NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Якименко Татьяна Павловна, преподаватель бу «Югорский художественный техникум», хмао югра, г. Югорск


Использование системы педагогического проектирования на занятиях живопись, рисунок, композиция.
Якименко Татьяна Павловна,

преподаватель БУ «Югорский художественный техникум»,

ХМАО - Югра, г. Югорск
Занимаясь со студентами изобразительным искусством, мы решаем двуединую задачу: создание условий, в которых студент получил бы не только определенный объем знаний и навыков, но и опыт самостоятельного творческого поиска.

Результатом художественно-творческой деятельности становится конкретный материальный продукт.

Сложность проектировочного поиска педагога заключается в необходимости достижения определенной цели обучения.

Даже, если деятельность студента на занятии характеризуется неопределенностью поисков, то педагог должен совершенно четко представлять себе, к чему эти поиски приведут и что в конкретной ситуации студент освоит, т.е. я заранее определяю для себя тот комплекс информации, который непременно должен освоить каждый учащийся.

Представим структуру учебного процесса на занятиях по живописи, рисунку в виде следующей схемы:

Педагогический процесс



РЕБЕНОК




ПЕДАГОГ



Индивидуальный опыт учащегося





Уровень развития изобразительной функции рисунка




Учебная ситуация




Методический уровень передачи социального опыта




Индивидуальный опыт педагога

Индивидуальный опыт учащегося – непосредственный опыт жизнедеятельности, опыт осмысления мира и своего места в нем, опыт проявления особенностей интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер, задатков и способностей в изобразительной деятельности.

Особое значение для изобразительной деятельности приобретают художественно-творческие способности студента – структуру, которых представим в виде трех уровней:

  1. Эстетическая позиция как целостное отношение к миру;

  2. Творческое воображение;

  3. Способность к быстрому, прочному усвоению специальных знаний.

Индивидуальный опыт педагога – интеллектуальный, эмоциональный и практический опыт, уровень владения теорией и технологией конкретного вида искусства.

Изобразительная функция - психологи рассматривают изобразительную функцию рисования как частный случай знаковой функции сознания.

В основе развития этой функции лежит сложный процесс создания изображения:


Предмет изображения



Эмоциональное восприятие


Графический образ

Воплощение с помощью выразительных средств языком изобразительного искусства


Художественный образ

Эмоциональные переживания

Методический уровень – включает четыре методических уровня (четыре ступени профессионального роста):

  1. Педагогическая умелость (хорошо владеет);

  2. Педагогическое мастерство (связано с интуицией, умением делать выводы);

  3. Педагогическое творчество (содержит новизну);

  4. Педагогическое новаторство (высший уровень, выдвижение новых идей, методика).

Учебная ситуация – структурная единица учебного процесса, ограниченная временными рамками встречи педагога и ребенка на уроке, занятии. Процесс обучения предполагает организацию:

- целевого пространства (развивает потребность в познании);

- поискового пространства (развивает творчество, познавательную деятельность, активность);

- рефлексивного пространства (развивает оценочную деятельность, способность исправлять ошибки).

Использование системы педагогического проектирования позволит:

- разработать на основе анализа тех или иных программных документов свой вариант организации занятий, который обеспечивал бы достижение запланированного результата;

- построить на занятиях диалог с ребенком, позволяющий максимально, продуктивно взаимодействовать с ним как с партнером по творческому процессу;

- передать ребенку тот объем социального опыта, в котором в данный момент нуждается ребенок;

- удержать интерес детей к конкретному виду деятельности.

Список литературы:

1. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика / В.С. Безрукова. – М.: Деловая книга, 1996. – 344 с.

2. Болотов, В. А., Исаев, Е.И., Слободчиков, В. И., Шайденко, Н.А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. 1997. N 4.

3. Гинецинский, В. И. Основы теоретической педагогики / В.И. Гинецинский. - СПб.: Прогресс, 1992. – 387 с.

4. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство/ Т.А. Стефановская. - М.: Деловая книга, 1998. – 501 с.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: