NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Занятие №1. Языкознание. Фонетика



Занятие №1. Языкознание. Фонетика.
Для выполнения заданий по этой теме тебе нужно вспомнить:


  • Звуки речи, слоги и ударение изучает фонетика (фон – значит «звук»).




  • Русский алфавит содержит 33 буквы. Две из них – ь, ъ – звуков не обозначают. Остальные буквы обозначают 1 или 2 звука. Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Букв гласных звуков 10: а, я, о, ё, у, ю, и, ы, э, е. Букв согласных звуков 21: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Согласных звуков гораздо больше – 36, потому что в русском языке есть парные твёрдые и мягкие согласные, которые на письме обозначаются одной и той же буквой.



  • Буквы е, ё, ю, я в начале слова, в середине и в конце слова после гласных звуков и после ь, ъ обозначают два звука. Буква и после ь тоже обозначает два звука.




  • Для обозначения мягкости согласных на письме используют букву ь или буквы гласных е, ё, и, ю, я.



  • В конце слова вместо звонких парных согласных звуков произносятся глухие парные согласные звуки.




  • Одно и то же слово можно записать буквами, а можно с помощью транскрипции - так, как слово произносится. Значок транскрипции [ ].



  • Произношение слов и их написания очень часто не совпадают.


Каждое задание оценивается в баллах, соответственно от простого до сложного: 3балла, 4 балла, 5 баллов.


  1. Подбери пять слов, в которых звуков больше, чем букв. (3 балла)

  2. Подбери три имени существительных, которые заканчиваются на глухой согласный звук. (3 балла)

  3. Сколько звуков [ш] и [ф] в данном стихотворении? (5 баллов)

Пусть тишина, в глуши ни души-

Всё равно гул в ушах:

В шорохи трав и в шумы вершин

Вслушиваюсь, не дыша.

  1. Прочитайте слова. Сделайте их фонетическую запись и произнесите звуки в обратном порядке. Запишите слова, которые получились наоборот. (4 балла)

Лён, яр, люк, дог, араб.


  1. Исправьте допущенные в стихотворении ошибки. (5 баллов)

Пришло письмишко мне,

Гляжу-

Из лагеря, от Мишки…

Здесь чудный лук, и я лижу.

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса!

Наверно, шутит плут…

Читаю дальше:

Здесь – лиса, красивый длинный прут.

И что такое он плетёт –

Не разберусь, хоть тресни:

Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…

На днях в лису нашёл я грусть и очень был доволен…

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила учить…

страница 1


скачать

Другие похожие работы:








Документы

архив: 1 стр.