NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



1. Педагогический мастер-класс

Методические рекомендации для участников
мастер-класса


Тезаурус

  • Креативностьинтегративная способность человека к нестандартным способам решения учебных проблем, входящая в структуру его творческих способностей, обеспечивающая создание творческого продукта.

  • Творчестводеятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей (в широком смысле).

  • Задачаситуация, требующая от человека некоторого действия (А. Н. Леонтьев) ситуация, требующая от субъекта (школьника) действия, направленного на нахождение неизвестного путем использования его связей с известным.

  • Задание — своеобразное поручение для учеников, предполагающее деятельность школьников, направленную на получение требуемого результата (Г. С. Костюк).

  • Творческое заданиеэто задание, в котором сформулировано определенное требование для учащихся, но отсутствуют прямые или косвенные указания на информацию, которой им надо воспользоваться для его выполнения.

  • Проблемное задание — это задание, обеспечивающее активную мыслительную деятельность учеников по разрешению проблемной ситуации: анализ фактов, выяснение причин происхождения объектов, их причинно-следственных связей и др.

  • Эвристическое задание — это открытое задание, предполагающее творческую деятельность ученика по созданию им личностно значимого образовательного продукта.

  • Эвристическое обучение — обучение, ставящее главной задачей конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации
    (А. В. Хуторской).

Признаки эвристического задания


  • Открытость — задание не имеет единственно возможного «правильного» ответа.

  • Продуктивностьзадание ориентировано на получение учеником образовательного продукта.

  • Проблемностьналичие в содержании задания актуальной, личностно значимой для школьника проблемы.

  • Технологичность в задании заложен подход, алгоритм или технологический инструментарий для его выполнения.




Критерии оценки продукта
творческой деятельности ученика



  • Оригинальность, непохожесть на продукты других учащихся

  • Аргументированность, методологическая обоснованность

  • Степень творчества ученика, новизна идей

  • Практическая ценность полученного продукта

  • Мировоззренческая глубина



Типология эвристического
задания по астрономии




Комментарий ученика
об эвристических заданиях




Приложение 4.2

Карта целеполагания «Звезда целей»




Приложение 4.3

А. Ориентировочная карта действий
участника группы «Белые звезды»



№ п/п

Название этапа

Содержание работы

Ваши комментарии

1

Информационный



уважаемый участник!

Проанализируйте варианты определений понятия «творческое задание», предложенные разными авторами:

«Творческое задание — это задание, в котором сформулировано определенное требование, выполнимое на основе знания законов, но в котором отсутствуют прямые или косвенные указания на те явления, законами которых следует пользоваться для выполнения этого задания».

(В. Г. Разумовский)

«Творческое задание — это задание, в котором предполагается от школьников выполнение эксперимента или конструирования». (Р. И. Малафеев)

«Творческое задание — это задание, алгоритм выполнения которого является неизвестным для ученика».

(Мнение учителя-практика)

Обсудите с другими участниками группы данные варианты и сформулируйте группой вариант ответа на вопрос: «Что такое творческое задание?»





Продолжение

1

2

3

4

2

Аналитический




уважаемый участник!

На рабочем месте у вас имеется блок-схема «Алгоритм составления эвристического задания». Однако она в «разобранном виде». Попытайтесь определить очередность каждого этапа в этом алгоритме.

Какие этапы будут «фундаментом», какие «стенами», а какие — «крышей дома» в алгоритме составления эвристического задания?

Обсудите свои идеи с другими участниками вашей группы. Продемонстрируйте собранный группой вариант блок-схемы.




3

Эвристический



уважаемый участник!

Вам предлагается познакомиться с необычным фактом, имеющим отношение к астрономии:

В 1991 году учеными был обнаружен астероид, расположенный на расстоянии порядка 20 миллионов миль. Он привлек внимание специалистов тем, что является космическим кладом. Этот астероид из группы железоникелевых содержит крупные запасы платины (около 100 тысяч тонн) и золота (10 тысяч тонн).

Ваша задача: в совместной дискуссии с другими участниками группы составить эвристическое задание. В качестве информации к заданию вам следует использовать данный факт.




Окончание

1

2

3

4







Свой ответ представьте
по плану:


  • Образовательный объект — …

  • Предполагаемый возраст учащихся — …

  • Проблема — …

  • Мотивирующая ученика информация об образовательном объекте — …

  • Предполагаемый продукт — …

Название задания — …





Открой в себе лучшее!
Б. Ориентировочная карта действий
участника группы «Красные звезды»



№ п/п

Название этапа

Содержание работы

Ваши комментарии

1

2

3

4

1

Информационный



уважаемый участник!

Проанализируйте варианты определений понятия «проблемное задание», предложенные разными авторами:

«Проблемное задание — это практическое или теоретическое задание, вызывающее познавательную потреб­ность в новом неизвестном знании, служащем для правильного выполнения действия, приводящего к достижению цели»

(М. И. Матюшкин)




Продолжение

1

2

3

4





«Проблемная задача есть специальная дидактическая конструкция, имеющая целью создание проблемной ситуации».

(И. Я. Лернер,
М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин)
«Проблемное задание — это задание, обеспечивающее на уроке проблемную ситуацию для учащихся, разрешая которую обучаемые приобретают новые знания».

(Мнение учителя-практика)

Обсудите с другими участниками группы данные варианты и сформулируйте с группой свой вариант ответа на вопрос: «Что такое проблемное задание?»




2

Аналитический




уважаемый участник!

На рабочем месте у вас имеется блок-схема «Алгоритм составления эвристического задания». Однако она в «разобранном виде». Попытайтесь определить очередность каждого этапа в этом алгоритме.

Какие этапы будут «фундаментом», какие — «стенами», а какие «крышей дома» — алгоритма составления эвристического задания?

Обсудите свои идеи с другими участниками вашей группы. Продемонстрируйте от группы собранный вариант блок-схемы.





Окончание

1

2

3

4

3

Эвристический



уважаемый участник!

Познакомьтесь с фрагментами предисловия из книги Макса Фрая «Большая телега» (представлено под таблицей). Воспользуйтесь этой оригинальной идеей автора для разработки эвристического задания к урокам астрономии. В совместной дискуссии определите, каким будет это задание.
Свой ответ представьте
по плану:


  • Образовательный объект — …:

  • Предполагаемый возраст учащихся — …

  • Проблема — …

  • Мотивирующая ученика информация об образовательном объекте — …

  • Предполагаемый продукт — …

Название задания — …







Фрагменты предисловия автора
из книги «Большая телега»



— Даже не знаю, что на нас тогда нашло. Но как же хорошо, что это случилось! В один прекрасный день зимой 2008 года мы аккуратно перерисовали на кальку созвездие Большой Медведицы и наложили этот рисунок на карту Европы. Это был вдохновенный, спонтанный жест — я хочу сказать, мы не целились, не подглядывали и не передвигали картинку после того, как увидели результат …

… Мы, стараясь соблюдать предельную точность, отметили на карте европейские города, с которыми совпали звезды Большой Медведицы. Мы, конечно, не ограничились группой из семи наиболее ярких звезд, составляющих крестец и хвост Медведицы и известных как Плуг, или Большой ковш, а задействовали все двадцать три звезды, присутствовавшие на нашей схеме. Среди отмеченных городов оказались как очень известные — Цюрих, Варшава, Нанси, Сарагоса, Бриндизи, — так и совсем маленькие, никому, кроме окрестных жителей, неведомые поселения, названия которых мы сами никогда прежде не слышали: Эльче-де-ла-Сьерра, Марвежоль, Отерив, Энгельхольм, Отранто, Понте-Лечча и великое множество других. А еще две звезды — уши Большой Медведицы — окунулись в Северное море, и мы решили, что тут уж ничего не поделаешь, придется как-то выкручиваться.

И напоследок небольшая справка. … В Древнем Вавилоне созвездие Большой Медведицы носило название Грузовая Повозка. Это название заимствовали многие народы, а кое-где оно сохранилось и до нового времени. В частности, немцы называют его Grosser Wagen — Большой Воз, или Большая Телега, да и в русском языке сохранились, хоть и стали малоупотребимыми, старые названия: Воз, Возило, Телега, Повозка.

Таким образом, «Большая телега» — не только идеальное транспортное средство для поездок по Европе, но и подходящее название для сборника отчетов об этих путешествиях, длинных, запутанных, на первый взгляд неправдоподобных, но достоверных.

Открой в себе лучшее!


В. Ориентировочная карта действий
участника группы «Желтые звезды»



№ п/п

Название этапа

Содержание работы

Ваши комментарии

1

2

3

4

1

Информационный



уважаемый участник!

Проанализируйте варианты определений понятия «эвристическое задание», предложенные разными авторами:

«Эвристическое задание — это учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности»

(А. В. Хуторской)

«Эвристические задания — это открытые задания, направленные на развитие ключевых компетенций школьника»

(Г. А. Андрианова)

«Эвристическое задание — это открытое задание, предполагающее творческую деятельность ученика по созданию





Продолжение

1

2

3

4







им личностно значимого образовательного продукта»

(Мнение И. С. Маслова)

«Эвристическое задание — это открытое задание, которое не имеет единственно возможного «правильного» ответа и обеспечивает творческую самореализацию ученика»

(Мнение учителя-практика)

Обсудите с другими участниками группы данные варианты и сформулируйте группой вариант ответа на вопрос: «Что такое эвристическое задание?»




2

Аналитический



уважаемый участник!

На рабочем месте у вас имеется блок-схема «Алгоритм составления эвристического задания». Однако она в «разобранном виде». Попытайтесь определить очередность каждого этапа в этом алгоритме.

Какие этапы будут «фундаментом», какие «стенами», а какие «крышей дома» — алгоритма составления эвристического задания»?

Обсудите свои идеи с другими участниками вашей группы. Продемонстрируйте собранный группой вариант блок-схемы.




3

Эвристический

уважаемый участник!

Представьте ситуацию: в вашем распоряжении имеются очки для просмотра изображений в формате 3-d, сделанные космическими роботами на поверхности Луны.




Окончание

1

2

3

4







Ваша задача — в совместной дискуссии придумать для учащихся эвристическое задание, выполняя которое им бы пришлось использовать данные фотоснимки в формате 3-d и очки.











Свой ответ представьте
по плану:


  • Образовательный объект — …

  • Предполагаемый возраст учащихся — …

  • Проблема — …

  • Мотивирующая ученика информация об образовательном объекте — …

  • Предполагаемый продукт — …

  • Название задания — …








Открой в себе лучшее!

Приложение 4.4

Карта экспертной оценки эвристических заданий

Оцените предложенное вашими коллегами эвристическое задание по следующим критериям:

Эвристичность задания
(max 5 баллов)

Образовательная ценность задания
(max 5 баллов)

  • Содержание задания сможет «зажечь» детей — 5 баллов

  • Задание открытое, но нет в нем «яркости», оригинальной подачи информации — 4 балла

  • Закрытое задание, требуется серьезная корректировка условия — 3 балла

  • Идея есть, но как задание
    не оформлена — 2 балла

  • Содержание задания актуально для ученика, содержит ценную для предмета проблему —
    5 баллов

  • Задание открытое, но предполагаемый от ученика продукт
    не обладает высокой дидактической ценностью — 4 балла

  • Закрытое задание, имеющее дидактическую ценность —
    3 балла

  • Задание не имеет образовательной ценности в изучении учебного предмета — 2 балла


Приложение 4.5

Рефлексивное задание «Я сегодня … Я завтра …»

Двигаясь по горизонтали и вертикали в таблице, определите, какие идеи вы нашли для себя сегодня, чтобы успешней работать завтра?




Я
сегодня .…

Варианты ответа:

Варианты ответа:



Я
завтра ….

Варианты ответа

Варианты ответа

открыл,

как развивать у учеников интерес к предмету

смогу

составить сам эвристические задания

узнал,

как развивать в детях творческие способности

создам

банк эвристических заданий

понял,

как составлять эвристические задания

освою

приемы проведения интересных уроков астрономии

увидел



определю



научился



займусь



смог



исследую















Приложение 4.6

Список дополнительной литературы
для самообразования студентов по проблеме мастер-класса


1. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика : теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. — М. : Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.

2. Матецкий, Н. В. Эвристические задания. 7—9 классы : пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования с рус. яз. обучения с 12-лет. сроком обучения / Н. В. Матецкий, И. С. Маслов. — Мозырь : ОООИД «Белый ветер», 2006. — 59 с.

3. Хуторской, А. В. Как стать ученым : занятия по физике со старшеклассниками / А. В. Хуторской, Л. Н. Хуторская, И. С. Маслов. — М. : Изд-во «Глобус», 2008. — 318 с.

4. Маслов, И. С. Результаты педагогического эксперимента /
И. С. Маслов // Эвристическое обучение. В 5 т. Т. 1. Научные основы / А. В. Хуторской [и др.] ; под ред. А. В. Хуторского. — М. : ЦДО «Эйдос», 2011. — 320 с. — (Серия «Инновации в обучении»).

5. Маслов, И. С. Эвристические задания как дидактическое средство: структура, содержание и модель проектирования / И. С. Маслов // Адукацыя і выхаванне. — 2006. — № 12. — С. 62—70.

6. Маслов, И. С. Индивидуальная образовательная траектория и пути ее реализации на уроках физики / И. С. Маслов // Фiзiка : праблемы выкладання. — 2008. — № 3. — С. 27—36.

7. Маслов, И. С. Эвристический подход к организации творческой деятельности / И. С. Маслов // Фiзiка : праблемы выкладання. — 2006. — № 3. — С. 31—38.

8. Маслов, И. С. Школьники в поиске физических открытий: (Из опыта подготовки школьников к дистанционной эвристической олимпиаде) / И.С.Маслов // Фiзiка : праблемы выкладання. — 2005. — № 2. — С. 3—14.

9. Маслов, И. С. Содержание и структура эвристических заданий, направленных на развитие творческого потенциала школьников / И. С. Маслов // Инновации в образовании : дистанционные эвристические олимпиады : сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. — М., 2008. — С. 82—93.

10. Маслов, И. С. Признаки креативности эвристических заданий и методы их проектирования / И. С. Маслов // Инновации в общеобразоват. школе : методы обучения : сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. — М., 2006. — С. 126—132.

11. Маслов, И. С. Компетенция учителя по разработке эвристических заданий / И. С. Маслов // Компетенции в образовании : теорет.-пед. подход : сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. — М., 2007. — С. 122—126.

Ссылки на электронные ресурсы в Интернете

12. Хуторской, А. В. Как обучать творчеству? / А. В. Хуторской // Интернет-журн. «Эйдос». — 2001. — 5 янв. http://www.
eidos.ru/journal/2001/0105. htm. — В надзаг : Центр дистанц. образования «Эйдос», e-mail: [email protected].

13. Хуторской, А. В. Рождение знаний в обучении / А. В. Хуторской // Интернет-журн. «Эйдос». — 2003. — 2 дек. http://www.
eidos.ru/journal/2003/1201.htm. — В надзаг. : Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].

14. Маслов, И. С. Влияние эвристических заданий на развитие креативности школьников : анализ результатов пед. эксперимента / И. С. Маслов // Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. — 2008. Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2008/0712-3.htm. — Дата доступа: 12.07.2008.

15. Маслов, И. С. Виртуальные олимпиады в реальной гимназии / И. С. Маслов // Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. — 2004. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/
2004/0301.htm
. — Дата доступа : 01.03.2004.

СОДЕРЖАНИЕ


1. Педагогический мастер-класс 3

2. Организация и проведение мастер-класса 12

Технологический подход  по А. В. Машукову [4] 12

Технологический подход по Г. А. Русских [8] 14

3. Мастер-класс как конкурсное мероприятие 22

приложения 29

Приложение 1 29

План проведения мастер-класса
«Интеграции быть? Интеграции быть!» 29

Приложение 2 54

План проведения мастер-класса
«Формирование умений работать с текстом
посредством интерактивных методов и приемов
технологии развития критического мышления» 54

Приложение 3 63

План проведения мастер-класса
«Система заданий для развития литературно-
творческих способностей и умений учащихся» 63

Прием «Грецкий орех» 64

Приложение 4 71

План проведения мастер-класса
«Как зажечь звезду: из опыта проектирования
эвристических заданий для развития
креативности ученика» 71

Методические рекомендации для участников
мастер-класса 82






страница 1 ... страница 5страница 6страница 7страница 8


скачать

Другие похожие работы: