NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Введение. Индикативные показатели


3. Воспитательная работа
Воспитательная работа в 2011/2012 учебном году была направлена на создание единого пространства, направленного на формирование духовно-нравственной культуры обучающихся и успешной, позитивной социализации, адаптации и самореализации личности в современной социокультурной среде на основе индивидуального подхода, организации КТД во внеурочной деятельности воспитательной системы, основываясь на программы: “Ступени»., “Этнокалендарь”, «Духовно-нравственное воспитание обучающихся», «Здоровье», «Семья».

Воспитание и развитие личности – процессы целенаправленные и системные, поэтому педагогическим коллективом создана воспитательная система, которая охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, изменяет уклад жизнедеятельности детей, вырабатывает умение жить и общаться в коллектив.

В основе организации воспитательной работы лежат личностно-ориентированный и деятельностный подходы, интеграция учебной и воспитательной работы, ориентация на сохранение и поддержание традиций. На протяжении многих лет традиционными праздниками школы являются: День знаний, День учителя, День Дублера, День матери, День рождения школы, Новый год, Посвящение в первоклассники, Международный женский день, День семьи, праздник «За честь школы», День победы, праздник Последнего звонка.

В 2011/2012 учебном году работало 3 методических объединений классных руководителей:

МО классных руководителей I ступени обучения – руководитель Халикова Н.А.;

МО классных руководителе II ступени обучения – руководитель Гусарова Х.Т.;

МО классных руководителей IIIступени обучения – руководитель Утаганова И.Б.

В 2011/2012 учебном году методическими объединениями классных руководителей были определены цели и задачи, направленные на воспитание и формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Роль методической работы классных руководителей школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приёмы и формы обучения и воспитания. Одной из самых распространённых форм методической работы МО классных руководителей является работа «Школы классного руководителя» под руководством Гусаровой Х.Т. и Утагоновой И.Б..

В этом году проведены обучающие семинары для классных руководителей: «Роль классного руководителя в формировании ученического самоуправления», «Культура здоровья и здоровье культуры» и педагогический совет в форме деловой игры «Эстафета педагогического опыта – отказ от шаблонов и стереотипов» на котором классные руководители обменялись опытом в успешной организации КТД в классе, подготовке

классных и школьных мероприятий. В течение года проводились инструктивные семинары по планированию работы классных руководителей, использование методов работы с родителями, о подготовке и проведению традиционных школьных мероприятий, по технике безопасности. Активно приняли участие в подготовке семинаров и педагогического совета; организована разнообразная деятельность учащихся - познавательная трудовая, эстетическая, а также свободное общение учащихся, являющихся частью досуга школьников следующими классными руководителями: КовальчукЛ.Г. (1а класс), Емельянова Л.Г. (2б класс), Маковская Л.П. (5а класс), Гусарова Х.Т. (6а класс), Ногаева А.Б. (7а класс), Любишева Е.В. (7в класс), Куликовская Т.А. (8б класс), Утаганова И.Б. (9а класс).

В этом году проведен школьный конкурс«Лучший класс года». По результата

проведенного конкурса победителям вручен переходящий символ (Приложение 28).

В следующем учебном году для оптимизации и стимулирований классных руководителей необходимо скорректировать критерии оценивания конкурса «Лучший класс года».
Контроль за воспитательным процессом:

По итогам внутришкольного контроля выявлено, что планы воспитательной работы соответствуют современным требованиям следующих классных руководителей: Ковальчук Л.Г. (1а класс), Псаревой С.В.. (2а класс), Емельяновой Л.Г. (2б класс), Ковбас Н.С. (3а класс), Валеевой Н.Н. (3б класс), Савчак Р.Б. (4б класс), Маковской Л.П. (5б класс), Гусарвой Х.Т. (6а класс), Ногаевой А.Б., (7а класс), Любишевой Е.В. (7в класс), Куликовской Т.А. (8б класс), Никитиной И.Н. (8в класс), Утагановой И.Б. (9а класс), Терентьевой Н.А. (11 класс).

К подготовке классных часов классные руководители: Терентьева Н.А. – 11 кл., Утаганова И.Б. – 9а кл. Никитина И.Н. -8в кл, Куликовская Т.А.- 8б кл., Ногаева А.Б. -7а кл., Маковская Л.П. -5а кл. активо привлекают учащихся.

По проверке документации классного руководителя было выявлено, что классные руководители в полном объёме имеют всю документацию: анализ воспитательной работы, планы воспитательной работы, протоколы родительских собраний и заседаний родительских комитетов, методические папки по воспитательной работе.

Классные руководители: Баймурзаева Р.И. (1б класс), Протопопова Н.Я. (4а класс), Савчак Р.Б. (4б класс), Картгишиева А.А (5в класс), Пашаева А.Б. (9б класс), Рыбалко В.В.(10 класс) не сдали анализ воспитательной работы за год.

С целью выполнения просветительской задачи каждую четверть классные руководители проводят по графику классные родительские собрания, индивидуальные консультации для родителей.

Посещения администрацией школы родительских собраний показало, что классные руководители начальных классов методически правильно организуют и проводят родительские собрания. Посещение родительских собраний в начальной школе составило - 85 %. Посещаемость родительских собраний в среднем и старшем звене составляет от 20% до 50%., кроме 5а, 7а, 7в,11 классов, где процент посещаемости родителями собраний составил 85 - 100% . Формы проведения родительских собраний традиционные: лекции для родителей по воспитанию детей, беседы, круглый стол. Классным руководителям в следующем учебном году рекомендовано разнообразить формы проведения родительских собраний.

В этом учебном году функционировали 3 группы продленного дня для учащихся 2-х – 4-х классов: Халикова Н.А.(2-е классы), Ковбас Н.С. (3а класс), Арабиева З.А. (4б класс) Группы продленного дня школы созданы в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности в обучении, воспитании и развитии творческих способностей обучающихся. Режим работы группы продленного дня - сочетающий обучение, труд и отдых (прогулка, подвижные и спортивные игры, посещение кружков и секций) до начала самоподготовки с их участием, во внеучебных мероприятиях - после самоподготовки, составляется с учетом пребывания воспитанников в общеобразовательном учреждении до 18 часов в неделю.

К концу учебного года коллективы учащихся группы продленного дня стали сплоченнее, дружнее, активнее. Привились навыки общения между учащимися, уважительное отношение друг к другу. Наблюдается развитие самоконтроля и самооценки учащихся при выполнении домашнего задания, при проведении занятий или мероприятий. Родители удовлетворены разносторонним развитием своих детей через различные виды деятельности и результатами работы группы продленного дня. Ребята с желанием посещали группу продленного дня.  

Система дополнительного образования в школе осуществляется по трем направлениям: физкультурно-спортивное; художественно-эстетическое; культурологическое и является одним их факторов, обеспечивающим успешную социализацию в социокультурной среде и создающим условия для развития личности школьника.

Охват обучающихся составил - 100 % из них:

МБОУ СОШ № 7 – 7 объединений – охвачено – 38% обучающихся;

учреждения ДО системы образования (на базе школы) – 9 объединений – охвачено- 41%;

в других учреждениях ДО города – охват детей составил – 25% (Приложение 29).

Несмотря на сокращение количества объединений дополнительного образования наблюдается повышение общего охвата детей в системе дополнительного образования, учащиеся с интересом посещают кружки и секции системы дополнительного образования.

Проверка работы кружков и секций показала, что все они ведутся по расписанию и согласно составленным программам. Отмечены высокий уровень подготовки и посещаемость обучающихся вокального объединения «Школьные годы» - руководитель Герасимчук С.И., «Мини – футбол» - руководитель Япаков Т.А. Участники вокального объединения «Школьные годы» в 2012г. приняли участие в трех городских конкурсах: конкурсе детского эстрадного творчества «Полярная звезда» - третье место; конкурсе вокального искусства «Хрустальный звук» в рамках ежегодного фестиваля детского творчества «Радуга» - первое место, два вторых места, три третьих места и фестивале -конкурсе народного творчества «Гармошечка-говорушечка - веселая частушечка», где стали дипломантами за популиризацию песенного народного творчества. Команда «Мини-футбола» стала бронзовым призером соревнований по мини футболу в зачет IV детской Спартакиады, посвященной Дню образования ООО «Газпром добыча Ямбург».

Участие родительской общественности в воспитании детей и подростков.

Задача педагогического коллектива – сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогов, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку – это очень хороший фундамент для сотрудничества, для общего успеха.

Задачами родительских комитетов являются:

- укрепление связи между семьей и школой для установления единства воспитательного влияния на детей педагогического коллектива, семьи и общественности;

- привлечение родительской общественности к активному участию в жизни школы, к организации внеклассной и внешкольной работы;

- помощь школе в осуществлении начального, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- участие в организации широкой педагогической пропаганды среди родителей и населения.

Эффективность работы родительских комитетов отслеживается по следующим критериям:

- в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;

- в среднем и старшем звене – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к ребенку как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

При подготовке юбилейных мероприятий в школе общешкольный родительский комитет проявил особую активность. Большую благодарность выражаем председателю родительского комитета Должикову А.Г.. Отмечена хорошая работа следующих родительских комитетов классов: 1 а, 2а, 2б, 3а, 4а, 5 а, 7а.

С целью выполнения коммуникативной задачи классные руководители стали чаще привлекать родителей, многие мероприятия проводят совместно с родителями, это не только выходы на природу, но и различные диспуты, классные часы, экскурсии на место работы родителей, КТД, привлекают родителей к совместной деятельности. Родители с удовольствием участвуют в оформлении классов, подготовке наглядности к общешкольным праздникам.

Родители привлекаются к участию в мероприятиях по патриотическому воспитанию школьников. Активно участвуют совместно с детьми в различных акциях, марафонах, фестивалях, конкурсах: в декабре конкурс поделок «Елочные украшения», в феврале школьный конкурс «Ученик года - 2012», участие в акциях «Посылка солдату», «Дети Уренгоя тундровикам», «Зеленый коридор», «Дерево памяти», фотоконкурсы: «Мой папа защитник родины», «Мы вместе – мы семья», конкурс творческих работ «Ромашка в ладошках», 17 ноября наша школа отметила своё 25-летие. Успешно прошли празднования этого события, в нем приняли активное участие и дети, и учителя, и родители. Проведены праздничные мероприятия для родителей и выпускников.

Совместно с классными руководителями родители участвовали в рейдах по семьям (посещено 7 семей), находящимися в социально - опасном положении и принимают участие в заседаниях совета профилактики (6 заседаний). Родители активно участвуют во внеклассной жизни детей: вошли в состав жюри «Ученик -2012 года», участвовали в творческой группе декораторов школьного театра «Идем дорогою добра», постоянно дежурят на школьных дискотеках. Успешно продолжает работу клуб «Пап»: проведено совместное соревнование пап и детей «Мы вместе», приняли участие в окружном конкурсе «Мастерим вместе с папой». Школа распахнула двери участникам и гостям легкоатлетического кросса «Неразлучные друзья взрослые и дети» в рамках городской акции «Новый Уренгой за здоровый образ жизни» Участниками стали родители, ученики школы, педагоги. Всего приняли участие 110 человек, из них 32 родителя. Победители среди родителей: 1 место – Лунёва И.В., 2 место – Умаханов Р.М., 3 место – Швырёва Н.С.. В городских семейных спортивных соревнованиях дважды участвовала семья Швыревых; сборная команда родителей и детей стала победителем в семейной спартакиаде «Стартуем вместе». Ко Дню семьи проведена семейная эстафета «Я и моя семья» – приняли участие 6 семей. В рамках программы «Этнокалендаря» проведены: недели ногайской культуры (9-е классы) и ненецкой культур (4-е классы); ученики совместно с родителями подготовили выставку творческих работ «Северное сияние», на которой показали атмосферу разнообразной, богатой, насыщенной культурной жизни коренных малочисленных народов Севера; с обрядами и кухней русской культуры учащиеся познакомились на «Рождественских посиделках» (2-е классы) и на Масленичной неделе, провели интересное и познавательное мероприятие для детей и родителей методическим объединением русского языка и истории. Традиционно в конце учебного года проходится общешкольное мероприятие «Признание - 2012» где выносится благодарность родителям за воспитание школьников и помощь школе. В номинации «Родитель года» награждено 24 родителя (Приложение 30). Наблюдается динамика роста привлечения учащихся, педагогов и родителей в проведении общешкольных мероприятиях. (Приложение 31).

Количество участников в школьном конкурсе «Ученик года» увеличилось, но качество подготовки участников среднего звена низкое (Приложение 32). Снизилось так же количество участников и качество участия в городских конкурсах талантливой молодёжи (Приложение 33). Причина отрицательной динамики участия в вышеуказанных конкурсах заключается в отсутствии поддержки со стороны классных руководителей. Необходимо активизировать работу классному руководителю по подготовке участников школьного конкурса, что бы был выход на городской конкурс.

Работа с общественностью.

В рамках развития работы с общественностью продолжается работа с Советом ветеранов; обществом «Дети опалённые войной»; обществом инвалидов; Центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; религиозной организации «Нур Ислам»; православной гимназией; ГИБДД; ОДН; УВД; МРО г. Новый Уренгой.

Проведены следующие совместные мероприятия:

Общество ветеранов ВОВ и Общество «Дети, опаленные войной:

В школе проведены следующие мероприятия: акция «Ветеран живет рядом», «Урок мужества», «Дерево памяти». Ветераны ВОВ приглашались на школьный праздничный концерт, посвященный международному Дню 8 марта; на праздничный концерт, посвященный Дню Победы «Память, память за собою позови…» - на каждом мероприятии были вручены ветеранам памятные подарки. Ко Дню защитников Отечества оформили праздничную газету и поздравили ветеранов ВОВ. Участники ВОВ в течение года приглашались на классные мероприятия, продолжается пополнение материалами сменного стенда.

Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста:

объединение дополнительного образования «Школьные годы» по заявкам центра участвовало в празднично - развлекательных мероприятиях, посвященных знаменательным датам.

В рамках долгосрочной целевой программы «Комплексные меры по противодействию экстремизму, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепление толерантности на территории муниципального образования», состоялась встреча учащихся 9 - 11 классов с представителями местной религиозной организации «Нур Ислам».

В рамках пропаганды здорового образа жизни, в актовом зале состоялся видеолекторий «Не оставайтесь равнодушными!» учащихся 8 – 9 классов, на родительских собраниях были даны статистические данные употребления наркотических средств подростками и молодежи по городу Новый Уренгой МРО г. Новый Уренгой Н.В. Бусыгиной, врачом –психиатром Шевченко Б.Б., врачом-инфекционистом Гапоновой Т.Р.

Ученическое самоуправление школы.

Система ученического самоуправления школы выстроена в 2-х уровнях: классное ученическое управление и школьное ученическое самоуправление.

Анализ работы ученического самоуправления за 2010-2011 учебный год показал недостаточное взаимодействия детей и педагогов. В сентябре 2011 года для активизации роботы ученического самоуправления ввели курирование Министерств следующими педагогами:

- педагог-организатор Любишева Е.В. – куратор Министерства образования и культуры;

- учитель физической культуры Кудря М.В. – куратор Министерства спорта;

- учитель английского языка Куликовская Т.А. – куратор Министерства печати;

- социальный педагог Ахмадиева Г.И. - куратор Министерства дисциплины и порядка.

По итогам года отмечена положительная работа кураторов, но добиться цели по вовлечению обучающихся к организаторской деятельности не смогли. Активизирована работа детского самоуправления в организации различных городских и школьных акциях: «Зеленый коридор», «Дерево памяти», «Посылка солдату», «Школьной форме – Да!». Проявилась активность участия ученического самоуправления в работе Городской детской общественной организации «Союз юных новоуренгойцев», посещение городских сборов «Планета Дружбы», “Я лидер”, но лидерские способности ученического самоуправления не реализованы в школьной жизни.

На основе вышеизложенного поставлены следующие задачи на 2012/2013 учебный год:

-   активизировать работу всех министерств ученического самоуправления через создание творческих групп; 

- сделать жизнь в классе открытой, и через информационные листы класса, 1 раз в четверть освещать свои экскурсии, праздники, классные часы;

- воспитывать самостоятельность и инициативность у учащихся через участие в школьных и классных мероприятиях;

- систематизировать работу по развитию классного самоуправления через учебу и тренинги актива ученического самоуправления;

- кураторам ученического самоуправления создать творческие группы для организации и создания вожатского движения и волонтёрского движения.
Работа с учащимися по профориентации.

Для учащихся 9-х - 11-х классов были организованы встречи с приглашением представителей интересующих профессий.

Школьники привлекались к общественно-полезному труду (проводились такие мероприятия как санитарный час, экологические субботники по уборке школьной территории и уборке микрорайона) Совместно с Центром занятости населения были организованы трудовые бригады под руководством социального педагога Ахмадиевой Г.И. , проведено компьютерное тестирование среди учащихся 11 класса с целью выявления их профессиональных интересов. Учащиеся 9-х и 11 – х классов посетили городскую «Ярмарку учебных мест», 7-9-х классов - работали в период летних каникул по благоустройству и озеленению города. Сотрудничество с Центром занятости населения способствовало профессиональному самоопределению учащихся и дало возможность школьникам самостоятельно заработать деньги. Что особенно важно для детей из малообеспеченных семей.

Большее внимание следует уделить вовлечению в общественно-полезный труд «трудных» подростков. Все учащиеся, находящиеся на внутришкольном учете, должны быть задействованы в уборке закрепленных классов и вовлечены в «трудовые» отряды во время каникул.

Классным руководителям выпускных классов необходимо более ответственно отнестись к Дням открытых дверей в ВУЗах и среднетехнических учебных заведениях. Данные мероприятия учащиеся должны посещать обязательно.

В следующем учебном году необходимо уделить особое внимание выявлению склонностей и интересов учащихся 9-х классов с целью оказания помощи в профессиональном самоопределении.

Профилактика дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся школы.

Ежемесячно в школу направляются информационные письма ОГИББД с указанием фамилий учащихся нарушивших Правила дорожного движения. Поэтому одной из главных воспитательных задач в школе остаётся профилактика дорожно-транспортного травматизма через организацию КТД во внеурочной деятельности. Анализ нарушений Правил дорожного движения показал, что всплеск нарушений Правил дорожного движения происходит во время каникул. По возрастным признакам нарушают в основном учащиеся 5-8 классов (Приложение 34).

С учащимися, нарушившими Правила дорожного движения, проводится профилактическая работа. Проводятся тематические классные и школьные мероприятия. Обучающиеся участвуют в различных школьных, городских творческих конкурсах по профилактике ДДТТ: 8 участников в конкурсе изготовление буклетов; 8 участников в конкурсе сочинений «Письмо водителю»; 25 работ в конкурсе рисунков 1-4 классы «Моя дорога в школу»; 15 работ «Внимание – дети!»; 13 работ - «Я и дорога»; мини-сочинение «Обращение к сверстнику» - 5-8 классы; игра-путешествие – «Веселый трамвайчик» 1-2 классы. Учителя начальных классов ежедневно, после занятий проводят пятиминутку «Внимание - дорога!». 1 раз в четверть для беседы и участия во внеклассных мероприятий на параллель приглашается инспектор ОГББД; 1 раз в четверть оформляется стенд с наглядной агитацией «Пусть детство будет безопасным». В библиотеке существует сменная книжная выставка «Культура дорожного движения – дорога – безопасности». На родительских собраниях инспектор ОГИББД освещал проблему и состояние дел на дорогах города Новый Уренгой с показом фильма «ДДТ – на дорогах города» - охват родителей составил – 70%. На методическом объединении классных руководителей рассмотрен вопрос «Эффективность работы классных руководителей по профилактике ДДТТ».

Анализируя воспитательную работу, ориентированную, прежде всего не на внешние заданные параметры воспитанности учащихся, а на внутренние потенциальные возможности, влияющие на их индивидуальное сознание саморазвития, самоорганизации и личностного роста, следует отметить, что поставленные в начале года воспитательные задачи были выполнены.
Профилактическая деятельность асоциального поведения учащихся.

Целью деятельности социально-психологической службы является психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение психолого-педагогических условий, необходимых для успешного обучения, личностного развития, социализации ребенка, а также формирование здоровых жизненных установок, умения противостоять не­гативным влияниям социума и конструктивных поведенческих стратегий, сни­жающих вероятность возникновения химической зависимости, содействие охране прав личности обучающихся.

Для организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся соз­даны необходимые условия: оборудованы рабочий кабинет педагога-психолога и социального педагога, кабинет психологической разгрузки, функциони­рует кабинет учителя-логопеда.

Кабинеты оснащены самым необходимым: корпусной и мягкой мебелью, в кабинетах есть компьютеры с доступом в сеть интернет, сканер, принтер, телевизоры.

Специалистами собрана необходимая методическая литература, нормативно-правовая база; Все материалы для работы с педагогами, сотрудниками школы, учащимися, родителями систематизированы. Имеются видеоматериалы и аудиоматериалы, CD диски с диагностическими и профилактическими материалами.

Кабинеты зонированы в соответствии с нормативами: есть место для практической работы с детьми, место для отдыха, консультативной работы со всеми участниками образо­вательного процесса.

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психолого-педагогической деятельности в 2011/2012 учебном году работа СПС велась по основным направлениям в соответствии с планом работы: социально-психологическое просвещение и консультирование, социально-психологическая диагностика, социально-психологическая профилактика, развивающая и психокоррекционная работа, профориентация и организационно-методическая работа.

Консультативное направление

За прошедший период было проведено 175 консультаций (первичных и повторных) для учащихся, а также 57 – для педагогов школы и 97 консультации для родителей учащихся, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения. В целом все запросы можно разделить на:

- трудности в общении со сверстниками, педагогами;

-эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.);

-проблемы в детско-родительских отношениях;

-трудности в профессиональном самоопределении;

-трудности обучения;

-консультации по результатам диагностики

В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин проводилась диагностика, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения.

В целом проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности (Приложение 35, 36). Стоит отметить, что в анализируемый период чаще за консультативной помощью среди родителей обращались - родители учащихся начальных классов, среди педагогов - учителя начальных классов и классные руководители 5-9 классов, среди учащихся – ученики 5 - 7 классов. Стоит обратить внимание на низкое количество самостоятельных обращений за консультациями со стороны родителей учащихся среднего и старшего звена. В будущем году необходимо по возможности усилить взаимодействие с родителями учащимися.

Стабильность количества обращений со стороны педагогов, родителей, других специали­стов говорит о потребности всех участников, в психолого-педагогических зна­ниях, желание использовать их в интересах собственного развития и для реше­ния педагогических задач.

Социально - психологическое просвещение

Специалисты социально-психологической службы участвуют в совещаниях педагогического коллектива, методических объединений классных руководителей, педагогических семинарах, родитель­ских собраниях, классных часах:

1) Темы классных часов: «Стратегии поведения в конфликте», «Психология общения», «Развитие навыков коммуникации», «Подготовка к экзаменам», «Способы снятия стресса», «Мир труда и профессий». От учащихся и классных руководителей были получены положительные отзывы о проведенных занятиях, после занятий учащиеся проявляли заинтересованность, обращались за индивидуальными консультациями. В связи с этим данное направление деятельности можно считать эффективным.

2) Выступления на родительских собраниях. Всего было проведено 12 выступлений для родителей учащихся (общешкольные и классные родительские собрания). На родительских собраниях сообщения специалистов СПС были направлены на формирование установки у родителей на основную и главную роль семьи в формировании личности ребенка через активные формы взаимодействия с семьей, консультации и родительские собрания по особенностям развития ребенка (возрастным и психологическим).

Успешно внедряется в проведение родительских собраний современный метод работы с участниками образовательного процесса флэш тренингов. Классные руководители могут использовать его для активизации работы родителей без привлечения специалистов к проведению собрания. Для эффективной работы с родителями разработаны буклеты по наиболее волнующим темам обращений родителей.

Необходимо отметить, что после выступлений специалистов на родительских собраний значительно возрастает число самостоятельных обращений родителей за консультационной помощью.

3) В целях повышения психологической грамотности педагогического коллектива, внедрения эффективных форм помощи детям, родителям и педагогам, специалисты службы выступали с докладами на педагогических советах, участвовали в работе педагогического консилиума, методического объединения классных руководителей, совещаниях при директоре. Наиболее востребованными и полезными стали следующие выступления: «Первоклассник в школе», «Школьник – новый статус. Особенности адаптации», «Особенности адаптационного периода пятиклассников», «Как уберечь себя и детей от стресса», «Развивающие игры для детей и подростков», «Экзамены без стресса», «Индивидуальные особенности или недостатки воспитания?» Разработаны рекомендации для педагогов по сопровождению гиперактивных детей.

В целом реализацию данного вида деятельности можно оценить как эффективную, т.к. педагоги, родители смогли получить необходимую информацию и рекомендации по дальнейшей работе с участниками образовательного процесса. В дальнейшем следует обратить внимание на необходимость заранее согласовывать с классными руководителями график и тематику проведения классных часов и внеклассных мероприятий. Внедрять интерактивные формы работы с родителями, также совершенствовать способы подачи полезной информации через школьный сайт, оформление стендов, выпуск буклетов и флайеров.

Социально-психологическая диагностика.

В рамках психолого - педагогического сопровождения школьников в процессе обучения проведены диагностические исследования в классах с наиболее сложными периодами школьной жизни.

Диагностическая работа помогла наметить направления профилактической работы с детьми и родителями, выделить учащихся группы риска.

Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников показал, что из 55 учащихся 1а и 1б классов на начало учебного года 13 учащихся имеет высокий уровень дезадаптации, 8 человек повышенный уровень, 34 ученика достаточно адаптировались к условиям школьного обучения, в эту группу попали дети, посещавшие детский сад, имевшие достаточную подготовку к школе, 19 первоклассников, имеющих хороший уровень адаптации, посещали школу будущих первоклассников «Мишутка». Для определения уровня комфортности учащихся школы проведено анкетирование среди учащихся 2-10 классов. Полученные результаты показали уровень комфортности пребывания в школе выше среднего у учащихся среднего и старшего звена, и высокий уровень комфортности учащихся начальной школы. Итоги анкетирования родителей о степени удовлетворенности различными сторонами образовательного процесса показали, что 78% родителей удовлетворены качеством предоставляемых школой образовательных услуг, отношением педагогов к детям, степенью психологического комфорта в школе. Не смотря на то, что это ежегодное анкетирование проводится на разных классах, результаты из года в год стабильные, и уровень удовлетворенности достаточно высок.

Итоги изучения интеллектуального и эмоционального состояния учащихся 7 классов в учебно-воспитательном процессе, психолого-логопедической диагностики учащихся в рамках экспериментальной работы, диагностики умственного развития и сформированности навыков учебной деятельности у учащихся 4 классов отражены в справках по итогам диагностик. Диагностика уровня эмоционального выгорания педагогов перенесена на октябрь 2012 года.

Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.

Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения обращающихся. Однако в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики. На следующий учебный год планируется формирование банка диагностик для классных руководителей для самодиагностики класса.

Социально - психологическая профилактика

Социально-психологическая профилактика в школе состоит из систем ме­роприятий направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у учащихся в процессе различных социальных ситуаций. Специали­сты службы оказывают помощь в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей, в выборе профессиональной ориентации, а также психологическую помощь в пла­нировании и реализации профессиональной карьеры. Профилактическая работа школы направлена также на создание довери­тельного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса.

С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорно­сти, девиантного поведения учащихся разработаны и реализуются программы «Коррекция девиантного поведения» 6-11 классы, «Параллельные миры: Школа общения для подростков» проводятся видеоуроки: «Береги себя», «Скрытая правда» 8-11 классы, «О вреде пива» 5-9 классы, «История похмелья» 7-11 классы, «Конвейер смерти. Никотин» 5-11 класс, «Трезвая Россия – общее дело» 6-11 класс, посещаются семьи:

- количество выходов в семьи с целью изучения условий проживания и воспитания, изучения взаимоотношений в семье, проверки выполнения домашних заданий - 78.

- количество составленных актов - 28

- количество проведенных совместных общественных рейдов - 3

(с инспекторами ОДН ОМВД-2, участковый по микрорайону, Совет общественности – 1)

- индивидуальные консультации, беседы (проработка проблем, оказание первичной помощи в решении проблем, активизация родителей на позитивное вмешательство в развитие подростка).

Информационно-просветительская работа с родителями и учащимися занимает особое место в учебно-воспитательном процессе школы. Для учащихся и родителей оформлены информационные стенды: «Полезная информация», «Права ребенка», «Уголок профилактики вредных привычек». Постоянно обновляется передвижной информационный стенд. В работе с родителями используем как информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, так и проблемные методы: «круглые столы», детско-родительские мероприятия, открыты страницы специалистов службы на школьном сайте.

К проведению собраний, классных часов, профилактических мероприятий привлекаются узкие спе­циалисты служб системы профилактик (специалист наркоконтроля, медицинский психолог, врач-психонарколог ПНД, детский гинеколог, инспектора криминали­сты, инспекторы ОДН ОМВД, ЛОВД, ГИБДД) (Приложение 37).

Работа по профилактике и сопровождению социальной группы риска.

Социально-психологическое сопровождение учащихся «группы риска» осуществляется согласно п. 2 ст. 14 ФЗ №120 «Об основах системы и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

-выявление и учёт учащихся «группы риска»;

-организация психолого-педагогической и социальной помощи учащимся;

-индивидуальные планы работы с учащимися «группы риска»;

-индивидуальные карты социального и психолого-педагогического сопровождения;

-контроль учебной деятельности, посещаемости и внеурочной занятости учащихся «группы риска»;

-реализация программ, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних:

- Программа работы педагога-психолога с детьми «группы риска».

- Программа групповой работы с родителями (автор: Макартычева Г.И.)

- Программа мероприятий по правовому воспитанию, профилактике табакокурения, употребления наркотических, токсических веществ и алкоголя.

Сведения об учащихся, состоящих на всех видах учетов в 2011/2012.

На начало 2011/201 2 учебного года на учете ОДН УВД состояло 14 чело­век (2,4%), на конец учебного года - 11 (1,8%) (Приложение 14).

Проведя анализ причин постановки несовершеннолетних учащихся школы на учёт в ОДН УВД и КДН, можно увидеть, что в настоящее время наиболее распространёнными правонарушениями среди обучающихся является: совершение правонарушений, повлекших за собой меры административного взыскания – ст. 20.21. КоАП РФ (употребление спиртных напитков). Снизилось количество обучающихся, состоящих на учёте в ОДН ОМВД за мошенничество. Большинство учащихся, состоящих на учёте, воспитываются в полных, благополучных семьях, среднего достатка. В течение учебного года все учащиеся, состоящие на учёте в ОДН ОМВД, были заняты во внеурочное время, за исключением Осадчика Игоря 7а, который не посещал секцию по состоянию здоровья.

На начало 2011/2012 учебного года на внутришкольном учете состояло 8 человек, на конец учебного года - 9 учащихся. Основной причиной постановки на учёт является нарушение Устава школы. Работу специалистов в данном направлении можно считать удовлетворительной, т.к наблюдается положительная динамика по итогам работы с учащимися на состоящими на всех видах учета. На конец учебного года 5 учащихся сняты с учета по исправлению.

Служба планирует и осуществляет свою деятельность на основе анализа дея­тельности педагогического коллектива, собственного анализа работы, на основе данных социального паспорта школы.

Семьи, где воспитываются опекаемые дети, получают поддержку со стороны школы: для учащихся организовано бесплатное пита­ние, с учащимися, приемными родителями и опекунами проводятся индиви­дуальные беседы, при необходимости - консультации психолога, социального педагога, в классном коллективе, реша­ются вопросы обеспеченности учебниками, занятости учащихся во внеуроч­ное время, осуществляется контроль успеваемости и посещаемости. Опе­каемые дети активно участвуют в жизни класса и школы. Кочнева Любовь участвовала в городской научно практической конференции «Шаг в будущее». Вивчарук Сергей - постоянный участник школьных и городских спортивных соревнований по мини-футболу. Гаджиев Тимур – активный участник общешкольных мероприятий. С октября по декабрь 2011 года Пожарская Екатерина, Гаджиев Тимур были трудоустроены в охранном предприятии «Сова».

Социальной службой школы ведется работа по оказанию социаль­ной поддержки детям-инвалидам. В течение года оказана материальная помощь из фонда Всеобуча в размере 7 тыс. рублей, помощь родственникам Говорунова Александра по оформлению опекунства.

Ведется систематическая работа по выявлению социально­-неблагополучных семей.

Ежеквартально учащимся из малообеспеченных семей и нуждающимся учащимся оказывалась материальная помощь согласно Положению о распределе­нии средств из фонда Всеобуч (Приложение 38).

В школе функционирует Совет профилактики. За текущий учебный год проведено 8 заседаний комиссии, где рас­смотрены 53 учащихся по вопросу низкой успеваемости, нарушения дисциплины, пропус­ки уроков без уважительной причины.
Развивающая и психокоррекционная работа

В этом учебном году продолжилась работа по программе Л. П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников», в ходе которой используются методы проблемного обучения с целью формирования целостного знания, потребности в творческой деятельности, развития интеллектуальных и творческих возможностей детей. Есть необходимость реализации данной программы, т.к. она решает комплекс задач по интеллектуально-личностному развитию младших школьников, подготавливая их к переходу на следующую ступень школьного образования.

Проведение развивающих занятий для учащихся 6 классов с использованием упражнений О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я», позволяет создавать позитивную атмосферу для сплочения коллектива; создавать условия для раскрытия личности каждого ребенка, возможность проявить себя, свои чувства, эмоции; тренировать навыки социального общения.

Индивидуальная коррекционная работа с отдельными учащимися, имеющими проблемы в обучении.

Особое внимание уделяется работе с детьми «школьной дезадаптацией» и неблагополучными семьями. Изучается их умственное развитие, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками, родителями. С ними проводятся тренинги, консультации, индивидуальные беседы, развивающие занятия.

В выпускных классах проводится работа по психологической готовности к ЕГЭ: диагностика, тренинги по различным проблемам, в том числе по проблемам, связанным с боязнью предстоящих экзаменов. Обучающимся даются рекомендации по подготовке и поведению во время экзамена, учитывая свою работоспособность, темперамент и подверженность стрессу. Выпускники обучаются простейшим приемам релаксации.

Специалисты СПС принимали активное участие в мероприятиях, проводимых на институциональном и муниципальном уровне.

Ахмадиева Г. И. и Огурцова О. Ю. были участниками окружного семинара-совещания для организаторов волонтерского движения системы образования «Сделаем мир лучше», прослушали образовательный курс «Организация волонтерской деятельности в образовательных учреждениях».

В ноябре, на городском межведомственном психолого-педагогическом консилиуме «Оптимальная модель психолого-педагогического сопровождения школьника как фактор нового качества образования. Ценности семейного воспитания» провели интегрированное занятие с детьми-инофонами «Учимся думать, говорить, писать» педагог-психолог (Огурцова О.Ю.) и учитель-логопед (Белянкина Е.В.), которое получило положительные отзывы коллег города, Огурцова О. Ю. провела открытое тренинговое занятие с учащимися школы «Земля Родная». Городской типографией выпущен сборник игр для учащихся «Игры: Тренинг. Развитие. Обучение» составитель Огурцова О.Ю.)

Специалисты службы являются членами творческой группы по экспериментальной работе в школе с полиэтническим составом учащихся и воспитанников. Белянкина Е.В. и Огурцова О.Ю. работали над разработкой программы «Формирование языковых способностей детей – инофонов младшего школьного возраста», разработали пакет диагностических бланков психо – речевого развития для учащихся, входящих в состав экспериментальных групп.

Организационно- методическую деятельность службы за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогами, организовать исследовательскую работу.
Анализируя деятельность специалистов социально-психологической службы за 2011/2012 учебный год можно сделать вывод о том, в течение учебного года организованно психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса и осуществлялась запланированная работа по всем направлениям. Вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы. Проведенная работа позволила определить основные пути реализации собственной деятельности и профессионального роста в будущем учебном году. Из-за широкого спектра проблем не удается более глубоко изучить процесс адаптации обучающихся в 10 классе.

Таким образом, основные цели, которые ставит перед собой социально- психологическая служба, реализуются. По всем основным направлениям ведется достаточная работа.

III. Заключение
3.1. Выводы.
В школе созданы необходимые условия для получения качественного основного образования. Во главу своей деятельности педагогический коллектив ставит социализацию личности, формирование ключевых компетенций школьников. Сравнительный анализ показал, что педагоги стабильно и результативно работают на качество образования обучающихся. Обеспечение качественного обучения учащихся, формирование нового качества образования идёт через осуществление деятельностного и компетентностного подходов к учебно-воспитательному процессу.

Педагогический коллектив совершенствует формы проведения экзаменов по выбору, тем самым готовит учащихся к ЕГЭ. Анализ качества сдачи ЕГЭ как обязательных так и по выбору показал у выпускников 11-х классов школы хорошие результаты.

Реализация постановленных задачи повышения качества итоговой аттестации стала возможной в результате следующих управленческих действий:

- выявление стержневых линий по предметам на основании государственных программ;

- выстраивание системы мониторинга от 1 го до 11-го класса по предметам и образовательным областям.

Однако, поставленные задачи не были выполнены в полной мере, так как, несмотря на повышение качественной успеваемости в целом по школе, анализ фактического уровня качества знаний по ступеням обучения на конец учебного года показал снижение качественной успеваемости на 16% в старшей школе. Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы практически стабильны. Учащиеся в основном подтвердили годовые оценки по предметам, что объясняется ответственным отношением при подготовке к экзаменам учителей и учащихся школы.

Одна из главных причин понижения качественной успеваемости в основной школе заключается в снижении численности детей, способных обучаться на «хорошо» и «отлично», в увеличении количества обучающихся в основной школе, имеющих рекомендации обучения по программе С(К)К VII вида, неосознанный выбор учащимися 10-х классов индивидуальных учебных маршрутов, недостаточность психолого – педагогического сопровождения выпускников в период подготовки к государственной итоговой аттестации привели к снижению уровня мотивации к обучению и подготовки к государственной итоговой аттестации – следствием чего является значительное снижение качественной успеваемости в старшей школе.

Методическая работа  проводилась в системе и была направлена на повышение качества знаний, развитие познавательных и творческих способностей  каждого ученика и учителя. Консультации, беседы  с учителями, разработка и внедрение в практику методических рекомендаций для учителей оказывали  корректирующую помощь. Возросла творческая активность педагогов. Внедряются в образовательный процесс компетентностно – поддерживающие технологии: проектно - исследовательские, информационно-коммуникативные и др. технологии. Большое внимание уделялось мониторингу качества образования, формированию ключевых компетентностей учащихся.

Однако, несмотря на положительные результаты в методической работе школы имеются недостатки, частично повлиявшие на выполнение поставленных задач:

- недостаточно эффективна работа с учащимися школы, мотивированными на учебу;

- недостаточно применяются современные инновационные технологии обучения;

- недостаточный уровень умений и навыков самоанализа своей деятельности у учителей и учащихся.

3.2 Рекомендации: 
Администрации:

1. Совершенствовать механизмы включения педагогов в систему повышения квалификации педагогических работников.

2. Провести необходимые изменения в школьной системе оценки качества образования в связи с внедрением ФГОС.

3. Продолжить работу по приведению материально-технической базы школы к нормативным требованиям ФГОС.

4. По итогам проведения предметных недель продолжить создание видеотеки открытых уроков и внеклассных мероприятий.

5. Создавать творческие  группы учителей для решения конкретных проблем  учебно- воспитательного процесса, осуществляемого в режиме развития школы.

6. Продолжить развитие системы правового всеобуча учащихся и родителей.

7. Усилить методы работы педагогов и психологов в направлении социализации обучающихся, более широко привлекать к участию в воспитательном процессе родительскую общественность.
Руководителям МО и ТГ:
1. Проводить работу по формированию профессиональной готовности педагогов к реализации ФГОС

2. Проводить работу по внедрению комплексного подхода к оценке результатов освоения ООП, системы мониторинга сформировванности УУД у школьников.

3. Продолжить разработку и внедрение новых форм проведения предметных недель.

4. Продолжить работу по расширению возможностей профессиональной самореализации педагогов школы, их активное участия в конкурсной, грантовой деятельности.

5. Освещать итоги работы МО в СМИ, на школьном сайте, пополнять школьный  сайт методическими разработками учителей.
Педагогам:

1. Создавать условия, способствующие наиболее полному раскрытию потенциальных возможностей ученика, развитию его интеллектуального потенциала, подготовки к дальнейшему самоопределению.

2. Использовать технологии, реализующие системно – деятельностный подход, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности школьников и обеспечивающие формирование ключевых компетентностей обучающихся.

3. Внедрять комплексный подход к оценке результатов освоения ООП, систему мониторинга сформировванности УУД у школьников.

4. Продолжить работу по приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

5. Усилить методы работы, направленные на социализацию обучающихся, через более широкое привлечение к участию в воспитательном процессе родительской общественности.

6. Оптимизировать работу школьного самоуправления в школе через организацию работы детского движения.

7. Усилить работу по профилактике ДТП и травматизма среди несовершеннолетних.


3.3. Задачи на 2012/2013 учебный год
В перспективе на 2012/2013 учебный год в рамках модернизации образования и реализации ключевых направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» продолжать:

- создание необходимых организационных, научно-методических, кадровых, информационных, материально-технических условий, способствующих становлению личности учащегося, «социальный портрет» которого будет наиболее приближен к «портрету» ученика, формирующегося в рамках реализации ФГОС;

- продолжать работу, направленную на производство реального образовательного продукта, содействующего повышению качества образования и направленную на личностный рост педагога и ученика, на активизацию работы МО по поиску, обобщению ППО и его диссеминации;

- использование в учебно – воспитательном процессе современных компетентностно поддерживающих технологий обучения, наиболее эффективных для реализации требований ФГОС, способствующих повышению качества образования учащихся, содействующих адаптации ученика к условиям жизни, к реалиям общественного развития, удовлетворение образовательных потребностей учащихся, родителей;

- создание благоприятных условий для повышения эффективности процесса достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов на всех ступенях обучения через оптимизацию урочной и внеурочной деятельности ОУ;

- осуществление ранней профилизации, углубленного и расширенного изучения предметов по выбору с целью развития интеллектуального потенциала учащихся, подготовки к дальнейшему самоопределению, развития безбарьерной среды для получения достойного образования;

- содействие участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

Приложение 1

Динамика показателей учебно-воспитательного процесса:


Ступени образования

2009/2010

2010/2011

2011/2012

Всего учащихся

644

578

576

I ступень

200

191

209

II ступень

381

347

313

III ступень

63

40

54

Успеваемость

99,1%

98,1%

98,5%

I ступень

100%

99%

97,4%

II ступень

98,7%

98, 3%

98,7%

IIIступень

100%

95%

100%

Качество обученности

27,5%

24,5%

27,8%

I ступень

48,6%

38,8%

46,7%

II ступень

22,8%

18,7%

19,2%

III ступень

20,6%

40%

24,1%

Количество отличников

9

11

26

I ступень

6

7

17

II ступень

3

4

7

III ступень

0

0

2

Количество хорошистов

142

108

118

I ступень

45

31

54

II ступень

84

61

53

III ступень

13

16

11

страница 1страница 2страница 3 ... страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы:





Документы

архив: 1 стр.