NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям


Высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» кафедра педагогики, психологии и социальной работы

РАЗДЕЛ 2.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИН, ОТРАЖАЮЩИХ ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ




МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ




Тема 1. Введение в предмет методика воспитательной работы, его основные понятия. Основные признаки методики воспитательной работы. Методы, приёмы и средства воспитания

Предмет, его содержание, цели и задачи. Воспитание. Воспитательная работа. Воспитание как педагогическая система. Признаки методики воспитательной работы. Воспитательная система школы и система воспитательной работы. Методика общая, частная. Конкретная. Алгоритм. Методика воспитания.

Методика воспитательной работы. Метод воспитания. Классификация методов. Выбор методов воспитания. Приёмы и средства воспитания.

Тема 2. Технологии воспитания

Понятие и признаки технологии. Воспитательные технологии. Типы воспитательных технологий. Проблема поиска адекватной современной технологии воспитания.

Тема 3. Методика постановки цели и целеполагания в воспитательном процессе

Сущность и значение цели и целеполагания. Классификация целей. Особенности процесса целеполагания. Система целей и задач их взаимосвязь. Методика целеполагания (этапы).

Тема 4. Методика планирования воспитательного процесса

План и планирование. Назначение и функции плана. Требования к плану и планированию. Виды и структура плана. Организация планирования воспитательной работы (алгоритм).
Тема 5. Воспитательная система школы

Что такое воспитательная система школы? Зачем создавать воспитательную систему школы? Компоненты воспитательной системы школы.

Тема 6. Методика моделирования концепции воспитательной системы школы

Этапы развития воспитательной системы школы. Методика создания воспитательной системы школы.

Тема 7. Управление воспитательной системой школы

Заместитель директора по воспитательной работе в современной школе. Функциональные обязанности заместителя директора по воспитательной работе.

Тема 8. Назначение и функции классного руководителя

Из истории должности классного руководителя. Нормативно-правовая база деятельности классного руководителя. Назначение и функции классного руководителя.

Тема 9. Методические знания классного руководителя

Методический алгоритм деятельности классного руководителя. Методика подготовки и обобщения опыта классного руководителя. Что такое обобщение опыта работы, его виды и содержание. Методика обобщения опыта работы классного руководителя.

Тема 10. Методика анализа результатов воспитательного процесса

Эффективность воспитательного процесса. Принципы изучения эффективности процесса воспитания. Критерии эффективности воспитательного процесса.

Тема 11. Традиционная программа воспитания

Направления воспитательной работы. Задачи и содержание каждого направления.

Программа формирования базовых культур личности

Культура жизненного самоопределения. Подпрограммы «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».

Программа освоения социальных ролей

Социальные сферы и роли. Семьянин. Член детского, подросткового, молодёжного сообщества. Ученик, воспитанник. Патриот своего города. Россиянин, гражданин своего Отечества. Человек мира. Человек-творец.

Программа воспитания ценностного отношения к миру

Природа как общий дом человечества. Нормы культурной жизни. Человек как субъект жизни и наивысшая ценность на земле. Социальное устройство человеческой жизни. Формирование образа жизни, достойной Человека. Формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Тема 12. Методика подготовки и проведения линейки первого и последнего школьного звонка

Методика подготовки. Методика проведения.

Тема 13. Методика подготовки и проведения классного часа

Функции, принципы, назначение классного часа. Личностно-центрированный классный час. Методическое оформление классного часа.
Тема 14. Методика организации разнообразных форм воспитательной работы (экскурсии, беседы, дискуссии, прогулки, встречи,культпоходы, выезды.)

Основные формы, их содержание. Методические требования к организации и проведению форм воспитательной работы (алгоритм).

Тема 15. Методика индивидуальной воспитательной работы с детьми

Что такое индивидуальное воспитание. Формы индивидуального воспитания.

Тема 16. Методика подготовки и проведения КТД, школьного праздника

Что такое КТД. Структура КТД. Технологическая карта подготовки КТД,

школьного праздника.

Тема 17. Методика подготовки и проведения школьного конкурса

Что такое конкурс. Методика подготовки конкурса. Виды конкурсов.

Тема 18. Методика подготовки и проведения деловой игры

Что такое деловая игра и её роль в воспитании учащихся. Методика проведения деловой игры.

Тема 19. Методика подготовки и проведения коммунарского сбора

Что такое коммунарский сбор, его организация и проведение.

Тема 20. Методика организации жизнедеятельности школьников на каникулах

Что такое школьные каникулы. Как организовать школьные каникулы.

Тема 21. Методика организации ведения школьной летописи

Что такое школьная летопись. Методика организации её ведения.

Тема 22. Методика подготовки и проведения торжественной части выпускного вечера, вручения первого школьного документа

Как подготовить и провести торжественную часть праздника вручения первого школьного документа.

Тема 23. Методика подготовки и проведения педагогического совета по вопросам воспитания, семинара для классных руководителей

Что такое педагогический совет. Как выбрать тему педагогического совета. Как подготовить и провести педагогический совет по проблемам воспитания. Что такое методический семинар. Методика подготовки и проведения семинара для педагогов.

Тема 24. Понятие о коллективе

Главные характеристики коллектива. Воспитательный коллектив как система. Структуры ученического коллектива.

Тема 25. Взаимодействие личности и коллектива

Модели развития отношений между личностью и коллективом. Вхождение личности в социум.

Тема 26. Методика формирования и развития коллектива

Стадии развития коллектива. Средства формирования коллектива. Условия развития коллектива.

Тема 27. Методика организации школьного самоуправления

Что такое самоуправление. Принципы, на которых строится школьное самоуправление. Функции ученического самоуправления. Системы ученического само- и со- управления. Методика создания школьного самоуправления.

Тема 28. Понятие о педагогическом взаимодействии

Сущность педагогического взаимодействия. Условия для педагогического взаимодействия. Основные стили педагогических отношений. Стратегии и способы педагогического взаимодействия. Конкуренция. Кооперация. Педагогическое взаимодействие на основе понимания, принятия, признания. Условия повышения эффективности педагогического взаимодействия

Условия и факторы повышения эффективности педагогического взаимодействия. Методика организации педагогического взаимодействия

Педагогическая поддержка. Психолого-педагогическое сопровождение. Индивидуальная помощь.

Тема 29. Методика организации взаимодействия семьи и школы

Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника. Функции семьи. Климат семейных отношений. Режим семейной жизни. Условия взаимодействия педагогов и родителей. Психолого-педагогическая диагностика семьи. Типы семей. Различные классификации типов семей.

Работа с неблагополучными семьями. Проблема воспитания детей в семье. Просчёты семейного воспитания. Методики педагогического просвещения родителей. Различные формы организации педагогического просвещения родителей.

Тема 30. Формы сотрудничества с родителями школьника

Формы совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей

Формы взаимодействия педагогов и родителей. Методика реализации данных форм в практику.

Тема 31. Методика подготовки и проведения родительского собрания

Виды родительских собраний. Как подготовить и провести родительское собрание. Методики индивидуального взаимодействия с родителями. Формы индивидуально взаимодействия с родителями.

Тема 32. Методические материалы для родительской общественности

Виды методических материалов. Методика их подготовки.

Тема 33. Методики исследования воспитательного процесса

Исследование воспитательного процесса. Методики, опросники, тесты.

Тема 34. Методики изучения результатов и эффективности реализации воспитательной функции (анализ воспитательного мероприятия)

Особенности изучения результатов и эффективности воспитания. Методики изучения воспитанности школьников и эффективности педагогических средств. Требования к изучению результатов и эффективности воспитательного процесса. Диагностика коллектива.

Тема 35. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе

Цель и предмет мониторинга. Диагностика личностного роста школьников. Изучение детского коллектива.

Тема 36. Анализ воспитательной деятельности

Сущность и требования к аналитической деятельности. Виды и уровни анализа. Стадии аналитической деятельности. Методика анализа формы воспитательной деятельности. Методика анализа воспитательной работы за учебный год.

Тема 37. Актуальные проблемы современного образования

Возрождение духовных традиций национального воспитания. Формирование культуры межнационального общения. Проблема семейного воспитания.

Тема 38. Национальное своеобразие воспитания

Воспитательная система этноса. Модели историко-социокультурных и педагогически организованных воспитательных систем.

Тема 39. Воспитание культуры межнационального общения

Структурные компоненты культуры межнационального общения. Межнациональная толерантность. Методика воспитания культуры межнационального общения.

Тема 40. Проблема профессиональной ориентации школьников

Интерес. Склонности. Профнаправленность. Призвание. Технология профессиональной ориентации.
Основная литература

1. Подласый И.П. Педагогика. Кн. 2. Процесс воспитания. М., 2009.

2. Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2002.

3. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. М.: Владос, 2000.

4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., 2004.

5. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина; изд. 4-е. М.: Академия, 2008.

6. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. М.: Академия, 2007.

Дополнительная литература



1. Бельковец Л. П.. Мы учимся учиться [Текст]. Кн. 1 / Л. П. Бельковец. - М. : Логос, 2000. - 44 с.

2. Шумская Л. И. Основы воспитательной работы с учащейся молодежью [Текст]: учебное пособие / Л. И. Шумская, Ж. В. Завадская. - Минск : Унiверсiтэцкае,2000. - 190 с.

3. Сценарии праздников конкурсов, игр [Текст] : для воспитателей и педагогов-организаторов. - Ростов н/Д : Феникс, 2001. - 188 с. - (Школа радости).

4. Степанов П. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе [Текст] / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова. - М. : Просвещение, 2003. - 84 с.

5. Сибирцова Г. Н. Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе [Текст] : опыт, рекомендации, документы / Г. Н. Сибирцова. - 2-е изд., доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 380 с. - (Сердце отдаю детям).

6. А.С. Макаренко о воспитании [Текст] : для педагогов, родителей и студентов педвузов / сост. Д. И. Латышина. - М. : Школьная Пресса, 2003. - 192 с. - (Золотой фонд педагогики).

7. В. А. Сухомлинский о воспитании [Текст] : для педагогов, родителей и студентов педвузов / сост. Д. И. Латышина. - М. : Школьная Пресса, 2003. - 192 с. - (Золотой фонд педагогики).

8. П. Д. Юркевич о воспитании [Текст] : для педагогов, родителей и студентов педвузов / сост. А. П. Фурсов. - М. : Школьная Пресса, 2004. - 192 с. - (Золотой фонд педагогики)

9. Работа классного руководителя [Текст] : Методическое пособие / ред. Е. А. Слепенкова. - М. : АРКТИ, 2005. - 168 с.

10. Обсуждаем проблемы воспитания [Текст] : методические разработки педагогических советов / ред. Е. Н. Степанов, ред. М. А. Александрова. - М. : Сфера, 2004. - 160 с.

11. Планирование воспитательной работы в классе [Текст] : методическое пособие. - М. : Сфера, 2004. - 128 с.

12. Защищая детство [Текст] / сост. : Т. Е. Заводова, О. А. Хаткевич. - Минск : Красико-Принт, 2005. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).

13. Степанов П. В. Как создать воспитательную систему школы [Текст] : возможный вариант / П. В. Степанов. - М. : Педагогическое общество России, 2006. - 64 с.

страница 1 ... страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9 ... страница 11страница 12


скачать

Другие похожие работы: