NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Е. А. Исаева муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Петровский программа


Приложение №2

Утверждаю

Директор школы

_______________

Е.А. Исаева

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ 


ШКОЛА

п. Петровский

ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ

«НАЧАЛА НРАВСТВЕННОСТИ»


2011- 2015 уч. год
ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Общие положения…………………………………………………………….. .

2. Нормативно правовая база…………………………………………………… .

3. Проблемы духовно-нравственного воспитания детей………………………

4. Цель и задачи программы……………………………………………………..

5. Ожидаемый результат…………………………………………………………

6. Содержание…………………………………………………………………….

6.1. Ценности и отношения………………………………………………..

6.2. Знания………………………………………………………………….

Темы к размышлению для этических бесед………………………

Изречения великих людей о нравственности……………………..

Список личностей…………………………………………………...

Книги для чтения…………………………………………………...

Мультфильмы и фильмы для просмотра………………………….

6.3. Умения и навыки……………………………………………………...

6.4. Социальные роли и позиции…………………………………………

6.5. Жизненный опыт……………………………………………………...

7. Модель реализации программы……………………………………………....

Направления развития духовно-нравственного воспитания детей…….

Система мероприятий по реализации программы………………………..

8. Приложения………………………………………………………………….....


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Программа рассчитана на учащихся 1 – 4 классов. Программа «Начала нравственности», которая направлена на повышение статуса духовно-нравственных ценностей у учащихся на основе всемерного использования национально-культурных традиций, опыта ученического самоуправления и самоорганизации; современного передового педагогического опыта и опыта воспитательной работы МОУ СОШ п. Петровский. Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по организации духовно-нравственного воспитания в начальных классах, может содействовать

качественной организации педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.
2. НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ БАЗА

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-Ф3 «Об общественных объединениях» (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.)

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. №422);

Социальный стандарт Российской Федерации «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» (ИМП МО РФ от 154.12.2002 г. № 30-51-914/16);

Закон «О защите прав ребенка»,

Концепция модернизации Российского образования на 2004-2008 гг. и на период до 2010 г. от 29.12.01. №1756-р.;

Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма у российского общества» (2001-2005 гг.)
3. ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. В настоящее время общепризнанным является факт, что возрождение и совершенствование духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования.

Воспитание детей в современном обществе реализуется в условиях экономических и политических преобразований. Произошло социальное расслоение общества, дифференциация и снижение доходов у значительной части семей, которые не смогли приспособиться к новым условиям и сформировать защитные механизмы. В результате разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, что сопровождаются снижением воспитательного воздействия семьи. С другой стороны, чрезмерная занятость родителей во многих обеспеченных семьях, низведение воспитания до уровня материальной обеспеченности также создают неблагоприятные семейные отношения, отчужденность детей и родителей, влекут за собой асоциальное поведение детей. В семейном быту остаются широко распространенными алкогольные традиции, отсутствие авторитета родителей и старших поколений в семье, неконструктивный, конфликтный стиль общения и взаимоотношений в семье. Недостаточна педагогическая культура родителей.

Развитие средств массовой информации, коммуникаций расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным фактором влияния на мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации, распространяемой через прессу, телевидение, радио, компьютерные информационные сети, на детей и молодежь обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений.

В последние годы несколько ослаб педагогический потенциал учреждений культуры, средств массовой информации, литературы и искусства. Книжная детская продукция оказывается недоступной для социально незащищенных слоев населения. Соответственно возрастает социальная роль библиотечной сети в условиях низкой покупательной способности населения.

Утеряна культура восприятия театрального искусства, разорваны связи между школой и театром. Репертуарная политика не способствует духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Несмотря на происходящий в последние два-три года рост общественной активности детей и молодежи, участие подростков в социальной деятельности, опыт реализации активной гражданско-нравственной позиции остаются недостаточными. Ученические органы самоуправления в школах развиваются медленно.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется ее преемственностью с другими звеньями образования и ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребенка. В.А. Сухомлинский считал, что «…незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»[30, 74]. Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в учебной деятельности.

Т.о., приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. Весь комплекс вышеназванных проблем в области духовно-нравственного воспитания требует целенаправленного разрешения.
4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цельсоздание условий для становления и развития общечеловеческой, национальной и духовной культуры учащихся начальных классов; обеспечение комплекса мероприятий для привлечения максимального внимания к решению проблем духовно-нравственного воспитания в пространстве образовательного учреждения.

Для реализации этой цели представляются актуальными задачи:

  • образование единой воспитательной среды, с актуализацией внимания на повышение статуса семейного воспитания;

  • формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника, способного самостоятельно оценивать и строить свою деятельность с интересами окружающих его людей, активизируя возможности регионально-культурной среды и духовно-национальных ценностей;

  • развитие толерантности в общении учащихся;

  • формировать уважительное отношение младших школьников к старшему поколению, развивать интерес к истории Родины, воспитывать чувство гордости за историю и социально-культурные достижения «малой Родины» ;

  • вовлекать детей начальной школы в деятельность ученического самоуправления;

  • воспитывать положительное отношение к труду, как высшей ценности; развивать потребность в творческом труде, воспитывать культуру труда;

  • приобщать детей к занятиям физической культурой и спортом, в том числе развитие интереса к национальным видам спорта.


5. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Что изменится

Каким образом фиксируем, замеряем

  • уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся; готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;

  • активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности;

  • диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);

  • диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова);

  • изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);

  • приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление;

  • развитость нравственно-духовного компонента в преподавании учебных дисциплин;

  • приобщение детей к здоровому образу жизни; проявление готовности к добросовестному труду в коллективе.




  • диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);

  • диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);

  • диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);

  • письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»;

  • диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок);

  • диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной);

  • диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.

(Приемы диагностики в Приложении 1)
6. СОДЕРЖАНИЕ

6.1. ЦЕННОСТИ И ОТНОШЕНИЯ

В настоящее время общепризнанным является факт возрождения и совершенствования духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, являясь одним из ведущих направлений системы образования. Духовно-нравственное воспитание рассматривается как общественное явление, представляющее собой сложный противоречивый социально-исторический процесс включения подрастающих поколений в жизнь общества, в творчество, и как процесс становления их духовно-нравственными личностями и индивидуальностями. С социальной точки зрения, духовно-нравственное воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемые обществом.

Организация этой деятельности опирается на научную картину процесса формирования социально-ориентированной личности, ее социально-нравственного становления. В процессе совместной деятельности люди вступают друг с другом в различные связи, подчиняются общественной дисциплине, следуют установившимся обычаям, традициям, нравам, привычкам, взаимно оценивают поступки, выступают с инициативой, подают пример, вступают в соревнование и т.д. Одним из регуляторов отношений является мораль (нравственность), ставящая перед человеком вопрос: справедливо ли он поступает и что несет людям – добро или зло? В своем поведении человек руководствуется убеждениями, взглядами, привычками. Поведение и поступки человека социально значимы и определяют его моральный характер: в них объективно отражается его отношение к обществу (долг и ответственность, инициативность), к труду (дисциплинированность, ответственное отношение к учению, трудолюбие), к людям (человечность, уважение, вежливость), к коллективу (коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость), к семье (любовь, уважение, чуткость), к себе (простота и скромность, правдивость, верность, искренность, гордость, самообладание, выдержка).
6.2. ЗНАНИЯ

«Золотое правило морали»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. (VI-V вв. до н.э.) «Чего в другом не любишь, того сам не делай» (Русская народная пословица) Суть правила в том, что каждый человек должен предъявлять к себе такие требования, какие он предъявляет к другим. Потребность относиться к другим как к самому себе, а точнее – возвышать себя через возвышение других и составляет основу нравственности.

Дети должны усвоить основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость; важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида; общие понятия гражданско-правового сознания: Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим.

(Словарь нравственных ценностей и понятий в Приложении 2).
Темы к размышлению для этических бесед

  • Как жить? К чему стремиться?

  • Почему одно поведение одобряется обществом, а другое – осуждается?

  • Почему плохой поступок приносит человеку страдание, а хороший радость и удовольствие, даже если никто, кроме его самого, и не знает об этом поступке?

  • Кто создал правила человеческого поведения?

  • Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

  • Зачем быть вежливым?

  • Неразлучные друзья – взрослые и дети.

  • Дружба – это…

  • Как выбирать друзей?

  • Отзывчивость и доброта.

  • Спешите делать добро.

  • Что значит быть откровенным.

  • Как мы выглядим.

  • О лени и лентяях.

  • Причины обид.

  • Кто такие эгоисты?

  • Правда и ложь – какие они?

  • Что такое характер?

  • Душевность и бездушность.

  • Что значит быть счастливым?

  • Мир без улыбки. Какой он?

  • Кем и каким я хочу быть?

  • Достоинства и недостатки.

  • Маленький, да удаленький.

  • Человек в природе и его здоровье.

  • Дом, в котором ты живешь.

  • Прогулки в лес.

  • У природы нет плохой погоды.


Изречения великих людей о нравственности

  • Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание ЧЕЛОВЕК.

К.Г.Паустовский

  • Совесть – высшее богатство, главный стержень человеческой души, на который нанизываются все остальные человеческие качества. Мустай Карим

  • Любовь к своей отчизне – это истинная вера,

Духовная сила – только в ней. Абельманих Каргалы

  • Все осушаем мы сами! Истребляем! Губим! Заметим дичь – палим из ружья. Увидим лес – рубим под корень! Цветок встретим – срываем! Нужно, не нужно. Лес – древесина, медведи – мясо, цветок – украшение. Не ждем милости у природы и не милуем ее. Землю матерью называем, но сколько мук она терпит от нас – детей своих. Мустай Карим

  • Честность, самоотверженность

Спутники настоящего мужчины… Абельманих Габдессалямова

  • Вы обладаете смелостью. Ведь главное – вера в себя. Каждый боится опасности, и смелость в том, чтобы победить боязнь» -

волшебник из сказки В. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

  • Правда – значит победа совести в человеке. А.С.Пушкин

  • Лжет только тот, кто боится. Г. Сенкевич.

  • Тля ест траву, ржа – железо, а ложь – душу. А.П.Чехов

  • Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери

  • Учись прощать ошибки других, никогда не прощай собственных. А.В.Суворов

  • Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего. М. Горький

  • Обсуживая поступки других людей, вспоминай свои. Л.Н. Толстой

  • Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную. Учись прощать ошибки других, никогда не прощай собственных. А.В.Суворов

  • Будь ты хоть сыном султана или богача,

Но не ставь себя выше других. Хибатулла Салихов

  • «Чудеса происходят не только в сказках, когда есть желание подарить радость другим» - волшебник из сказки В. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

  • Друг мне тот, кому все могу говорить. В.Г. Белинский

  • Настоящая дружба правдива и отважна. Ф. Шиллер

  • Друг – это тот человек, который знает о вас все и не перестает при этом любить вас. Э. Хаббард

  • Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев.

Д.И. Менделеев

  • Не люблю болтливых бездельников и ленивых мечтателей. Мне нравятся такие люди, которые задумывают то, что могут совершить, и совершают то, что задумали. Мустай Карим

  • Лучшая школа дисциплины есть семья. С. Смайлс

  • Пока жива моя мать, я не боюсь ни времени, ни дорого, не боюсь, что они со мной поступят худо. Мустай Карим

  • Приказ отца не терпит промедленья. Мустай Карим

  • Люди, братья мои, берегите своих матерей! С. Островой

  • Наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво. Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо. Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должно они благоприятно, не криком, и что говорить, должна быть правда истинная. Когда родители спросят, то должны они отозваться и отвечать тотчас, как услышат голос родителей и недерзновенно отвечать. Царь Петр I в 1717 г. издал указ «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению»

  • Живут лишь те, кто творит добро. Л.Н. Толстой

  • Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой. А.Н. Толстой

  • Велико ли, мало ли зло, его не надо делать. Эзоп

  • Правильно ли отвечать добром на зло? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром. Конфуций

  • Сколько не хули, добро добром прибудет.

Как не мажь навозом злато, - не убудет.

Лишь от грязи слов и злобных наговоров

Остается горечь, боль и накипь в людях. Мифтахетдин Акмулла

  • Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом – значит самому стать безнравственным человеком. В.А. Сухомлинский


(Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности – Приложении 3)


Список личностей

Жалок тот, кто живет без идеала. И.С. Тургенев
«Молодцы редкой отваги…»

Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Петр I

Полководцы А.В. Суворов и М.И. Кутузов

Герои Гражданской и Вов: Чапаев В.И., Жуков Г.К., Гастелло Н.Ф.

Славные сыны Башкортостана:

Салават Юлаев, Батырша (Абдулла Алев), Кинзя Арсланов, Минигали Шаймуратов, Александр Матросов, Мусса Муртазин, Мусса Гареев
Самое редкое мужество – это мужество мысли. А. Франс

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы: