NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Вводное слово учителя


Химия – наука волшебница

Вводное слово учителя:

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у вас будет необычный урок. В школе проходит неделя естественных наук. Какие же науки можно отнести к естественным?...

Химия –наука очень серьезная, опасная и одна из самых трудных для изучения, поэтому этот предмет вы начинаете изучать с 8 класса. Но кроме этого химия захватывающе интересна и ее по праву называют «Наука – волшебница»

Выходят учащиеся, уже изучающие химию:

1 ученик:

Сегодня лучший день,

Сегодня славный день,

Большой ликует дом,

Смеется и поет

Таблица в сборе вся,

!00 с лишним элементов

Великая царица

Их на парад ведет

Песня на мотив «Маленькая страна»

1 куплет:

Химия всех цариц наука,

Химия – всех важней,

Синтез различных компонентов-

Это подвластно ей

Может помочь в беде больному

И чудо сотворить,

Может согреть зимой холодной-

Нам без нее не жить

Припев:

Химия, химия

Ты для людей важна,

Химия – будущее наше,

Нет жизни без тебя.

2 куплет:

Ты подчинила все стихии;

Воду, металл, огонь,

Без кислорода нет жизни в мире,

Свет нам дает неон

Феррум находится в клетках крови,

Без аш два о нам не жить.

Химию в школе изучают,

Чтоб ей жизнь посвятить

Припев:

2 ученик:

Никого я не люблю только химию одну

О, химия, наука волшебства!

Мир превращений и соединений!

Из древней магии и колдовства!

Возрос твой мощный и прекрасный гений!

3 ученик:

Металлургия, музыка стекла,

Парфюм, лекарства, удобрения, ткани

Все это, химия, твои дела!

И ты со временем

Еще нужнее станешь.

4 ученик:

Великие законы мирозданья,

В сущности, изящны и просты.

Нам порой лишь не хватает знанья

Для разгадки этой простоты.

5 ученик:

Только гениев великое прозренье

Предопределяет путь движенья

Для науки к новым рубежам.

Много было в химии талантов,

И подчас им было нелегко.

Только стоя на плечах гигантов,

Мы сегодня видим далеко.

Учитель :

Знакомит учащихся с галерей фотографий великих химиков, которые находятся на стенде в классе.

6 ученик:

Чего только нету, чего только нет

На этом, на белом, на свете

Химия – трудный, но важный предмет,

ЕЕ изучают все дети.
7 ученик:

Кто любит химию учить,

Тот поступает мудро,

Любое чудо сотворить

Совсем тогда не трудно.

А теперь давай те с вами переместимся в Лабораторию алхимика

Как же все начиналось? Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия – наука- старушка, ей несколько тысяч лет. Особый вклад в развитие химии внесли алхимики. Алхимия – это лженаука. Чем они занимались? Для того, чтобы выяснить это, давайте побываем в лаборатории алхимика. (На экран проецируется фотография: «Лаборатория алхимика».) На фотографии вы видите химическую посуду и приспособления для алхимических опытов. Как вы успели заметить, на моем столе стоит аналогичная посуда.

Алхимики стремились к богатству и вечной жизни. Что же хотели получить алхимики? Они искали «философский камень» – такое вещество, при помощи которого можно любой металл, например, свинец, превратить в золото… До сих пор оно является символом богатства. Чтобы выяснить, почему, проведем простой опыт: перед нами две колбы с соляной кислотой. Это вещество входит в состав нашего желудочного сока, который помогает переваривать пищу. В одну колбу опустим немного опилок магния, в другую – золотое обручальное кольцо. Магний бурно взаимодействует с кислотой и растворяется в ней, золотое кольцо лежит в колбе с кислотой и не подвергается никаким изменениям. Золото – малоактивный металл, оно не вступает в химические реакции, поэтому его можно хранить неограниченно долго. Итак, алхимики в своих лабораториях искали рецепт изготовления «философского камня». Вклад этих людей в развитие химии огромен – сами того не желая, они открывали новые химические элементы, изучали и описывали свойства химических веществ. Как вы думаете, удалось ли алхимикам найти «философский камень» и превратить свинец в золото? Конечно, нет! Ведь алхимики в своих исследованиях преследовали корыстные цели личного обогащения.

Опыт № 1

А теперь из глубины веков перенесемся в наше время, чтобы посетить волшебную химическую кухню.

Почему эта кухня волшебная? Потому, что ни один самый искусный шеф-повар самого лучшего ресторана не способен делать то, что я вам сейчас покажу. Перед нами три одинаковых стакана, заполненные прозрачной бесцветной жидкостью, которая очень похожа на воду. Итак, волшебная химическая кухня начинает свою работу! Волшебной чайной ложкой я превращаю воду в первом стакане в красное вино! И запах соответствующий – алкогольный.. Ой, что это я делаю? Лет-то вам сколько? Рано вам показывать алкогольные опыты, у вас еще молоко на губах не обсохло! Уничтожаем вино, получаем молоко. В первый стакан приливается половина жидкости из второго стакана – получается прозрачная жидкость. Затем в первый стакан выливается содержимое третьего стакана – получается «молоко». Молоко – очень полезный продукт именно для растущего организма. «Пейте, дети, молоко, будете здоровы!» – как поется в известной детской песенке.

Но никто из вас не будет пить молоко за праздничным столом, а ведь у нас сегодня праздник! Поэтому быстро превращаем молоко в менее полезный, но более праздничный напиток – газировку! Для этого выливаем в «молоко» остатки жидкости из второго стакана – прощай молоко, да здравствует газировка! Но что-то мы увлеклись приготовлением напитков, надо же сделать и что-нибудь съедобное! Предлагаю часть газировки превратить в очень полезный продукт – творог. Отливаем газировку в химический стакан, добавляем немного «воды» - получился «творожок». Вы спрашиваете, можно ли попробовать? Должна вас разочаровать – пробовать на вкус любые вещества в кабинете химии категорически запрещают правила техники безопасности.

Опыт №2 «Волшебная химическая кухня»

Химическая операционная
Операция без наркоза, но с обильным кровотечением, и чудесное заживление раны на глазах изумленной публики.

После чудес на химической кухне познакомимся с чудесами химической медицины. Наука-волшебница способна заживлять самые ужасные раны, да так, что от них не остается и следа. Но для того, чтобы исцелить рану, надо эту рану иметь. Поднимите руки те, у кого есть свежая кровоточащая рана. (Обычно несколько учащихся поднимают руки и демонстрируют свои царапины). Нет, не показывайте мне эти жалкие царапины! Раз у вас нет подходящей раны, придется мне самой ее нанести! Найдется ли в наших рядах герой, который не побоится рискнуть?

Доброволец подходит к столу и готовит операционное поле, задирая рукав. Операционное поле учитель обильно смазывает «йодом», затем скальпель опускает в «дезинфицирующий раствор»и делает«разрез» на руке (слегка прикасается скальпелем к коже). Появляется ужасная кровоточащая рана (капли жидкости красного цвета, похожей на кровь). Сейчас наш герой пройдет по классу и все смогут убедиться, что из раны течет кровь. Ах, как отважен этот молодой человек! Истекая кровью, он улыбается и говорит, что ему совсем не больно. А сейчас я, как и обещала, исцелю эту рану так, что от нее не останется и следа. Для этого я смачиваю ватку «живой водой» и протираю операционное поле. . Рана бесследно исчезает! Аплодисменты герою!

Опыт №3 «Чудеса химической медицины».

Рождение химического монстрика

В нашей химической лаборатории могут рождаться особые химические организмы. Сегодня мы будем наблюдать рождение химического монстрика. Появляться он будет из обыкновенного речного песка На столик помещается тарелка с песком, насыпанным горкой и пропитанным этанолом. В углубление в песке быстро высыпается заранее приготовленная реакционная смесь.

Для рождения химического монстрика необходим огонь. Поджигаем мокрый песок и, о чудо, он загорается. Рождение любого организма – процесс длительный

Опыт №4 «Рождение монстрика»

Тайное становится явным

Наша встреча подходит к концу, а мы так и не выяснили, что же изучает волшебная наука – химия.

Я утверждаю, что определение химии находится перед вами, на этом белом листе. Вы ничего не видите? Минуточку терпения, и тайное станет явным! Сейчас я смочу лист «водой» из этого волшебного сосуда – смотрите, появляются малиновые буквы. (Учитель наносит на лист с написанным фенолфталеином текстом щелочь из пульверизатора). Прочитайте это определение и постарайтесь запомнить – через несколько секунд я его уничтожу. Итак, я снова наношу на текст «воду» из волшебного сосуда – и текст исчезает. (Учитель наносит на лист с написанным фенолфталеином текстом кислоту из пульверизатора). Проверим, запомнили ли вы определение? Давайте вместе со мной: «Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях». Надеюсь, до восьмого класса вы не забудете это определение и порадуете меня на первом уроке химии.

Опыт №5 «Тайное становится явным».

Завершение часа химии «Фейерверк»

Мне очень хотелось, чтобы первая встреча с наукой-волшебницей химией стала для вас настоящим праздником. Кажется, так и произошло. Ну, а какой же праздник без фейерверка? Виват, волшебная наука!

(Вносится раскаленная стеклянная палочка в смесь дихромата аммония с металлическим магнием - демонстрируется фейерверк).

Опыт №6 «Фейерверк»

Приложение №1

Методика проведения опытов

Опыт №1. «Взаимодействие кислот с металлами»

Опыт №2. Волшебная химическая кухня

В первом стакане – гидроксид кальция; во втором – соляная кислота; в третьем – карбонат натрия.

Превращение «воды» в «вино» – гидроксид кальция + фенолфталеин; «вина» в «воду» + соляная кислота; «воды» в «молоко» + карбонат натрия; «молока» в «газировку» + соляная кислота, «газировки» в «творог» + нитрат серебра.

Опыт №3. Чудеса химической медицины

«Йод» – раствор хлорида железа(III) – 10 г соли,90г воды, им обильно смачивается операционное поле, «дезинфицирующий раствор» - 5г соли,95 г воды – раствор тиоцианата аммония, постараться сделать так, чтобы его на скальпеле осталось как можно больше;

«рана» – продукт взаимодействия хлорида железа(III) и тиоцианата аммония – качественная реакция на ион Fe 3+;

«живая вода» – раствор фторида натрия – 5г соли, 95 г воды.

После проведения опыта доброволец должен вымыть руку.

Опыт №4. Рождение химического монстрика

В столовую тарелку насыпают 3 – 4 чайные ложки сухого просеянного речного песка и делают из него горку с углублением в вершине. Затем готовят реакционную смесь, состоящую из 1 чайной ложки сахарной пудры и ¼ чайной ложки гидрокарбоната натрия. Пропитывают песок 96 – 98% этанолом и засыпают в углубление горки приготовленную смесь, а после этого поджигают спирт. Через 3 – 4 минуты, когда почти весь спирт сгорит, смесь чернеет и из песка медленно выползает извивающийся толстый черный «монстрик». Чем дольше горит спирт, тем длиннее он получается.

Опыт №5.«Тайное становится явным»

На бумагу с рыхлой структурой фенолфталеином наносится текст. Для его проявления на лист из пульверизатора наносится щелочь, для исчезновения – кислота.

Опыт №6. Фейерверк

На асбестовую пластинку горкой насыпают 2 чайные ложки дихромата аммония. Стеклянную палочку нагревают в пламени сухого горючего и вставляют ее в самую середину горки. После начала реакции палочку вынимают. Происходит бурный выброс зеленого порошка с воспламенением. Эффект реакции можно усилить, если дихромат аммония смешать с небольшим количеством опилок металлического магния.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:






Я благодарна учителю

Сочинение: 1 стр.