1 Среды жизни и приспособления к ним живых организмов Цель
1.3. Среды жизни и приспособления к ним живых организмов
Цель: Формирование у обучающихся представлений о средах обитания и адаптации организмов к ним.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов.
2. Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.
Формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
Прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.
Оборудование:
компьютер,
проектор,
термины,
магнитная доска,
презентация “Среды обитания организмов” (в программе Power Point).
Ход занятия
I. Организационный этап
При входе в аудиторию детям выдаются символы, по которым формируются группы (жетоны в форме круга, треугольника и квадрата)
а) Вступление-приветствие.
– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…
Для этого мне понадобиться ваша помощь.
Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы?
Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!
– Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.
Сегодня я расскажу вам сказку! Сказку о волшебных королевствах, о необычных жителях волшебных королевств…
Начну я сказывать сама, а вы мне помогать будете.
На одной замечательной планете жили были три царства-государства, жители которых жили мирно, но о существовании соседей даже и не предполагали. Жители одного царства жили там, где много воды, другого – там, где бушуют ветра и идут дожди, третьего – там, где спокойно и очень темно. Каждый житель гордился своим царством, каждый очень ловко приспособился к условиям проживания. А как они приспособились к этим условиям и какие это условия мы постараемся с вами выяснить.
Раздаем листы с изображением царств.
Ребята, отгадайте в каком царстве вы живете.
Дети отвечают: «Водное», «Наземное», «Подземное».
СЛАЙД 14: Попробуйте рассказать, какие условия жизни характерны для вашего царства? (Педагог объясняет правила заполнения таблицы)
Дети в каждой группе заполняют таблицу « Условия среды»
Например:
Условия | Условия царства |
![]() | ![]() |
Каждая группа рассказывает о своем царстве.
Однажды жители государств решили познакомиться друг с другом.
Ребята, а мы ведь все еще не выяснили, кто же у нас живет в этих царствах! Попробуем населить наши царства-государства!
В конвертах находятся изображения живых существ. Выберите себе персонажа.
Дети выбирают.
А теперь мы поиграем. Объясните, почему у ваших жителей такой внешний вид и поведение. У вас есть пять минут на подготовку ответа и одна минута на ответ.
Во время выступления детей пролистываются слайды с изображением сред обитания.
Ребята, как вы думаете, существуют ли у нас на Земле такие царства.
Дети: Да, существуют.
В науке такие царства называются средой обитания.
Давайте вместе с вами постараемся выяснить, что называется средой обитания.
Дети формулируют.
Конечный результат на слайде.
Среда обитания – условия, окружающие организм (запись в тетради).
Существует несколько сред обитания: водная, почвенная, наземно-воздушная.
А теперь проверим, правильно ли вы определили условия обитания в вашей среде.


Дети заносят таблицу в тетрадь.
Педагог комментирует таблицу во время ее демонстрации.
Условия среды разные, поэтому организмы каждый по-своему приспосабливается к этим условиям. Согласны ли вы со мной? Такие приспособления называются адаптацией.
Запишем определение в тетрадь.
А теперь вернемся к нашей волшебной сказке. Вы, наверное, и не заметили, как свершилось это волшебство: жители наших царств узнали друг о друге и стали ходить в гости.
Приведите примеры животных, обитающих в разных средах.
СЛАЙД.
Наше занятие подходит к концу. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам УРОК!
А сейчас оцените свою активность на занятии. Если вы считаете, что вы были предельно активны - выбираете красные жетоны, если менее активны, то зеленые, если совсем были пассивными, то желтые.
А теперь поднимите свои жетоны.
Педагог благодарит детей и прощается с ними.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: