Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2013- 2014 учебный год
АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ за 2013- 2014 учебный год.
При МОУ СОШ № 1 г. Питкяранта РК в 2012-2013 учебном году работало методическое объединение учителей начальных классов, руководитель МО Котова Ю. А.
Тема, над которой работало МО:
Пути совершенствования урока в рамках внедрения ФГОС начального общего образования.
Цель: Внедрение в работу учителей методики формирования у учащихся компетентности в рамках внедрения ФГОС начального общего образования
Задачи:
изучать и внедрять новые педагогические технологии в образовательный процесс;
знакомиться с достижениями передовой педагогической практики с целью повышения профессионального педагогического уровня;
создавать условия для активизации познавательной деятельности и повышения уровня качества знаний и умений обучающихся путём повышения эффективности педагогического процесса;
выявлять и обобщать педагогический опыт в работе учителей начальных классов;
формировать общеучебные и исследовательские умения у младших школьников;
продолжить теоретическую и практическую деятельность по освоению педагогами ФГОС НОО второго поколения;
Ожидаемые результаты работы:
рост качества знаний обучающихся;
овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей.
В соответствии с поставленными целями и задачами работа методического объединения осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
Основные направления:
Повышение педагогического мастерства | работа над темами самообразования |
коллективная методическая деятельность | |
открытые уроки и их анализ | |
курсовая подготовка | |
повышение квалификации | |
распространение педагогического опыта | |
аттестация | |
Работа с учащимися | повышение познавательного интереса |
развитие универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных) | |
вовлечение школьников во внеурочную деятельность: интеллектуальную (предметные олимпиады, проектная деятельность), творческую (конкурсы, акции), спортивную (соревнования) | |
участие в интеллектуальных конкурсах | |
Диагностика | анкетирование участников образовательного процесса |
посещение и анализ уроков, мероприятий | |
проверка документации | |
Мониторинг УУД | |
Введение ФГОС в учебный процесс | нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС |
методическое сопровождение перехода ОУ на работу по ФГОС | |
внеурочная деятельность ОУ | |
кадровое обеспечение введения ФГОС в ОУ | |
информационное обеспечение введения ФГОС | |
материально-техническое обеспечение перехода ОУ на ФГОС | |
Преемственность | преемственность с ДОУ (план работы, совместные заседания, взаимопосещения, анализ работы) |
преемственность со средним звеном (совместные заседания, взаимопосещения) |
В МО начальных классов - 8 учителей. Кадровый потенциал в МО достаточно высокий, так как работают учителя, имеющие высшую и первую категории, высшее образование.
Кадровый состав учителей МО
№ | Ф.И.О. | образо вание | должность | Общий стаж | Пед. стаж | категория |
1 | Котова Ю. А. | высшее | учитель нач. классов | 16 лет | 16 лет | высшая |
2 | Боева М. В. | высшее | учитель нач. классов | 24 года | 24 года | первая |
3 | Сущеня Н. А. | высшее | учитель нач. классов | 18 лет | 17 лет | соответствие занимаемой должности |
4 | Машара И. В. | высшее | учитель нач. классов | 4 года | 4 года | соответствие занимаемой должности |
5 | Косых Е. В. | высшее | учитель нач. классов | 14 лет | 11 лет | первая |
6 | Филимонкова М. Г. | высшее | учитель нач. классов | 27 лет | 27 лет | высшая |
7 | Щербакова Г. И. | высшее | учитель нач. классов | 33 года | 33 года | первая |
8 | Брылкина Г. Н. | высшее | учитель нач. классов | 32 года | 32 года | высшая |
Тематика заседаний МО определяется исходя из задач методической работы школы.
При выборе темы учитываются профессиональные запросы педагогических работников, актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности.
Дата проведения | № протокола | Тема заседания | ответственные |
13.09.2012 | 1 | Анализ работы ШМО учителей нач. кл. за 2012-2013 уч. год. Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2013-2014 учебный год. | Котова Ю. А. |
18.10.2011 | 2 | Межрайонный семинар «Потенциал системы Занкова при переходе на ФГОС» г. Сортавала | Котова Ю. А. |
14.12. 2014 | 3 | Ведение портфолио учащихся в соответствии с ФГОС НОО | Учителя начальных классов |
17.04.2014 | 4 | Использование Flash-технологий на уроках и во внеурочной деятельности (мастер – класс) | Боева М. В. |
Помимо этого проведено ряд оперативных заседаний (доработка и исправление рабочих программ по предметам в соответствии ФГОС НОО, разработка плана проведения предметной недели начальных классов; подготовка к предметной олимпиаде, школьной и районной проектно-исследовательской конференции; подготовка к внеклассным мероприятиям).
В 2013- 2014 учебном году 7 учителей из 8 провели открытые уроки, целью которых являлось ознакомление учителей района с реализацией ФГОС НОО в нашей школе.
Дата проведения | Ф. И. О. класс | Тема урока | уровень |
19 февраля 2014 г. | Филимонкова М. Г. 3в класс | Русский язык «Три склонения им. сущ.» | районный |
29 апреля 2014 г. | Косых Е. В. 1а класс | Математика «Сложение чисел с переходом через разряд» | школьный |
29 апреля 2014 г. | Сущеня Н. А. 4а класс | Чтение «Война в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане» | школьный |
19 февраля 2014 г. | Брылкина Г. Н. 2б класс | Математика «Деление чисел» | районный |
29 апреля 2014 г. | Щербакова Г. И. 2б класс | Русский язык «Безударная гласная в корне слова» | школьный |
19 февраля 2014 г. | Котова Ю. А. 3а класс | Математика «Скорость движения» | районный |
19 февраля 2014 г. | Боева М. В. 3б класс | Окружающий мир «Лес- природное сообщество» | районный |
Учителя ещё раз убедились, что открытые уроки способствуют повышению мотивации педагогов к дальнейшему совершенствованию своего профессионализма, способствуют расширению теоретических знаний по предмету, психолого-педагогических и методических знаний, появлению новых идей, укреплению своей самооценки.
Участие учителей в работе педсоветов, РМО, республиканских семинарах
Ф. И. О. | мероприятие | Тема выступления | уровень |
Котова Ю. А. | районная августовская конференция | «Реализация ФГОС НОО в работе учителей начальных классов МОУ СОШ №1 » | районный |
Котова Ю.А. | РМО учителей начальных классов | «Мониторинг образовательных достижений учащихся: диагностический комплект для психолога и педагога «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать» | районный |
Котова Ю.А | межрайонный семинар «Потенциал системы Занкова при переходе на ФГОС» г. Сортавала | Классный час «Компьютер – друг или враг» | районный |
Повышение квалификации
Ф. И. О. | тема | Кол-во часов | Место проведения |
Котова Ю. А. | Использование ИД Activ Board в учебном процессе | 24 ч. | ГАОУ РК «ИПКРО» |
Развитие творческого потенциала и мелкой моторики рук, приобщение к народной культуре детей дошкольного и младшего школьного возраста» | 72 ч. | Дидактический интернет- сайт «Страна Мастеров» | |
Филимонкова М. Г. | Использование ИД Activ Board в учебном процессе | 24ч. | ГАОУ РК «ИПКРО» |
Брылкина Г.Н. | Организация работы службы психолого- педагогического и медико- социального сопровождения детей в образовательном учреждении | 72 ч. | ГАОУ РК «ИПКРО» |
Косых Е. В. | Организация работы службы психолого- педагогического и медико- социального сопровождения детей в образовательном учреждении | 72 ч. | ГАОУ РК «ИПКРО» |
Машара И. В. | Организация работы службы психолого- педагогического и медико- социального сопровождения детей в образовательном учреждении | 72 ч. | ГАОУ РК «ИПКРО» |
Современный урок, как основное условие обеспечения качественного образования с позиций ФГОС НОО | 72 ч. | ГАОУ РК «ИПКРО» | |
Сущеня Н.А. | Организация работы службы психолого- педагогического и медико- социального сопровождения детей в образовательном учреждении | 72 ч. | ГАОУ РК «ИПКРО» |
Современный урок, как основное условие обеспечения качественного образования с позиций ФГОС НОО | 72 ч. | ГАОУ РК «ИПКРО» |
Самообразование
В начале учебного года были определены и утверждены темы по самообразованию.
Ф. И. О. | Тема самообразования | Практический выход |
Котова Ю. А. | Контрольно - оценочные действия на уроке в рамках реализации ФГОС НОО | Участие в работе МО учителей нач. шк. Сортавальского района, посещение открытых уроков. Открытый урок. Использование технологии Портфолио, как одно из средств формирования контрольно - оценочных действий и УУД |
Боева М. В. | Контрольно - оценочные действия на уроке в рамках реализации ФГОС НОО | Участие в работе МО учителей нач. шк. Сортавальского района, посещение открытых уроков. Открытый урок. Использование технологии Портфолио, как одно из средств формирования контрольно - оценочных действий и УУД |
Сущеня Н. А. | Анализ современного урока и СД подход | Открытый урок |
Косых Е. В. | Экологическое воспитание на уроках «Окружающий мир» | Составление и реализация программы экологического кружка на 2013-2014 уч. год. Участие в акции «Чистый город» |
Филимонкова М. Г. | Проектная деятельность на уроках в начальной школе. | |
Щербакова Г. И. | Воспитание любви к окружающему миру через уроки и проектную деятельность. | Проект «Такие разные игры…» |
Брылкина Г. Н. | Контрольно - оценочные действия на уроке в рамках реализации ФГОС НОО | Участие в работе МО учителей нач. шк. Сортавальского района, посещение открытых уроков. Открытый урок. Использование технологии Портфолио, как одно из средств формирования контрольн о- оценочных действий и УУД |
Машара И. В. | Воспитание вежливости и доброты через уроки чтения | |
Работа с одаренными детьми (участие в олимпиадах, конкурсах)
Регулярно ведётся работа по повышению познавательного интереса у учащихся, вовлечение их в интеллектуальные олимпиады, конкурсы, марафоны.
Результаты участия в районной олимпиаде учеников начальных классов
предмет | Ф. И. О. учителя | класс | Ф. И. ученика | Место | уровень |
Русский язык | Котова Ю.А. | 3а | Калинина Саша | 1 | районный |
Матем. | Боева М. В. Котова Ю. А. Боева М. В. Котова Ю. А. Сущеня Н.А. | 3б 3а 3б 3а 4а | Михайлова Женя Арефьев Денис Вишнякова Соня Цалко Клим Анискевич Полина | 1 1 2 2 2 | районный районный районный районный районный |
Окр. мир | Котова Ю. А. Боева М. В. | 3а 3б | Калинина Саша Михайлова Женя Вишнякова Соня | 3 3 3 | районный районный районный |
Результаты олимпиады показали слабую подготовку к мероприятиям данного плана учащихся 2-х и 4-х классов, а также ученики слабо проявили себя в таких предметах как русский язык и литературное чтение. В тоже время количество призовых мест по сравнению с прошлым годом выросло (динамику за последние три года можно увидеть ниже)
Участие в интеллектуальных конкурсах
Название конкурса | Количество участников | результат | Ф. И. ученика | класс | учитель |
«Русский медвежонок» | 7 | - | | 2а | Щербакова Г. И. |
«Русский медвежонок» | 10 | - | | 2б | Брылкина Г. Н. |
«Русский медвежонок» | 6 | - | | 3а | Котова Ю. А. |
«Русский медвежонок» | 6 | - | | 3б | Боева М. В. |
«Русский медвежонок» | 24 | 1м в районе | Смирнов Иван | 4а | Сущеня Н. А. |
«Русский медвежонок» | 2 | - | | 4б | Машара И. В. |
«Кенгуру» | 5 | - | | 2а | Щербакова Г. И. |
«Кенгуру» | 9 | - | | 2б | Брылкина Г. Н. |
«Кенгуру» | 18 | - | | 3а | Котова Ю. А. |
«Кенгуру» | 11 | - | | 3б | Боева М. В. |
«Кенгуру» | 24 | - | | 4а | Сущеня Н. А. |
«Кенгуру» | 6 | - | | 4б | Машара И. В. |
Зимние интеллектуальные игры | 25 | 2,3 м. в районе | Уханова Саша, Смирнов Иван | 4а | Сущеня Н. А. |
Зимние интеллектуальные игры | 3 | | | 3а | Котова Ю. А. |
Районный конкурс учебно- исследовательских и проектных работ | | 1 м. в районе | | 3а | Котова Ю. А. |
Районный конкурс учебно- исследовательских и проектных работ | | 3 м. в районе | | 4а | Сущеня Н. А. |
Динамика результативности участия в олимпиадах и конкурсах
за последние три года
название | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 |
Количество призеров, уровень | |||
«Русский медвежонок» | 4- районный | 4- районный | 1-районный |
«Кенгуру» | 3- районный | | - |
«Зимние интеллектуальные игры» | 3- районный | 2- районный | 2- районный |
«Родное слово» | 4-регион | 2- регион 8-районный | |
Районная олимпиада | 4- районный | 6- районный | 9-районный |
Районный конкурс учебно- исследовательских и проектных работ | - | 2- районный | 3- районный |
В целях реализации задач углубления работы с одаренными детьми, развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей посредством коллективных, творческих дел младшие школьники приняли участие в школьной, районной и республиканской проектно - исследовательской конференциях.
На школьной конференции проектно - исследовательских работ показали итоги своей работы ученики Боевой М. В. «Секреты бумажного листа», Сущеня Н. А. «Наш классный театр», Машара И. В. «Начало истории человечества», Котовой Ю. А. «Чудо расписное», Щербаковой Г. И. «Такие разные игры…», Брылкиной Г. Н. «Олимпиада – сочи 2014». По итогам школьной конференции стали лауреатами и приняли участие в районном конкурсе проектно - исследовательских работ ученики 3а класса (учитель Котова Ю. А.), Луканина Полина (руководитель Луканина С. М.) - 1 место в номинациях «Творческий проект» и «Исследовательский проект», ученики 4а класса (учитель Сущеня Н. А.) – 3 место, ученица 2б класса Крайнова Элина (учитель Брылкина Г. Н.) участник.
Гурова Ева (учитель Боева М. В.) приняла участие в республиканском фестивале исследовательских работ с проектом «Секреты бумажного листа».
Проектно-исследовательская работа школьников была организована практически всеми учителями начальных классов. И хотя, основная работа велась только при подготовке непосредственно к конференции, ряд учеников благодаря проектно-исследовательской работе под руководством учителей Брылкиной Г.Н., Щербаковой Г.И., Сущеня Н. А., Машара И.В., Боевой М.В., Котовой Ю. А. расширили не только знания, но и приобрели и развили основные компетенции.
Считаю, что проектно-исследовательскую работу необходимо вести систематически, только тогда у учащихся разовьются исследовательские навыки, дети научатся самостоятельно работать над исследованием.
Очень насыщено, интересно и разнопланово с 24 по 28 февраля 2014 года прошла неделя начальной школы.
Задачи предметной недели:
создавать благоприятный психологический климат в классе;
расширять и обогащать эмоциональную жизнь детей;
развивать интерес к своему внутреннему миру и миру другого человека;
раскрывать творческий потенциал школьников.
Девиз недели: «Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться!»
На протяжении всей недели ребята много общались, ходили в гости и сами принимали гостей.
В понедельник состоялась организационная линейка. Ученики 4-х классов побывали в детской библиотеке. Они приняли участие в интеллектуальной викторине, посвященной Дню Защитника Отечества.
Вторник был посвящен краю, в котором мы живем. Во всех классах прошли классные часы «Я живу в Карелии, я люблю Карелию». Ученики 2б, 3б и 3в класса посетили выставки краеведческого музея. Ребята всех классов нарисовали замечательные рисунки, в которых отразили красоту нашего края.
Вторые классы посетили школьную библиотеку. Нина Геннадьевна провела с ребятами 2б класса урок, посвященный карельским сказкам. 2а класс познакомился с карельскими писателями.
Среда- день ПДД «Правила движения должны знать все без исключения!»
Агитбригада учеников 3б класса выступила перед учениками 1-2 классов.
Четверг - «Хочу все знать!». В этот день ученики 4а и 4б классов знакомили нас со своими проектами. Троицкой Люде удалось побывать во всех классах и рассказать о своём олимпийском проекте. Михеенко Леся рассказала ученикам 1 класса «Почему медведь сосет лапу».
А вечером ученики 1 и 3 а класса вместе со своими родителями принимали участие в самой веселой из всех спортивных и самой спортивной из всех веселых игр «Веселые старты». Спасибо учителям физкультуры Ефремовой Екатерине Борисовне и Черенковой Наталье Ивановне.
В пятницу состоялся школьный конкурс чтецов «Карелия, мой край родной». Во 2б классе прошел КВН «Хочу все знать!», 3б класс организовал игру «Волшебный лабиринт». А ученики 3в класса показали первоклассникам спектакль про осьминожек.
Все самые яркие и запоминающиеся события, происходящие в классах, освещались в красочных стенгазетах «Новости из класса».
Результаты комплексной контрольной работы учеников 2-х классов
Уровни сформированности компетентности | 1 класс (Косых Е. В.) |
высокий | 8 (27%) |
повышенный | 8 (27%) |
базовый | 11 (36%) |
ниже базового | 3 (10%) |
критический | 0 |
Уровни сформированности компетентности | 2а класс (Щербакова Г. И.) | 2б класс (Брылкина Г. Н.) |
высокий | 2 (9%) | 8 (37%) |
повышенный | 7 (32%) | 6 (27%) |
базовый | 11 (50%) | 6 (27%) |
ниже базового | 2 (9%) | 2 (9%) |
критический | 0 | 0 |
Уровни сформированности компетентности | 3а класс (Котова Ю. А.) | 3б класс (Боева М. В.) | 3в класс (Филимонкова М. Г.) |
высокий | 2 (10 %) | 1 (5 %) | - |
повышенный | 1 (5 %) | 4 (19 %) | 1 (13 %) |
базовый | 11 (55 %) | 14 (66%) | 6 (66 %) |
ниже базового | 4 (20%) | 2 (9 %) | 2 (22 %) |
критический | 0 | 0 | 0 |
Анализ результативности обучения по предметам
предмет | учитель | класс | СБ | КО | % КЗ | успешность |
русский язык | Щербакова Г.И. | 2а | 3,9 | 63 | 86 | 100 |
| Брылкина Г.Н. | 2б | 4,0 | 65 | 78 | 100 |
Котова Ю. А. | 3а | 4,2 | 71 | 96 | 100 | |
Боева М. В. | 3б | 4,0 | 65 | 76 | 100 | |
Филимонкова М. Г. | 3в | 3,7 | 58 | 71 | 100 | |
Сущеня Н.А. | 4а | 4,2 | 75 | 85 | 100 | |
Машара И.В. | 4б | 3,9 | 62 | 76 | 100 | |
математика | Щербакова Г.И. | 2а | 4,2 | 74 | 86 | 100 |
| Брылкина Г.Н. | 2б | 4,0 | 66 | 73 | 100 |
Котова Ю. А. | 3а | 4,3 | 76 | 84 | 100 | |
Боева М. В. | 3б | 4,1 | 70 | 85 | 100 | |
Филимонкова М. Г. | 3в | 3.8 | 61 | 71 | 100 | |
Сущеня Н.А. | 4а | 4,4 | 79 | 85 | 100 | |
Машара И.В. | 4б | 4.1 | 72 | 85 | 100 | |
лит. чтение | Щербакова Г.И. | 2а | 4,7 | 91 | 100 | 100 |
| Брылкина Г.Н. | 2б | 4,3 | 79 | 86 | 100 |
Котова Ю. А. | 3а | 4,6 | 88 | 100 | 100 | |
Боева М. В. | 3б | 4,2 | 73 | 90 | 100 | |
Филимонкова М. Г. | 3в | 4,2 | 74 | 92 | 100 | |
Сущеня Н.А. | 4а | 4,5 | 84 | 100 | 100 | |
Машара И.В. | 4б | 4,6 | 88 | 100 | 100 | |
окр.мир | Щербакова Г.И. | 2а | 4,3 | 75 | 95 | 100 |
| Брылкина Г.Н. | 2б | 4,3 | 78 | 91 | 100 |
Котова Ю. А. | 3а | 4,2 | 73 | 92 | 100 | |
Боева М. В. | 3б | 4,3 | 76 | 95 | 100 | |
Филимонкова М. Г. | 3в | 4,0 | 65 | 78 | 100 | |
Сущеня Н.А. | 4а | 4,5 | 84 | 96 | 100 | |
Машара И.В. | 4б | 4,2 | 75 | 90 | 100 | |
ИЗО | Щербакова Г.И. | 2а | 4,8 | 95 | 100 | 100 |
| Брылкина Г.Н. | 2б | 4,6 | 87 | 95 | 100 |
Котова Ю. А. | 3а | 4,7 | 91 | 100 | 100 | |
Боева М. В. | 3б | 4,5 | 83 | 95 | 100 | |
Филимонкова М. Г. | 3в | 4,6 | 87 | 100 | 100 | |
Сущеня Н.А. | 4а | 5,0 | 100 | 100 | 100 | |
Машара И.В. | 4б | 4,9 | 96 | 100 | 100 | |
технология | Щербакова Г.И. | 2а | 5,0 | 100 | 100 | 100 |
| Брылкина Г.Н. | 2б | 4,9 | 96 | 100 | 100 |
Котова Ю. А. | 3а | 4,8 | 92 | 100 | 100 | |
Боева М. В. | 3б | 4,4 | 79 | 95 | 100 | |
Филимонкова М. Г. | 3в | 4,6 | 87 | 100 | 100 | |
Сущеня Н.А. | 4а | 5,0 | 100 | 100 | 100 | |
Машара И.В. | 4б | 4.9 | 96 | 100 | 100 |
Рекомендации по результатам выполненных работ
Русский язык
Усилить работу над орфографическими ошибками, связанными с неумением подбирать слова в сильной позиции, применять изученные правила к конкретным ситуациям.
Регулярно проводить тренинги по предупреждению ошибок: объяснительный, предупредительный диктанты, комментированное письмо и другие виды работ.
Математика
По результатам контрольных работ классифицировать ошибки и проводить индивидуальную, групповую, коллективную работу по их устранению.
Систематически использовать разнообразные формы работы, направленные на автоматизацию устных вычислений.
Внедрять в практику работы решение заданий на смекалку, интеллектуальные разминки, развивающие логическое мышление.
Литературное чтение
Регулярно проводить индивидуальный контроль за ходом формирования у учащихся техники чтения.
Вести строгий учёт пробелов, наглядно отражать динамику овладения учащимися приёмов чтения.
Систематически вести работу, направленную на развитие смыслового чтения.
Добиваться осуществления регулярного контроля за чтением учащихся дома, родителями.
Вывод:
Работа МО учителей начальных классов осуществлялась по плану и на оптимальном уровне. При проведении открытых уроков, внеклассных мероприятий учителя применяют разнообразные формы работы, используют современные педагогические технологии, например: проектный метод обучения, игровые, ИКТ, личностно-ориентированные, технологию проблемно-диалогового и развивающего обучения. Также начинает активно внедряться в работу учителей начальных классов технология портфолио.
Благодаря стараниям учителей школьники показали неплохие результаты качества усвоения учебного материала, принимали участие в конкурсах различного уровня, участвовали в проектной деятельности.
Но, наряду с имеющимися положительными тенденциями в методической работе педагогического коллектива имеются и определённые недостатки:
пассивный уровень взаимопосещений уроков коллег;
недостаточный уровень знания самоанализа урока, следовательно, некорректная самооценка урока.
не все учителя активно включились в работу методического объединения, отсюда низкая инициативность учителей, их стремление к творчеству.
Анализ работы начальной школы показывает, что, в целом, поставленные задачи решены, чему, безусловно, способствовала слаженная работа большей части методического объединения учителей начальных классов.
Считаю, что работу методического объединения учителей начальных классов можно признать удовлетворительной.
Руководитель ШМО учителей начальных классов Котова Ю. А.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: