NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» кафедра педагогики, психологии и социальной работы

Тема 1. Научный статус и уровни конфликтологического знания

Конфликтология как наука о разнообразных социальных конфликтах. Актуальность знаний способов регулирования конфликтов в современных российских условиях.Причины и следствия недооценки конфликтологии в недавнем прошлом.Конфликтологическое направление социологии. Конфликты как объект исследования психологии, социальной психологии, педагогики, политологии, менеджмента.Закономерности возникновения, протекания и разрешения социальных конфликтов как предмет конфликтологии. Многоуровневость конфликтологии.Междисциплинарность и научная автономность конфликтологии, ее взаимосвязи с теорией и практикой работы с молодежью.
Тема 2.Становление и развитие конфликтологии как науки

Г.Спенсер – основоположник конфликтологической концепции. Социал-дарвинистское понимание социальных конфликтов (Л. Гумплович, Ф. Теннис, У. Самнер, А. Смол). Интерпретация национальных и классовых конфликтов социологами-расистами (Х. Чемберлен, Ж. Габино, Ж.В. де Лапуж, Л. Вольтман, О. Аммон). Диалектические концепции конфликта, их общие черты и основные варианты (К. Маркс, Р. Дарендорф). Конфликтный функционализм (Г. Зиммель, Л. Козер). Конфликтологические идеи дореволюционных российских социологов (П.А. Сорокин, В.М. Бехтерев, А.С. Звоницкая).
Тема 3. Конфликт как социальный феномен

Социальное противоречие как основная причина социальных конфликтов в современном обществе. Социальный конфликт и его структура. Участники и движущие силы социального конфликта. Объект и предмет социального конфликта. Причины и типология социальных конфликтов. Стадии конфликта. Функции и последствия социального конфликта.
Тема 4. Анализ и диагностика конфликта

Точность диагностики конфликта как условие его оптимального решения. Основное отличие конфликта от похожих форм социального взаимодействия. Обязательность выяснения участников конфликта, их ролей в конфликте и социальных статусов; мотивировок целей и интересов конфликтеров; степени соответствия цели и интересам; причин и повода конфликтов; фазы знака и формулы конфликта; возможностей нормализации эмоционального фона конфликта; его функции относительно социальной системы и всех участников; вероятных следствий его нерешённости; всего спектра последствий его гипотетического решения на основе различных способов.
Тема 5. Способы предупреждения и модели разрешения конфликтов

Предупреждение конфликта. Изменение позиций участников. Манипуляции с объектом. Устранение причин. Институциализация отношений. Учет традиций и ритуалов. Понятие «модель решения конфликта». Зависимость выбора модели решения конфликта от его диагноза. «Силовая» модель, условия ее применения, возможности и ограничения. Компромисс как модель решения конфликта и условия его применения.

Интегративная модель, ее универсальность, эффективность и сложность. Консенсус – оптимальная форма разрешения конфликта. Условия консенсуального решения проблем делового общения.

Исходы конфликта: примирение, выигрыш одной из сторон, обоюдный выигрыш, перерастание одного конфликта в другой, затухание. Значимость понятия «стратегия» и «тактика» в конфликтологии. Необходимость различения стратегии и тактики участников конфликта. Взаимосвязь моделей решения конфликтов со стратегией и тактикой поведения конфликтеров и посредников конфликта. Зависимость конфликтной стратегии от целей, ресурсов и личностных особенностей оппонентов.

Классификация стратегий конфликтеров. Разновидности конфликтологических тактик. Проблема реализации стратегии и тактики решения конфликта.

Стили поведения в конфликте. Конкуренция, уклонение, сотрудничество, компромисс, приспособление. Содержательная характеристика стилей поведения в конфликте. Особенности их применения в различных ситуациях. Стратегии и концепции переговоров. Особенности мягкого, жесткого и принципиального подходов к ведению переговоров. Эффективность принципиального подхода к ведению переговоров для решения конфликта. Подготовка к переговорам. Тактика переговорного процесса. Правила и процедуры ведения переговоров. Обязательность оценки итогов переговоров и желательность их документирования.

Национальные особенности поведения в деловых переговорах. Деловая беседа: правила, процедуры, фазы.

Сущность конфликтологического посредничества. Формы посредничества и общие требования к ним.

Консультативное посредничество, его суть и специфика. Факторы эффективности конфликтологического консультирования, его возможности и ограничения.

Арбитражная форма посредничества, его особенности и предназначения. Виды арбитража. Достоинства и недостатки конфликтологического арбитража. Проблемы арбитрирования конфликтов социологами, психологами и менеджерами.

Переговорное посредничество. Медиатор переговоров, его функции и требования к нему. Задачи и методика первой беседы медиатора с первым клиентом. Цели и методика первой беседы с другим участником конфликта. Анализ итогов бесед.
Тема 6. Внутриличностные конфликты

Социальная сущность внутриличностного конфликта. Его отличие от других критических ситуаций в жизни человека. Многообразие конкретных причин внутриличностных конфликтов. Типы внутриличностного конфликта. Симптомы и следствия таких конфликтов. Профилактика деструктивных конфликтов личности. Требования к целям личности и средствам их достижения. Принципы самооценки, самоуважения и самоутверждения.

Технология преодоления внутриличностного конфликта. Методы снятия психоперегрузки, самоуспокоения, трансакционного анализа. Методики самоанализа, стратегия и тактика преодоления внутриличностного конфликта. Специфика посредничества во внутриличностном конфликте и обусловленные ею задачи конфликтологов, психологов и социальных работников.

Конфликтные типы личностей как причина внутриличностных, межличностных и других социальных конфликтов. Конфликтная личность демонстративного типа, конфликтная личность регидного типа, конфликтная личность неуправляемого типа, конфликтная личность сверхточного типа, конфликтная личность безконфликтного типа: особенности, отличия. Механизмы психологической защиты при общении с конфликтными людьми.
Тема7. Межличностные конфликты

Сущность межличностного конфликта. Причины межличностных конфликтов. Психологическая несовместимость личностей - источник межличностных конфликтов. Методики определения психологической совместимости. Межличностные конфликты как результат несоблюдения дистанции в процессе общения.

Типология межличностных конфликтов по уровням общения. Конфликты на невербальном уровне общения. Значимость внешнего вида, мимики и жестикуляции в межличностной конфликтности. Конфликтологическая значимость обоняния, осязания и биополярного взаимодействия. Сущность механизма аттракции и его роль в межличностных конфликтах.

Конфликты на вербальном уровне общения. Роль норм культуры общения в решении межличностных конфликтов. Проблема обращения к знакомым и незнакомым людям.

Формула неконфликтного общения. Роль комплиментов в общении. Правила их построения и произнесения. Эмпатия как чувство и конфликтологическая методика.
Тема 8. Конфликты в семье

Понятие семейного конфликта. Специфика семейных конфликтов. Типы семейных конфликтов. Причины семейных конфликтов.

Способы разрешения семейных конфликтов и их особенности в зависимости от типов конфликтов. Роль специальных служб семьи в профилактике и решении семейных конфликтов.

Консультационные и терапевтические функции конфликтологической деятельности служб семьи.
Тема 9. Конфликты в организациях

Организационные конфликты: сущность, содержание, типология. Причины современных конфликтов в организациях. Общероссийские факторы. Экономический кризис и его конфликтологические следствия.

Внутриорганизационные факторы конфликтности. Нарушения конфликтологических законов нормального функционирования и прогрессивного развития организации. Традиционные причины конфликтов субъективного характера: низкая культура общения, психологическая несовместимость работников, несоответствие стилей руководства и стилей подчинения, ошибки руководителей в конфликтах друг с другом, подчиненными и неофициальными лидерами данной организации.

Обязательные операции руководителя по диагностике и разрешению внутриорганизационных конфликтов. Оптимальная технология разрешения организационных конфликтов. Актуальные проблемы работы специалиста в организациях. Опыт и задачи изучения и разрешения организационных конфликтов.
Тема 10. Педагогические конфликты

Политические, экономические, ценностные, мотивационные, профессиональные, социально-психологические и другие факторы конфликтности в образовании. Понятие педагогического конфликта. Причины возникновения, структура и классификация. Типы педагогических конфликтов. Основные участники педагогических конфликтов. Особенности конфликтно-стрессовых ситуаций в работе с детьми разных возрастов: учениками младших классов, подростками, старшеклассниками. Технологии локализации, нейтрализации, урегулирования и разрешения социально-педагогических конфликтов. Роль педагога в урегулировании конфликтов и формировании у учащихся навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Конфликтологическая служба в социально-педагогическом процессе: проблемы и перспективы управления конфликтом

Основная литература

  1. Анцупов А.Я. Конфликтология [Учебник для студентов вузов]. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007.

  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - СПб.: Питер, 2006.

  3. Волков Б.С. Конфликтология: Учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – [Изд. 2-е, испр. и доп.]. – М.: Альма Матер: Академический Проект, 2006.

  4. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: Социальные конфликты: [Учебное пособие для вузов]. - М.: ЮНИТИ, 2004.

  5. Конфликтология: хрестоматия: учебное пособие [для студентов вузов] / сост. Н. И. Леонов; [гл. ред. Н. И. Фельдштейн]. - М.: МПСИ, 2005.

  6. Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение: методы изучения: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. - СПб.: Питер, 2005.

  7. Мериманова М.С. Конфликтология. - М.: Изд. Центр «Академия», 2003.


Дополнительная литература

    • Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб., 2000.

    • Конфликтология: Хрестоматия: Учебное пособие [для студентов вузов] / сост. Н. И. Леонов; [гл. ред. Н. И. Фельдштейн].- 3-е изд; испр. и доп.- М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2005.

    • Социальная конфликтология. – М.: Академия, 2002.


ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ДОСУГОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Тема 1. Теоретические основы физического воспитания и развития ребенка.

Требования к подготовке специалистов по физической культуре. Методы исследования в методике физического воспитания ребенка. Системы физического воспитания. Вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста в зарубежной педагогике. Российская система физического воспитания. Развитие государственной системы физического воспитания в России. Современные проблемы теории физического воспитания детей дошкольного возраста.

Тема 2. Единство образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Анализ содержания современных программ по физическому воспитанию в образовательных учреждениях.

Средства физического воспитания и развития ребенка. Взаимосвязь средств физического воспитания и развития ребенка.

Тема 3. Методика физического воспитания и развития ребенка.

Единство обучения, воспитания и развития. Дидактические принципы обучения движениям. Специфические принципы физического воспитания. Закономерности формирования и особенности формирования двигательных навыков у детей. Взаимосвязь формирования двигательных навыков и воспитания психофизических качеств у детей разных возрастных групп. Роль сознания и эмоций в процессе образования двигательных навыков.

Тема 4. Гимнастика, как средство и метод физического воспитания и развития ребенка. Гимнастика, как система специально подобранных упражнений, разносторонне воздействующих на организм ребенка. Виды гимнастики и их характеристики. Оздоровительное воздействие на организм гимнастики.

Тема 5. Подвижные игры . Игры с правилами как основное средство и метод физического воспитания и развития ребенка. Определение и специфика подвижных игр. Специфика проведения игр с элементами соревнования игр-эстафет. Анализ игр, рекомендованных в современных программах.

Тема 6. Спортивные упражнения. Спортивные упражнения и их роль во всестороннем развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Формы проведения спортивных упражнений. Катание на санках. Значение. Метода обучения. Катание на качелях. Скольжение. Характеристика и техника разных способов передвижения на лыжах, коньках, роликовых коньках, самокатах. Езда на велосипеде. Значение и методик бучения. Плавание. Значение плавания. Способы плавания, характеристика техники. Задачи, программа и методика обучения. Обязанности инструктора по плаванию.

Тема 7. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня: утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие мероприятия, прогулки, подвижные игры, индивидуальная работа. Самостоятельная двигательная деятельность детей. Активный отдых детей: физкультурные праздники, физкультурный досуг, день здоровья, туристические прогулки, каникулы. Организация и планирование в разных возрастных группах. Задание на дом.

Тема 8. Методическое руководство работой по физическому воспитанию в ОУ.

Планирование оздоровительно-досуговой деятельности детей раннего школьного возраста в образовательном учреждении. Значение, виды, требования к планированию в ОУ.

Врачебно-педагогический контроль в ОУ. Создание санитарно-гигиенических условий для проведения занятий и игр. Состояние оборудования, пособий и инвентаря. Профилактика травматизма. Связь семьи и детского сада в работе по физическому воспитанию.

Тема 9. Работа педагога по физической культуре. Создание условий для организации работы по физической культуре с детьми. Планирование и организация разнообразных форм двигательной деятельности детей. Организация форм повышения квалификации педагогических кадров.
Основная литература

  1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа .М.: Академия, 2004.- 240 с.

  2. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления: программно методическое пособие-М.: Линка-Пресс, 2000. – 296 с.

  3. Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. Учебное пособие / под ред. С.А. Козловой.- М.: Академия,2002.-216 с.

  4. Мануйлова В.А. Организационно-педагогические основы физического воспитания в Дошкольном учреждении: Учебно-методическое пособие. - Барнаул, 2001.- 110 с.

  5. Мануйлова В.А. Формирование здорового образа жизни средствами физического воспитания у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Барнаул, 2006. – 129 с.

  6. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений.- М.:Владос Пресс, 2002.-239 с.

  7. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Академия, 2001 (2006). – 365 с.

  8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 480 с.

  9. Туристская игротека: Учебно-методическое пособие/Под ред. Ю.С. Константинова; сост. Л.М. Родштейн. – М.: ВЛАДОС. – 2000. – 111 с.

  10. В здоровом теле – здоровый дух: сценарий праздников, конкурсов, вечеров, посвящённых ЗОЖ (авторы-составители: Л.Ю. Трушкина, Л.А. Квитко, Е.А. Мямицина, Т.В. Шацкая)/ под общ.ред. Р.Ф. Морозовой, Н.Ф. Никулиной. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 35 с.

  11. Методика сопряжённого развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе подвижных игр: учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2005. – 184 с.

  12. Образцова Т.Л. Юмористические игры для детей/Т.Н. Образцова. – М.: Этрол: Лада, 2005. – 157 с.


Дополнительная литература

  1. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. – М: Просвещение, 1985.

  2. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1992.

  3. Ашмарин Б.А. Теорияи методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: ФИС, - 1978.

  4. Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной. – М.: 1990.

  5. Бернштейн Н.А. О ловкости, её развитии. – М. - Воронеж, 1991.

  6. Бондренко А.К., Поздняк Л.В., Шкатуло В.И. Заведующий дошкольным учреждением. – М.: Просв., 1984.

  7. Бочарова Н.И., Тихонова О. Организация досуга детей в семье.- М., 2001.

  8. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просв., 1990.

  9. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. – М.: ФИС., 1982.

  10. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. – М.: Просв.,- 1981.

  11. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей.-М.: Просв., - 1992.

  12. Вавилова Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. – М.: Просв., - 1983.

  13. Голощёкина М.П. Лыжи в детском саду. – М., 1977.

  14. Грядкина Т.С. Организация и содержание подготовительного периода обучению основным движениям. – СПб., 1993.

  15. Гуревич И.А. 300 соревновательно - игровых заданий по физическому воспитанию. – М.: Высшая школа, 1994.

  16. Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателей детского сада/ Сост. А.В. Кенеман., под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просв., 1989.

  17. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду/ под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л. М. Гурович, - СПб, 1996.

  18. Доскин В.А.,Голубева Л.Г. Растем здоровыми. – М.: Просв., 2002.

  19. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1986. - Т. 2.

  20. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию. – М., 2000.

  21. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методчика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просв., - 1985.

  22. Лебедева Н.Т. Физическая культура шестилеток. – М.: Минск, Народная АСВЕТА, 1987.

  23. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981.

  24. Лесгафт П.Ф. Избранные труды. – М.: ФИС, 1987.

  25. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФИС, 1991.

  26. Мотылянская Р.Е., Ерусалимский Л.А. Врачебный контроль при массовой физкультурно-оздоровительной работе. – М.: ФИС, 1980.

  27. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просв., 1986.

  28. Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». / Сост. Кенеман А.В., Лескова Г.П., Аракелян О.Г. – М.: Просв.,1984.

  29. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов пед. Вузов и колледжей. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

  30. Сборник игр к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Сост. Батурина Е.Г. – М.: Просв., 1974.

  31. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста/ Сост. Бычкова С.С. – М.: АРКТИ, 2000.

  32. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994.

  33. Таллер Л.а. Фундмент здоровья с детства. – Минск.: Полымя, 1989.

  34. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. – М.: Просв., 1986.

  35. Хухлаева Г.В. Занятия по физической культуре с детьми 2-4 лет в малокомплектном детском саду. – М.: Просв., 1990.

  36. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. - М., 1997. – 112 с.

  37. Глушкова Г.В. Организация физического воспитания детей в семье//Ребёнок в детском саду. – 2004. - № 5,6.

  38. Такашова Л.Г. Развлечения для детей раннего возраста/Л.Г. Такашова//Ребёнок в детском саду. – 2005. - № 3. – с.63-66.

  39. Чубрик Г.В. Рождество в домашнем кругу//Дошкольная педагогика. – 2004. - № 6. – с. 46-47.

  40. Маменко И.М. Путешествие в страну детства// Ребёнок в детском саду. – 2005. - № 4. – с. 73-75.

  41. Лукаш С.И. Организация летнего досуга// Ребёнок в детском саду. – 2006. - № 3. – с. 70-72.

  42. Рылеева Е.В. Семинар-практикум для родителей детей 5-7 лет. Досуг семьи в жизни дошкольника// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - № 4. – с. 101-102.

  43. Емельчакова С.А. Досуги на прогулке//Ребёнок в детском саду. – 2006. - № 5. – с. 40-43.

  44. Подставкова Ю.С. Сценарий физкультурного досуга с использованием фитболов «Загадки осеннего леса» для детей старшего дошкольного возраста. -//Дошкольная педагогика. – СПб. – 2006. - № 5. – с. 26-28.

  45. Николаева С. Я сам: сценарий интеллектуально-спортивной игры//Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – с. 31-43.

  46. Бочарова Н.И. Организация досуга детей в семье: учебное пособие. – М.: Академия, 2001. – 203 с.

  47. Мартынюк С.Г. Костюм и маска: домашний театр. – М.: АСТ Астрель, 2002. – 63 с.

  48. Чибисова М.Ю. Детский досуг летом//Управление дошкольным образовательным учреждением. – М., 2004. - № 2. – с. 100-103.

  49. Савельева Е. Загадки//Родителям о детях. – 2004. - № 1. – с. 128-130.

  50. Барканов С. Ребёнок в звёздной системе каникул//Народное образование. – 2004. - № 3. – с. 87-88.

  51. Терзиева И. Оздоровление и занятость детей: «Лето – век двадцать первый»//Социальная педагогика. – 2004. - № 1. – с. 83-85.

  52. Шмаков С. Без игры лето – не лето, жизнь, не жизнь: подвижные игры//Здоровье детей: приложение к газете «Первое сентября». – 2004. - № 12. – с. 18-21.

  53. Дворкина Н.И. Методика сопряжённого развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе подвижных игр: учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт. – 2005. – 184 с.

  54. Евсеева Н. Физкультурный досуг. Как организовать его во время педагогической практики//Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3.

  55. Куцакова Л.В. Летний досуг с детьми: книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 88 с.

  56. Воловик А.Ф. Педагогика досуга: учебник для студентов и учащихся средних специальных педагогических учебных заведений. – М. : МПСИ, 1998. – 235 с.

  57. Тубарева О.А. Спортивные сказки//Физкультура в школе. – 2003. - № 2, . – с. 68-69.

  58. Педагогическая диагностика в развитии детей перед поступлением в школу/Под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с.

  59. Шевердина О. Силы внутри нас: оздоровительный практикум//Народное образование. – 2003. - № 3. – с. 83-91.


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Тема 1: Воспитательная система как педагогическое понятие и феномен социальной практики.

Категория «воспитание» в концепциях воспитания В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Х.Й.Лийметса и др. Воспитательный процесс как системное явление.

Сущность системного подхода, его роль в познании и преобразовании природных и социальных систем. Сущность понятия «воспитательная система» школы. Компоненты воспитательной системы. Функции и задачи воспитательной системы. Этапы развития воспитательной системы.

Тема 2: Воспитательные системы в истории и современности.

Гуманистические воспитательные системы XIX века. Гимназия К.Мая. Школа Е.С.Левицкой в Царском Селе.

Гуманистические воспитательные системы XX века. Опыт создания «новых» школ на Западе: школа Саммерхилл, «Свободная школьная община» в Виккерсдорфе, Вальдорфская школа Р.Штейнера и др.

Лечебно-воспитательное учреждение В.П.Кащенко. Уникальные воспитательные системы 20-х годов XX века. Воспитательные системы современных школ России.

Тема 3: Воспитательная система класса.

Воспитательная система класса. Педагогическая целесообразность создания воспитательной системы класса. Компоненты воспитательной системы класса. Сообщество детей и взрослых как основа индивидуально-группового компонента. Элементы ценностно-ориентационного компонента. Составляющие функционально-деятельностного компонента. Пространственно-временной компонент, его основные элементы.

Элементы диагностико-результативного компонента.

Тема 4: Системообразующая деятельность в воспитательной системе школы.

Виды деятельности, реализуемой в воспитательной системе. Системообразующая деятельность. Условия выбора системообразующей деятельности.

Программа воспитания как отражение деятельности, обеспечивающей реализацию целей воспитательной системы.

Сущность программы воспитания. Многообразие программ воспитания. Проектирование программы воспитания. Условия обеспечения успешности реализации программы воспитания.

Тема 5: Сообщество детей и взрослых как компонент воспитательной системы.

Ребенок как объект и субъект воспитания. Возрастные особенности детей в контексте воспитания. Личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя. Роль родителей и других взрослых в становлении и развитии воспитательной системы.

Создание единого школьного коллектива как условие функционирования воспитательной системы. Педагогические концепции детского коллектива.

Понятия «самоуправление», «соуправление». Принципы развития детского самоуправления.

Тема 6: Гуманистический характер отношений в воспитательной системе школы.

Проблема взаимоотношений школьников с другими субъектами воспитательной системы школы. Отношения «дети – родители – педагоги», «дети – педагоги, взрослые». Деловые и эмоционально-психологические отношения. Управление отношениями.

Развитие школьного класса в контексте воспитательной системы школы. Взаимовлияние класса и отдельного ученика как отражение структуры и характера отношений, формирующихся в классном коллективе.
Тема 7: Среда как компонент воспитательной системы.

Природная среда (географические условия) как фактор формирования воспитательной системы. Социальная среда (культура, экономико-промышленное окружение, исторические особенности), ее влияние на формирование воспитательной системы.

Среда как средство гуманистического воспитания. Возможности использования потенциала среды для личностного роста школьников.

Сущность и основные идеи средового подхода в воспитании. Технология воспитания через среду. Социальные партнеры воспитательной системы.

Тема 8: Моделирование воспитательных систем различных образовательных учреждений.

Этапы моделирования воспитательной системы. Условия эффективной реализации разработанной модели воспитательной системы.

Многообразие вариантов современных воспитательных систем. Моделирование воспитательной системы сельской школы, городской школы, учебно-воспитательных учреждений нового типа (лицея, гимназии), школы-интерната и др.

Моделирование воспитательной системы класса.

Тема 9: Педагогические технологии в условиях воспитательной системы.

Общепедагогические технологии воспитательного процесса (гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, модель трудового воспитания А.А. Католикова, воспитательная система Международного детского центра «Артек» и т.п.)

Частно-методические воспитательные технологии. Локальные (модульные) воспитательные технологии, воспитательные технологии Н.Е.Щурковой, В.Ю.Питюкова и др.

Условия, которые необходимо соблюдать при выборе воспитательных технологий.

Тема 10: Оценка эффективности воспитательной системы школы и класса

Критерии эффективности воспитательной системы: критерии факта и критерии качества. Диагностика как механизм отслеживания эффективности воспитательной системы. Цель диагностики.

Личность воспитанника как основной показатель эффективности воспитательной системы. Детский коллектив как предмет диагностики. Диагностика профессиональной позиции педагога. Изучение организационных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания.
Основная литература.

1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития/ В.И.Андреев . – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006.

2. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие для студентов высш. учеб.заведений /И.А.Колесникова, Н.М.Борытко, С.Д.Поляков; Под общ. ред.

3. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

4. Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации./ Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Григорьев, Д.В. Воспитательная система школы: от А доЯ: Пособие для учителя / Д.В.Григорьев, И.В.Кулешова, П.В.Степанов./Под ред. Д.И.Виноградовой. – М.: Просвещение, 2006.
Дополнительная литература.

  1. Методика воспитательной работы: учеб пособие /Л.А.Байкова и др.; под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2005. – 144 с.

  2. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. – М., 2008. – 430 с.

  3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб.для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. - М.: Гуманитар. ИЦ ВЛАДОС, 2005.

  4. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2003. - 576 с.

  5. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб пособие для вузов / И.Ф Харламов. - М.: Гардарики, 2002. - 519 с.



УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
Тема 1. «Общая характеристика системы социальной защиты населения в РФ». «Категориальный аппарат дисциплины».

Сущность понятий «население», «ребёнок», «детство», «социальная поддержка», «социальные гарантии», «социальная реабилитация ребёнка», «социальная адаптация ребёнка», «социальное управление», «социальная защита», «социальная защищённость», «социальная защита населения», «социальная защита детства», «система социальной защиты населения», «система социальной защиты детства». Объекты и субъекты социальной защиты населения и детства. Уровни управления системами социальной защиты населения и детства.

Тема 2. «Социальная защита населения: сущность и организационно-правовые формы».

Система социальной защиты населения: сущность, факторы формирования и развития. Принципы и функции системы социальной защиты населения. Организационно-правовые формы социальной защиты населения.

Тема3. «Социальное обслуживание населения как неотъемлемая часть системы социальной защиты населения».

Социальное обслуживание: современное понимание, проблемы, прогнозы. Становление современного социального обслуживания населения как часть системы социальной защиты населения. Правовое регулирование социального обслуживания как условие его эффективного функционирования в области социальной защиты населения.

Тема 4. «Общая характеристика системы социальной защиты детства в РФ». «Положение детей в РФ: сравнительный анализ (основные проблемы и статистические показатели за 1995, 2003 и 2006 гг.)».

Государственный доклад о положении детей в РФ как основной источник информации о положении детей в РФ. Демографическая ситуация в РФ в 1995-2006 гг.: статистические показатели. Причины снижения рождаемости. Здоровье детей: статистические показатели. Причины снижения уровня здоровья детей. Детская инвалидность: статистические показатели. Причины детской инвалидности Насилие над детьми: статистические показатели. Недостатки функционирования отечественной системы образования. Социальное сиротство: статистические показатели. Причины социального сиротства. Материальное положение детей: статистические показатели. Образование детей: статистические показатели. Негативные и позитивные тенденции в развитии положения детей в РФ в 1990-2006 гг.
Тема5. «Социальная защита детства в РФ в современных условиях».

Сложившийся опыт социальной защиты детства: особенности социальной защиты дошкольников и школьников в современных условиях; особенности социальной защиты воспитанников детских домов и интернатов в современных условиях; особенности социальной защиты семьи в современных условиях. Основные цели и задачи государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ на современном этапе.

Тема 6. «Новые подходы к организации социальной зашиты и поддержки детей».

Принципы организации социальной зашиты и поддержки детей в современных условиях. Основные направления организации социальной поддержки детей. Работа с ребёнком как объектом социальной поддержки. Оказание помощи агентам воспитания детей. Создание современной среды обитания детей. Финансовое и кадровое обеспечение программы социальной защиты и поддержки детей.
Тема 7. «Права человека и ребёнка как культурно-правовой феномен цивилизации и общечеловеческая ценность». «Становление системы нормативно-правовых актов в области защиты прав человека и ребёнка».

Женевская декларация 1924 года. Всеобщая Декларация прав человека 1948 года. Декларация прав ребёнка 1959 года. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. Конвенция ООН о правах ребёнка 1989 года. Деятельность неправительственных организаций в деле принятия Конвенции ООН о правах ребёнка. «Пекинские правила» (Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних) 1985 года. План действий и Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 года. «Эр-Риядские руководящие принципы» (Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних). Декларация и план действий «Мир, пригодный для жизни детей» 2002 года. Краткая характеристика Конвенции ООН о правах ребёнка 1989 года.
Тема 8. «Международные органы, занимающиеся реализацией общепризнанных прав человека».

Уставные и вспомогательные органы ООН по правам человека (Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд, Секретариат, Комиссия по правам человека (Совет ООН по права человека), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) и др.).

Специализированные учреждения ООН по правам человека (Международная организация труда, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)).

Конвенционные органы ООН по правам человека (Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам ребенка и др.).

ООН и национальные институты по правам человека.
Тема 9. «Механизмы реализации общепризнанных прав человека».

Региональный механизм реализации общепризнанных прав человека: европейский механизм, американский механизм, африканский механизм.

Национальный механизм реализации общепризнанных прав человека: общая характеристика, Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека – омбудсмен.
Тема 10. «Социальный менеджмент (управление в социальной сфере)» «Эволюция теории менеджмента как науки. Место социального управления в структуре теории менеджмента».

Сущность менеджмента. Объект и предмет теории менеджмента. Вклад ведущих представителей научных управленческих школ в развитие теории менеджмента: «организационная школа» (Ч.Беббидж, Ф.Тейлор, Г.Форд, А.Файоль) и её организационный инструментарий; «школа человека и человеческих отношений» (Э.Мэйо) и её организационный инструментарий; «кибернетическая школа» (Н.Винер) и её организационный инструментарий; «эмпирическая школа» и её организационный инструментарий; «школа социальных систем» и её организационный инструментарий. Основные значения понятий «социальное управление», «управление в социальной сфере», «социальный менеджмент». Виды управления. Объект и предмет управления в социальном менеджменте.
Тема 11. «Принципы и функции управления».

Принципы управления (менеджмента): общие, частные, организационно-распорядительные.

Функции управления. Виды функций. Организационно-исполнительская система. Функция целеполагания. Функция прогнозирования. Виды прогнозов. Функция организации. Сущность и виды организационных структур управления (ОСУ): линейная, функциональная, дивизиональная и др. Принципы создания ОСУ. Преимущества и недостатки различных видов ОСУ. Функция мотивации. Теории мотивации: содержательные и процессуальные. Совершенствование мотивации. Виды мотивации: материальная, организационная, социальная, информационная. Мотивы и антимотивы.
Тема 12. «Руководитель в системе управленческих отношений».

Руководитель как объект и субъект управления. Характеристика объекта и субъекта управления. Классификация субъектов управления. Виды воздействия субъекта управления на объект управления. Типы управленческих отношений (субординации, координации, формальные, неформальные, дисциплины, ответственности). Стили руководства (по К.Левину, по Р.Лайкерту, по Д.МакГрегору, по Р.Блейку и Дж.Моутон).
Тема 13. «Методы управления».

Сущность методов управления. Виды методов управления. Подходы к классификации методов управления. Организационно-административные методы управления. Их состав. Современная классификация организационно-административных методов управления. Типы руководителей в зависимости от соотношения знаний и умений применения методов управления. Методы создания организации (нормативно-функциональный, целевой, информационно-технологический, блочный). Методы реорганизации. Сущность и виды реорганизации. «Силы инерции», препятствующие проведению реорганизации.

Тема 14. «Управление персоналом».

Кадры социальной сферы. Классификация кадров социальной сферы. Требования, предъявляемые к кадрам социальной сферы (здоровье, компетентность, профессионализм). Основные виды деятельности по работе с кадрами социальной сферы (кадровая политика, ротация кадров, оценка кадров, расстановка кадров и др.). Кадровый менеджмент. Средства кадрового менеджмента (организационные, психологические, социально-психологические).
Тема 15. «Культура управления».

Сущность понятия «Культура управления». Виды культуры управления (информационная, организационная, социальная и др.). Методы измерения культурного уровня (нормативный, сравнительный, конструктивно-критический и др.). Управление изменениями. Управление культурными изменениями. Типы руководителей- изменителей. Преодоление сопротивления изменениям.
Тема 16. «Конфликты между руководителями и подчинёнными».

Причины конфликтов в звене «руководитель – подчинённый»: объективные, субъективные, управленческие, личностные. Условия и способы предупреждения конфликтов «по вертикали». Разрешение конфликтов между руководителем и подчинённым.
Тема 17. «Системный подход к развитию персонала в социальной сфере».

«Знаниево-умеющая концепция» развития персонала в социальной сфере. Система развития ЗУНов, система улучшения условий труда и отдыха. Система развития содержания труда. Система развития средств труда. Система развития мотивации. Система изменения оплаты труда. Система социальной самих «защищающих». Система психологической разгрузки. Система улучшения психологического климата в коллективе. Уровень развития данных систем и причины сложившейся ситуации.
Основная литература:

  1. Автономов А. Правовое обеспечение деятельности уполномоченного по правам ребёнка // Социальная педагогика. – 2005. – №4. – С. 12-15.

  2. Алексеева Т. На страже прав ребёнка // Социальная педагогика. – 2005. – №4. – С. 20-26.

  3. Головань А. Доклад о деятельности уполномоченного по правам ребёнка в городе Москве. О соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребёнка в 2004 году // Социальная педагогика. – 2005. – №2. – С. 3-12.

  4. Душкина О. Человек пришёл со своей бедой // Социальная педагогика. – 2005. – №4. – С. 26-28.

  5. Климантова Г.И., Федотовская Т.А. Основные проблемы совершенствования законодательной базы государственной политики защиты детства в РФ // Права детей в РФ: законодательство и практика / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2003. –№3 (200).

  6. Коновалова Г. В интересах детей Кубани // Социальная педагогика. – 2005. – №4. – С. 16-19.

  7. Куприянова Е. Работа уполномоченного по правам ребёнка в РФ // Социальная педагогика. – 2005. – №4. – С. 8-11.

  8. Лукин В. Защита детей – это защита будущего России // Социальная педагогика. – 2005. – №4. – С. 5.

  9. Мухранова Е.Н. Детство как феномен культуры // Проблемы поликультурного образования: государство и школа: Материалы XI международной конференции «Ребёнок в современном мире. Государство и дети». – СПб., 2004 (статья из Internet).

  10. О становлении института уполномоченного по правам ребёнка в России // Социальная педагогика. – 2005. – №4. – С. 3-4.

  11. Памфилова Э. Институт детского омбудсмена в России // Социальная педагогика. – 2005. – №4. – С. 6-7.

  12. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: защита детства в РФ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

  13. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

  14. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2008.

  15. Права человека: Учебное пособие / Под общей ред. А.Д.Гусева, Я.С.Яскевич. – М., 2002.

  16. Саидов А.Х. Общепризнанные права человека. – М., 2002.

  17. Седов А. Защита детства в городе Камышине // Социальная педагогика. – 2005. – №4. – С. 28-29.

  18. Социально-правовые проблемы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. .205-214.

Дополнительная литература:

  1. Алгебова И.Ф. и др. Ребенок и его права в современной России. – Ярославль, 2007.

  2. Алёхин А.П. и др. Административное право РФ. – М., 2006.

  3. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. – М., СПб., 2009.

  4. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. – М., 2009.

  5. Гражина Имбрасене. История создания учреждения контролера по защите прав ребенка / Статья из Internet.

  6. Дугаева А. Усыновление детей в РФ // Защити меня. – 2008. – №1.

  7. Е.Л.Лукашева. – М., 2008.

  8. Законодательная база социально-правовой охраны семьи и детства и профилактики правонарушений несовершеннолетних // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2008. – №3.

  9. Кабышев О.Л. Пособия, компенсации, льготы матери и ребёнку. – М., 2008.

  10. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: справочник. – М., 2008.

  11. Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю: Психология управленческой деятельности. – Л., 2006.

  12. Лазарев В., Афанасьева Т. Качества эффективного руководителя // Мир образования. – 2006. – №10.

  13. Легальные и нелегальные наркотики. В 2 ч. – СПб., 2006.

  14. Малахов Н. Муниципальное управление: трудности становления // Народное образование. – 2009. – №1-2.

  15. Мухин Ю.И. Наука управлять людьми: изложение для каждого. – М., 2005.

  16. Мы и наши дети: Основные права ребенка // Библиотечка РГ. – 2009. – №16.

  17. Оутс Р.К. Плохое обращение с детьми // Детство идеальное и настоящее: Сб. работ совр зап. ученых: Пер. с англ. / Под ред. Е.Р.Слободской. – Новосибирск, 2004.

  18. Права ребенка в законах и подзаконных актах. – Екатеринбург, 2005.

  19. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса // Образование в документах. – 2008. – №3-4.

  20. Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов. Сб. норм.актов. – М., 2006.

  21. Программа социальной помощи «От сердца к сердцу» / Губернатор Свердл. обл. – Екатеринбург, 2009.

  22. Родман М. Твои права: юридические советы выпускникам детских домов и школ-интернатов. – М., 2006.

  23. Розанова В.Л. Психология управления. – М., 2007.

  24. Рыбинский Е.М. Государственная политика в интересах детей // СОЦИС. – 2008. – №12.

  25. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России // Педагогика. – 2006. – №6. – С. 14-18.

  26. Социальная защита инвалидов. – М., 2004.

  27. Социально-правовые гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Экономика и жизнь. – 2006. – №21.

  28. Социальные выплаты, льготы и гарантии семьям, имеющим детей // Экономика и жизнь. – 2006. – №2.

  29. Трунцевский Ю.В., Сумачёв А.В. Права детей и секс-индустрия // Государство и право. – 2009. – №2. – С. 97-103.

ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
Раздел 1. Генезис и современные тенденции развития профориентологии. Возникновение профориентологии. История становления. Основные проблемы и тенденции развития.
Раздел 2. Цели и задачи профориентационной работы. Определение профориентации. Полипарадигмальный статус профориентологии. Исторический обзор развития профориентации.
Раздел 3. Классификация профессий. Современный мир профессий, тенденции в его развитии. Профессиография. Структура и типология профессий. Классификационные признаки профессий. Профессиограмма и психограмма.
Раздел 4.Типология проблем в выборе профессий. Основные стратегии и тактики выбора профессий. Основные профориентационные проблемы. Технология решения проблем, возникающих в процессе профопределения.
Раздел 5. Планирование и организация профориентационной работы в школе. Профориентационая служба в школе: цель, задачи, основные направления деятельности. Многообразие методов и форм профконсультационной помощи. Модели практической работы профконсультанта.
Раздел 6. Возрастные особенности профессионального самоопределения. Психофизиологические основы способностей. Психофизиологические требования профессий. Личностные компоненты успешности в профессии. Изучение специальных способностей. Учет индивидуально-типологических особенностей человека в процессе консультационной работы.
Раздел 7.Принципы организации и проведения профконсультации. Рекомендации по проведению профконсультационной работы. Составление программы профконсультации. Документация в процессе консультирования.

Раздел 8. Педагогическая профессия: характеристика объекта и субъекта труда. Педагогическая деятельность: структура, содержание, подходы к определению Специфика деятельности специалиста дошкольного образования. Общая характеристика профессий в системе «Человек-Человек». Специфика педагогической деятельности. Особенности деятельности специалиста дошкольного образования.
Раздел 9. Профессиональное становление педагога: содержание, структура, этапы и уровни профессионализации. Критерии и условия успешности профессиональной деятельности. Профессионализм и компетентность: критерии, уровни, этапы профессионального становления педагога. Содержание профессионального развития. Критерии успешности профессионального становления.
Раздел 10. Планирование карьеры. Профотбор и профподбор. Типы профпланов. Основные модели выбора профессии. Траектории развития человека в профессии: варианты профпланов. Деловая карьера: структура, этапы, основы построения. Сопровождения профессионального маршрута.
Раздел 11. Изучение методик и методов профориентации. Диагностика и развитие мотивационно-потребностной сферы. Диагностика и развитие профессионально значимых личностных качеств и профессионально важных качеств (ПВК и ПЗиЛК). Диагностика и развитие - теоретической готовности субъекта труда. Диагностика и развитие технологической готовности субъекта. Диагностика и развитие результативной готовности и эффективности профессиональной деятельности.
Основная литература

Зеер Э.Ф. Профориентология: теория и практика: учебное пособие. М., 2004. – 289с.

Пряжников Н.С. Методы профессионального и личностного самоопределения. - М., 2002.

Трошин О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учебное пособие.- М., 2005. – 383с.
Дополнительная литература

1. Демина Л.Д. Личность: проблемы психологического консультирования. Барнаул. - 1993.

2. Демина Л.Д. Ярошенко А.И. Супрун А.П. Психологические аспекты индивидуальной профориентации. - Барнаул: АГУ. - 1990.

3. Детская психодиагностика и профориентация : Учеб.пособие для студентов вузов.- Ростов н/Д; Феникс, 1999.- 383 с.

4. Овчаров Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.

5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю., Психология труда и человеческого достоинства, М.: Академия, 2001.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Тема 1.

Методическая работа и ее значение в системе образования в условиях модернизации.

Образование и общество.Образование в условиях модернизации. Нормативно правовая база модернизации, - Особенности системы образования на современном этапе. Образовательные стандарты школьного образования. Новые педагогические технологии в школьном образовании. Понятие методическая работа. Типы методической работы: исследовательский, экспериментальный, коррекционный. Подходы к организации методической работы в ОУ.

Тема 2. Содержание методической работы в ОУ

Содержание методической работы в ОУ. Информационно-аналитическая работа. Формирование банка данных о профессиональных качествах педагогов, выполнении программ, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике, психологии. Мотивационно-целевая работа. Определение цели и задач научно-методической работы коллектива, самообразования педагогов, формы и методы учебно-воспитательной работы в ОУ. Помощь педагогам в научной организации труда, создает для этого условия. Систематизация и распространение передового педагогического опыта, современных научных разработок. Планово-прогности­ческая работа. Прогноз развития научно-методиче­ской работы коллектива, на основе диагностики определяет зоны ближайшего развития педагогов. Проектирование программы развития ОУ, образовательной программы, годовой план работы.

Организационно-исполнительская работа. Обеспечение выполнения годового плана работы ОУ. Оказание методической помощи педагогам. Подготовка и проведение заседания педагогического совета. Организация взаимопосещения, открытых занятий, конкурсов, дни открытых дверей. Диагностика детей, анкетирование педагогов, родителей, совместное руководителем — аттестацию педагогов. Осуществление взаимодействия со школой, другими учреждениями. Контрольно-диагностическая работа. Осуществление внутришкольного контроля (оперативный, тематический, итоговый); оценка качества учебно-воспитательного процесса, предметно-развивающей среды.

Регулятивно-коррекционная (оперативно-функциональное регулирование). Обеспечение оперативной помощи педагогам в организации учебно-воспитательного процесса, повышении квалификации, экспериментально-поисковой работе.
Тема 3.Формы организации методической работы с педагогическим коллективом

Формы организации методической работы с педагогическим коллективом: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.).
Тема 4. Содержание методической деятельности учителя

Учитель как организатором методической работы в образовательном учреждении.

Подбор кандидатов на должности учителей;
— создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников.

Формулировка социального заказа своему ОУ, выработке философии, определении цели ОУ. Стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ОУ. Создание имиджа ОУ среди населения. Выбор (разработка) образовательных программ для детей. Организация образовательной, воспитательной работы с детьми. Организации экспериментальной, исследовательской работы в ОУ. Эффективное использовании интеллектуального потенциала ОУ. Развитие сотрудничества с другими ОУ, детскими центрами, музеями и т.п.

Планирование учебно-воспитательной, методической работы с учетом профессиональных навыков, опыта учителей с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ОУ. Повышение квалификации учителей. Помощь воспитателям в самообразовании. Аттестация учителей. Методическая помощь учителям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий. Обмен опытом работы сотрудников ОУ. Развитие преемственности ОУ и ВУЗов. Совершенствование работы с родителями. Постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Организация методической работы. Подготовка и проведение заседаний педагогического совета. Организация открытых занятий, семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, выставок, конкурсов. Организация работы творческих групп. Картотека издаваемой учебно-педагогической и методической литературы. Организация работы учителей по написанию пособий, дидактических материалов.
Проведение совместных мероприятий со школой. Организация взаимодействие в работе учителя, психолога, музыкального руководителя, других специалистов. Формирование и обобщение лучшего опыта работы педагогов по разным проблемам и направлениям.

Осуществление контроля за работой учителей. Проверка планов учебно-воспитательной работы. Посещение занятий в группах. Диагностика развития детей, их знаний, умений, навыков. Профессиональная компетентность учителей.
Тема 5. Методический кабинет в ОУ

Методический кабинет в ОУ –центр сбора педагогической информации.

Банк внешней информации. Нормативные документы. Педагогическая литература. Методическая литература. Детская литература. Передовой педагогический опыт. Парциальные программы педагогов ОУ.

Банк внутренней информации. Годовой план работы ОУ. Методическая работа с кадрами. Тетрадь протоколов заседаний Совета педагогов. Личный план работы с кадрами на месяц. Журнал поступления и учета литературы, пособий. Документация о состоянии учебно-воспитательной работы. Журнал учета использования воспитателями пособий, литературы, методических разработок.
Основная литература

1.Афанасьева Т. П., Елисеева И. А. Технологии развития педколлектива, или Как без проблем управлять педагогическим коллективом школы: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007. 168 с.

2.ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2001. 26 с.

3.Поташник М. М. Управление качеством образования. М., 2006. 448 с.

4.Ражева С. В. Специфические особенности системы менеджмента качества педагогического колледжа // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании. СПб., 2010. С. 121—128.

5.Кочешкова Л.А. Технология управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении. М.: ВИРО, 2005.
Дополнительная литература

  1. Ананишев В.М. Управление в сфере образования. М.: МГПУ, 1997.

  2. Белая К.Ю. От сентября до сентября. М., 1998.

  3. Минкович Л. А. Рекомендации по организации и проведению педагогических советов // Дошкольное воспитание. 1993. № 4.

  4. Нормативно-правовая база внебюджетных источников финансирования образовательных учреждений. М., 2003.

  5. Попов Г.Х. Техника личной работы. М.: Просвещение. 1971.

  6. Реформа образования в России государственная политика в сфере образования // Вестник образования. 1992. №10.

  7. Шакуров Р.А. Социально- психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.,1982.

  8. ШамоваТ.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. М.: Академия, 2004.

  9. Шилов Д.А. Основы управления специальным образованием. М.: Академия, 2001.




страница 1 ... страница 8страница 9страница 10страница 11страница 12


скачать

Другие похожие работы: