Анализ работы мобу «Новоалександровская сош» за 2011-2012 учебный год
Анализ работы
МОБУ «Новоалександровская СОШ» за 2011-2012 учебный год
В 2011-2012 учебном году перед педагогическим коллективом были поставлены следующие задачи:
1. Начать переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, реализовывая основную образовательную программу начального общего образования.
2. Начать работу над единой общеобразовательной методической темой «Преподавание предметов в связи с требованиями ФГОС».
3. Оптимизировать деятельность методической службы.
4. В 2011-2012 учебном году достичь по школе качества не ниже 41-43 %, успеваемости не ниже – 98 %. Способствовать росту учащихся, занимающихся на «отлично», и учащихся, имеющих одну «3» по предмету.
5. Развивать систему работы с одаренными детьми.
6. Продолжить работу по сохранению и укреплению здоровья школьников.
7. Наладить систематическую работу сайта школы.
8. Совершенствовать работу общественно-государственного организации самоуправления (ученическое самоуправление, родительский комитет, Управляющих Советов) в деятельности школы.
9. Продолжить укрепление материально-технической базы школы.
В 2011-2012 учебном году в МОБУ «Новоалександровская СОШ» обучалось в 11 классах – комплектах 182 учащихся.
Комплектование классов по ступеням:
Ступени | I ступень | II ступень | III ступень |
Общее кол-во классов | 4 | 5 | 2 |
Общее кол-во уч-ся | 77 | 94 | 11 |
Средняя накопляемость в классе | 19 | 19 | 6 |
Из 182 учащихся переведены в следующий класс 176 учащихся, выпущены 5 учащихся 11 класса. Оставлена на повторное обучение (решение педсовета от 31.05.2012 г., протокол № 8) ученица 9 класса Беспалова Светлана: не явилась на государственные экзамены по неуважительной причине (находилась в федеральном розыске).
Награждены похвальным листом «За отличные успехи в учении» 8 учащихся:
Гриднев Александр, Ишкильдина Диана (2 класс); Уткина Елена, Исмагулова Карина, Загзин Илья (3 класс), Назарова Виктория (4 класс), Труфанова Татьяна (6 класс), Шимерева Людмила (8 класс).
Аттестат особого образца вручен ученице 9 класса Орловой Инне. Также девятиклассница была награждена похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов» (русский язык).
Окончили учебный год на «хорошо» и «отлично» - 57 учащихся.
Окончили учебный год на «удовлетворительно» - 93 учащихся.
Сохранность контингента за три последние года:
Учебный год | Кол-во уч-ся на начало | Кол-во уч-ся на конец | Сохранность контингента |
2009-2010 | 154 | 157 | 100 % |
2010-2011 | 160 | 160 | 100 % |
2011-2012 | 184 | 182 | 100 % |
Выбыли за лето 2012 года 5 учащихся. Прибыли за лето 2012 года 16 учащихся.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона РФ «Об образовании» школа обеспечивает доступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Прием, перевод учащихся осуществляется в школе на основании Приказа Министерства образования и науки РФ от «15» февраля 2012 года № 107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения», Правил приема граждан на обучение в МОБУ «Новоалександровская СОШ» (обсуждено и принято на педсовете от 25 марта 2012 г., протокол № 5).
В целях исполнения Закона РФ «Об образовании» в части обеспечения обязательного среднего (полного) общего образования, распоряжения главы Оренбургской области № 905-р от 09.08.2008 г. «О порядке учета детей школьного возраста», распоряжений муниципального образования Бузулукский район, приказов РОО ведется ежедневный учет посещаемости учащихся, организуется подворный обход. Еженедельно, по четвергам, подаются сведения в РОО о наличии или отсутствии учащихся в школе с указанием причины в последнем случае.
Организовано взаимодействие с КДН и ЗП, ОДН.
На ВШК в 2011-2012 учебном году состояло 8 человек. На учет в ОДН поставлено 2 учащихся.
В течение года проводилась профилактическая работа с учащимися группы «риск»: проведено 5 заседаний административной комиссии, где было заслушано 10 учащихся; сделано 8 выездов по посещению семей группы «риск»; на КДН направлялись документы 10 учащихся. Велись карточки наблюдения за каждым трудным учеником, карточка ВШК, паспорта неблагополучных семей, была организована встреча с ИДН; «трудные» ребята были вовлечены в занятия секции по волейболу, для их родителей проводились психолого-педагогические консультации.
Результатом работы стало сохранение контингента учащихся, нет отсева. Все ученики группы «риск» сдали промежуточную аттестацию, переведены в следующий класс.
Администрации, классным руководителям, учителям-предметникам следует продолжить целенаправленную работу с учащимися и семьями группы «риск».
В 2012-2013 учебном году набор в 1 класс составил 21 человек. Предварительный прогноз в 1 класс на три года: 2013 - 2014 учебный год – 22; 2014 – 2015 учебный год – 30; 2015 – 2016 учебный год – 40
Активное строительство на территории села напрямую коснулось образовательное учреждение: количество учащихся почти в каждом классе будет превышать более 20 человек.
В 2012 – 2013 учебном году продолжат обучение в 10 классе 6 человек, поступили в ССУЗы, ПУ г. Бузулука 12 человек.
Задача 1
Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, реализация основной образовательной программы начального общего образования.
С 2012 года во всех образовательных учреждениях Российской Федерации введен федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий.
Приоритетной целью стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться.
Основными результатами образования, согласно ФГОС НОО нового поколения, должны стать:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
В 2011-2012 учебном году на обучение по новым ФГОС второго поколения перешел 1 класс, в котором обучалось 22 человека.
Переход на ФГОС НОО осуществлен через:
1. Изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального уровней по внедрению ФГОС НОО.
2. Составление основной образовательной программы НОО.
3. Внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС НОО.
4. Анализ условий на соответствие требованиям ФГОС НОО.
5. Информирование родителей всех ступеней о подготовке к переходу на новые стандарты.
Нормативно-правовое обеспечение введения на ФГОС НОО.
Была сформирована нормативно – правовая база, которая основывается на документах федерального, регионального уровня:
Закон РФ «Об образовании»;
Положение о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам от 10.04.2009 г.;
Концепция проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 01.06.2009г.;
Приказ о введении ФГОС НОО 06.10.2009 г.
Созданы нормативные документы по введению ФГОС на уровне образовательного учреждения:
приказ «О разработке основной образовательной программы начального общего образования МОУ «НСОШ» и приказ «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования МОУ «НСОШ»;
разработана образовательная программа в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения;
определены учебные рабочие программы;
утверждены программы внеурочной деятельности;
внесены изменения в должностные инструкции в связи с переходом на ФГОС (учитель начальных классов, воспитатель группы ФГОС, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР).
В план ВШК школы на 2011 - 2012 учебный год были включены мероприятия по контролю введения ФГОС в 1 классе.
Методическое сопровождение перехода на ФГОС.
В 2011-2012 г. г. осуществлена курсовая подготовка администрации ОУ, учителей начальной школы на базе ОГПУ (всего 4 человека). Также разработан план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников школы в связи с введением ФГОС ООО.
В 2011-2012 учебном году коллектив школы начал работать над общеметодической проблемой «Преподавание предметов в условиях введения ФГОС второго поколения». Каждым педагогом разработаны индивидуальные планы самообразования, созвучные с общей методической проблемой.
Проведены тематические педагогические советы: «Приоритетные направления модернизации региональной системы образования в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
«Духовно-нравственное воспитание личности ребенка в условиях введения стандартов второго поколения»;
«Формирование универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС».
На базе МОБУ «Новоалександровская СОШ» прошли январские педагогические чтения по теме «Введение ФГОС II поколения на ступени основного общего образования в условиях сельской школы», где присутствовали педагоги из других ОУ.
Была организована деятельность рабочей группы по созданию основной образовательной программы. Однако дать положительную оценку рабочей группе нельзя, поскольку в большей степени инициатива исходила от Шаховой А. В., зам. директора по УВР и Горбачевой Т. Н., зам. директора по ВР.
Информационное обеспечение введения ФГОС НОО
1. Проведены классные и общешкольные родительские собрания по вопросам переходе школы на новые ФГОС.
2. Организованы консультации с родителями будущих первоклассников по проблемам введения ФГОС.
3. Обеспечено информирование участников образовательного процесса о введении ФГОС НОО через информационные стенды, публикации на сайте школы.
Материально–техническое обеспечение перехода на ФГОС.
Единое образовательное пространство для учащихся 1 класса было создано за счет внутренних возможностей. В кабинете 1 класса был сделан ремонт, обеспечен питьевой режим, в наличии росто-возрастная мебель, также приобретены компьютерная техника (ноутбук, проектор), конторка, настольные игры.
Все ученики 1 класса за счет федеральных средств обеспечены учебниками. Расширен библиотечный фонд (художественная, справочная литература, ЦОРы). Организовано двухразовое питание.
Однако отсутствие свободных помещений в учреждении не позволило выделить для первоклассников комнату для игр и отдыха, для проведения внеурочных занятий. Не было возможности оформить игровые зоны в классной комнате, поскольку в ней размещены парты для 22 учащихся. Проблемой является и то, что школьный двор также не приспособлен для проведения подвижных перемен, прогулок.
Организация учебно-воспитательного процесса.
В соответствии с планом внутришкольного контроля посещались уроки в 1 классе. Была выявлена неготовность педагога, психологическая и профессиональная, к реализации новых стандартов. Уроки проводились в традиционной форме. Системно - деятельностный подход, который является основой организации учебной деятельности в рамках введения стандартов второго поколения, не использовался. Методы работы с учащимися традиционны: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые. Преобладала в большей степени фронтальная работа, не осуществлялся дифференцированный подход, групповые технологии и их разновидности не использовались.
Организация внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС.
В соответствии с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в МОБУ «Новоалександровская СОШ» внеурочная деятельность осуществлялась по пяти направлениям:
-спортивно-оздоровительное – «Школа здоровья», «Нехворайка»;
-духовно-нравственное - за счет воспитательной программы 1 класса «Юный Оренбуржец».
-социальное – «Тропинка к своему я»;
-общеинтеллектуальное – «Я – исследователь»;
-общекультурное (художественно-эстетическое) – «Город мастеров», педагог дополнительного образования; «Клякса».
Анализ посещенных занятий внеурочной деятельности показал, что занятия проводятся в соответствии с учебным планом, а также нормами СанПина. Соблюдается режим дня, продолжительность занятий – 35 минут.
В основном, требования ФГОС при проведении внеурочной деятельности соблюдались. Однако при организации занятий педагогам необходимо обратить внимание на использование элементов инновационных образовательных технологий (прогнозирование темы, совместная постановка цели занятия, организация работы в малых группах, самооценивание, использование ИКТ).
Основная проблема при организации внеурочной деятельности – это отсутствие педагогов дополнительного образования, в связи с этим нет возможности организовать такие кружки как «Хореография» и «Вокал».
Отсутствие в штатном расписании ставки психолога также не позволило организовать психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в 1 классе.
Общие выводы:
1. Разработана основная нормативная база в соответствии с требованиями введения ФГОС.
2. Методическая работа в школе была направлена на подготовку педагогических кадров к введению стандартов второго поколения.
3. Была организована деятельность по мониторингу предметных, метапредметных умений учащихся 1 класса через комплексные диагностические работы, тестовые задания.
4. Перечень оборудования, необходимого в начальной школе для введения ФГОС, в целом соответствует требованиям.
Выявлены также проблемы: нежелание педагога перестраивать методику преподавания от традиционной системы к инновационной; отсутствие кадров для проведения внеурочной деятельности во второй половине дня; нет возможности предоставить первоклассникам дополнительные помещения для игр и отдыха.
Задачи:
1. В план ВШК школы на 2012 - 2013 учебный год запланировать мероприятия по контролю введения ФГОС в 1 - 2 классах.
2. Разработать образовательную программу в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения для 2 класса.
3. Учителям, предполагающим работать по ФГОС, необходимо:
- пройти курсы повышения квалификации;
- постоянно повышать свою профессиональную компетентность в профессиональной сфере в условиях реализации стандартов второго поколения;
- продолжить изучение и применение современных инновационных технологий;
- осознавать необходимости перехода на развивающие системы обучения.
4. Администрации школы вести работу по организации внеурочной деятельности с привлечением педагогов дополнительного образования.
5. Продолжить обеспечение материально-технической базы для учащихся 1 и 2 классов.
Задача 2
Работа над единой общеобразовательной методической темой «Преподавание предметов в связи с требованиями ФГОС».
В 2011 – 2012 учебном году педагогический коллектив начал работать над общеметодической темой «Преподавание предметов в условиях введения ФГОС второго поколения». Разработан и утвержден план работы по проблеме на три последующих года. 2011-2012 учебный год - подготовительный этап, цель которого: изучить и проанализировать научно-педагогическую литературу по вопросам ФГОС.
В контексте общеметодической темы школьные методические объединения учителей-предметников определили работу по проблемам:
МО учителей начальных классов - «Методическое обеспечение работы начальной школы в соответствии с ФГОС второго поколения», руководитель Шмелева С. Н.;
МО учителей русского языка и литературы - «Развитие профессиональной компетентности педагогов русского языка и литературы как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС», руководитель Черникова В. Ю.;
МО учителей математики и физики - «Развитие профессиональной компетентности педагогов математики и физики как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС», руководитель Рыбина Г. Н.
Каждый педагог разработал индивидуальный планы самообразования.
Проведены тематические педагогические советы, январские педагогические чтения, посвященные вопросам введения ФГОС в начальной и основной школах. Тематика указана на странице 5 данного анализа.
В рамках постоянно действующего семинара «Перспективные школьные технологии обучения» проведены два семинара-практикума по темам «Кейс-технология как средство развития коммуникативных универсальных учебных учащихся» (ноябрь 2011) «Арт-технология как средство формирования у обучающихся метапредметных универсальных учебных действий» (февраль 2012).
Однако следует сказать о проблемах:
1. План работы школьных МО на 2011-2012 учебный год не реализован, не все заседания проведены: в МО учителей начальных классов прошло 2 заседания; в МО учителей математиков и физики – 3 заседания; в МО учителей русского языка и литературы - 1 заседание.
2. Уже второй год не проводится традиционный единый методический день с уроками-показами. Открытые уроки проводят, как правило, только аттестуемые учителя.
3. Не проведено совещание по итогам работы над первым этапом общеметодической проблемой.
Причины такого положения дел видятся, безусловно, в слабой организации и нечетком контроле со стороны администрации, инертности руководителей школьных методических объединений, безынициативности педагогов.
Задачи:
1. Заместителю директора по УВР Шаховой А. В.:
- обеспечить в полной мере контроль и руководство за реализацией плана работы над единой общеметодической проблемой «Преподавание предметов в условиях введения ФГОС второго поколения»;
- присутствовать в обязательном порядке на всех заседаниях ШМО учителей-предметников.
2. На методическом совете откорректировать план работы над общеметодической проблемой на 2012-2013 учебный год (II этап – организационно-практический).
3. Руководителям ШМО учителей-предметников относиться более серьезно к порученному делу.
4. Каждому учителю в 2012-2013 учебном году запланировать обязательное участие в едином методическом дне с уроками-показами.
Задача 3
Оптимизация деятельности методической службы.
В 2011-2012 учебном году в системе методической службы функционировали педагогический совет, методический совет, школьные МО учителей-предметников, постоянно действующий семинар «Перспективные школьные технологии обучения». Проводилась работа по аттестации педагогических кадров.
План работы педагогического совета, постоянно действующего семинара реализован полностью. Оценка деятельности ШМО признана неудовлетворительной: страница 8 данного анализа.
На методическом совете утверждали программы элективных курсов, экзаменационного материала для проведения промежуточной и итоговой аттестации, а также разрабатывали программу проведения семинаров-практикумов.
В 2011 – 2012 учебном году было аттестовано 3 педагога: на высшую категорию: Горбачева Т.Н., на 1 категорию: Несговорова Л.В., Шмелева С.Н.
На конец 2011-2012 учебного года 6 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 12 – I квалификационную категорию, 2- II квалификационную категорию, 1 не аттестован (Казанова А. В. завершила обучение в вузе). Не имеют категории также вожатый, библиотекарь, воспитатель группы ФГОС.
В 2012 – 2013 учебном году три педагога и старший вожатый планируют подать заявление в главную аттестационную комиссию для прохождения аттестации на высшую категорию: Рыбина Г.Н., учитель математики; на 1 категорию: Сушкова Е.Е., учитель английского языка, Зуева Л. П., учитель истории, Сушкова А. А., старший вожатый, на 1 категорию.
На конец года образовательный ценз по школе следующий: высшее – 20 педагогов (83 %), среднее специальное – 4 педагога (17 %), из них 1 обучается заочно в ОГПУ на 2 курсе (Макеева А. А., старший вожатый)
Продолжая работу по повышению педагогического мастерства учителей через систему повышения квалификации на базе ИПКиППРО ОГПУ и РЦРО, в 2011 – 2012 учебном году одиннадцать педагогов школы прошли курсовую подготовку: АВ русский язык и литература (2 сессия) - Ушакова И.В., Горбачева Т.Н.; АВ биология и химия (2 сессия) – Дорохова И.Ю.; АВ математика – Рыбина Г.Н., А1 английский язык – Сушкова Е.Е.; А1 начальное образование - Шмелева С.Н.; ПК «Основы религиозных культур и светской этики» - Зуева Л.П.; «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями» - Горбачева Т.Н., Сушкова Е.Е., Несговорова Л.В.; «Применение свободного программного обеспечения в профессиональной деятельности» - Исмагулова А.А.; «Станочное обучение» - Шимерев В.Н.; «Введение ФГОС НОО» - Шмелева С.Н., Седова М.В.
Выводы:
1. В школе создана функциональная модель методической службы, которая способствует постоянному росту и развитию педагогов.
2. Контролируется и координируется процесс аттестации педагогических кадров.
3. Выполняется перспективный план повышения квалификации педагогов школы на базе ИПКиППРО ОГПУ и РЦРО ИПКиППРО ОГПУ и РЦРО.
4. Оптимизация деятельности методической службы организовано не в полной мере: наблюдается формальный подход в деятельности школьных МО, не проведен единый методический день с уроками-показами.
Большим просчетом в работе методической службы школы явилось то, что до сих пор не разработан проект программы развития МОБУ «Новоалександровская СОШ»
Задачи:
1. Заместителю директора по УВР Шаховой А. В., заместителю директора по ВР Горбачевой Т. Н., членам школьного методического совета, коллективу ОУ разработать программу развития МОБУ «Новоалександровская СОШ» в течение I четверти 2012-2013 учебного года.
2. Администрации ОУ контролировать и координировать деятельность всех структур методической службы.
3. Продолжить выполнение перспективного плана по повышению квалификации педагогов школы через аттестацию и курсовую подготовку.
Задача 4.
В 2011-2012 учебном году достичь по школе качества не ниже 41-43 %, успеваемости не ниже – 98 %.
Способствовать росту учащихся, занимающихся на «отлично», и учащихся, имеющих одну «3» по предмету.
Поставленная задача в 2011-2012 учебном году по повышению качества обучения частично выполнена: качество по школе по итогам года составило 41 %, успеваемость – 99 %.
Основные показатели в сравнении за три года
-
2009 - 2010
2010 - 2011
2011 – 2012
Качество знаний, %
37
41
41
Успеваемость, %
97
98
99
СОУ, %
47
49
49
Сравнение полученных данных за три года свидетельствуют о статичности процентных показателей за два последних года по основным направлениям. Причем удерживать показатель в 41 % позволяют результаты III ступени (73 %), I ступени (53 %), не способствуют динамике результаты II ступени (31 %).
Положительно, что увеличилось количество учащихся, занимающих на «отлично». По школе «отличников» 9 человек, из них 6 учащихся I ступени, 3 учащихся II ступени.
Работа с учениками, имеющими одну «3», не ведется на должном уровне. По школе таких учеников 6 человек.
Высокое качество знаний достигли учащиеся III ступени: качество знаний – 73 %, успеваемость – 100 %.
Сравнение основных параметров за три года по старшей школе показывает положительную динамику и стабильность:
-
2009 - 2010
2010 - 2011
2011 – 2012
Качество знаний, %
46
70
73
Успеваемость, %
100
100
100
СОУ, %
52
55
56
Учащиеся 10 класса в течение года в рамках реализации регионального проекта «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ» хорошо выполняли диагностические работы по русскому языку и алгебре.
Итоговые мониторинговые работы выполнены успешно, качество по предметам в сравнении с годовыми оценками повысилось на 16 %:
-
Предмет
Итоговая работа
Результаты года
Учитель
кач. %
усп. %
кач. %
усп. %
русский
83
100
67
100
Ушакова И. В.
Алгебра
83
100
67
100
Рыбина Г. Н.
Улучшил результат по русскому и алгебре Носов Д., имея за год «3», а за итоговую работу «4». Ученицы Каменева А., Мырзамамытова Ю., Плужник Л., Созонтова Е. на экзамене по русскому языку получили «5», имея за год оценку «4». Ученица Плужник Л. на экзамене по алгебре также получила «5», имея за год оценку «4».
Сдача экзаменов по выбору (биология, химия, английский язык в форме ЕГЭ, история, обществознание по билетам) показала следующее:
-подтвердил годовую оценку «4» по биологии Носов Д. (учитель Дорохова И. Ю.);
-повысили на 33 % результаты годовых оценок по истории: Якубов Т., имея годовую оценку «3», за экзамен получил «4»; Каменева А., имея годовую оценку «4», за экзамен получила «5»; по обществознанию Мырзамамытова Ю., Плужник Л., имея годовые оценки «4», за экзамен учащиеся получили «5» (учитель Зуева Л. П.);
-повысил годовую оценку по химии Носов Д.: на экзамене получив «4», годовая оценка - «3», (учитель Дорохова И. Ю.);
-понизили качественные показатели по английскому языку Каменева А., Созонтова Е., имея годовую оценку «5», за экзамен обе учащиеся получили «4» (учитель Шахова А. В.).
В химико-биологическом профильном 11 классе в 2011-2012 учебном году обучалось 5 учащихся, все были допущены к итоговой аттестации.
Сдавались обязательные экзамены в форме ЕГЭ по русскому языку и математике, а также по выбору следующие предметы: биология – 3 учащихся; химия – 1 учащийся; обществознание – 1 учащийся; физика – 1 учащийся.
Все учащиеся успешно прошли аттестацию в форме ЕГЭ как по обязательным предметам, так и по выбору.
При сдаче экзамена по русскому языку (учитель Горбачева Т.Н.) общий средний балл, полученный выпускниками, составил 64 (по району – 62,14, по области – 64, 6). Наивысший балл по школе – 79 (Подъячева А.), наименьший балл – 52 (Исмагулова К.).
При сдаче экзамена по математике (учитель Рыбина Г.Н.) общий средний балл, полученный выпускниками, составил 56 (по району – 45,6, по области – 52,3). Наивысший балл по школе – 68 (Лохова А.), наименьший балл – 40 (Исмагулова К.).
Экзамен по биологии (учитель Дорохова И.Ю.) сдавали 3 учащихся, общий средний балл составил - 60 (по району – 53,2, по области - 58). Наивысший балл по школе – 68 (Подъячева А.), наименьший балл – 46 (Исмагулова К.)
Экзамен по химии (учитель Дорохова И.Ю.) сдавала Подъячева А., результат - 73 балла (по району средний балл – 62,7, по области - 61,4).
Экзамен по обществознанию (учитель Казанова А.В.) сдавала Лохова А., результат - 70 баллов (по району средний балл – 58,5, по области – 59,9).
Экзамен по физике (учитель Шимерев В.Н.) сдавал Носов А., результат составил - 42 балла (по району – 40,1, по области – 48,6).
Все выпускники 11 класса (5 человек) поступили в вузы г.г. Оренбург, Бузулук на бюджетные места.
Школа I ступени по итогам года имеет неплохие показатели за 2011 – 2012 учебный год. Однако сравнение за три года демонстрирует нестабильность результатов.
-
2009 - 2010
2010 – 2011
2011 – 2012
Качество знаний, %
55
52
53
Успеваемость, %
100
97
100
СОУ, %
54
48
55
Впервые аттестовывались учащиеся 2, 3 классов. Во 2 классе качество составило 55 % (учитель Архирейская Л. Ю.), в 3 классе – 60 % (учитель Носова Л. Н.).
Учащиеся 4 класса по итогам года достигли 45 % качества (учитель Шмелева С. Н.), это на 5 % ниже результатов прошлого года. Анализ результатов комплексной итоговой работы в 4 классе показал, что учащиеся подтвердили, а некоторые повысили результаты годовых оценок. Так, качество знаний по русскому языку выше годовых оценок на 44 %: за год – 45 %, комплексная работа – 89 %; по математике – выше на 29 %: за год – 60 %, комплексная работа – 89 %; по окружающему миру – выше на 8 %: за год – 75 %, комплексная работа – 83 %. Успеваемость по всем предметам составила 100 %.
На II ступени обучения получены самые низкие результаты: качество за год – 31 %, успеваемость – 99 %.
-
2009 - 2010
2010 - 2011
2011 – 2012
Качество знаний, %
29
34
31
Успеваемость, %
96
98
99
СОУ, %
44
46
46
Сравнение основных показателей за три последних года указывают на стабильно низкие результаты. Именно на II ступени обучения 5 учащихся имеют одну «3».
Резкое снижение качества из года в год происходит в 5 классах: показатель качества становится ниже от 17 – 21 %. С 6 по 9 классы качество ежегодно уменьшается на 2 - 3 %.
Так, в 2011-2012 учебном году качество снизилось:
в 5 классе на 20 % - было 52 %, стало – 32 %;
в 6 классе на 3 % - было 38 %, стало – 35 %;
в 7 классе на 2 % - было 23 %, стало – 21 %.
Повысился показатель качества на 1 % в 8 классе – было 32 %, стало 33 %; в 9 классе – было 29 %, стало 30 %.
Можно отметить ряд причин такого положения.
Причины внутреннего порядка:
а) недостатки психического развития личности: слабое развитие интеллекта, воли; слабое развитие эмоциональной сферы личности; отсутствие должных познавательных интересов;
б) недостатки воспитанности личности: недостатки в развитии моральных качеств личности; в отношениях личности с учителем, коллективом, семьей; недостатки в трудовом воспитании.
Внешние причины:
а) недостатки образовательного опыта личности: пробелы в знаниях, специальных умениях; пробелы в навыках учебного труда;
б) недостатки влияния школы: недостатки процесса обучения; недостатки процесса воспитательных влияний школы (со стороны учителей, коллектива учащихся);
в) недостатки влияния внешкольной среды: недостатки влияния семьи, сверстников; недостатки влияния культурно-производственного окружения.
Следовательно, перед педагогическим коллективом в новом учебном году можно поставить следующие задачи:
1. Не допускать снижения качественного показателя при обучении учащихся на II ступени, работать над положительной динамикой данного параметра.
2. Работать с учениками, имеющими одну «3».
3. Вести тематический учет знаний по предметам, проводить диагностическую работу с целью своевременного определения пробелов ЗУН учащихся и проведения коррекционной работы.
4. Продумывать активные методы мыслительной деятельности, используя перспективные школьные технологии, интерактивные методы обучения.
5. Создавать ситуацию успеха как самый эффективный стимул познавательной деятельности.
Для этого:
1. Уделять внимание индивидуальной и дифференцированной работе с учащимися в урочное и внеурочное время.
2. Постоянно повышать уровень своей квалификации в теоретическом и практическом планах, работать над повышением ответственности к своей профессиональной деятельности.
3. Диагностировать и своевременно проводить коррекционную работу по ликвидации пробелов в ЗУН,
4. Поддерживать у учащихся положительную мотивацию к учению и интерес к предметам.
Анализ результатов экзаменов в 9 классе показал, что:
- учащиеся, в целом, подтвердили результаты года, успеваемость по всем предметам составила 100 %;
- из 19 человек 6 учащихся (32 %) прошли итоговую аттестацию на «хорошо» и «отлично» - Дедловская Ю., Загзин В., Косых В., Орлова И., Чепенко Е., Чеботарев;
- девятиклассники приняли участие в государственной итоговой аттестации в форме ГИА по русскому языку, алгебре, а также по предметам по выбору: биологии и географии, где показали высокое качество знаний:
-
Предмет
Учитель
Кол-во учащихся
Результаты
Кач.
%
Усп. %
«5»
«4»
«3»
«2»
Алгебра
Мелихова Н.В.
18
8
8
2
0
89
100
Русский язык
Черникова В.Ю.
18
8
9
1
0
94
100
Биология
Дорохова И.Ю.
4
1
3
0
0
100
100
География
Несговорова Л.В.
5
1
4
0
0
100
100
Сопоставляя результаты экзамена и школьной годовой оценки по алгебре и русскому языку, можно сказать следующее: что из 18 участников ГИА по алгебре повысили школьные оценки – 14 человек, подтвердили - 4; по русскому языку повысили школьные оценки – 13, подтвердили – 5.
Из 12 учащихся, сдававших биологию в форме тестирования, учитель Дорохова И.Ю., 1 учащаяся (8%) хорошо оперирует научной терминологией, умеет анализировать учебный материал. Все учащиеся подтвердили годовые оценки. Качество знаний составило 8 %, успеваемость 100 %, СОУ – 38 %.
При сдаче экзамена по географии в форме тестирования, учитель Несговорова Л.В., из 12 учащихся 2 (17 %) показали знание фактического материала, умение связно излагать научный текст, хорошо ориентироваться по карте. Мышляев П. и Спиридонов А. повысили свои годовые оценки, получив на экзамене «4», годовая и итоговая – «3». Качество знаний составило 17%, успеваемость 100 %, СОУ – 41 %.
Экзамен по литературе, учитель Черникова В.Ю., проходил в форме защиты рефератов. Двое учащихся подтвердили годовые оценки: Орлова И., Чепенко Е.; Дедловская Ю. понизила свою оценку, получив на экзамене «4», годовая – «5», итоговая «4». Качество знаний составило 100 %, успеваемость 100 %, СОУ – 76 %.
Из 19 учащихся продолжат обучение в 10 классе 6 человек, поступили в ССУЗы, ПУ г. Бузулука 13 человек.
Выводы: При проведении государственной (итоговой) аттестации учащихся 9 и 11 классов школа руководствовалась «Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных учреждений РФ». Для родителей и учащихся были оформлены стенды о проведении государственной (итоговой) аттестации в соответствии с инструкцией. Обучающиеся 9 и 11 классов успешно овладели требованиями программы по всем предметам, были допущены к итоговой аттестации и успешно прошли ее. Результаты итоговой аттестации оказались неплохими, что объясняется ответственным отношением к подготовке к экзаменам учителей и учащихся школы.
Задачи:
1. Всем учителям-предметникам необходимо ответственно относиться к подготовке выпускников к государственной (итоговой) аттестации 2012-2013 учебного года; необходимо работать над подготовкой к экзаменам совместно с учащимися в течение всего учебного года. 2. На каждом уроке отрабатывать задания из ГИА, ЕГЭ прошлых лет, проводить тестирование по уровню подготовки к ГИА, ЕГЭ. 3. Совершенствовать план-график организации подготовки к ГИА, ЕГЭ. 4. Продолжить информационную работу с родителями и учащимся по вопросам сдачи ГИА, ЕГЭ. |
Задача 5.
Работа с одаренными детьми с целью их развития и достижения результативности в областных интеллектуальных конкурсах и марафонах.
Анализ участия и результативности в конкурсах различной направленности показывает, что работа с одаренными детьми ведется не в системе и не всеми педагогами в равной степени.
В 2011-2012 учебном году количество участий в конкурсах снизилось на 20 % по сравнению с прошлым годом (2011-70 участий, 2012 – 56 участий).
Активное участие приняли дети под руководством Горбачевой Т.Н., Макеевой А.А., Зуевой Л.П.
Ведется индивидуальная работа с отдельными учащимися по созданию проектов. Имеются результаты на районном уровне (5 проектов - районная конференция «Глаза твоей души - твой светлый разум»), однако областного и всероссийского уровней в этом году нет.
Учащиеся школы показали хорошие результаты на предметных районных олимпиадах по истории, литературе, русскому языку, биологии, технологии, ОБЖ. В школе 2 победителя: Шимерева Л. 8 кл (история), Созонтова Е. 10 кл (литература), есть также призовые места (10) по литературе, русскому языку, истории, биологии, технологии, ОБЖ. Учащиеся начальной школы в 2011 – 2012 учебном году заняли 2 первых места, 1 ученик - второе место, 3 ученика – 3 место.
Результаты участия в предметных олимпиадах в сравнении за три года:
-
Учебный год
2009 - 2010 г
2010 - 2011 г
2011 - 2012 г
Кол-во призовых мест:
по району
18
16
12
по области
0
0
0
По сравнению с предыдущим годом количество районных призовых мест понизилось. По-прежнему нет результатов в областной предметной олимпиаде (Созонтова Е., ученица 10 класса, является участницей областной олимпиады, результат – 33 балла из 49 возможных, рейтинг - 14 место из 36).
Положительно, что ученики активно принимают участие во всероссийских конкурсах-играх: «Русский медвежонок – языкознание для всех» (40 человек по школе), «Британский Бульдог» (28 человек), «Золотое руно» (14 человек), «Кенгуру – математика для всех» (32 человека), «ЧиП» (22 человека), «КИТ» (11 человек); «Альбус» по русскому языку, истории (18 человек), «Мультитест» по математике (24 человека).
Таким образом, каждому педагогу на всех ступенях обучения в новом учебном году следует продумать программу подготовки учащихся к интеллектуальным марафонам и конкурсам разного уровня, особо областного и всероссийского; организовывать индивидуальные занятия с одаренными учащимися.
Задача 6.
Работа по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Сохранение и укрепление здоровой личности осуществлялось согласно программе «Здоровье».
С целью соблюдения санитарно-гигиенических норм, охраны жизни и здоровья учащихся проводятся мероприятия:
- осуществляется контроль за составлением расписания уроков, за соблюдением режима учебы и отдыха, наличием динамических пауз на уроках в 1 – 7 классах, переменах в 1 – 4 классах;
- во время перемен производится проветривание учебных кабинетов;
- обеспечивается влажная уборка учебных помещений и рекреаций;
- обеспечивается необходимое освещение, подбор школьной мебели в зависимости от возраста учащихся;
- в школе организовано горячее питание в школьной столовой. В текущем учебном году горячим бесплатным питанием обеспечено 182 человека (100 % от общего числа учащихся); из них двухразовым питанием 22 человека (уч-ся 1 класса) и 15 человек (уч-ся 5-8 классов). Это составило 20 % от общего числа учащихся школы;
- проводятся ежегодные медицинские осмотры учеников, ведется учет различных заболеваний обучаемых.
С целью пропаганды ЗОЖ и профилактики наркомании, алкоголизма и курения в школе проводятся недели здорового образа жизни, анкетирование школьников по проблемам формирования ЗОЖ, организован стенд "Здоровый образ жизни".
В ноябре-декабре 2011 года прошла спортивно-оздоровительная пропагандистская акция «Спорт-альтернатива пагубным привычкам». Во всех классах в этот день перед первым уроком проведена «активная» зарядка. Организаторы этой акции – волонтерский отряд. Центр физкультуры и спорта ученического самоуправления организовал соревнования по настольному теннису, а с малышами все перемены проводились игры, конкурсы. К этому дню приурочены «Веселые старты», «Здоровая нация» (1-4 классы).
Учителем физкультуры Исмагуловой А.А. проведена работа по организации школьного этапа конкурса плакатов, буклетов на тему «Спорт-альтернатива пагубным привычкам». В результате чего активное участие приняли 5-7 классы. Работа победителей из 6 класса отправлена в Оренбург.
В течение года проводились классные часы в соответствии с программой «Здоровье»: «Здоровый сон» (3 кл), «Невидимые враги» (4 кл), «Осторожно: грипп» (5 кл), «Параолимпийские ценности» (6 кл), «Сквернословье и здоровье» (7 кл), «Биоритмы и наше самочувствие» (8 кл), «Нет наркотикам» (9 кл), «Гигиеническая оценка микроклимата помещений» (10 кл), «Профилактика СПИДА» (11 класс).
При подготовке и проведении классных часов использовался материал сайта ФСКН (www.fskn.ru) Интернет-урок.
Классным руководителям старших классов обратить внимание на темы по профилактике гепатита, Вич-инфекции, СПИДА, венерические заболевания, а также на предотвращение ранних половых связей, абортов.
Работа с учащимися
С начала года в школе организована деятельность 2 спортивных кружков, что на 3 кружка меньше, чем в прошлом году (на 60 %).
-
Спортивные
«Волейбол»
Исмагулова А.А.
5-11 классы
12 чел
«Футбол»
Дмитров И.Е.
4-11 классы
15 чел
Вне школы
8-9 кл
4 чел
Все кружки работают согласно утвержденному расписанию. В спортивных секциях занято 30 учащихся (20 %). В основном, это уч-ся 4 - 9 классов.
Учащиеся 2 - 4 классов имеют возможность выйти на двигательную перемену, однако не всегда делали.
Школьники из спортивного кружка «Футбол» (руководитель Дмитров И.Е.) – постоянные участники зональных и районных соревнований добиваются хороших результатов: 2 место в зональных соревнованиях по футболу. Есть участники районной сборной: Чигарев А., Гаврилин И. (8 кл).
Анализируя массовость занятий учащихся спортом, надо заметить, что активно посещают спортивные секции учащиеся 1-4, 5, 7, 8, 9 классов.
7 апреля проводилась Неделя здоровья, включающая в себя проведение классных часов по культуре потребления лекарственных средств, соревнования по шашкам и шахматам, подвижные игры, викторину. Не проведен спортивный семейный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья», на что надо обратить серьезное внимание учителю физической культуры и учителям начальной школы.
За год проведены соревнования по баскетболу, волейболу и пионерболу, шашкам и шахматам среди 5-11 классов. Приняли участие в районных соревнованиях по легкой атлетике.
Во время проведения Президентских состязаний лучшие результаты показали 3, 6, 7, 11 классы.
Остается проблема высокого уровня заболеваемости. В 2012 году отмечено 274 случаев, в результате которых пропущено 1277 дней. Это несколько ниже показателей 2011 года: 370 случаев, пропущено 1468 дней. Типичны заболевания верхних дыхательных путей (ОРВИ, ОРЗ, грипп – за год 274 случая, пропущено дней 1277).
Ежегодно увеличивается количество травм и ушибов, которые ученики получают как в школе, так и дома – 18 случаев в год. В связи с этим всем учителям школы, классным руководителям повысить ответственность за соблюдением техники безопасности учащихся на переменах и при проведении уроков, особо учителям Исмагуловой А. А., Шимереву В. Н., учителям начальных классов. Необходимо регулярно проводить инструктажи с обязательной регистрацией в журнале по ОТ, добросовестно дежурить согласно установленному графику. Четко контролировать поведение учащихся на переменах в кабинетах классным руководителям и учителям, проводящим уроки, особенно в 1 – 7 классах.
Задачи на перспективу:
1. Продолжить работу со всеми участниками образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья школьников.
2. Активизировать участие школьников в молодежных проектах, конкурсах, мероприятиях по формированию культуры ЗОЖ.
Задача 7.
Работа сайта школы.
Официальный сайт МОБУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа», в целом, приведен в соответствие. Однако требует систематической поддержки, строгого контроля со стороны администрации. Необходимо назначение ответственного за функционирование сайта.
В 2011-2012 учебном году оптимизировалась работа с программным продуктом «1 С: ХроноГраф 2,5»: заполнена база данных по учащимся, педагогам школы, ведется электронный журнал. В новом учебном году необходимо направить усилия на внедрение электронных дневников учащихся.
Педагогам школы также необходимо принимать активное участие в конкурсах методических разработок с применением ИКТ, стремиться создавать собственные электронные странички, где обобщался бы педагогический опыт.
Три педагога школы: Горбачева Т. Н., Несговорова Л. В., Сушкова Е. Е., - прошли в 2012 году курсовую подготовку по вопросу дистанционного обучения. За счет федеральных средств в школу поставлено оборудование: специализированный программно-технический комплекс педагогического работника Mac Book Pro - 4, принтер лазерный – 4, сканер - 4.
Задача 8.
Работа общественно-государственного организации самоуправления (ученическое самоуправление, родительский комитет, Управляющих Советов) в деятельности школы.
В 2011-2012 учебном году продолжили свое функционирование 2 структурных подразделения «Путешествие на планету Знаний» (1-4 классы), «Школа как город» (5-11 кл). Данная модель школьного самоуправления воспроизводится на уровне классных коллективов. Проводились ученические конференции, конкурсы «Лучший ученик года», «Лучший класс года». Активно сработали активы 5, 6, 8, 11 классов.
В течение года проведено 4 заседания общешкольного родительского комитета. Рассматривались вопросы учебно-воспитательного процесса, организация питания, конкурсов. Посильную помощь оказывала Барсукова Н. Н., председатель общешкольного родительского комитета. Однако не все члена общешкольного РК являлись на заседания и выполняли возложенные на них обязанности. Классным руководителям, родителям класса стоит ответственно подойти при выборе председателя классного родительского комитета.
В школе разработано и утверждено Положение об Управляющем Совете, в сентябре 2012 года необходимо издать приказ «О создании Управляющих Советов», составить план работы, который реализовать в течение учебного года.
Задача 9.
Укрепление материально-технической базы школы.
Документы для включения в областную программу «На проведение текущего и капитального ремонта, противоаварийных мероприятий в учреждениях общего образования» на условиях софинансирования прошли государственную экспертизу, имеется смета. Документы сданы в Министерство Образования Оренбургской области.
Проведен текущий ремонт школы на общую сумму 97 202 руб. Из них 47 202 руб. потрачено на приобретение краски, цемента, шпатлевки и проч., 50000 – на строительство эвакуационного выхода в мастерских.
Приобретена оргтехника на сумму 89 080 рублей.
Выводы
Проведенный анализ позволяет считать работу МОБУ «Новоалександровская СОШ» в 2012-2013 учебном году удовлетворительной:
- школа обеспечила выполнение Закона РФ «Об образовании» в части исполнения государственной политики в сфере образования;
- учебный год завершился организованно, подведены итоги освоения образовательных программ;
- апробирован химико-биологический профиль в 11 классе;
- проводимые в течение года контрольные срезы по линии МООО, РОО имели допустимый уровень;
- обучающиеся 9 и 11 классов успешно овладели требованиями программы по всем предметам, были допущены к итоговой аттестации и успешно прошли ее;
- хорошо сданы региональные экзамены в 4,7,8 классах;
- контролируется и координируется процесс аттестации педкадров, выполняется план повышения квалификации педагогов школы.
Однако некоторые направления требуют доработки:
1. Необходима работа по подготовке, подбору кадров для организации урочной и внеурочной деятельности по введению ФГОС второго поколения как на I ступени обучения, так и на II ступени обучения.
2. Прослеживается формальный подход при организации ШМС, ШМО.
3. Не уделяется внимание индивидуализации процесса обучения и дифференцированному подходу к обучающимся, имеющим одну «3» по предмету.
4. Нет систематической работы с учащимися, мотивированными на обучение.
5. Отсутствие призовых мест на областных предметных олимпиадах, неучастие в конкурсах регионального и областного уровней.
6. Остается проблема сохранения здоровья учащихся.
7. Необходимо совершенствовать работу общественно-государственной организации самоуправления (ученическое самоуправление, родительский комитет, Управляющие Советы).
Задачи на 2012 – 2013 учебный год.
. Продолжить переход на ФГОС второго поколения в 1 – 2 классах, реализовывая основную образовательную программу начального общего образования.
2. Совершенствовать методический уровень учителей в рамках проблемы «Преподавание предметов в связи с требованиями ФГОС» через различные формы (семинары-практикумы, единый методический день с уроками-показами, круглые столы, ШМО, педагогические советы, изучение нормативных документов).
3. Разработать программу развития МОБУ «Новоалександровская СОШ» в течение I четверти 2012-2013 учебного года.
4. В 2012 – 2013 учебном году достичь по школе качества ЗУН не ниже 50 %, успеваемости – 100 %.
Усилить личную ответственность педагогов за результаты деятельности (через ВШК, стимулирование).
5. Совершенствовать систему выявления, поддержки и сопровождения способных и одаренных учащихся, мотивированных на обучение, используя для этого разнообразные формы и методы.
6. Повышать уровень ИКТ - компетентности педагогов и учащихся, внедрять цифровые образовательные ресурсы в образовательный процесс. Обеспечить информационную поддержку сайта школы, ведение электронных журналов и электронных дневников.
7. Продолжить работу по сохранению здоровья обучающихся, формированию потребностей в ЗОЖ.
8. Продолжить укрепление материально-технической базы школы.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: