Якименко Татьяна Павловна, преподаватель бу «Югорский художественный техникум», хмао югра, г. Югорск










Якименко Татьяна Павловна,
преподаватель БУ «Югорский художественный техникум»,
ХМАО - Югра, г. Югорск
Занимаясь со студентами изобразительным искусством, мы решаем двуединую задачу: создание условий, в которых студент получил бы не только определенный объем знаний и навыков, но и опыт самостоятельного творческого поиска.
Результатом художественно-творческой деятельности становится конкретный материальный продукт.
Сложность проектировочного поиска педагога заключается в необходимости достижения определенной цели обучения.
Даже, если деятельность студента на занятии характеризуется неопределенностью поисков, то педагог должен совершенно четко представлять себе, к чему эти поиски приведут и что в конкретной ситуации студент освоит, т.е. я заранее определяю для себя тот комплекс информации, который непременно должен освоить каждый учащийся.
Представим структуру учебного процесса на занятиях по живописи, рисунку в виде следующей схемы:
Педагогический процесс
РЕБЕНОК | | ПЕДАГОГ |
Индивидуальный опыт учащегося | | Уровень развития изобразительной функции рисунка | | Учебная ситуация | | Методический уровень передачи социального опыта | | Индивидуальный опыт педагога |
Индивидуальный опыт учащегося – непосредственный опыт жизнедеятельности, опыт осмысления мира и своего места в нем, опыт проявления особенностей интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер, задатков и способностей в изобразительной деятельности.
Особое значение для изобразительной деятельности приобретают художественно-творческие способности студента – структуру, которых представим в виде трех уровней:
Эстетическая позиция как целостное отношение к миру;
Творческое воображение;
Способность к быстрому, прочному усвоению специальных знаний.
Индивидуальный опыт педагога – интеллектуальный, эмоциональный и практический опыт, уровень владения теорией и технологией конкретного вида искусства.
Изобразительная функция - психологи рассматривают изобразительную функцию рисования как частный случай знаковой функции сознания.
В основе развития этой функции лежит сложный процесс создания изображения:
Предмет изображения | Эмоциональное восприятие | Графический образ | Воплощение с помощью выразительных средств языком изобразительного искусства | Художественный образ |
Эмоциональные переживания |
Методический уровень – включает четыре методических уровня (четыре ступени профессионального роста):
Педагогическая умелость (хорошо владеет);
Педагогическое мастерство (связано с интуицией, умением делать выводы);
Педагогическое творчество (содержит новизну);
Педагогическое новаторство (высший уровень, выдвижение новых идей, методика).
Учебная ситуация – структурная единица учебного процесса, ограниченная временными рамками встречи педагога и ребенка на уроке, занятии. Процесс обучения предполагает организацию:
- целевого пространства (развивает потребность в познании);
- поискового пространства (развивает творчество, познавательную деятельность, активность);
- рефлексивного пространства (развивает оценочную деятельность, способность исправлять ошибки).
Использование системы педагогического проектирования позволит:
- разработать на основе анализа тех или иных программных документов свой вариант организации занятий, который обеспечивал бы достижение запланированного результата;
- построить на занятиях диалог с ребенком, позволяющий максимально, продуктивно взаимодействовать с ним как с партнером по творческому процессу;
- передать ребенку тот объем социального опыта, в котором в данный момент нуждается ребенок;
- удержать интерес детей к конкретному виду деятельности.
Список литературы:
1. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика / В.С. Безрукова. – М.: Деловая книга, 1996. – 344 с.
2. Болотов, В. А., Исаев, Е.И., Слободчиков, В. И., Шайденко, Н.А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. 1997. N 4.
3. Гинецинский, В. И. Основы теоретической педагогики / В.И. Гинецинский. - СПб.: Прогресс, 1992. – 387 с.
4. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство/ Т.А. Стефановская. - М.: Деловая книга, 1998. – 501 с.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: