Аналитическая справка по работе библиотек цбс кмр с детьми за 2011 год
2.2.1. Жанрово-тематические предпочтения читателей.
Родители для чтения дошколятам чаще всего берут книжки-картинки, книжки-вырубки, книжки – игрушки со стихами и потешками, рассказами о животных, а также многочисленные книжки-малышки из серии «Маленькие гении» для развития воображения, логики, памяти, навыков сложения и вычитания.
У малышей особой популярностью пользуются книги из серии «Любимое чтение», «Посиди-послушай», «Добрый гном», «Книжки для любознательных», «Самые красивые сказки» и др.
Дошкольники и младшие школьники самостоятельно читают книги по мультфильмам, фильмам – сказкам, русские народные сказки, а также литературные сказки русских и зарубежных писателей, стихотворения современных авторов, а также познавательную литературу об окружающем мире.
Особой популярностью у детей среднего школьного возраста пользуется фантастическая, приключенческая и детективная литература.
2.2.2. Наиболее популярные среди читателей книги, авторы
Младший возраст: русские народные сказки, сказки братьев Грим,
Г.-Х.Андерсена, А.Пушкина, Ш.Перро; всевозможные стихи; рассказы о природе и животных таких авторов как В.Бианки, Е. Чарушин, Г. Скребицкий, а также книги из серии «Любимые герои».
Любимые детские авторы – А. Хорт, О.Трушин, Г.Остер, Н. Носов, Ю.Фомина, М. Никрасова, Л.Матвеева, С. Ронкаля и др.
Средний возраст: романы Л. Сникет из серии «Тридцать три несчастья», романы из серии «Детский детектив», «Золотая библиотека», романы для девочек Ж.Уилсон, В.Иванова, Н. Мартынович, Т. Тронина «Вечеринка мечты», детективы из серии «Черный котенок».
Старший возраст: романы о любви, фэнтези, детективы
Э. Блайтон, В. Сотников, В. Ховенко, Э. Веркин. Не угас интерес к произведениям Д.К. Ролинг и Д. Емец (серия рассказов о Тане Гроттер)
2.2.3. Степень соответствия библиотечного фонда читательскому спросу
Фонд детского отдела соответствует запросам читателей-детей.
2.3. Программно-целевая и проектная деятельность библиотек ЦБС (создание собственных программ и проектов и участие в региональных и федеральных программах).
2.3.1. Проекты.
Библиотеки сегодня ломают прежние стереотипы восприятия, позиционируя себя обществу как учреждения, способные влиять на культурную жизнь поселка. Объединяя усилия различных институтов социокультурной инфраструктуры, они участвуют в проектах и программах вышестоящих организаций (Администрация Кемеровского муниципального района, Управление культуры, спорта и молодежной политики), выходящих за рамки библиотечной деятельности, чтобы служить все более широкой аудитории.
С ноября 2010 работа ЦБС ведется в рамках долгосрочной целевой программы «Культура Кемеровского муниципального района» (2010-2013гг).
Кроме этого ЦБС Кемеровского района работает в рамках комплексной программы «Патриотическое воспитание граждан Кемеровского муниципального района на 2011-2015гг», комплексная программа «По профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних граждан Кемеровского муниципального района на 2011-2015 гг», программа «Мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды на территории Кемеровского муниципального района 2010-2011гг)
В грантовых конкурсах в 2011 г ЦБС не участвовала.
В 2011 году было разработано 3 проекта
- «Медиатехнологии и будущее современных библиотек» (оснащение библиотек компьютерной техникой) Результаты: открытие модельной библиотеки с. Ягуново (областной бюджет), переезд библиотеки д. Мозжуха в новое помещение, оснащение ПК, копировально-множительной техникой, ТВ, ДВД (районный бюджет), открытие «Виртуального читального зала» в ЦБ п. Ясногорский (областной бюджет)
- «Библиопрофи» (совершенствование профессионального мастерства),
- «Верные друзья» (социально-развивающий проект социально-игровой комнаты д.Черемушки).
В рамках программы «Мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды на территории Кемеровского муниципального района 2010-2011гг» проводился районный конкурс экологических мероприятий. Призовые места: библиотека с. Елыкаево -1 место ( 5 тыс.), Центральная библиотека – 2 место (3 тыс ), библиотека п. Щегловский -3 место (2 тыс.) .
Экологический проект «Стань природе другом» 2009-2011гг на Всероссийском конкурсе экологических проектов «Твой след на планете» (2011) в номинации «Социальный проект» стал лауреатом и был награжден почетной грамотой ФГБОУ ВДЦ «Орленок».
2.3.2. Сколько всего библиотечных программ в ЦБС? Сколько из них ориентировано на детей?
В ЦБС всего 8 программ, из них ориентировано на детей –5.
В ЦБС преобладает проектная деятельность.
Программы
Детский отдел
В 2011 года детский отдел ЦБ работал по программе экологического образования и просвещения «В союзе с природой».
Срок реализации программы 2 года – 2011 – 2012 г.
Целью программы является формирование четкого представления об окружающем мире, о связи живого на планете, о необходимости охраны мира животных и растений. А также – воспитание эстетического восприятия природы, возникающего при активном использовании литературы и искусства, средств массовой информации.
В 2011 году детский отдел ЦБ работал по программе «Азбука здоровья», рассчитанной на 2 года – 2011-2012 г.
Цели и задачи этой программы – помочь детям и подросткам приобрести знания о вреде ПАВ и сформировать к этому негативное отношение, обучить способом решительного противодействия попыткам вовлечения и употребление наркотиков. Научить детей уважать себя, верить в свои силы, осознавать свою социальную роль; вести информационную и консультативную работу среди родителей и детей
Библиотеки-филиалы
Название «Спасибо, нет» библиотека СОШ п. Кузбасский.
Срок реализации 2011-2012.
Краткое содержание программы.
Социально-педагогическая дополнительная образовательная программа, направленная на профилактику вредных привычек и пропаганду здорового образа жизни.
Цели и задачи программы:
формирование грамотного представления о влиянии вредных привычек на организм подростка и ориентирование на ЗОЖ;
формы и методы реализации программы;
беседы, игровые, конкурсные программы, конференции, творческие конкурсы, тематические вечера, тренинги и пр.;
полученные или ожидаемые результаты;
Воспитание привычки обдумывать и анализировать свое поведение, правильно организовывать свой досуг.
Название «Ваш подвиг в памяти потомков» библиотека «Радуга» с.Ягуново
Срок реализации 2007-2011.
Краткое содержание программы:
патриотическое воспитание подрастающего поколения
Цели и задачи программы:
воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, привитие чувства гордости, формирование толерантности;
формы и методы реализации программы;
информационные часы, экскурсии в музеи, встречи, митинги, уроки памяти и др.
Полученные результаты:
Собран и выпущен материал по истории села, известных земляках, ветеранах
Название «Мы здесь живем и край нам этот дорог» библиотека д. Мозжуха
Срок реализации 2009-2013.
Краткое содержание программы: краеведческая программа
Цели и задачи программы:
воспитание уважения к культурному и историческому прошлому,
формирование активной гражданской позиции
Формы и методы реализации программы или проекта: беседы, информационные часы, экскурсии, встречи, митинги, уроки памяти и др.
Полученные или ожидаемые результаты: активизировалась краеведческо-поисковая работа
2.4. Основные направления библиотечного обслуживания, информационно-досуговой деятельности библиотеки
Среди функций современных библиотек не последнее место занимает культурно-досуговое направление. И библиотеки являются одним из центров приобщения населения к творчеству, чтению, культуре, искусству.
«Статистический анализ массовых мероприятий»
Форма мероприятия | Количество мероприятий | Посетило человек | ||
Всего | % от общего кол-ва | в т.ч. платных | | |
Акция | 3 | 1,4 | | 142 |
Бенефис | | | | |
Беседа | 10 | 4,6 | | 117 |
Вечер | | | | |
Встреча | | | | |
Выставка | 16 | 7,4 | | 169 |
Дебаты, дискуссия | | | | |
Занятие кружка, клуба | 77 | 35,7 | | 986 |
Игра, конкурс | 29 | 13,4 | | 365 |
Композиция | 2 | 0,9 | | 29 |
Конференция | | | | |
Круглый стол | | | | |
Лекция | | | | |
Мастер-класс, мастер-класс | | | | |
Обзор | 14 | 6,5 | | 172 |
Посиделки | 3 | 1,4 | | 55 |
Праздник, театрализованное представление | 5 | 2,3 | | 192 |
Презентация | 1 | 0,4 | | 25 |
Ток-шоу | | | | |
Тренинг | | | | |
Урок | 10 | 4,6 | | 111 |
Утренник | 7 | 3,2 | | 103 |
Час | 23 | 10,7 | | 276 |
Экскурсия | 3 | 1,4 | | 54 |
Дополните список | | | | |
Литературное путешествие | 7 | 3,2 | | 119 |
викторина | 6 | 2,8 | | 107 |
| | | | |
Всего | 216 | 100 | | 3022 |
Наиболее популярные формы массовой работы с детьми
Наиболее популярные формы работы с детьми – праздники, конкурсы, беседы с элементами игры, познавательные часы с развлекательными игровыми моментами, познавательные часы с использованием слайдов; викторины.
Дети предпочитают участвовать в самом процессе мероприятия, а не просто наблюдать со стороны. Поэтому любое мероприятие сопровождается викториной, конкурсами, загадками и пр. Игра и развивает и развлекает ребёнка одновременно. Ролевые игры, театрализация давно и прочно вошли в основу наших библиотечных мероприятий.
Комплексные формы работы
Неделя детской книги
Неделя добра
Неделя здоровья
Неделя детской книги
В течение семи дней мартовских школьных каникул детский отдел Центральной библиотеки встречал своих юных читателей литературными часами, викторинами, конкурсами.
Открылась Неделя праздником «Чудеса в книжном царстве». Под звуки детской песенки ребята вместе с героями отправились в путешествие. В Исторической части царства ведущая рассказала об истории книги, о её значении в нашей жизни и о правилах поведения в Книжкином царстве. На проспекте Писателей вспомнили известных детских писателей и их замечательные произведения (А. Барто, Н.Носова, Г. Остера, С. Михалкова, К. Чуковского и др.) На Сказочном бульваре детей ожидали викторины и конкурсы, на Книжной улице разгадывали пословицы и поговорки.
Библиографический обзор «С днем рождения книга» прошел для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Вниманию участников мероприятия предложили слайд-презентацию о книгах, отмечающих в 2011 году юбилей. Представленные книги вошли в сокровищницу литературы, переходя из поколения в поколение. В них запечатлены вкусы и взгляды не только самих авторов, но и людей, для которых они работали.
Следующий день каникул был посвящен детской поэтессе Эмме Мошковской. Библиотекарь провела с детьми познавательную слайд-беседу «Наш светлый и радостный дом». В радостном «доме» стихов, который поэтесса построила для ребят, оживают дома, улицы, трамваи, деревья, в общем, все, что нас окружает. Дети познакомились с книгами Э. Мошковской, представленными на тематической полке «Имя знакомое всем». Прослушав стихотворение «Вежливое слово», ребята поняли, что надо знать волшебные слова, ведь они творят чудеса. На стихотворение «Обида» Мошковской был снят мультфильм «И мама меня простит», в котором рассказывается, как бывает мучительно стыдно, когда малыш огорчает свою маму. После просмотра мультфильма с детьми прошло его обсуждение. Стихи Э. Мошковской учат всем премудростям жизни, учат быть честными, щедрыми, трудолюбивыми.
На веселый час собрались юные читатели. Встреча была посвящена Эдуарду Успенскому и его книгам не случайно. 1 марта 2011 года в детском отделе Центральной библиотеки прошел конкурс «Мои любимые книги». Дети выбирали 10 лучших детских книг. Маленькие жители голосовали за свою любимую книгу. В нашей библиотеке среди читателей младшего и среднего школьного возраста лучшей стала книга Эдуарда Успенского «Дядя Федор, кот и пес».
На встрече ребята познакомились с интересными фактами биографии Эдуарда Успенского. Встречались с полюбившимися героями. Читали по очереди отрывок из сказки «Дядя Федор, пес и кот». Преображались в актеров, писали «Объявление, отвечали на вопросы литературной викторины. Ребятам очень понравилось в сказочном мире, который подарил им веселый поэт и писатель Э. Успенский. Герои его книг стали добрыми друзьями для наших маленьких читателей.
В заключение Недели детской книги состоялась праздничная викторина «Волшебный день в книжной лавке». Попав в загадочный и увлекательный мир конкурсов, ребята показали свои знания произведений русских и зарубежных писателей, проявили эрудицию, остроумие, находчивость в конкурсах «Отвечай, не зевай», «Верители вы, что…», «Загадки-обманки». В конкурсе «Стихотворные строчки» ребята вспоминали произведения детских писателей. Активно участвуя в литературных викторинах, разгадывая загадки, ребята показали, что знают и любят книги. Самые активные участники викторины получили небольшие призы.
Неделя добра в детском отделе
С 18.04. по 24.04.11 г. прошла акция «Ау, книга!». В начале недели на стендах объявлений в Ясногорской, Мазуровской средних школ, а также в Центральной библиотеке посетители увидели объявление:
«Наша книжка потерялась, В вашем доме задержалась. Без подружек ей невмочь, Предлагаем ей помочь!», в котором работники библиотеки убедительно просили вернуть книги в библиотеку. Читатели, задержавшие книги, не услышат никаких порицаний, а только благодарность. В течение всей недели дети возвращали книги, приводили с собой друзей, удивлялись новинкам и с удовольствием брали яркие, красочные книги.
На литературном часе «Я имею право» библиотекари познакомили детей с конвенцией о правах ребенка. На примере литературных героев дети узнали, в каких сказках нарушаются их права. А на примере детских песен было показано, как герои свои права реализуют. В заключение часа были показаны фрагменты из мультфильмов, где нарушались права героев. («Сказка о попе и работнике его Балде», «Чипполино», «Золушка» и др.)
Прошел конкурс рисунков о доброте «Твори добро на всей земле». Ребята в своих рисунках отразили красоту души человека, его доброе отношение к окружающему миру.
Для детей младшего школьного возраста прошло увлекательное мероприятие «Придумано кем-то просто и мудро…». Дети отправились путешествовать в страну «Вежливости» и узнали много волшебных слов. Ребятам были предложены стихи о вежливости, о правилах поведения. В заключение ребята посмотрели фильм «Цветик-семицветик». Этот фильм о добре и о том, что добром можно вылечить даже самую страшную болезнь.
Неделя здоровья
С 4 по 9 апреля в библиотеках района проходили различные мероприятия, посвященные Всемирному Дню здоровья.
В ДО п. Ясногорский для детей среднего школьного возраста прошла игровая программа «На помощь к Василисе Прекрасной». Дети помогали Василисе Прекрасной разобраться в лекарственных растениях. Ведущая показала детям энциклопедию «Лекарственные растения», рассказала о лекарственных растениях и их целебных свойствах. Потом ребята приняли участие в конкурсах: «Целительный» (угадать в каких случаях можно применять то или иное растение), «Загадочный» (отгадать загадку о лекарственном растении), «Внимательный- наблюдательный» (определить по внешнему виду, что за растение). В заключение дети посмотрели небольшой фильм о растениях.
Работа кружков, клубов по интересам
Работа клубов «Оленёнок» (экологическое просвещение) и «Видеолицей» (информационно-познавательный) ведется уже в течение нескольких лет и интерес к этим клубам не ослабевает. Слайд-шоу и презентации с использованием видеоаппаратуры наиболее интересны для детей. Видеоряд помогает им лучше воспринимать информацию, эмоциональнее реагировать на происходящее, надолго запомнить полученные знания.
Экологический урок «Земля – наш дом, но мы не одни в нем живем» прошел в актовом зале библиотеки. Ребята путешествовали по станциям «Цветочная», «Лапы, уши и хвосты», «Шестиногие», «Пернатые» и «Грибная». Викторина, игры, стихи, загадки – все самое интересное о животных и птицах было предложено детям. В заключение продемонстрировали 10-минутный фильм о животных и птицах в природе.
На занятиях кружка «Книжкина больница» дети знакомятся с историей создания и возникновения книги и книгопечатания, с составными частями книги. На занятиях разбираются различные темы: «Книга - самый верный настоящий друг», «Правила обращения с книжкой», «Лучшая обложка для книжки» и др. Дети с большим удовольствием оказывают практическую помощь в ремонте ветхих книг в целях сохранности библиотечного фонда.
В течение года членами кружка было отремонтировано 188 книг и 126 брошюр.
С участниками клуба «Мой друг – компьютер» постоянно проводятся беседы с наглядной демонстрацией и с последующей практикой работы на компьютере: «Основные правила печати на компьютере», «Сканирование изображений», «Учимся переводить текст» и др.
Целью программы клуба «Город мастеров» для учеников начальных классов является: приобретение детьми определенных знаний и практических умений при работе с соленым тестом. На занятии под названием «Веселые зверята», дети смастерили зверушек: лебедей, ёжиков, медведей и др., раскрасили их яркими красками и поселили всех в теремок. Сочинили и обыграли сказку. Отдельные занятия были посвящены предстоящим праздникам. На них школьники изготавливали сувениры-подарки для своих родных («Подарок папе», «Цветок для мамы», «Бабушкина шкатулка»).
страница 1страница 2страница 3 ... страница 11страница 12
скачать
Другие похожие работы: