Анализ деятельности библиотек мбук «цбс» Киселевского городского округа по обслуживанию юношества за 2012 год Киселевск, 2012
Правовая культура
Реализуя программу «Сотрудничество с филиалом МИЭП» в Центре правовой информации бесплатные юридические консультации проводятся силами студентов 5 курса юридического факультета киселевского филиала Международного института экономики и права.
Прием велся в течение года в помещении ПЦПИ, с 10 до 12 часов несколько дней в неделю (график был текущий и составлялся на месяц с учетом возможностей студентов), всего приемных дней было 67.
В течение года практику прошли 17 человек. Ими было принято 60 посетителей, выполнено 9 запросов по поиску документов в информационно-правовых системах, написано 19 исковых заявлений и оказано 74 устных консультаций.
Выборы – 2012 года
В марте 2012 года состоялись главные выборы страны - выборы Президента России. В библиотеках прошли информационно-познавательные, информационно-правовые часы, которые знакомили читателей (в основном, это молодые избиратели) с биографиями кандидатов на пост Президента страны, их программами, а также с процедурой голосования. Объединила все мероприятия главная мысль: голос каждого избирателя важен для счастливого будущего России.
Для каждого поколения обязательно приходит тот час, когда оно должно взять на себя ответственность «за Россию, за народ и за все на свете». И чем подготовленнее к этому будет поколение, чем большим опытом и знаниями будет обладать лидер, тем меньше потерь и потрясений будет в истории Отечества. Вот почему не хочется мириться с политической пассивностью молодежи, с ее отстраненностью от общественной жизни.
С этой целью в юношеской библиотеке-филиале № 1 была проведена правовая игра «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» для учеников 10-х классов школы № 11 (45 чел.).
Чтобы узнать, как ребята подготовлены к избирательной кампании, был проведен тест «Я - избиратель». Результаты теста заставили всех задуматься, потому что в итоге получилось, что молодые люди плохо представляют себя в роли избирателей, и абсолютно недооценивают роль выборов. После теста школьники разделились на две команды, и началась игра, которая состояла из нескольких туров. Старшеклассникам было необходимо правильно объяснить понятие или политический термин и дать полный ответ, например, «вето президента - это…», «официальная резиденция Президента РФ находится …» и т.п.
Во втором туре, который назывался «Выборы», игрокам необходимо было выбрать правильный ответ на тему «избирательная система России» из предложенных вариантов.
В третьем туре участники команд получили карточки с заданиями подобрать синонимы к некоторым терминам, например Совет министров – правительство, торжественная церемония вступления в должность главы государства – инаугурация и т.п.
В заключение мероприятия школьники смогли дать полные ответы на вопрос поставленный перед игрой «Как вы думаете, насколько влияет выбор Президента на жизнь страны?»
Правовой час «Я гражданин России» состоялся в подростковом клубе «Ровесник» в библиотеке-филиале № 2 (26 чел.). Ребятам предложили поразмышлять о том, кто такой «гражданин», что значит для каждого человека Родина, Россия, какие качества личности отличают настоящего гражданина своего Отечества. Учащиеся познакомились с понятиями: право, политика, гражданин, избиратель, получили представление о необходимости участия в политической жизни общества.
Ребята узнали об основных правах граждан России, которые определяются и регламентируются основным законом государства – Конституцией. Особое внимание было уделено избирательному праву, которое приобретает гражданин России по достижении им 18-летнего возраста, а также право на свободное волеизъявление граждан на выборах.
Школьники познакомились с историей выборов, развитием избирательной системы России и узнали о процедуре выбора главы государства. Юные граждане узнали, на какой срок выбирают президента, что стать кандидатом на должность президента можно лишь после 35 лет, в каком случае выборы признают состоявшимися. Ребята высказали свое мнение, кого бы они хотели видеть на посту Президента РФ.
Для студентов горно-технического колледжа им. В.П. Романова (25 чел.) был проведен информационно-правовой час «Правильный выбор – залог успеха» (Ф.4). Молодые избиратели познакомились с историей избирательного права в России, более подробно узнали о первых президентских выборах, а также о правах и полномочиях Президента страны. Затем, специалист Центра правовой информации Сигорская Ольга Владимировна помогла разобраться в сложной схеме порядка выборов: назначении выборов, выдвижении кандидатов, процедуре голосования. Она проинформировала аудиторию с изменениями в выборном процессе 2012 года. Заведующая библиотекой-филиалом № 4 Бачерова Алена Николаевна познакомила студентов с биографиями кандидатов, прошедших регистрацию на пост главы государства, осветила их политическую деятельность, познакомила тезисно с их предвыборными программами.
Для молодежи был проведен обзор сайтов в Интернете, посвященных предстоящим выборам, в том числе Интернет - портала, где будет вестись прямая трансляция данного политического события. Каждый студент получил в подарок путеводитель с адресами этих сайтов.
Организаторы мероприятия предложили участникам встречи закрепить полученные знания через пробное рейтинговое голосование. Итоги голосования показали, что ребята не только хорошо владеют информацией о предстоящих выборах, но и серьезно оценивают их важность и готовы принять активное участие.
Кроме того, с целью воспитания активной гражданской позиции у молодых избирателей в библиотеках прошли: политический ликбез «Имею право знать» (ЦБ) для старшеклассников школы № 28; предвыборный урок молодого избирателя «Голос твой России важен» (Ф.1) для студентов педагогического колледжа, час правовой информации «Выборы и избирательное право» (Ф.2) для учащихся ПУ № 8 и др., а всего за январь-февраль для молодежи 11 массовых мероприятий, которые посетили 272 читателя.
Формирование правовой культуры молодежи в библиотеках ЦБС ведётся через разные формы массовых мероприятий.
В Центральной библиотеке состоялся политический калейдоскоп «Читайте, завидуйте, я – гражданин!» для учащихся школы № 28 (30 чел.), которые в ближайшее время получат свой первый паспорт. Ребята узнали много интересного из истории паспорта, познакомились с документами старого образца, предоставленными УФМС города. Особенно заинтересовал ребят паспорт, датированный 1903 годом, в нем еще не было фотографии, поэтому, указывались внешние приметы владельца, а также его вероисповедание.
Получение паспорта существенно расширяет права молодых граждан. Ведущий библиотекарь Центра правовой информации Сигорская Ольга Владимировна в доступной форме познакомила участников мероприятия с основами законодательства о правах. Кроме того, Ольга Владимировна раздала памятки с практическими советами.
С особым вниманием прослушали ребята выступление полковника в отставке Федорченко Нины Васильевны, которая много лет возглавляла отдел по делам несовершеннолетних нашего города. Нина Васильевна в своем выступлении сделала акцент на то, что подростки вступают в пору гражданской зрелости и, наряду с правами, увеличивается мера ответственности за некоторые проступки. В ходе встречи ребята задавали вопросы гостям и отметили, что узнали много нового о своих правах и обязанностях в обществе. И, самое главное, школьники по-настоящему ощутили значимость и важность волнующего события – вручения паспорта. Завершилось мероприятие викториной. Лучшие знатоки права получили сладкие призы.
Для старшеклассников школы № 28 был проведен час правовой информации «О свободах и правах» (ЦБ). Цель его – познакомить учащихся с основными правами, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка. На основе текста Конвенции учащиеся познакомились с самыми главными правами и свободами человека, с документами по защите прав ребенка, принятыми мировым сообществом.
В ходе мероприятия ребята приняли активное участие в обсуждении некоторых статей Конвенции, касающихся гражданства, защиты прав детей на личную и семейную жизнь. Особый интерес у старшеклассников вызвала интерактивная игра, в ходе которой, ребята разбирались, чем разнятся права взрослых и детей. Затем аудитория разделилась на группы и каждая продемонстрировала свои права, изобразив их на рисунках.
В заключении ведущему было задано много вопросов о том, как строить отношения с родителями, чтобы при этом не нарушались ничьи права. Это означает, что разговор о правах и свободах детей никого не оставил равнодушным.
Работники библиотеки-филиала № 4 провели час правовой информации «Ты – гражданин своей страны!» для учащихся школы № 27. Цель данной встречи – научить молодое поколение разбираться в своих правах и обязанностях и понимать возлагаемую на них ответственность. Для беседы с ребятами на эту тему была приглашена Варакина О. Ф. - ведущий специалист Комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав детей. Грамотно и доходчиво, опираясь на примеры из опыта работы, она рассказала о существующих правах и обязанностях подростков, о видах ответственности за различные правонарушения. С первых минут общения ребята активно включились в обсуждение темы. Особый интерес вызвало предложение ведущей мероприятия обсудить различные жизненные ситуации, в которых побывали их сверстники, высказать свою точку зрения и определить меру ответственности за каждый проступок.
Также на встрече состоялась презентация новой книги «Детям о праве», автором которой является П. Астахов Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка. Каждый участник встречи получил в подарок пошаговый путеводитель по данному изданию, который поможет создать полное впечатление о её содержании.
В заключение встречи ребята признали, что полученная информация пополнила их багаж знаний, которые пригодятся в будущем.
В библиотеке-филиале № 10 состоялось очередное заседание клуба «БЭМС». Ученики 8-го класса школы № 30 стали участниками часа правовых знаний «Права и обязанности», приуроченного к Всемирному дню прав ребенка. Цель мероприятия – помочь детям осознать свои права и особенно обязанности, о которых они порою забывают, ознакомить с правовыми документами, содействовать формированию у подростков собственной гражданской позиции.
Центром внимания была «Конвенция о правах ребенка», отдельные положения которой были зачитаны. На примере репродукции картины В.Г. Перова «Тройка» ребятам было рассказано, что у них есть то, чего были лишены дети в прошлом, права. И это свидетельство заботы государства о них, защите их детства. С возрастом изменяются потребности ребенка, их становится все больше и больше, а с постоянным изменением потребностей возникают и новые права.
Ребятам была предложена игра «Домино». Необходимо было разложить карточки в форме домино на столе так, чтобы права исходили из потребностей. Например, «свобода слова» - «право выражать свое мнение», «физкультура и спорт» - «право на здоровый образ жизни». Ребята уверенно справились с этим заданием.
В ходе разговора перед учащимися были раскрыты особенности прав и обязанностей несовершеннолетних в зависимости от их возраста. Дети узнали, что до 18-летнего возраста они не считаются совершеннолетними и должны подчиняться своим родителям или лицам, их заменяющих. Ребята должны неукоснительно выполнять правила, записанные в уставе школы. А еще узнали, с какого возраста и какие вопросы можно решать самостоятельно, с какого возраста наступает административная и уголовная ответственность. В игровой форме ребята познакомились с понятиями: проступок, правонарушение и преступление. На примере конкретных ситуаций ребята разбирались с понятиями административная и уголовная ответственность. Подростки смогли убедиться, что необходимо знать законы для того, чтобы защищать свои права и не нарушать права других детей. В конце мероприятия вниманию школьников была представлена тематическая подборка юридической литературы «Ваши права, дети».
Очередное заседание подросткового клуба «Ровесник» библиотеки-филиала № 2 состоялось 23 ноября. Библиотекари предложили школьникам порассуждать на тему «Детская шалость или преступление».
Ведущие встречи пытались выяснить у подростков, что же такое – детская шалость; знают ли ребята, что не все их шалости могут быть безвинны? Порой они могут расцениваться как «злонамеренные поступки» или являться вандализмом. Шалости совершают из желания пошутить, разыграть человека, а из-за чего совершают злонамеренные поступки?
Задачей библиотекаря было показать, как неудачная шалость влияет на людей; дать представление о мерах ответственности за таки проступки. Есть шалость, переходящая в хулиганство и даже преступление.
Чтобы невинные детские шалости никогда не приводили к беде, ребятам рассказали, как научиться разграничивать понятия «шалость» и «злонамеренный поступок»; с какого возраста человек несет уголовную ответственность за свои действия? В чем отличие проступка от преступления? Ребята, используя примеры из повседневной жизни, разбирались, где шалость, а где злонамеренный проступок. Например, бывают случаи, когда ради развлечения ребята пускают с крыш домов горящие самолётики, поджигают почтовые ящики, обшивки дверей в квартирах и подъездах. Они совершенно не думают, к каким последствиям могут привести такие «развлечения».
Можно ли назвать шалостью следующий поступок: сорвать у подъезда цветы, которые выращивает бабушка-пенсионерка? Школьникам постарались объяснить, что, в любой жизненной ситуации они должны вести себя достойно, справедливо и уважать закон.
Именно, правые знания помогут им поступить так, чтобы не пришлось сожалеть ни им, ни их родителям, ни другим окружающим людям
Эстетическое развитие молодежи
Одной из задач библиотеки в плане эстетического развития юношества является развитие у ребят эстетического вкуса, воспитание интереса к истории живописи, театра, народному творчеству, знание правил этикета и т.п.
В библиотеке-филиале № 2 была организована выставка картин киселевского художника Александра Загуляева, посвященная 65-летию мастера. В этот же день в библиотеке состоялось расширенное заседание клуба «Ровесник» «Мир наполнен красотой». Ребятам представилась возможность первыми посетить выставку и познакомиться лично с Александром Николаевичем Загуляевым. Члены клуба «Ровесник» познакомились с творчеством художника, поздравили его с юбилейной датой.
Добрый, отзывчивый человек, по-особому смотрящий на мир - художник Александр Николаевич Загуляев. Его картины: «Портрет шахтера» (1977 г.), «Материнство» (1978 г.), «Портрет мальчика в красной куртке» (1982 г.), «Память» (1985 г.), «Автопортрет» (1989 г.), написанные в разные годы принесли художнику звание лауреата Всесоюзных и международных выставок художников.
Школьники узнали о его нелегком творческом пути, а главное, увидели картины художника, среди которых и портрет матери, Антонины Андреевны, сыгравшей большую роль в развитии таланта сына. «Дымчатая светотень» Леонардо да Винчи, его знаменитое «сфумато» - это нежный полусвет с мягкой гаммой тонов молочно-серебристых, голубоватых, иногда с переливом привлек Александра Загуляева еще в юности и свои работы он выполняет в этом стиле. Всю жизнь художник постигает секреты «сфумато». Для него полотна мастеров Эпохи возрождения: Рафаэля, Тициана, Леонардо да Винчи - всегда будут путеводителями в мир высокой красоты и искреннего добра. Ребята узнали о творческих планах художника и искренне пожелали ему успехов в осуществлении всех замыслов.
В сентябре в этой библиотеке начала свою работу выставка работ местных художников «Живопись на Гагарина», посвященная 70-летнему юбилею области. На выставке были представлены картины А. Загуляева, старейшего художника города А. Обельчукова и начинающей художницы Е. Чебековой.
На открытие выставки пришли будущие парикмахеры, автослесари - студенты ПУ № 8. Авторы картин рассказали молодежи о своём непростом пути в мир художественного искусства, творческих планах. После мероприятия читатели и все желающие смогли познакомиться с самыми известными работами Александра Загуляева, написанными в разные годы: «Портрет шахтера» (1977 г.), «Материнство» (1978 г.), «Портрет мальчика в красной куртке» (1982 г.), «Память» (1985 г.), «Автопортрет» (1989 г.). Альберт Обельчуков предоставил на выставку свои последние работы: «Аннушка», «Золотая осень», «Киселевская красавица Кристина», «Дорога в Александровку», «Портрет Толика». На суд зрителей также представлено 5 картин ученицы Александра Загуляева - Елены Чебековой: «Зимняя ночь», «Усталая мечта», «Два одиночества», «Я войду в твою реальность», «Синеглазая лилия».
В юношеской библиотеке-филиале № 1 были проведены: вечер-портрет о творчестве И. Левитана «Первый пейзажист России», слайд - презентация «Мировые сокровища культуры» (к 100-летию музея им. А.С. Пушкина); познавательная игровая программа «С этикетом на «ты».
Профориентационная работа с юношеством
Одной из основных ступеней социализации личности в юношеском возрасте является выбор профессии. Как часто на вопрос: «Кем ты хочешь стать после окончания школы?» - можно услышать ответ: «Не знаю!». Причин этому много. В их основе лежит незнание школьника самого себя и будущей профессии. Далеко не любое дело доступно каждому. Как выбрать свою профессию? В наше время это во многом зависит от уровня получаемой информации.
В библиотеке-филиале № 2 с 2012 года ведется работа по программе по профориентации юношества «Путь к профессии». Цель программы - оказание помощи подрастающему поколению в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей; ориентирование учащихся на выбор профессии, востребованный в нашем регионе.
Главное в профориентационной работе, считают библиотечные специалисты, вызвать у молодых людей желание анализировать свои возможности, и не бояться ставить перед собой «высокие планки» жизненных целей.
Библиотекари знакомили учащихся с рейтингом наиболее востребованных профессий в регионе, рассказывали об учебных заведениях области, где можно получить эти профессии.
Наиболее интересные мероприятия, прошедшие в рамках реализации программы: познавательный час «Мир твоих возможностей», игровая программа «Острова профессий», информационные часы: «Как найти своё призвание», «Когда путь выбран, а цель ясна»,
«Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? На что надо ориентироваться при выборе профессии?» - эти и многие другие вопросы вызвали у восьмиклассников школы № 25 оживленные споры в ходе информационно-познавательного часа «Как найти свое призвание».
Разговор с подростками шел о том, как правильно выбрать курс в бескрайнем море профессий. Ведь кроме знаний и умений профессиональная деятельность потребует от личности определенных качеств, необходимых в конкретной сфере деятельности. Чтобы определиться с выбором, необходимо также знать востребована ли данная профессия со стороны общества. Сориентировавшись в выборе профессии, необходимо продумать возможные пути ее получения. Наличие профессионального образования позволит человеку чувствовать себя более уверенным в себе, в своих силах. Чем выше уровень профессионального образования, тем больше возможностей занять достойное положение в обществе, достичь успехов в карьере.
В заключение встречи ребятам был дан совет: не откладывать решение вопроса «кем быть?» на потом; выбирать себе такую профессию, где наиболее полно раскроются их способности, и которая будет востребована на рынке труда.
На познавательном часе «Мир твоих возможностей» учащиеся восьмого класса (28 чел.) школы № 25 познакомились с требованиями, которые выдвигают разные профессии к человеку.
Чтобы узнать степень своего соответствия требованиям профессии и выбрать подходящий вид труда, необходимо определиться с собственными способностями, склонностями, состоянием здоровья, знаниями и умением. Ребятам предложили пройти тестирование с целью проверки своих возможностей.
Также на мероприятии учащиеся узнали много полезного для себя и сделали вывод, что для того чтобы правильно выбрать себе профессию надо сориентироваться в трех вещах: хочу, могу, надо. В том случае если они сумеют совместить «хочу», «могу» и «надо», то их профессиональный выбор будет удачным.
Выбор профессии считается успешным при совпадении трех «В»: возможность, востребованность, влечение. Успешно выбранная профессия эта та, которая соответствует возможностям человека, которой он увлечен, и которая востребована в обществе.
В ходе информационно-познавательного часа «Когда путь выбран, а цель ясна» учащиеся ознакомились с преимуществами средне-специального и высшего образования, узнали, как правильно подойти к выбору учебного заведения. «Заглянули» ребята и в недалекое будущее, когда выбор профессии останется позади и придет время устраиваться на работу. С чего надо начинать поиск?
«Требуются на работу» - пожалуй, самая популярная рубрика в наших газетах и самый простейший способ поиска работы, есть еще служба занятости населения и различные агентства по подбору персонала. Молодым людям особенно трудно найти работу. Ведь у них нет ни жизненного, ни трудового опыта. Но имея представление о том, какие требования предъявляет работодатель, он может принять действенные меры для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда. Ребята узнали о важной роли собеседования при приеме на работу, ведь зачастую молодежь не имеет представления, как вести деловой разговор.
Путь в профессию редко бывает гладким, без всяких проблем, часто приходится преодолевать различные сложности, а для этого необходимо обладать волевыми качествами. Есть ли у них волевые качества, ребята проверили, пройдя тестирование.
Найти себя в профессиональном плане означает чувствовать себя нужным обществу, максимально полно раскрыть свои способности, заслужить почет и уважение. Ребята поняли, что любое их решение должно строиться продуманно и на объективной информации.
В Центральной библиотеке прошел информационный час «В мире профессий» для учащихся класса предпрофильной подготовки. Главная цель мероприятия – знакомство с различными профессиями. В ходе встречи школьники познакомились с рейтингом самых популярных профессий на сегодняшний день. Ими стали: юристы, экономисты и менеджеры. А такие необходимые и важные профессии, как учитель, врач, строитель, токарь – не слишком признаны, зато очень востребованы в современном обществе.
Особый интерес у ребят вызвал рассказ о редкой профессии – мерчендайзер. Мир профессий огромен. Чтобы не ошибиться в выборе, ребятам была предложена викторина «Кто есть кто», позволяющая выявить профессиональные способности каждого. А чтобы узнать, где можно получить выбранную профессию, работники библиотеки познакомили ребят со справочниками для поступающих в высшие и средне-специальные учебные заведения России.
Совместно с педагогами профессиональных учебных заведений города в библиотеках проходят профориентационные часы, встречи с людьми различных профессий.
В библиотеке-филиале № 4 состоялся информационно-профориентационный час «Чему учиться, чтобы пригодиться» для старшеклассников школы № 21, посвященный актуальной теме выбора профессий. На информационный час «Чему учиться, чтобы пригодиться» была приглашена преподаватель киселевского педагогического колледжа Давыденко Галина Рудольфовна. Она рассказала старшеклассникам об этом учебном заведении: его истории, выпускниках, достигших профессиональных высот, об особенностях обучения, специальностях, которые можно получить в педагогическом колледже. Разговор сопровождался показом фильма «Киселевский педагогический колледж». Все присутствующие получили рекламные буклеты учебного заведения и визитки.
Ребят очень заинтересовало выступление педагога, они задавали дополнительные вопросы, касающиеся поступления в педагогический колледж. Библиотекари подготовили обзор информации, представленной на выставке «Ценные советы, чтобы решить: Кем быть?», провели тестирование «Найди себя», которое поможет ребятам в самоопределении.
Важность и нужность таких мероприятий подтвердилась тем, что трое из присутствующих девушек сделали свой выбор в пользу профессии педагога.
В юношеской библиотеке-филиале № 1 состоялась встреча «Профессии, нужные городу» с представителями ПУ № 8, 47 и Киселевского педагогического колледжа.
В библиотеках работали интересные книжные выставки по профориентации: «Ценные советы, чтобы решить: Кем быть?» (Ф.4).
С самого детства ребенку дают советы. Но однажды наступает момент, когда взрослые перестают говорить своим детям, что делать, и со словами «тебе жить», тактично уходят в сторону. Для многих такой момент наступает при выборе профессии.
Первый раздел выставки «Выбираем будущее». В нем предложены справочники для поступающих в различные учебные заведения, имеющиеся в фонде библиотеки. Эти издания помогут старшеклассникам в определении кем бы они хотели стать, чтобы профессия стала любимым делом всей будущей жизни.
Второй раздел: «Найди свое призвание» предлагает книжные издания в виде тестов и опросов, ответив на которые, будущий студент сможет узнать какая, профессия наиболее подходит типу его характера, соответствует его наклонностям, увлечениям. Кроме того, раздел предлагает информацию о современных профессиях и их особенностях, что также поможет выпускнику в самоопределении.
Третий раздел: «Прекрасное «Далеко» содержит информацию о плюсах и минусах зарубежного образования.
Выставка была оформлена с надеждой, что все предлагаемые в ней советы помогут молодому поколению решить: Кем быть?
«Путь к мечте» выставка-рекомендация (ЦБ)
Современные, прекрасно оформленные издания (33 экз.) подробно и честно рассказывают о радостях и трудностях различных профессий.
На выставке была представлена литература о наиболее популярных сегодня профессиях: юрист, следователь, адвокат, журналист, стилист, продавец и т.д. Также была представлена и целая подборка книг о рабочих специальностях: строитель, токарь, каменщик, машинист башенного крана, электросварщик, так необходимых сегодня.
А книги из раздела «Здесь тебя научат» подскажут выпускникам, где найти свою мечту.
страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7 ... страница 9страница 10
скачать
Другие похожие работы: