Анализ воспитательной деятельности учреждения. В прошедшем 2011-2012 учебном год
Анализ воспитательной деятельности учреждения.
В прошедшем 2011-2012 учебном году целью воспитательной работы педагогического коллектива являлось достижение положительных результатов в развитии детей, их физического и интеллектуального роста, повышение уровня духовно-нравственной воспитанности и социальной зрелости через совершенствование воспитательной системы школы.
Цель воспитательной работы в школе является весьма актуальной на современном этапе развития общества и педагогической науки. Ориентирами в постановке целей и задач воспитания учащихся, в развитии воспитательной системы школы являются Концепция развития системы дошкольного и общего образования до 2015 года.
Основу воспитательной системы определяет личностно-ориентированный подход. В центре внимания личностно-ориентированного воспитания, направленного на раскрытие, развитие и реализацию творческих, интеллектуально- духовных свойств личности учащихся — уникальная, целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализация), открытая для восприятия нового социального опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Своеобразия парадигмы, целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирования, ее развития не по чьёму-то заказу, а в соответствии с природными способностями.
В этом учебном году продолжила реализовываться воспитательная система школы «Будущее начинается сегодня», в которой определены такие целевые ориентации, как:
100% включение учащихся независимо от возраста, в активную творческую деятельность, через использование различных современных форм работы с детей, которые дают возможность проявлять активность, самостоятельность и способствуют качественному личностному росту;
формирование нравственной культуры учащихся и их родителей, этики взаимоотношений детей и родителей, пожилых и молодых, взрослых и юных, волевых качеств личности;
приобщение учащихся к сохранению природы и истории своей страны, самобытности неповторимости и индивидуальности природы и человека, взаимодействия людей друг с другом;
развитие понимания значения труда в жизни человека и его результатов на благо себя, что предусматривает правильный профессиональный выбор, на основе профориентационной работы в школе, культуры трудовой деятельности и трудового участия;
содействие сохранению и укреплению физического и нравственного здоровья учащихся.
проведение мониторингов для отслеживания промежуточного и итогового контроля развития личностных качеств учащихся.
совершенствование самоуправление учащихся для социального творчества на основе самоуправления коллективной жизнью.
обеспечение условий способствующих сохранению, укреплению здоровья учащихся;
Эти целевые ориентации решались, благодаря работе по реализации целевых программ: работа с одарёнными детьми «Будущее Красноярья – будущее России», «Программа развития школы», работа учреждения по профессиональной ориентации обучающихся и воспитанников на профессии железнодорожного транспорта «Стальная магистраль», здоровьесберегающий воспитательно-образовательный процесс «В здоровом теле - здоровый дух».
Также большую роль в решении поставленных задач сыграли:
1) вовлечение обучающихся в различные кружки, секции, творческие мастерские;
2) создание особой развивающей среды, которая дает ребенку возможность пробовать, выбирать и принимать самостоятельные решения;
3) осознание педагогами идеи, что главной ценностью был и остается ребенок, а главным критерием эффективности воспитания является личность выпускника;
4) сотрудничество (взаимодействие), в первую очередь, с сельским Домом культуры, с ДЮСШ п. Холмогорское, ДЮЦ № 35 г. Шарыпово, Дворцом пионеров и школьников г. Красноярска.
В основе образовательно-воспитательного процесса лежит:
Воспитывающее пространство (среда)
Этика взаимоотношений (ученик – учитель, ученик – родитель, ученик – ученик, учитель – родитель, учитель – учитель)
Творчество (всё делать творчески, иначе зачем?)
Воспитательная система является гуманистической, которая предполагает отношение к воспитанникам как ответственным субъектам собственного развития, стратегию взаимодействия, основанную на субъективных отношениях. Она ориентирована:
на личность ребёнка, на развитие его способностей, задатков, индивидуальности;
на подготовку его к жизни среди людей, взаимодействию с ними;
на самопознание и самовоспитание ребёнка;
на создание в школе обстановки социальной защищённости, взаимодействия, взаимопонимания, творческого содружества.
Общее образование, освоение культурных ценностей, формирование социальной компетентности, гражданственности и ответственности составляет базу содержания воспитания. Приоритетными направлениями воспитательной работы на 2011-2012 учебный год являлись:
Ученик и его нравственность.
Ученик и его интеллектуальный возможности.
Творчество и досуг ученика.
Ученик и его здоровье
Ученик и его семья.
Ученик – патриот и гражданин.
Воспитательная деятельность включала следующее:
общешкольные праздники;
развития ученического самоуправления;
дополнительное образование;
создание безопасных условий жизнедеятельности учащихся;
социальную работу;
совершенствование работы классных руководителей;
физкультурно-оздоровительную работу.
В связи с этим система воспитания в школе направлена на разностороннее развитие учащихся и создание условий для самореализации каждого ребёнка, с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личных склонностей, с использованием в системе всего набора воспитательных технологий и методик. Методическая работа строится на основе конструктивного, научно – обоснованного анализа. Создана система непрерывного повышения квалификации педагогов в рамках школы и вне её.
Поддерживается инновационная деятельность педагогов: проектирование, анализ, коллективные формы организации педагогов, такие как проектные и творческие группы. Используются ресурсы сети Интернет. Всё это даёт богатый арсенал форм и способов организации воспитательного процесса в школе и классе.
Активная социальная позиция школы, задаёт высокие нормы нравственности, образованности и человечности, которые понимаются и принимаются родителями. Достижения школы в сфере образования и воспитания отмечены Министерством образования Российской Федерации, открытым акционерным обществом «Российские железные дороги», Главным управлением образования администрации Красноярского края, Агенством культуры администрации Красноярского края, Управлением образования Администрации Шарыповского района, Отделом культуры администрации города Шарыпово, Отделом культуры Шарыповского района.
Воспитательная деятельность учреждения направлена на создание организационного и педагогического сотрудничества общеобразовательной школы и семьи, обеспечивающей достижение учащимися высокого уровня интеллектуального, физического, эстетического развития, воспитание нравственной личности на высоких достижениях, ценностях и традициях славянского народа, а также коренных жителей с. Едет - мордвы.
Результатом всей работы школы (по Концепции развития системы дошкольного и общего образования до 2015 года) должен быть выпускник, воспитанный как личность со сформированной мотивацией обучения, необходимой для продолжения образования и успешной социализации в будущем.
1. Воспитание и развитие ребёнка на основе лучших народных традиций:
Функционирует музей «Возрождения народных традиций», как одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения, основным направлением деятельности которого в 2011-2012 году являлось развитие духовного и интеллектуального потенциала личности учащихся через возрождение народных традиций и историю малой Родины, поисково-исследовательскую деятельность. Школьный музей расширяет это пространство в процессе организации своей работы, способствующей:
сохранению и развитию истоков народной культуры,
формированию гражданско-патриотических качеств, научного мировоззрения, познавательных интересов и творческих способностей учащихся, расширение кругозора.
воспитанию нравственных норм и эстетических вкусов учащихся.
совершенствованию образовательного процесса средствами дополнительного образования, овладению учащимися учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности.
В 2012 год объявлен Годом истории. Поэтому весь год деятельность музея была подчинена задаче празднования этой даты. Продолжилась исследовательская работа «Жизнь исчезнувшей деревни Акатка», или «Все мы деревень забытых дети», цель которой - формирование гражданской позиции школьников, патриотических чувств и любви к малой родине. При проведении Дня здоровья «Поход на озеро Инголь» ребятами 7 – 11 классов были приготовлены доклады по маршруту: реки Обьюл и Едетка, озеро верхний Ишколь, Пронин луг, Часовенская горка.
Эта знаменательная даты нашла свое отражение в специально созданных и пополненных композициях музея. Например, учащиеся, педагоги и жители п. Инголь и д. Едет пополнили разделы экспозиции: горница в крестьянской избе, предметы крестьянского быта, резьба по дереву, бондарное ремесло, макетирование, мордовский костюм, вышивка и кружево, народная игрушка, история видео- и фототехники, что увеличило фонд музея на 12%. Музею был подарен от педагога дополнительного образования Бабешко О.А. кинопроектор «Луч 2» с полувековой историей. Олег Александрович в рамках кружка «Моделирование» с ребятами 7 класса Ивановым Виктором и Алибековым Рамазаном изготовил действующую модель водяной мельницы. Изготовленную модель водяной мельницы можно демонстрировать на выставках и музеях, показывая на примере, как происходил процесс размалывания зерна до середины XX века. Выбор темы не случаен, ребятам стала интересна история развития механизации в России конца XVIII и начала XX веков, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности нашей страны. Живой интерес к технике прошедших времен возник после того, как руководитель кружка рассказал, что его дедушка и прадедушка в 1946-1950 годах работали на водяной мельнице, которая находилась на речушке возле д. Караскир, Идринского района, Красноярского края. Данная модель была презентована на краевом слёте юных техников в г. Ачинске. Иванов Виктор не только представил действующую модель, но занял первое место в научно-технической олимпиаде среди западных регионов Красноярского края. Тема поисковой работы Бабешко О.А. и ребят 7 класса на данный период: «Хозяйственная жизнь исчезнувшей деревни Акатка: устройство и функции водяной мельницы на реке Кудадет», которую ребята планируют представить на научно-практической конференции школьников.
Под руководством директора школы Татьяны Александровны, опубликован альбом «Есть такая станция Инголь», в котором говорится о строительстве посёлка, её жителях. Также выпущены два сборника «Фестиваль национальных культур КАРАТАГ» и «Поликультурное образование в формировании личности школьника». Такие сборники формируют у учащихся патриотических чувств и гражданского самосознания на основе исторических ценностей России по сохранению и развитию чувства гордости за свою Родину и повышение интереса к историческим событиям в жизни семьи, района, края. Эти три сборника пополнили архив школы по работе с одарёнными детьми. Проведён совместно с сельским Домом культуры праздник чествования людей п. Инголь «Талант, дарованный от Бога», где была оформлена выставка картин и вязаных изделий ушедших на заслуженный отдых со школы Дианы Владимировны и с клуба Лилии Владимировны.
Ежегодное участие в фестивале-конкурсе фотохудожников «В краю голубых озёр» увенчалось большим успехом: из 8 участников семь Дипломов I, II, III степеней и один Диплом «За любовь к малой Родине». Участие в краевом фестивале школьных музеев с исследовательскими работами «Из истории исчезнувших деревень Ивановского сельского совета», «Современный железнодорожный транспорт и легендарный паровоз «Овечка», «Лапти на Руси как элемент народного костюма», целью участия является активизация поисковой, презентационной и исследовательской деятельности учащихся. Эти мероприятия способствовали развитию личности ребёнка, её познавательных и творческих возможностей.
Учащиеся школы под руководством педагога дополнительного образования Носкова А.В. с целью развития творческого потенциала подростков Шарыповского района, сохранения имеющихся и создания новых культурных традиций района исполнили стихи и песни «Взмахни крылами Русь», «Динь-дон», «Моя Россия» и другие на районном фестивале «Россия. Столетия великой истории». Под руководством учителя истории Коцюба С.Н. ученица 10 класса Иванова Ксения приняла участие VII Всероссийском конкурсе исторических и исследовательских работ старшеклассников «Россия. XX век» с исследовательской работой «Тревожная память людской доброты» (роль фронтовой переписки в сохранении семейных ценностей), в которой отразила, что фронтовое письмо – не только весточка из дома, это невидимая связь родных любящих людей. С линии фронта отец семейства не перестает заботиться о семье, дает советы, поддерживает близких. И эта связь становится крепче, так как именно в минуты опасности человек начинает ценить самое дорогое, что у него есть – жизнь и семью. Значит, семейные ценности - вечные, непреходящие.
Администрация Шарыповского района создала и выпустила сборник туристических маршрутов и экскурсий «По тропам Шарыповского района…», в котором нашими воспитателями опубликована статья «От Инголя до Инголя», где путешественники узнают историю природы – озера Инголь, деревни Едет, в которой жили мордва и русские крестьяне, посёлка Инголь, строительства железнодорожной ветви Шушь-Кия-Шалтырь». Наше участие в конкурсе экспозиций «Музееада -15» также увенчалось успехом, наши краеведы удостоены Диплома 1 степени. Ребята рассказывали об истории семейной реликвии, что способствовало привлечению внимания подрастающего поколения к истории родного дома, села; сохранению историко-культурного наследия. При участии в таких мероприятиях была реализована цель развития творческой активности детей, формирования их гражданской позиции по отношению к родной земле на основе глубокого знания её истории.
Все эти мероприятия явились частью системы работы по патриотическому воспитанию учащихся школы, как формы осмысления основных идеалов и ценностей человечества; всё это вызывало душевный отклик, воспитывало чувство любви к своей малой Родине; были направлены на формирование общечеловеческих ценностей.
Через музей педагог дополнительного образования Ныркова З.Н. стремится привлечь школьников к сохранению и возрождению лучших традиций народной культуры, выявить наиболее одаренных учащихся, чтобы передать им азы мастерства в таких видах прикладного творчества, как вышивка, плетение кружева, вязание спицами и крючком. Используя музейные экспонаты, Зинаида Николаевна демонстрировала изделия, выполненные руками мастериц, как пример трудолюбия, аккуратности, творческой мысли русских людей. Это благотворно влияет на учащихся, вызывает желание овладеть искусством вышивки, плетения, вязания.
Таким образом, школьный музей способствует личностному росту учащихся, а программа развития музея, разработанная в этом году, будет ещё больше расширять воспитательные и образовательные возможности учреждения.
Организационная деятельность учреждения по реализации плана учебно-воспитательной работы заключается в формировании режима работы, который обеспечивает создание условий для участия школьников в системе дополнительного образования. Всего на базе школы работало 8 детских объединений дополнительного образования и 18 предметных кружков. Формы и методы приобщения учащихся к искусству разнообразные: экскурсии в музеи, на выставки декоративно-прикладного искусства, организация собственных выставок лучших работ, кружки, творческие мастерские, студии. Занятия декоративно-прикладным творчеством через посещение творческой мастерской «Горница», кружков «Резьба по дереву», «Бондарное ремесло», «Плетение из ивового прута», вокальной студии «Калинка», кружка хореографии «Настроение» способствовали развитию мотивации детей к познанию и творчеству, содействовали личностному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщали к здоровому образу жизни. Работа основана на идеях педагогики сотрудничества, которые успешно реализуются в проектной деятельности педагогов и воспитанников. В школе организовано 100% посещение кружков, студий, секций.
В течение года творческие работы детей, выполненные под руководством педагогов дополнительного образования, выставлялись на конкурса и выставках регионального, краевого, федерального и международного значения. Они призваны, не только выявлять талантливых детей, но и повышать роль образовательной области «Технология» и «Изобразительного искусства» в эстетическом воспитании формирования творческих способностей, технического мышления учащихся.
Занятия в творческой мастерской «Горница» Ныркова З.Н. проводит по программе «Родники народные». Согласно «Концепции развития системы дошкольного, основного и общего образования ОАО «РЖД» до 2015 года, одной из главных задач своей работы Зинаида Николаевна считает – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптация к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни. При обучении прикладному творчеству учитель технологии Ныркова З.Н. старается создать на своих уроках и занятиях в творческой мастерской необходимую для творческого развития образовательную среду, не ограничиваясь при этом стенами кабинета. Формы и методы ознакомления, учащихся и произведениями народного искусства разнообразны: экскурсии в музеи, выставки декоративно-прикладного творчества, организация собственных выставок.
Занятия предусматривают различные возможности развития, и реализации творческого начала у каждого школьника. Реализовать эти возможности педагогу позволяет метод интеграции преподаваемых предметов: технологии, ИЗО, художественной культуры края, занятия в мастерской. Данный метод дает возможность адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, создает благоприятные условия для развития личности каждого ребенка.
В своей работе Зинаида Николаевна выявляет склонности детей, учитывая педагогические требования, предлагает темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Позволяет детям самим предлагать вид изделия, способы работы, экспериментировать, вносить новшества.
Особое внимание уделялось личностно ориентированной среде. Это, прежде всего, единая среда для всех учащихся, но вместе с тем позволяющая каждому ученику развиваться на основе тех индивидуальных возможностей, которые у него имеются в силу природных и социальных предпосылок. Важную роль в этом играет метод проектов т.к. этот метод дает возможность работать индивидуально, группой и коллективно. Зинаида Николаевна в своей работе чаще применяет индивидуальную и групповую форму.
На своих занятиях учитель вовлекает учащихся в различные виды художественной деятельности, основанной на материале народного творчества. Это является одним из условий их полноценного эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей.
Результатом всей работы Нырковой З.Н. является участие в различных выставках и конкурсах творческих работ. Они стимулируют высокие результаты итогов обучения девочек различным видам декоративно – прикладного искусства.
Ежегодно дети принимают участие в конкурсах рисунков и исследовательских работ: ученица 5 класса Лисовая Алина приняла участие во всероссийском литературно-художественном конкурсе, посвященном 175-летию российских железных дорог. По итогам участия Алина на церемонии награждения победителей в городе Москве 20 апреля 2012 года получила Диплом 3. По итогам конкурса рисунки учащихся входят в сборники лучших работ «175 лет железным дорогам»; 4 рисунка опубликованы в сборнике лучших работ «Дорога к звездам. Байконур». Отправлены две работы Щербачевой Анны в Красноярск на конкурс рисунков и поделок на железнодорожную тематику. В феврале 2012 года двое ребят были награждены Дипломами за участие в межрегиональной Школе диалога культур «МОСТ» в г. Красный Кут, где заочно были представлены исследовательские работы «Лапти на Руси как элемент народного костюма» и «Обряды, связанные с началом и концом жизненного пути». Работы девочек были показаны на выставках в школе, сельском Доме культуры, в Дворце культуры железнодорожников в г. Красноярске, на фестивале «Сабантуй» в п. Холмогорское.
В своей работе Зинаида Николаевна выявляет склонности детей, учитывая педагогические требования, предлагает темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Позволяет детям самим предлагать вид изделия, способы работы, экспериментировать, вносить новшества.
Особое внимание уделялось личностно ориентированной среде. Это, прежде всего, единая среда для всех учащихся, но вместе с тем позволяющая каждому ученику развиваться на основе тех индивидуальных возможностей, которые у него имеются в силу природных и социальных предпосылок. Важную роль в этом играет метод проектов т.к. этот метод дает возможность работать индивидуально, группой и коллективно. Зинаида Николаевна в своей работе чаще применяет индивидуальную и групповую форму.
На своих занятиях педагог вовлекает учащихся в различные виды художественной деятельности, основанной на материале народного творчества. Это является одним из условий их полноценного эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей.
В 2011 – 2012 учебный год девочки освоили новые технологии:
вязание салфеток на раме;
вязание на вилке,
декупаж.
Хаустов В.А. ведет кружок «Резьба по дереву». В своей педагогической работе Виктор Александрович опирается на индивидуальные способности каждого ученика. Задания носят индивидуальный характер, не занижая возможности учащегося, а вызывая стремление дойти до истины. Использовались картины, слайды, СМИ, раздаточный материал, составлялись техкарты.
На занятиях в кружке учащиеся создают изделия декоративно-прикладного искусства. При создании изделий решаются художественно-творческие задачи. Учащиеся овладевают приемами специфических ремесел с приобретением определенных трудовых навыков по выполнению творческих замыслов. Результаты такого труда приносят детям творческое удовлетворение, оказывая на них глубокое эмоциональное воздействие. У школьников появляется желание и потребность трудиться, так как эта деятельность связана с проявлением положительных эмоций. В течении учебного года ребятами 7 – 10 классов было изготовлено более 15 изделий в технике «Богородская игрушка», которые носят не только русский народный характер, но и железнодорожные мотивы. Например, «Упрямый костыль», «Перекус», «Мишин фонарь», «Рабочие будни» и другие. Одну из таких игрушек ученица 5 класса Лисовая А. подарила при встрече с президентом ОАО «РЖД» В.И. Якуниным в г. Москве.
Работы ребят были представлены на фестивале «Сабантуй» в п. Холмогорское, где произвели большое впечатление у взрослых и игривую улыбку у детей. Также работы выставлены в школьном выставочном уголке и представлены в Дворце культуры железнодорожников г. Красноярска. Осенью 2011 года под руководством директора школы Татьяны Александровны педагогами дополнительного образования был разработан проект по возведению деревянной часовни возле ключа Безымянный. Идею воплотили в реальность педагоги, учащиеся и рабочие школы, которые бескорыстно трудились над возведением часовни. Была проведена акция «Чистый родник», где школьники во главе с педагогами очистили территорию от мусора, сухих листьев. Знакомое всем место стало чистым и неузнаваемым, когда выложили бетонной плиткой дорожки, ведущие к источнику и к тому месту, где теперь люди могли присесть и отдохнуть, насладиться красотой этого места и набраться сил духовных. Увенчалась работа по благоустройству территории родника церемонией освещения. Настоятель Протоиерей отец Павел вручил благодарственные письма Романовой Татьяне Александровне, Хаустову Виктору Александровичу, Берегому Вячеславу Сергеевичу за усердные труды во славу православной церкви, а также поблагодарил всех боголюбивых людей, причастных к этому доброму делу.
По завершению этого проекта был разработан и реализован ещё один проект по возведению часовни в с. Родники возле Дома престарелых людей. Весной 2012 года ребята 9 – 10 классов разработали проект о возведении такой же часовни только в уменьшенной форме. Под руководством Хаустова В.А. макет часовенки подходит к завершению. С ребятами 7 и 9 классов Виктор Александрович принял участие в конкурсе рисунков и поделок на железнодорожную тематику, посвящённом 175-летию российских железных дорог, где представил 10 работ.
Руководитель музыкальной студии «Калинка» Носков А.В., считает, что музыкальное искусство всегда выполняло особую роль в процессе оздоровления человека. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Во время работы над песенным репертуаром у детей вырабатывается правильная осанка, дыхание. Благотворно сказывается на оздоровлении всего организма, в частности на профилактику заболеваний дыхательных путей. Вокальную студию посещает 30% детей с 1 по 11 классы. Активное участие учащихся в мероприятиях:
День знаний «Здравствуй, школа!»;
«С любовью к учителям»;
«День пожилого человека»;
«День Матери»;
« Здравствуй, Новый год!»;
День защитника Отечества «Солдаты Родины»;
«Живая память» (посвященный памяти о Тихоновом Павле);
Международный женский день 8 Марта «Мамочке милой праздник я дарю»;
Митинг и праздничный концерт «В память павших, во славу живых»;
Праздник последнего звонка;
Бал выпускной «Ни пуха, ни пера»;
Под руководством Андрея Владимировича учащиеся и педагоги школы приняли участие не только в школьных праздниках, но и в поселковых совместно с сельским Домом культуры. Таких как День защиты детей, в чествовании талантливых людей земли Ингольской, в песенной форме поздравляли людей военных лет. В прошедшем учебном году педагоги и ребята участвовали в вокальных конкурсах разного уровня: краевой фестиваль самодеятельного искусства «РЖД зажигает звёзды», где были представлены пять песен разной тематики и направленности; городской конкурс юных вокалистов «Рождественские звёзды», результатом участия стал Диплом за участие, Диплом 1 степени, Диплом лауреата 2 степени; районный фестиваль детского художественного творчества «Россия. Столетия великой истории», результатом которого стало Благодарственное письмо. Ежегодное участие в конкурсе «Музееада» не проходит без музыкального сопровождения, которое определяет колорит и настроение присутствующих. Второй год Андрей Владимирович показывает лучшие музыкальные композиции на конкурсе «Ученик года», которые всегда удостоены громких оваций и добрых пожеланий.
В феврале 2012 года был проведён День памяти Тихонова Павла, погибшего при выполнении боевого долга «Живая память». На мероприятии приняли участие, как педагоги, так и учащиеся школы. Мероприятие было наполнено музыкальными заставками и песнями, которые подчёркивали всю важность, трогательность и трагичность этого Дня памяти. Проведение мероприятий патриотической направленности способствует воспитанию личности школьников в духе мира и взаимопонимания с другими народами, осознания необходимости сохранения культуры мира. Не обходится без песен вечера встреч поколений, которые приобщают детей к истории нашей страны, воспитывают уважение к представителям старшего поколения, заставляют задуматься о важнейших человеческих ценностях: любви, дружбе, взаимопонимании, ответственности, преданности.
Андрей Владимирович является руководителем вокальной группы «Вектор +», в репертуаре которой множество музыкальных композиций. Группа принимает участие в различных конкурсах и фестивалях, выездных концертах по деревням и селам Шарыповского района, посвященных Дню Победы, Дню пожилого человека, Международному женскому дню и другим праздникам.
Глубокое и всестороннее владение основами национальной культуры осуществляется через освоение школьниками традиций народных ремесел и промыслов. На кружке «Бондарное дело», «Плетение из ивового прута» у Бабешко О.А. происходило приобщение учащихся к ремеслу наших предков, приобщение к трудовой культуре, осуществлялось эстетическое воспитание учащихся, приобретались знания и умения для изготовления банной бондарной посуды, плетения из ивового прута, а следовательно, формировались умения и навыки самостоятельно решать творческие задачи, развивался художественный вкус. Из групповых и индивидуальных работ учащихся организована школьная выставка изделий народных промыслов. Работа осуществляется через следующие формы и режим занятий: традиционные занятия, работа с источниками знаний, экскурсии, практические занятия, встречи с интересными людьми. Отличительными чертами кружка «Плетение из ивового прута» является его практическая направленность, изготовление изделий может осуществляться как индивидуально, так и коллективно. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как черчение, ИЗО, технология. В результате ребята учатся самостоятельно решать вопросы по разработке своих творческих работ, а также практически их выполнять.
Наиболее активными в работе кружка «Бондарное дело» учащиеся 6 – 8 классов. Ученики школы с легкостью выполняют бондарные изделия, украшенные разными видами резьбы и росписью, что придает самобытность ушату, маслобойке, кадушке, леднице, ведру, кружке. Символом школы и декоративно-прикладного творчества стал деревянный паровоз, в которой соединяется функциональность, эстетичность и оригинальность. Такой сувенирный фуршет для прохладительных напитков не только легко могут изготовить ребята школы, но и со знанием дела могут описать весь процесс рождения удивительных творений рук человеческих.
В результате прохождения программы кружка учащиеся получают навыки расчёта и изготовления изделий, приобретают умения владения строгальным инструментом. Также результатом деятельности учащихся является защита творческих проектов на конференциях и конкурсах разного уровня: защита исследовательских работ «Легендарный паровоз «Овечка» и современный железнодорожный транспорт» учеником 9 класса Темербаевым С. и «Лапти на Руси как элемент народного костюма» ученицей 11 класса Щербачёвой А. на краевом фестивале школьных музеев, исследовательской работы «Действующая модель водяной мельницы» учеником 7 класса Ивановым В. на краевом слёте юных техников. Результат работы по бондарному ремеслу представлен в школьном выставочном уголке, ежегодно оформляются передвижные выставки, как на районном, так и на краевом уровне. Неподдельный интерес вызывают кадушки, ушаты, бочонки, изготовленные из сибирской древесины и придающие народный колорит любому интерьеру.
На кружке «Моделист – конструктор» Олег Александрович приобщает учащихся к конструкторской деятельности. Педагог ставит перед собой основную цель: развитие технического мышления учащихся через освоение законов механики. Результатом такой цели являются действующие модели паровоза «Ов 33-13», танка Т-34, водяной мельницы, токарно-копировального станка по дереву и станка по изготовлению клёпок на бочонки. Все эти работы имели большой успех на ежегодных выставках технических идей и разработок школьников и студентов «Сибирский техносалон», где ребята получили Дипломы 1 и 2 степеней за изделия, Диплом 1 и Диплом 3 степени в научно-технической олимпиаде и памятные подарки. Победы ребят опубликованы в газетах «Красноярский железнодорожник» и «Огни Сибири». Одна из таких статей гласит: «Собрать всё золото выставок под силу юным талантам средней школы п. Инголь».
Воспитатель ГПД Осипова А.Ю. организует внеурочную деятельность с учащимися и воспитанниками учреждения, начиная с дошкольных групп. В ходе занятий ребята получают основы знаний и умений по хореографии, разучивают танцевальные композиции (русские народные, молдавские, спортивные, современные, классические), которые способствуют развитию детей, их физической силы, выносливости, ловкости и смелости, учат их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру. Посещаемость групп высокая - 36 человек, в прошедшем учебном году занятия посещали 18 учащихся. Следует отметить, что существуют графики работы каждой группы, которые составлены с учётом режима дня школьника, а также с учётом нагрузки учащихся, имеет место чередования труда и отдыха.
Проанализировав работу по развитию кружка в школе, нужно отметить положительные результаты работы в данном направлении, что показывает активность учащихся и даёт возможность удовлетворить желание их в определении своих танцевальных данных и музыкальных способностей. За истёкший учебный год с детьми разучены танцевальные композиции, с которыми ребята выступали на разнообразных мероприятиях. Танцевали со свечами на Дне памяти Тихонова Павла, погибшего при выполнении боевого долга, на конкурсе «Ученик года 2012» в п. Холмогорское. Исполняли танцы на митинге «В память павших, во славу живых» и в сельском Доме культуры на День защиты детей. Алиной Юрьевной в мае был проведён отчётный концерт с ребятами 1 – 11 классов, педагог творчески подошел к проведению мероприятия, ребята стремились передавать в танцевальных движениях характер и эмоционально окрашивать их, были показаны партнерские отношения необходимые для постановки танца, дети были мотивированы на активную работу и дальнейшие занятия хореографией.
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: