NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



73. Механизмы процесса подготовки и принятия внешнеполитических решений Процесс принятия внешнеполитических решений в ес


73. Механизмы процесса подготовки и принятия внешнеполитических решений.. Процесс принятия внешнеполитических решений в ЕС.

Утверждение ЕС в качестве единого субъекта в международных отношениях – основная цель комплекса мер, предпринимаемых в рамках Общей внешней политики и политики в области безопасности (ОВПБ) Европейского Союза.

Общая внешняя политика ЕС переросла рамки установок Европейского политического сотрудничества (ЕПС) образца 1970–1980-х годов Однако выйти на подлинную внешнеполитическую интеграцию пока не удается. Страны не готовы передать часть своих суверенных прав наднациональным институтам. Против этого выступает Дания, этого не желает Великобритания, на особой позиции стоят нейтральные государства Европы. Принцип наднациональности в сфере ОВПБ неприемлем для ряда стран ЕС, что вызывает серьезные трудности.

Причины:

  • традиции «сильной и самостоятельной» внешней политики наиболее крупных стран.

  • стойкая политика активного дипломатического лавирования, при помощи которой государствам десятилетиями удавалось решать задачи национального развития через игру на противоречиях между «более сильными». Отсюда – идейные различия элит стран-членов Ев

Цели ОВПБ определены в Ниццском Договоре о Европейском Союзе 2001 года. К их числу относятся:

        – защита общих ценностей, фундаментальных принципов, независимости и целостности Европейского Союза в соответствии с принципами Устава ООН;

        – укрепление безопасности ЕС;

        – сохранение мира и международной безопасности на внешних границах Союза в соответствии с принципами Устава ООН и Хельсинкского Заключительного Акта и целями Парижской хартии;

        – развитие международного сотрудничества;

        – содействие распространению демократии, системы правового государства, уважения к правам человека и фундаментальным свободам.

В Стратегии европейской безопасности (декабрь 2003) были обозначены основные проблемы мировой политики и угрозы для ЕС.. !!!

проблемы и процессы в сфере международной безопасности: нарастание зависимости и уязвимости ЕС в сфере транспорта, энергетики, информации под воздействием глобализации; распространение бедности и болезней; обострение конкуренции в сфере обеспечения природными ресурсами и источниками энергии. Особо говорилось о том, что безопасность выступает непременным условием развития.

В документах, касающихся ОВПБ, говорилось, что политика каждой страны в отдельности не должны противоречить союзной политике в целом. Правда, в свою очередь ОВПБ не имеет права наносить ущерб внешней политике отдельных стран и их обязательствам по линии участия в НАТО и других организациях .

Перечисленные положения свидетельствуют о том, что в области внешней политики Европейский Союз следует принципам межправительственного сотрудничества, а внешняя политика национальных государств превалирует над коммунитарной политикой. Даже механизм принятия решений, который, казалось бы, должен усиливать наднациональное начало ОВПБ, допускает своеобразный оппортунизм. Хотя большинство решений принимаются на основе единогласия, допускается возможность «конструктивного воздержания» для несогласных и «углубленного сотрудничества» для согласных. При таких нормативных условиях добиться единства в сфере внешней политики и безопасности весьма непросто. Да и существующая организационная структура ОВПБ мало соответствует цели обеспечения внешнеполитического единства Евросоюза.

В декабре 2007 г. главы государств и правительств стран-членов ЕС подписали Лиссабонский договор, составленный на основе Конституционного договора Европейского Союза 2004 года (точное название – Договор, учреждающий конституцию для Европы). Третий раздел этого документа был посвящен вопросам Общей внешней политики и политики в области безопасности. По сравнению с нормами, которые сегодня определяют пределы коммунитарной внешней и оборонной политики, ОВПБ в большей степени институционализирована: введение поста министра иностранных дел ЕС венчает эволюцию внешнеполитических органов Союза. Проект Конституции предоставляет Европейскому Союзу статус юридического лица, что упрощает его отношения с третьими странами и международными организациями. Фактически реализуемый сегодня в ЕС межправительственный подход к внешнеполитическим вопросам показывает, что ОВПБ находится на ранней стадии интеграции. Общая внешняя политика в большей мере напоминает обычную межгосударственную координацию.

Нынешний межправительственный подход не может гарантировать безусловного внешнеполитического единства Европейского Союза.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:





Документы

архив: 1 стр.