Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы за 2013 2014 год
Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы
за 2013 – 2014 год
Методическое объединение учителей русского языка и литературы является основным структурным подразделением методической службы МОУ СОШ №1, осуществляющим проведение учебно-воспитательной и внеклассной работы. МО учителей русского языка и литературы создано для решения определенной части задач, возложенных на школу.
Работа МО была нацелена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала учителей, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики преподавания русского языка и литературы.
Исходя из общих направлений работы, в 2013-2014 учебном году перед методическим объединением учителей русского языка и литературы были поставлены конкретные цели и задачи:
Продолжить работу по повышению уровня педагогического мастерства учителей через активизацию работы по темам самообразования и курсовую переподготовку
Работать над формированием общеучебных умений и навыков учащихся, предметных компетенций
Активно внедрять в практику новые педагогические технологии, направленные на повышение качества образования
Содействовать раскрытию творческого потенциала учащихся через уроки и внеклассную работу
Систематически работать над методической темой «Технологическая карта урока»
Стимулировать педагогов к обобщению актуального педагогического опыта.
Для развития творческих способностей учащихся используются в работе элективные курсы, внеклассные мероприятия.
Ряд новых технологий, используемых учителями на уроках, позволяет развить языковую интуицию учащихся, пробуждает интерес к интеллектуальной работе. Учителями-словесниками апробированы следующие методики использования новых технологий на уроках русского языка и литературы:
Приемы организации творческой дискуссии на уроках литературы
Использование компьютерных технологий на уроках литературы и во внеклассной работе
Система работы по развитию устной и письменной речи в процессе анализа литературного произведения
Методика подготовки и проведения письменных работ, их анализа и оценки, включение компьютерных технологий
Развитие речи учащихся в процессе работы с художественно-образной наглядностью на уроках литературы
Современные активные формы урока русского языка в школе (лекция, семинар, практикум), направленные на подготовку учащихся 9-11х классов к ЕГЭ.
Возможности использования разных видов искусств на современном уроке русского языка
Методическое объединение состоит из опытных учителей, не один год работающих в школе. В этом году учителя выбрали единую для всех тему по самообразованию «Технологическая карта урока». Изучали методическую литературу, посещали уроки коллег из МОУ СОШ №2, учителей начальных классов. С приёмами составления разных видов технологических карт познакомились на рабочей встрече с методистом из ГАОУ РК ИПКРО Гребенюк Т.Н. Она же познакомила с некоторыми новыми технологиями
(продуктивного чтения, оценивания, проблемного обучения). На одном из заседаний МО обсудили результаты. В конце года учителя-филологи провели открытые уроки с использованием элементов ФГОС. На данный момент учителя имеют несколько образцов готовых карт.
|   Время проведения  |    Учитель  |    Класс  |    Тема  |  
|   4 четверть  |    Кузнецова Н.А.  |    6  |    Обобщающий урок по теме «Числительное»  |  
|   4 четверть  |    Семакова С.В.  |    6  |    Мягкий знак в имени числительном  |  
|   4 четверть  |    Уличева С.В.  |    5  |    Работа с новым учебником  |  
|   4 четверть  |    Голосова М.Г.  |    7  |    Работа с одарёнными детьми  |  
В 2013-2014 учебном году на уроках русского языка работали по учебникам под редакцией
Т.А.Ладыженской
А.Д.Шмелёва
Т.А. Баранова
С.Г. Бархударова
Курс литературы строился на основе программы Т.Ф. Курдюмовой и программы под редакцией Г.В. Москвина
В 2013-2014 учебном году состоялось 4 плановых заседания МО, на которых обсуждались текущие дела, злободневные и актуальные вопросы, связанные с работой учащихся.
Тематика заседаний
|   1 сентябрь  |    1.Анализ работы за прошлый учебный год, результаты ЕГЭ, ГИА. Обсуждение результатов итоговой аттестации выпускников. 2.Утверждение плана работы МО на новый учебный год, календарное и тематическое планирование уроков, индивидуальных и групповых занятий, элективных курсов. 3. Обсуждение нового закона об образовании. 4. Подготовка к школьному этапу ВОШ по русскому языку и литературе. 5. Распределение обязанностей по составлению карты урока.  |  
|   2 декабрь  |    1.О проблемах преемственности в 4-5 классах. Адаптация пятиклассников. 2. Проведение и анализ школьного этапа ВОШ по русскому языку и литературе. 3. Организация подготовки ко 2 этапу ВОШ. 4. Современные требования к уроку по ФГОС. УУД. 5. Организация и проведение предметной недели.  |  
|   3 март  |    1. Знакомство с новым учебником по ФГОС по литературе в 5 классе. Плюсы и минусы. 2 Анализ качества знаний учащихся по русскому языку и литературе в первом полугодии (в т.ч анализ результатов пробных экзаменов в формате ГИА и ЕГЭ). Причины неуспеваемости и пути их преодоления. 3. Отчёт по теме самообразования.  |  
|   4 май  |    1.Работа с одарёнными детьми. 2. Подготовка к государственной итоговой аттестации: проведение школьных репетиционных работ по русскому языку в форме ЕГЭ и ГИА 3. Обсуждение итогов работы МО за прошедший год. О предварительной учебной нагрузке педагогов на новый учебный год. 4. Составление перспективного плана работы на новый учебный год. 5. Результаты работы по теме самообразования.  |  
|   |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |  
Еще ряд вопросов, рассматриваемых на заседаниях МО, был связан с подготовкой учащихся 11-х классов к ЕГЭ и 9-х классов к итоговой аттестации в новой форме. Были проведены административные контрольные работы, пробные экзамены, учителями спланирован ряд мероприятий, направленных на качественную подготовку учащихся к будущим экзаменам. Анализ контрольных работ по текстам администрации обращает внимание педагогов на низкое качество знаний выпускников по русскому языку.
Первостепенной проблемой методики преподавания русского языка в основной школе остаётся проблема соединения изучения необходимых теоретических основ предмета с формированием на их базе устойчивых практических умений и навыков. Не менее важной в курсе обучения русскому языку является необходимость формирования системности представлений учащихся о языковых явлениях и их многофункциональности как грамматических, лексических, коммуникативных и эстетических феноменов. Такой подход способствует развитию у учащихся чувства языка, потребности совершенствовать свою речь.
Актуальной проблемой для современной методики преподавания русского языка является проблема развития всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Важные стороны этой проблемы - обучение восприятию текста и обучение связной письменной речи в курсе русского языка.
Используя современные методики, необходимо добиваться того, чтобы учащиеся овладели основными функциональными стилями, типами и формами речи, необходимыми для коммуникации в современном мире.
Жизненно востребованными умениями в современном мире являются умения, связанные с информационной обработкой текста. Формированию комплекса этих умений на основе работы с текстом необходимо уделять серьёзное внимание. Обучение свёртыванию и развёртыванию информации небольшого объёма (конспектированию, реферированию, составлению планов и отзывов, подготовке докладов и пр.) должно стать постоянным видом работы в основной школе.
С использованием этих же подходов следует решать также проблему повышения уровня пунктуационной грамотности.
Каждый год ученики школы принимают участие в различных конкурсах. В 2013-2014 учебном году 100 учеников нашей школы приняло участие международном игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех». Ученики (5 человек) заняли с 1 по 3 места в районе (учителя: Кузнецова Н.А., Голосова М.Г., Семакова С.В.) В конкурсе «Родное слово» участвовал 51 человек, ученик 5 класса занял 3 место в регионе (учитель: Уличева С.В.) Кроме того, 12 человек приняли участие в игре «Олимпус».
Уже второй год подряд ученики школы участвуют в республиканских конкурсах «Глагол» и «Живая классика». Ученица 11 класса Березнякова В. стала лауреатом муниципального этапа конкурса «Глагол». Верещагина К. стала победительницей республиканского конкурса молодых журналистов «Свежий ветер».
Учителя – словесники работают в тесном контакте с библиотеками, ведут кропотливую работу по привитию любви к чтению.
В течение года проводились конкурсы чтецов:
1.Конкурс, посвящённый поэту М. Дудину;
2. Стихи о блокадном Ленинграде;
3. Конкурс стихов о войне.
Ученики старших классов посмотрели спектакль «Евгений Онегин», встретились с писательницами И. Мамаевой и А. Матасовой. Учащиеся 5-6 классов ходили на встречу с детскими писателями: Д. Усачёвым и Г. Дядиной
С 25 ноября по 29 в школе проходила неделя русского языка и литературы. Все учителя приняли активное участие. Были проведены конкурсы на лучшую иллюстрацию, на лучший рисунок орфограммы, конкурс лингвистических сказок.
|   Класс  |    Название  |    Учитель  |  
|   5а, 5б  |    Игра «По страницам Калевалы»  |    Уличева С.В.  |  
|   6а, 6б  |    КВН «Лучший знаток языка»  |    Семакова С.В.  |  
|   7  |    Конкурс языкознаек  |    Ученики 10 класса  |  
|   8а,8б  |    Встреча с А. Матасовой  |    Кузнецова Н.А.  |  
|   9а, 9б  |    Игра «Лингвистическое ассорти»  |    Кузнецова Н.А.  |  
|   11  |    Своя игра  |    Семакова С.В.  |  
Ученики 6а, 8а, 11 класса провели классные часы в начальной школе. Обучащиеся по индивидуальной программе дети вместе с Сальниковой Б.В. выпустили газеты, посвящённые языку, написали отзывы, послушали беседу в библиотеке.
Проанализировав состояние работы методического объединения учителей русского языка и литературы за 2013-2014 учебный год, можно сделать следующие выводы:
Работу учителей русского языка и литературы в 2013-2014 учебном году признать удовлетворительной.
Среди членов МО систематически проводится работа по повышению квалификации педагогов.
Ведется работа над собственными методическими темами.
Качество знаний учащихся и степень обученности находятся на среднем уровне и требуют систематической работы и контроля.
Систематически организуются занятия элективных курсов, ведется внеклассная работа.
На недостаточном уровне находится работа методического объединения по изучению, обобщению и распространению опыта учителей-предметников.
Члены МО учителей русского языка и литературы понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы.
Руководитель МО: Семакова С.В.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: