NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Аналитическая справка по работе библиотек цбс кмр с детьми за 2011 год


Выставочная деятельность
В течение года в детском отделе ЦБ было оформлено 16 выставок, посвященных различным событиям и памятным датам.

Книжная выставка - самая популярная форма массовой работы библиотеки. Книжные выставки помогают наглядно проиллюстрировать возможности фонда, рассказать о новых поступлениях, также пропагандируют лучшие произведения авторов различных времен. Оформляются книжные выставки, как самостоятельные, так и сопровождающие массовые мероприятия.

Сотрудники нашей библиотеки творчески подходят к оформлению выставок. Только такие выставки побуждают юного читателя к чтению, интеллектуальной и творческой деятельности. Обязательно при оформлении выставок учитываются возрастные особенности.

В 2011 году в библиотеке были оформлены постоянные выставки «Космос от А до Я», «Они знают всё», посв. справочным изданиям и др., длительные «Великий героизм» о подвигах русских солдат, «У книжек нет каникул» летняя выставка, «С днем рождения книга», посв. книгам-юбилярам и др., кратковременные («Путешествие по океану знаний» к 1 сентября, «Книжкины именины» к Неделе детской книги, », ко дню Защитника Отечества «Армейская азбука» и др.).

Для большего привлечения внимания читателей в библиотеке используются все чаще необычные книжные выставки: выставка-игра «Дядя Федор, кот и пес» (не только читали, но и играли с персонажами – мягкими игрушками), выставка-викторина «Под шапкой невидимкой» (поднимая цветок - отгадываешь загадку), экологическая выставка-путешествие в удивительный мир животных «Посмотри и удивись», выставка-поздравление к Новому году «Новогодний карнавал», выставка-обращение «Книга – твой друг. Береги ее», выставка-память ко дню Победы «Великая Отечественная – в памяти и навсегда» и другие.

Не менее активно используются и традиционные виды книжных выставок: выставки новых поступлений, персональные выставки, выставки по актуальным темам, выставки к знаменательным и памятным датам.

Большой популярностью у подростков пользуются персональные выставки, которые в нашей библиотеке посвящены классикам отечественной и зарубежной литературы. Состоит такая выставка из 3 разделов:

- первый рассказывает о жизни писателя,

- второй посвящен его деятельности,

- третий раздел представляет сами произведения, труды этого человека.

Все это позволяет, как можно больше узнать о писателе, его жизни и деятельности.

Направления
2.4.1. Работа с дошкольниками
Книга – одно из самых больших чудес на свете. Книжные герои помогают человеку лучше понять самого себя, поверить в свои силы, обнаружить свои способности, призвание, выстроить правильно отношения с окружающим миром, с другими людьми. Иллюстрации к произведениям содействуют развитию творческого воображения, образного мышления. Приобщение к литературному языку – лучшее средство развития речи. Но интерес к чтению, любовь к книге и слову не возникнут сами по себе. Они формируются, воспитываются с самого раннего детства. Поэтому одно из центральных направлений в работе детского отдела библиотеки – приобщение к книге, к литературе самых юных читателей – воспитанников детского сада. Для активизации интереса дошколят к библиотеке для них проводятся праздничные и игровые мероприятия, яркие книжные и иллюстрированные выставки, громкие чтения.

Замечательно, что в нашей библиотеке есть сотрудники, которые фантазируют, сочиняют и играют вместе с детьми, стараясь сделать библиотеку «теплым домом». И первое знакомство с библиотекой начинается с экскурсии в сказочную страну Читалию, где малыши встречают известных литературных персонажей Нафаню, Незнайку и вместе с ними знакомятся с библиотекой.

Творческой находкой стало проведение кукольных спектаклей для малышей по мотивам известных русских и литературных сказок.

Дети из детского сада затаив дыхание следили за событиями, развернувшимися за сказочной ширмой. Кто окажется хитрее и мудрее в сказке «Волк и лиса»? Сможет ли Волк наловить рыбу хвостом? Надо ли пожалеть Лисичку-сестричку и проводить ее до норы? Сопереживали, подсказывали, давали советы, подпевали малыши вместе с героями русской сказки.

Ребята постарше уже сами разыгрывают небольшие кукольные спектакли «Репка», «Курочка ряба». А потом все вместе рисуют, лепят, мастерят понравившихся персонажей.
2.4.2. Краеведение
В Центральной библиотеке есть краеведческий отдел, с которым проводятся совместные мероприятия.
Основные, приоритетные направления краеведческой работы:

- поисковая работа (сбор информации по истории сел района, сведений о людях, оставивших значительный след в развитие района),

- литературное краеведение (встречи с писателями и поэтами, выпуск сборников местных авторов)
Программы

Проект «Кузбасс литературный»

Срок реализации 2011-2013

Цели и задачи – знакомство подрастающего поколения с творчеством кузбасских писателей и поэтов, пропаганда произведений кузбасских и местных авторов, выявление молодых талантливых авторов

Формы и методы: организация и проведение творческих встреч, литературных вечеров, выпуск сборников стихов местных авторов, информационных буклетов о жизни и деятельности кузбасских авторов.
Краеведческие ресурсы

  • фонд (фонд пополнился на 97 экз)

  • СПА:

  • каталог

  • краеведческая картотека статей

  • библиографические указатели;

  • пресс-папки: «История и современность сел и деревень Кемеровского муниципального района », «Знаменитые люди района»

  • БД: «Памятники Кемеровского муниципального района» и «Мы все живем, чтобы оставить след» (о знаменитых людях, ветеранах, шахтерах)


Справочное обслуживание по краеведению

Кол-во выполненных справок по краеведению

Из них виртуальных

Кол-во отказов

161

27

0

Приведите примеры отказов

Если в фонде отдела нет необходимого издания, то запросы выполняются через Интернет или ОНБ им. Федорова
Массовые мероприятия

В детском отделе с детьми младшего и среднего возраста был проведён литературно-познавательный час по рассказу Михаила Колосова «Уголёк». Слушая рассказ библиотекаря, ребята познакомились с мальчиком Артёмкой, у которого дедушка был шахтёром. Библиотекарь зачитала отрывки из рассказа, где «Дедушка рассказывал Артёмке, что делают из угля: газ, различные смолы, масла, удобрения, искусственное волокно и ещё много – много разных полезных и нужных вещей. Дедушка вспоминал, как раньше было тяжело работать в шахте, когда уголь рубили кайлом и вывозили из забоя на санках. А сейчас в шахте легче стало работать. На помощь шахтёрам пришли умные машины.

Дети вместе с Артёмкой как будто побывали в шахте. Так интересно был написан рассказ М. Колосовым. После этого школьники познакомились с книжной выставкой «Шахтерское братство», полистали книги, где изображены современные виды техники, используемые в шахтах и на разрезах.

Ко Дню шахтера в краеведческом отделе была оформлена книжная выставка «Шахтерское братство». Разделы выставки: «Герои шахтерского труда», «Уголь Кузбасса» раскрывают информацию о шахтерах Кемеровского района, шахтерских династиях, о шахтах Кузбасса, угольных месторождениях в Кемеровской области.

Сотрудники Центральной библиотеки приняли участие в областном мероприятии «Даль памяти народной». В большом зале областной научной библиотеки им. Федорова состоялась встреча с поэтом из г.Нижний Новгород А.А.Кочетковым (Александр Северный), огромным поклонником творчества Василия Дмитриевича Федорова. Александр Северный выступил с поэтической программой, составленной из произведений Василия Федорова. Встреча проводилась накануне Всероссийского литературного праздника «Фёдоровские чтения» в рамках акции «Начни учиться с нами!».

Прошел творческий вечер-встреча поэта Кемеровского муниципального района Кузнецова Петра Николаевича с учащимися 9 класса Губернаторской школы-интерната для девочек и с членами Совета ветеранов. Перед мероприятием детей познакомились с выставкой «Лира земли Кузнецкой», раскрывающей творчество поэтов Кузбасса.

После вступительных слов ведущего, поэт рассказал о себе и своем творчестве, зачитал стихи, познакомил с вышедшими сборниками: «День рождения деревни», «На жизненном прекрасном вираже». Присутствующие задавали вопросы, по желанию зачитывали стихи собственного сочинения. Во время музыкальных пауз звучали песни на стихи Кузнецова и исполнялись бардовские песни.

В заключение вечера поэт подарил школе-интернату книги со своим автографом.
Издательская продукция:

  1. Краеведение от «А» до «Я» [Текст]: рекомендательный библиографический указатель краеведческих документов, имеющихся в отделе краеведения ЦБ ЦБС КМР / Сост.: заведующая отделом краеведения Н.С. Захарцова.– п.Ясногорский: Центральная библиотека, краеведческий отдел, 2011.- 80с.

  2. ЦБС Кемеровского муниципального района на страницах периодических изданий в 2011 году [Текст]: библиографический указатель / Сост.: заведующая отделом краеведения ЦБС Н.С. Захарцова.– п.Ясногорский: Центральная библиотека, краеведческий отдел, 2011.– 12с.

  3. Библиотекари Кемеровского муниципального района [Текст]: справочник / Сост.: заведующая отделом краеведения Н.С. Захарцова.- 2-е изд., испр. и доп.– п.Ясногорский: Центральная библиотека, краеведческий отдел, 2011.- 36с.

  4. Памятники Кемеровского муниципального района [Текст]: справочник / Сост.: заведующая отделом краеведения Н.С. Захарцова.- 2-е изд., доп.- п.Ясногорский: Центральная библиотека, краеведческий отдел, 2011.- 58с.: фотоил.

  5. Центральная библиотека [Текст]: буклет / Сост. заведующая краеведческим отделом Н.С. Захарцова.– п.Ясногорский: Центральная библиотека, краеведческий отдел, 2011

  6. Краеведческий отдел [Текст]: буклет / Сост. заведующая краеведческим отделом Н.С. Захарцова.– п.Ясногорский: Центральная библиотека, краеведческий отдел, 2011

  7. Централизованная библиотечная система [Текст]: буклет / Сост. заведующая краеведческим отделом Н.С. Захарцова.– п. Ясногорский: Центральная библиотека, краеведческий отдел, 2011

  8. Герои космоса [Электронный ресурс]: слайд-презентация о кузбасских космонавтах к Году космонавтики / Сост. заведующая отделом краеведения Н.С. Захарцова.– п.Ясногорский: Центральная библиотека, краеведческий отдел, 2011


Партнерские отношения

Краеведческий отдел сотрудничает с сельской и районной администрацией, советом ветеранов, общеобразовательными школами, музеями, союзом писателей Кузбасса.
2.4.3. Экологическое просвещение
В настоящее время значительное ухудшение состояния природной среды обитания и вместе с тем рост токсических, аллергических, сердечно-сосудистых заболеваний ставит приоритетной проблему экологической грамотности подрастающего поколения.

Экологический урок «Планета – наш дом, но мы не одни в нем живем» начался с того, что библиотекарь показала детям макет планеты Земля какая она маленькая и хрупкая. Рассказала о том, мы все: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения живем на планете Земля, какие условия необходимы для нормального сосуществования. Как важно бережно относиться к нашему общему дому – Земле. В заключении ребята посмотрели документальный фильм «Планета в опасности», из которого узнали, какие опасности подстерегают нашу планету, как человечество должно бороться с техногенными катастрофами, чтобы продлить жизнь планеты и ее жителям.

Конкурсно-игровая программа «Птичий базар» состояла из нескольких туров. Дети отвечали на вопросы викторины о жизни, повадках некоторых видов птиц, зимующих и перелетных, поиграли в игру «Верю – не верю» и отгадывали загадки.

«Войди в природу другом» - неизменная тема лета. Познакомить детей с красотой родной природы, объединить их любовью ко всему живому, заставить задуматься над тем, что же мы оставим после себя – вот наши основные задачи. А делаем мы это, знакомя читателей с проблемами экологии, с животным миром, привлекая к чтению замечательных детских книг.

Книжная выставка по экологии «Любить и знать окружающий мир». познакомила детей с живописными местами нашей Родины, с растительным и животным миром нашей планеты, а так же с литературой, помогающей в формировании экологической культуры.

Игра Поле чудес «Лесная аптека» была посвящена лекарственным растениям нашей области.

Игра-путешествие «Летние тропинки» была построена на знаниях детей о том, какие цветы и травы растут на лугу, какие насекомые обитают у нас летом. В игровой форме дети узнали, чем полезны растения сада и огорода. В играх «Сороконожки», «Перевези зайца», «Вытяни репку», «Непослушный воздушный шарик», «Толстый клоун», «Веселые лужицы» ребята проявляли сноровку, сообразительность и быстроту реакции.

На познавательном часе «Под шапкой невидимкой» ребята познакомились с растениями нашего края, основными проблемами экологии и охраны окружающей среды. Основное внимание было уделено цветам, их использованию в жизни человека и правилам поведения в удивительном мире природы.
2.4.4. Патриотическое, военно-патриотическое, гражданско-патриотическое направления
В истории Отечества интересно все. Уроки истории, игры-путешествия дают возможность для ребят перенестись на несколько веков назад и увидеть Россию в разновеликости событий.

Дети прослушали беседу «И матушка Россия будет помнить нас!», посвященная Дню народного единства. Краткая историческая справка о народном ополчении, о тех, кто возглавил народное движение и победил польских захватчиков помогла ребятам понять смысл праздника – День народного единства. А фильм «Илья Муромец» рассказал о богатырях земли русской.

Во все времена народы воспевали удаль и силу воинов.

На утреннике «Слава Армии родной» для младшего школьного возраста, посвященном Дню Защитника Отечества, дети участвовали в конкурсах: «Крепка рука у нашего молодого бойца», «Медсанбат», «Снайперы» отгадывали загадки на военную тему, вспоминали великих полководцев.

Книжная выставка «Великая Отечественная – в памяти и навсегда» знакомила ребят с книгами о подвигах солдат, о городах-героях, о партизанском движении.

В преддверии празднования Победы библиотекари провели утренник для детей дошкольного возраста «Войны не знали мы, но все же…». Ребята посмотрели на слайд-презентацию, прослушали биографию пионеров-героев, удостоенных звания - Герой Советского союза. Дети подготовили небольшой концерт, который чередовался с кадрами из хроники того времени и отрывками из фильма «Сын полка». По окончании встречи собравшиеся почтили минутой молчания всех тех, кто не вернулся после окончания Великой Отечественной войны.

Соприкоснуться с прошлым, почувствовать боль тех, кто был непосредственным участником событий, смогли учащиеся школы, посетившие вечер поэзии «Серебряная луна». Музыкальная композиции «Жди меня» в исполнении С. Михайлова настроила аудиторию на сопереживание. На этой встрече присутствовали ветераны аппарата администрации Кемеровской области, а также ветераны района, которые сами пишут стихи. Это Галина Медина, Владимир Пустоходов и Василий Лобанов. Они читали стихи о войне, о природе, о жизни, о любви. Ведущий вечера Александр Исаенков подарил председателю совета ветеранов Поплавской Н.И. книгу «Кузбасс: история и настоящее»
2.4.5. Работа в дни каникул
Зимние каникулы

В течение всего первого рабочего дня в детском отделе Центральной библиотеки проходила акция «Первый читатель года». Самый первый читатель получал памятный знак и подарок- книгу. За первые 20 номеров дети получили небольшие сувениры.

На познавательном часе «Деды Морозы разных стран» дети узнали о том, как в разных странах встречают Новый год, как называют Деда Мороза в других странах и государствах.

Рождественские посиделки «Рождество идет» познакомили с одним из величайших праздников христианства – Рождество Христово. Дети читали стихи, посвященные великому празднику – Рождеству, с удовольствием гадали на деревянных кружках, пускали кораблики и именами, выливали воск на воду, жгли бумагу в блюдце. В заключение дети прослушали легенду «О рождественской ёлке».

На протяжении всех каникул работала выставка «Новогодний серпантин». Ребята отгадывали загадки с выставки, участвовали в викторинах и играх. А в последний день каникул прошло награждение самых активных участников выставки.
Летние каникулы

В летние каникулы детский отдел работал по программе.

На площади возле библиотеки развернулось увлекательное путешествие в мир сказок А.С.Пушкина «Что за прелесть эти сказки» для детей 1-4 классов Мазуровской средней школы. Детей встречал Кот ученый сказками-побасенками и попросил назвать любимые сказки Пушкина. И тут перед ними возник Балда. Балда провел с ребятами игру на внимание «Рыбак и рыбка». Балда так раскручивал невод, что неожиданно перед детьми появился Бесенок. Вместе с Балдой они стали играть с детьми в игры «Катись-катись яблочко», «Море волнуется». А Кот ученый задавал свои мудрые вопросы по сказкам А.С.Пушкина.

В первой части игровой программы «Любознательным сластенам» ребята познакомились с историей происхождения сладостей: конфет, мороженого, шоколада и пряников. Потом дети сами приготовили по старинному русскому рецепту «лепные пряники»: замесили тесто, сформовали его в красивые лепные фигурки и выпекали в духовом шкафу. В заключении состоялось чаепитие с конфетами и пряниками собственного приготовления.

На спортивной площадке дети отправились в «Страну Светофорию». С помощью игр они вспомнили правила дорожного движения, узнали, что обозначают часто встречающиеся дорожные знаки. Для закрепления материала с детьми были проведены эстафеты: «Найди знак», «Передаем жезл», «Светофор», «Отгадай транспорт», «Пешеходный переход», «Автобус» и др.

На спортивной площадке прошла эстафета для детей «Веселые старты». Дети разделились на две команды «Быстрые» и «Смелые». Ребята дружно участвовали в предложенных конкурсах и эстафетах «Эстафета с палочкой», «Гусиный шаг», «Пингвины», «Бег со связанными ногами», «Бег с препятствиями», «Эстафета с яйцом» и др. В ходе соревнования по количеству баллов определялась самая сильная, смелая, сплоченная команда. Однако команды набрали одинаковое количество баллов и все ребята получили небольшие призы, хорошее настроение и заряд бодрости на весь день.

В конкурсе «В гостях у принцесс» принимали участие 4 девочки. Девочки рассказали о себе, о своих увлечениях, любимых занятиях, читали стихи любимых поэтов, пели детские песенки, демонстрировали свою походку, умение держаться на подиуме. Для очаровательных принцесс в сражение вступили два рыцаря. Они прошли все испытания и завоевали для принцесс волшебные цветы. Девочки исполнили для рыцарей танец. Болельщики отгадывали веселые загадки. Конкурс получился ярким, запоминающим.

Литературный час «Вежливость на каждый день» был построен на анализе поступков героев известных сказок. Дети усвоили нормы поведения в общественных учреждениях.

Познавательно-игровая программа «Здравствуйте! Или День приветствий» началась с рассказа библиотекаря рассказ о замечательной традиции здороваться друг с другом. Детям было предложено поздороваться без слов, с помощью жестов. Потом дети прослушали информацию о том, какие традиционные приветствия используются другими народами. Они зачитывали приветствия и тут же их показывали.

На часе развлечений «Будем песни распевать в игры разные играть» с детьми были проведены различные конкурсы. Проявляя ловкость и сообразительность, дети справились с заданием «Одень друга». В игре на внимание «Мы с тобою так похожи», ведущий старался запутать детей каверзными вопросами.

По малым жанрам русского детского фольклора и русским народным играм была проведена литературная игра «Всё равно тебе водить!». Дети побывали на деревенских посиделках, познакомились с фольклорными традициями, с русскими народными играми, отгадывали мудреные загадки бабушки Варварушки, песни пели и плясали.

Во время громких чтений «Незнайка с нашего двора» дети прослушали отрывки из произведения Н.Носова «Приключения Незнайки», а потом сами по очереди читали

На познавательном часе «Секреты в лукошке» дети с удовольствием вспомнили, как нужно искать, как правильно срезать, во что лучше всего собирать грибы. Так же они узнали, как правильно ориентироваться в лесу по грибам - «живым компасам». Особое внимание уделили беседе о ядовитых грибах, поговорили о том, насколько они опасны для человека. В заключение мероприятия вспомнили пословицы и поговорки о грибах, а так же народные приметы, связанные с грибами.

Громкие чтения «Читаем на каникулах» были посвящены любимым детским книжкам. Детям зачитывался отрывок произведения известных детских писателей, а ребята вспоминали, чем это произведение закончилось.
Осенние каникулы

В дни осенних каникул дети собрались, чтобы поучаствовать в литературной викторине, конкурсах, пообщаться.

Участники литературной викторины «Книги, с которыми весело!» показали себя настоящими эрудитами. По набору слов отгадывали название сказки, по отрывку называли автора и произведение, заканчивали стихотворные строчки и читали свои любимые стихотворения. А ещё ребята с радостью разгадывали загадки, пели песни и отгадывали ребус.

Самым приятным сюрпризом для активных читателей библиотеки оказался «День именинника». Ведущая рассказала ребятам о значении их имени. Дети участвовали в конкурсной программе, отгадывали загадки, поздравляли друг друга с днем рождения, дарили именинникам подарки.

страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 11страница 12


скачать

Другие похожие работы: