Тематическое планирование по биологии «Многообразие живых организмов»
Утверждаю Директор МОУ Суруловская ООШ __________ В.Н. Сливкин | Согласовано Зам. директор по УВР МОУ Суруловская ООШ _________ С.Р. Кузахметова |
МОУ Суруловская средняя общеобразовательная школа
Тематическое планирование по биологии «Многообразие живых организмов»
7 класс (68 часов – 2 часа в неделю)
По программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова
Учитель Вольнов Павел Николаевич
2010/2011 учебный год
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Цели | Домашняя работа | |
Введение (3 часа) | | |||
1 | Мир живых организмов.Уровни организации живого | показать разнообразие форм жизни, отметить длительность ее существования на Земле, указать на взаимосвязи живых организмов во времени и пространстве | Стр. 5 | |
2 | Ч.Дарвин и происхождение видов | Стр.6 | ||
3 | Многообразие живых организмов и их классификация | показать разнообразие форм жизни, познакомить с научной системой их классификации. Показать принципы классификации живых организмов, сформировать представление о виде, как основной структурной единице. Составить таблицы основных систематических единиц и многообразия живых организмов | Стр.7 | |
Раздел 1. Царство Прокариоты (3 часа) | | |||
Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часа) | ||||
1(4) | Общая характеристика прокариотДемонстрацияСтроение клеток различных прокариот | дать общую характеристику прокариот. Кратко охарактеризовать сходство и различия трех подцарств: Настоящие бактерии, Архебактерии и Оксифотобактерии. | Стр. | |
2(5) | Особенности жизнедеятельности прокариот, их роль в природе и практическое значение | Познакомить учащихся с особенностями жизнедеятельности прокариот | Стр.10-13 | |
3(6) | Подцарство Оксифотобактерии. Особенности организации, роль в природе, практическое значение | Раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека | Стр.14 -15 РТ | |
Раздел 2. Царство Грибы (4 часа) | | |||
| Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3 часа) | |||
1(7) | Царство Грибы. Особенности организации, их роль в природе и жизни человекаДемонстрацияРазличные представители царства Грибы | развивать понятие о многообразии живых организмов. Дать общую характеристику грибов, отметив некоторые черты их сходства с растениями и животными, охарактеризовать отделы царства, рассмотреть роль грибов в природе и значение для человека. Показать отличия съедобных грибов от несъедобных | Стр.20-22 | |
2(8) | Многообразие грибовЛабораторная работа №1«Строение плесневых, шляпочных грибов и дрожжей» | Продемонстрировать многообразие грибов на планете, раскрыть строение их на примере плесневых, шляпочных и дрожей | Стр.23-25 РТ | |
3(9) | Обобщение знаний по темам «Бактерии», «Грибы» | | | |
Тема 2.2. Лишайники (1 час) | | |||
1(10) | Отдел ЛишайникиДемонстрацияСхема строения лишайников. | дать общую характеристику отдела Лишайники, отметив, что это уникальные симбиотические организмы, сочетающие признаки грибов и водорослей. Отметить, что они очень чувствительны к загрязнению воздуха и потому являются хорошими индикаторами его чистоты. Углубить знания о многообразии и значении живых организмов (на примере лишайников и их роли в природной среде | Стр.28-31 РТ | |
Раздел 3. Царство Растения (17 часов) | | |||
| Тема 3.1. Общая характеристика растений (1 час) | | ||
1(11) | Общая характеристика царства Растения | дать общую характеристику растений, их строения, жизнедеятельности и отличительных особенностей. Рассмотреть систему царства Растений и подцарства Низших растений. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Стр.36-37 РТ | |
| Тема 3.2. Подцарство Низшие растения (3 часа) | |||
1(12) | Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей | дать общую характеристику низших растений | Стр.38-39 | |
2(13) | Размножение и развитие водорослейДемонстрацияСхемы строения водорослей различных отделов | Рассмотреть строение и развитие водорослей | Стр.39-41 | |
3(14) | Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значениеЛабораторная работа №2«Строение спирогиры» | познакомить учащихся с 1) отделами Зеленых, Красных и Бурых водорослей, дать общую характеристику каждой из групп; 2) особенностями среды их обитания; 3) ролью в живой и неживой природе. в соответствии с указаниями в рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» выполнить лабораторную работу по изучению зеленой водоросли спирогиры – обычного обитателя пресноводных водоемов, образующей вместе с некоторыми другими видами заросли хорошо известной тины. Каждая особь спирогиры представляет длинную зеленую нить из одного ряда одинаковых клеток. Свое название получила благодаря свернутой спиралью ленты заполненного хлорофиллом зеленого хроматофора | Стр.42-45 РТ | |
| Тема 3.3. Подцарство Высшие растения (4 часа) | | ||
1(15) | Общая характеристика подцарства Высшие растенияОтдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельностиЛабораторная работа №3 «Строение мхов»ДемонстрацияСхема строения и жизненный цикл, различные представители мхов | дать общую характеристику высших растений. Рассмотреть особенности строения и функционирования представителей отдела Моховидные. Показать черты усложнения строения растений. Продолжить формирование умения работать с натуральными объектами и микроскопом. Согласно рекомендациям в рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» выполнить лабораторную работу по изучению строения мха. В зависимости от времени и наличия материала рассмотреть либо зеленый мох кукушкин лен, либо белый мох – сфагнум. | Стр.48 -53 конспект РТ | |
2(16) | Отдел Плауновидные.Отдел Хвощевидные.Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природеДемонстрацияСхема строения и жизненный цикл, различные представители плаунов, хвощей | дать общую характеристику отделов споровых растений: плаунов и хвощей. Отметить особенности усложнения в ходе эволюции. | Стр.56-59 РТ | |
3(17) | Отдел Папоротникообразные. Особенности строения и жизнедеятельностиЛабораторная работа №4«Строение папоротника»ДемонстрацияСхема строения и жизненный цикл, различные представители папоротников, древние папоротниковидные | изучение особенностей строения папоротников. Сравнительная характеристика споровых растений: плаунов, хвощей и папоротников. закрепление знаний о строении высших споровых растений. В соответствии с указаниями рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» выполнить лабораторную работу по изучению строения папоротника и его органов: корневища, листа, спорангиев. | Стр.62 | |
4(18) | Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение | Рассмотреть особенности строения папоротников | Стр.62-65 РТ | |
| Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения (2 часа) | |||
1(19) | Отдел Голосеменные. Особенности их строения и жизнедеятельности, происхождениеЛабораторная работа №5«Строение хвои сосны. Пыльца и шишки сосны» ДемонстрацияСхема строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных | раскрыть значение появления семян для распространения растений, охарактеризовать отличительные особенности и значение хвойных и других голосеменных растений. познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений. Согласно рекомендациям в рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» выполнить лабораторную работу по изучению строения мужской и женской шишек хвойных растений (на примере сосны). Продолжить формирование умения работать с микроскопами и живыми объектами. | Стр.6871 РТ | |
2(20) | Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значениеДемонстрацияРазличные представители голосеменных | Показать многообразие голосеменных в природе и их практическое значение | Стр.71-747 конспект РТ | |
Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные растения (7 часов) | ||||
1(21) | Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождениеДемонстрацияСхема строения цветкового растения | показать прогрессивные особенности покрытосеменных, их многообразие и распространение. Расширить знания учащихся о роли семян в развитии растений | Стр.76-79 РТ | |
2(22) | Размножение покрытосеменных растенийДемонстрацияЦикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение) | рассмотреть строение и функции цветка, значение плодов для расселения растений. Отметить основные отличия однодольных и двудольных растений. | Стр.80-81 РТ | |
3(23) | Характерные особенности семейства Розоцветные. Класс двудольныеЛабораторная работа №6«Семейство Розоцветные. Строение шиповника» ДемонстрацияРазличные представители семейства Розоцветные | Согласно рекомендациям в рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» выполнить лабораторную работу по изучению строения шиповника. | Стр.83-85 конспект РТ | |
4(24) | Характерные особенности растений семейств Крестоцветные и ПасленовыеДемонстрацияРазличные представители семейств Крестоцветные и Пасленовые | Раскрыть особенности семейств крестоцветных и пасленовых | конспект РТ | |
5(25) | Класс Однодольные. Характерные признаки семейства ЗлакиЛабораторная работа №7«Строение злакового растения» ДемонстрацияРазличные представители семейства Злаковые | Согласно рекомендациям в рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» выполнить лабораторную работу по изучению строения пшеницы. | Стр.82 конспект РТ | |
6(26) | Характерные признаки семейства ЛилейныеДемонстрацияРазличные представители семейства Лилейные | Показать особенности семейства лилейных | Конспект РТ | |
7(27) | Повторение и обобщение по темам «Царства Прокариоты», «Царства Грибы», «Царства Растения» | | Записи в тетради | |
Раздел 4. Царство Животные (37 часов) | | |||
| Тема 4.1. Общая характеристика царства Животные (1 час) | | ||
1(28) | Общая характеристика царства Животные(Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Особенности жизнедеятельности. Систематика) | рассмотреть основные признаки животных и их отличия от растений. Показать многообразие животных. Охарактеризовать специфику подцарства Одноклеточных. Расширение знаний о многообразии живых организмов. Продолжить формирование умения работать с микроскопами и живыми объектами. | Стр.92 конспект | |
Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 часа) | ||||
1(29) | Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификацияДемонстрацияСхемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории-туфельки | Раскрыть особенности строение одноклеточных организмов | Стр.94-95 РТ | |
2(30) | Многообразие и значение одноклеточных животныхЛабораторная работа №8«Строение и жизнедеятельность инфузории-туфельки» ДемонстрацияПредставители различных групп одноклеточных | закрепление знаний о строении и особенностях жизнедеятельности одноклеточных животных. В соответствии с методическими указаниями в рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» рассмотреть под микроскопом живую культуру простейших, отыскать экземпляры инфузории туфельки, зарисовать ее и обозначить составные части. При отсутствии живой культуры можно воспользоваться иллюстрациями и таблицами. Продолжить формирование умения работать с микроскопом и живыми объектами. | Стр.96-100 РТ | |
Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные (1 час) | ||||
1(31) | Подцарство Многоклеточные.(Общая характеристика многоклеточных животных, типы симметрии)Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные животные | рассмотреть процесс возможного происхождения многоклеточных от колониальных жгутиковых. Оценить широкое разнообразие типов и классов многоклеточных животных. Рассмотреть представителей типа Губки, отметить примитивные черты их строения и жизнедеятельности. Показать их роль в природе и жизни человека. | Стр.102-103 РТ | |
Тема 4.4. Двухслойные животные – кишечнополостные(3 часа) | ||||
1(32) | Особенности организации кишечнополостныхЛабораторная работа №9«Строение и поведение пресноводной гидры» ДемонстрацияСхемы строения гидры | рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных, показать их разнообразие. | Стр.104 | |
2(33) | Особенности жизнедеятельности кишечнополостных | Раскрыть понятие рефлекса и функциональное значение клеток тела гидры. | Стр.105 | |
3(34) | Многообразие кишечнополостных, их значение в природе и жизни человекаДемонстрацияСхемы строения медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа | Объяснить процесс формирования коралловых рифов | Стр.108-113 РТ конспект | |
Тема 4.5. Трехслойные животные – плоские черви(2 часа) | ||||
1(35) | Особенности строения плоских червей. Класс Ресничные червиДемонстрацияСхемы строения плоских червей. Представители ресничных червей | рассмотреть особенности строения плоских червей, приспособления к паразитизму и свободному образу жизни. Продолжить формирование умения работать с микроскопами и живыми объектами. | Стр.116-118 РТ | |
2(36) | Плоские черви-паразитыДемонстрацияСхемы строения плоских червей, ведущих паразитический образ жизни. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня | Раскрыть внутреннее строение плоских червей | Стр.118-119 РТ конспект | |
Тема 4.6. Первичнополостные – круглые черви (1 час) | ||||
1(37) | Тип Круглые черви, особенности их организацииДемонстрацияСхемы строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободнодвижущиеся и паразитические формы круглых червей | показать особенности строения круглых червей в связи с их образом жизни. Рассмотреть аскариду, как кишечного паразита человека, и обсудить меры профилактики паразитарных заболеваний. Продолжить формирование умения работать с микроскопами и живыми объектами. | Стр.122-124 РТ | |
Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3 часа) | ||||
1(38) | Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червейЛабораторная работа №10«Внешнее строение дождевого червя» ДемонстрацияСхемы строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей, | рассмотреть внутреннюю организацию кольчатых червей, более сложную, чем у плоских и круглых червей. Отметить появление наружных паразитов (пиявок), охарактеризовать важную роль дождевых червей в процессах почвообразования. Закрепить умение проводить сравнение. | Стр.128-129 | |
2(39) | Многообразие кольчатых червейДемонстрацияРазличные представители типа кольчатых червей | Показать многообразие кольчатых червей | Стр.129-130 | |
3(40) | Значение кольчатых червей в биоценозах | Раскрыть значение кольчатых червей | конспект РТ | |
Тема 4.8. Тип Моллюски (2 часа) | ||||
1(41) | Особенности организации моллюсков, их происхождениеЛабораторная работа №11«Строение раковины моллюска» ДемонстрацияСхемы строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков | познакомить учащихся с представителями типа Моллюски. Отметить особенности классов Брюхоногих, Двустворчатых и Головоногих, охарактеризовать их роль в природе и использование человеком. Показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, их роль в природе и жизни человека. закрепление знаний о биологии моллюсков. На основании изученного материала провести лабораторную работу по особенностям строения моллюсков. Согласно рекомендациям в рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» выполнить лабораторную работу по изучению внешнего строения беззубки (или перловицы). Продолжить формирование умения работать с микроскопом и живыми объектами. | Стр.134-135 | |
2(42) | Многообразие моллюсков, их значение в природеДемонстрацияРазличные представители типа моллюсков | Показать многообразие червей и их значение | Стр.136-141 РТ | |
Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 часов) | ||||
1(43) | Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс РакообразныеЛабораторная работа №12«Внешнее строение речного рака» ДемонстрацияСхемы строения речного рака | дать общую характеристику членистоногих, отметить их видовое разнообразие и обилие. Охарактеризовать класс Ракообразных, рассмотреть строение и образ жизни | Стр.144 -147 конспект | |
2(44) | Многообразие ракообразных, их роль в природеДемонстрацияРазличные представители низших и высших ракообразных | Показать многообразие ракообразных | Стр.148-150 РТ | |
3(45) | Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельностиДемонстрацияСхемы строения паука-крестовика | охарактеризовать особенности строения и образа жизни паукообразных. Оценить их многообразие, а также значение в природе и жизни человека. | Стр.152-154 РТ | |
4(46) | Многообразие паукообразных, их роль в природеДемонстрацияРазличные представители класса Паукообразные. Различные представители класса | Показать многообразие паукообразных | Стр.154-155 конспект | |
5(47) | Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельностиЛабораторная работа №13«Внешнее строение насекомого» ДемонстрацияСхемы строения насекомых различных отрядов, многоножек | познакомить учащихся с прогрессивным классом, включающим более 1 миллиона видов и освоившим различные среды жизни. Продолжить формировать умение проводить наблюдение и сравнение. закрепление знаний по теме «Членистоногие. Насекомые». На основании изученного материала провести лабораторную работу по особенностям строения насекомых. Согласно рекомендациям в рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» выполнить лабораторную работу по изучению строения майского жука. | Стр.158-162 РТ | |
6(48) | Размножение и развитие насекомых | Раскрыть особенности размножения насекомых | Стр.162 конспект | |
7(49) | Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение | познакомить учащихся с прогрессивными группами общественных насекомых, играющих важную роль в жизни человека. | Стр. 164-165 конспект | |
Тема 4.11. Тип иглокожие(1 час) | ||||
1(50) | Строение и многообразие Иглокожих | Стр.168-172 | ||
Тема 4.12. Тип Хордовые. Бесчерепные животные(1 час) | ||||
1(51) | Особенности организации хордовых. Бесчерепные животныеДемонстрацияСхема строения ланцетника | рассмотреть особенности строения хордовых и принципы выделения подтипов (Бесчерепные). | Стр.174 РТ | |
Тема 4.13. Подтип Позвоночные (черепные).Надкласс Рыбы (2 часа) | ||||
1(52) | Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животныеЛабораторная работа №14«Внешнее строение рыбы» | рассмотреть особенности строения хордовых и принципы выделения подтипов (Позвоночные). | Стр.175 -179 РТ | |
2(53) | Основные группы рыб. Их роль в природе и практическое значениеДемонстрацияМногообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб | рассмотреть общее строение рыб, их связи с водной средой, охарактеризовать внешний вид и системы органов рыб. рассмотреть систематическое положение, особенности строения и образа жизни хрящевых рыб. Продолжить формировать умение проводить сравнения. | Стр.180-183 РТ | |
Тема 4.14. Класс Земноводные (2 часа) | ||||
1(54) | Класс Земноводные. Особенности их строения и жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных животныхЛабораторная работа №15«Внешнее строение лягушки» | рассмотреть систематику, строение и значение амфибий, отметить особенности строения организма, связанные с выходом на сушу. Продолжить формировать умения проводить сравнения и анализ фактического материала. | Стр.186-191 РТ | |
2(55) | Размножение и развитие земноводных. Их многообразие и роль в природеДемонстрацияМногообразие земноводных. Схема строения кистеперых рыб и земноводных | продолжать знакомство учащихся с разнообразием животного мира. Рассмотреть происхождение, отметить особенности строения и образа жизни разных отрядов амфибий и их практическое значение. Особо подчеркнуть полезное значение лягушек и жаб, необходимость их охраны. | Стр.192-193 | |
Тема 4.15. Класс Пресмыкающиеся (2 часа) | ||||
1(56) | Класс Пресмыкающиеся. Особенности их строения, жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночныхДемонстрацияСхема строения земноводных и рептилий | рассмотреть происхождение рептилий, отметить вымершие и современные группы, охарактеризовать особенности их строения и образа жизни, позволившие им завоевать сушу Земли. Продолжить формировать умение проводить сравнения. | Стр.196-200 | |
2(57) | Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значениеДемонстрацияМногообразие пресмыкающихся | рассмотреть современную систематику рептилий, отметить особенности строения и образа жизни отдельных групп, познакомить с их ролью в природе и жизни человека. Особо отметить необходимость осторожного, но не враждебного отношения к змеям. | Стр.201 конспект РТ | |
Тема 4.16. Класс Птицы (4 часа) | ||||
1(58) | Класс Птицы. Особенности строения и жизнедеятельности птиц как высокоорганизованных позвоночныхЛабораторная работа №16«Внешнее строение птицы», «Скелет птицы и мускулатура» ДемонстрацияСхема строения рептилий и птиц | рассмотреть характерные черты птиц как высших позвоночных животных: теплокровность (гомотермия), способность к полету, совершенное развитие органов чувств и нервной системы. Продолжить формировать умение проводить сравнения. | Стр.204-206 | |
2(59) | Особенности организации птиц, связанные с полетом | Стр.207-210 | ||
3(60) | Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человекаДемонстрацияМногообразие птиц | обсудить условия существования и приспособления (адаптации) птиц к жизни в степных, прибрежных и болотных местах обитания. характеризовать многообразие форм гнездования птиц, рассмотреть строение яйца и условия развития эмбриона; подчеркнуть впервые возникшую у животных связь поколений и значение обучения в повышении выживаемости молодняка. | Стр.210-214 | |
4(61) | Экологические группы птиц (продолжение)ДемонстрацияМногообразие птиц | Стр.215-219 РТ | ||
Тема 4.17. Класс Млекопитающие (4 часа) | ||||
1(62) | Класс Млекопитающие. Особенности их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночныхЛабораторная работа №17«Строение скелета млекопитающих» | рассмотреть основные особенности млекопитающих, свидетельствующие о прогрессивном характере их организации (гомотермия, рождение живых детенышей и их выкармливание материнским молоком, совершенное развитие нервной системы, специализация строения скелета в связи с разнообразием условий жизни). | Стр.222 | |
2(63) | Класс Млекопитающие. Особенности их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных (продолжение)ДемонстрацияСхема строения рептилий и млекопитающих | рассмотреть прогрессивные черты систем органов млекопитающих, обеспечивающих обмен веществ. | Стр.223-228 | |
3(64) | Плацентарные млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности, их роль в природе и практическая значимостьДемонстрацияМногообразие млекопитающих | рассмотреть систематику млекопитающих, их многообразие, различия образа жизни и строения, роль в природе и хозяйственное значение. | Стр.229-230 РТ | |
4(65) | Повторение и обобщение. Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельностиДемонстрацияМногообразие млекопитающих. Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих | | | |
Раздел 5. Царство Вирусы (2часа) | | |||
Тема 5.1. Вирусы (2 часа) | ||||
1(66) | Общая характеристика вирусов | охарактеризовать историю открытия и изучения вирусов, сведения о их строении и жизнедеятельности, подчеркнуть медицинское значение | Стр.242-243 РТ | |
Заключение (2 часа) | ||||
1(67) | Особенности организации и многообразия живых организмов | | конспект | |
2(68) | Основные области применения биологических знаний в сельском хозяйстве, промышленности, при охране окружающей среды. | Показать значение биологии в жизни человека | конспект |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: