Занятие №1. Языкознание. Фонетика
Занятие №1. Языкознание. Фонетика.
Для выполнения заданий по этой теме тебе нужно вспомнить:
Звуки речи, слоги и ударение изучает фонетика (фон – значит «звук»).
Русский алфавит содержит 33 буквы. Две из них – ь, ъ – звуков не обозначают. Остальные буквы обозначают 1 или 2 звука. Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Букв гласных звуков 10: а, я, о, ё, у, ю, и, ы, э, е. Букв согласных звуков 21: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Согласных звуков гораздо больше – 36, потому что в русском языке есть парные твёрдые и мягкие согласные, которые на письме обозначаются одной и той же буквой.
Буквы е, ё, ю, я в начале слова, в середине и в конце слова после гласных звуков и после ь, ъ обозначают два звука. Буква и после ь тоже обозначает два звука.
Для обозначения мягкости согласных на письме используют букву ь или буквы гласных е, ё, и, ю, я.
В конце слова вместо звонких парных согласных звуков произносятся глухие парные согласные звуки.
Одно и то же слово можно записать буквами, а можно с помощью транскрипции - так, как слово произносится. Значок транскрипции [ ].
Произношение слов и их написания очень часто не совпадают.
Каждое задание оценивается в баллах, соответственно от простого до сложного: 3балла, 4 балла, 5 баллов.
Подбери пять слов, в которых звуков больше, чем букв. (3 балла)
Подбери три имени существительных, которые заканчиваются на глухой согласный звук. (3 балла)
Сколько звуков [ш] и [ф] в данном стихотворении? (5 баллов)
Пусть тишина, в глуши ни души-
Всё равно гул в ушах:
В шорохи трав и в шумы вершин
Вслушиваюсь, не дыша.
Прочитайте слова. Сделайте их фонетическую запись и произнесите звуки в обратном порядке. Запишите слова, которые получились наоборот. (4 балла)
Лён, яр, люк, дог, араб.
Исправьте допущенные в стихотворении ошибки. (5 баллов)
Пришло письмишко мне,
Гляжу-
Из лагеря, от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
Здесь – лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетёт –
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…
На днях в лису нашёл я грусть и очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить…
страница 1
скачать
Другие похожие работы: