовского пединститута, о том, что… преподаватель русской литературы В.А.Закруткин, к которому мы во время сдачи экзаменов, несмотря на всего 3 года разницы в возрасте, подходили с замирающим сердцем, что именно он будет тем широко известным писателем, автором романов, повестей, рассказов, огненной публицистики?» - писал А.В.Софронов. – Мы всегда удивлялись способности Закруткина отлично читать стихи… и мы все от него чего-то ждали. И дождались. Появился его первый роман «Академик Плющов», изданный Ростовским издательством… в ту пору нас с Виталием Закруткиным уже не разделяла грань преподавателя и студента (институт я уже закончил), а наоборот, родилась дружба людей, которые одинаково любили донскую землю.»

В 1937 г. Закруткиным были широко организованы Дни памяти Пушкина, был выпущен его сборник исследовательских статей «Пушкин и Лермонтов». Одной из необычных страниц разносторонней деятельности Закруткина стала публикация в 1940 году песен калмыцкого эпоса «Джангар». Незадолго до войны вышла в свет повесть «Академик Плющов». «Она была издана в Ростове, - вспоминает автор, - и тотчас же вызвала ожесточенные споры. Одни расхваливали повесть, другие ругали… Однако это был серьезный экзамен, и, как показало время, я его выдержал».

Основной же для него по- прежнему оставалась преподавательская работа – Закруткин готовился к защите докторской диссертации о творчестве Л.Н.Толстого.

Но война круто изменила планы будущего писателя.

5. Лето 1941 год. Один из самых популярных преподавателей русской литературы Ростовского пединститута, кандидат наук, автор знаменитого, негласно запрещенного романа «Академик Плющов», тридцатитрехлетний Виталий Александрович Закруткин пришел в военкомат с заявлением – отправить его в действующую армию.

Военком вопросительно смотрит на его бронь - книжицу, а посетитель демонстративно рвет ее на кусочки.

- Понятно! - слышит в ответ молодой ученый. В 56-ю действующую армию!..

Так начались его военные будни вначале в газете «Красный кавалерист».

Он писал репортажи, очерки, рассказы, антифашистские памфлеты, появилась его первая книжка «Коричневая чума», потом книги «Сила», «На переднем крае», повесть о разведчиках «Человек со шрамом», «Повесть о слободе Крепкой». Все это публикуется, издается в годы войны. Страницы центральных и армейских газет пестрят его материалами, ведь Виталий Закруткин – сам участник многих сражений. На войне он был до ее последнего дня, вместе со всеми испытал горечь отступлений и радость побед. А в ходе одного из сражений уже под Берлином он заменил погибшего командира и вместе с солдатами одержал очередную победу над оборонявшимися фашистами.

Маршал Георгий Жуков вручил ему позднее прямо на фронте боевой орден Красного Знамени, коротко заметив, что эту награду он заслужил как боевой офицер, а не просто как военный корреспондент.

Именно потому, что писателю довелось пройти фронтовые дороги в шинели воина, родились многие его произведения, в том числе и «Кавказские записки».

6. Вспоминает поэт Анатолий Софронов: «И вот война… разбросавшая весь отряд донских писателей на разные фронты в боевые подразделения и в редакции газет. В мае 1942 года, уже пройдя огненную обкатку фронта, вылежавшись после ранений… в госпитале, будучи… уже в качестве редактора Воениздата, я оказался в Ростове. В это же время … также в военной форме появился Виталий Закруткин. И это была встреча в родном городе теперь уже двух писателей».

Писатели – донцы особенно тяготели к кавалерии, многих из них судьба сводила с 5-м гвардейским кавкорпусом генерала А.Г. Селиванова. А. Софронов в связи с этим вспоминает: « Анатолий Калинин, Виталий Закруткин и я в разное время бывали в дивизиях этого корпуса… Каждый по-своему отметил свое знакомство с донцами. Анатолий Калинин – романом, я – стихами, Закруткин – одним, пожалуй, наиболее впечатляющим произведением, созданным после того, как в калмыцких степях и в предгорьях Кавказа майор Закруткин находился, что называется, в боевых порядках спешенной кавалерии и принял вместе со своими боевыми друзьями участие в битве за Кавказ. Обо всем этом В.А. Закруткин написал в «Кавказких записках». Многое он видел сам, во многих событиях участвовал лично. Так создавалась эта книга – военная хроника, состоящая из документальных новелл, очерков, репортажей, объединенных единой темой и личностью автора. Эта книга по манере раскрытия непоказного героизма тружеников войны сопоставима с «Севастопольскими рассказами» и батальными сценами романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

« С августа 1942 года по февраль 1943 года, когда по всему тысячекилометровому Кавказскому фронту шла битва с немцами, мне, как военному корреспонденту, довелось побывать на всех участках этого гигантского фронта от Цемесской бухты до Астраханской степи».

Везде, куда бы меня ни приводили в те дни дороги войны, я писал эти записи.

Это – не военно-исторический труд и не специальное исследование Кавказкой битвы.

Это рассказ о том, что я увидел и узнал

«Я бродил по фронту и писал документы. Писал, чтоб сберечь в себе и в товарищах боль, чтоб выносить эту земную боль, как крепкое вино, и, хмелея от гнева, в бою убить рожденную фашизмом смерть».

Известие о том, что он заочно принят в члены Союза писателей СССР, застало Закруткина в Праге, где все еще добивали группы войск фельдмаршала Шернера. Это было весной 1945 года. В том же году он уволился из армии и возвратился в Ростов. Здесь в 1946-1947 годах опубликованы роман «У моря Азовского» и документальная книга о войне «Кавказские записки» - книга, создание которой само по себе является воинским, научным и литературным подвигом.

Обращаясь к читателям, Виталий Александрович справедливо говорит: «Новое поколение людей должно знать, как нелегко, какой дорогой ценой досталась нам победа над сильным, жестоким врагом. Им, юношам и девушкам, надо знать имена и подвиги героев, надо любить и беречь все, что отстояли их отцы».

«Кавказские записки» сразу после выхода полюбились массовому читателю, получили широкое распространение, отклики в печати, несколько раз переиздавались в нашей стране и за рубежом. Эта книга вывела Виталия Закруткина на всесоюзную литературную арену.

7. «Закончилась война. Я вернулся в город Ростов, откуда ушел на фронт, - вспоминал писатель впоследствии в своей книге «О неувядаемом». – Вернулся в звании майора, награжденный боевыми орденами, в потертой шинели, с неизменной полевой сумкой, в которой лежали мои фронтовые записки. Больше ничего у меня не было. Жизнь надо было начинать сначала»…

Короткое время Виталий Александрович еще занимался преподавательской деятельностью в пединституте, в Ростовском университете, где на его лекции приходили не только студенты – филологи, но и будущие историки, геологи, математики, физики. Тяга к литературе, к живому слову в 40-е – 50-е годы была удивительно сильной. Писателю-фронтовику-ученому очень верили.

Но тяга к литературе победила в нем ученого. В. Закруткин решил оставить научную работу.

В 1947 году в станице Кочетовской появился высокий сухощавый мужчина с полевой сумкой. «Я литератор. Живу в Ростове. Решил по Дону проехать, место поглядеть, может, осяду где».

Несколько позже Закруткин сказал председателю колхоза Чувилькину:

- Поселиться хочу в Кочетовской.

Председатель совета М. Ожогин ответил:

-Есть один дом, на берегу Дона, - бывшая приходская школа.

Что-то символическое было в том, что он, Виталий Закруткин, бывший учитель, завкафедрой пединститута, сын Александра Закруткина, бывшего инспектора народных училищ, внук Михаила Закруткина, бывшего народного учителя, поселился в бывшей приходской школе…

Здесь он при свете керосиновой лампы писал первые очерки о кочетовцах, повесть о суровой правде послевоенной жизни, повесть о людях земли, о поисках счастья и радости, готовил к печати свои фронтовые записки и рассказы.

Виталий Александрович и сам не заметил, как был вовлечен во все хозяйственные дела и связанные с ними заботы. Станичники уже привыкли к этому и сами облекли себя правами высокой требовательности к «своему писателю». Какой где непорядок заметят, тут же :

- Куда ж это Виталий Александрович смотрит?!.

Несколько раз в Кочетовскую приезжал Михаил Шолохов, с которым Виталий Закруткин был связан долголетней дружбой и которому обязан решительным поворотом творческого внимания к народной теме, простым людям, родным просторам.

Это у М. Шолохова научился Закруткин умению чутко прислушиваться к шорохам трав, различать едва уловимые запахи цветов, любоваться размахом радужных орлиных крыл, глубоко понимать и чувствовать пленительную и животворящую силу земли и человека, на ней живущего.

Не эта ли великая любовь к земле, к людям продиктовала ему заключительные строки первой книги нового романа: «Впереди, то сияя сквозь дым голубыми просветами неба, то затемняясь густыми, по-зимнему низкими тучами, приближались все новые и новые дали, манящие, переменчивые, как наполненная радостью и горем, неумирающей надеждой и непрерывным созиданием человеческая жизнь».

Станица Кочетовская стала для писателя домом, его пристанищем, его любовью, его неустанной заботой. Как депутат Ростовского областного Совета депутатов трудящихся помог обустроить виноградный совхоз, с его помощью появились асфальтированные дороги, хлебопекарня, новая средняя школа, оборудована пристань для теплоходов.

А на берегу тихого Дона стоит дом, утопающий в зелени дикого винограда и плюща, вокруг него цветники и сад. В этом доме всегда были рады людям. «Люди должны быть всегда возле художника, - говорил писатель. – Общаясь с ними, сколько я увидел ярких характеров, удивительных судеб!»

8. В журнале «Знамя» за 1950 год напечатан роман Виталия Закруткина «Плавучая станица», удостоенный в 1951 году Государственной премии СССР.

Автор пишет о том, как спокойно и плавно катились волны тихого Дона; так же спокойно и благополучно протекала жизнь в рыбколхозе Голубовской станицы. Местные жители называют ее «плавучая» станица, потому что весной ее затопляет вода. Рыбколхоз выполнял свой план по сдаче рыбы государству, и колхозники были неплохо обеспечены. Но благополучие было только кажущимся. Не было заботы о пополнении в реке рыбных запасов. Улов становился все меньше.

Все это быстро выявил вновь назначенный трестом молодой инспектор Зубов. С этого момента начинается работа по охране и росту рыбного хозяйства, этому помогает профессор Щетинин, возглавляющий экспедицию по изучению нереста белуги.

Автор хорошо знает труд и быт донских рыбаков. Он интересно рассказывает о жизни рыб, о способах их искусственного размножения. В этом большая познавательная ценность романа. Очень ярко описал Закруткин различные виды рыбной ловли.

Язык произведения простой, строгий, но вместе с тем образный, выразительный. Вот, например, описание своеобразного местного пейзажа, вербовых зарослей близ станицы:

«Странными были эти заросли. Древние вербы росли вдоль всего левого берега, и весенние воды приносили сюда множество сухих растений, ила, длинных, как нити, водорослей. Играя яростной круговертью, вода из года в год опутывала вербовые стволы мотками растений, а когда паводок сходил, на вербах оставались пышные рыжие шубы, проросшие множеством вербовых корешков. Зимой эти шубы засыпались снегом, обледеневали, и тысячи верб стояли над белой рекой, как сказочные изваяния великанов, пришедших из какого-то чудесного царства».

«Меня всегда до глубины души, до слез возмущало варварское отношение к живой природе, слепое, бездумное истребление лесов, рек, их живых обитателей. Именно поэтому браконьерство я рассматриваю как разбой на большой дороге… Человек ведь у нас – хозяин во всем. И мне хочется, чтобы у него было…духовно чистое, бережное отношение к природе. Ведь он и сам дитя ее…» вот что хотелось сказать мне в «Плавучей станице».

9.С 1951 года писатель работает над романом – эпопеей «Сотворение мира». «Смею думать, - это тот роман – основное, что мне надлежит исполнить». Опубликованы две книги: первая – в 1956, вторая – 1967 годах. В 1975 году в журнале «Октябрь» в №9-11 опубликована третья книга романа.

В «Сотворении мира» повествуется о крушении старого и становлении нового мира, как о едином социальном процессе, начавшемся в октябре 1917 года в революционной России и затронувшем все страны и народы.

Большой интерес в романе представляют образы мужественных борцов за народное счастье – коммунистов Ильи Длугача, Григория Долотова, Карпо Дубы, старого рабочего Платона Солодова, советских дипломатов Александра Ставрова, Ивана Черных, Сергея Балашова и др. Впечатляюще обрисованы судьбы Дмитрия Даниловича Ставрова и его детей, особенно сына Андрея и его невесты, а потом жены Ели, деда Силыча, Терпужного, Шелюгина, Максима Селищева и др.

События в романе развертываются то на юге России, в деревне Огнищанке, то в имении бывших князей Барминых, то во Франции, в доме колониста Роберта Доманжа и его жены, княгини Барминой, где мы встречаемся с белым казаком – эмигрантом Максимом Селищевым, тоскующим по родной земле. Здесь же есаул Крайнов – олицетворение всех отвратительных свойств, присущих белой эмиграции.

В романе «Сотворение мира» немало живописных картин родной русской земли с ее неотразимыми степными просторами, лесами и реками. Эти, с любовью написанные картины природы при всем их самостоятельном эстетическом значении органически связаны сюжетом с живым миром, человеком, его созидательной деятельностью и борьбой.

«Подходит к концу работа, которой отдано почти четверть века,- сказал как-то автор «Сотворения мира».- В трех книгах романа мне хотелось показать великое и трудное время становления нашего государства, эпоху непрестанной революционной борьбы, ломки старого, неповторимую пору, которая выдвинула множество героев и привела страну, ведомую Коммунистической партией, к великой победе над фашизмом».

10. В.А. Закруткин по праву принадлежит к тем писателям, которые не понаслышке знают цену возделанной земледельцами ниве, выращенному на голом пустыре фруктовому саду, к тем писателям, которые под огнем, на кровавых полях сражений постигали душу советского солдата. «Я, оглядываясь на пройденный путь, все чаще думаю о том, что на всю жизнь меня привязали две темы: земля и война, вернее – человек на земле и человек на войне».

Одним из глубоких произведений на тему «человек на земле» является рассказ «Подсолнух», впервые появившийся в газете «Правда» в 1958 году.

Романтико - героическая концепция жизни, народной духовности господствует в рассказе «Подсолнух». Образ старого чабана в этом произведении и жизнен, и символичен. Если главную героиню повести «Матерь человеческая» зовут библейским именем Мария, то его – просто Отцом. Он эпически монументален. Таково же мощно все, что вокруг него. «Высокий, плечистый, с могучей грудью», он «родился, вырос и постарел в этой угрюмой степи», на бескрайних российских просторах.

Неразговорчив, угрюм старик, как и эта степь, его выпестовавшая и его руками преображаемая. Но у его суровости есть еще одна причина – Отец в войну лишился единственного сына, воспитанного им самим, без жены. Так бы и носил в себе скорбь Отец до конца дней своих, если бы не одно обстоятельство, воскресившее память о сыне самым неожиданным образом, в том числе и в сердцах людей, окруживших старика. Выгребая из сыновней стеганки остатки табака для самокрутки, Отец обнаружил в кармане подсолнечное семечко и посадил его, стал из чабанской фляжки поливать растение. Вместе с товарищами по овцеводческой бригаде он его и от суховея, и от жары ограждал. И не верилось, что «в самом гиблом месте» вырастет красавец – подсолнечник. А он вырос и одарил людей семенами. Если по ходу рассказа забота о ростке воспринимается лишь как дань памяти погибшего сына, то последние строки открывают новый смысл в действиях Отца – для людей!

По своей необычайной содержательности, заключенной в малую форму – рассказ, по эпической и в то же время проникновенно лирической, а вместе с тем и драматической тональности, по яркости отраженной в произведении жизни «Подсолнух» В.Закруткина близок к «Судьбе человека» М.Шолохова. Не кусок, а вся жизнь Отца, судьба его многотрудная в наиболее характерных ее проявлениях предстала перед читателем.

Интересны документальные новеллы «Слово о бессловесном»1956 г., посвященные красоте и защите природы, а также очерки «Лик земли»(1960 г.), «Лесные клады»(1961 г.), «Творцы земной красы»(1962 г.), «Кочетовцы»(1968 г.) и др.

О жизни и творчестве М.Шолохова Закруткин написал книгу «Цвет лазоревый»(1956 г.)

11. Самым ярким и впечатляющим из последних произведений на тему «Человек на войне» является повесть «Матерь человеческая» (1969 г.). В 1971 году за эту повесть В.А.Закруткину была присуждена Государственная премия РСФСР имени Горького, а ЦК ВЛКСМ и Союз писателей СССР отметили повесть первой премией на конкурсе имени А.А.Фадеева.

В основе его повести «Матерь человеческая» (1969 г.) лежит реальный факт.

«Ранней осенью 1943 года, - пишет автор,- мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной дороги…

В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора.

На хуторе не было ничего живого…

Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрываясь лохмотьями молодая женщина… Мы подняли плачущую женщину и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора… Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе…»

Тогда же, в перерыве между боями, В.Закруткин написал об этой женщине рассказ «О живом и мертвом», который был напечатан в 1944 году.

Спустя много лет, вновь перечитывая этот рассказ, Виталий Александрович решил написать повесть «Матерь человеческая», героиня которой воплотила в характере лучшие черты, присущие русской женщине. Раздумывая над судьбами женщин, несших тяготы войны, принявших нечеловеческие страдания и превозмогших их силой живого сердца, волей и мужеством, В. Закруткин пишет: «Кто им воздаст за их неустанный труд, за любовь к людям и милосердие, за все, что пережили они и вершили во имя жизни на любимой ими и нелегкой земле?»

В повести «Матерь человеческая» передана судьба простой русской женщины Марии. На глазах у нее фашисты повесили ее мужа Ивана и сынишку Васю, расстреляли многих ее односельчан, остальных угнали в германское рабство. Чудом спасшаяся Мария вначале думает лишь о собственной смерти, о том, что пропал смысл жить.

Но она ждала ребенка, «жизнь властно звала ее, напомнив о том, что она не одна, что в ней теплится иная, пока еще слитая с измученным материнским телом, но уже своя, отдельная, слабая жизнь, что в чреве ее живет оно, еще незрячее, глухое, безъязыкое, малый комок, который растет днем и ночью». Ей придавала энергии мысль о нерожденном ребенке, о том, что она обязана уберечь то живущее в ней, что связывало ее с погибшим Иваном, с Васяткой. А вскоре она подумает о своем долге перед хуторянами и людьми, воюющими с врагом и изгоняющими его с родной земли. Ей предназначено работать и за себя, и за всю бригаду. Она стала работать «ежедневно: то резала подсолнухи, то копала картофель, морковь и свеклу или утепляла ульи на пасеке». Трудилась до изнеможения в надежде, что все это, может быть, пригодится людям. Автор подчеркивает, что это «чистая душа, характер глубокий и добрый… Мария не была смелой и сильной духом. Маленькая женщина, потерявшая все и всех, по-матерински любила людей». Это качество оказалось мерилом, способным вобрать в себя мужество и стойкость, красоту и мудрость в такой неисчислимой мере, что позволяет назвать ее именем Матери человеческой. Горе, пережитое Марией, всенародное. Практический по своей сути образ Марии обращен к самой жизни, к плоти и духу людскому, к высокой человеческой нравственности.

«Эту женщину я не мог, не имел права забыть…» - так начинается повествование. Давайте не забывать и мы.

11 (2) Дополнительные материалы.

В 1975 году повесть была экранизирована киностудией «Мосфильм». Режиссер Леонид Головня. Исполнительница главной роли – Тамара Семина.

Режиссер Леонид Головня: «Когда мы вместе с Леонидом Нехорошевым писали сценарий по повести В. Закруткина, то намеренно опустили все, что относится к судьбе односельчан Марии, оставив в центре одну героиню с ее подвигом. Да, я считаю ее жизнь подвигом!

… мы считали, что место действия должно по-своему проявить исключительную суровость условий и обстоятельств, в которых раскрывается характер нашей героини. Были выбраны места близ станицы Вешенской на Дону, потому что пустынная степь с лаконичностью, жестокостью ее «выразительных средств» острее подчеркивает героику происходящего».

«Фильм снимания в Вешенской с сентября по февраль, и все это время актриса проходила на съемках в одном ситцевом платьице. Ей пришлось и босиком ходить по снегу, и купаться в мороз. Но главное – нужно было отдать себя роли целиком, без остатка, ведь это был уникальный, единственный в своем роде монофильм.

Трудность актерской задачи усугублялась еще и тем, что у Тамары Петровны по роли почти не было слов. Остается только удивляться, что эта грандиозная актерская работа осталась недооцененной современниками». (Из статьи о Тамаре Семиной).

12. В творчестве Виталия Закруткина счастливо сочетается талант прозаика-романиста и публициста; каждое выступление глубоко западает в сердце читателя. Писатель самозабвенно любит человека-труженика, любит прекрасную, трудную землю, верит в победу разума.

«Наша вера в человека неизбывна. Мы знаем: исчезнут среди людей кровавые распри, угнетение, невежество, одиночество. Навсегда исчезнут неравенство, ложь, клевета, предательство. Освобожденный от тяжких основ, человек всю землю украсит невиданными садами и золотыми нивами, многократно умножит земные плоды. По бесконечным просторам Вселенной во все стороны устремятся послушные людям межпланетные корабли. И не обожженный войнами, не чадный от дыма и гари, а просветленный, чистый, прекрасный явится еще не открытым мирам лик Земли».

Виталий Закруткин был полон решимости защищать красоту родного края. Этой теме посвящены документальные новеллы и очерки «Слово о бессловесном» (1956г.) , «Лик земли» (1960г.), «Лесные клады» (1961г.), «Творцы родной красы» (1962г.), «Кочетовцы» (1968г.), «В родном краю», «Костры детства» - своеобразные письма из деревни – в 1970 году были составлены в одну книгу «Мать сыра земля» (1970).

Очерк «Слово о бессловесном» включает под общим названием ряд печальных, а то и возмутительны историй бездумного, варварского отношения к красоте и богатствам природы, жестокого поведения в отношении к животным, равнодушия к их страданиям. Это и рассказы о том, почему плакали старые вербы, как алчные заготовители шкур убили на глазах у маленьких детдомовцев их любимую собаку Дамку и многие другие. Эпиграфом очерку служат строки из стихотворения

С. Есенина, творчество которого так любил Виталий Закруткин :

Звери, звери! Придите ко мне,

В чащу рук моих злобу выплакать.

Обращаясь к читателям, автор пишет: «Мы еще не научились бережно и любовно относиться не только к каждому дереву, к каждому кусту, а к лесу вообще. Мы не воспитываем в нашем молодом поколении уважительного отношения к зеленым друзьям человека». Сейчас, когда общество захлестнуло варварское отношение к природе: вседозволенность, бесхозяйственность, безответственность, жестокость - произведения В. Закруткина особенно актуальны.

Близко стоящий к людям труда, земле, писатель, увидев яркую зелень невиданно чистых полей с густыми дружными всходами, пишет: «Все было таким влекущим, ясным, красивым, что хотелось встать среди этих полей, высоко поднять голову и закричать, захлебываясь от радости:

-Спасибо Вам, люди».

В 1973 году вышла в свет книга «О неувядаемом», в которую были собраны лучшие статьи и очерки писателя о русском языке, о литературном мастерстве, о писателях-современниках. Книга «Цвет лазоревый», изданная в 1965 году, была посвящена творчеству замечательного писателя Дона – Михаила Шолохова, которого Виталий Закруткин бесконечно уважал и чьё литературное наследие высоко ценил. На многих литературных и научно-теоретических конференциях, посвященных литературным юбилеям Шолохова, выступления В.Закруткина были самыми яркими и запоминающимися.

По сценариям В.Закруткина были сняты художественные фильме «Без вести пропавший», «Млечный путь», «Подсолнух».

В 1977-1980 годах в Ростовском издательстве вышло собрание сочинений писателя в 4-х томах.

В течение ряда лет Виталий Александрович Закруткин избирался секретарем правления Союза писателей. Он был награжден многими орденами и медалями. О его жизни и творчестве было написано много книг и статей, в честь литературных юбилеев писателя проводились конференции и литературные праздники. Книги писателя многократно переводились на разные языки мира.

«Человека нельзя представить вне земли – даже в космосе. Земные поля и нивы кормят человечество, земные воды утоляют его жажду. Неисчислимые красоты земли – леса и реки, горы и долы, роса на травах, соловьиная песня, отражение луны на фоне тихого озера, запах розы и вечнозеленой хвои, шум морского прибоя, теплые дожди и тихие снега, золотое пшеничное поле и опутанный паром только что рожденный телок, великое множество проявлений земной жизни – неотделимы от человека так же, как сам человек неотделим от земли».

В.Закруткин.

13. В феврале 1984 года, возвращаясь с похорон любимого им М.А. Шолохова, Закруткин заехал к поэту Б.Н.Куликову в Семикаракоры. «Жил Михаил Александрович, как солдат, и умер, как солдат… и похоронили его 23 февраля – в День Советской Армии,»- сказал писатель.

Прощаясь, он задержал руку земляка – товарища в своей и вдруг процитировал не менее любимого Есенина: «Видно, мне пора уже в дорогу бренные пожитки собирать». А уже в октябре Борис Куликов шел за гробом В. Закруткина. Поэт – земляк вспоминает: «Хоронили В. Закруткина необычайно ясным, теплым октябрьским днем. Оранжево пылали клены и тополя, посаженные школьниками по его настоянию вдоль асфальтированной дороги, построенной благодаря ему, по которой теперь двигалась траурная процессия. Его, как настоящего солдата, хоронили с воинскими почестями…» Похоронен был Виталий Закруткин, согласно завещанию, во дворе своей усадьбы в старинной станице Кочетовской, на высоком берегу Дона, где он прожил, как М.Шолохов в Вешенской, большую часть своей послевоенной жизни.

Земля твоя

О ней ты бредил по ночам,

Страданий не тая;

Она – начало всех начал,

Земля, земля твоя.

Она была тебе дана

Навек, на тыщи лет;

Такая, как она, - одна,

Другой, похожей, - нет.

Когда ты вырос и в очах

Зажегся огонек –

В полдневный зной тебя встречал

Над Доном ковылек.

Он был таким же в страшный зной,

Когда в дыму, в огне

Он увидал нас за рекой,

На левой стороне…

Земля моя, земля твоя-

Равнины да яры,

Ты кровью, честью, клятвою

Нам стала с той поры.

И нет в душе тоски сильней

И горести сильней,

Когда ты думаешь о ней,

Истерзанной, твоей…

И вот опять ты на своем,

На правом берегу,

Стоишь, не тронутый огнем,

На розовом снегу.

Ты снег руками разгребешь,

Один из сыновей,

Губами верными прильнешь

К земле, к земле твоей.

Казачий берег, тихий Дон,

Родимые края, степной ковыль, сожженный дом,

Земля, земля твоя!

А.Софронов

14. В станице Кочетовской по завещанию Виталия Александровича Закруткина открыт мемориальный Дом-музей. В залах, где прежде жил писатель, хранятся целые сокровища – его книги, личные вещи, легендарная кожаная книга-блокнот с фронтовыми заметками, которая и сегодня будто пахнет порохом…

Здесь находятся могилы писателя и его жены Натальи Васильевны.

Сюда приходят люди, чтобы посетить музей, почтить память выдающегося писателя, Человека с большой буквы.

До последнего времени сюда приходили его фронтовые товарищи. Среди них генерал в отставке Иван Максимович Ковалёв, бывший командир полка четырежды орденоносной Иркутской дивизии, в рядах которой насмерть стоял под Туапсе и фронтовой корреспондент Виталий Закруткин.

Генерал привез от сочинцев, среди многих других подарков, и голубую ель из знаменитого Сочинского дендрария, чтобы вечно она зеленела на берегу Тихого Дона, у могилы писателя, как символ памяти и признательности удивительному человеку, который своим горячим сердцем остро чувствовал и сопереживал боли и радости своих соотечественников, боли и радости родимой земли.

«Уходят годы, поседела моя голова, и я уже снят с воинского учёта. Но я остаюсь в строю. И когда придёт мой смертный час, я прошу похоронить меня в гимнастёрке, с застёгнутым воротом, подпоясанной ремнём, в полной форме. И при первом сигнале тревоги я буду разить врагов, чтобы словом своим, трудом, всем, что мною было совершено при жизни, защитить и отстоять любимую мою Отчизну и мир на земле».

В.Закруткин.

Викторина по творчеству В.А. Закруткина

1.Когда и где родился В.А.Закруткин?

2. «…талантливый писатель, замечательный человек нелегкой жизни, человек крепкий и живет в нашей литературе по-настоящему». Кому принадлежат эти слова, сказанные о В.А.Закруткине?

3.В каком году В.А.Закруткин был назначен на должность заведующего кафедрой русской литературы Ростовского педагогического института?

4.Чем знаменателен 1937 год в творческой биографии В.А.Закруткина?

5.Что вам известно о военной биографии В.А.Закруткина?

6. В каком году В.Закруткин был принят в Союз писателей СССР?

7.Какое произведение и в каком году было создано на основе фронтового дневника?

8.Из какого произведения взяты слова: «Вот она, наша милая, наша родная земля! Изрытая окопами, израненная воронками, истоптанная танками, она еще пахнет дымом, темнит пожарищами, но уже назревает новый колос на ее бескрайних нивах, и неустанно творит новую мирную жизнь добрый. Могучий, свободный народ-труженик»?

9.Как называлась первая книга В.Закруткина? Когда и где она была издана?

10. В каком году и где был напечатан рассказ «Подсолнух»?

11.Источник «трудов и вдохновенья»

для М.Шолохова – Вешенская,

для В.Калинина – Пухляковский,

для В.Закруткина - ?

12. О героине какого произведения В.Закруткин сказал: «Эту женщину я не мог, не имел права забыть»?

13.Какое произведение В.Закруткина отмечено несколькими премиями? Какими?

14.Какое произведение посвящено творчеству М.Шолохова? В каком году это было?

15.Какие произведения В.Закруткина экранизированы? Что вы знаете об этих фильмах (фильме)?

16.Какие государственные награды имеет В.Закруткин?

17.Какие две темы, по мнению писателя, «на всю жизнь привязали» его?

18. Какие очерки В.Закруткина вы знаете? В чем вы видите их актуальность?

19.Над какими произведениями В.Закруткин работал более четверти века?

20.В каком году вышла в свет книга «О невядаемом»? Почему она так называется?

21.Что вам известно об общественной деятельности В.Закруткина?
Работая над рассказом «Подсолнух», ответьте на вопросы:

Кто «…родился, вырос и постарел в этой угрюмой степи»?

- «…высокий, плечистый, с могучей грудью…»?

- «… всю ночь плутал по степи, обморозил лицо и руки, но ягнят, отогревая за пазухой, принес в кошару…»?

- «…первый подбежал к лунке, глянул и закричал, размахивая герлыкой: - Взоше..о-ол! Взоше..о-ол!»?

- «…на каждое слово влюбленного парня отвечала колкостью, намсмешкой или молчанием…»?

- «…распахнув полы плаща, он прикрыл ими подсолнух…»?

- «…пришел я вот, дай, думаю, обмою водой листья подсолнуха, семечки пересчитаю, не склевала ли какая птица?..»?

- «…вынул из кармана складной нож, слегка наклонил жесткую корзинку подсолнуха, срезал ее…»

- сказал: «Разве ж мы не для людей его растили? Для людей. Для тебя, для нее, для него, для них…»


Литература

  1. Литература в школе №2 1983 г.

  2. Региональные программы Донской средней общеобразовательной школы. Ростов-на-Дону. 1993 г.

  3. Литература Дона и о Доне. Ростов-на-Дону 2007 г.

  4. Виталий Закруткин в книгах и жизни. Ростовское книжное издательство 1978 г.

  5. Виталий Закруткин «Кавказские записки». Ростовское книжное издательство 1970 г.

  6. Виталий Закруткин «Цвет лазоревый». Издательство «Советская Россия». Москва – 1975 г .

  7. В. Б. Небратенко, В. Д. Яцык. Край родной - хрестоматия для чтения. Ростов-на-Дону. Издательство Баро 2004 г.

8.Литература Дона. Ростов-на-Дону. ЗАО «Книга» 2005 г.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: