NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Аналитическая справка по работе детских библиотек 2011 год


Аналитическая справка по работе

детских библиотек 2011 год


Название ЦБС (точно по Уставу)

МБУК «Тяжинская централизованная библиотечная система»

Адрес:




Почтовый индекс

652240

Район

Тяжинский

Населенный пункт

пгт Тяжинский

Улица, дом

Советская, 1-б

Сайт библиотеки

-

Электронная почта (e-mail)

[email protected]

ICQ («аська»), скайп

-

Директор МБУК «ТЦБС» (ФИО, тел. с кодом, факс)

Сергеева Валентина Васильевна

8-384-49-28-8-43

Зам. директора по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом, факс)

Дурнова Елена Ивановна

8-384-49-28-8-43

Методист МБУК « ТЦБС» (ФИО, тел. с кодом)

Ионова Валентина Григорьевна

8-384-49-29-7-99

Методист по работе с детьми МБУК «ТЦБС» (ФИО, тел. с кодом)

Гура Татьяна Владимировна

8-384-49-28-8-43

Библиограф детской библиотеки (ФИО, тел. с кодом)

-

Начальник управления культуры (ФИО, тел. с кодом)

Суханов Алексей Васильевич

8-384-49-28-1-85


1. Сеть детских муниципальных библиотек в районе.
1.1. В сети детских муниципальных библиотек в районе изменений в 2011 году не произошло. Структура библиотек осталась прежней.
1.2. Помещение центральной детской библиотеки требует замены окон, дверей, системы освещения и отопления. Итатская детская библиотека находится в здании ГДК (Городского Дома Культуры) в хорошем состоянии. Существенного обновления требует оборудование библиотеки: ветхая морально устаревшая мебель, плохое освещение не позволяют сегодня говорить о современном библиотечном дизайне. В недостаточном количестве центральная детская библиотека обеспечена современными средствами предоставления информации – компьютерной техникой, видеопроектором.
1.3. Технические средства





Всего

ЦДБ

Итатская библиотека

Транспорт

-

-

-

ПК

1

1

-

Сканер

-

-

-

Ксерокс

1

1

-

Многофункциональное устройство (принтер + копир)

1

1

-

Проектор

-

-

-

Экран

-

-

-

Телевизор

2

1

1

Видеомагнитофон

2

1

1

Аудиомагнитофон

1

-

1

Аудиопроигрыватель

-

-

-

DVD

2

1

1

Музыкальный центр

1

1

-

Караоке

-

-

-


2. Работа с читателями – детьми.
Состояние библиотечного обслуживания остается на прежнем уровне. В центральной детской библиотеке желает лучшего комплектование книжного фонда для «старших» читателей младшего возраста и среднего - старшего возраста литературы современных детских писателей.

Для юных пользователей библиотек в недостаточном количестве выписывается периодических изданий (см. Исследовательская работа в детских библиотеках).

В приобщении к чтению детей разных возрастных категорий работаем в социальном партнерстве с образовательными учреждениями (детскими садами, школами), социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, детским домом «Ласточкино гнездышко», центральной районной библиотекой имени Николая Ивановича Масалова, Итатской взрослой библиотекой, Итатским Домом Культуры, Тяжинской школой искусств № 31, Тяжинской художественной школой №13.

Оказываем методическую помощь педагогам образовательных учреждений.
2.1. Основные цифровые показатели каждой детской библиотеки и сводные данные




Кол-во детских библиотек в городе

Кол-во жителей

Кол-во детей до 15 лет

Кол-во читателей (всего)

% охвата детского населения

Кол-во читателей по ЕРК

% охвата детского населения с учетом числа читателей по ЕРК

1

Тяжинская ЦДБ

11103

2466

2820

100%

1639

66,5

2

Итатская ДБ

4000

748

979

100%

548

56

3

2-х библиотек

15103

3214

3799

100%

2187

122,5


2.1.1. Число читателей в библиотеках увеличилось благодаря активизации в центральной детской библиотеке работы с дошкольниками и родителями. Специалистом абонемента младшего возраста составлена циклограмма посещения четырех детских садов поселка Тяжинский.

Для читателей – детей организуются экскурсии в библиотеку, используются различные формы массовой работы.

Для родителей в читальном зале организована книжная выставка «Родительское бюро», на которой представлены издания, помогающие взрослым в воспитании и развитии своего ребенка. Распространяется рекламная продукция в форме буклетов, рекомендательных списков, листовок.

Выступления на родительских собраниях дают положительные результаты: малыши, особенно в выходные дни, спешат в библиотеку вместе с родителями, чтобы записаться или продолжить знакомство с многообразным и удивительным миром книг и журналов.

На 2012 год разработана долгосрочная программа «Вместе с книжкой я расту», ориентированная на детей дошкольного возраста, которая будет способствовать привлечению новых читателей и дальнейшему продвижению чтения в детской среде.
2.1.2. – 2.1.4.


Библиотеки

Книгообеспеченность одного жителя детского возраста

Книгообеспеченность одного читателя детского возраста

Средняя дневная посещаемость

Обращаемость фонда

Тяжинская ЦДБ

8,9

8,5

74,8

2,4

Итатская ДБ

16,3

12,5

43,3

1,7

2-х библио-

тек

10,6

9,9

118,2

2,2

2.2. Читательский портрет современного ребенка
Состав читателей по возрастам





Всего

ЦДБ

ИДБ

Дошкольники

463

406

57

По классам













1

417

200

217

2

435

304

131

3

365

285

80

4

369

267

102

5

333

255

78

6

286

213

73

7

284

234

50

8

307

266

41

9

195

149

46

10

35

5

30

11

15

4

11

Студенты

6

6

-

Работающая молодежь

-

-

-

РДЧ

267

220

47

Прочие

22

6

16


2.2.1. Жанровые предпочтения читателей.
Анализ читательских формуляров помог выявить, что же предпочитают современные дети. Как правило, лучшие читатели библиотеки, ребята младшего возраста. Малыши с удовольствием читают народные сказки, сказочные повести, приключения, комиксы. По тематике данная категория читателей с удовольствием выбирает книги о природе, юмористические повести о школьной жизни. Мальчишек интересует литература энциклопедического характера, о спорте и технике.

Родителями востребованы книги серии «Читаем по слогам».

Читатели среднего возраста отдают предпочтение повестям и рассказам. И предметом их интереса остаются по-прежнему детективы, фэнтези, романчики о любви, о взаимоотношениях детей и взрослых. Заметен спад интереса к «ужастикам».

К великому сожалению, чем старше ребенок, тем больше в его чтении занимает место чтение деловое. Анализируя читательские формуляры старшеклассников, можно заметить, в большей степени, интерес к литературе по школьной программе. Это классические произведения художественной литературы, литературная критика, научно-популярные книги, оказывающие помощь в подготовке к тому или иному школьному предмету.

2.2.2. Наиболее популярные среди читателей авторы:

Т. Александрова «Кузька»

Ж. Юрье «Браво, крольчата»

В. Постников «Карандаш и Самоделкин»

Книги Н. Егоровой, Е. Матюшиной, Т. Емельяновой

А. Шер «Попался волчок на крючок»

Е. Мурашова «Класс коррекции»

Э. Хантер серия «Коты – воители»

Д. Емец «Мефодий Буслаев»

Книги серии «Ведьма»

В этом году с целью выявления любимой книги среди читателей младшего возраста на абонементе была организованна книжная выставка – ситуация «Эти книги я возьму с собой в путешествие». Организации выставки предшествовала исследовательская работа: в индивидуальных беседах юные читатели называли книги тех или иных детских писателей, ставших для них любимыми. Таким образом, выставка являлась заключительным этапом исследования читательского интереса. Ребята с удовольствием выбирали книги для этой выставки. Было представлено 22 книги: Д. Емец «Дракончик Пыхалка», Л. Баум «Остров в небесах», Д. Барри «Питер Пэн», А. Барто «Стихи для детей», и другие.

Нельзя не заметить активного обращения к периодике пользователей всех возрастных категорий, причем, некоторые только ее и предпочитают. У детей младшего возраста популярны диснеевские журналы, в которых много красочных иллюстраций. У мальчишек любимые журналы – «Дисней», «Том и Джерри», «Лунтик», «Смешарики», детская газета «Непоседа».

Девочкам нравятся журналы – «Играем с Барби», «Принцесса», «Фея», «Нафаня», «Умняшка».

Девчонки среднего и старшего возраста зачитываются журналами «Маруся», «Мне 15», «Классная девчонка».

Мальчики – подростки узнают о самых новых технических открытиях и достижениях в журнале «Юный эрудит».

Большой популярностью пользуется газета «Незнайка».

А такие прекрасные журналы как «Мурзилка», «Веселые картинки», «Миша», «Юный натуралист», «Свирель» дети, к сожалению, совсем перестали читать.
2.2.3. Библиотечный фонд читательскому спросу соответствует частично (см. Работы с читателями – детьми).

Итатская библиотека отмечает, что книжный фонд стал пополняться регулярно новинками (красочные, с яркими иллюстрациями, книжки для малышей, разнообразие энциклопедий, необходимая во все времена классика), и это радует.

Среди читателей особенно востребованы периодические издания, которых в недостаточном количестве или нет вообще. В Итатской детской библиотеке дети хотели бы читать журналы «Звери», «Муравейник», «Веселые уроки» и другие.
2.3.1. Проекты.

Всего проектов – один.

Центральной детской библиотекой разработан проект «Год читательских удовольствий» для читателей среднего, старшего возраста.

Цель: развитие детской библиотеки, как центра детского чтения, способствующего формированию и развитию гармоничной личности.

Задачи:

1. повышение статуса книги, чтения;

2. организация содержательного досуга читателей на основе неординарных подходов к традиционным формам массовой работы;

3. возрождение интереса к историческому наследию посредством обеспечения достоверной, доступной информации.

Частичную финансовую поддержку проект получил из собственных средств МБУК «ТЦБС».
2.3.2. Всего библиотечных программ в МБУК «ТЦБС» -10

Из них ориентировано на детей- 5
2.4. Основные направления библиотечного обслуживания, информационно-досуговая деятельность библиотек.


Форма мероприятия

Кол-во мероприятий

Посетило человек

Всего

% от общего кол-ва

В т.ч. платных

Акция

1

0,6

-

28

Бенефис

-

-

-

-

Беседа

10

6

-

158

Вечер

2

1,5

-

77

Встреча

7

3,1

-

125

Выставка

38

17,3

-

321

Дебаты, дискуссия

1

0,6

-

22

Занятие кружка, клуба

7

3,1

-

175

Игра, конкурс

42

19,1

-

1275

Композиция

-

-

-

-

Конференция

-

-

-

-

Круглый стол

-

-

-

-

Лекция

-

-

-

-

Мастер-класс

3

1,8

-

18

Обзор

11

5

-

334

Посиделки

1

0,6

-

28

Праздник, театрализованное представление

9

4,1

-

543

Презентация

7

9,7

-

105

Ток-шоу

-

-

-

-

Тренинг

-

-

-

-

Урок

3

1,8

-

58

Утренник

8

3,6

-

189

Час

31

14,1

-

416

Экскурсия

14

6,3

-

510

Громкие чтения

3

1,8

-

44

Видеожурнал

3

1,8

-

117

Литературный десант

3

2,1

-

481

Творческая лаборатория

1

0,6

-

17

День

10

6

-

160

Исторический альбом

2

1,5

-

35

Информминутки

9

4,1

-

176

Всего

219

100

-

5412


В работе с детьми младшего возраста преобладают формы, имеющие компоненты зрелищности, игры, межличностного общения: конкурсы, утренники, турниры, информминутки. Как средство активизации познавательных интересов детей применяются следующие формы: путешествия, театрализованные праздники, конкурсы – загадки, экскурсии, громкие чтения.

Среди приемлемых форм массовых мероприятий для детей среднего, старшего возраста, специалисты называют различные часы (общения, литературные, информационно-познавательные), беседы, встречи, презентации.

Комплексные формы работы:

Одно из наиболее популярных форм, применяемых в работе с читателями, можно с уверенностью назвать комплексную. Организация Дней, Недель, Месячников, включающих в себя цикл различных форм, наиболее интересных для детей, глубже раскрывают ту или иную тему, дают положительный результат.

В сезон летних каникул на абонементе младшего возраста прошел День интересных фактов «А знаете ли вы, что?». На выставке расцвела чудесная полянка ромашек. Каждый лепесток ромашки рассказывал ребятам интересные факты о цветах. А чудо – дерево с удовольствием делилось секретами из жизни деревьев. Выставку дополнили детские рисунки, на которых яркими красками играло лето.

Стало традицией в начале учебного года проводить для ребят пятых классов перевод на еще одну возрастную ступеньку их читательского роста. День любознаек и почемучек «До чего же интересно все на свете узнавать!» был организован для учащихся трех школ поселка Тяжинский.

Знакомство с книжными сокровищами абонемента и читального зала для читателей среднего, старшего возраста, веселые конкурсы и викторины, посвящение в старшие читатели и многие другие приятные неожиданности, и сюрпризы ждали пятиклашек в стенах детской библиотеки.

Вечер-встреча «Бабуля, дедуля и я - верные друзья» и акция «Поздравим бабушек, поздравим дедушек» стали составляющими Дня добра и уважения, проходящего в рамках месячника «Отчий дом». Впервые юные читатели вышли на территорию рынка, чтобы поздравить с праздником и вручить открытки людям преклонного возраста.

В целях продвижения детского и семейного чтения, детской книги, наша библиотека постоянно ищет новые формы работы.

В 2011 году мы стали инициаторами книжного десанта «Всей семьей в библиотеку», цель которого – познакомить не только своих читателей, но и ребят сельских территорий, педагогов, родителей с новыми книгами современных детских писателей, с журналами, представленными в читальном зале под открытым небом. Участникам десанта была представлена рекламная продукция в форме буклетов и листовок. Взрослые и дети с удовольствием участвовали в беспроигрышной викторине «Шляпа сказок».

На летних каникулах книжный десант отправился в детский оздоровительный лагерь «Олимпиец», что позволило многим детям окунуться в атмосферу чтения и приятного времяпровождения. Новая форма работы оказалась интересной, актуальной и востребованной.

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы: