Валеологизация учебно-воспитательного процесса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 г.Гулькевичи муниципального образования Гулькевичский район
Валеологизация
учебно-воспитательного процесса.
учитель химии:
МОУ СОШ № 4
г.Гулькевичи
Чупилко Т.Н.
В начале 90х годов социально-экономическая ситуация привела к резкому ухудшению состояния здоровья населения России, главным образом детского. Катастрофический демографический сдвиг привел к резкому сокращению численности населения, а так же к биологической и психологической деградации:
- за последние три года средняя продолжительность жизни по стране уменьшилась на 7-8 лет.
- резко сократилась рождаемость; только 15% детей рождаются практически здоровыми, только 4% выпускников средних школ признаются здоровыми.
- если в 1965г. число лиц с онкозаболеваниями составляло на тысячу жителей 225 человек, то в 2009г. (спустя 23 года после Чернобыльской аварии) уже 1373 человека.
- в России ежегодно в воду и под землю уходят более 500 млн. тонн промышленных стоков, предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания превышает нормативные показатели в несколько раз, галогеносодержащие промышленные яды, снижающие иммунитет человека, влияющие на генетический аппарат, изменяя тем самым наследственность. «Генетический груз» человечества уже превысил 2 тыс. наследственных болезней.
- несбалансированность питания, излишнее употребление углеводистой пищи, как наиболее дешевой, способствует развитию ожирения, болезням обмена веществ, сахарного диабета, кариеса.
- главной отдушиной в жизни ребенка, жаждущего общения, нередко становится экранный мир, таинственный авторитет которого овладевает все больше и больше умами юной публики, распоряжается их душами. Многочасовое сидение у экранов телевизора, работа с компьютером приводят к росту заболеваний глаз, нарушениям опорно-двигательного аппарата. Результатом гиподинамии являются многочисленные невротический, сердечнососудистые заболевания органов пищеварения.
- система здравоохранения демонстрирует свою неспособность исправить ситуацию. Медицина, в силу ряда причин, становится все более лечебной, узкоспециализированной наукой. Она достаточно много накопила данных о болезнях и менее всего о здоровье.
По мнению доктора медицинских наук И.И. Брехмана, основателя науки валеологии, здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье выгодно биологически – организм сохраняет более эффективно и долговременно свою природу.
Здоровье выгодно экономически – здоровые люди сохраняют трудовые ресурсы, здоровье детей определяет экономическое развитие страны, её обороноспособность, а так же здоровье нации в целом.
Здоровье выгодно эстетически – здоровый ребенок, взрослый человек отличается цветущим видом, привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.
Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные и экологические условия развития. Но в то же время с негативным влиянием на здоровье школьных факторов риска (интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников) специалисты связывают от 20% до 40% этих влияний.
К сожалению, вышеизложенные факты, несомненно, отражаются на уровне здоровья учащихся и нашей школы: полностью здоровые дети 61,7%, имеют хронические заболевания 38,3%. Из них 33% с нарушениями осанки, 16% - с нарушением зрения, 9% - с желудочно-кишечными заболеваниями, 5 детей – инвалидов, 2 – обучаются на дому.
Рациональная организация режима дня школьников и проблема перегрузки тесно связаны с нарушением в организации общего режима дня учащихся.
В режиме дня учащихся 1-х классов должны быть предусмотрены:
- учебные занятия и дорога в школу 4-5 часов;
- домашние занятия – до 1 час;
- дополнительные занятия (музыка, спорт) до 1 часа.
В режиме дня учащихся 10х классов:
- учебные занятия и дорога в школу – 6-7 часов;
- домашние занятие (3-3,5 часа);
- дополнительные занятия (факультативы, музыка) – 1-1,5 часа.
Увеличение времени на занятия в школе и домашние задание неизбежно влечет за собой сокращение ночного сна, активного отдыха на воздухе и свободного времени. В целом же двигательная активность школьников должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени (за вычетом времени сна).
Комплексный анализ здоровья детей позволил разработать программу дополнительных мер по улучшению их здоровья. В курсе обучения школьников 2-4х классов включен предмет «Валеология» - наука о здоровом образе жизни, где ребята ведут разговор о закаливании, правильном питании, вредных привычках. С целью закаливания организма после третьего урока организована динамическая пауза на свежем воздухе. В учебный план введен третий час физической культуры – интегрированный с основами безопасности жизнедеятельности. Для учащихся 5х-6х классов с нарушением осанки проводятся занятия ЛФК – метод использующих средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для быстрого и полного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. Учебные занятия сочетающие в себе психическую, статистическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, предусматривают проведения на уроках физкультминуток для снятия локального утомления (гимнастика для глаз) и физкультминуток общего воздействия.
Вопрос сохранения и укрепления здоровья учащихся является одним из центральных при проведении педагогических советов, методических объединений, учитывая что нарушения в состоянии здоровья учащихся являются причиной трудностей в усвоение или учебного материала. На основе анализа основных параметров состояния здоровья школьников и систематической диагностики состояния психофизического здоровья детей разработан педагогический проект «Служба здоровья школы как организационная основа здоровьесберегающей деятельности в школе», в котором большое внимание уделяется факторам, влияющих на сохранение физического и психического здоровья учащихся. Неотъемлемой частью этой экспериментальной работы является разработка учебной программы «Педагогика здоровья» (1-9 класс) и экспериментальное обоснование основных направлений деятельности школьной Службы здоровья, разработка структурно-функциональной модели реализации программы (см. приложение).
Выше сказанное предполагает создание стройной системы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, главная цель, которой – обеспечение равновесия между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой, формировании разумной системы потребностей у детей в здоровом образе жизни.
Модель школьной Службы здоровья проектировалась нами в 4 модулях:
Исследовательско-диагностический модуль: тесты школьной тревожности, цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников, социометрические исследования классных коллективов, рисуночные тест «Здоровый и больной человек», анкеты для родителей, учителей, учащихся, методика изучения степени удовлетворенности учащихся школьников жизнью А.Андреева, изучение карт здоровья учащихся, их творческих работ, проектов и других материалов.
Методы формирования ценностного отношения к своему здоровью (психолого-педагогический модуль): тренинги психологической безопасности, приучение к оптимальной двигательной активности, валеологическое просвещение учащихся, их родителей учителей, организация волонтерской деятельности в области оздоровления и здоровьесбережения.
Управленческий модуль: кадровое обеспечение социально-педагогической деятельности, организация процесса освоения новшества на основе деятельности исследовательских групп учителей, диагностической группы, создания организационно-педагогических условий для функционирования Службы здоровья, обеспечение научного руководства и экспертизы экспериментальных результатов.
Социально-педагогический модуль (модуль социального здоровья растущей личности): социально-педагогичсекая поддержка семей, воспитание правило сообразного поведения социальных умений школьников, толерантности, взаимопонимания и поддержки в классных и творческих коллективах школьников.
Таким образом, основная задача нашей школы по проблеме оздоровления детей – нормализация учебного процесса, необходимая для:
а) снятия перегрузки, перенапряжения;
б) обеспечения условий успешного обучения;
в) создания условий сохранения здоровья школьников;
г) привития элементов культуры здоровья всем участникам образовательного процесса.
Для успешной реализации педагогического проекта «Служба здоровья школы как организационная основа здоровьесберегающей деятельности в школе» создается кадровое, научно-методичсекое, материально-техническое, мотивационное обеспечение. Конкретные изменения в учебно-воспитательном процессе охватывают урочную и внеурочную работу в соответствии с приоритетными направлениями программы:
- диагностическим
- опытно-экспериментальным
- профилактическим
- научно-методическим
- коррекционным.
Таким образом, проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна. Решить проблему здоровья в рамках учебно-воспитательного процесса может созданная Служба здоровья. Проводя своевременную профилактическую работу, формируя у учащихся позитивную установку в отношении собственного физического, психического здоровья, педагоги нашей школы решают задачу огромной социальной значимости – создания здорового, дееспособного подрастающего поколения.
Понимая это, одна из задач, которую ставит перед собой педагогический коллектив СОШ № 4 г.Гулькевичи, состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые бы способствовали сохранению здоровья подрастающего поколения в период школьного обучения, т.к. на фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач гуманного образования – развитие природных способностей ребенка. Использование здоровьесберегающих технологий позволит воспитывать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организационно помочь в сохранении и формировании здоровья.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: