Анализ деятельности библиотек мбук «цбс» Киселевского городского округа по обслуживанию юношества за 2013 год Киселевск, 2013
Весенняя Неделя Добра - 2013
С 20 – 27 апреля 2013 года проходила областная Неделя добра, в которой приняли участие все библиотеки системы. Работники сами принимали участие и привлекали своих читателей к сбору вещей, книг для малоимущих граждан, приютов и детских домов. Так, например, юношеская библиотека-филиал № 1 объявила акцию «Творить добро способен каждый» по сбору вещей для малоимущих и нуждающихся граждан.
25 апреля в рамках проведения Весенней Недели добра работники библиотеки-филиала № 4 организовали для своих читателей День хорошего настроения. В этот день сотрудники библиотеки совместно с волонтерами - учащимися ПУ № 47 вышли на улицы города для проведения акции «Дорогою добра». Они вручали прохожим памятки «Великие моменты доброты», в которых содержалась информация об интересных фактах проявления добра в разные исторические эпохи, предлагали взять с собой в дорогу составляющие хорошего настроения: удачу, успех, хорошее настроение и многое другое, напечатанные на листках-объявлениях.
Кроме того, библиотекари вместе с волонтерами навестили читателей пожилого возраста, которым затруднительно самостоятельно прийти в библиотеку, предоставив им возможность вернуть задержанную литературу и получить взамен новую.
В самой библиотеке читателей, пришедших в этот день, ждали сюрпризы и подарки: памятки «Великие моменты доброты» и листки-объявления «Возьмите с собой …». Также желающие могли взять на память книги, принесенные в дар библиотеке другими читателями.
В Центральной библиотеке проходила акция «На добрую память». Читателям предлагали взять в дар книги, подаренные жителями города, но имеющимися в фондах библиотек в достаточном количестве. Тридцать экземпляров прекрасных романов русских и зарубежных классиков привлекали внимание всех, кто приходил в библиотеку в эти дни. Читатели с интересом просматривали яркие издания, с удовольствием и благодарностью забирали понравившиеся книги. Двадцать экземпляров художественной литературы обрели новых хозяев.
С 22 - 26 апреля Публичный центр правовой информации Центральной библиотеки организовал консультации «Юридическая помощь – качественно и бесплатно». Волонтеры - студенты Международного института экономики и права и Уполномоченный по правам человека бесплатно оказывали юридическую помощь населению. 18 горожан получили юридическую консультацию за эту неделю.
Также работники Центральной библиотеки организовали библиовизиты - посещение на дому почетных читателей и читателей преклонного возраста.
Библиотекари библиотеки-филиала № 10 провели в специальной (коррекционной) школе-интернате № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида урок доброты «Мир добра и открытых сердец». Дети из школы-интерната – особенные, они не всегда могут выразить словами свои чувства, поэтому очень замкнутые, стеснительные; быстро теряют интерес, если слышат слишком сложный текст. Поэтому главная задача организаторов встречи была, не утомляя, разговорить ребят, взволновать словом, вызвать на заинтересованный разговор, а заодно и обогатить их лексикон новыми выражениями и понятиями о добре и доброте; расширить кругозор, помочь развитию у детей таких качеств личности как добропорядочность, отзывчивость, вежливость.
День работника культуры
Мероприятия ко Дню работника культуры (март) библиотеки проводили для читателей разных возрастных групп, как взрослых, так и детей:
вечер-встреча с молодым поэтом А. Модиным «Видеть сердцем» (ЦБ) для старшеклассников Лицея № 1 и школы № 28 (54 чел.). (См. раздел отчета Работа с одаренными молодыми людьми);
вечер-портрет киселевского художника В. Чернова «В городе моем – моя судьба» (ф.2) для учащихся ПУ № 8 (30 чел.). (См раздел отчета Эстетическое развитие молодежи);
час искусства к 150-летию К. Станиславского «Музы стояли у его колыбели» для учащихся 6-х классов школы № 25, членов клуба «Ровесник» (24 чел.);
вечер-портрет к 150-летию К. Станиславского «Жизнь в образе и жизнь образа» (ф.1) собрал взрослых читателей (16 чел.);
час искусства «Театр – особый и прекрасный мир» (ф.10) был организован в культурно-досуговом центре «Восток» для жителей всех возрастов поселка Карагайлинский (42 чел.).
К Международному дню
охраны памятников и исторических мест
В этом году особое внимание было уделено Международному дню охраны памятников и исторических мест (18 апреля). В течение апрельской недели (с 15 по 21 апреля) по библиотекам прошли:
вечер памяти «Память, высеченная в камне» (ф.4) для учащихся ПУ № 47 (24 чел.). Цель мероприятия – познакомить молодежь с историческими и памятными местами города.
В Киселевске немало памятников и мемориалов, посвященных различным историческим событиям и героям-землякам.
Началось мероприятие с возложения цветов у мемориальной доски Евгению Жилину, имя которого присвоено училищу № 47. В торжественной обстановке учащиеся вспоминали о подвиге молодого парня, погибшего в Афганистане. Тему встречи продолжил рассказ о Константине Фрешере – герое-подводнике, в память о котором установлена мемориальная доска на здании Киселевского горного техникума, где когда-то учился моряк.
Ребята много нового и интересного узнали о городских памятниках, установленных героям Великой Отечественной войны, героям-чернобыльцам, героям-шахтерам. Такие встречи позволяют сохранять память об истории города и воспитывать ребят на примерах мужества и героизма земляков.
час краеведения «Уникальные памятники Кузбасса» (ф.2) для членов клуба «Ровесник» (25 чел.).
слайд-путешествие «10 символов угольного Кузбасса» (ф.1) проведено дважды для учащихся 7-х и 9-х классов школы № 5 (48 чел.).
Дни славянской письменности и культуры (май)
В 2013 году исполнилось 1150 лет со времени возникновения славянской письменности. Дни славянской письменности и культуры традиционно широко отмечаются в городе. Массовые мероприятия проводятся в течение двух недель для самых разных возрастных групп и включают в себя информационно-познавательные часы, встречи с местными поэтами и музыкантами. Так, в 2013 году были проведены:
историко-литературная композиция «Славянского слова узорная вязь» (ЦБ), для учащихся Лицея № 1 (30 чел.).
В начале встречи прозвучала информация о том, какое огромное значение имело возникновение письменности в истории человечества.
Много нового и полезного для души почерпнули ребята из рассказа о святых равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии. Своим напряженным трудом великие просветители смогли воплотить в жизнь многовековую мечту славянских народов – написать и прочитать слова родного языка, создав первую азбуку. Это, поистине, великое событие нашло отражение в поэзии. Ребята активно участвовали в мероприятии, читая стихи о равноапостольных святых, о значении слова и о том, что нужно любить и беречь родной язык. Особенно понравилась участникам мероприятия часть композиции, посвященная памятникам Кириллу и Мефодию, установленным в разных странах.
Благодаря красочной слайдовой презентации ребята имели возможность насладиться великолепными шедеврами отечественных и зарубежных скульпторов. Увлек ребят и обзор лучших образцов литературы о жизни Кирилла и Мефодия, о первопечатнике Иване Федорове, об истории книжной культуры.
В заключении школьники смогли окунуться в атмосферу прошлого, прикоснуться к старине, пролистав издания редких книг, которые хранятся в фонде Центральной городской библиотеки.
Одна из букв кириллицы «Д» означает «добро». По единодушному мнению ребят День славянской письменности и культуры не только знакомит нас с истоками нашей духовности, но и вселяет в души людей доброту, любовь к ближнему, мудрость и терпение.
Также в библиотеках прошли:
познавательный час «Аз, буки, веди» (ф.1) для учащихся 5-х и 7-х классов школы № 11 (проведено два раза, 49 чел.);
творческая встреча «Молодые таланты» (ф.1) с представителями современной молодежи нашего города - корреспондентом городского телевидения, председателем молодежного парламента г. Киселевска Альбиной Ганиевой и журналистом газеты «Телевизионный вестник», поэтом и прозаиком Александром Модиным. На встречу были приглашены учащиеся 8-х классов школы № 33 (33 чел.). (См. раздел отчета Работа с одаренными молодыми людьми);
информационный час «История родного слова» (ф.2) для учащихся 4-х классов школы № 25 (23 чел.);
вечер-встреча с киселевским художником В. Черновым «Впустите в душу живые краски» (ф.2) для учащихся ПУ № 8 (120 чел.). (См раздел отчета Эстетическое развитие молодежи);
информационно-исторический обзор «Будьте ж славянству звеном единения, братья святые Мефодий, Кирилл» (ф.4) для учащихся ПУ № 47, членов клуба «Гармония» (15 чел.).
Из исторической справки ребята узнали об истории развития письменности с давних времен до создания славянского алфавита Кириллом и Мефодием. Оживление у молодых людей вызвало участие в видео–кроссворде «С чего начиналась книга», который помог выявить их знания по этой теме.
О великой судьбе просветителей Кирилла и Мефодия, благодаря которым славянские народы обрели собственный алфавит, грамоту и письменность, рассказала Вознюк О. Л., преподаватель русского языка и литературы училища.
К юбилейной дате, 1150-летию славянской письменности, журнал «Эхо планеты» опубликовал ряд интереснейших статей, посвященных исследовательским работам того времени. Из обзора статей, который провела Митичкина Е.А, ведущий специалист Сектора по работе с юношеством и молодежью, ребята узнали любопытные подробности о сложностях зарождения и продвижения азбуки, о политических событиях, предшествовавших появлению алфавита, о том, почему автором особого славянского алфавита и первых текстов считается Кирилл, о найденной азбучной молитве, соответствующей азбуке.
Мероприятие получилось очень познавательным и информативным. Участники встречи не только проверили себя, но и получили новые знания по истории письменности.
Работа кружков для юношества, клубов по интересам,
любительских объединений
Форма организации досуга молодежи, как клуб по интересам, позволяет не только ближе узнать проблемы юношества, но главное, постараться быть полезными и интересными для них.
Для молодежи в ЦБС работают 3 клуба: «Гармония» (ф.4), «Ровесник» (ф.2), «Крузенштерн» (ф.10).
«Гармония». (ф.4) Год образования 2007, январь.
Клуб объединяет учащихся ПУ № 47.
Направление деятельности: продвижение чтения среди молодежи, как фактора гармоничного развития личности.
Режим работы клуба: один раз в два месяца
Положение о клубе есть.
Руководитель клуба: Митичкина Елена Александровна.
В 2013 году прошло 7 занятий:
1. «День рождения буквы Ё»: библиоурок родного языка (февраль);
2. «Родник поэзии твоей»: вечер поэтического слова (март);
3. «А я читаю книги о войне и помню подвиги отцов и дедов»: вечер военной книги (апрель);
4. «Будьте ж славянству звеном единения, братья святые Мефодий, Кирилл»: информационно-исторический обзор (май);
5. «О спорте книги все прочтем, Олимпиаду в гости ждем»: спринтерские чтения (сентябрь);
6. «Выживут ли газеты в эпоху Интернета»: спор-час (октябрь);
7. «Молодежь! Книга! Чтение!» итоговая встреча по результатам работы программы «Пришло время читать» (ноябрь).
«Ровесник» (ф.2) Год образования 2004, январь.
Клуб объединяет учащихся-подростков и учащихся старших классов школ микрорайона.
Направление деятельности: нравственно-гумманистическое.
Режим работы клуба: ежемесячно, кроме летних месяцев.
Положение о клубе есть
Руководитель клуба: Брякина Антонина Михайловна.
В 2013 году прошло 9 занятий:
1. «Ты таков, какова твоя речь»: беседа-диалог о культуре общения (январь);
2. «Диалоги о совести»: урок нравственности (февраль);
3. «Музы стояли у его колыбели»: час искусства к юбилею К. Станиславского (март);
4. «Уникальные памятники Кузбасса»: час краеведения (апрель);
5. «Маленькие герои большой войны»: урок мужества (май);
6. «Быть интеллигентным не просто»: урок нравственности (сентябрь);
7. «Есть ли место алкоголю» час размышления (октябрь);
8. «Куда зовут нас «Алые паруса»?»: литературный час (ноябрь);
9. «Каждый гражданин обязан знать»: правовой час (декабрь).
«Крузенштерн» (ф.10). Год образования 2013, сентябрь.
Клуб объединяет учащихся 9-11-х классов шк. № 30.
Направление деятельности: Формирование основ информационной культуры.
Режим работы клуба: ежемесячно, кроме летних месяцев.
Положение о клубе есть
Руководитель клуба: Сарина Ольга Александровна.
В 2013 году прошло 4 занятия:
«Старт большого путешествия»: организационное заседание (сентябрь);
«Основные источники информации»: библиотечный урок (октябрь);
3. «Информационные хранилища земли»: исторический экскурс (ноябрь);
4. «Книга и библиотека в жизни молодого человека!»: урок-диспут (декабрь).
Выставочная деятельность
Книжные выставки – своеобразная визитная карточка библиотеки. Красивые, яркие, творчески и с любовью оформленные они привлекают внимание пользователей.
Приблизить книги к читателю, раскрыть и показать книжный фонд с помощью самых новых, популярных, лучших изданий, активизировать читательский спрос – вот основная цель формирования книжных выставок.
| Ф.1 | ЦБ | Ф.2 | Ф.4 | Итого |
Число выставок для юношества | 15 | 10 | 32 | 8 | 65 |
Особенности выставок для юношества – это актуальность темы, креативность, яркость, современный дизайн и, конечно, интересное содержание.
Книжные экспозиции оформлялись ко всем юбилейным датам и памятным событиям истории страны:
70-летию Сталинградской битвы:
«Сталинград: уроки истории» (ЦБ)
«В окопах Сталинграда» выставка-дата (ф.1);
«О, Сталинград! О, символ всех побед!» (ф.2);
«Вечный огонь Сталинграда» выставка-память (ф.2);
«Дни и ночи Сталинградской эпопеи» (ф.4);
«Судьба войны решалась в Сталинграде» (ф.10).
К Году охраны окружающей среды:
«Войди с добром в природы мир» выставка-призыв (ЦБ);
«Природой надо изумляться» (ф.2);
«Чур, заповедано (ф.2);
«Сокровищам Земли – надежную охрану» (ф.4).
К 70-летию Кемеровской области:
«Вести нашего края» выставка краеведческой периодики (ЦБ);
«Наш край в стихах и прозе» (ф.1);
«Мой край суровый и святой» (ф.2);
«Кемерово: возраст почтенный, стиль современный» (ф.4).
Года трудового человека в Кузбассе:
«Профессия – судьба» (ЦБ);
«Пусть мастерами славится земля» (ф.1);
«Школа, а дальше…» (ф.2);
«Земля стоит на мастерах» (ф.2).
Библиотеки в этом году предложили молодежи различные виды инновационных выставок:
выставка-память «Вечный огонь Сталинграда» (ф.2);
выставка-призыв «Войди с добром в природы мир» (ЦБ);
выставка-подсказка «В мире необходимых знаний» (ЦБ);
выставка-настроение «Краски осени» (ЦБ), «Мир увлечений» (ф.1);
выставка-дата «Страна Комсомолия» (ф.1), «Шахтер – профессия для сильных» (ф.1), «Писатели-юбиляры» (ф.1);
выставка-увлечение «Ручное творчество» (ЦБ).
Оформляя выставки, библиотекари подбирают всё самое необходимое, полезное и по возможности всё самое новое, как по содержанию, так и по внешнему виду.
В последнее время большей популярностью пользуются нетрадиционные книжные выставки, где помимо книг выставлены всевозможный иллюстративный материал, репродукции, фото, цитаты, аксессуары, декоративные и натуральные предметы.
Хочется отметить такие выставки, как «В окопах Сталинграда» (ф.1) к 70-летию Сталинградской битвы, на которой были представлены солдатская пилотка, муляж памятника с Мамаева кургана «Родина мать зовет», репринтное издание газеты «Комсомольская правда» за 1943 год;
- на выставке «Шахтер - профессия для сильных» были размещены шахтерская каска, шахтерский фонарь, кусок угля;
- выставку-дату «Страна Комсомолия» дополнили комсомольский билет, куртка стройотрядовца:
- выставка-настроение «Мир увлечений» вызвала интерес посетителей библиотеки яркостью поделок читателей: красивые вязанные салфетки, деревянная шкатулка, мягкие игрушки;
Из нетрадиционных выставок в летний период привлекла ребят выставка в чемодане «Путешествуем за чудесами».
Актуальность темы – главное условие востребованности информации.
В этом году привлекали внимание молодежь выставки:
О спорте, о предстоящей зимней Олимпиаде в Сочи:
«Спорт для всех» (ф.1);
«Я выбираю спорт» (ф.1);
«Мы все можем!» (ф.2);
«Белая олимпиада» (ф.2).
О здоровом образе жизни:
«Мифы и факты о здоровье» (ЦБ);
«Жить здорово» (ф.1);
«Что здоровью хорошо, и что здоровью плохо» (ф.4).
Продвижение чтения:
«Книг, желанные страницы» (ЦБ);
«На всех парусах в море книжное» (ф.2),
«Такой разный детектив» (ф.2),
«От мастеров фантастического жанра» (ф.2) и др.
Наиболее интересными выставками года стали:
выставка-настроение «Краски осени» (ЦБ), которая работала с октября по ноябрь включительно. Необычный предметный ряд - алые гроздья рябины, осенние листья, самые лучшие издания классиков и картины художников земляков на стеллажах, драпированных желтой тканью, навеяли особую атмосферу нежности и светлой печали об ушедшем лете. Такие выставки особенно нравятся молодежи.
Осень - замечательное время года, время, когда в человеке просыпаются все скрытые таланты и способности. Недаром именно осень воспевали поэты и изображали на холстах художники.
Выставка «Краски осени» представляла собой большое многообразие российских, зарубежных книжных изданий и прикладное творчество.
На выставке были представлены издания нашего родного Кузбасса. В книге «Киселевск в моей судьбе» не только содержательные статьи о нашем городе, но и очень выразительно представлены работы фотографов. Владимир Киселёв с тёплой аурой осени в цикле работ «Центр города» показал свою любовь к нашему городу осенью. Наш киселевский живописец Михаил Григорьевич Селищев не обошёл это прекрасное время года в своём буклете, работы «Осень» 1987 и 1997 годов очень красивы в своём сказочно - красочном исполнении.
В разделе «Унылая пора! очей очарованье!..» поэты воспели волшебную осеннюю пору. Чувством тихой нежности и любви наполнили душу произведения Александра Пушкина, Бориса Пастернака, Виктора Баянова.
Из произведений художников были представлены картины: «Осень в Донском» А. Евстигнеева, «Русская песня» Д. Титова, «Жнец» Ван Гога. Произведения живописи Арчимбольдо удивили посетителей выставки, - так органично и необычно он вписал понятие природы в свои портреты! В работах прослеживалась не простая передача внешнего облика осенней природы, а выражение её идеи, мысли, чувства. Хорошо сказал об этом Бунин: «Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия».
Так и назывался раздел, где присутствовали издания с живописными произведениями - «…что в этих красках светит: Любовь и радость бытия…».
«Войди с добром в природы мир» (ЦБ) называлась книжная выставка-призыв, приуроченная к Году охраны окружающей среды. В разделе выставки «Люблю ее всякую – Землю» представлены красочно оформленные книги серии «Мир дикой природы». Флора и фауна таежных массивов, степных просторов, альпийских лугов буквально завораживали каждого, кто брал в руки бесценные издания. Книги с неповторимыми пейзажами Земли Кузнецкой расположились в разделе выставки «Мы край родной должны беречь». Кузбасс – признанный край угля и металла, предстал живописным уголком с богатой и щедрой природой, беречь которую святой долг каждого из нас. В разделе «Спасем планету вместе» был подобран материал об общественных акциях по оздоровлению окружающей среды. Весь материал, а это более двадцати экземпляров книг и журналов, явились ярким призывом бережного отношения к богатствам родной земли.
В библиотеке-филиале № 2 в этом году продолжила свою работу выставка «Читаем кинороман», на которой представлялись книги, по которым шли телесериалы.
5. Индивидуальная работа с читателями юношеского возраста
От того, как встретили, о чем спросили и чем помогли тому, кто перешагнул порог библиотеки, зависит, как в дальнейшем сложится его читательская судьба. Поэтому очень важным моментом библиотечной работы является индивидуальная работа с читателями.
Индивидуальное обслуживание – это деятельность по удовлетворению запросов читателей, консультирование при самостоятельном выборе книг.
В библиотеках активно используются различные формы и методы индивидуальной работы с читателями:
- индивидуальные беседы;
- индивидуальное информирование;
- индивидуальная рекомендация.
В ходе индивидуальной беседы при записи в библиотеку библиотекарь выясняет основные мотивы и приоритеты чтения, увлечения и конкретные информационные потребности молодого человека. С каждым новым читателем проводится экскурсия по библиотеке, осуществляется знакомство с режимом работы, правилами библиотечного обслуживания, со справочно-библиографическим аппаратом и с перечнем дополнительных услуг: ксерокопирование, самостоятельная работа на ПК, распечатка на принтере, ночной абонемент и др.
При записи читателя юношеского возраста в процессе общения и посредством мини-анкетирования библиотекарь обязательно заполняет раздел читательского формуляра «Заметки библиотекаря», куда заносит сведения: читательские интересы и предпочтения, любимые школьные предметы, какие кружки, секции посещает в свободное от учебы время, в каких еще библиотеках читает.
В личной беседе, выяснив интересы читателя, библиотекарь рекомендует пользователям новинки периодики, учебной и художественной литературы, проводит мини-беседы у книжных выставок, приглашает на массовые мероприятия. В случае необходимости начинающим пользователям предоставляется помощь в работе с компьютером, в поисковой системе Интернет, т.к. все библиотеки имеют выход в Интернет.
«Мы помогаем при выполнении творческих, исследовательских работ, оформлении библиографического списка при написании контрольных работ и рефератов школьникам и студентам-заочникам. И всегда спешим на помощь в любом затруднительном вопросе, связанном с подбором литературы. Так большая работа была проведена с ученицами 9-го класса школы № 11 Глинской М. и Кротовий Д., которые искали материал об участнике Афганской войны, нашем земляке Игоре Ращупкине для участия в городском конкурсе «Не подлежит вовек переоценке ни мужество, ни преданность солдат…» - из отчета Черепановой Надежды Федоровны, заведующей юношеской библиотеки-филиала №1.
Доверительный разговор с библиотекарем, обсуждение прочитанной книги – важный момент индивидуальной работы с читателями юношеского возраста. В такие минуты у читателя появляется возможность высказывать и отстаивать свою точку зрения, расширяется кругозор и рождается желание больше читать. Беседы о прочитанных книгах позволяют выявить уровень понимания прочитанной книги, помогают корректировать процесс руководства чтением, в ходе такой беседы выясняется, понравилась ли читателю книга, если нет, то почему она его не удовлетворила и прочее. Понравившиеся книги подростки часто рекомендуют своим друзьям-одноклассникам и те тоже становятся нашими читателями.
Подростки, желающие читать литературу по определенной теме, берутся на заметку, им составляются индивидуальные планы чтения. (См. раздел «Формы и методы работы в области рекомендательной библиографии»).
Кроме индивидуальных бесед в библиотеке обязательно проводятся консультации, которые помогают читателям ориентироваться в открытом фонде библиотеки, учат, как пользоваться каталогами и картотеками, а также справочным аппаратом самой книги.
В библиотеках ведется индивидуальное информирование абонентов. Так, например, в библиотеке-филиале № 4 картотека абонентов индивидуального информирования включает 27 человек, из них 11 человек – юношество. Они получают информацию по интересующей их тематике: программирование, мотоспорт, автомобильное дело, психология личности, обществознание, цветоводство, собаководство, радиоэлектроника, бисероплетение, оригами, спортивная медицина.
страница 1 ... страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10страница 11страница 12
скачать
Другие похожие работы: