Вечная красота
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Именевская основная общеобразовательная школа»
Красноармейского района Чувашской Республики
\
Творческий проект
«Вечная красота»
Выполнила: Владимирова Юлия Николаевна, ученица 9 класса
Руководитель: Евсеева Раиса Егоровна,
учитель технологии
2
013 г.
Содержание
Содержание................................................................................ 1
Цель и задачи проекта ...............................................................2
Актуальность...............................................................................2
Обоснование проекта .................................................................2
Историческая справка о полотенце..........................................3
Чувашская вышивка……………………………………….….4
История сурпана………………………………………….…. 5
Дизайн-анализ…………………………………………………6
Первоначальные идеи…………………………………………6
Виды стежков……………………………………………….…7
Экономическое обоснование…………………………………8
Вывод ...........................................................................................9
Литература ..................................................................................9
Реклама……………………………………………………….10
Цель проекта
Изготовить изделие с национальным компонентом (полотенце).
Задачи проекта
Углубить знание о материальной и духовной культуре чувашского народа.
Усовершенствовать навыки вышивания.
Научиться самой воплощать понравившиеся идеи в жизнь.
Научиться добиваться своих целей упорством и трудом.
Изучить историю полотенца, сурпана.
Развивать творческое воображение, художественный вкус, чувство композиции.
Воспитать в себе такие качества, как аккуратность, терпение, усидчивость и внимательность.
Закрепление навыков шитья.
Актуальность
Несомненно, каждый человек стремится к прекрасному и возвышенному, что, прежде всего, свидетельствует о его желании жить и постигать невероятные глубины искусства. Как нам кажется, основоположником искусства был не человек, а сама природа. Бывало, взглянешь на картину и утонешь в ее красоте, а что же творится в душе, когда видишь необычайно красивые кружева, неповторимую чувашскую вышивку, и словом не передать.
Жаль, что даже в паспортах отсутствует графа – национальность. Да, несомненно, мы являемся гражданами мира, но кроме этого мы – граждане своей страны. У нас у каждого есть своя малая Родина. Мы – дети чувашского народа, и нам приятно осознавать, что чувашский народ уникален. У нас богатая история. Нельзя терять связь времен, национальные традиции. Чтобы это не произошло, необходимо тщательно исследовать историю своего народа, его культурные традиции, народное искусство.
Обоснование проекта
Сегодня в век необычайных технологических открытий и сверхскоростей возрождается интерес к различным видам прикладного искусства. Декоративно – прикладное искусство – это искусство, служащее для художественного оформления быта и среды обитания человека, жилого и общественного интерьера.
Квартира, в которой мы живем, работаем и отдыхаем, должна быть удобной, уютной и, конечно же красивой. Чтобы достигнуть этого, вовсе нет необходимости затрачивать большие средства. Но для этого необходимо многое сделать своими руками. Увлекаясь рукоделием, можно создать красивый и неповторимый интерьер. Каждое рукотворное произведение должно быть выполнено по заранее продуманному плану, для конкретной цели и в определенном цвете.
Чувашская вышивка – одно из неповторимых явлений мирового прикладного творчества, владение которым дает возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и приобрести индивидуальный стиль в жизни. Она характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы и т.д. Раньше считалось, что все материалы (нитки, холст, металл) имеет божественное происхождение и магическую силу.
Вот и мы решили изготовить полотенце с чувашской вышивкой.
Историческая справка (полотенце)
С древних времен место, где готовилась пища являлось домашним очагом. Да и сейчас большую часть домашнего времени люди проводят на кухне. Поэтому это помещение должно быть удобным и красивым, так как в нем не только хранят и готовят пищу, а также часто завтракают, обедают, ужинают.
Полотенце – неширокий и удлиненный кусок ткани для вытирания чего- либо. В традиционной культуре русского и чувашского народа есть обычаи и обряды, связанные с использованием ритуальных предметов, которые выделились из огромного предметного мира, окружающего человека, и заняли в этом мире особое место. К ним же относятся и полотенце, как предмет декоративно – прикладного искусства и неотъемлемый элемент народных обрядов, обычаев, поверий и праздников. Функционирование ритуального полотенца в обычаях и обрядах далеко не случайно.
К изучению традиций, связанных с использованием ритуального полотенца в России, а так же его функции и эстетические возможности, обращались известные ученые – путешественники, историки, этнографы, искусствоведы. В. В. Стасов отмечал: «…полотенце служит для украшения изб по праздникам и тут, развешанные рядами на веревочках, тянущихся по стенам, является чем – то вроде наивной первобытной галереи русского крестьянина. Он же, анализируя орнамент полотенца, говорит, что «Ширинка» - небольшой кусок холстины, вышитый по концам, вешается через плечо дружке на свадьбе, иногда носиться в виде кушака или же, будучи малого размера затыкается вместо платка».
Полотенца были самые разные. Одни предназначались для вытирания рук, другие – для вытирания лица, третьи – для украшения продуктов питания от засыхания. Были еще особые полотенца, которые назывались сурпанами.


Чувашская вышивка
Вышитые вещи вновь стали модными. Вышитый народный костюм вызывает в каждом человеке волнующее чувство красоты и прикосновения к вечности. Чувашская вышивка является основным видом чувашского народного орнаментального искусства. Орнаменты чувашской вышивки возникли в глубокой древности и были связаны с преставлением народа об окружающей действительности. Да ни одна нация не имеет столько разнообразных швов. В краю ста тысяч слов,
В краю ста тысяч песен,
В краю ста тысяч вышивок. / И. Я. Яковлев/
Наш великий просветитель И.Я. Яковлев очень высоко ценил чувашскую вышивку. В Симбирской, чувашской учительской школе (открытой в октябре 1868 г, основателем и руководителем которой на протяжении 50 лет был И.Я. Яковлев) большое внимание уделяли занятиям рукоделием.
У моей бабушки в сундуке до сих пор хранятся вышитые изделия: сурпан, хушпу, масмак, рубашки и платья. Мы с сестрой очень любим рассматривать эти изделия, наряжаться и любоваться собой перед зеркалом, представляя те далекие зимние вечера, проведенные нашими бабушками и прабабушками за вышиванием (Юля Владимирова).
Много труда и терпения надо вложить в создание и изготовление такой одежды, чтобы изделия получились красивыми и эстетичными.
Предками современных чувашей считаются булгары и сувары. Рассматривая вышивки булгар и чуваш, можно найти много общего.
Каждый шов в чувашской вышивке имеет свое место и назначение. Для вышивания композиции применялись как двухсторонние швы так и односторонние. Вышивка начинается с контура рисунка, которая выполняется черной ниткой. Затем узор заполняется. В вышивке все осмысленно, нет случайностей и незначительных деталей, чувашская вышивка не умирает. Пока в людях осталась тяга к красоте – она живет и развивается.
История сурпана
Сурпан – женская головная повязка из белого тонкого домотканого холста, украшенная вышивкой. Старинные головные уборы чувашских женщин делятся на две группы: покрывала и шапки. К группе покрывал относятся головная повязка (сурпан с привязью масмак), покрывало невесты (перкенчек). Сурпаны вышивались вдоль обеих кромок и концов. Его носили постоянно. Украшение сурпанов и способы их ношения в этнографических группах имели свою специфику.
У низовых чуваш сурпан был длинный ( почти 2,5 м.) и покрывал голову. Средняя часть была из белого полотна, а концы украшались узорноткаными полосками, лентами и кружевами. Сурпан низовых закреплялся головной повязкой.
Сурпан чувашек, анат енчи был короче, украшения – это тканые или кумачовые полоски, вышивка, белые кружева. Сурпан одевался по другому, с помощью повязки масмак.
Сурпан верховых чувашек был не длинный (120 – 180 см.), узкий. Его изготовляли из тонкого полотна с двухсторонней вышивкой. Концы украшались бахромой, разноцветными бисером.
С древних времен чувашские женщины повязывали на голову сурпан. Этот головной убор был неотъемлемой частью одежды замужних женщин. Считалось, что он защищает от сглаза, злых духов, оберегает от болезней и смерти. Его не снимали даже во время сна. То, что сурпан одели, означало, что девушка вышла замуж. Его замужние женщины одевали для того, чтобы не показывать волос свекру и деверям, потому что показывать им волосы или голые ноги считалось в старом быту непристойным и даже грехом.
Когда молодая жена одевалась на свадьбу, она должна была сделать подарок тому человеку, который в первый раз повязал ей сурпан. Девушка, которая собиралась выйти замуж, заранее готовила сурпан.


Дизайн - анализ
Свойства тканей
Технология изготовления
Цветовая гармония
Отделка



Выбор оборудования
Дизайн – анализ подарка





Экономический расчёт
Вышивка
Экономическое обоснование
Первоначальные идеи
Кухонный набор
(у нас есть)
Фартук
(на улицу
не оденешь)

Что изготовить с национальным компонентом?




Куклу в национальной одежде, но мне хочется, чтобы мою работу видели люди
Украшения
(отдельно не поносишь)
Подарок - полотенце (самый подходящий вариант)
Итак, зная, что моя бабушка в молодости прекрасно вышивала, я остановила свой выбор на вышитом полотенце.
Виды стежков
Инструкционная карта (чувашская вышивка)
№ | Название стежков |
1 | Йéпкéн- контурный |
2 | Кукáр- макáр- зигзаг |
3 | Эрехле- редкий крестик |
4 | Турчка – кочерга |
5 | Йывáç турати- ветка дерева |
6 | Шыв юххипе чéп куçé- извилина ручейка и глаза цыплёнка |
7 | Кукáр-макáр тата ура- извилина с ногами |
8 | Майракаллá тéрé - узор с рогами |
9 | Лаша - конь |
10 | Çéр- земля |
11 | Чечек- цветок |
12 | Сайра шулам- косая стежка |
13 | Сиктеруллé- пунктир, набор |
Экономическое обоснование
Название | Цена за 1 м (руб за штуку) | Расход материалов | Всего (руб) |
Редина | Было у бабушки | 1,5 м : 0,4 м = 0,6 м в квадрате | |
Мулине (красное- 3 шт, черное- 1 шт.,желтое -1 шт.,зеленное-1 шт., голубое- 1 шт.) | 5 | 7 штук | 35 |
Цена за материалы составила 35 р. 00 коп. В материальные затраты входит также расход электроэнергии. Он включает в себя:
1. влажно-тепловую обработку: Т1 = 0,25 ч * 1 кВт = 0,25 кВт/ч
2. освещенность кабинета: Т2 = 20 ч * 0.25 кВт = 5 кВт/ч
Т = Т1+Т2 = 5,25кВт/ч
Цена за 1 кВт/ч электрической энергии составляет
5,25 кВТ * 1,53 руб = 8.03 руб
3/п в час = з/п в месяц/ кол-во рабочих часов =10000 руб. : 180 ч =55,56 руб./ч
Рабочее время = часов; заработная плата составляет 55,56 руб. 20 ч = 1111,20руб
Подоходный налог = 13%, он составляет 144,46 руб.
Амортизация: амортизационные отчисления = цена оборудования /срок службы на время работы.
Иголка вышивальная (1 упаковка)- 25 рублей.
Ко. – компьютерное оформление.
Амортизация компьютерного оборудования на один день равна 8 руб. в час,
а так как над проектом я работала 8 часа, следовательно, амортизации
компьютерного оборудования для моего проекта равна 8 * 8 = 64 руб. Для
распечатки понадобится 15 листов, а цена одного равна 1 руб. Тогда
стоимость бумаги равна 15 * 1 = 15 руб.
Ко = 64 + 15= 79 руб.
Прочие отчисления: кредитов нет; аренда помещения в нашем случае равна нулю, так как производство идет в школьных мастерских и дома.
Себестоимость равна: Сс = Мз + з/п + Ао +Ко прочие отчисления
Сс = 35+8,03+1111,20+25+79= 1158,23 руб
Экологическое обоснование
При изготовлении подарка в основном я старалась применять ткани из натуральных волокон, чтобы подарок не оказало вредное воздействие на окружающих. Подарок излучает тепло и доброту, так как при вышивке всю свою любовь я вложила в подарок. Дети и взрослые восхищаются моим изделием.
В наше время все больше внимания обращают на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Окружающая среда воздействует на человека и в наше время это воздействие, к сожалению, не всегда положительное. Вышивание является одним из наиболее экологически чистых производств, так как не используется токсические веществ и обладает возможностью применения безотходных технологий.
Вывод
Работа над проектом помогла мне узнать традиции и обычаи моего народа, связанные с вышивкой. Не зря говорят о Чувашии, как о крае ста тысяч вышивок. Я сама убедилась на собственном опыте, когда выбирала узоры для подарка.
Подарок обошелся мне дешевле, чем покупная вещь.
Научилась работать самостоятельно с литературой, находить и выбирать нужную информацию. При изучении спроса и предложения изделия, получила навыки общения с людьми разных возрастов.
Я научилась рассчитывать себестоимость изделия, делать выводы и анализировать. Выслушивать мнение и оценку одноклассников и учителя.
При выполнении моделирования подарка советовалась с учителем.
Работала над проектом с удовольствием. Теперь могу с уверенностью сказать, что и более сложные изделия мне по силам.
Во всем мире больше всего ценятся вещи, выполненные в ручной технологии, которые отличаются высокой степени сложности, уникальностью и изяществом. От него веет теплом и уютом старых добрых времен, оно прекрасно вписывается и в современный интерьер, оживляя и согревая его.
В подарке я недостатков не вижу. Оно нравится всем, особенно моей бабушке. Надо уметь найти в традиционных вещах то новое, что делает ее снова модной и современной.
Литература
1. В.Д.Симоненко. Технология 6-9 кл.
2. Е.Н.Юдина. Шейте сами.
3. Э.Д.Мсджитова, АА.Трофимов. Чувашское народное искусство.
4. Гоген-Горин. Женская одежда народов Поволжья.
5. Н.А.Ургалкина. Художники Чувашии.
6. Николаев В., Иванов-Орлов Г., Иванов В. Чувашский костюм от древности до современности.
Р


Вы очень быстро освоите технику вышивания.
Фольклорные мотивы - источник вечный и неисчерпаемый.
Строчка за строчкой -
к потрясающему результату!
Просто! Но чрезвычайно эффектно.
Рекламный проспект готового изделия

Полотенца вышиваем
И избу мы украшаем:
Зеркала, передний угол,
Фотографии на стене,
Чтоб они напоминали
О чувашской старине!
страница 1
скачать
Другие похожие работы: