Высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Тема 4.Мастерство учителя в управлении своим эмоциональным состоянием. Эмоциональная выразительность, волевая саморегуляция, самочувствие, настроение. Мастерство преподавателя в управлении своим эмоциональным состоянием и эмоциональным состоянием учащихся. Техника саморегуляции.
Тема 5. Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности.
Взаимосвязь театральной и школьной педагогики. Вербальные и невербальные средства общения в деятельности педагога. Элементы психофизической техники. Мимическая, пантомимическая выразительность. Межличностное пространство, дистанция, направленность общения.
Тема 6. Мастерство речи учителя.
Значение техники речи. Условия эффективности речи учителя. Развитие навыков правильного дыхания, голосообразования, дикции. Дефекты речи и их устранение. Культура речи.
Тема 7. Мастерство педагогического общения.
Коммуникативные способности педагога. Основные функции общения, структура, уровни. Стили и модели общения. Индивидуальный стиль общения педагога и его влияние на обучение, воспитание и развитие личности. Методика оценки коммуникативных способностей учителя. Способы овладения педагогическим общением.
Тема 8. Особенности общения педагога с учащимися разного возраста.
Учет педагогом возрастных особенностей школьников в процессе совместного общения. Позиция педагога в общении с детьми разного школьного возраста. Способы достижения взаимопонимания.
Тема 9. Культура педагогического общения в образовательном учреждении.
Основные компоненты культуры педагогического общения и способы ее формирования. Педагогический такт как проявление профессиональной культуры учителя. Общие этические принципы и характер делового общения (официальные и неофициальные формы общения).
Тема 10. Основы мастерства индивидуального воздействия.
Внушение и убеждение в системе коммуникативного воздействия. Общие психолого-педагогические требования к убеждению. Условия эффективности убеждающего воздействия учителя. Перестройка ложных убеждений, ее приемы. Педагогическое внушение и условия его эффективности. Взаимосвязь внушения и убеждения.
Тема 11. Игра в педагогическом процессе.
Роль игры в развитии личности ребенка. Особенности детской игры. Виды игр. Педагогическое руководство игрой. Позиция педагога. Ролевые игры учащихся разных возрастных групп. Роль учителя в организации игровой деятельности в учебном процессе. Игровые технологии.
Тема 12. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.
Причины возникновения и формы проявления конфликтов. Виды, структура, стадии протекания конфликта. Конфликтные отношения учителя и класса. Проблема разрешения межличностных конфликтов в классном коллективе. Ситуации и конфликты с учениками разного возраста и их родителями. Предъявление педагогического требования. Способы разрешения педагогических ситуаций и конфликтов.
Тема 13. Система воспитательной работы классного руководителя.
Роль классного руководителя в процессе воспитания. Направления работы классного руководителя: «Здоровье», «Взаимодействие», «Нравственность», «Интеллект», «Досуг», «Семья». Функции кл. руководителя по каждому направлению. Права и обязанности кл. руководителя. Основная документация.
Тема 14. Планирование воспитательной работы.
Функции планирования. Виды и формы планов. Структура, содержание и форма плана воспитательной работы. Технология коллективного планирования.
Тема 15. Воспитательное дело: формы, организация, планирование, анализ.
Воспитательное дело и воспитательное мероприятие. Сходство и отличия. Требования к подготовке и проведению мероприятий. Современные формы воспитательных мероприятий. Методика коллективной творческой деятельности и возможности ее реализации при проведении воспитательных дел.
Тема 16. Работа классного руководителя с родителями.
Основные направления взаимодействия школы и семьи. Функции классного руководителя в работе с семьей: изучение особенностей семьи и ее влияния на воспитание ребенка; психолого-педагогическое просвещение родителей; организация совместного проведения досуга детей и родителей; поощрение родителей, участвующих в жизни класса. Формы и методы работы с родителями.
Родительское собрание: особенности данной формы, требования к организации и проведению, нетрадиционные формы родительских собраний.
Тема 17. Основы профессионального самообразования и самовоспитания педагога.
Сущность педагогического самообразования. Формы и источники педагогического самообразования и самовоспитания. Творческий рост педагога.
Основная литература:
Коломинский Я.Л. Человек среди людей. Минск, 2007.
Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М., 2000.
Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М.: ПРО, 2000, 256 с.
Бодалев А.А. Личность и общение. М.,2003.
Бочарова О. Учитель как субъект педагогического общения. — Кемерово, 2004
Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М., 2004.
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Способы выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М., 2009.
Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М., 2000.
Гриндер М. Исправление школьного конвейера. - Серия «НЛП в педагогике», 2004.
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 2007.
ЕршовП.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. - М., 2008
Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2000
Кан-Калик В.А. - Учителю о педагогическом общении. - М., 2007.
Кнебель М. И. Поэзия педагогики. - М., 2006.
Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. - М., 2009.
Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М.: 2006.
Основы педагогического мастерства./ Под ред. И.А Зязюна. - М.: Просвещение, 2009.
Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. - М.: 2009.
Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 512 с.
Дополнительная литература:
Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.Пиз А. Язык телодвижений. - СПб.,2007.
Коган М.С. Мир общения. М., 2008.
Левитес Д.Г. Школа для профессионалов или Семь уроков для тех, кто учит. М.- Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2001, 256 с.
Ллойд Л. Школьная магия (удивительная технология для учителей и репетиторов). Серия «НЛП в педагогике», 2004.
Ложникова Н.А. Психолого-педагогические основы сотрудничества педагогов и школьников в учебно-воспитательном процессе. - Кемерово, 2004.
Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. 2-е изд. - М.. 2005.
Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 2003.
Машбиц Е.И. и др. - Диалог в обучающей системе. - Киев, 2009.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. -М., 2004.
Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. - М., 2006.
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 2001
Педагогическое мастерство и педагогические технологии./ Под ред. Л.К.Гребенкиной, Л.А.Байковой. –М.,2000.
Практическая психология для преподавателей. – М.: «Филинъ», 2007, 328 с.
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. М., 2009.
Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. – Киев, 2001
Солодова Г.Г., Губанова М.И. Развитие и воспитание личности в общении. - Кемерово.2000
ТолстыхА.В. Взрослые и дети. Парадоксы общения. М., 2004.
Успенский В.Б., Чернявская А.П. введение в психолого-педагогическую деятельность. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. –176 с.
Учителю о педагогической технике. Под ред. Л.И. Рувинского. - М.:
Шмидт Р. Искусство общения. -М., 2002.
Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.-М.-2008.
Щуркова Н.Е. Противоречия школьного воспитания: семь проблем - семь ре-шений..-М.- 2008
ЩурковаН-Е. Общение учителя с детьми//Воспитание школьников.-2005.-№1.-С.2-8.
Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань, 2001.
АНАЛИЗ УРОКА
Тема1. Анализ и самоанализ урока.
Принципы современного анализа урока. Принципы гуманизма Учитель вправе самостоятельно выбирать технологию своего труда. Требования предъявлять только к результату (максимальные). Системность
Тема 2.Анализ целей урока и их достижения
Критерии результативности урока. Оценка правильности и обоснованности определения учителем задач образования, воспитания и общего развития учащихся. Их направленность на высокий конечный учебно-воспитательный результат урока; Учёт при определении целей урока его места в системе уроков;
Целенаправленность деятельности учителя и учащихся на уроке; Достижение целей, учебно-воспитательная результативность урока как основной критерий оценки урока и его слагаемых.
Тема 3. Анализ содержания урока
Реализация воспитательного потенциала содержания урока; Дифференциация и интеграция знаний;
Чёткое выделение учителем основного содержания темы как объекта прочного усвоения на уроке; Использование на уроке различных источников знаний;
Тема 4. Методика проведения урока
Соответствие использованных методов цели и содержанию урока, эффективность их применения;
Интенсивность учебной деятельности школьников на уроке; Организация самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока; Использование нетрадиционных педагогических технологий (изучение материала крупными блоками, использование опор, приёма, опережения и т.д.); Методика развития общих учебных умений и навыков; Методы проверки знаний.Сочетание текущей проверки с тематической, обоснованность оценки знаний; Эффективность использования на уроке наглядности, технических средств;
Ооптимальность выбора учителем сочетания форм обучения – индивидуальной, парной, групповой, коллективной в рамках фронтальной;
Тема 5. Организация урока
Тип и структура урока, их соответствие цели, содержанию и методам, перестройка структуры в целях повышения эффективности урока; Подготовка учащихся к уроку (наличие на партах тетрадей, учебников, ручек и т.д.); Постановка учебных задач, определение плана предстоящей работы;
Организационная чёткость, рациональное распределение и использование учебного времени;
Поведение учащихся на уроке, их прилежание; Подведение итогов урока.
Тема 6. Условия проведения урока
Обстановка в классе: чистота, освещённость, проветрено ли помещение, размещение учащихся. Физкультпаузы. Учёт учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Формирование мотива и умения; Микроклимат на уроке. Стиль взаимоотношений учителя и учащихся, реализация идей педагогики сотрудничества. Собранность и самообладание учителя, его оптимизм.
Тема 7.Виды схем анализа урока.
Полный анализ урока. Структурный анализ урока . Аспектный анализ урока
Краткий анализ урока. Дидактический анализ урока.
Психологический анализ. Психологический анализ. Комплексный анализ уроков
Тема 8. Проблемы и условия качества экспертизы инновационных образовательных проектов
Проблема подлинности инноваций. Экспертная функция. Проект. Экспертиза: метод и эффект
Тема 9. Требования к организации анализа урока.
Отличительные особенности функции внутри школьного контроля. Система посещения уроков.
Классификация целей и посещения уроков. Правила проведения анализа. Психологические требования к уроку, отражаемые в анализе. Планирование, подготовка и виды посещения уроков.
Основная литература
Елканов С.Б. Ответственность как качество личности у подростка.// К проблеме управления обучением и воспитанием. - М., 2000г.
Ильина Т.П. Педагогика. - М., 2004г.
Конаржевский Ю.А. Методические рекомендации по педагогическому анализу урока. - Челябинск. 1982г.
Махмутов М.И. Современный урок. - М., 2001г.
Поляков Е.М., Бадаев В.И, Анализ урока. - Саратов. 2005г.
Сииманов В.П. О требование к уроку и его анализу.// Советская педагогика, №1, 1980г.
Симонов В.П. Урок и его анализ.// Народное образование.№7, 2001г.
Страхов И.В. Психологический анализ урока. - Саратов, 2008г.
Терский Н.Л. Педагогический анализ урока. - Красноярск, 2004г.
Фоменко В.Р. Основы анализа урока. - Ростов-на-Дону, 2009г.
ЭКСПЕРТИЗА В ОБРАЗОВАНИИ
Тема 1. Введение в дисциплину
Система. Системный подход в образовании. Виды систем. Свойства систем. Образовательная система как составная часть социальной системы. Специфические черты образовательной системы. Виды образовательных систем. Определение функционального назначения образовательных систем.
2. Педагогическое проектирование
Педагогический проект. Соотношение понятий «проективный», «проектный», «проектировочный» применительно к сфере образования. Соотношение понятий проектирование, прогнозирование, конструирование, моделирование. Проектная культура. Функции проектной деятельности. Виды, уровни педагогического проектирования. Принципы проектной деятельности.
3. Логика организации проектной деятельности
Субъекты и объекты проектной деятельности. Проблема организации совокупного субъекта. Объекты проектирования и специфика предмета проектной деятельности. Этапы проектирования. Виды педагогических проектов.
4. Объекты педагогического проектирования
Проектирование содержания образования (концепции содержания образования, образовательной программы, учебных планов). Логика проектирования образовательных систем. Проектирование педагогических технологий. Проектирование контекста педагогической деятельности.
5. Экспертиза образовательных систем
Результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования. Цель, объект и предмет экспертизы. Методы и средства экспертизы. Критерии экспертизы образовательной системы ( среды).
6. Гуманитарная экспертиза образования
Общая характеристика гуманитарной экспертизы образования. Предназначение, объект и предмет гуманитарной экспертизы образования. Средства и условия проведения. Требования к участникам проектирования и экспертизы образовательных систем. Форма представления ожидаемого результата экспертизы.
Основная литература:
Лурье Л.И. Моделирование региональных образовательных систем: Учеб.для вузов. – М.: Гардарики, 2006. – 287 с.
Иванов Д.А. Экспертиза в образовании: Учеб.пособие для вузов. – М.: Академия, 2008. – 329 с.
Симонов В. П. Педагогическая диагностика в образовательных системах / В.П. Симонов. – М.: Перспектива, 2010. – 262с.
Программно-целевое проектирование образовательных систем. Стратегии инновационного развития / авт.-сост.: Н.В. Томилина, Е.А. Мясоедова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 349 с.
Дополнительная литература:
Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. – М.: Сентябрь, 2000. – 125 с.
Симонов В. П. Педагогическая диагностика в образовательных системах / В. П. Симонов. – М.: Перспектива, 2010. – 262 с.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Раздел 1. Уровневая система высшего образования
Распространение модели уровневой подготовки специалистов - мировая тенденция развития высшего образования. Болонский процесс в Европе и уровневая система высшего образования. Достоинства уровневой подготовки специалистов. Степени и квалификации в рамках уровневой системы высшего образования в различных странах. Номенклатура образовательных программ подготовки специалистов в области техники и технологий. Влияние академического и профессионального инженерного сообщества на развитие уровневой системы высшего образования. Международныетребованияквыпускникамобразовательныхпрограммпервогоивторогоуровней (Framework for Qualification of the EHEA,EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes иWashington Accord Graduate Attributes and Professional Competencies). Двухуровневая система подготовки специалистов в России. Законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы уровневого высшего образования.
Раздел 2. Структура и содержание образовательных программ: отечественный и зарубежный опыт
Структура образовательных программ подготовки специалистов в российских
вузах до и после введения ГОС ВПО РФ. Содержание образовательных программ подготовки специалистов в области техники и технологий по циклам дисциплин. Качественный и количественный анализ структуры и содержания образовательных программ. Образовательный стандарт вуза и особенности подготовки специалистов в российском вузе. Образовательные программы в области техники и технологий в университетах ведущих стран мира. Особенности подготовки инженеров за рубежом. Сравнительный анализ структуры и содержания отечественных и зарубежных образовательных программ.
Раздел 3. Кредитно-рейтинговая система оценки содержания и качества освоения образовательных программ
Модели кредитных систем для оценки содержания образовательных программ. Уровни кредитов. Сравнительный анализ кредитно-зачетных и кредитно-накопительных систем. Кредитная система EuropeanCreditTransferSystem, ECTS, применяемая в университетах Европы в рамках Болонского процесса. Принципы использования кредитно-накопительной системы для оценки содержания образовательных программ по результатам обучения при их проектировании и реализации с либеральной (асинхронной) схемой организации учебного процесса. Рейтинговая система оценки качества освоения образовательных программ по результатам обучения.
Раздел 4. Федеральный государственный образовательный стандарт
Структура Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Основные понятия и определения. Общие требования ФГОС ВПО к разработке основных образовательных программ, организации учебного процесса и оценке качества подготовки студентов и выпускников. Требования к структуре, условиям реализации (кадровому, методическому, информационному, материальному обеспечению) и результатам освоения основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов.
Раздел 5. Общественно-профессиональные критерии качества образовательных программ
Критерии оценки качества образовательных программ в области техники и технологий, используемые Ассоциацией инженерного образования России (АИОР) для аккредитации программ подготовки бакалавров, специалистов и магистров. Современные требования АИОР к уровню подготовки выпускников к профессиональной деятельности. Перспективные требования АИОР к профессиональным и универсальным (общекультурным) компетенциям выпускников ООП в области техники и технологий различных уровней, согласованные с Washington Accord Graduate Attributes and Professional Competencies (бакалавр) и EUR-ACEFrameworkStandardsforAccreditationofEngineeringProgrammes(магистр, специалист).
Раздел 6. Стандарт основной образовательной программы вуза
Структура Стандарта ООП вуза. Общие требования к основной образовательной программе (политика и процедуры обеспечения качества,утверждение и мониторинг,оценка качества освоения программы студентами,обеспечение качества преподавательского состава, ресурсы для освоения образовательной программы и поддержкистудентов, информационное обеспечение программы, открытость информации по программе).Требования к результатам освоения основных образовательных программ вуза, разработке и проектированию программ, их структуре и содержанию, условиям реализации и результатам их освоения, мониторингу и совершенствованию основных образовательных программ вуза. Состав учебно-методической документации по основной образовательной программе. Порядок утверждения и внесения изменений в Стандарт ООП вуза.
Раздел 7. Проектирование образовательных программ на основе критериев качества и планирования компетенций выпускников
Этапы проектирования образовательных программ. Разработка концепции образовательной программы. Формирование планируемых профессиональных и универсальных (общекультурных) компетенций выпускников на основе требований ФГОС ВПО, регионального, национального и международного рынков труда, профессионального сообщества и заинтересованных сторон, а также потенциальных работодателей – стратегических партнеров вуза к специалистам данного профиля, и направления. Определение целей образовательной программы и результатов обучения. Разработка структуры, содержания, методического обеспечения, технологий и форм организации учебного процесса. Планирование кадрового, материального и финансового обеспечения образовательной программы. Разработка и согласование базового учебного плана, рабочих программ дисциплин (модулей), других учебно-методических материалов и документов для организации учебного процесса в системе менеджмента качества по международному стандарту ISO 9001:2008 и в соответствии с требованиями ESG.
Раздел 8. Оценка результатов освоения и совершенствование образовательных
программ
Разработка методов оценки достижения результатов обучения и целей образовательной программы. Определение элементов оценивания, выбор критериев оценки, создание современного фонда оценочных средств. Технологии и формы контроля качества освоения образовательной программы. Совершенствование образовательных программ.
Основная литература:
1. Эволюция программ подготовки инженеров в Томском политехническом университете/ Под ред. А.И. Чучалина.- Томск: Изд-во ТПУ, 2006, 186 с.
2. Макет ФГОС ВПО РФ, утвержденный Коллегией Минобрнауки РФ 01.02.2007 г.
3. Компетентостный подход в проектировании образовательных программ. Учебное пособие, Томск, Изд-во ТПУ, 2009, -160 с. Авторы: Чучалин А.И., Соловьев М.А., Коростелева Е.Н., Коваленко А.В., Минин М.Г., Беломестнова Э.Н., Сафьянников И.А.
4. Чучалин А.И., Боев О.В. Требования к компетенциям выпускников инженерных программ. Высшее образование в России, 2007, № 9, с. 25 – 29.
5. Боев О.В., Коростелева Е.Н., Чучалин А.И. Проектирование магистерских программ на основе планирования компетенций специалистов / Под ред. А.И. Чучалина, Томск, Изд-во ТПУ, 2007 г.,- 68 с.
6. Чучалин А.И., Боев О.В. Кредитно-рейтинговая система. Высшее образование в России, №3, 2004,с. 34 - 39.
7. Чучалин А.И. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ. Высшее образование в России, 2008, № 12, с. 10-19.
8. Чучалин А.И. Проектирование образовательных программ на основе кредитной оценки компетенций выпускников. Высшее образование в России, 2008, № 10 с. 72-82.
9. Стандарт основной образовательной программы Томского политехнического университета/ Под ред. Проф. Чучалина А.И., Томск, Изд-во ТПУ, 2008, 60 с.
10. Проектирование основных образовательный программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов/ Под ред. Н.А. Селезневой.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009, - 84 с.
Дополнительнаялитература:
1.Spady, W.G., “Perspectives and imperatives: outcome-based education: reform and the Curriculum process” Journal of Curriculum and Supervision, 8(4), 1993, pp 354-363.
2. Huba, M.E., Freed J.E., “Learner-centered assessment on College Campuses. Shifting the focus from teaching to learning” Allyn and Bacon, 2000.
3. Петровская Т.С., Середа В.В//Современный подход в разработке системы оценивания качества обучения в дистанционном образовании. - СПб, 2005.
4. Чучалин А.И., Агранович Б.Л., Соловьев М.А. Инновационное инженерное образование. Инженерное образование, № 1, 2003, с. 11-14.
5. Вербицкий А. Н. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход. М., 1990 г.
6. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г.
7. Борисова П.В., Конкурентноспособность будущего специалиста как показатель качества вузовской подготовки. Набережные Челны, 1996 г.
8. Ю.Г. Татур. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста. Высшее образование сегодня, № 3, 2004 г., с. 20-26.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Тема 1. Профилизация образования: опыт, проблемы, перспективы
Профилизация образовательного пространства школы – перспективное направление модернизации общего образования. Преемственность общего и профессионального образования в условиях введения профильного обучения. Профильное обучение и ЕГЭ. Преемственность прошлого и настоящего профильного обучения в Омской области. Производственные практики: из истории профильного обучения Омской области
Тема 2. Модели организации предпрофильной подготовки
Модель и способы ее создания. Локальные модели в организации профильного обучения и предпрофильной подготовки. Сетевые модели в организации профильного обучения и предпрофильной подготовки. Особенности моделей я в сельской школе. База профильного обучения в сельской школе. Механизм обеспечения профильного обучения в сельских школах, не имеющих параллельных классов. Формирование открытого муниципального образовательного пространства для организации профильного обучения сельских школьников. Механизм зачета общеобразовательным учреждением результатов по учебным курсам и образовательным программам, освоенных обучающимися в других образовательных учреждениях. Механизм кооперации образовательных учреждений для объединения ресурсов с целью совместной реализации образовательных программ. Механизмы комплектования профильных классов и профильных групп. Условия эффективной реализации предпрофильной подготовки.
Тема 3. Стратегическое управление введением предпрофильной подготовки на основе программно-целевого подхода.
Методология управления введением предпрофильной подготовки. Планирование введения системы профильного обучения на основе программно-целевого подхода. Комплексно-целевая программа и подходы к ее проектированию. Методика составления плана действий. Организационная структура управления введением системы профильного обучения. Подходы к мотивации педагогического коллектива на введение предпрофильной подготовки. Планирование внутришкольного контроля.
Тема 4. Проектирование локальных актов, регламентирующих организацию предпрофильной подготовки.
Нормативно-правовые основы профильного обучения федерального уровня: закон РФ «Об образовании», приказы министерства образования, федеральные стандарты.
Проблемы нормативно-правовых основ на муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения. Подходы к составлению локальных актов, приказов по школе.
Изменения в уставе образовательного учреждения, реализующего профильное обучение и предпрофильную подготовку. Особенности локальных актов для организации локальных моделей предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Особенности локальных актов при сетевом взаимодействии образовательных учреждений. Договоры аренды. Договоры безвозмездного пользования. Договоры порядка и субпорядка на предоставление образовательных услуг. Договоры поручения.
Тема 5. Проектирование учебного плана для организации предпрофильной подготовки.
Общие подходы к проектированию школьного учебного плана на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.
Базовая модель учебного плана для предпрофильной подготовки. Субъектно-уровневая форма учебного плана. Представление развивающей, модульной, элективной и смешенной модели предпрофильной подготовки в виде учебного плана.
Сетевые учебные планы и специфика их конструирования для различных моделей предпрофильной подготовки. Подходы к отбору УМК. Экспертиза учебного плана.
Тема 6. Управление формированием и развитием ключевых компетеностей учащихся в условиях профилизации образования
Различные подходы к определению сущности и структуры ключевых компетентностей. УУД в федеральных стандартах и их особенности. Технология формирования и развития УУД учащихся в условиях апробации федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.
Тема 7. Организация проектирования и экспертизы программ элективных курсов.
Проектирование программы элективного курса: нормативно-правовые основы: общие подходы, этапы.
Изучение запросов школьников классными руководителями (предварительные маркетинговые исследования). Отбор содержания для элективного курса. Социальная практика и ее организация в условиях элективного курса. Проектная деятельность школьника на элективном курсе.
Презентация элективного курса. Процедура выбора школьниками элективных курсов. Включение элективного курса в учебный план. Программы элективного курса как нормативный документ. Общие и специфичные требования к программе элективного курса. Титульный лист. Пояснительная записка. Содержательная часть. Методическая часть. Типичные ошибки в программах элективных курсов. Учебно-методическое обеспечение элективного курса: подходы к формированию.
Экспертиза элективного курса: цели, виды, процедура, результат. Экспертный лист. Рецензирование. Типичные ошибки в экспертной деятельности.
Тема 8. Мониторинг качества предпрофильной подготовки
Основные недостатки современной системы оценивания школьников. Изменения в философии и методологии оценивания. Организация мониторинга готовности школьника к сдаче ЕМЭ, ЕГЭ по профильному курсу.
«Портфолио» как средство оценивания сформированности ключевых компетентностей. Требования и критерии оценки уровня сформированности ключевых компететностей.
Подходы к построению образовательного рейтинга выпускника основной школы.
Основная литература:
Голуб Г.Б., Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся: Рекомендации по организации и проведению / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 160 с.
Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: Учебно-методическое пособие /Под ред. А.П. Тряпициной. – СПб.: КАРО, 2006 –352 с.
Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Книга для учителя и социального педагога. М.: Новая школа, 2004. – 112 с.
Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. Пособие для руководителей образовательных учреждений. – М.: Классике Стиль, 2006. – 592 с.
Рягин С.Н. Управление введением профильного обучения в образовательное пространство школы. Учебно-методическое пособие для руководителей образовательного учреждения. - Омск: ООИПКРО, 2004. – 205 с.
Рягин С.Н., Бутова Ю.И. Стратегическое управление муниципальной сетевой моделью предпрофильной подготовки. – Омск: ИПКРО, 2004 – 178 с.
Рягин С.Н. Организация предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для педагогов. – Омск, ИПКРО, 2005 - 60 с.
Дополнительная литература:
Государственная (итоговая) аттестация учащихся 9 классов: принципы и особенности организации / Сост. Л.О. Рослова; М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2005. – 127 с.
Гришакина О.П. Социальное партнерство в предпрофильной подготовке и профильном обучении. // Профильная школа – 2004. – №4. – с.22-24.
Закон «Об образовании» // Вестник образования. - 1996. - № 7.
Зашихин В.А. Как сделать школу профильной? // Профильная школа. – 2004. – 6. – с.29-30.
Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений в новых формах / Л.О. Рослова, Л.М. Рыбченкова; М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2005. - 96 с.
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. – М., 2002.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Нормативно-методические материалы Минобразования России // Дидакт. – 2002. - № 5.
Новые формы проведения государственной (итоговой) аттестации учащихся 9 классов: Сборник нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов / Сост. А.Г. Капустняк, Л.О. Рослова, Л.М. Рыбченкова. – М.: АПКиПРО, 2004. – 96 с.
Об организации проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению (письмо Министерства образования РФ от 10.02. 2004г. № 03-51-22 ин\14-03).
Основы формирования содержания образования и БУП для профильной школы // Вестник образования: Профильное обучение / Тематический выпуск, декабрь 2002. (Материал подготовлен А.А. Кузнецовым).
Отличные материалы по предпрофильной подготовке. Профильное обучение в старшей школе: эксперимент по предпрофильной подготовке /http//www.profile-edu.ru
Пинский А.А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. – М.: Альянс Пресс, 2004. – 312 с
Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений: итоги эксперимента и перспективы дальнейшего развития // Профильная школа. – 2004. – 6. – с.3-5.
Проблемы и риски самоопределения старшеклассников в выборе профиля обучения// Профильная школа. –2004. – №5. – с.5-10.
Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003/2004 учебный год (приложение к письму Министерства образования РФ от 20.08. 2003г. № 03-51-157 ин/13-03)
Рекомендации по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации по алгебре и русскому языку выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению (письмо Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования РФ от 29.03. 2004 г. №14-51-78\13).
Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие/ Науч. ред. С.Н. Чистякова – М: АПКиПРО,2003. – 102 с.
КОНФЛИКТОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
страница 1 ... страница 7страница 8страница 9страница 10страница 11страница 12
скачать
Другие похожие работы: