NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



1. Педагогический мастер-класс

Приложение 2

План проведения мастер-класса
«Формирование умений работать с текстом
посредством интерактивных методов и приемов
технологии развития критического мышления»


Ведущий мастер-класса Елена Евгеньевна Гарбар, учитель биологии ГУО «Октябрьская районная гимназия»

Цель: создание условий для профессионального развития участников посредством интерактивных методов и приемов технологии развития критического мышления (далее ТРКМ).

Целевая группа: студенты педагогического учреждения высшего образования

Задачи:

а) передать опыт учителя по обозначенной теме;

б) организовать взаимодействие участников;

в) способствовать развитию у участников умений использования интерактивных методов и приемов ТРКМ при работе с текстом;

г) содействовать осознанию участниками значимости полученного опыта.

Оборудование: фломастеры, бумага, стикеры, раздаточный материал.
Ход мастер-класса


Этапы

Деятельность учителя-мастера

Деятельность участников

1

2

3

1. Мотивационный этап

Задача: обеспечение мотивации участников мастер-класса

Предлагает прием «Хаос». Сообщает тему

Выполняют задание. Наблюдают, делают выводы

2. Этап целеполагания


Задача: постановка целей участниками и выявление их ожиданий

В ходе беседы предлагает участникам определить, что они ожидают от занятия. Побуждает к постановке цели и задач


Определяют и формулируют свои ожидания. Определяют свои цели

3. Этап актуализации знаний участников по теме

Задача: обеспечение активности участников в предстоящей деятельности

Вовлекает в беседу для активизации последующей деятельности


Принимают участие в беседе

4. Информационно-деятельностный этап:

Задачи: знакомство с приемами ТРКМ и интерактивными методами, способами передачи информации; организация процессов самоорганизации, самоуправления; создание атмосферы коллективного взаимодействия по формированию навыков культурной коммуникации; обеспечение практической деятельности участников по выбору приемов работы с текстом

— этап знакомства со способами передачи информации

Вовлекает в беседу о способах передачи информации

Участвуют в беседе

Окончание

1

2

3

— этап работы с текстом посредством приемов ТРКМ и интерактивных методов

Знакомит с приемом «Перекрестные ассоциации»

Организует работу в группах с текстовой информацией, предлагает использовать один из предложенных приемов ТРКМ (прил. 2.1)

Овладевают алгоритмом работы с приемом
Работают в группах по предложенным заданиям, афишируют результаты работы

— этап интерактивного взаимодействия

Организует интерактивную игру

Участвуют в игре. Делают выводы

— практический этап

Организует работу в группах по выбору приемов к предложенному тексту учебного пособия

Выбирают приемы, обсуждают в группах, афишируют результаты

5. Этап подведения итогов

Задача: оценка эффективности взаимодействия педагога и участников мастер-класса

Делают вывод об эффективности взаимодействия участников мастер-класса, актуальности полученных знаний, результативности достижения цели

6. Этап рефлексии

Задача: определение значимости полученных знаний и умений для использования в дальнейшей деятельности

Предлагает ответить на вопрос: «Сбылись ли ожидания?»

Отвечают на предложенный вопрос. Оценивают полученный опыт для применения в дальнейшей практике

Приложение 2.1

Приемы активизации познавательной деятельности

Прием «Круги Вена»

Прочитайте текст. Сравните предложенные объекты. Признаки различия запишите в свободной части круга, а сходства — в области перекрывания двух фигур.

Прием «Сравнительная таблица»

Прочитайте текст. Сравните предложенные объекты. Заполните таблицу.

Признаки сравнения

Объект 1

Объект 2











Прием «Кластер» (Виноградная гроздь)

Прочитайте текст. Отразите основные мысли текста в схеме.

Прием «Синквейн»

Прочитайте текст. Составьте синквейн (пятистрочие).

Например: УРОК (одно существительное).

Интересный. Любимый (два прилагательных).

Увлекает. Воспитывает. Заканчивается (три глагола).

Отрезок школьной жизни ученика (предложение из четырех слов).

Взаимодействие (одно существительное, синоним первому слову или вывод).

Приложение 2.2

Пирамида познания



Приложение 2.3

Алгоритм приема «Поабзацное чтение»

Прием предназначен для формирования умений работать с текстом в группе с количеством участников более или менее пяти человек, что позволяет каждому выполнить разные задания.

1. Прочитать абзац.

2. Пересказать подробно.

3. Выбрать главную мысль, записать ее.

4. Дать название абзацу.

5. Пересказать кратко весь прочитанный текст.

Можно использовать таблицу для взаимооценки умений учащихся:

Имя и фамилия учащегося

Оценка умений учащегося при выполнении
действий по алгоритму

Читать

Пересказывать подробно

Выбирать главную мысль

Давать название абзацу

Пересказывать кратко



















Приложение 2.4

Алгоритм приема «Мудрые совы»

Прием предназначен для работы (индивидуально или в группе) с текстом в несколько страниц.

1. Найдите в тексте основные понятия и запишите их в алфа­витном порядке.

2. Выберите из текста такую информацию, которая противоре­чит вашим знаниям или является неожиданной.

3. Запишите ту информацию, которая является для вас новой.

4. Постарайтесь выразить основную мысль одной фразой. Какая из фраз является ключевой?

5. Найдите в тексте ту информацию, которая была раньше известна.

6. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста или вашу реакцию на эту информацию.

7. Можно ли сделать из прочитанного текста выводы, которые были бы значимыми для будущей деятельности и жизни?

8. Найдите в тексте такие места и высказывания, которые заслуживают особого внимания и достойны дальнейшего обсуждения.

Приложение 2.5

Прием «Перекрестные ассоциации»

Прием используется для работы с понятиями при индивидуальной, групповой или коллективной работе.



Пример:


ШКОЛА



детство

учеба






друзья

игра

труд

знания




успешное
поступление

отличники



успех

Приложение 2.6

Алгоритм приема «Рисунок в четыре руки»

Прием используется для улучшения понимания текста и отдельных понятий. Его можно использовать для проверки знаний по тексту, деталей объекта.

1. Обсудите, что вы будете рисовать, в какой части листа.

2. Каждый возьмите карандаш или фломастер.

3. Одновременно все начинайте рисовать. Это легче, чем одному.

4. Сообща нарисуйте задуманное.

Прием позволяет развивать коммуникативные навыки участников, их творческие способности. Наблюдая за группой рисующих, ведущий может определить уровень знаний каждого участника, а также степень проявления их лидерских качеств.

Приложение 2.7

Прием «Телеграмма»

По окончании занятия, участникам предлагается написать фиктивную телеграмму из одного или двух слов знакомым.

Задание: оцените возможность использования приемов ТРКМ в своей будущей профессиональной деятельности. Выберите прием, которому можете научить других, и запишите его в телеграмме.

Телеграммы зачитываются.
Приложение 2.8

Прием «Выбери дистанцию»

Объявляется символом обсуждаемой темы какой-нибудь предмет, ставится в центре аудитории. Участникам предлагается встать на таком расстоянии от предмета, которое продемонстрирует близость или отдаленность по отношению к теме.

Список литературы

1. Белова, И. С. Школа педагогического мастерства : семинары-практикумы, фестиваль педагогических идей / И. С. Белова. — Волгоград, 2009.

2. Величко, В. В. Инновационные методы обучения в гражданском образовании / В. В. Величко [и др.]. — Минск : СП Медисонт, 2001.

3. Загашев, И. О. Учим детей мыслить критически / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М. : СПб., 2003.

4. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке / И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М. : Просвещение, 2004.

5. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии-2 /
Н. И. Запрудский. — Минск : Сэр-Вит, 2010.

6. Кашлев, С. С. Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. — Минск : Белорус. верасень, 2005.

7. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения педагогике / С. С. Кашлев. — Минск : Выш. шк., 2004.

8. Браунек, Петер. Методическая копилка : новые идеи и примеры для модерации / Петер Браунек, Рюдигер Урбанек, Фердинанд Циммерман. — Зост : Земел. ин-т школы и переподгот. кадров: Изд-во для школ и переподгот. кадров учителей земли Северной Рейн-Вестфалии, 1996.

9. Дэманстрацыя дасягненняў майстра // Настаўн. газ. — 2011. — № 44. — 9 крас.

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8


скачать

Другие похожие работы: