Экзаменационные билеты по предмету «Информатика и икт»
Экзаменационные билеты по предмету «Информатика и ИКТ» для итоговой аттестации учащихся 9 класса.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Билеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике и ИКТ в устной форме за курс основного общего образования составлены на базе федерального компонента федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089). В то же время они учитывают содержание действующих в настоящее время образовательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России от 19 мая 1998 г. №1236 и от 30 июня 1999 г. №56), которые практически полностью реализуются в основной школе.
Представленные комплекты билетов отражают в полной мере федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования и включают также некоторые устоявшиеся в курсе информатики темы, имеющие свое положение в старшей школе и впоследствии присутствующие в экзаменационных материалах на вступительных экзаменах в ссузы и вузы.
Содержание заданий экзаменационных билетов разработано по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенных в соответствие с государственным образовательным стандартом по предмету в разделы «Информационные процессы» и «Информационные технологии». Содержание раздела «Информационные процессы» подразделяется на следующие темы: «Представление информации», «Передача информации», «Обработка информации. Алгоритмы», «Компьютер», «Информационные процессы в обществе». Содержание раздела «Информационные технологии» состоит из следующих тем: «Технология обработки текста», «Технология обработки графики», «Технология обработки числовой информации», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», телекоммуникационные технологии».
Комплект представленных билетов имеет следующую структуру: каждый билет имеет две части – теоретическую и практическую. Теоретическая часть предполагает устный ответ учащихся с возможной демонстрацией на компьютере необходимой для ответа иллюстративной части.
Практическая часть содержит задание, которое обязательно выполняется на компьютере. Основная цель данной части экзамена – проверить у выпускников уровень компетентности в сфере ИКТ (Сформированность умений оперировать теоретическими знаниями и изученным программным обеспечением, умение применять изученное для решения практических задач).
Каждое из заданий ориентировано на проверку умения выполнять определенный комплекс операций с конкретным программным пакетом, но при этом демонстрируются также общие знания и умения в области «Информатики и ИКТ»: запуск программ на исполнение, чтение и запись файлов данных, выбор оптимального формата хранения и представления объектов. Задание такого формата позволяет выявить степень освоения информационных и коммуникационных технологий, достаточную для продолжения образования.
Подготовка и проведение экзамена и оценивание ответов.
Время подготовки учащихся к ответу по билетам может быть в диапазоне от 10 до 30 минут (зависит от готовности учащихся отвечать). Время ответа на билет в целом не должно превышать 15 минут.
Оценивание ответа экзаменуемого экспертное (складывается из нескольких мнений членов экспертной комиссии). При оценке ответа используется «накопительная шкала». Поскольку в соответствии с целями изучения информатики и информационных технологий и требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы во время экзамена проверяются обязательные умения работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств ИКТ, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты, а также устойчивые навыки применения средств ИКТ в учебной деятельности и повседневной жизни, экзаменационная комиссия принимает практическое задание, которое оценивается дихотомически: сделано/ не сделано. Принятая комиссией практическая часть по выбранному билету означает, что учащийся уже может претендовать на отметку «3». Далее при устном ответе на теоретическую часть билета учащийся может добавить к имеющимся баллам еще один или два балла в зависимости от качества подготовки. Таким образом, применяется накопительная система оценивания, соответствующая традиционной пятибалльной шкале.
На отметку «4» оценивается ответ в целом на билет, если учащийся при ответе на теоретическую часть билета продемонстрировал системные полные знания и умения по поставленному вопросу. Содержимое вопроса учащийся изложил связно, в краткой форме, раскрыл последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направленность полученных знаний и умений, но при ответе на теоретическую часть билета были допущены незначительные ошибки, иногда нарушалась последовательность изложения или отсутствовали некоторые несущественные элементы содержания.
На отметку «5» оценивается ответ в целом на билет, если учащийся при ответе на теоретическую часть билета продемонстрировал системные полные знания и умения по поставленному вопросу. Содержимое вопроса учащийся изложил связно, в краткой форме, раскрыл последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направленность полученных знаний и умений, не допускал терминологических ошибок и фактических неточностей.
Билет №1.
Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Практическое задание (Приложение №1).
Билет №2.
Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации.
Практическое задание (Приложение №2).
Билет №3.
Дискретное представление информации: двоичные числа; двоичное кодирование текста в памяти компьютера. Информационный объем текста.
Практическое задание (Приложение №3).
Билет №4.
Дискретное представление информации: кодирование цветного изображения в компьютере (растровый подход). Представление и обработка видеоизображения. Понятие мультимедиа.
Практическое задание (Приложение №4).
Билет №5.
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, канал передачи информации. Скорость передачи информации.
Практическое задание (Приложение №5).
Билет №6.
Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя (на примере учебного исполнителя). Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок схемы.
Практическое задание (Приложение №6).
Билет №7.
Основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл; изображение на блок-схемах. Разбиение задачи на подзадачи. Вспомогательные алгоритмы.
Практическое задание (Приложение №7).
Билет №8.
Величины: константы, переменные, типы величин. Присваивание, ввод и вывод величин. Линейные алгоритмы работы с величинами.
2. Практическое задание (Приложение №8).
Билет №9.
Логические величины, операции, выражения. Логические выражения в качестве условий в ветвящихся и циклических алгоритмах.
Практическое задание (Приложение №9).
Билет №10.
Представление о программировании: язык программирования (на примере одного из языков высокого уровня); примеры несложных программ с линейной, ветвящейся и циклической структурой.
Практическое задание (Приложение №10).
Билет №11.
Основные компоненты компьютера, их функциональное назначение и принципы работы. Программный принцип работы компьютера.
Практическое задание (Приложение №11).
Билет №12.
Программное обеспечение компьютера, состав и структура. Назначение операционной системы. Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Графический пользовательский интерфейс.
2. Практическое задание (Приложение №12).
Билет №13.
Понятие файла и файловой системы организации данных (папка, иерархическая структура, имя файла, тип файла, параметры файла). Основные операции с файлами и папками, выполняемые пользователем. Понятие об архивировании и защите от вирусов.
2. Практическое задание (Приложение №13).
Билет №14.
Информационные ресурсы общества. Основы информационной безопасности, этики и права.
2. Практическое задание (Приложение №14).
Билет №15.
Технологии работы с текстовыми документами. Текстовые редакторы и процессоры: назначение и возможности. Основные структурные элементы текстового документа. Шрифты, стили, форматы. Основные приемы редактирования документа. Встраиваемые объекты. Понятие гипертекста.
2. Практическое задание (Приложение №15).
Билет №16.
Технологии работы с графической информацией. Растровая и векторная графика. Аппаратные средства ввода и вывода графических изображений. Прикладные программы работы с графикой. Графический редактор. Основные инструменты и режимы работы.
2. Практическое задание (Приложение №16).
Билет №17.
Табличные базы данных (БД): основные понятия (поле, запись, первый ключ записи); типы данных. Системы управления базами данными и принципы работы с ними. Поиск, удаление и сортировка данных в БД. Условия поиска (логические выражения); порядок и ключ сортировки.
2. Практическое задание (Приложение №17).
Билет №18.
Технология обработки информации в электронных таблицах (ЭТ). Структура электронной таблицы. Типы данных: числа, формулы, текст. Правила записи формул. Основные встроенные функции. Абсолютные и относительные ссылки. Графическое представление данных.
2. Практическое задание (Приложение №18).
Билет №19.
Основные принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Интернет. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Назначение и возможности электронной почты. Поиск информации в Интернете.
2. Практическое задание (Приложение №19).
Билет №20.
Понятие модели. Информационная модель. Виды информационных моделей (на примерах). Реализация информационных моделей на компьютере. Пример применения электронной таблицы в качестве математического моделирования.
2. Практическое задание (Приложение №20).
страница 1
скачать
Другие похожие работы: