Аналитическая справка о деятельности библиотек Кемеровской области по эстетическому воспитанию детей и молодежи за 2011 г
Эстетическое просвещение молодёжи осуществляется по нескольким направлениям: популяризация творчества поэтов и писателей; деятелей искусства и культуры; обычаи и традиции народа.
По данному направлению были проведены:
Программы к Татьяниному дню «Татьяна, милая Татьяна…» и к дню Святого Валентина прошли в нескольких филиалах. Все они носили развлекательный характер и их цель - разнообразить досуг молодёжи, расширить круг общения.
Дискуссия «Есть ли рыцари у нас?» (Усть –Чебулинский ф-л), в ходе которой искали ответы на вопросы: «Что такое рыцарство? Кто такой рыцарь? Каким должен быть рыцарь?». Спорили, спорили и выяснили, что рыцарей в их окружении нет.
Литературная гостиная «Горит костёр рябины красной», посвящённая творчеству Сергея Есенина (Чумайский ф-л), подарила старшеклассникам минуты общения с удивительно лирическим поэтом, на стихи которого написано много песен.
Литературный вечер «Люблю следить за чайкою крылатой» (центральная библиотека) привлёк внимание к творчеству Осипа Мандельштама, по образному выражению Константина Мочульского « самого замечательного из современных русских поэтов после Блока и самого неоцененного», час поэзии «Твои серебряные крылья» - к 125-летию Николая Гумилёва, по определению М.Горького, «талантливого поэта», сыгравшего в поэтическом движении своего времени выразительную и яркую роль.
Литературное кафе «Сны поэта» (Усть – Сертинский ф-л), посвященое творчеству Василия Фёдорова.
Викторину «Один за всех и все за одного» по роману А. Дюма «Три мушкетера» провела библиотекарь Кураковского ф-ла. «Очень трудно так просто собрать молодёжь, - пишет она. Выход у меня один – иду на танцы по субботам и там провожу мероприятия». Кстати сказать, она не одинока в своём решении.
В течение года обзорные экскурсии у стенда «Музеи мира» проводила библиотекарь Дмитриевского ф-ла. Экспозиция менялась несколько раз и посвящалась определённому музею.
Выставки – показы
«Рушниковый свет старины» вызвали у молодёжи удивление (библиотека была убрана как горница), появился интерес и ряд вопросов «Что это? Чьё? Откуда? Сколько лет?». Так постепенно завязалась беседа о рушниках, которую библиотекарь, конечно же, подготовила. Дело в том, что в данной библиотеке много старинных вещей и предметов, рушники, очень красивые и разные, в том числе. Вот и пришла идея показать и рассказать современной молодёжи о них.
«Старина нарядная» - прикладное творчество местных мастериц. Все разглядывали и радовались, если вещь оказывалась «родной» - прабабушки или бабушки.
Посиделки «В Рождественский вечер» (Ивановский ф-л) пригласили ребят в далёкую старину, когда долгими зимними вечерами прабабушки и прадедушки, будучи молодыми, собирались на посиделки, играли, пели и плясали и, конечно, гадали. Современная молодёжь также следует традициям русских праздников. Подобные посиделки на Рождество, Покров состоялись в других библиотеках.
В ЦДБ г Юрги с 2005 года на базе детского дома «Радуга» работает клуб «Веселый совенок» духовно-эстетического и творческого развития детей. Занятия проходят 1 раз в месяц. Задача: развивать у детей интерес к культурным ценностям, воспитывать уважение, любовь к книгам, знаниям.
С 2002 года работает Театральная студия «Жемчужинка» для детей дошкольного и учащихся младшего и среднего школьного возраста.
Основные задачи - раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие коммуникативных навыков, знакомство со всеми видами и жанрами театрального искусства.
Основная форма занятий - репетиционные и индивидуальные занятия. Артисты студии принимают участие в подготовке и проведении различных мероприятий, как в стенах библиотеки, так и в других организациях. В репертуаре студии - театрализованные постановки, представления, литературно-музыкальные композиции, художественное чтение, инсценировки литературных произведений, новогодние и масленичные представления.
В 2011 году для учащиеся младшего и среднего школьного возраста был создан новый кружок «Мастерская чудес».
Основные задачи:
- формирование интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков;
- развить у ребёнка особые качества эстетического сознания и творческого воображения;
- дать возможность поверить в успех и свои творческие способности
При кружке детского прикладного творчества «Мастерская чудес» библиотеки-филиала № 5 дети знакомятся с различными материалами для поделок и способами их использования. Юные читатели своими руками делают из пластилина, слоеного теста, бумаги, бисера, ткани, природных материалов забавные фигурки, поделки, оригинальные украшения, подарки своим близким и родным. Все это способствует развитию художественных навыков, творческих способностей детей, организации досуга.
Эстетическое развитие молодежи – воспитание любви к природе и красоте окружающего мира в библиотеках города начинается с оформления ее интерьера. Красиво оформленное помещение библиотеки оригинальными растениями в соответствующих вазах, кашпо; подоконники, украшенные цветочными композициями, уютно организованные «зеленые уголки» - все это вызывает эстетическое удовольствие, чувство приобщения к прекрасному. И читателя непременно привлекут книги, расположенные рядом, и желание посидеть и почитать свежую периодику.
Эстетическое развитие молодых читателей опирается на интерес к чтению художественной литературы. Так, общаясь с любителями поэзии, библиотекарь обращает внимание читателя на материалы о романсах, песнях, появившихся на слова того или иного поэта, поможет с прослушиванием грамзаписи с исполнением этих произведений.
Тем, кто интересуется кино, театром, можно порекомендовать романы, повести, на которые были инсценировки. В библиотеках города имеется литература об актерах, режиссерах, художниках, которая поможет эстетическому развитию.
Таким образом, библиотекари постепенно организовывают чтение юношества в комплексе, пробуждая и углубляя их интерес к явлениям литературы и искусства.
Примером может послужить книжно – иллюстративная выставка «С чего начинается театр?» (юношеская библиотека – филиал №2), посвященная Дню театра и включающая в себя литературу о театре, инсценированные произведения литературы, литературу об актерах. Сотрудниками этой же библиотеки оформлена книжная выставка – просмотр «Я всегда только Русью жил…», посвященная В.М. Васнецову, включающая книги, репродукции. Укрепила знания о художнике и проведенная одноименная викторина для учащихся школы №8.
Несмотря на, казалось бы, уже давно знакомое творчество С. Есенина, тем не менее оформление выставки – портрета, посвященной знаменитому русскому поэту «Синь, упавшая в реку», вновь вызвало интерес к его жизни и творчеству.
При проведении литературного часа «Рукописи не горят», посвященного 120 – летию со Дня рождения М. Булгакова нельзя было не упомнить экранизацию его бессмертных произведений: «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Бег» и другие.
Много значат в формировании молодого читателя и книги массового спроса, любимые жанры которого: детектив, фантастика, мелодрама. Литература этих жанров привлекает подавляющее большинство молодых людей доступностью изложения, ориентировкой на средний вкус. В библиотеках города оформлены уголки, полки, стеллажи с литературой массового спроса: «Для вас, женщины!», «Путешествия. Приключения. Фантастика», «Из глубины веков» и другие.
При чтении этой литературы читатели испытывают эстетическое удовольствие от прочитанного, потребность отдохнуть и отвлечься от жизненных проблем. Библиотекари помогают молодым читателям при этом осознать разницу между интеллектуальным и досуговым чтением.
На этом строились и проводимые в библиотеках города мероприятия, например: вечер - портрет к 75 – летию со Дня рождения Н. Рубцова «Он твой поэт, Россия» (библиотека – филиал №1 в школе №3), тематический вечер «Рыцарь мечты», посвященный 125 – летию со Дня рождения Н. Гумилева (центральная городская библиотека в школе №6), книжно – иллюстрированная выставка «Ой ты Русь моя, родина кроткая…» ко Дню рождения С. Есенина (библиотека – филиал №4 с учащимися школы №2).
В результате, молодые читатели, получая полезные знания и удовольствие от услышанного, непременно сделают вывод: классика не устаревает, она и сегодня интересна и способна доставить эстетическое наслаждение.
Огромное впечатление произвела организованная в читальном зале центральной городской библиотеки творческая встреча с кемеровчанином В.Н.Изразцовым – путешественником, художником, журналистом на приглашенных, в основном, молодежь. На встрече демонстрировались видео презентации фильмов художника, запечатлевших Приморье, Алтай, Средний Урал.
Большой интерес вызвала у читателей фотовыставка Ю.Я. Светлакова «Собирающий свет», представленная в помещении центральной городской библиотеки
Одним, из наиболее значимых в эстетическом воспитании в Яшкинском районе является цикл бесед по этикету «Ещё раз о хороших манерах», который прошел в районной библиотеке, в него вошли «Этикетная мозаика» беседа с просмотром видеороликов, беседа с элементами викторины «Виртуальное общение: компьютерный этикет», диалог-беседа с тестами «Твой виртуальный друг», «Деловой мужчина. Офисный этикет» беседа с показом видеороликов.
Литературный вечер «Лермонтов: предчувствие судьбы» с просмотром отрывков из художественного фильма стал откровением для студентов училища, его короткая жизнь и яркое творчество никого не оставила равнодушным.
Выставка обзор учебников и викторина «Экономика без границ» ещё раз показала ребятам насколько прочно уже вошла экономика в нашу жизнь, они бойко отвечали на вопросы викторины, а незнакомые слова по экономике находили в экономических словарях.
Для студентов и школьников прошли литературные вечера посвящённые памяти местного поэта А.Саулова. А к Новогоднему празднику снова заиграли всеми красками картины вышитые бисером творческим объединением «Умелые руки» Пачинской средней школы.
Праздничный вечер «Букет из валентинок» проведен в Пашковском филиале №21. Ведущая рассказала легенду о возникновении праздника всех влюбленных. Мальчики приняли участие в следующих конкурсах: на лучшего рыцаря, «Легенды о цветах», «Признайся в любви», «Найди пару». Девочкам достался конкурс «Принцесса вежливых наук», нужно было правильно ответить на вопросы по этикету. Между конкурсами девочки пели частушки про любовь. Все приняли активное участие в конкурсах.
Хочется отметить ряд библиотек, таких территорий, как города Анжеро-Судженск, Киселевск, Кемерово, Ленинск-Кузнецкий, Новокузнецк, Кемеровского, Мариинского и Новокузнецкого районов, где наиболее активно и насыщенно проводилась работа по нравственно-эстиетическому воспитанию детей и подростков.
А вот библиотеки территорий городов Гурьевск, Междуреченск, Полысаево и районов Ижморский, Тисульский, Юргинский и Яйский в своих аналитических отчетах не выделили такое направление работы с детьми и молодежью как эстетическое воспитание. Поэтому проанализировать деятельность этих библиотек не представлялось возможным.
В целом по результатам анализа можно отметить, что эстетическое воспитание в библиотеках Кемеровской области ведется по следующим направлениям – художественно-эстетическое, музыкально-эстетическое и нравственно- эстетическое. В своей работе по эстетическому воспитанию библиотекари используют различные формы работы – игры, викторины, уроки, слайд композиции, вечера встреч, выставки литературы и фотовыставки.
Но также следует отметить, что в некоторых территориях библиотекари области часто относят в раздел эстетического воспитания мероприятия по пропаганде чтения и литературы, по творчеству писателей и поэтов, нет четкого разграничения мероприятий эстетической направленности и другими отраслями знаний.
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: