Коскина Любовь Игоревна, преподаватель бу «Югорский художественный техникум», хмао – Югра, г. Югорск
Психолого-педагогические подходы в преподавании композиции
Коскина Любовь Игоревна,
преподаватель БУ «Югорский художественный техникум»,
ХМАО – Югра, г. Югорск
Каждый студент художественного училища хорошо помнит первые простые задания по рисунку: куб, шар, цилиндр…. На уроках живописи начинали с простых натюрмортов из одного-двух предметов. Затем переходили к более сложным постановкам. Постепенно возрастала сложность задач, которые нужно было решить.
Загадочным предметом в художественном училище продолжала оставаться композиция. Здесь нет "кубика", как на рисунке, или "чашки с яблоком", как на живописи. И студенту хочется сразу нарисовать свое и по-своему. Многим именно за это и нравится предмет композиция. Вот только, почему-то, в рисунке и в живописи мастерство прибывает вместе с усложнением "скучных", на первый взгляд, заданий, а в композиции – не всегда и не у всех.
Чтобы разобраться в этом вопросе рассмотрим основы композиционной деятельности.
В основе данного вида деятельности лежит образное мышление. Образное мышление – является одним из видов мышления и связано с представлением ситуаций и изменений в них. Важной особенностью его является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве образное мышление практически неразличимо с воображением.
Вся деятельность человека делится на два основных вида: воспроизводящую или репродуктивную, связанную с памятью и творческую или комбинирующую, связанную с созданием новых образов и действий.
Суть первой заключается в воспроизводстве, повторении раньше созданных и выработанных приемов поведения. Примеров такой деятельности и является рисование с натуры, где студент воспроизводит только то, что существует перед ним. В этом случае деятельность не создает ничего нового, ее основой является более или менее точное повторение того, что было.
Суть второй кардинально отличается от первой. Она не является результатом воспроизведения бывших в опыте человека впечатлений и действий, а создает новые образы или действия.
Эти различия в деятельности базируются на физиологических основах работы мозга, который является не только органом, сохраняющим информацию, но и комбинирующим, творчески перерабатывающим ее. Такого рода деятельность (воображение), основанная на комбинирующей способности нашего мозга и является ведущей в художественном развитии (и основой предмета композиция).
Воображение, обычно воспринимается преподавателями не совсем так, как рассматривает это понятие наука (воображение – есть все то, что нереально, что не соответствует действительности и что, таким образом, не может иметь никакого практического серьезного значения). На самом же деле воображение входит в любой трудовой процесс, является основой всякой творческой деятельности – художественной, конструкторской, научной. «Всякое изобретение, говорил Рибо, крупное или мелкое. Прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведено в уме при посредстве новых сочетаний и соотношений». По своему составу воображение – это сложный процесс. И то, что мы называем творчеством, говорил Выготский, есть обычно только катастрофический акт родов, явившийся в результате очень долгого внутреннего вынашивания и развития плода. Именно так работает художник над картиной: от замысла – к воплощению. Эта работа предполагает более высокий уровень обобщений.
Замысел в процессе воображения и есть ни что иное, как восприятие внешнее и внутреннее, которые составляют основу опыта человека. То, что студент видел, слышал, то что он видит и слышит сейчас являются первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого в последствие будет строиться его фантазия. И если этого опыта недостаточно или он скуден, трудно говорить о создании какой-либо серьезной композиции. На этом этапе задача педагога заключается в создании такой педагогической ситуации, в которой студент был бы вынужден с одной стороны активнее обращаться к своему прошлому опыту, с другой постоянно пополнять и расширять его, используя все известные ему способы. А потому педагог должен обучить этим способам студента, то есть сформировать те умения и навыки, которые помогут ему постоянно обогащать свой практический опыт.
Такой формой работы может быть рассматривание и образное прочтение репродукций. В произведениях искусства образ человека, или природы, уже выявлен с необходимой силой выразительности. Художник отбросил все случайное, поверхностное, передав суть образа человека. Воспринимать такой образ, для студента, гораздо легче, чем пытаться понять его в окружающих людях. При этом ничуть не страдает задача, поставленная перед ним, – научиться видеть и понимать образы. Кроме того, изобразительное искусство обладает огромным запасом образов-типов, с гениальной мощью передающих различные характеры. Получается, что помимо развития образных способностей студент на практике знакомиться с выразительными возможностями большого искусства.
Но не менее важно и формирование умения наблюдать особенности образов и предметов реальной, окружающей жизни. И здесь преподаватель должен планировать занятия по композиции таким образом, чтобы они не ограничивались только рамками учебной аудитории. Чем большее количество образов, предметов, явлений, ситуаций будут составлять опыт студента, тем плодотворнее завершится этап идейного замысла композиции. Так как с каждым новым образом происходит обогащение воображения, а, следовательно, и повышение творческой активности.
Далее следует сложный процесс переработки полученного материала. Важнейшими составляющими этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Диссоциация заключается в том, что сложное целое, а всякое впечатление представляет собой сложное целое, как бы рассекается на части, отдельные части выделяются, становятся значимыми по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. Процесс выделения черт и оставление без внимания других и есть диссоциация. Этот процесс основан на динамичности наших внутренних нервных возбуждений и соответствующих им образах. Следующим моментом в составе процессов воображения является ассоциация, т.е. объединение диссоциативных и измененных элементов. Она может происходить на различной основе и принимать различные формы.
Заключительным и последним моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. И эту комбинаторную способность на ряду с аналитическими способностями так же необходимо развивать и упражнять. По-другому нужно научить студента способам объединения элементов и получения единого целого, показать разнообразие форм, которые могут принимать объединенные в систему элементы, т.е. научить способом и приемам группировки в композиции.
Полный круг творческой деятельности будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется, во внешних образах. Поэтому деятельность воображения напрямую зависит от умения воплощать продукты воображения в материальную форму.
Рассмотрим эту зависимость на примере рисования. Не секрет, что рисование составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте. Но по мере того как ребенок растет, у него обычно наступает разочарование и охлаждение к рисованию.
Рисовать продолжают только одиночки, большей частью особо одаренные в этом отношении или побуждаемые к нему внешними условиями. Это обусловлено тем, что ребенок с приобретением опыта начинает критически относиться к своим рисункам, детские схемы-каракули не удовлетворяют его, они кажутся ему слишком объективными. Т.е. происходит рассогласование между тем жизненным опытом, который имеет ребенок и наличием умения его перевода в материальную форму. Он постепенно приходит к убеждению, что не умеет рисовать, и оставляет рисование.
Аналогичные трудности испытывают и студенты художественного училища при работе над композицией, в случае не владения основными приемами и средствами переноса замысла (идеи) во внешнюю форму. Они создают объекты сродни детским рисункам, понимают свою несостоятельность, но изменить сделанное не в силах. Поэтому начинают ненавидеть композицию и деятельность, связанную с ней. Во избежание неудовлетворительной оценки начинают вместо творческой деятельности заниматься репродуктивной (срисовывать из журналов, фотографий, рисовать с натуры и т.п.). В этом случае происходит дублирование аналогичной деятельности, которой они занимаются на рисунке и живописи. Хотя эта деятельность и имеет огромное значение для накопления в памяти определенных образцов, способов и приемов их пластического воплощения, все же она остается репродуктивной и ничего общего с творчеством и воображением не имеет.
Вот почему важно не только показать все приемы, правила и законы композиции. Но и научить студента способам и приемам пластического воплощения, т.е. обучить техническим приемам владения материалом, особым способам выражения, которые дают живопись и рисунок. Только культивируя это владение материалом, педагог сможет поставить на правильный путь профессиональное развитие студента.
Таким образом, мы увидели, что композиция действительно является особым предметом, на котором студенты занимаются творческой деятельностью, работают со своим воображением и воплощают его в продуктах внешнего мира (картинах). Кроме того, данный предмет призван решать две задачи: культивировать творческое воображение и формировать культуру процесса воплощения образов, создаваемы творчеством.
Следовательно, преподавание этого предмета должно строиться по-особому с опорой на психологические закономерности творческой деятельности и воображения. Только там, где эти задачи решаются комплексно можно дать студенту то, чего вправе от него ожидать.
Список литературы:
Капланова, С. От замысла и натуры к законченному произведению / С. Капланова. — М.: Просвещение, 1981. – 265 с.
Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н.Н. Ростовцев. — М.: Просвещение, 1980. – 472 с.
Фаворский, В.А. О композиции//Искусство. — 1933. — №3.
Шорохов, Е.В. Основы композиции / Е.В. Шорохов. — М.: Искусство, 1979. – 389 с.
Шорохов, Е.В. Композиция / Е.В. Шорохов. — М.: Искусство, 1986. – 276 с.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: