1. Педагогический мастер-класс
Приложение 4
План проведения мастер-класса
«Как зажечь звезду: из опыта проектирования
эвристических заданий для развития
креативности ученика»
Ведущий мастер-класса — Игорь Сергеевич Маслов, учитель физики и астрономии гимназии № 3 г. Гродно»
Цель: предполагается, что к окончанию мастер-класса его участники будут знать отличительные признаки эвристических заданий по астрономии, иметь представления о дидактических возможностях данного вида заданий в развитии креативности школьников на уроках и факультативных занятиях по астрономии, уметь выстраивать алгоритм и проектировать эвристические задания.
Задачи:
1. Создать условия для повышения мотивации участников мастер-класса к изучению методики обучения астрономии в средней школе.
2. Способствовать формированию у участников мастер-класса первичного опыта творческой деятельности по разработке эвристических заданий.
3. Создать условия для самообразования участников мастер-класса по проблеме развития креативности школьников на уроках астрономии средствами эвристических заданий.
4. Способствовать развитию у студентов первичных навыков анализа педагогического опыта другого учителя.
Техническое и методическое обеспечение: мультимедийный проектор; презентация, разработанная в программе Power Point; раздаточный материал для участников «Методические рекомендации для участников мастер-класса» (прил.4.1), карта целеполагания «Звезда целей» (прил. 4.2), ориентировочные карты действий участников групп «Белые звезды», «Желтые звезды», «Красные звезды» (прил. 4.3), карта экспертной оценки эвристических заданий (прил. 4.4), рефлексивное задание «Я сегодня… Я завтра…» (прил. 4.5), список дополнительной литературы по проблеме мастер-класса (прил. 4.6).
Ход мастер-класса
1-й этап. Организационный (до двух минут)
Цель — психологическая настроенность участников мастер-класса на работу и готовность к педагогическому взаимодействию с ведущим.
Методическая задача: создать условия для психологической настроенности участников мастер-класса на работу посредством вовлечения их в деятельность по формированию позитивных эмоций и ценностно-смыслового отношения к теме мастер-класса.
Деятельность ведущего мастер-класса | Деятельность участников |
Обеспечивает организационный этап мастер-класса: «Вообразите себе, что перед вами изображена некая проблема. Это фотоснимок Солнца. Возьмите, пожалуйста, очки для просмотра 3d-фотографий и взгляните еще раз на эту проблему. Какое из изображений в очках или без очков представляет эту проблему более полно, объемно, образно? Конечно же, в очках. Мне бы хотелось, чтобы, когда вы выйдете из аудитории, те педагогические проблемы, которые мы поднимем сегодня, открылись для вас не с одной стороны, не в плоскости, а именно так, объемно, образно и глубоко. Тема нашего мастер-класса : «Как зажечь звезду». Как человеку стать звездой? Существует как минимум три пути: 1-й: чтобы стать звездой, надо гасить другие звезды. Человека, который выбрал этот путь, ждут опасность и одиночество; 2-й: чтобы стать звездой, надо гореть ярче. Человек, избравший для себя второй путь, может не рассчитать свои силы и сгореть; 3-й: чтобы быть звездой, надо зажигать другие звезды. Человек, который избрал третий путь, будет всегда находиться на звездном красивом небосклоне. Если у него закончится огонь, кто-то обязательно вернет то, что человек когда-то дал. У нас, учителей, имеется уникальная возможность каждый день, на каждом уроке, зажигать звезды — открывать грани таланта в наших учениках. Предлагаю вместе определить способы «зажигать» детей своим предметом». | Психологически настраиваются на работу |
2-й этап. Построение «проблемного поля» мастер-класса
(до восьми минут)
Цель — диагностика первичного педагогического опыта участников мастер-класса, мотивация на предстоящую деятельность, личностная позиция каждого участника в определении целей своей работы на мастер-классе.
Методическая задача: создать условия для диагностики первичного профессионального опыта и мотивации на предстоящую работу посредством определения «проблемного поля» мастер-класса, обеспечения личностного целеполагания участников.
Деятельность ведущего мастер-класса | Деятельность участников |
1 | 2 |
1. Организует включение участников в определение проблемного «поля» мастер-класса: «Я — учитель астрономии, самого загадочного и таинственного предмета. Как мне, современному учителю, зажечь своим предметом талант каждого ученика? Какие проблемы ждут меня на этом пути? Решение проблемы — это маленькое открытие. Я предлагаю вам сегодня создать Созвездие Открытий Решенных Проблем». | 1. Слушают позицию ведущего, сопоставляют ее со своими представлениями о педагогической деятельности, возникшими в период педагогической практики в школе. |
2. Создает условия для актуализации профессионального опыта участников: «Предлагаю вам объединиться в пары. В течение 30 с определите наиболее значимую проблему из перечня, который я предлагаю. Вы вправе обозначить свою проблему в «пустой» звезде и поместить ее на доске. Предлагаю представителям от каждой пары зафиксировать свою звезду-проблему на доске». | 2. Осуществляют выбор проблем, связанных с развитием творческих способностей учащихся на уроках астрономии. Возможные варианты участников: - один час в неделю на изучение предмета; - не сдается ЦТ по астрономии; - формальное отношение учеников к предмету; - профессия космонавта не интересна ученику; - каждый урок — новая тема; - нет творческих заданий в учебном пособии по астрономии |
Окончание
1 | 2 |
| - астрологические заблуждения учеников; - преобладание объяснительно-иллюстративного метода обучения; - мало литературы по дидактике астрономии; - слабая познавательная активность ученика; - школьники не умеют системно мыслить; - нет контроля за творческим развитием школьника. |
3. Создает условия для личностного целеполагания участников мастер-класса: «Древнегреческий ученый Архимед, воскликнул «Эврика!», когда сделал свое открытие. А мне сегодня хочется воскликнуть «Эвристические задания!» Именно они помогают мне, надеюсь, помогут и вам, в решении всех вышеперечисленных проблем. Каких целей вы хотите достигнуть на мастер-классе? На рабочих местах у вас имеются «звезды целей». На этой звезде 5 направлений. Оцените значимость каждого из них для вас по 10-балльной шкале. А хотите проверить, насколько объективно вы оценили свой интерес к теме мастер-класса? Наше тело нас никогда не обманет. Предлагаю вам встать со своих рабочих мест. Наши голова, руки, ноги — это лучи-направления звезды. Попытайтесь изобразить вашу звезду. Я покажу на примере. Предлагаю эти же действия сделать и вам. То направление, в котором вы ощутили больший дискомфорт, будет целью вашей работы и ориентиром в развитии. Выделите ее на схеме». | 3. Определяют для себя цели работы на мастер-классе. |
3-й этап. «Погружение» в теоретические основы разработки эвристических заданий по астрономии (до 18 минут)
Цель — знание участниками мастер-класса отличительных признаков и алгоритма разработки эвристических заданий по астрономии, дидактических возможностей данного вида заданий в развитии креативности школьников.
Методическая задача: обеспечить условия для формирования знаний участников о признаках и алгоритме составления эвристических заданий посредством организации продуктивной деятельности студентов в группах.
Деятельность ведущего мастер-класса | Деятельность участников |
1 | 2 |
1. Организует работу в группах, информирует о содержании заданий и регламенте их выполнения: «Нам предстоит работа в группах: «Красные звезды», «Желтые звезды» и «Белые звезды». Возьмите, пожалуйста, ориентировочные карты действий. Согласно плану, 1-й этап нашей работы информационный. Вам предстоит работа с понятиями в группах. Через 1,5 минуты группе «Белые звезды» необходимо будет сформулировать свое понимание термина «творческое задание», группе «Красные звезды» — «проблемное задание», группе «Желтые звезды» — понимание термина «эвристическое задание». | 1. Работают в группе, обсуждают дидактическое содержание предложенных им понятий. Высказывают свое мнение об исследованных ими понятиях. |
2. Создает условия для формирования знаний участников о признаках эвристического задания: «Итак, почему именно эвристическое задание позволяет каждому ученику проявить себя и сделать открытие? Давайте рассмотрим в качестве примера два задания. Они посвящены одной и той же проблеме — астероидной опасности. Наша задача — выяснить, какое из заданий творческое, а какое эвристическое. | 2. Анализируют содержание заданий, отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о признаках эвристического задания. |
Продолжение
1 | 2 |
Первое задание Астероид. Опишите явления, которые можно будет наблюдать, если астероид упадет на Землю. Рассмотрите разные случаи, например, падение астероида в пустыне, в океан и др. Составьте шкалу астероидной опасности. Второе задание Как спасти планету. Вы видите кадры из фантастического фильма. Крупный астероид падает на город. Наблюдается падение мелких обломков, затем громадная глыба размером с километр опускается на землю. Самое печальное, что такое явление вполне возможно. Предложите конструкцию «бронежилета», способного защитить нашу планету от падения крупных космических объектов. Изобразите его схематично. Объясните принцип действия». Организует сравнение и сопоставление данных заданий участниками: «В условии заданий, как видим, учебные проблемы связаны с одним и тем же образовательным объектом — явлением падения астероида на Землю.
Вывод: какое из заданий является эвристическим, т. е. открытым, и предполагает получение учеником личностно значимого продукта?» | |
3. Предлагает участникам построить алгоритм разработки эвристических заданий. Организует работу в группах: «Предлагаю вам в группах построить алгоритм разработки эвристических заданий. | 3. Участники выполняют задание в группе. Устанавливают последовательность действий учителя при разработке |
Окончание
1 | 2 |
На рабочих местах у вас есть блок-схема данного алгоритма в разобранном виде. Предложите свой вариант, как ее собрать. На выполнение данного задания у вас 3 минуты». | эвристического задания. Представляют обобщенные продукты деятельности группы на доске. |
4. Предлагает участникам сопоставить свой результат с продуктами деятельности других групп, а также с блок-схемой ведущего мастер-класса, представленной на слайде презентации. Обобщает мнение участников о последовательности действий учителя при разработке эвристического задания: «Давайте сравним полученные вами блок-схемы. Что является «фундаментом» эвристического задания? Что «стенами»? Что «крышей»? Общий алгоритм разработки эвристических заданий включает в себя следующую последовательность действий со стороны учителя:
| 4. Уточняют и корректируют предложенные варианты последовательности действий учителя при разработке эвристического задания. Высказывают свою позицию ведущему мастер-класса, задают уточняющие вопросы. |
4-й этап. Разработка и экспертная оценка эвристических заданий (до 12 минут)
Цель — первичный опыт творческой деятельности участников мастер-класса по разработке эвристических заданий.
Методическая задача: обеспечить условия для формирования первичного опыта творческой деятельности участников по конструированию эвристических заданий посредством организации работы в группах и межгруппового взаимодействия.
Деятельность ведущего мастер-класса | Деятельность участников |
1. Организует практическую работу участников по разработке эвристических заданий: «Следующий этап нашей работы эвристический. Предлагаю каждой группе в течение пяти минут с помощью алгоритма составить эвристическое задание. Уважаемые участники! Сейчас вам предлагается апробировать данный алгоритм на практике. Каждой группе необходимо разработать по одному эвристическому заданию. Требования, которые вы должны учесть при составлении эвристического задания, отражены в ваших ориентировочных картах действий». | 1. Работают в группе, разрабатывают эвристические задания по астрономии. Группа «Белые звезды» работает с необычным фактом, имеющим отношение к астрономии: В 1991 году учеными был обнаружен астероид, расположенный на расстоянии порядка 20 миллионов миль. Он привлек внимание специалистов тем, что является космическим кладом. Этот астероид из группы железоникелевых содержит крупные запасы платины (около 100 тысяч тонн) и золота (10 тысяч тонн). Участники группы составляют эвристическое задание на основе данного факта. Группа «Желтые звезды» имеет в распоряжении очки для просмотра 3-d изображений и фотоснимки, сделанные космическими роботами на поверхности Луны. Участникам группы необходимо разработать эвристическое задание, выполняя которое ученик должен использовать полученные данные. Группа «Красные звезды» знакомится с астрономической идеей писателя Макса Фрая, отраженной в повести «Большая телега». Писатель предлагает читателю совершить путешествие по удивительному маршруту: перерисовать на кальку созвездие Большой Медведицы и на- |
Окончание
1 | 2 |
| ложить этот рисунок на карту Европы. По получившемуся маршруту он отправляет читателя в путешествие. Участникам группы необходимо взять эту идею за основу для разработки эвристического задания к урокам астрономии. |
2. Организует экспертную оценку составленных участниками эвристических заданий посредством межгруппового взаимодействия: «Уважаемые коллеги! В качестве экспертов составленных вами заданий будут представители из других групп. Карты экспертной оценки эвристических заданий имеются у вас на рабочих местах. К выполнению роли эксперта должен быть готов каждый из вас». Обеспечивает межгрупповое взаимодействие участников мастер-класса с целью оценки продуктов творческой деятельности — составленных эвристических заданий. | 2. Группы представляют продукты творческой деятельности — выполненные задания. Слушают мнение экспертов о качестве составленных заданий. Делают выводы о возможной коррекции содержания заданий. |
5-й этап. Рефлексия участников и ведущего мастер-класса
(5 минут)
Цель — осмысление содержания и результатов работы на мастер-классе, оценка степени достижения поставленных целей участниками мастер-класса.
Методическая задача: обеспечить условия для рефлексивного осмысления участниками содержания и результатов своей работы на мастер-классе посредством выполнения рефлексивного задания «Я сегодня … Я завтра …».
Деятельность ведущего мастер-класса | Деятельность участников |
1. Возвращает внимание участников мастер-класса к созвездию открытий и картам «Звезда целей», предлагает выполнить рефлексивное задание «Я сегодня …. Я завтра …» 2. Создает ситуацию эмоционально-ценностного отношения по проблеме мастер-класса: «Есть интересная мысль, высказанная одним китайским мудрецом. Начинается она такими словами: «Лучше один раз зажечь звезду, чем …» Как бы вы ее продолжили?» Слушает мнение участников мастер-класса. Завершает дискуссию словами: «Мудрец ее завершил так: «Лучше один раз зажечь звезду, чем все время ругать темноту». | Отвечают на вопросы ведущего, дают свою оценку эффективности работы на мастер-классе и достигнутым результатам. |
2. Предлагает раздаточный материал «Методические рекомендации участникам мастер-класса», список дополнительной литературы, ссылку на Интернет-ресурс, посвященный эвристическому обучению. | Слушают ведущего, делают вывод о возможности дальнейшего самообразования по проблеме развития креативности учащихся на уроках астрономии средствами эвристических заданий. |
Список использованной литературы
1. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. — М. : Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
2. Наумчик, В. Н. Воспитание творческой личности / В. Н. Наумчик. — Минск : Унiверсiтэцкае, 1996. — 188 с.
3. Матецкий, Н. В. Эвристические задания. 7—9 классы : пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования с рус. яз. обучения с 12-лет. сроком обучения / Н. В. Матецкий, И. С. Маслов. — Мозырь : ОООИД «Белый ветер», 2006. — 59 с.
4. Маслов, И. С. Эвристические задания как дидактическое средство: структура, содержание и модель проектирования / И. С. Маслов // Адукацыя і выхаванне. — 2006. — № 12. — С. 62—70.
Приложение 4.1
страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8
скачать
Другие похожие работы: