Аналитическая справка о деятельности библиотек Кемеровской области по эстетическому воспитанию детей и молодежи за 2011 г
В рамках Недели детско-юношеской книги в Ильинской сельской библиотеке проведён литературный час «И живу я на вечном сквозняке», темой которого стало творчество поэтов родного края. Представлены книги поэтов Новокузнецкого района: Раевского Д. А., Никоновой Л., Бондаренко Г. поэтессе с. Ильинка. Рассказано о их жизнедеятельности, о встречах с учащимися нашей школы. Прочитаны стихи из их произведений. Также в рамках этой недели прошли громкие чтения «В гости я к себе зову сказку-сказочку мою». Ребятам была представлена книга Э. Д. Гольцмана «Живая сказка». Прочитаны стихи, рассказано о самом поэте, о его встречи с учащимися Ильинской школы, просмотрены фотографии этой встречи. Так же на мероприятии присутствовали герои произведений Э. Д. Гольцмана (нарисованные для встречи с поэтом).
Ко дню славянской письменности и культуры в библиотеке прошел информационный час «Маскарад слов». Ребята узнали, что почти каждое слово языка имеет, кроме прямого своего назначения, ряд переносных. Например, слово «собака», прежде всего, обозначает прирученное животное. До революции у рудокопов слово «собака» означало «тележка», на которой из узких штреков дети вывозили уголь. Иногда собаками зовут снабженные крючками цепкие семена растений череды, которые цепляются в одежду идущего мимо ее зарослей человека. Если кто-то рассердясь крикнул другому: «Ну и собака же ты!», то это слово уже выражает понятия «ругатель и крикун, человек плохого, вздорного характера». Были рассмотрены и другие слова. Час пролетел быстро, все ребята с увлечением подбирали различные значения слов.
Увлекательно и разнообразно проходили мероприятия в Сары – Чумышской сельской библиотеке. На новый год провели с ребятами увлекательное путешествие «Новогодние приключения цветика - семицветика». Все побывали с Феей в сказочной стране, где баба Яга вместе с мальчиком Васей решили украсть Новый год, украсть подарки и открыть свой бизнес, но вместо Нового года украли новогоднюю поздравительную открытку. Неожиданно появившийся Новый год разоблачил и Бабу ягу и Васю, и предложил провести новогодние игры. Баба яга наигралась, ей стало плохо и пришлось Фее с помощью цветика – семицветика вызвать доктора. Он то и помог Бабуле, но тут неожиданно вместо бабы яги появляется Снегурочка и Дед Мороз.
К юбилею М.В. Ломоносова во всех библиотеках района были проведены мероприятия к 300–летию учёного. Мероприятия проводились в апреле, мае и ноябре 2011 года. Ребятам была предложена интересная и доступная информация из жизни и деятельности великого учёного. Рассказано о детских и юношеских годах, о периоде становления Ломоносова как личности, об успехах в учёбе, об открытиях и заслугах и многом другом. Так вся информация в модельной библиотеке семейного чтения посёлка Чистогорский была оформлена в виде презентации. В завершении ребятам была предложена викторина на закрепление материала: «Михайло Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) основоположник русской науки»), «М.В. Ломоносов – сподвижник просвещения» (Слайд-путешествие), «Гений русской науки – Михайло Ломоносов» (Исторический экскурс), «Отчизны славные сыны…» (Викторина), «Прозорливый ум русского гения. 300 лет со дня рождения М. В. Ломоносова» (Урок патриотического воспитания), «Великий сын нашей земли – М. Ломоносов» (Час информации), «Жизнь замечательных детей – Михайло Ломоносов» (Урок исторической памяти), выставка книг о Ломоносове: «Великий сын нашей земли».
С целью привития эстетического вкуса молодежи, воспитания у них чувства прекрасного, формирования у подростков эстетической культуры в Центральной городской библиотеке г. Осинники проводился ряд мероприятий:
Познавательно-игровая программа «Ах, этикет, этикет» было посвящено культуре поведения и рассчитано на учащихся среднего и старшего возраста. Ребята узнали об истории появления этикета как нормы поведения, затем поучаствовали в тематических конкурсах: «Пригласительный этикет», «Подарочный этикет», «Визитный этикет», «Застольный этикет» и т.д. Участвуя в конкурсах, ребята закрепили свои знания и навыки, как правильно ходить в гости, выбрать подарок, со вкусом одеться и т. д.
Вечер отдыха для молодежи, посвященный Дню российского студенчества «Будем веселы, пока мы молоды». Мероприятие проходило в виде конкурсов, в которых ребята рисовали портреты «Татьян», составляли буриме о любви, участвовали в конкурсе «Проверим вашу смекалку», говорили об этикете, принимали участие в интеллектуальной разминке, конкурсе самого громкого и выразительного чтеца. Праздник прошел в веселой, доброжелательной обстановке.
Слайд-презентация «Татьянин день: имя, жизнь, судьба» прошел для учащихся школы № 35 и студентов ОГТК.
Литературно-игровая программа «Прекрасная страна Любовь» проходила ко Дню Святого Валентина. Ребята совершили небольшой экскурс в историю этого праздника, ответили на вопросы викторины «День любви», приняли участие в игре «Шляпа Валентина», в аукционе «Знатоки любви», в конкурсе «Любви все возрасты покорны» и в литературном конкурсе «Кто кого любил». Ребята учились писать признание в любви, исполняли танец с шарами, сочиняли буриме, стали исполнителями театра-экспромта «Спящая красавица». В конце программы участнику, набравшему наибольшее количество сердец, было присвоено звание «Знаток любви». Проведено 3 мероприятия, присутствовало 73 человека.
Тематический вечер «Загляните в мамины глаза» был посвящен Дню 8 Марта. На лучших примерах литературных, музыкальных и произведений изобразительного искусства был показан великий образ Женщины-Матери, почитаемый во все времена и у всех народов. Праздничный вечер «Самые обаятельные, самые привлекательные» был посвящен Международному женскому дню. В 1-ой части вечера ребята познакомились с историей возникновения этого праздника. 2-ая развлекательная часть вечера состояла из конкурсов и викторин для девушек: «Хозяюшка», «Золушка», «Самая быстрая» и т.д. Победительницам в различных номинациях («Самая веселая», «Самая хозяйственная», «Самая романтичная» и др.) были вручены символические медали. Проведено 4 мероприятия, присутствовало 115 человек.
Традиционными формами эстетического просвещения молодежи в ЦБС г. Прокопьевска в 2011 году были праздники, информационно-познавательные часы, беседы, часы общения, мастер-классы, оригинальные книжные выставки. Они были посвящены юбилеям композиторов и художников, праздничным датам календаря (Дню красоты, Дню кино, Дню музеев и др.), 80-летию г. Прокопьевска.
Третий год библиотеки системы работают по программе эстетического развития молодежи «Встречи с прекрасным. Круг чтения». Цель программы - формирование у молодежи города высокого эстетического вкуса при помощи популяризации фондов муниципальных библиотек города. Целевая аудитория: молодежь, учащиеся общеобразовательных, средних и высших учебных заведений, воспитанники школ-интернатов. Программа включает большое число разнообразных мероприятий адресованных молодежной аудитории: видеолектории, выставки, экспозиции, экскурсии, встречи с художниками и мастерами декоративно-прикладного творчества.
В 2011 году сотрудниками ЦБС в «Вернисаже» проведены:
- слайдовая беседа «Салон отверженных. Импрессионисты»;
- слайдовая беседа «История трех картин» (А. Иванов «Явление Христа народу»; В. Перов «Тройка»; В. Суриков «Боярыня Морозова»);
- беседа-викторина «Космические сюжеты Алексея Леонова»;
- слайдовая беседа «Иван Селиванов - живописного ремесла мастер»;
- слайдовая беседа «Увлекательное путешествие в мир живописи»;
- виртуальна экскурсия «Современный образ прошлого».
Большой резонанс в городе приобрела Акция «Ночь в музее», проходившая 26 августа на площади КВЦ «Вернисаж». Центральная библиотека, а так же библиотека «Маяк», юношеская библиотека и филиал №13 приняли самое активное участие в городской Акции.
Выступление литературно-творческого объединения «Маяк» библиотеки «Маяк» открыло большую праздничную программу «Ночь в музее». Музыкально-поэтическое попурри «маяковцы», посвятили родному городу. В рамках программы в библиотеках были организованы книжные выставки, посвященные живописи другим видам изобразительного искусства. Тематические лекции проводились с использованием электронных ресурсов. Скоординированная деятельность библиотек, КВЦ «Вернисаж» культурных и образовательных учреждений города способствовала воспитанию здорового и эстетически развитого поколения прокопчан.
Для горожан библиотеки оформили стенд с оригинальным литературно-художественным иллюстрированным кроссвордом-лабиринтом «Шедевры живописи». Самые творческие библиотекари представили: необычную мини-выставку изделий выполненных методом бумажной пластики «Какой бывает сказочная птица» (ЦБ) и выставку-сюрприз кукол-оберегов и русских обрядовых кукол, изготовленных руками библиотекарей «Языком кукол» (ф.15). Оформление выставки юношеской библиотеки стало сюрпризом для прокопчан и гостей нашего города: распахивалась крышка старого, но декорированного дорожного чемодана, и взору присутствующих открывалась кладовая наивного искусства, наполненная ароматами летних трав и пряностей. Радость и восторг зрителей вызывали колоритные тряпичные игрушки, выполненные в старинных народных традициях и удачно расположившиеся на рогожке.
Большую работу по эстетическому воспитанию молодежи проводят сотрудники библиотеки-филиала №6. В 2011 году совместно с членами клуба «Формула успеха» ими был организован комплекс познавательных мероприятий для юношества, в том числе:
- информационно-познавательный час «Собиратель русского искусства» (о П.М. Третьякове);
- час общения «Что такое Красота?» к Всемирному Дню красоты;
- озвученная выставка «Солнечный вечный луч», посвященная великому композитору В.А. Моцарту, к Неделе музыки;
- виртуальная экскурсия по Русскому музею «Великие собрания живописи» к Международному Дню музеев (18 мая);
- выставка-вернисаж «Мир Третьяковской галереи» к 155-летию Государственной Третьяковской галереи;
- выставка-хобби «Бисер - изящное рукоделие» и другие (см. раздел «Работа с одаренными молодыми людьми»).
Для учебных групп художников–оформителей профессионального училища № 40 в библиотеке № 21 был организован цикл мероприятий, позволяющий учащимся закрепить свои знания по предмету «Искусство». Среди наиболее интересных из них: выставка-экспозиция «Русская живопись 19 века», информационно-познавательный час «Эпоха Возрождения», беседа у книжной выставки «Народные промыслы и ремесла», передвижная книжная выставка «Техника живописи».
Эстетическому просвещению молодежи содействовали также: книжно-иллюстративная выставка «Волшебный мир природы» о творчестве русского художника, мастера пейзажа И.И. Шишкине (ф.5); книжная экспозиция «Красота спасёт мир» ко Дню красоты и книжная выставка произведений, ставших основой популярных телевизионных сериалов «Книга+экран = кинороман» ко Дню кино (ф.17) и другие.
Библиотеки Прокопьевского района работают по различным развивающим программам и проектам.
Программа «Слово. Слава. Славяне» (Терентьевская детская библиотека).
Главная цель программы: приобщение подрастающего поколения к традиционной культуре, возрождению культурно-нравственных традиций, информационное и методическое обеспечение по предмету Народоведение.
Партнеры: учащиеся школы, учителя начальных классов.
Механизмы реализации: через книжные выставки, работу клуба «Ковчежек», выпуск рекомендательных списков, пособий.
Ожидаемые результаты: повышение престижа библиотеки среди читателей и односельчан, воспитание гражданственности и патриотизма у детей, развитие творчества и поддержка талантливых детей, оказание помощи детям в области образования по гуманитарным дисциплинам.
Проект «ОБЕРЕГ» (Смышляевская сельская библиотека)
Проект «Оберег» получил финансовую поддержку, выиграв грант Главы Прокопьевского района в номинации «Лучший инновационный проект». Размеры финансирования – 50 000 рублей.
Данный проект – шаг к духовному единению, которого так не хватает сейчас и нам, и нашим детям.
Рождённая в недрах тёплой семейной жизни, народная культура материнства и детства должна и может быть освоена современными людьми в самых разных формах. За конкретными текстами, доносящими до нас уже во многом экзотические формы семенных обрядов родин и крестин, за своеобразием и мудростью народных примет, за прелестью колыбельных, детских пестушек, потешек и прибауток, за простотой, рациональностью и особой эстетикой детских игрушек, одежды и утвари стоят не частности ушедшего быта, а слагаемые народной души, народного характера, которые вырастают в семье и затем творят историю отдельного человека, народа и, в конечном счёте — человечества.
Цель проекта «Оберег»:
Сохранение и возрождение духовно-нравственных традиций семейных отношений, уклада, культуры, образа жизни, эмоционального климата в семье.
Укрепление нравственного авторитета семьи и родительства в современном сообществе, раскрытие воспитательного потенциала фольклора.
Задачи проекта:
- Разработка сценариев занятий и музейных праздников для участников проекта совместно со специалистами и психологами.
- Проведение праздников и музейных занятий.
- Формирование миропонимания ребенка средствами народной педагогики.
- Развитие эмоциональной сферы ребенка, его сенсорных способностей, образного мышления с помощью привлечения доступных его пониманию примеров фольклора.
- Формирование здорового образа жизни семьи.
Партнеры проекта:
Смышляевский СДК – проведение занятий, мастер-классов
Студенты-волонтеры КемГУКИ, 5 курс – занятия с родителями, детьми
Стратегия достижения поставленных целей.
Реализация проекта «Оберег» проводится по двум направлениям:
- занятия познавательного цикла (разучивание пальчиковых игр; песенок-потешек; громкое чтение сказок, разучивание игровых хороводов);
- совместная творческая деятельность взрослых и детей (работа в мастер-классах: лепка, рисование, изготовление кукол).
Занятия познавательного цикла духовно обогатят не только детей, но и взрослых участников проекта. Не секрет, что молодые родители не поют колыбельных песен малышам, потому что их не знают. В домашнем воспитании неоценимую помощь может оказать педагогический опыт, уже накопленный веками, сбереженный каждым народом, как одно из самых величайших духовных своих богатств. Народная педагогика не знает иных методов и форм воспитания кроме эстетического. Причем, не для избранных, наиболее одаренных, а для всех. При этом соблюдается принцип от простого к более сложному, от предметного видения мира младенцем к нравственным проблемам Отечества.
Второе направление решит задачи, направленные на формирование интереса к познанию прикладного творчества, участники проекта обретут полезные навыки и умения, разовьют творческие способности.
Проект будет осуществляться работниками культуры поселка Смышляево совместно с родителями, бабушками и дедушками детей.
Участниками проекта станут дети дошкольного и младшего школьного возраста, их родители. Будут привлечены неорганизованные дети из неполных, малообеспеченных и многодетных семей.
Формы проведения мероприятий рассчитаны на разновозрастные группы. Так, для младших участников проекта предусмотрены занятия в дошкольных клубах «Ладушки» (возраст детей от 3-6 лет) и «Гуленьки» (возраст детей от 1 года до 2 лет).
Молодым семьям будут предложены информационные выставки в помощь воспитанию детей «Духовное чтение для сердца и разума»; для расширения кругозора – библиографическая игра «Старинных слов узорные легенды».
На занятиях мастер-классов дети будут развивать мелкую моторику рук, творить своими руками красоту.
Знакомство с фольклорно-этнографическим материалом необходимо начинать с самих ранних лет и, учитывая детскую психологию, приурочивать занятия к реальным срокам календарных дат – проведение праздников, фольклорных посиделок.
Постановка проблемы
К сожалению, в наше время многие дети растут «духовными сиротами» при живых родителях, «не знают» своих родителей, живя вместе с ними. Последствия таких функциональных отношений между родителями и детьми - самые непредсказуемые и самые неблагоприятные.
По нашему мнению, преодолеть взаимное отчуждение детей и родителей можно только сохранением народной педагогики в семье. Средства и методы народной педагогики при умелом использовании являются каналами духовной связи родителей и детей, старшего и младшего поколений.
Народная педагогика, на принципах которой и разработан проект «Оберег» – рассматривается как совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа. Ее демократизм, гуманизм, общинность, наличие идеала как совокупности общечеловеческих ценностей, факторы и принципы обучения и воспитания, проверенные и отшлифованные многими веками, многими поколениями, помогут сформировать нравственные и духовные ценности, а не стремление к наживе любыми средствами.
Библиотека, являясь местом сбора, хранения и предоставления в пользование информации по народной культуре:
-окажет необходимую информационную помощь образовательным учреждениям района;
- учреждениям культуры района;
-сохранит традиции малой родины;
-создаст творческую лабораторию для апробирования новых форм и методов работы сельских библиотек по изучению и пропаганде историко-культурного наследия предков.
Оценка результатов:
Проект рассчитан на разновозрастную аудиторию (дети от 2 до 6 лет, родители, дедушки, бабушки), так как в основе всей воспитательной работы стоит методика, предполагающая коллективное творчество. Ожидается выработка у молодых родителей положительной мотивации на здоровый образ жизни, а также улучшение их физического и духовного состояния. Реализация проекта позволит расширить круг предоставляемых услуг жителям поселка Смышляево. Дети получат возможность заниматься творчеством с учетом возрастных способностей каждого, что позволит им расширить интеллектуальный, духовный, эмоциональный мир.
Оценивать работу по программе главным образом будут участники проекта: дети и их родители. Эффективность программы будет оцениваться с учётом объективных и субъективных факторов. Объективные факторы включают в себя сведения статистической отчётности, отражающие данные о посещениях занятий, мероприятий. Субъективные факторы включают сведения социологических исследований участников программы для выяснения степени их удовлетворённости.
В некотором царстве, в некотором государстве, а, точнее, в Трудармейской библиотеке, была рассказана сказка о великом режиссере, замечательном киносказочнике Александре Роу. Рассказали эту историю детям две сказочницы- Арина и Авдотья. Весело было ребятам слушать докучные сказки, вспоминать пословицы и поговорки, а уж от сказок пришли и к киносказкам. А как громко все отвечали на вопросы по сказке «Царевна Лягушка», «Кощей бессмертный». Затем все вместе посмотрели фильм «Варвара Краса». Расстались все довольными: дети – сказкой, а библиотекари – детьми. А все вместе – от сказок киноволшебника.
Клуб «Ковчежек» в Терентьевской детской библиотеке существует с 2003 года. Направление духовно-нравственное. Клуб работает по программе «Слово. Слава. Славяне». Главная цель программы: информационная и методическая. Обеспечение как можно полной информацией по предмету Народоведение. На заседаниях знакомили с жизнью и укладом наших предков.
Темы заседаний:
фольклорный праздник «Душа ль ты моя, Масленица»;
познавательный час «Дорого яичко ко Христову дню»;
посиделки «И в мир и в пир» - истории русского костюма;
фольклорный час «Игрушка не балушка» - история русской матрешки.
В селе Терентьевское преподаватели и учащиеся музыкальной школы радуют своих односельчан талантом на мероприятиях, которые были организованы совместно с библиотекой взрослой, детской и школой в литературно-музыкальной гостиной «В гостях у Музыки и Слова».
Каждый раз это были запоминающиеся встречи с музыкой великих композиторов прошлого и современной музыкой.
Одна из встреч была посвящена юбилею В.А Моцарта, выдающегося австрийского композитора, и называлась «Солнечный свет - Моцарт». Совместно с преподавателями музыкальной школы был составлен план творческой гостиной, подобраны музыкальные и вокальные концертные номера. Библиотекари были ведущими программы и составителями слайд-презентации.
Интересной по содержанию получилась книжная выставка «Солнечный гений Музыки», оформленная ко дню его юбилея. На выставке – ноты сочинений композитора, его биография, портреты, цитаты. Отдельно представлена рубрика «Моцарт для маленьких исполнителей», для учащихся старших классов музыкальной школы составлен раздел «Играем Моцарта». Изюминкой выставки стали стихи, написанные композитором.
Международный день музыки учрежден 1 октября 1975 года по решению ЮНЕСКО. Одним из инициаторов учреждения Международного дня музыки является композитор Дмитрий Шостакович. Праздник отмечается ежегодно во всем мире большими концертными программами с участием лучших артистов и художественных коллективов.
В музыкальной гостиной на встрече «Призвание, талант и вдохновение!» звучали стихи о Музыке, учащиеся и учителя отгадывали загадки о музыкальных инструментах. Эта встреча завершила программу работы литературно-музыкальной гостиной «В гостях у Музыки и Слова» на 2011 год.
В селе Терентьевском любят и ценят каждого талантливого ребенка, давая возможность всем желающим насладиться его творчеством.
В 2011 году читателям были предложены следующие проекты: Литературный молодёжный салон «Классики и современники», (Терентьевская сельская библиотека)
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: