Аналитическая справка по работе детских библиотек 2011 год
Аналитическая справка по работе
детских библиотек 2011 год
Название ЦБС (точно по Уставу) | МБУК «Тяжинская централизованная библиотечная система» |
Адрес: | |
Почтовый индекс | 652240 |
Район | Тяжинский |
Населенный пункт | пгт Тяжинский |
Улица, дом | Советская, 1-б |
Сайт библиотеки | - |
Электронная почта (e-mail) | [email protected] |
ICQ («аська»), скайп | - |
Директор МБУК «ТЦБС» (ФИО, тел. с кодом, факс) | Сергеева Валентина Васильевна 8-384-49-28-8-43 |
Зам. директора по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом, факс) | Дурнова Елена Ивановна 8-384-49-28-8-43 |
Методист МБУК « ТЦБС» (ФИО, тел. с кодом) | Ионова Валентина Григорьевна 8-384-49-29-7-99 |
Методист по работе с детьми МБУК «ТЦБС» (ФИО, тел. с кодом) | Гура Татьяна Владимировна 8-384-49-28-8-43 |
Библиограф детской библиотеки (ФИО, тел. с кодом) | - |
Начальник управления культуры (ФИО, тел. с кодом) | Суханов Алексей Васильевич 8-384-49-28-1-85 |
1. Сеть детских муниципальных библиотек в районе.
1.1. В сети детских муниципальных библиотек в районе изменений в 2011 году не произошло. Структура библиотек осталась прежней.
1.2. Помещение центральной детской библиотеки требует замены окон, дверей, системы освещения и отопления. Итатская детская библиотека находится в здании ГДК (Городского Дома Культуры) в хорошем состоянии. Существенного обновления требует оборудование библиотеки: ветхая морально устаревшая мебель, плохое освещение не позволяют сегодня говорить о современном библиотечном дизайне. В недостаточном количестве центральная детская библиотека обеспечена современными средствами предоставления информации – компьютерной техникой, видеопроектором.
1.3. Технические средства
-
Всего
ЦДБ
Итатская библиотека
Транспорт
-
-
-
ПК
1
1
-
Сканер
-
-
-
Ксерокс
1
1
-
Многофункциональное устройство (принтер + копир)
1
1
-
Проектор
-
-
-
Экран
-
-
-
Телевизор
2
1
1
Видеомагнитофон
2
1
1
Аудиомагнитофон
1
-
1
Аудиопроигрыватель
-
-
-
DVD
2
1
1
Музыкальный центр
1
1
-
Караоке
-
-
-
2. Работа с читателями – детьми.
Состояние библиотечного обслуживания остается на прежнем уровне. В центральной детской библиотеке желает лучшего комплектование книжного фонда для «старших» читателей младшего возраста и среднего - старшего возраста литературы современных детских писателей.
Для юных пользователей библиотек в недостаточном количестве выписывается периодических изданий (см. Исследовательская работа в детских библиотеках).
В приобщении к чтению детей разных возрастных категорий работаем в социальном партнерстве с образовательными учреждениями (детскими садами, школами), социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, детским домом «Ласточкино гнездышко», центральной районной библиотекой имени Николая Ивановича Масалова, Итатской взрослой библиотекой, Итатским Домом Культуры, Тяжинской школой искусств № 31, Тяжинской художественной школой №13.
Оказываем методическую помощь педагогам образовательных учреждений.
2.1. Основные цифровые показатели каждой детской библиотеки и сводные данные
№ | Кол-во детских библиотек в городе | Кол-во жителей | Кол-во детей до 15 лет | Кол-во читателей (всего) | % охвата детского населения | Кол-во читателей по ЕРК | % охвата детского населения с учетом числа читателей по ЕРК |
1 | Тяжинская ЦДБ | 11103 | 2466 | 2820 | 100% | 1639 | 66,5 |
2 | Итатская ДБ | 4000 | 748 | 979 | 100% | 548 | 56 |
3 | 2-х библиотек | 15103 | 3214 | 3799 | 100% | 2187 | 122,5 |
2.1.1. Число читателей в библиотеках увеличилось благодаря активизации в центральной детской библиотеке работы с дошкольниками и родителями. Специалистом абонемента младшего возраста составлена циклограмма посещения четырех детских садов поселка Тяжинский.
Для читателей – детей организуются экскурсии в библиотеку, используются различные формы массовой работы.
Для родителей в читальном зале организована книжная выставка «Родительское бюро», на которой представлены издания, помогающие взрослым в воспитании и развитии своего ребенка. Распространяется рекламная продукция в форме буклетов, рекомендательных списков, листовок.
Выступления на родительских собраниях дают положительные результаты: малыши, особенно в выходные дни, спешат в библиотеку вместе с родителями, чтобы записаться или продолжить знакомство с многообразным и удивительным миром книг и журналов.
На 2012 год разработана долгосрочная программа «Вместе с книжкой я расту», ориентированная на детей дошкольного возраста, которая будет способствовать привлечению новых читателей и дальнейшему продвижению чтения в детской среде.
2.1.2. – 2.1.4.
Библиотеки | Книгообеспеченность одного жителя детского возраста | Книгообеспеченность одного читателя детского возраста | Средняя дневная посещаемость | Обращаемость фонда |
Тяжинская ЦДБ | 8,9 | 8,5 | 74,8 | 2,4 |
Итатская ДБ | 16,3 | 12,5 | 43,3 | 1,7 |
2-х библио- тек | 10,6 | 9,9 | 118,2 | 2,2 |
2.2. Читательский портрет современного ребенка
Состав читателей по возрастам
| Всего | ЦДБ | ИДБ | |
Дошкольники | 463 | 406 | 57 | |
По классам | | | | |
| 1 | 417 | 200 | 217 |
2 | 435 | 304 | 131 | |
3 | 365 | 285 | 80 | |
4 | 369 | 267 | 102 | |
5 | 333 | 255 | 78 | |
6 | 286 | 213 | 73 | |
7 | 284 | 234 | 50 | |
8 | 307 | 266 | 41 | |
9 | 195 | 149 | 46 | |
10 | 35 | 5 | 30 | |
11 | 15 | 4 | 11 | |
Студенты | 6 | 6 | - | |
Работающая молодежь | - | - | - | |
РДЧ | 267 | 220 | 47 | |
Прочие | 22 | 6 | 16 |
2.2.1. Жанровые предпочтения читателей.
Анализ читательских формуляров помог выявить, что же предпочитают современные дети. Как правило, лучшие читатели библиотеки, ребята младшего возраста. Малыши с удовольствием читают народные сказки, сказочные повести, приключения, комиксы. По тематике данная категория читателей с удовольствием выбирает книги о природе, юмористические повести о школьной жизни. Мальчишек интересует литература энциклопедического характера, о спорте и технике.
Родителями востребованы книги серии «Читаем по слогам».
Читатели среднего возраста отдают предпочтение повестям и рассказам. И предметом их интереса остаются по-прежнему детективы, фэнтези, романчики о любви, о взаимоотношениях детей и взрослых. Заметен спад интереса к «ужастикам».
К великому сожалению, чем старше ребенок, тем больше в его чтении занимает место чтение деловое. Анализируя читательские формуляры старшеклассников, можно заметить, в большей степени, интерес к литературе по школьной программе. Это классические произведения художественной литературы, литературная критика, научно-популярные книги, оказывающие помощь в подготовке к тому или иному школьному предмету.
2.2.2. Наиболее популярные среди читателей авторы:
Т. Александрова «Кузька»
Ж. Юрье «Браво, крольчата»
В. Постников «Карандаш и Самоделкин»
Книги Н. Егоровой, Е. Матюшиной, Т. Емельяновой
А. Шер «Попался волчок на крючок»
Е. Мурашова «Класс коррекции»
Э. Хантер серия «Коты – воители»
Д. Емец «Мефодий Буслаев»
Книги серии «Ведьма»
В этом году с целью выявления любимой книги среди читателей младшего возраста на абонементе была организованна книжная выставка – ситуация «Эти книги я возьму с собой в путешествие». Организации выставки предшествовала исследовательская работа: в индивидуальных беседах юные читатели называли книги тех или иных детских писателей, ставших для них любимыми. Таким образом, выставка являлась заключительным этапом исследования читательского интереса. Ребята с удовольствием выбирали книги для этой выставки. Было представлено 22 книги: Д. Емец «Дракончик Пыхалка», Л. Баум «Остров в небесах», Д. Барри «Питер Пэн», А. Барто «Стихи для детей», и другие.
Нельзя не заметить активного обращения к периодике пользователей всех возрастных категорий, причем, некоторые только ее и предпочитают. У детей младшего возраста популярны диснеевские журналы, в которых много красочных иллюстраций. У мальчишек любимые журналы – «Дисней», «Том и Джерри», «Лунтик», «Смешарики», детская газета «Непоседа».
Девочкам нравятся журналы – «Играем с Барби», «Принцесса», «Фея», «Нафаня», «Умняшка».
Девчонки среднего и старшего возраста зачитываются журналами «Маруся», «Мне 15», «Классная девчонка».
Мальчики – подростки узнают о самых новых технических открытиях и достижениях в журнале «Юный эрудит».
Большой популярностью пользуется газета «Незнайка».
А такие прекрасные журналы как «Мурзилка», «Веселые картинки», «Миша», «Юный натуралист», «Свирель» дети, к сожалению, совсем перестали читать.
2.2.3. Библиотечный фонд читательскому спросу соответствует частично (см. Работы с читателями – детьми).
Итатская библиотека отмечает, что книжный фонд стал пополняться регулярно новинками (красочные, с яркими иллюстрациями, книжки для малышей, разнообразие энциклопедий, необходимая во все времена классика), и это радует.
Среди читателей особенно востребованы периодические издания, которых в недостаточном количестве или нет вообще. В Итатской детской библиотеке дети хотели бы читать журналы «Звери», «Муравейник», «Веселые уроки» и другие.
2.3.1. Проекты.
Всего проектов – один.
Центральной детской библиотекой разработан проект «Год читательских удовольствий» для читателей среднего, старшего возраста.
Цель: развитие детской библиотеки, как центра детского чтения, способствующего формированию и развитию гармоничной личности.
Задачи:
1. повышение статуса книги, чтения;
2. организация содержательного досуга читателей на основе неординарных подходов к традиционным формам массовой работы;
3. возрождение интереса к историческому наследию посредством обеспечения достоверной, доступной информации.
Частичную финансовую поддержку проект получил из собственных средств МБУК «ТЦБС».
2.3.2. Всего библиотечных программ в МБУК «ТЦБС» -10
Из них ориентировано на детей- 5
2.4. Основные направления библиотечного обслуживания, информационно-досуговая деятельность библиотек.
Форма мероприятия | Кол-во мероприятий | Посетило человек | ||
Всего | % от общего кол-ва | В т.ч. платных | ||
Акция | 1 | 0,6 | - | 28 |
Бенефис | - | - | - | - |
Беседа | 10 | 6 | - | 158 |
Вечер | 2 | 1,5 | - | 77 |
Встреча | 7 | 3,1 | - | 125 |
Выставка | 38 | 17,3 | - | 321 |
Дебаты, дискуссия | 1 | 0,6 | - | 22 |
Занятие кружка, клуба | 7 | 3,1 | - | 175 |
Игра, конкурс | 42 | 19,1 | - | 1275 |
Композиция | - | - | - | - |
Конференция | - | - | - | - |
Круглый стол | - | - | - | - |
Лекция | - | - | - | - |
Мастер-класс | 3 | 1,8 | - | 18 |
Обзор | 11 | 5 | - | 334 |
Посиделки | 1 | 0,6 | - | 28 |
Праздник, театрализованное представление | 9 | 4,1 | - | 543 |
Презентация | 7 | 9,7 | - | 105 |
Ток-шоу | - | - | - | - |
Тренинг | - | - | - | - |
Урок | 3 | 1,8 | - | 58 |
Утренник | 8 | 3,6 | - | 189 |
Час | 31 | 14,1 | - | 416 |
Экскурсия | 14 | 6,3 | - | 510 |
Громкие чтения | 3 | 1,8 | - | 44 |
Видеожурнал | 3 | 1,8 | - | 117 |
Литературный десант | 3 | 2,1 | - | 481 |
Творческая лаборатория | 1 | 0,6 | - | 17 |
День | 10 | 6 | - | 160 |
Исторический альбом | 2 | 1,5 | - | 35 |
Информминутки | 9 | 4,1 | - | 176 |
Всего | 219 | 100 | - | 5412 |
В работе с детьми младшего возраста преобладают формы, имеющие компоненты зрелищности, игры, межличностного общения: конкурсы, утренники, турниры, информминутки. Как средство активизации познавательных интересов детей применяются следующие формы: путешествия, театрализованные праздники, конкурсы – загадки, экскурсии, громкие чтения.
Среди приемлемых форм массовых мероприятий для детей среднего, старшего возраста, специалисты называют различные часы (общения, литературные, информационно-познавательные), беседы, встречи, презентации.
Комплексные формы работы:
Одно из наиболее популярных форм, применяемых в работе с читателями, можно с уверенностью назвать комплексную. Организация Дней, Недель, Месячников, включающих в себя цикл различных форм, наиболее интересных для детей, глубже раскрывают ту или иную тему, дают положительный результат.
В сезон летних каникул на абонементе младшего возраста прошел День интересных фактов «А знаете ли вы, что?». На выставке расцвела чудесная полянка ромашек. Каждый лепесток ромашки рассказывал ребятам интересные факты о цветах. А чудо – дерево с удовольствием делилось секретами из жизни деревьев. Выставку дополнили детские рисунки, на которых яркими красками играло лето.
Стало традицией в начале учебного года проводить для ребят пятых классов перевод на еще одну возрастную ступеньку их читательского роста. День любознаек и почемучек «До чего же интересно все на свете узнавать!» был организован для учащихся трех школ поселка Тяжинский.
Знакомство с книжными сокровищами абонемента и читального зала для читателей среднего, старшего возраста, веселые конкурсы и викторины, посвящение в старшие читатели и многие другие приятные неожиданности, и сюрпризы ждали пятиклашек в стенах детской библиотеки.
Вечер-встреча «Бабуля, дедуля и я - верные друзья» и акция «Поздравим бабушек, поздравим дедушек» стали составляющими Дня добра и уважения, проходящего в рамках месячника «Отчий дом». Впервые юные читатели вышли на территорию рынка, чтобы поздравить с праздником и вручить открытки людям преклонного возраста.
В целях продвижения детского и семейного чтения, детской книги, наша библиотека постоянно ищет новые формы работы.
В 2011 году мы стали инициаторами книжного десанта «Всей семьей в библиотеку», цель которого – познакомить не только своих читателей, но и ребят сельских территорий, педагогов, родителей с новыми книгами современных детских писателей, с журналами, представленными в читальном зале под открытым небом. Участникам десанта была представлена рекламная продукция в форме буклетов и листовок. Взрослые и дети с удовольствием участвовали в беспроигрышной викторине «Шляпа сказок».
На летних каникулах книжный десант отправился в детский оздоровительный лагерь «Олимпиец», что позволило многим детям окунуться в атмосферу чтения и приятного времяпровождения. Новая форма работы оказалась интересной, актуальной и востребованной.
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: