NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Воспитательная система моу «Гимназия №7» и воспитательное пространство города «Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира»


Воспитательная система МОУ «Гимназия №7» и воспитательное пространство города
«Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей,

государств и всего мира».

Я.А. Коменский


О ведущей роли воспитания говорили всегда. Вспомним хотя бы Платона. Он так писал много веков назад: «Воспитание детей есть важнейшая задача государства; законодатель не должен отводить ему второе место».


Можно вспомнить и более современного автора К.Д. Ушинского: «Воспитатель сознает, что его дело, скромное по наружности, одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения».

И то, и другое написано давно, а как актуально звучит в начале третьего тысячелетия.
Одним из залогов качественного воспитания, безусловно, является наличие в образовательном учреждении воспитательной системы, которая охватывает не только внеурочную деятельность, но и учебный процесс во всем его многообразии. Именно о воспитательной системе гимназии №7 я и хотела бы вам сегодня рассказать.

Начать надо с того, что воспитательная система – это сложное социально-педагогическое образование; развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов Воспитательная система – открытая система, взаимодействующая с социальным, культурным окружением образовательного учреждения.

В основу воспитательной системы МОУ «Гимназия №7» положен принцип «воспитание через творчество», который предполагает формирование человека – созидателя, неравнодушного к судьбам своей родины и окружающих его людей. Реализовать этот принцип на практике представляется возможным через систему дополнительного образования, которая постоянно совершенствуется и развивается. Она состоит из ряда клубов, охватывающих различные сферы деятельности гимназии.
Чтобы каждый из них мог максимально развить свои творческие способности, в гимназии создана система дополнительного образования, включающая ряд кружков и клубов, охватывающих разные сферы жизни гимназии:

- клуб «Изюминка» (включающий ряд кружков эстетического цикла: «Флористика», «Природа и фантазия», «Лепка из глины и теста», «Подвижная игрушка») (рук. Баринова Е А);

- клуб интересных встреч «Откровение» (рук. Гредина Н. В.);

- клуб юного журналиста «Пресс – центр»(Гасова Н. В., Мещерякова О. В.);

- спортивно – туристический клуб «Пилигрим» (рук. Заборов В. Г.);

- музыкальная студия детской эстрадной песни «Тоника» (рук.Сидоренко Н);

- хореографическая студия «Семь звёзд» (рук. Орехова Е. А. );

- литературный клуб «Вдохновение» (рук. Головатских Е. В.);

- вокальная студия «Соло» (рук. Самусевич Ю. А.);

- театральная студия «Талица» (рук. Садыкова О. С.);

- дискуссионный клуб «Дебаты» (рук. Мустафаева М. Б.);

- теле и фотостудии «Отражение» (рук. Круглов В. С.);

- интеллектуальный клуб «Росток» (рук. Фомина В. Л.;

- НОУ «Гнозис» (рук. Фомина В. Л.).
Создание клуба – дело творческое. Никогда ещё созданное искусственно дело не приносило плодов, не давало ощутимой пользы. Часто само время диктует необходимость появления той или иной формы деятельности. Так было с клубом интересных встреч «Откровение», с литературным клубом «Вдохновение», «Изюминкой».

Большую роль в создании клуба играет личность его руководителя, если хотите, его фанатизм, преданность идее, которую он долго вынашивал. Именно такая одержимость и, конечно, трудолюбие, целеустремлённость часто являются двигающей силой. И если удалось донести до ребят своё видение проблемы, увлечь их, удалось достичь результатов, то появляется надежда, что у клуба есть будущее.

В центре клубной деятельности обязательно находится живое дело, которое или позволяет членам клуба попробовать себя в другой деятельности, проявить себя по – новому, или способствует развитию уже проявившихся способностей. Думается, что важно и то, и другое. Главное, чтобы у человека появилось желание созидать, творить, изменять мир вокруг себя.
Ещё одним столпом нашей воспитательной системы является НОУ «Гнозис» (рук. Фомина В. Л.), что в переводе с греческого обозначает «познание». Оно было создано в 1997 году, и стало одним из действенных средств воспитания и развития обучающихся. Именно здесь ребята учатся анализировать собранный во время экспедиций материал работать с научной литературой, общаться, дружить, сотрудничать, предъявлять свои достижения, что тоже немаловажно. Позади экспедиции на Валдай и Селигер, в Печоры и Тулу, Бежецк и Новгород, Ярославль и Ростов Великий, Карелию и Владимир. Члены научного общества стали участниками движения «Мы дети Волги». Очень существенным в связи с этим, по нашему мнению, является то обстоятельство, что в таких экспедициях и поездках рождается настоящее сотрудничество. У гимназии есть единомышленники, это гимназия № 44 г. Твери, СОШ №1 г. Лихославля, СОШ № 1 г. Кувшинова, Краснопресненская СШ Калининского района. Эти учебные заведения вошли в областной центр юного исследователя, созданный на базе гимназии. Сотрудничество это родилось во время живого общения, совместной деятельности детей, педагогов и родителей учебных заведений разных городов. В течение нескольких лет сотрудничает НОУ и со средними специальными учебными заведениями Торжка: обучающиеся гимназии являются постоянными участниками научно-практических конференций, проводящихся в их стенах. На базе Торжокского Государственного промышленно-гуманитарного колледжа каждый год проходит заключительный этап недели науки и творчества, подводящий итоги учебного года. За что мы очень благодарны Добродумову Борису Николаевичу, который поддержал нас.
В 2005 году гимназия отметила свой 85 – летний юбилей. Много поколений учеников сменилось за это время, много славных традиций родилось под сводами школы. Эти традиции чтут нынешние гимназисты, из года в год проводя праздники, коллективные творческие дела, акции, участвуя в школьных и городских традиционных мероприятиях. Традиции – это формы установления жизни, идеи, ценности, нормы поведения, сохраняющиеся в коллективе в течение длительного времени и передаваемые из поколения в поколение. Многие из них, без сомнения, являются популярными и в других учебных заведениях. К их числу относятся День Знаний и Первый звонок, Вечер встречи с выпускниками, праздники для первоклассников «Мы школьниками стали» и «Прощание с Азбукой», «День рождения класса», Последний звонок, выпускные балы, День Самоуправления, ежегодно несут Вахту Памяти наши гимназисты в День Защитника Отечества и День Победы, проводят литературные вечера, и др.

Но с момента вступления школы в качественно новый этап развития, а именно, в эксперимент по построению и апробации воспитательной системы школы как учебного социокультурного центра, у нас сформировался целый ряд традиций, которые на настоящем этапе истории развития гимназии стали её визитной карточкой. Это «Посвящение в гимназисты», «Посвящение в научное общество», «Выборы президента гимназии», «День гимназии», «Юбилеи гимназии», праздники для микрорайона, летние научно - исследовательские экспедиции, творческие отчёты по материалам этих экспедиций. Не случайно названы формы исследовательской деятельности обучающихся, потому что, начиная с 1997 года они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что стали традиционными.

Большую роль в жизни гимназии играет спорт. По опросу среди обучающихся именно спорт находится на первом месте среди различных интересов наших учеников. Этому способствует спартакиада, в которой принимает участие вся школа. В её рамках проводится соревнование на лучший спортивный класс, лучших спортсмена и спортсменку. По итогам года они награждаются грамотами, переходящими кубками. В центре спортивной работы – клуб «Пилигрим» (рук. Заборов В. Г.) В клубе постоянно действует несколько секций. Здесь ребята реализуют свои спортивные интересы, а наиболее одарённые спортсмены входят в сборную гимназии. Именно такая систематическая, постоянная работа по подготовке спортивных кадров позволяет гимназии держаться в тройке лидеров, как по отдельным видам спорта, так и по итогам городской спартакиады в целом.

Много делается для развития творческих способностей гимназистов и в других клубах. Всем известны наши успехи на городских конкурсах юных дарований. В прошедшем учебном году наши обучающиеся порадовали нас победами на городском конкурсе чтецов и конкурсе вокалистов «Надежда». Приятно видеть такие впечатляющие результаты труда педагогического коллектива и наших воспитанников.

Отрадно отметить тот факт, что процесс формирования новых традиций не завершился и в настоящий момент. В течение последних 2 – 3 лет в гимназии появилось две новых традиции: Фестиваль детского творчества «Весенняя капель», который прошёл в 2007 году уже в четвёртый раз, и «Неделя науки и творчества», ставшая настоящим праздником таланта, творчества и ума. Во время «Недели науки и творчества» подводятся итоги учебного года: вручаются премии, призы, грамоты, благодарственные письма, проводится большой гала – концерт, на который приглашаются родители, представители администрации г. Торжка и ГОО.

Традиции – признак стабильности, глубины, а появление новых традиций – это свидетельство постоянного поиска, инновационной деятельности в области воспитания.

С 2001 года гимназия стала членом лаборатории по современным проблемам воспитания.

Символом признания большой работы, проделанной коллективом по построению воспитательной системы гимназии, стал диплом 1 степени Всероссийского конкурса «Организация воспитательного процесса в школе», который был организован редакцией журнала «Классный руководитель» и центром «Педагогический поиск» (2006 г.)

Не случайно моделью выпускника гимназии стал человек – созидатель. В неё мы постарались воплотить те принципы и идеи, которые заложены в основу воспитательной системы гимназии № 7.




Формирование такого выпускника осуществляется через те отношения, которые возникают в процессе общения между участниками воспитательного процесса. Отношения человека представляют собой сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь его с кем-либо или чем-либо, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях.
Вот правила поведения обучающихся, составленные первым кабинетом министров в 2003 году. Я думаю, мне не придётся их комментировать.


  • Будь всегда открытым для счастья и доброты.

  • Бери от школы только хорошее.

  • Помогай своим товарищам в учёбе.

  • Даже если дружба закончилась, отнесись к человеку с уважением.

  • Не обижай людей подозрением и недоверием.

  • Никогда не говори плохо о людях, которые тебя окружают. Ищи и поддерживай в другом человеке всяческие достоинства, учись испытывать радость от успеха каждого человека.

  • Умей ставить цели, умей преодолевать лень, вялость и бессилие, умей добиваться успеха и не пасуй перед трудностями.

  • Не дружи с глаголами: не знаю, не умею, не могу.

  • Будь здоровым и жизнерадостным.

  • Каждый день хотя бы одно новое дело, одна новая мысль.

  • Умей подавлять в себе плохое настроение, не поддавайся ему.

  • Учись быть красивым, опрятным и привлекательным.

  • Всегда старайся найти оригинальное решение любой проблемы, потому что нет большего удовольствия для человека, чем удовольствие от процесса и результата творчества.

  • Учись думать, искать интересные решения любой темы, проблемы, идеи.

  • Люби и понимай природу. Кто не любит животных, тот не любит себя.

  • Умей относиться с сочувствием к несчастью и переживаниям другого человека.

  • Люби и умей создавать тишину, она залог мудрости, долголетия, свежести и красоты мысли и чувств.

  • Помни, что школа не может быть хорошей, если её обитатели не любят её. Любить свою школу – значит по-доброму, уважительно относиться к детям и взрослым, быть готовым помочь родной школе и своим учителям, оставить о себе хорошую память.

Помни: есть геройство дьявольское – геройство разрушения, злобы, грубости, плоских шуток, пошлого пьянства, бессмысленного обжорства, соревнования в лени и есть геройство божественное, в основе которого лежит неистребимое желание быть счастливым самому и нести счастье людям.

Конечно, это высокие слова, но задумайтесь, где ещё наши дети их слышат? Слово было, есть и будет одним из самых мощных орудий воспитания, особенно за этим словом ещё есть и дело.

Особо следует сказать сегодня и о классных руководителях. Теперь мы часто слышим и говорим о том, что именно от них зависит результативность учебно-воспитательного воспитательного процесса. Без каждого класса в отдельности не может быть единого целого. Но каждый класс должен по-своему вписаться в это целое и стать его неотъемлемой частью. Я хочу поблагодарить всех классных руководителей, за ту работу, которую они выполняют, забывая о своих личных проблемах и болезнях, отдавая своим воспитанникам свое время, свои сердца, свои души.
Ценность воспитательной системы любого учебного заведения измеряется ещё и тем, насколько хорошо она вписывается в воспитательное пространство города. Надо сказать, что модель учебного социокультурного центра создавалась именно с учётом уникальных для воспитания возможностей Торжка и Торжокского района. Нами были посещены и изучены все новоторжские усадьбы и биографии их владельцев.

В городе много традиций: это уже названные выше конкурсы юных талантов, выставки «Во саду ли в огороде», технического творчества обучающихся и конкурс юных художников «Золотые кисточки Торжка». Это и городские краеведческие чтения, и экологические конференции и слёты, и конкурс экологических постановок, и этнографическая игра «Думая о будущем, оглянись в прошлое», патриотические мероприятия, посвящённые Дню Защитника Отечества и Дню Победы, и поэтические конкурсы и конкурс постановок на английском языке. Все помнят и марафоны «Ученик года» и «Если бы мэром города был я», в котором гимназия побеждала дважды. Успешно осуществлять подготовку и участвовать в во всех этих мероприятиях помогают наши клубы, каждый из которых стал незаменимым в воспитательной работе гимназии.

Обучающиеся гимназии участвуют во всех мероприятиях, соревнованиях, конкурсах, проводимых между школами города. Более того, мы стараемся участвовать в областных и Всероссийских конкурсах. В течение нескольких последних лет воспитанники клуба «Изюминка» (рук. Баринова Е А) становились победителями городских и областных конкурсов «Сохрани жизнь ребёнка», а в 2007 г. их работы были отмечены на областном конкурсе «Мы - патриоты». Творческие и исследовательские проекты членов НОУ (рук. Фомина В. Л.) не раз заслуживали одобрение и награды на городских конференциях студентов и школьников. Стихотворения членов клуба «Вдохновение» (Рук. Головатских Е. В.) не раз отмечались на городских конкурсах поэзии. И в этом году наши молодые поэты (Коликова Е. и Котлярова М.) стали студентами филологического факультета ТГУ. В мае прошлого учебного года мы стали свидетелями творческой встречи с Сафоновым Глебом, студентом ТГУ, редактором Тверского литературного альманаха, выпускником гимназии 2003г.. В состав его творческой группы входит Мельникова Любовь (вып. 2005 г.)., которые начинали в школьном клубе «Вдохновение», учились чувствовать слово на уроках литературы у своих педагогов Грединой Н. В, и Смирновой Н. В..

За 10 лет у нас сложились прочные связи с ВИЭМ, возобновилась работа с музеем А. С. Пушкина, крепнет сотрудничество с клубом «Ветеран», Детской школой искусств, Домом детского творчества. Хочется поблагодарить сегодня всех наших партнёров за плодотворную работу и помощь в воспитании наших детей.

На новом этапе своего развития как базового учебного заведения гимназия стала методическим центром для ряда городских школ. В течение прошедшего учебного года педагоги и администрация гимназии провели ряд семинаров, творческих отчётов, заседания кафедр гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, через гимназию №7 осуществлялась и курсовая подготовка педагогов города.

В заключение своего выступления хочу напомнить вам слова Сократа, знаменитого учителя Платона: «Если бы народ мог ценить только одно учреждение, то оно должно было бы быть учреждением воспитательным».
Наше правительство осознало, наконец, что поддержка государства просто необходима педагогам. Об этом свидетельствуют программы, проекты федерального значения, финансовая поддержка лучших школ и педагогов. Это вселяет веру в успех нашего общего дела.

Благодарю вас за внимание.

Присоединяюсь ко всем поздравлениям, прозвучавшим сегодня. Успехов вам, энергии и творчества.

Зам. директора гимназии №7 по ВР

Головатских Е. В.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:



Документы

архив: 1 стр.