Анализ деятельности библиотек мбук «цбс» Киселевского городского округа по обслуживанию юношества за 2012 год Киселевск, 2012
Особенно порадовал посетителей библиотеки третий раздел выставки «Любимая серия: перечитай лучшее» - это двадцать книг, из хорошо знакомой серии «История Отечества в романах, повестях, документах». Все, кто посетил библиотеку в дни работы выставки, с увлечением рассматривали представленные экземпляры, отмечали глубокое содержание и удачное оформление книжной экспозиции.
Таинственный мир заповедных мест нашей страны был представлен на книжной выставке «По заповедным уголкам природы» (ЦБ) (15 экз.)
Государственный заповедник «Столбы» и «Кивач», заповедник «Кедровая падь», Уссурийский, Пинежский, Алтайский и другие государственные заповедники - благодаря им, тысячи зимующих лебедей, гусей, уток и других водоплавающих птиц находят для себя спокойные убежища. Своим существованием им обязаны и амурский тигр, бухарский олень, промысловые животные – соболь, бобер, лось. Книги об этом были представлены в разделе «Мир планеты и его тайны».
В разделе «Сияньем строк воспетая природа» вниманию читателей была представлена поэзия великих классиков: Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.А. Бунина о красоте русской природы.
К Международному Дню памятников была оформлена выставка «Никто не вечен в мире, все уйдет, но вечно имя доброе живет» (Ф.4), посвященная героям - киселевчанам, чьи имена хранят мемориальные доски и памятники города. В Киселевске более 20 исторических достопримечательных мест, где размещены целые мемориальные комплексы, скульптурные экспозиции и памятные стелы.
Фотографии памятников «Скорбящей матери», «Мужеству посвящается», «Обелиск славы трудящимся завода «Гормаш», памятник-мемориал рабочим шахты «Красный Кузбасс», мемориал Памяти трудящимся завода И. С. Черных и многие другие, а также информация о них раскрыли первый раздел выставки «Вы жертвою пали в борьбе роковой», посвященный погибшим в годы Великой Отечественной.
Второй раздел выставки «Пусть свято хранит их память гранит» познакомил читателя с информацией о мемориальных досках, навсегда запечатлевших фамилии героев: воинов-интернационалистов, шахтеров, погибших при исполнении служебного долга в Чеченской республике и т. д. Выставка призывает читателя сохранять традиции памяти. Потому что память – это не просто способность сохранять следы минувшего. Это связующее звено между прошлым и будущим.
Актуальность темы – главное условие востребованности информации.
Внимание молодежи привлекли следующие книжные выставки:
по профориентации:
«Путь к мечте» (ЦБ);
«Профессия от А до Я» (Ф.1);
«Ценные советы, чтобы решить: Кем быть» (Ф.4)
по здоровому образу жизни:
«Мифы и факты о здоровье» (ЦБ)
к Году французского языка и литературы
«Скрещение судеб» (ЦБ);
«Москва-Париж» (Ф.2).
год России-Германии 2012-2013.
«Русские и немцы – 1000 лет истории, культуры, искусства» (Ф.1)
по привлечению к чтению:
«Хочу читать» (ЦБ);
«Почитайте летним вечером» (ЦБ);
«Молодежный хит» (Ф.2)
При проведении Недели молодежной книги в библиотеке-филиале № 2 молодежь заинтересовала выставка «Молодежный хит». На выставке демонстрировались книги авторов, имена которых сегодня не сходят с уст миллионов читателей по всему миру. Среди них – Пауло Коэльо, Дэн Браун, Стефани Майер, Анна Гавальда, и множество других современных мастеров слова. Каждый из них пытался раскрыть самые сокровенные уголки своего внутреннего «Я», собственное представление о загадочности окружающего мира, передать личные чувства, отношение к любви. Книги с этой выставки так быстро разбирались, что библиотекари не успевали подставлять новые.
Традиционна в библиотеке-филиале № 2 стала выставка, приуроченная к экранизации литературного произведения «Лучший роман, лучший фильм». Так, в октябре она была посвящена книге В. Гроссмана «Жизнь и судьба».
Популяризация книги и чтения является основным направлением работы с юношеством. Книжные выставки создают привлекательный образ библиотеки, с интересом воспринимаются читателем, вызывают у них желание взять книгу и прочесть её. Для того чтобы не было трудностей в подборе оригинального материала для цитат, в библиотеках уже много лет ведутся картотеки цитат, ярких высказываний, оригинальных заголовков, в папках накапливается иллюстративный материал к выставкам.
5. Индивидуальная работа с читателями юношеского возраста
Индивидуальное обслуживание читателей – это деятельность по удовлетворению запросов читателей, консультирование при самостоятельном выборе книг.
В библиотеках активно используются различные формы и методы индивидуальной работы с читателями:
- индивидуальные беседы;
- индивидуальное информирование;
- индивидуальная рекомендация.
В ходе индивидуальной беседы при записи в библиотеку библиотекарь выясняет основные мотивы и приоритеты чтения, увлечения и конкретные информационные потребности молодого человека. С каждым новым читателем проводится экскурсия по библиотеке, осуществляется знакомство с режимом работы библиотеки, правилами библиотечного обслуживания, со справочно-библиографическим аппаратом, и с перечнем дополнительных услуг: ксерокопирование, самостоятельная работа на ПК, распечатка на принтере, ночной абонемент и др.
При записи читателя библиотекарь обязательно спрашивает, какую литературу он любит читать, какие кружки он посещает в свободное от учебы время, есть ли у него дома книги. Все эти данные заносятся в раздел читательского формуляра «заметки библиотекаря».
В личной беседе, выяснив интересы читателя, библиотекарь рекомендует пользователям новинки периодики, учебной и художественной литературы, проводит мини-беседы у книжных выставок, приглашает на массовые мероприятия. В случае необходимости начинающим пользователям предоставляется помощь в работе с компьютером, в поисковой системе Интернет.
Доверительный разговор с библиотекарем, обсуждение прочитанной книги – важный момент индивидуальной работы с читателями юношеского возраста. Беседы о прочитанных книгах позволяют выявить уровень понимания прочитанной книги, помогают корректировать процесс руководства чтением, в ходе такой беседы выясняется, понравилась ли читателю книга, если нет, то почему она его не удовлетворила и прочее.
Выяснив, какие книги молодой читатель прочитал по интересующим его темам, библиотекарь рекомендует ему аналогичные книги из фонда библиотеки, составляет планы чтения, такие как, например, в библиотеке-филиале № 2: «Стань неотразимой», «Поиграем в шахматы», «В поисках чуда», «Сделай сам», «Домашний зооуголок» и прочее. (Всего 10 планов чтения, рекомендовано 97 книг),
Ф.1. по составленным ранее рекомендательным спискам литературы и планам чтения «Быть красивой - это просто», «Любительницам вязания», «Искусство быть здоровым», «Цветы - мое увлечение», и новым - «Мечты сбываются»: рекомендательный список для девочек и рекомендательный список для подростков «Страшно, аж жуть…».
В библиотеках ведется индивидуальное информирование абонентов. Так, например, в библиотеке-филиале № 4 из 20 человек, находящихся на индивидуальном информировании - 7 человек юношеского возраста. В центральной библиотеке 6 человек юношеского возраста. Ребята получают информацию по интересующим их темам: программирование, литература в школе, мотоспорт, история Древнего Мира, психология личности, психология общения, обществознание, цветоводство, собаководство, радиоэлектроника, бисероплетение, оригами, парикмахерское дело, визаж, ЗОЖ, спортивная медицина, траволечение, химия, об аквариумах, автодорожный и железнодорожный транспорт, география, история искусства, педагогика и др.
Кроме индивидуальных бесед в библиотеке обязательно проводятся консультации, которые помогают читателям ориентироваться в открытом фонде библиотеки, учат, как пользоваться каталогами и картотеками, а также справочным аппаратом самой книги.
Основные направления и формы библиотечного обслуживания специалистов, работающих с юношеством.
Обслуживание специалистов, работающих с юношеством, в библиотеках носит систематический характер. Сотрудничество осуществляется с педагогами горно-технического колледжа, педагогического колледжа, профессиональных училищ № 8, 47, учителями общеобразовательных школ, педагогами дополнительного образования центров детского творчества, СЮТа.
Традиционными формами библиотечного обслуживания специалистов, работающих с юношеством, являются книжные выставки, обзоры, беседы, консультации, индивидуальное информирование о новых поступлениях книг в библиотеку и публикациях в периодике по интересующим их темам. Также проводится устное оповещение по телефону о поступлении материала по интересующим темам, знакомство с «Бюллетенем новых поступлений», индивидуальные беседы.
Например, сценарные материалы к праздничным датам, занимательные задания для кружковой работы, в помощь классному руководителю, психологические тесты для молодежи и т.д.
На индивидуальном информировании в Центральной библиотеке состоят и специалисты, работающие с юношеством. Всего их 4 человека: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, мастер профессионального училища № 47, преподаватель декоративно-прикладного искусства и методист Центра развития творчества детей и юношества филиала «Живая природа». Всего за 2012 год им было предложено 125 экземпляров литературы, взято – 82 экземпляра. Это литература по темам: методика воспитательной работы, формирование здорового образа жизни, правоведение, история, краеведение, экология, природа Кузбасса, литература о животных, народное творчество, живопись.
А в библиотеке-филиале № 4 осуществлялось индивидуальное информирование специалистов, работающих с юношеством:
Вознюк О. Л. – преподавателя русского языка и литературы ПУ №47. В соответствии с информационными потребностями в работе оказывалась помощь в подборе журналов: «Воспитание школьников» и «Литература в школе». Содействовали в подготовке к участию в городском мероприятии «Преемственность поколений» (патриотическая встреча), посвященном 67 –й годовщине победы в Великой Отечественной войне. Предоставляли материал по запросам о киселевских поэтах и творческих людях города.
Калиткина Е. В. – заместителя директора по УВР Киселевского горного техникума им. В. П. Романова. По мере необходимости в течение года подбирался и предоставлялся материал в помощь профессиональной деятельности по темам: психология, политология, воспитание учащихся.
Библиотечные фонды для юношества
Главный библиотекарь
Отдела формирования единого фонда
и каталогизации документов МБУК «ЦБС»
Рогова Ирина Ивановна
Эл. почта: [email protected]
т. 8 (384-64) 5-14-60
4.1. Соответствие книжного фонда информационным запросам юношества.
Фонд для юношества не выделен из общих фондов в библиотеках, обслуживающих читателей юношеского возраста. Хотя самая популярная молодежная литература приближена к читателям: оформлены книжные выставки и тематические стеллажи. Например, фантастика и детективы – любимое чтение юношества, собраны на отдельных стеллажах.
Практически все работники юношеских кафедр и юношеского абонемента библиотеки-филиала № 1 отмечают, что книжные фонды для юношества не в полной мере соответствует запросам пользователей. Если говорить о читальных залах, то книжный фонд соответствует запросам юношества, т.к. читатели могут пользоваться всеми документами, находящимися в фонде. На абонементе - противоположная картина: фонд устарел почти на 90%. За последние годы фонды библиотек пополнялись научно-популярными изданиями по технике, психологии, медицине, книгами литературоведческого характера, по естественным наукам, здоровому образу жизни и т.д., но не в достаточном количестве. Что касается отраслевой учебной литературы, то издания последних лет находятся в читальных залах, а на открытом доступе новых учебников по-прежнему мало.
В библиотеке-филиале № 4 явно недостаточно книг для юношества, но разместить большее количество экземпляров не позволяют площади библиотеки в связи с ее переездом в намного меньшее помещение.
4.2. Наиболее популярные у читателей юношеского возраста книги и авторы.
С.Майер все книги («Сумерки» и остальные),
Романы Х. Мураками,
Романы П. Коэльо,
Гришковец Е. произведения,
Емец Д. Серии «Мефодий Буслаев», «Таня Гроттер» и другие,
Романы А. Белянина,
Книги серий «Детектив + Love», «Подружки. ru», «Только для девчонок»,
Романы Я. Лазаревой и Е. Усачевой в серии «Пленники сумерек»,
Романы Е. Вильмонт,
Детективы Д. Донцовой, Ю. Шиловой (женские детективы).
Основной читательской аудиторией являются девушки. Ребята читают крайне редко, в основном периодику, боевики. Наиболее любимое чтение юношества – «фэнтези».
4.3.Темы и отдельные книги, получившие наибольшее количество отказов:
«фэнтези», книги о вампирах и т.д.,
новые романы С. Майер,
новые романы П. Коэльо,
Красная книга Кемеровской области,
романы М. Леви,
справочники для поступающих в вузы и ссузы,
сборники тестов.
Основные темы отказов:
Техника - рукоделие (вязание, вышивка, декупаж, квилинг и т.д.), ремонт мопедов, мотоциклов, компьютеры (различные самоучители);
Домашние животные, комнатные растения;
Книги по здоровому образу жизни;
Экономика (учебники для студентов вузов);
Право (учебники по различным отраслям права);
Краеведение (экономика края, история, о фольклоре Кузбасса, редкие животные и растения);
Педагогика (методика воспитания по отдельным направлениям дошкольного образования, книги по профориентации);
Спорт (тайский бокс и другие виды рукопашного боя, восточные единоборства), виды спортивных игр;
Психология (общение, конфликты, популярная литература, сборники тестов);
Энциклопедическая литература (книги серий «Сто великих», справочники для школьников).
4.4. Периодические издания для юношества.
Центральная библиотека выписывает самое большое количество периодических изданий. Из них для юношества: две газеты – «Комсомольская правда» и «Любимая подружка» - 224 экз.
Журналы - 9 названий: «Маруся», «Лиза», «ЛизаGIRL», «OOPS», «Джульетта», «Спортивная жизнь России», «Сабрина» и др. – 148 экз.
Для учебы студенты широко используют отраслевые журналы, которые не предназначены для юношеской возрастной категории. Наиболее часто спрашиваются следующие издания: «Вопросы экономики», «Деньги и кредит», «Мировая экономика и международные отношения», «Основы безопасности и жизнедеятельности», «Финансы», «Экология и жизнь», «Экономист», «Российская газета».
Особое место в чтении молодых занимают журналы о спорте «Спортивная жизнь России» (в 2012 г. перестал выходить), «Физкультура и спорт». Девушки, увлекающиеся рукоделием, с увлечением смотрят женские журналы: «Лена - Рукоделие», «Самая mini», «Бурда», «Сабрина». В 2013 г. библиотека будет получать те же издания.
Библиотека-филиал № 1
Библиотека выписывает 2 газеты - «Комсомольская правда» и «Собеседник» - 250 экз.
Количество наименований журналов – 9 (За рулем, ЛизаGIRL, Лиза, Маруся, МОТО, Ромео и Джульетта, OOPS! и др.) – 148 экз.
Библиотека-филиал № 2
Библиотека выписывает газету «Комсомольская правда» - 198 экз.
Журналы: 6 названий (За рулем, ЛизаGIRL, Мне 15, МОТО, Ромео и Джульетта, OOPS!) – 72 экз.
Библиотека-филиал № 4
Библиотека выписывает 2 газеты - «Комсомольская правда», «Любимая подружка» - 224 экз.
Количество наименований журналов – 7 (ЛизаGIRL, OOPS!, Спортивная жизнь России, Сделай сам и др.) – 84 экз.
Всего 7 названий газет (896 экз.), 31 название журналов (452 экз.).
На 1 полугодие 2013 г. будут выписаны те же газеты и журналы.
Практически все библиотеки, работающие с юношеством, отметили, что периодики для юношества выписывается явно недостаточно. Сумма средств, выделяемых на подписку, остается на одном уровне уже несколько лет.
8. Информационное обслуживание юношества.
Главный библиограф МБУК «ЦБС»
Гаврилова Любовь Владимировна
т. (38464) 6-23-72
e-mail: [email protected]
Индивидуальное информирование юношества в библиотеках ЦБС ведется в традиционном режиме – в помощь профессиональной и учебной деятельности и по интересам. В каждой библиотеке созданы картотеки информационного обеспечения таких читателей. На карточках заносятся сведения об абоненте, а на обороте отмечается предложенная и взятая литература, либо на формулярах ставятся специальные символы для обозначения абонентов. Интересы выявляются при записи в процессе беседы.
Индивидуальное информирование осуществлялось по мере поступления и подбора соответствующей литературы, по некоторым темам абоненты получали информацию ежемесячно, по другим – 1 раз в квартал. Формы предоставления информации – 6 рекомендательных списка, 7 планов чтения, 4 буклета, телефонные оповещения. По договоренности предоставлялись копии документов.
При небольшом числе абонентов в основном оповещение ведется устно — по телефону или при личном общении во время очередного посещения библиотеки. Преимущество такого способа передачи информации заключается в оперативности и возможности установить с читателем непосредственный контакт, что позволяет сразу же выяснить его отношение к подготовленным материалам (абонент сам отбирает нужную информацию).
Информирование в помощь профессиональной и учебной деятельности - 32 абонента, 16% от общего количества - учащиеся общеобразовательных школ и училищ, студенты колледжей и вузов, обслуживаемых юношеской библиотекой и юношескими кафедрами в помощь самообразованию и образовательному процессу.
Темы: электроника, электротехника, логика, экология, популярная биология, психология отношений, имидж, компьютеры, боевые единоборства, шахматы, авто и мотоспорт, научные открытия, путешествия, спортивная борьба, этика, история религий, мода, история Древнего мира, право, искусство, химия для любознательных, нумизматика и многие другие.
Большую помощь при информировании оказывали тематические рекомендательные списки по литературе, индивидуальные планы чтения и буклеты. Например:
Рекомендательные списки литературы: «Для тех, кто любит «братьев наших меньших», «Искусство быть здоровым», «Мечты сбываются», «Страшно, аж жуть…», «Гроза Двенадцатого года», посвященной 200-летию войны 1812 года. (Ф.1);
«Читаем о Сталинградской битве» (Ф.2); «Техника морозной безопасности» (Ф.4).
Планы чтения: «Быть красивой – это просто!», «Цветы – мое увлечение»; «Любительницам вязания» (Ф.1); «Корабли и корабелы», «Химия – любознательным», «Я и компьютер», «Собака – друг человека» (Ф.4).
Буклеты: «Масленица», «Если ты голосуешь впервые», «Известное и неизвестное», «Школа…а дальше?» (Ф.1)
Информирование пользователей о новых поступлениях также ведется с помощью «Бюллетеня новых поступлений», который издается ежеквартально во все библиотеки-филиалы. В библиотеках ЦБС «Бюллетень новых поступлений» используется на выставках и просмотрах, а также в проведении массовых мероприятий.
В апреле 2012 года на сайте МБУК «ЦБС» была предложена новая услуга «Задать вопрос библиографу», представляющая возможность удаленным пользователям обратиться к библиографу с вопросом, не требующего сложного и длительного библиографического разыскания. Было разработано Положение и дана реклама в местной печати и на сайте Администрации города.
В апреле 2012 года МБУК «ЦБС» взяла на себя обязательство организовать виртуальное обслуживание своих пользователей через Службу сервиса ЭБК областной научной библиотеки им. В.Д. Федорова. Для студентов вузов и старшеклассников появилась хорошая возможность для оперативного выполнения тематических запросов и получения полных текстов документов, отсутствующих в фондах библиотек города. Была проделана большая работа по рекламе данной услуги - в городской газете «Киселевские вести» за 15 июня была опубликована статья «Новые технологии на службе читателей» и статья «Виртуальная библиотека Кузбасса открыта для жителей Киселевска» за 22 ноября в этой же газете с целью ознакомления горожан с услугой виртуального обслуживания; размещена информация на стенде «Информационно – правового центра»; на городских сайтах; о новой услуге было рассказано работникам нашей ЦБС на семинаре «Новые технологии – новые возможности библиографического поиска». Первый запрос отправлен 10 октября 2012 года. На сегодняшний день выполнено 24 запроса и получен 151 полнотекстовый документ.
8.2. Массовое информирование
В отчетном году было оформлено 15 выставок новых поступлений и выставок просмотров для молодых читателей нашей системы: «Новости книжного мира» - художественная литература современных авторов, «Почитайте летним вечером» - выставка новых книг для юношества (ЦГБ); «Новинки книжного рынка», «Что-то новенькое», «Новинки месяца» (Ф.4) и др. В общей сложности было представлено около 310 новинок.
Самой распространенной формой информирования были обзоры у этих выставок, их было организовано и проведено 17. Также были использованы такие формы как презентация, часы информации, информационно-познавательные часы. Больше половины мероприятий с использованием молодежных периодических изданий, всего участвовало в течение года во всех организованных мероприятиях 534 человека.
В январе 2012 года в юношеской библиотеке-филиале № 1 прошла презентация молодежной периодики «В молодежном формате» с целью знакомства молодых читателей библиотеки с периодическими изданиями для молодежи. Ребятам были показаны журналы и газеты, которые выходили в доперестроечное время («Юность», «Техника молодежи», «Молодая гвардия», «Собеседник», «Смена», «Комсомольская правда» и др.). На сегодняшний день некоторые не выдержали конкуренции и ушли с рынка печатной продукции, другие «слишком постарели», для того чтобы считаться молодежной прессой.
Подробнее молодые читатели познакомились с такими журналами, как «OOPS!», «Маруся», Ромео и Джульетта» и др., а кроме того узнали много интересного о журналах «Наука и жизнь», «Родина», «Вокруг света», которые не относятся напрямую к молодежным изданиям, но в них можно найти много интересного материала для самообразования.
Ответ на вопрос, чем привлекательны для ребят периодические издания, не удивил: яркость иллюстраций, доступное изложение материала, интересные рубрики. Прослушанный обзор молодежной периодики в будущем поможет школьникам лучше ориентироваться в многообразии периодических изданий.
Мероприятие посетили школьники 7-х классов шк. № 11 – 40 чел.
В Центральной городской библиотеке для учащихся девятых и восьмых классов шк. № 28 был проведен час правовой информации «О свободах и правах» (138 человек, прошло 4 раза). Главной целью мероприятия стало знакомство ребят с главными законодательными актами, касающихся подростков. «Гордые символы нашей державы» - так назывался информационно-познавательный час, посвященный Дню России, который работники ЦБ подготовили и провели в лицее №1 (40 человек, прошло 2 раза). В Центре развития творчества детей и юношества работники ЦБ провели час информации «Военно-воздушные силы России», посвященный Дню ВВС (20 человек).
Важное место в массовом информировании читателей в библиотеке №2 занимают библиографические обзоры. В течение года 11 обзоров (180 чел.) было проведено для молодых читателей, в том числе «Сталинградская битва в художественной литературе», «Кузбасс. Сибирь. Россия» и др. В рамках Недели юношеской книги состоялся трижды обзор периодики «Читай, молодежь!» для учащихся 9-11-х классов школы № 25 (40 чел.).
Обзор периодических изданий «Листая страницы любимых журналов» для будущих экскаваторщиков ПУ № 47 (гр. Э-12-1С -15 человек) подготовила библиотека №4.
В 2012 году на сайте ЦБС была представлена информация о новых книгах, поступивших в библиотеки ЦБС, на краеведческой странице – «Календарь знаменательных и памятных дат». Информация обновляется ежеквартально.
Формирование основ информационной культуры.
Главный библиограф МБУК «ЦБС»
Гаврилова Любовь Владимировна
т. (38464) 6-23-72
e-mail: [email protected]
Работа в помощь формированию информационной культуры является приоритетной и остается одной из ведущих в библиотечной практике.
Наглядная информация о библиотеке и ее услугах имеется в каждой библиотеке и представлена на информационных стендах, которые постоянно обновляются, пополняются новой информацией. На кафедре каждого структурного подразделения оформлены пакеты документов для ознакомления пользователей при записи: положение о залоговой системе, тарифы и платные услуги.
Поисковый аппарат библиотек помогают использовать яркие плакаты-схемы, плакаты-указатели, плакаты–путеводители, памятки, буклеты, схемы – алгоритмы поиска различного вида и типа информации.
В течение года активно использовали выставки справочных, энциклопедических и библиографических изданий, в основном постоянно действующие и систематически обновляемые.
Показатели работы по формированию
информационной культуры личности
Наименование библиотеки | Уроки по формированию основ ИКЛ | Экскурсии (познавательные) | Массовые мероприятия по формированию основ ИКЛ | ||||
кол-во уроков | кол-во человек | кол-во экскурсий | кол-во человек | Дни библиог- рафии (кол-во) | Информины, конкурсы, игры и др. (кол-во) | Кол-во посети телей | |
Центральная городская библиотека | 2 | 60 | 2 | 80 | - | - | - |
Юношеская библиотека №1 | - | - | 1 | 24 | - | - | - |
Библиотека №2 | 1 | 26 | | | | | |
Библиотека №4 | 2 | 50 | 6 | 107 | - | - | - |
Всего | 5 | 136 | 9 | 211 | - | - | - |
страница 1 ... страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10
скачать
Другие похожие работы: