34. Экономический рост: показатели, факторы, значения и последствия. Экологическое ограничение экономического роста. Эр
34. Экономический рост: показатели, факторы, значения и последствия. Экологическое ограничение экономического роста.
ЭР-означает поступательное движение экономики, ее прогресс и развитие. Экономические потребности человека порождаются производством. Растущие потребности общества вызывают к жизни «средства производства», которые способны удовлетворить эти потребности. Потребности общества растут и изменяются в качественном отношении.(из-за увеличения численности населения) и растут и становятся более разнообразными потребности людей. Жизнеспособность экономич системы определяется тем, в какой степени экономика обеспечивает непрерывный прирост благ, необходимый для удовлетворения потребностей.
ЭР в масштабе всего общественного производства представлен увеличением годового объема производства товаров и услуг. Показатели, с помощью которых измеряется ЭР – Валовый национальный продукт, динамика Валового внутреннего продукта.(в расчет принимается изменения только реального ВНП или ВВП). ЭР измеряют как в абсолютных, так и в относительных величинах (в процентах к величине предшествующего периода).За определенный промежуток времени ЭР измеряется «годовыми темпами роста». «Величина ВНП на душу населения»-тоже для измерения ЭР.
ЭР выражается в увеличение потенциального объема продукции, он происходит благодаря – увеличению использования ресурсов, - техническому прогрессу.
Типы ЭР: Различают экстенсивный (это ЭР, при котором увеличение объема производства материальных благ достигается за счет использования большого количества факторов производства.) и интенсивный (это ЭР, при котором прирост производства осуществляется за счет применения более совершенных факторов производства, технологий) ЭР.
Факторы ЭР.
Факторы, влияющие на ЭР:
-внешние (катастрофы, революции, открытие новых месторождений)
-внутренние, связанные с производством –управляются рынком. (занятость, полнота использования ресурсов, количество, качество ресурсов, развитие техники)
Главный фактор ЭР-научно-технический прогресс.
НТП-это постепенное совершенствование и распространение в производстве техники и технологических процессов в рамках действующих научно-технических принципов. НТР-качественный скачок в развитии производительных сил общества, переворот в технике и технологии производства.
Активным фактором ЭР выступает движение совокупного спроса.
ЭР, происходящий на основе индустриализации, умножает побочные отрицательные эффекты-усиливает нагрузку на природу, ухудшает экологическую среду обитания человека. В результате интенсификации производства растет загазованность воздуха, увеличиваются промышленные и бытовые отходы. Увеличение транспорта. И еще ЭР не может решить такой социально-экономической проблемы, как растущее расслоение общества, усиление дифференциации по уровню доходов.
Рынок в экономическом прогрессе дает возможность решать одновременно и проблемы развития производства, и проблемы роста благосостояния граждан, и выделять больше средств на спасение природы.
42.Безработица. Виды безработицы. Методы борьбы с безработицей.
Б - временная незанятость экономически активного населения.
Причины Б.: - структурные сдвиги в экономике (внедрение новых технологий приводит к сокращению излишней рабочей силы); - экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах; - политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда; - сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики; - изменения в демографической структуре населения.
Виды Б:
Фрикционная Б связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую.
Структурная Б связана с изменениями в технологиях и с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, => спрос на старые уменьшается; вызвана несоответствием структуры раб. силы структуре раб. мест.
Сезонная Б связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени.
Циклическая Б связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги; вызывается экономическим спадом.
Скрытая Б характерна для отечественной экономики. В условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономич. кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в неоплаченные отпуска.
Фрикционная и структурная Б. неизбежны, поэтому занятость населения при наличии в стране такой Б. считается полной. Полная занятость нас-я – занятость при наличии в экономике фрикционной и структурной Б. Уровень Б. при полной занятости – естественный уровень Б.
уровень Б. = (кол-во безработных/числ-ть раб. силы)*100%
Социальные и экономические последствия безработицы: 1)отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, к-рое общ-во могло бы иметь при своих потенциальных возможностях; 2)неравномерное распределение издержек Б. среди различных соц. групп нас-я; 3)теряется квалификация работников.
Методы борьбы с Б.:
регулирование занятости,
создание центров занятости, которые выплачивают пособие по Б, помогают в поиске работы, ведут переобучение новым профессиям;
психологическая помощь людям;
финансовая поддержка предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест;
ввод налоговых льгот для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения.
11.Факторы производства и их характеристика.
Факторы производства – особо значимые элементы, к-рые оказывают решающее возд-е на орг-цию и осущ-е процесса пр-ва.
Подходы к классификации:
1)раб. сила – личн. ф-р; 2)предм. труда; 3)ср-ва труда: веществ. ф-р
прикладной (маржиналистский): 1)труд 2)земля 3)капитал 4)предпринимат. спос-ть
Труд – любые умственные, физич. и интеллектуальн. усилия чел-а, прикладываемые в процессе пр-ва.
Проблемы: 1)сколько чел. должен работать? 2)оценка эффективности труда: Производительность труда = Q/L, Q (объем продукта) L (кол-во занятых). ПТ=Q/T, Т (время). Q можно рассчитывать по стоимостным или натуральным показателям.
Интенсивность труда = L/Q или T/Q. Интенсивность труда – напряженность труда.
Земля – полезные ископаемые, вода, воздух, растит. и жив. мир, земля. Св-ва земли делятся на естественные (данные изначально) и созданные искусственно благодаря орошению, мелиорации, внесению удобрений. Это обст-во влияет на доход с земли – земельную ренту.
Капитал – инвестиционные рес-сы, спользуемые в процессе пр-ва; (А.Смит – ср-во пр-ва/блага длительного пользования, необходимые для процесса пр-ва).
Виды инвестиций (вкладов):
финансов., материальн., интеллектуальн., портфельн., национальн., междунар.
Человеч. капитал – сов-ть умствен., физич., интеллект. спос-тей чел-а и его здоровья.
Предпринимат. ф-р – особые человеч. спос-ти по поиску и соединению всех ф-ров пр-ва в целях эффективного создания товаров/услуг.
+ 4 новых ф-ра: наука, информация (спос-ть получать, использовать, хранить, передавать инфо), экология (ф-р ограничения).
35. Цикличность развития экономики.
Экономика в идеале должна развиваться поступательно, но она развивается зигзагами.
Экономический цикл – постоянная динамическая характеристика экономики, включающая периодические взлеты и падения рыночной конъюнктуры, которые, прежде всего, проявляются в различных формах несоответствия спроса и предложения. Основными характеристиками цикла являются его причины, фазы (оживление, бум, спад, подъем), динамические параметры, частота повторения, амплитуда показателя деловой активности. К внешним («экзогенным») факторам цикличности относятся производительность, генерирующие «первоначальные импульсы» (научно-технические открытия, миграция, динамика населения, новые источники ресурсов; к внутренним («эндогенным») факторам – модификаторы импульсов в рамках пофазных колебаний (изменения потребления и инвестиции).
Исходя из этого, выделяют две главные фазы «спад» и «подъем» производства. Характерными чертами спада являются: ликвидация запасов, сокращение производственных инвестиций, падение спроса на труд, резкое уменьшение прибылей, ослабление спроса на кредит. Черты подъема описываются теми же явлениями, но противоположного действия.
Виды: 1)от 1 дня до года (микроэкономич.); 2)краткосрочные (3года 4 мес.) – Китчина; 3)среднесрочные (10лет); 4)строительные ц. Кузнеца (15-20лет); 5)большие эконом. ц. Кондратьева (55-60лет).
Причины экономических циклов
Внешние (открытие месторождений, революции, катастрофы)
Внутренние (связаны с производством, управляются рынком).
Фазы циклов: кризис, спад, депрессия, подъем, бунт.
Сейчас в мировой экономике структурный кризис (нефтяной), экологический, сырьевой, инвестиционный.
В России был валютный - август 1998.
Современные особ-ти протекания циклич. колеб-й:
сокращаются сроки их протекания и амплитуда их колебания под возд-ем НТП и гос. регулирования
синхронизация циклов
появление отраслевых ц. (строит. бизнес, легкая пром-ть)
появление экспортиров. ц. (фаза в одной стране передается в др. страну).
Марксистск. подход (модифицированный)
1фаза – кризис
2фаза – депрессия
3фаза – оживление
4фаза – рост
5фаза – застой
Современный подход на Западе:
А – дно кризиса
В – эконом. пик
После В начин. спад.
Процессы на фазе кризиса:
уменьшение объема выпускаемой продукции
сокращ-е кол-ва раб. мест (сл-но увеличение безработицы)
уменьшение доходов нас-я
уменьш-е спроса
увеличив. кол-во банкротств
сокращ-е кредитн. рес-сов
повыш-е цен, большая инфляция
ухудшение кач-ва жизни
Ф. депрессии:
достигается равновесие между спросом и предложением
Ф. оживления:
увел-е объема производим. продукции
увел-е кол-ва раб. мест
увел-е доходов
увел-е спроса
оживл-е кредитн. системы
Ф. роста:
то же, но большими темпами
Ф. застоя:
достигается равновесие
ожидание кризиса
вложение денег.
Россия сейчас на ф. оживления.
34.Сущность экономического роста. Показатели, типы, факторы экономич. роста.
Экономич. рост – количественное увеличение объема выпускаемой продукции и увеличение производственных возможностей общества.
Показатели ЭР:
ВВП (ВНП) – количеств.
ВВП/ВНП на душу населения – качеств.
Качественные показатели ЭР (для России):
уменьшение заболеваемости населения (увелич.)
продолжительность жизни (муж. – 59, жен. – 72)
увеличение свободного времени (уменьш.)
увеличение «подвижности» нас-я (городск. инфраструктура в больших городах не сравнима с небольшими городами).
Вывод по России:
ЭР положителен, но он не обеспечивает кач-во удовлетворения кач. потр-тей нас-я.
Противоречия ЭР:
между масштабом ЭР и загрязнением планеты
Отходы накапливаются; Переработка (1м. – Япония, 2м. – США). Возникает рынок переработки отходов (Китай…)
перепроизводство товаров и услуг; потребит. бум; перенакопление капитала; безработица.
Предприниматели заменяют более дорогой фактор – тркд – на более дешевый – капитал (т.е. технику).
Потребит. бум – покупка ненужных продуктов под действием рекламы.
Вывоз капитала для получения большей прибыли.
между отдельными группами товаров (мирн. – военн.).
Виды ЭР:
по темпу (1 – отрицат., 2 – положит., 3 – нулевой)
1)экстенсивн. (увеличив. кол-во ф-ров пр-ва при неизменной технике, технологии и кач-ве человеч. капитала); 2) интенсивн. (увелич-е за сче измен-я технологии…). Бывает преимущественно экстенсивн./интенсивн. В России – преимущ. экстенсивн.
Факторы ЭР:
НТП
экономич. активное нас-е (74,2 млн чел.) и кач-во трудов. рес-сов. Россия – 3 м. в мире по кол-ву людей с высшим образ-ем на душу нас-я.
земельн. рес-сы
производит. силы и производств. мощности
+ у каждой страны на опред. этапе развития есть специфич. факторы ЭР.
38. Инфляция и антиинфляционная политика.
И – это рост общего уровня цен, результат превышения совокупного спроса над совокупным предложением. Но в период быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Причины инфляции - в «бумажной» природе современного денежного обращения, поскольку снят ограничитель эмиссии бумажных денег в виде определенного законом размера их золотого обеспечения.; постоянный рост расходов гос-ва на финансирование общенациональных экономических и социальных программ (оборонная система, затраты на науку, помощь безработным и тд). Эти 2 причины явл-ся И спроса.; -спрос на деньги со стороны производителей (инфляция издержек).
Виды И.:
открытая и подавленная.
Открытая И., виды:
темп роста цен (индекс цен)
1.Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. И присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой.
2.Галопирующая инфляция (рост цен более 100% в год). Потребительские цены опережают рост денежных доходов населения.
3.Гиперинфляция - цены растут астрономически (более 1000% в год), расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия.
степень расхождения роста цен по различным товарным группам: 1)сбалансированная (цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными); 2)несбалансированная (цены различных товарных групп по отношению друг к другу постоянно меняются).
ожидаемость и предсказуемость И. 1)ожидаемая; 2)неожидаемая.
Подавленная И.: цены контролируются гос-вом, поэтому при росте спроса на какой-л. товар, цена не повышается и оказывается ниже равновесной. Возникает дефицит. В поисках нужного товара покупатели переплачивают продавцам, сл-но деньги концентрируются в торговле, обходя сферу пр-ва, сл-но у производителя нет стимула для увеличения выпуска товара, сл-но усиливается дисбаланс между спросом и предложением.
Типы И.: И. спроса (равновесие спроса нарушается со стороны спроса ,при полной занятости, растет объем з/п, появляется избыток совокупного спроса ,к-рый толкает цены вверх) и И. предложения (=И. издержек, рост цен вызван увеличением издержек пр-ва, к-рые растут вследствие роста з/п за счет роста цен на сырье и энергию).
Источники роста издержек и дисбаланса экономики (главные причины):
гос-во: увеличив. издержки через эмиссию ценных бумаг, путем оплаты услуг фирм по завышенным ценам, через кредитно-финансов. механизм.
профсоюзы: требуют повышения з/п, что увеличивает издержки, за ними растут цены. В рез-те раскручивается «инфляционная спираль».
крупнейшие фирмы: устанавливают монопольно высокие цены и этим способствовать инфляционным процессам.
Экономические последствия инфляции.
1)перераспределение доходов и богатства; 2)отставание цен государственных предприятий от рыночных; 3)скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги; 4)ускоренная материализация денежных средств; 5)падение реального процента; 6)обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы; 7)умеренная И. полезна для экономики (т.к. рост ден. массы стимулирует деловую активность, способствует ЭР, ускоряет процесс инвестирования). Рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального производства.
Антиинфляционная политика. Адаптационная политика. На частном уровне индексация доходов осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Рост заработка ставится в зависимость от роста инфляции. Политика доходов - одно из направлений адаптационной антиинфляционной борьбы. Сдерживание цен покупается ценой снижения производительности и жизненного уровня населения. Другая политика - контроль соотношения цен и окладов, но долгосрочно и эта политика не приживается. Следующий вариант - государственные рекомендательные ориентиры установления цен и заработной платы. Наиболее радикальный и пока еще популярный вариант - минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил, усиленная антимонопольными мерами. Подобная политика есть своеобразный возврат к “невидимой руке” А. Смита.
Ни один из перечисленных видов политики не является идеальным. Экономисты с мировым именем признают: к концу 80-х гг. не был найден ни один вид такой политики, позволяющий динамично сочетать умеренный рост цен и невысокую безработицу.
В экономич. политике, направленной против И., различают 2 похода: приспособление и ликвидация ее антиинфляционными мерами. Приспособление: индексация доходов, контроль за уровнем цен. Ликвидация: активное снижение И. посредством экономич. спада и роста безработицы. Издержки более высоки, но результат более эффективен.
Для снижения И. на 1% безработица в течение года должна быть на 2% выше своего естественного уровня.
И., сопровождаемая стагнацией (прекращение экономич. роста) пр-ва, высоким уровнем безработицы и одновременным повышением уровня цен – стагфляция.
32. Характеристика макроэкономических показателей. Система национального счетоводства.
Основной и обобщающий показатель – национальное богатство. Национальное богатство – вся совокупность потребительских стоимостей, накопленных обществом за весь период его истории. Охватывает: имущество (основные и оборотные фонды, домашнее имущество), природные богатства (земля, запасы минеральных и лесных ресурсов), невещественное богатство (потенциал здоровья нации, ее духовное богатство, образоват. и научн. потенциалы).
Основной обобщающий показатель хоз. деят-ти за 1 год – общественный продукт. Он выражается с помощью: ВНП, НД, ЧНП (чистый нац. продукт), ВВП.
ВНП- это суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение календарного года в стране.
Методы расчета ВНП:
1. по расходам – ВНП рассчитывается путем суммирования всех расходов, которые несут потребители, покупая конечные товары и услуги в данном году.
2. по доходам – путем суммирования всех доходов, которые получили производители товаров и услуг в данном году.
ВВП – продукция и услуги, произведенные только внутри страны с использованием только своих собственных факторов пр-ва. При расчете ВВП учитывается стоимость конечных товаров и услуг, произведенных только внутри страны, вне зависимости от того, кто является их собственником – отечественные предприятия или иностранные. Превышение ВВП над ВНП свидетельствует о значительной роли иностранной собственности в развитии экономики страны.
ЧНП - НД + косвенные налоги. Они добавляются для того, чтобы определить НД по рыночным ценам.
НД – это результат производства, в к-ром заключена вновь созданная в течение года стоимость. НД=ВНП-израсходованные в течение года матер. затраты (амортизация, сыре, материалы…).
Дефлятор ВНП – индекс цен на все готовые товары и услуги, используемый для корреляции денежного (номинального) ВНП с целью изменения реального ВНП.

Личный доход – весь доход, получаемый отдельными лицами или семьями до уплаты налогов (полученный доход + трансфертные платежи от гос-ва).
Располагаемый доход – доход, к-рый остается после уплаты налогов.
ЧЭБ (чистое экономич. благосост-е) – показатель, измеряющий экономич. благосост-е общ-ва с учетом не только имеющихся доходов, но и кач-ва жизни (=ВНП-ущерб, наносимый загрязнением окр. среды, криминальной обстановкой и т.д. + доходы от самообслужив-я, удовольствия, досуга, комфорта в обществ. местах…).
Система национальных счетоводства (СНС) – специальные таблицы и балансы, в к-рых отражено, с одной стороны, наличие ресурсов, с другой – их использование. СНС является измерителем состояния экономики и основой для выработки экономической политики государства. По показателям СНС проводят сравнительный анализ динамики экономики различных стран. Основными показателями национальных счетов являются: валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД).
22.Происхождение, сущность, функции денег.
В дотоварном (натуральном) хозяйстве результат производства потреблялся самим производителем. В товарном хозяйстве (основанном на общественном разделении труда) «производитель» и «потребитель» - разные лица, поэтому продукт производится с целью продажи и переходит к потребителю опосредованно – только через куплю.
Древнейший предок рынка – обмен излишками продуктов (продуктообмен). Позже его сменил прямой товарообмен, когда товар непосредственно обменивается на товар. Однако с развитием производства осуществлять прямой товарообмен (бартер) становилось все сложнее и обходилось все дороже.
Возникшее противоречие между необходимостью товарообмена и ростом затрат на такой обмен было преодолено появлением денег. Практически всю экономическую историю деньги были товаром особого рода. Уникальная особенность денежного товара в том, что он обладал общепризнанной и постоянной ценностью для всех участников рынка и потому мог выступать товаром-посредником в обмене всех других товаров.
Очень долго деньгами были благородные металлы (золото и серебро). Их физические свойства (однородность, прочность, собственная ценность) идеально отвечали требованиям к денежному товару.
Металлические деньги позволили перейти к весовому типу денег – к чеканке «монеты» (гарантированному государством количеству золота). Но как только золото утвердилось в роли денег, оказалось, что оно не обязательно должно непосредственно участвовать в обращении, а может быть заменено любым его «представителем». Три столетия назад такие заменители появились в виде бумажных денег. В 70-х гг. ХХ в. произошло грандиозное событие – деньги разорвали связь с золотом, экономика вошла в эпоху «бумажных денег», а золото вновь стало обыкновенным товаром.
Деньги – всеобщий эквивалент, выступающий мерилом всеобщих товаров. Функции:
средства обращения (платежа) товаров и услуг – роль посредника в обмене товаров по формуле Т-Д-Т.
мера стоимости (способность соизмерять стоимости всех товаров).
средства накопления (сбережения денег для будущих рыночных актов)
мировые деньги (роль – золото, принимаемое по весу. Всеобщее воплощение обществ. богатства)
сокровища (золото в форме зол. слитков, монет, предметов роскоши из золота и серебра).
Денежная масса – совокупность общепринятых средств платежа в экономике.
Для альтернативного измерения денежной массы используются денежные агрегаты:
М1- включает наличные деньги и средства переводных счетов.
М2 =М1+ обыкновенные+срочные депозиты.
М3=М2+депозитные сертификаты+крупные срочные депозиты.
Формула Маркса для объяснения товарообмена: КД=(Р-В-К+К’)/V. В – взаимопоглощающие платежи; К – кредит; К’ – платежи по % кредита; V – денежный оборот; КД – кол-во денег.
Уравнение Фишера: уравнение обмена M*V=P*Q , где М –масса денег в обращении, V – скорость обращения денег, Р- средняя цена товаров и услуг, Q-количество денег.
Спрос на деньги:
- спрос на деньги для сделок – количество денег, которым люди хотят располагать для использования в качестве средства обращения и которое изменяется в прямой связи с изменением номинального ВНП.
- спрос на деньги со стороны активов – количество денег, которое люди хотят хранить в качестве сбережений.
Предложение денег - в узком определении –М1, в более широком – М2 и М3.
Золотые запасы, государственные и частные, образуют всеобщее богатство.
Бумажные деньги выступают в функции средства накопления.
В кач-ве ср-ва платежа – кредитные деньги, векселя, банкноты, чеки.
Вексель – письменное долговое обязат-во, в к-ром указана величина денежной суммы и сроки ее уплаты должником. Находится в обороте и выполняет роль денег.
Банкнота – вексель банка. Отличаются от бумажных денег тем, что бум. деньги выполняют функцию ср-ва обращения, банкнота – ср-ва платежа.
Чек – письменное распоряжение лица ,имеющего текущий счет, о выплате банком денежной суммы или ее перечислении на др. счет. Виды чеков:
именные (не подлежат передаче)
ордерные (допускающие их передачу др. лицу по индоссаменту)
предъявительские (передаваемые без индоссамента).
25.Понятие рынка. Объекты рынка. Субъекты рынка. Функции рынка.
Рынок – система экономических отношений, возникающая и развивающаяся на основе товарно-денежных отношений. Рынок решает 3 вопроса: что производить? Как? Для кого? Субъекты рынка – домохозяйства (функции: покупки, самостоятельное принятие решения, продажа факторов пр-ва, стремление к максимизации своей полезности), фирмы (пр-во товаров и услуг, потребление ф-ров пр-ва, самостоят. принятие реш-й, стремление к максимизации полезности – меньше заплатить, получить наибольш. прибыль), государство (стремление к повыш-ю уровня конкурентоспос-ти нац. хозяйствующ. субъектов на внутр. и миров. рынках, обеспеч-е нац. безоп-ти, пр-во обществ. благ). Объекты рынка – товары, услуги, факторы производства, деньги, средства производства, ценные бумаги ……
Условия возникновения: рынок возникает после появления разделения труда. В условиях разделения труда лишь малая часть потребностей может быть удовлетворена продуктом собственного труда. Происходит обмен результата своего труда на другие необходимые ему продукты. Рынок возникает при взаимовыгодном обмене.
Виды Р.:
по функциональному назначению товаров: рынки товаров и услуг, ф-ров пр-ва, фондов. (финансов).
по масштабу: локальн., региональн., национальн., миров.
по нац. принадл-ти: экспортн., импортн.
по орг-ции рыночн. обмена: розничн., оптов.
по форме собств-ти: госуд, частн.
по уровню насыщ-ти: равновесн., дефицитн., избыточн.
по степени законности: легальн., нелегальн.
по степени конкуренции: соверш. конк-ции, несов. к-и.
Механизм функционирования
Продавец выбрасывает продукцию на рынок по выгодной ему цене, покупатель покупает необходимый продукт необходимого качества по выгодной цене. Участники рыночного обмена не ставят цель содействовать общественной пользе. Они даже не осознают, что способны ей содействовать. Участники обмена имеют лишь свой собственный индивидуальный интерес, преследуют лишь свою экономическую выгоду. При этом «невидимая рука» направляет их к цели, которой они совсем не руководствовались. Преследуя собственные экономические интересы, люди зачастую более действенно служат интересам общества, чем тогда, когда сознательно служат им. Они помогают получить обществу максимум потребительских благ.
Функции рынка: 1)регулирующая (создается более гибкая система связей между хоз. субъектами); 2)стимулирующая (поср-вом внедрения конкурентного режима хозяйствования создается больше заинтересованности в получении прибыли, увеличении объема пр-ва, улучшении кач-ва продукции, расшир-и и углублении ассортим-та); 3)ф-я демократизации хоз. жизни (свобода выбора).
Для эффективной работы рынка необходима инфраструктура – сов-ть институтов, обеспечивающих свободное движ-е объектов между субъектами. Эл-ты И.: биржа (труда, валютная…), банки, торговля, учебные заведения, аудиторские, консалтинговые, рекрутинговые компании, адвокатские конторы.
45.Понятие мирового хозяйства. Мировая торговля.
Мировое хозяйство – сов-ть экономик стран мира, связанных межгосударств. экономич. отношениями.
Международная торговля стала лдной из первых форм интернационализации – процесса расширения экономич. деят-ти за пределы национальных границ.
Страны стали изготавливать на экспорт те товары, пр-во к-рых требовало наименьших издержек от данной страны. Возникло особое экономич. явл-е – «международное разделение труда» - специализация отдельных стран на пр-ве определенных товаров/услуг, к-рыми эти страны обмениваются друг с другом. (Германия – химикаты, электротехника, автомобили; Италия – сталь, текстиль, обувь; Япония – оптич. приборы; Россия – нефть, древесина, полезн. ископ-е…). Конкурентная борьба вынуждает производителей использовать наиболее эффективные технологии, снижающие затраты сырья и энергоносителей. Усиливается процесс привлечения дешевой рабочей силы из-за рубежа (миграция рабочей силы). Совершенствуется пр-во более дешевых искусственных заменителей сырья. На современном мировом рынке объем промышленных товаров в структуре поставок преобладает над сырьевыми продуктами. Особенно быстро растут объемы торговли услугами (туристич. ,медицинск., образоват., информац.). Т.о., международное разделение труда – основа международных экономич. отношений – систеы хоз. связей между экономич. агентами (производителями, покупателями ,кредиторами, заемщиками…) разных стран.
Основные формы МЭО:
торговля товарами/услугами;
движ-е капиталов (предоставление кредитов заруб. банками, покупка/продажа ценных бумаг иностранных эмитентов …)
миграция рабочей силы;
кооперация пр-ва (орг-ция различн. стадий и форм пр-ва на интернациональной основе);
научно-технологич. обмен: покупка/продажа, внедрение технологий, «ноу-хау», патентов;
валютные отношения.
МЭО проявляются на различных уровнях экономики. На микроэкономич.: участники – граждане и предприятия стран, осуществляющие внешнеэкономич. операции (торгов., финансов., кооперационн.). На макоэкономич. уровне: уч-ки – отдельные гос-ва, контролирующие и непоредственно организующие внешнеэкономич. деят-ть (договоренности по осущ-ю различн. экономич. операций, вырабатываются нормативн. и правов. документы, проведение торгов., валютн., др. операций).
На межнациональном уровне: международные орг-ции и наднациональн. институты (Экономич. комитет ООН, Междунар. валютн. фонд, Всемирная торговая орг-ция).
В составе мирового хоз-ва выделяют группы приблизительно однотипных по своей соц.-экономич. природе гос-в – страны с развитой рыночной экономикой (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония…), развивающиеся гос-ва (Сев. Корея, Сингапур, Сауд. Аравия…), страны с переходной от централизов. к рыночн. экономике (Россия, Польша, Беларусь…).
Международная торговля – особый вид торговли, в к-рой товары/услуги пересекают госуд. границы стран. Устойчив. развитие получает в нач. 19в. Источник роста благосост-я нации.
Покупатели и продавцы – частные лица, компании, госуд. учреждения. Ввозимые товары – импорт, вывозим. – экспорт.
Функции: 1)определение объема и структуры мирового пр-ва; 2)развитие междунар. разделения труда; 3)посреднич-во в различн. видах мирового сотруднич-ва (совместн. производств. деят-ть рыночн. субъектов различн. стран, междунар. обмен технологиями и др.).
Междунар. торговая политика – сов-ть способов регулир-я экспорта и импорта тов./услуг. Формы: свободная торговля, протекционизм.
Свободная торговля – отсутствие установленных правительством барьеров в торговле между всеми уч-ками междунар. торговли (отдельн. предприниателями, фирмами, гос-вами).
Протекционизм – политика создания прав-вом для отечеств. предпринимателей льготных усл-й деят-ти по сравнению с иностр.
Таможенная пошлина – обязат. плата, взимаемая таможенными органами при пересечении товарами/услугами границ гос-ва. Функции: 1)фискальная (пополнение бюджета гос-ва); 2)протекционистская (защита отеч. производителей от нежелат. иностр. конкурентов).
Методы нетарифного (беспошлинного) ограничения: 1)импортные квоты (=количеств. ограничение объема иностр. продукции, разрешенной к ежегодному ввозу в страну. Имеет те же последствия, что и тамож пошлины);
2)гос. монополия на внешнюю торговлю (=исключительное право гос-ва осуществлять междунар. торгов. сделки по данному типу товаров, либо по всей сов-ти экспорта);
3)экспортн. субсидии (=финансов. помощь прав-ва экспортеру).Формы: прямой перевод ден. ср-в, отказ от получения причитающихся гос-ву доходов, льготное приобретение товара/сырья, необходимого для пр-ва;
4)жесткое лицензирование импортн. товаров;
5)демпинг (=продажа товаров на внешних рынках по ценам более низким, чем на внутр. рынке страны) = бросовый экспорт. Для завоевания внешних рынков своей продукцией. Запрещен международными правилами торговли в рамках ВТО и нац. законодат-вами многих стран.
28. Конкуренция. Функции, виды конкуренции.
29.Механизм функционирования рынка несовершенной конкуренции.
30.Сущность и виды монополии. Меры борьбы с монополиями.
Конкуренция – (в узком смысле) экономич. сопернич-во/состязательность, проходящая по 2м напр-ям: между продавцами или производителями; между потребителями; (в широком смысле) элемент рыночн. механизма, обеспечивающ. взаимод-е хоз. субъектов в пр-ве и реализации продукции, а также в сфере прилож-я капитала. К. появляется в результате развития производительных сил общества на основе концентрации и централизации производства, сначала как внутриотраслевая. Для выдерживания конкуренции необходимо расширение производства.
Сущность К. проявляется в ее функциях:
обеспечивает нацеленность производителя на запросы потребителя
стимулирует рост эффективности пр-ва (кажд. предприниматель стремится, чтобы его фирма, пр-во было эффективнее)
дифференциация товаров производителем: 1)по отраслям; 2) по товарам (расшир-е асортим-та); 3)по потребителям (углубл-е ассортим-та)
распред-е экон. рес-сов между отраслями нац. хоз-ва в соответствии со спросом и предлож-ем
ликвидация неконкурентоспособн. предприятий. Методы: поглощение, слияние, банкротство, преобразов-е, продажа.
стимулиров-е сниж-я цен и повыш-е кач-ва товаров.
«+» и «-« К.:
способствует более эффективному исп-ю рес-сов при пр-ве товаров/услуг
вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся усл-ям
создается усл-я для более гибкого и эффективного исп-я достижений НТП
обеспечив. свободу выбора и принятия решения
нацеливает производителей на удовл-е различн потр-тей покупателя и повыш-е кач-ва обслужив-я и товаров
не способствует сохранению невопроизводим. рес-сов
оказывает негативное возд-е на экологич. обстановку
не обеспечивает пр-во благ коллективного пользов-я
не создает усл-й для развития фундаментальн. науки
не гарантирует права на труд, отдых, доход
не содержит механизмов, препятствующих возникновению соц. несправедливости и расслоения общ-ва на богатых и бедных.
Виды К.:
функциональн. (К. опред. товаров)
видовая: по цене, по кач-ву
межфирменная
внутриотраслевая - межотраслев.. Отрасль – сов-ть предприятий, использующих однотипную технологию, ф-ры пр-ва и производящих однотипн. продукцию.
ценовая - неценов. (по всем парам-рам, кроме цены)
добросовестн. – недобросовестн.
совершенная – несоверш.
Совершенная конкуренция – такой тип, при к-ром:
множество продавцов и покупателей товаров
однородность продукции
вход и выход на рынок свободны
ни один экономический агент не обладает властью над ценами
информация о рынке одинакова для всех.
Если хотя бы один признак нарушается, конкуренция становится несовершенной (ситуация на рынке, при которой покупатели или продавцы способны самостоятельно влиять на уровень цен).
Производитель/потребитель | много | Несколько | 1 |
много | Сов. К. | Олигополия | Монопсония |
несколько | Олигополия | Двулат. олигополия | Огранич. монопсония |
1 | Монополия | Огранич. монополия | Билатеральн. монопсония |
Монополия – это предприятие или группа предприятий, занимающая доминирующее положение на рынке. Это позволяет предприятию контролировать и определять цены; форма рынка контролируемого одним или несколькими предприятиями.
Цель монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом пр-ва на рынке. Ср-во достижения – монопольная цена, к-рая обеспечивает прибыль сверх нормальной.
Формы М.:
Картель – соглашение о квоте выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.
Синдикат – объединение с целью орг-ции совместного сбыта продукции.
Трест – монополия, в к-рой объединяются и собств-ть, и пр-во, и сбыт продукции входящих в нее фирм.
Концерн – монополия с единым финансов. центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.
Конгломерат – объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологич. связи со сферой деят-ти головной фирмы.
Дуополия – два предприятия, занимающие доминирующее положение на рынке.
Олигополия – рынок, на котором господствует несколько крупных фирм, производящих стандартизированные или дифференцированные товары; рынок, доступ на который для других фирм затруднен, на котором обычно действует сильная неценовая конкуренция.
Монопсония – рынок, на котором выступает лишь один покупатель товара/услуги/ресурса.
Виды К. | Кол-во и размер фирм | Хар-ки продуктов | Вход/выход | Инфо |
Сов.К. | Мн-во мелких фирм | Однородн. | Свободн. | Одинаков. |
Монополист. К. | -«»- | Разнородн. | -«»- | -«»- |
Олигополия | Размер фирм ограничен; есть крупные | Однор./разнор. | Ограничен | Ограничена |
Монополия | 1 фирма (как правило) | Уникальн. | Закрыт | сверхограничена |
Основные формы монополистич. конкуренции:
- научно-технич. сопернич-во
- промышленно-производств. сопернич-во
- торговое сопернич-во.
Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.
Антимонопольная политика – система государственных мер, направленных против монополизации производства, на развитие конкуренции среди производителей, осуществляемый ср-вами ограничительной практики.
Если доля общего объема продаж фирмы превышает пороговые 60%, она административным путем реорганизуется в несколько децентрализовано управляемых предприятий-конкурентов.
Для крупного экономич. объединения нескольких фирм необходимо разрешение Гос. комитета по антимонопольной политике, к-рый в случае опасности монополизации рынка может наложить вето на подобное объединение.
Цель антимонопольного регулирования – обеспечение экономич. эффективности рыночной экономики, что предполагает:
обеспечение равных возможностей хоз. деят-ти для всех рыночн. субъектов;
поддержание свободного ценообразов-я;
предотвращение концентрации экономич. власти в руках одного крупного производителя;
поощрение малого и среднего предпринимат-ва;
совершенствование системы распред-я и перераспред-я нац. рес-сов.
Начало антимонопольному законодат-ву положено в США. Базируется на 3 основн. актах:
Закон Шермана (1890г.): запрещалась тайная монополизация торговли, сговор о ценах;
закон Клейтона (1914г.): запрещена ценовая дискриминация, опред. виды слияний и т.д.
закон Робинсона-Пэтмэна (1936г.): запрещены «ножницы цен», ценовая дискриминация и т.д.
В России в 1991г. принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистич. деят-ти на товарных рынках», созад Государств. комитет по антимонопольн. политике (ГКАП). Однако закон несовершенен и используется он недостаточно.
1.Первые экономические школы и их характеристика.
Экономич. наука возникла и длительное время развивалась как наука о богатстве. Термин «экономия» ввел Ксенофонт. Экон. теория как наука начала оформляться в период становления капитализма (кон. 16- нач. 17вв.). Буржуазия действует не в пр-ве, а в сфере обращения, где она занимается торговлей, опрециями с деньгами ,к-рые тсали олицетворением богатства. Первое экон. учение – меркантилизм. Считали, что благополучие гос-ва зависит от кол-ва золота в казне; существ. в Ангии, Франции. Предлагали: 1)ранний период (15-нач.16вв.): привлечение в страну денег, драг. металлов, купцов; политика монетаризма (идеализация золота и серебра как единств. формы богатства, запрет на вывоз денег из страны). 2)(17-18вв.): развитие пр-ва экспортн. товаров, гос. покровит-во мануфактурам; исследование сферы товарного обмена, разработана теория «торгового баланса», политика протекционизма. Представители: Мен, Монкретьен, Стаффорд, Кольбер, Петр I, Посошков. Это наука, т.к. определены: субъект (гос-во), объект (др.гос-во), предмет (торговля), цель (богатство), задачи (сборы, введение квот на поставку).
Классич. политич. экономия. А.Смит, Д.Риккардо. Наибольшее развитие – в Англии. Источник богатства – труд. Школа физиократов: сформировалась во Франции, франц. вар-т класич. полит. экономии. Основатель – Ф. Кенэ. Источник богатства – в земледельческом труде и земледельч. продукте. Полностью игнорировали промышл. труд. Перенесли исслед-е источника богатства из сферы обращ-я в сферу пр-ва, носителями богатства стали считать не деньги, а товары.
А.Смит: «Исследование о природе и причине богатства народов»; источник богатств – труд во всех сферах пр-ва, благодаря затратам к-рого образуется стоимость, а затем – цена товара; анализ «экономич. чел-а» - модели чел-а в экономич. теории; «невидимая рука» рынка, предполагающая мин. вмешат-во гос-ва и рыночное саморегулир-е на основе своб. цен ,складывающихся в завис-ти от спроса и предлож-я под влиянием конкуренции; богатство – целевая функция объект экономич. отношений.
главн. объект изучения – сфера пр-ва
значение труда – основа и мера ценности всех товаров, ист-к богатства общ-ва
экономика имеет свои объективные законы
выявили ист-ки доходов всех слоев нас-я.
Марксизм: предмет исслед-я – капиталистич. способ пр-ва, отношения пр-ва и обмена, открытие экономич. законов капитализма. Теория прибав. стоим-ти (ее пр-во достигается путем эксплуатации пролетариата), ее присвоение капиталистами – ист-к увеличения их доходов. Процесс накопления капитала закончится обострением классов. борьбы и гибелью капитализма, т.к. его противоречия столь сильны, что рыночн. механизм не сможет с ними справиться. Плеханов, Ленин, Бакунин.
Кейнсианство – макроэкономич. теория, признающая и обосновывающая необходимость и значимость госуд. регулир-я рыночн. экономики. Кейнс (1883-1946): предмет анализа – народное хоз-во в целом; госуд. регулир-ю подлежат НД, совокупн. предлож-е, спрос, занятость, сбережения, инвестиции. Сов. спрос определяетсяпотреблением насел-я, инвестициями предприятий, гос. расходами. Циклич. развитие экономики объяснял психологией людей (стремление по мере роста дохода больше сберегать, чем потреблять, ре-т – уменьшение «эффективного спроса», к-рое приводит к замедлению темпов роста пр-ва).
2.Характеристика основных этапов развития экономической науки.
1я научная школа – политическая экономия (с 1615г.). Возникла как научное понимание и обоснование экономики капитализма. Меркантилисты: внимание к сфере обращения; это наука и торговом балансе, предусматривавшем превышение вывоза товаров над их ввозом. Физиократы: главн. предмет – создание «чистого продукта» (прибав. стоим-ти в с/х). Класс.полит. экономия: наука о богатстве, об усл-ях его пр-ва и накопления. Мелкобуржуазные критики капитализма (Прудон): назначение – в поисках путей справедливого распределения богатства. «Историч. школа» (Вебер, Рошер, Зомбарт): наука о народном хоз-ве, приоритет нац. начал в науке, предмет исслед-я – хоз. эволюция, нац. особ-ти кажд. отдельн. страны. Марксизм: предмет исслед-я – произв. отношения, экономич. законы; объект изучения – капиталистич. способ пр-ва. С 30х гг. 20в. в советской экон. лит-ре обсуждался вопрос о понимании политэкономии в узком и широк. смыслах. Узк.: изучение производств. отношений капитал. способа пр-ва. Шир.: наука, изучающая различн. типы отношений, имевших место в истории развития общ-ва.
Экономикс: как наука - теория и практика рыночн. орг-ции пр-ва. Базируется на анализе цены (все вырастает из цены, к ней сводится и ей подчиняется). Цена определяется полезностью вещи, а не затратами труда. Экономикс представляет экономику в виде графиков, формул, предельн. величин.… Изучает поверхностные отношения и описывает функциональные зависимости на основе принципа рационализации потребит. выбора. Социально нейтральная дисциплина. Главная задача – поиск равновесия между спросом и предложением.
Экономическая теория. Объект иссед-я – особенности постиндустриальной экономики, смешанная социально ориентиров. экономика. Изучает законы ведения хоз-ва и рациональное поведение ХС на различн. уровнях. Хоз. деят-ть и экон. отношения между людьми, складывающиеся в ее процессе, имеют 2 стороны – объективную (определяется отношениями собственности) и субъективную (проявляется в экономич. поведении разных субъектов хозяйствования – индивида, фирмы, гос-ва). Экон. теория охватывает всю сов-ть этих отношений. Их объективн. сторона связана с действием объективн. экономич. законов; субъективн. сторона – с рац. хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов.
В микроэкономике за основу анализа берется наименьшая хоз. единица – отдельная фирма, объединение…. Мезоэкономика изучает законы и поведение опред. подсистем нац. экономики (АПК, ВПК…). В макроэкономике исследуется экономика страны в целом. Объекты: доход и богатство общества, темпы и факторы ЭР. Макроанализ нацелен на решение народнохозяйств. проблем: борьбу с инфляцией, безработицей, стимулирование деловой активности и т.д. Мегаэкономика изучает законы и поведение мировой экономики в целом.
6.Производство в экономическом развитии общества. Виды производства.
Пр-во – воздействие чел-а на вещ-ва природы с целью получения готовых продуктов. Виды: материальн., нематериальн. (1. полное отсутствие материальн., 2. присутствуют эл-ты матер.). Типы развития пр-ва: экстенсивн. (за счет колич. прироста уже используемых ср-в пр-ва), интенсивн. (за счет качеств. обновления ср-в пр-ва в рез-те внедрения новой, более эффективн. технологии). В системе пр-ва предприятия испытывают возд-е 2х противоположн. тенденций: укрупнения (концентрации), разукрупнения (деконцентрации). Концентрация пр-ва – сосредоточение ср-в пр-ва и раб. силы на крупных предприятиях. Удешевляет пр-во и придает выпуску продукции массовый хар-р. Деконцентрация пр-ва, преимущ-ва: деконц. предприятия оперативнее реагируют на изменения в технологии пр-ва, быстрее откликаются на рыночн. спрос, могут экономить на значит. управленч. расходах, неизбежных для крупных корпораций. Конц-я и деконц-я составляют матер. основу 2х тенденций рыночной экономики – монополизма и конкуренции.
Конц-я пр-ва порождает новую тенденцию – стремление предприятия к самообеспечению – «вертикальная интеграция». Сегодня в развитых рыночных странах преобладает вертикальная дезинтеграция: подразделения крупного предприятия сами становятся самостоятельными предприятиями. Главное следствие – внутрифирменные поставки сменяются рыночными сделками. Отношения купли-продажи между независимыми фирмами более эффективны, чем внутрифирм. поставки.
Отказ от вертикальной интеграции – диверсификация – расширение номенклатуры производимой предприятием продукции. Придает фирмам дополнит. коммерч. устойчивость.
Кризис пр-ва – временное падение объема пр-ва в рез-те перепр-ва продукции, не соответствующей натур. потр-тям или платежеспособн. возм-тям общ-ва. Виды: общий, промежуточный, частный, отраслевой, структурный.
Пр-во всегда приобретает вид «воспроизводства», т.е. непрерывно возобновляемый процесс пр-ва. Воспр-во придает пр-ву циклич. хар-р (пр-во – распред-е – обмен – потребление).
Цель пр-ва – удовлетворение потребностей индивида и общ-ва.
Виды пр-ва: натур., товарное. Натур. пр-во – создаваемые блага потреблял сам человек. Основн. цель – в удовлетвор. потр-тей. Этапы развития нат. пр-ва: 1)домашняя пром-ть (сельское поселение, продукты питания, одежда); 2)ремесленничество (появл. разделение труда по вертикали и горизонтали); 3)цеховой этап (цех – объединение ремесленников, позволяющ. сокращать издержки времени и улучшать кач-во производим. продукции; 3х-уровневое разделение труда: мастер – ученик – подмастерье).
Товарное пр-во – продукт производится не для себя, а для продажи с целью получения дохода/богатства. Этапы: 1)простое; 2)рыночное (капиталистич.) – все, что нас окружает, становится товаром, нов. вид товара – труд.
7.Характеристика блага, товара, услуги.
Благо – любая полезность, удовлетворяющая опред. человеч. потр-ть. Подразделяются на: 1)материальн. и нематер.; 2)экономич. и неэкономич.; 3)обществ. и необществ.; 4)настоящие и будущие; 5)прямые и косвенн.; 6)долговременные и краткосрочн. и т.д. Матер. блага – дары природы, продукты пр-ва. Нематер. блага – блага, воздействующие на развитие спос-тей чел-а: здравоохранение, искусство, образование. Группы: 1)внутренние – данные чел-у природой; 2)внешние – то, что дает внешний мир для удовлетворения потр-тей (деловые связи, протекция…). Экономич. блага – блага, к-рые явл. объектом или ре-том экономич. деят-ти, к-рые можно получить в кол-ве, ограниченном по ср-ю с потр-тями. Неэкономич. блага – предоставляются природой без усилий чел-а. Обществ. блага – нац. оборона, охрана обществ. пор-ка, радиопередачи, прогнозы, уличное освещение…. Хар-ки: 1)отсутствие сопернич-ва в потреблении; 2)невозможность воспрепятствовать потреблению.
Товар – продукт труда, производимый для обмена. Виды: 1)настоящие, будущие, 2)предм. первой необходимости, предм. роскоши, 3)прямые (с помощью к-рых удовл. потр-ти), косвенн., 4)т. долгосрочного пользования, краткосрочн., 5)субституты, комплементы. Хар-ки товара: стоимость, потребит. стоимость. Стоимость – затраты, к-рые несет производитель в процессе пр-ва. Потребит. стоимость – субъективн. стоимость товара.
Услуги – целесообразная деят-ть чел-а, рез-том к-рой явл. полезный эффект, удовлетворяющ. какие-л. потр-ти чел-а.
8.Производительные силы и производственные отношения.
Производительные силы – средства пр-ва и раб. сила в тесном взаимодействии. Структура: 1)предметы труда (сырье, прир. вещ-ва), 2)ср-ва пр-ва (естеств. усл-я, техника), 3)раб. сила. Этапы развития производит. сил: 1) -доиндустр. (простой труд, с/х)
- индустр. (техника, пром-ть, в основе – крупное, механизиров. пр-во)
- постиндустр. (инфо, наука, сфера услуг, образование…)
2)формац. подход (Маркс): первобытно-общинн., рабовлад, феодальн., буржуазн. (капиталистич.), коммунистич. (социалистич., коммунистич.).
Производственные отношения (ПО) - отнош-я, объективно складывающиеся между людьми в процессе воспр-ва.
Основн. задача на пр-ве - эффективное использ-е экон. рес-сов. Эффективность = доход-расход (доход/расход).
Распред-е: 1)часть из ПО непоср-но входит в процесс пр-ва, 2)отнош-я распред-я готовой продукции.
Обмен: 1)часть отношений обмена входит в процесс пр-ва (обмен труд. навыками, знаниями), 2)обмен готовой продукции на деньги.
Потребл-е: 1)потребл-е ср-в пр-ва и предметов труда, 2)потр-е готовой продукции.
9.Ограниченность ресурсов и безграничность потребностей. Кривая производственных возможностей.
Ресурсы - это все то, что используется на пр-во товаров и услуг. Ограниченность рес-сов - общ-во может предложить меньше рес-сов, чем хотели бы иметь люди. Огранич-ть труда: трудоспособные жители любой страны строго фиксированы в каждый момент времени не только численно, но и профессионально. Огранич-ть прир. рес-сов определяется географией стран и наличием в ее недрах полезн. ископаемых. Инвестиционная огр-ть опред. предыдущ. развитием страны, тем, какой производств. потенциал оан успела накопить. Огр-ть предпринимат-ва: природа далеко не каждого наделяет талантом предпринимателя. Редкость рес-сов с точки зрения экономистов: всех имеющихся в распоряжении любого общ-ва рес-сов всегда недостаточно для полного удовлетворения всех потр-тей людей.
Редкость - ситуация, когда запасы некоторого блага меньше потр-тей в нем.
Потребность - нужда личности или общества в чем-л. необходимом для поддержания жизнедеят-ти или развития. Пирамида потр-тей А.Маслоу: 1)физиологич. (еда, питье) 2)в безопасности (защита от боли, страха) 3)в соц. связях (любовь, участие в группах по интересам) 4)в самоуважении (достижение цели, признания) 5)в самоактуализации (реализация спос-тей).
Выводы: 1)потр-ти общ-ва безграничны, полностью неутолимы, 2)ресурсы общ-ва, необходим. для пр-ва товаров/услуг, ограничены или редки, 3)противоречие решается путем выбора товаров/услуг, к-рые необходимо произвести, и тех, от к-рых в опред. усл-ях следует отказаться.
Кривая производственных возможностей (иллюстрация эффекта выбора):
Позволяет выделить сов-ть всех решений, в пределах к-рой следует искать оптимальный вариант.
Точка внутри кривой - неудачное исп-е рес-сов, неэффективность экономики. Точка за границей кривой - пр-во неосуществимо.
Альтернативная стоимость - цена, измеряемая через др. вещь, которую нужно отдать взамен.
10.Цели и экономические формы результатов производства.
Результаты пр-ва - ассортимент товаров/услуг, степень и кач-во удовлетворения индивидуальных, муниципальных (местных), региональных и обществ. потр-тей, рост доходов уч-ков пр-ва, размер гос. бюджета, баланс внешней торговли и т.д. Главный рез-т совокупной производств. деят-ти - создание «общественного богатства» - сумма всех материальных ценностей страны (земля, пол. ископ., ср-ва пр-ва, предметы потребления, денежн. капитал). Темпы прироста обществ. богатства характеризуют эффективность производств. деят-ти индивида, общ-ва. НТР показала необходимость включения в состав обществ. богатства научных достижений, знаний, квалификации, образования, услуг, инфо. В конкретных экономич. расчетах применяется категория «совокупный общественный продукт» - та часть обществ. богатства, к-рая создана во всех отраслях нар. хоз-ва в течение года. Конечный продукт, измеренный в рыночн. ценах, - ВНП. ВНП показывает рыночную цену всех потребленных нас-ем товаров/услуг, инвестиций, налоги, входящие в рыночные цены. Это общепринятый в международной статистике показатель для оценки рез-та годовой деят-ти страны и его междунар. сопоставления. 1)Продукт: необходимый, прибав. 2)Прод: общ, средн, предельн. 3)Прод: для пр-ва, для личн потр. 1 связ с воспр. Воспр-во - повт-е процесса пр-ва. Воспр может быть в прежн масштабах (прост воспр), расшир воспр, суженное воспр. 2:общ прод-это общ V выпуска продукции, произв в коротк пер. (коротк пер- 1 из ф-ров пр-ва можно поменять, ,длит-все, кратчайший-ни один). Средн продукт - средн выпуск в коротк пер, производимый кажд доп ед затр переем рус вместе с данн V затрат пост рес. Пред прод - доп кол-во продукта, произв кажд доп ед переем рус-са. Пред пр=изм общ прод/изм переем факторов.при все больш исп переем ф-ров происх:снач выпуск растет более чем пропорц увеличению, потом пропорц ,потом сниж и вплоть до отр отдачи. Закон убыв отдачи действ при фиксиров хотя бы одного из ф-ров пр-ва, отсутств НТР.
12.Труд как важнейший фактор производства. Виды труда. Показатели эффективности использования фактора труд. Человеческий капитал.
Человеческий фактор - носитель труда, т.е. рабочая сила чел-а.
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: