Анализ деятельности библиотек мбук «цбс» Киселевского городского округа по обслуживанию юношества за 2013 год Киселевск, 2013
Основные направления и формы библиотечного обслуживания специалистов, работающих с юношеством.
Библиотекари продолжают многолетнее сотрудничество с педагогами Киселевского горного техникума, педагогического колледжа, профессиональных училищ № 8, 47, учителями общеобразовательных школ, педагогами дополнительного образования центров детского творчества, СЮТа.
Формы библиотечного обслуживания с этой категорией читателей в основном остаются традиционными: книжные выставки, обзоры, беседы, консультации, индивидуальное информирование о новых поступлениях книг в библиотеку и публикациях в периодике по интересующим их темам.
Юношеская библиотека-филиал № 1 с 2013 года ввела такую форму, как оповещение о новинках литературы, о планах работы библиотеки на месяц и приглашении на массовые мероприятия через электронную почту заместителей директоров по воспитательной работе в школы №№ 5, 11, 33, педагогического колледжа, СЮТа.
В основном, специалисты, работающие с юношеством, находятся на индивидуальном информировании.
Так, например, библиотекари библиотеки-филиала № 4 отмечают, что главными информационными потребностями Вознюк О. Л. – преподавателя русского языка и литературы ПУ № 47, были вопросы по методике преподавания предметов и всестороннего развития учащихся. В течение года ей оказывалась помощь в подборе материалов из журналов «Воспитание школьников», «Литература в школе».
Калиткина Е. В. – социальный педагог Киселевского горного техникума обращалась за помощью в подборе информации к юбилейной дате их учебного заведения, по творчеству Ю. И. Гончарова. В течение года подбирался и предоставлялся материал в помощь профессиональной деятельности по следующим темам: психология, политология, воспитание учащихся.
Библиотечные фонды для юношества
Главный библиотекарь
Отдела формирования единого фонда
и каталогизации документов МБУК «ЦБС»
Рогова Ирина Ивановна
Эл. почта: [email protected]
т. 8 (384-64) 5-14-60
7.1. Соответствие книжного фонда информационным запросам юношества.
В ЦБС фонд для юношества отдельно не выделен. Но самая популярная молодежная литература приближена к читателям: оформлены книжные выставки и тематические стеллажи. Фэнтези, детективы, любовные романы – любимое чтение юношества, собраны на отдельных стеллажах.
Фактически, книжные фонды для юношества в ЦБС не в полной мере соответствуют запросам пользователей. Говоря о читальных залах, можно сказать, что книжный фонд соответствует запросам юношества, т.к. там собрана практически вся справочная и учебная литература. Кроме того, периодические издания для юношества практически все остаются в читальном зале, т.к. выписываются в единственном экземпляре.
На абонементах библиотек - противоположная картина: фонды сильно устарели. В последние годы благодаря выделенным средствам из федерального, областного и местного бюджетов фонды библиотек, работающих с юношеством, пополнялись научно-популярными изданиями по технике, психологии, медицине, здоровому образу жизни, спорту и т.д. Но для того, чтобы комплектовать библиотеки ЦБС достаточным количеством литературы для юношества и других категорий читателей, необходимо финансирование на уровне 2-3 млн. рублей ежегодно.
Что касается отраслевой учебной литературы, то она в последнее время практически не спрашивается. Компьютеры теперь есть в каждом доме, доступ к Интернету тоже не проблема. Поэтому, в основном, учебники читатели спрашивают только для составления списков использованной литературы. А также их берут те, редкие теперь студенты, которые действительно хотят знать все о своей будущей работе. Поэтому несколько возрос спрос на литературу по горному делу, программированию, строительной технике, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и т.д.
7.2. Наиболее популярные у читателей юношеского возраста книги и авторы.
С.Майер все книги («Сумерки» и остальные), «Гостья»,
Романы Х. Мураками,
Романы П. Коэльо,
Романы М. Леви,
Романы Дж. Остен «Гордость и предубеждение», «Эмма» и др.,
Трилогия С. Коллинз «Голодные игры»,
Книги серий «Детектив + Love», «Только для девчонок», «S.T.A.L.K.E.R»,
Фэнтези.
Уже по названиям книг легко догадаться, что нашей основной читательской аудиторией являются девушки. Ребята читают крайне редко, в основном книги по школьной программе, фэнтези, боевики.
7.3. Темы и отдельные книги, получившие наибольшее количество отказов:
«фэнтези», книги о вампирах, драконах и т.д.,
Мураками Х. трилогия «Крысы» («Слушай песню ветра», «Пинбол», «Охота на овец»),
новые романы П. Коэльо,
Красная книга Кемеровской области,
романы М. Леви,
Мартин Дж. Сага «Песнь льда и пламени»,
книги серии «S.T.A.L.K.E.R» и т.д.
Основные темы отказов:
Техника - рукоделие (бисероплетение и т.д.), ремонт мопедов, мотоциклов, программирование, литература по горному делу (горные машины, обогащение углей), техническое обслуживание и ремонт иностранных автомобилей;
Домашние животные, комнатные растения;
Книги по здоровому образу жизни;
Право (Кодексы, литература по охранно-правовой деятельности);
Краеведение (экономика края, история, о фольклоре Кузбасса, редкие животные и растения);
Педагогика (методика воспитания по отдельным направлениям дошкольного образования, книги по профориентации);
Спорт (тайский бокс и другие виды рукопашного боя, восточные единоборства), виды спортивных игр;
Психология (общение, конфликты, популярная литература, сборники тестов).
7.4. Периодические издания для юношества.
Центральная библиотека выписывала в 2013 г. следующие издания для юношества: газеты – «Комсомольская правда» - 196 экз., «Любимая подружка» - 26 экз. (1-е пол-е).
Журналы - 6 названий: «Маруся», «Лиза», «ЛизаGIRL» (1-е пол-е) и др. – 106 экз. Журналы «Финансы», «Деньги и кредит», «Государство и право» оказывают большую помощь в написании курсовых работ читателям – студентам. Наиболее часто также спрашиваются следующие издания: «Основы безопасности и жизнедеятельности», «Экология и жизнь», «Российская газета».
Девушки, увлекающиеся рукоделием, с увлечением смотрят женские журналы: «Лена - Рукоделие», «Бурда», «Сабрина». В 2014 г. библиотека будет получать те же издания.
Библиотека-филиал № 1
Библиотека выписывает 2 газеты - «Комсомольская правда» и «Собеседник» - 248 экз.
Количество наименований журналов – 9 («За рулем», «ЛизаGIRL», «Лиза», «Маруся», «Ромео и Джульетта» (1-е пол-е), «OOPS!» и др.) – 142 экз.
Библиотека-филиал № 2
Библиотека выписывает газету «Комсомольская правда» - 196 экз.
Журналы: 6 названий («Лиза» (2-е пол-е), «ЛизаGIRL», «Мне 15», «МОТО», «Ромео и Джульетта» (1-е пол-е), «OOPS!») – 92 экз.
Библиотека-филиал № 4
Библиотека выписывает 2 газеты - «Комсомольская правда», «Любимая подружка» (1-е пол-е) - 222 экз.
Количество наименований журналов – 5 («ЛизаGIRL», «OOPS!», «Сделай сам» и др.) – 54 экз.
Всего 7 названий газет (888 экз.), 26 названий журналов (394 экз.).
На 1 полугодие 2014 г. будут выписаны те же газеты и журналы. В библиотеку-филиал № 4 дополнительно выписали журнал «Стиль жизни для молодых».
Практически все библиотеки, работающие с юношеством, отметили, что периодики для юношества выписывается явно недостаточно. Сумма средств, выделяемых на подписку, остается на одном уровне уже несколько лет.
8. Информационное обслуживание юношества.
Главный библиограф МБУК «ЦБС»
Гаврилова Любовь Владимировна
т. (38464) 6-23-72
e-mail: [email protected]
8.1. Информационные и сервисные услуги
С апреля 2012 года ведется виртуальное обслуживание пользователей через Службу сервиса ЭБК. Этой услугой пользуется, в основном, обучающаяся молодежь - 74% запросов выполняется в помощь учебной деятельности, 26% - для производственных и самообразовательных целей.
На сегодняшний день отправлено 83 запроса, выполнено 78 и пользователи ЭБК в ответ на свои запросы получили 477 копий электронных документов. В том числе, в 2013 году в Службу сервиса было отправлено 58 запросов пользователей (из них 51 – это тематический запрос и 7 - на копии страниц конкретных изданий), выполнено 55 и получено 316 копий документов.
Еще одна сервисная услуга представлена на сайте МБУК «ЦБС» с 2012 года - «Задать вопрос библиографу», представляющая возможность удаленным пользователям обратиться к библиографу с вопросом, не требующего сложного и длительного библиографического разыскания. Поиск осуществляется по справочно-библиографическому аппарату на основе фонда Центральной городской библиотеки: энциклопедиям, словарям, справочникам, а так же каталогам и полнотекстовым базам, имеющимся в ЦГБ Киселевска, ресурсов Интернет, печатных и электронных материалов, предоставляемых библиотеке местной администрацией и представителями городских служб. Полные тексты не предоставляются.
В новом формате обслуживания поступило 11 запросов, выполнено 10 - из них 5 фактографических, 3 тематических и 2 адресных. В ответах даны ссылки на 44 источника информации, а также на городские сайты. На один фактографический запрос был дан отказ, в виду отсутствия документов в фонде.
Индивидуальное информирование в помощь учебной деятельности и будущей профессиональной, а также по интересам осуществлялось 23 абонентам (11% от общего количества) - учащимся общеобразовательных школ и училища №47, студентам колледжа, техникума и вузов, обслуживаемых юношеской библиотекой и юношескими кафедрами.
Темы: современное экономическое и политическое положение в мире и стране, достижения современной науки, нанотехнологии, юридические и педагогические науки, психология общения и отношений, история, география, литературоведение, химия, краеведение; «Занимательная математика», «Любителям истории», «Военная техника», «История», «Россия начинается здесь» (краеведение), «Техника», «Очень интересно всё то, что неизвестно» и многие другие.
Формы предоставления информации – 3 рекомендательных списка, 11 планов чтения, 3 информационных буклета, телефонные оповещения.
Информирование осуществлялось по мере поступления и подбора соответствующей литературы, по некоторым темам абоненты получали информацию ежемесячно, по другим – 1 раз в квартал. В основном оповещение велось устно — по телефону или при личном общении во время очередного посещения библиотеки. Преимущество такого способа передачи информации заключается в оперативности и возможности установить с читателем непосредственный контакт, что позволяет сразу же выяснить его отношение к подготовленным материалам (абонент сам отбирает нужную информацию).
8.2. Массовое информирование
В отчетном году было оформлено 8 выставок новых поступлений и выставок просмотров для молодых читателей нашей системы: «С новыми книгами!» - художественная литература зарубежных и русских классиков, а также книги современных авторов (ЦГБ); «На всех парусах в море книжное» (Ф.2); «Та самая книга» - выставка новых поступлений для молодежи, «Новинки книжного рынка», «Что-то новенькое», «Новинки месяца» (Ф.4) и др. В общей сложности было представлено около 300 новинок.
Самой распространенной формой информирования были обзоры у этих выставок, их было организовано и проведено 11. В общей сложности прослушали обзоры 280 читателей.
Тематические обзоры новой литературы были предложены своим читателям библиотекой-филиалом №2:
«Послушай всех – выбери сам» - по профориентации, шк. №25, 9 кл. (28 чел.);
«Мы все можем!» - по физическому воспитанию, шк.25, 8 кл.(15 чел.);
«Имя победы» - посвященной полководцам Великой Отечественной войны (16 чел.).
«Красивые вещи своими руками», «Веселое творчество» - по рукоделию, шк. № 25, 6-7 кл. (43 чел.);
«На всех парусах в море книжное» - (15 чел.),
В учебном центре «Стрелец» для будущих охранников предприятий прошло 5 обзоров литературы по темам: «Основы правоохранительной деятельности» - дважды, «В здоровом теле – здоровый дух» - три раза. Прослушали164 человека.
Презентацию «Книгу переворошив, намотай себе на ус – все работы хороши, выбирай на вкус» учебного пособия Романовой Е. С. «99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы», 2008 года издания для старшеклассников школы №27 (64 чел.) подготовили и провели библиотечные специалисты филиала №4. Материалы пособия были представлены на диске и ориентированы на оказание помощи учащимся, выбирающим свою будущую профессиональную карьеру.
Информирование пользователей о новых поступлениях ведется также с помощью информационного бюллетеня «Новые книги», который издается 1 раз в полугодие и предоставляется всем библиотекам-филиалам. В библиотеках ЦБС информационный бюллетень используется на выставках и просмотрах, а также в проведении массовых мероприятий.
8.3. Формы и методы работы в области рекомендательной библиографии
Ориентируясь на читательские запросы и потребности, в отчетном году библиотечные специалисты особое внимание уделяли выпуску малых форм рекомендательной библиографии, как одного из направлений информирования пользователей, продвижения книги и чтения.
Рекомендательные пособия «малой формы» для молодых читателей отличаются мобильностью и актуальностью, написаны живо и занимательно с рекомендательными аннотациями, оформлены красочно.
С целью пробудить интерес у юношества к определенной теме, общественно значимому событию, дате были оформлены:
«О жизни леса» - экологическая листовка (ЦГБ);
«Узнай мир: природа Кузбасса» - книжная закладка (Ф.№1);
«Белая Олимпиада», «Если хочешь быть здоров», «Пять колец» -информационные буклеты, посвященные Олимпийским играм и зимним видам спорта (Ф.№2);
«Дорогою добра» памятка доброты (Ф.№4).
В целях самообразования, расширения кругозора, углубления знаний об интересующих вещах составлялись планы чтения:
«Первая любовь», «Всё о спорте», «Твои увлечения», «Твои возможности, человек» (Ф.1);
«Домашнему мастеру - в помощь», «Вода – чудо природы», «Чудо – бусинка», «Азбука красоты», «Занимательная кулинария», «Овощи – родник здоровья», «Раз грибок, два грибок» (Ф.4).
По наиболее важным или актуальным темам, интересам составлялись рекомендательные списки:
«Это нашей истории строки» - список литературы к 70-летию Кемеровской области вызовет интерес к истории края, города. Как принято в юбилейные дни мы говорим не только о прошлом и настоящем, но думаем о будущем, о том, что мы оставим в наследство нашим детям и внукам (ЦГБ);
«Чудные превращения» - символические подарки, сделанные своими руками в знак дружбы и привязанности; украшения из природных материалов – предметы интерьера, сувениры; мода на плетеные украшения, модные украшения – все это можно найти в предложенных книгах (ЦГБ);
«Где вода – там жизнь» (Ф.4).
Около сотни книг были рекомендованы в выпусках малых форм.
Формирование основ информационной культуры.
Библиотечные уроки, экскурсии, индивидуальное консультирование у каталогов и картотек с учетом целей чтения, возрастных, профессиональных, личностных особенностей, все то, что способствует формированию информационной культуры наших читателей, является одним из важных направлений деятельности библиотек ЦБС.
Яркие плакаты-схемы, плакаты-указатели, плакаты-путеводители, памятки, буклеты, схемы-алгоритмы поиска различного вида и типа информации помогают использовать поисковый аппарат библиотек, а информационные стенды и уголки «Для вас, читатели» постоянно обновляются и пополняются.
В течение года активно использовали в работе выставки справочных, энциклопедических и библиографических изданий, в основном постоянно действующие и систематически обновляемые.
Показатели работы по формированию информационной культуры личности
Наименование библиотеки | Уроки по формированию основ ИКЛ | Экскурсии (познавательные) | Массовые мероприятия по формированию основ ИКЛ | |||||
кол-во уроков | кол-во человек | кол-во экскурсий | кол-во человек | Дни библиог- рафии (кол-во) | Информины, конкурсы, игры и др. (кол-во) | Кол-во посети телей | ||
Центральная городская библиотека | 4 | 120 | 2 | 48 | - | - | - | |
Юношеская библиотека №1 | 1 | 18 | 1 | 25 | - | - | - | |
Библиотека №2 | 2 | 46 | 1 | 25 | - | - | - | |
Библиотека №4 | 2 | 60 | 8 | 223 | - | - | - | |
Всего | 9 | 244 | 12 | 321 | - | - | - |
9.2 Формы и методы работы по формированию основ информационной культуры
В библиотеках ЦБС, работающих с юношеством, за 2013 год было проведено 12 экскурсий с участием 321 пользователя, среди них – старшеклассники общеобразовательных школ, учащиеся ПУ №47, студенты педагогического колледжа и горного техникума. Хочется отметить, что в отчетном году в экскурсиях приняли участие 248 первокурсников городских учебных заведений, а это около 40%, против 6,5% (131 чел.) в прошлом году.
Больше всего экскурсий для юношества «Каждому человеку путь открыт в библиотеку» и «Электронный век библиотек» провела библиотека-филиал №4, в первую очередь, это связано с открытием виртуального читального зала в 2013 году. Модернизация библиотеки, доступ к мировым книжным ресурсам и электронной базе документов библиотек всего Кузбасса привлекли внимание студентов групп ТТО, ОПИ, РП, ЭЛС горного техникума (177 чел) и учащихся групп Э–13-1С, ЭС-13-1С училища №47 (46 чел.). Во время экскурсий молодые люди познакомились с опытом виртуального обслуживания пользователей в областной научной библиотеке, а именно – выполнение запросов библиотекарями предметниками, услуга Службы сервиса при ЭБК. Предложение студентам воспользоваться виртуальной услугой в помощь обучению.
Организуя заочные экскурсии - рекламы с использованием медиатехнологий, библиотечные специалисты ЦБС преследовали одну цель – охватить как можно больше молодежи Киселевска библиотечным обслуживанием.
Уроки информационной культуры в библиотеках ЦБС проводятся во взаимодействии и тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями города. В 2013 году было проведено 173 урока, были обучены 3002 пользователя.
Из общего количества для юношеской аудитории было организовано 9 уроков / 245 чел. (5,2 %).
Занятия были направлены на обучение:
поиску информации с помощью каталогов и картотек - 2 урока / 51 чел.
ЦГБ «СБА библиотеки» шк.№3 9 кл. 30 чел.;
Каталоги и картотеки, словари, энциклопедии и справочники – верные помощники в выборе нужного материала; об их структуре и правилах грамотного поиска информации; самостоятельный поиск литературы.
Ф.№2 «Каждый читатель желает знать» шк. №25 8 кл. 21 чел.
рациональной работе с книгой, ориентации в структуре учебных, научных, справочных изданий, рациональному чтению - 5 уроков / 133 чел.
ЦГБ «Методы работы с книгой» шк.№3 8 кл. 30 чел.
Книга – великий, неоценимый источник знаний; как на свет появилась первая книга; какие книги издаются сейчас и что нужно знать, чтобы извлечь из них необходимую информацию.
Ф.№1 «Словарь раскрывает секреты» шк.№11 8 кл. 18 чел.
Развитие интереса к русскому языку; расширение знаний учащихся о разных видах словарей, их структуре; приобретение навыков использования, с целью сделать речь богаче и выразительнее. Более подробное знакомство со «Словарем модных слов», с происхождением таких слов, как - «конкретно», «гламур», «корпоратив» и др. особенностях их правильного употребления и произношения.
Ф.№2 «Такие разные носители информации» шк. №25 8 кл. 25 чел.
Расширение представления учащихся о многообразии носителей информации и причинах их появления; об истории развития носителей информации: от бумажной книги до электронного ридера.
Ф.№4 «В помощь начинающим поэтам» ПУ №47 (гр. ЭС-12–1С) 20 чел.
Ф.№4 «А под обложкой жизнь Кузбасса, краеведческие издания» ПУ № 47 (гр. ЭЛС-13-1С, Э-13-1С; ЭК-13-1С) 40 чел.
о библиотеке; работе с периодикой - 2 урока / 60 чел.
ЦГБ «Библиотека – центр информационной культуры» шк.№3 8 кл. 30 чел.
ЦГБ «Периодика в помощь учебному процессу» шк.№3 9 кл. 30 чел.
Знакомство с периодическими изданиями в помощь учебному процессу; «Литература в школе», «География», «Основы безопасности жизни» - эти журналы интересны, содержательны, прекрасно оформлены.
Помимо специальных мероприятий, в течение всего года ведется ежедневная, индивидуальная работа с нашими пользователями по формированию информационной культуры, даются консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой.
страница 1 ... страница 7страница 8страница 9страница 10страница 11страница 12
скачать
Другие похожие работы: